14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Часы кулибина яйцо

Часы для Императрицы. Часть 1. Часы Кулибина

За свою жизнь российский гений Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но первыми и наиболее знаменитыми считаются часы для Императрицы, единственные сохранившиеся до наших дней.

Перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина впечатляет. Сотни проектов и чертежей разнообразных приборов: инструменты для проведения механических, оптических, акустических опытов, паровые электрические машины, гидродинамические приборы, эскизы мостов и многие другие изобретения. Одним из знаменитых шедевров русского гения-самоучки являются часы яйцевидной формы для Екатерины II, более известны под названием «часы Кулибина».

Мастер-самоучка Иван Кулибин

Иван Кулибин проживал в Нижнем Новгороде, где после учебы у московского часовщика, открыл свою мастерскую. Он быстро стал популярным, подчинив дорогостоящие часы губернатора Якова Аршиневского. В 1764 году жители города узнали, что императрица Екатерина II едет к ним с визитом. Кулибин решил преподнести царице подарок — музыкальные часы в форме яйца. До Екатерины дошли слухи об эксклюзивном подарке, поэтому по прибытию в город она пожелала познакомиться с мастером. Иван Кулибин был представлен императрице, однако выяснилось, что часы еще не готовы. Чтобы сгладить конфузную ситуацию Кулибин продемонстрировал другие свои достижения (на которые он собственно и отвлекся, не успев доделать часы в срок), среди которых были телескоп и микроскоп. Проявив интерес к оптическим изобретениям, Екатерина простила мастера и пригласила его посетить свой дворец, как только часы будут готовы.

27 февраля 1769 года Иван Кулибин прибыл в Петербург. Его сани были загружены изобретениями: микроскопами, часами и другими приборами. Он был представлен научному обществу Санкт-Петербургской академией наук. Его визит был на слуху у всего высшего общества.

Екатерина была поражена подарками и восхищена феноменальными часами, которые каждый полдень играли прекрасную мелодию, сочиненную для нее самим мастером.

Уникальные часы-яйцо Кулибина

3 года понадобилось Кулибину чтобы создать уникальный механический шедевр, состоящий из 427 деталей, которые разместились в пространстве не больше гусиного яйца. Корпус часов выполнен из серебра, украшенный позолоченной резьбой. На тупом конце расположен циферблат с минутной и часовой стрелкой. Благодаря специальной подставке, не надо переворачивать корпус чтобы увидеть стрелки. Механизм отбивает каждый полный час, половину и четверть часа. Заводятся один раз в сутки. Но самое удивительное в этих часах – это миниатюрный автоматический театр, который расположен в верхней половине яйца.

Шедевры микромеханики XVII-XVIII веков

В конце каждого часа с боку корпуса открываются маленькие дверцы. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором разыгрывает библейская сцена. Домик с камнем впереди символизирует пещеру с «гробом Господним». По бокам пещеры стоят стражники. Спустя 30 секунд после открытия является ангел, камень отъезжает в сторону, стражники падают вниз. Еще через полминуты появляются женщины-мироносицы, а с их явлением куранты проигрывают мелодию молитвы «Христос Воскрес» три раза.

Часы «яичной фигуры»

Вторую половину суток, каждый час играет мелодия «Воскрес Иисус от гроба». Еще одна технически уникальная функция часов заключается в том, что религиозная миниатюра включается в любой момент с помощью специального механизма и можно на выбор прослушать одну из трех мелодий. Абсолютно все работы по созданию часов Иван Кулибин делал самостоятельно. Ему пришлось разбираться и в ювелирном деле, и применить свои композиторские навыки.

Результат превысил все ожидания — эксклюзивное изобретение, опережающее время по своей сложности исполнения, до сих пор не имеет аналогов в мире.

Часы-Павлин

Все изобретения, которые преподнес в подарок императрице Кулибин, были сданы по ее указу для хранения в Кунсткамеру. Чудо-часы вошли в коллекцию Эрмитажа и не только они. А сам изобретатель получил должность руководителя мастерскими Санкт-Петербургской академии наук, что дало ему возможность до конца своих дней заниматься любимы делом.

Часы И.П. Кулибина Яичной фигуры

И ван Петрович Кулибин (1735г. — 1818г.) — русский гений, выдающийся новатор и изобретатель, на счету которого не мало удивительных изобретений. Талант Ивана Петровича заслуживает уважения, а его работы в часовом деле восхищают и впечатляют своей сложностью даже в наш технологичный век. Безусловно, такие люди должны занимать достойное место в истории.

Знаменитые часы «яичной фигуры» — это интереснейшие карманные часы в металлическом корпусе, которые создавались как подарок императрице Екатерине II. Идея создания необычных часов пришла в голову изобретателю-самоучке Ивану Петровичу Кулибину, когда он узнал о предстоящем посещении императрицей ряда старинных городов, в том числе и Нижнего Новгорода, уроженцем которого он был. Кулибин держал небольшую часовую мастерскую, но так как в те времена часы были только у богатых людей и стоили очень дорого, то свободного времени у мастера часового дела хватало. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов. Решив создать часы для Екатерины II, изобретатель-самоучка, заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы.

Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат.

В конце каждого часа внутрь корпуса открываются маленькие створчатые двери. Они отворяют чертог из злата, а представление разыгрывается автоматически. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором напротив дверей находится в подобии «гроба Господня» гроб с закрытой маленькой дверцей, приваленной камнем. У «гроба Господня» стоят воины с копьями. Через полминуты после открытия чертога вдруг является ангел, а от этого явления камень отваливается и дверь в гроб разрушается. Воины, наблюдавшие за происходящим, в огромном испуге падают ниц. Еще через полминуты приходят к ангелу две женщины в подобии мироносиц, а с их явлением куранты играют три раза мелодию молитвы «Христос Воскрес». После того как все стихло двери закрываются для того, чтобы через час снова повторилось все действо. В полдень, один раз в сутки, часы исполняют мелодию написанную Иваном Петровичем Кулибиным специально в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. После этого, вторую половину суток, каждый час, часы исполняют третью мелодию «Воскрес Иисус от гроба». Театр-автомат включается в любой момент с помощью специального механизма и можно прослушать любую из трех встроенных мелодий.

Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.

Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал сам, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство краснодеревщика. А работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика. Граверное мастерство помогло Кулибину выполнить украшения и мелкие детали, а ремесло позолотчика расставить последние акценты в техническом исполнении работы. Также, механиком-самоучкой, был задействован талант композиторский для написания музыки.

По приезду императрицы в Нижний Новгород, Кулибин был ей представлен как изобретатель и умелец, однако, часы еще были в работе и не могли быть подарены. Поэтому механик-самоучка показывал Екатерине II свои другие изобретения — микроскоп и телескоп. Гениальный мастер очень увлеченно рассказывал о незаконченных часах и преподнес сочиненную в ее честь оду. Работы умельца были оценены, рассказ о часах заинтриговал и Кулибин был приглашен посетить Зимний дворец, как только часы будут готовы.

В марте 1769 года часы были закончены, и сразу же вместе с Костроминым Кулибин отправляется в Санкт-Петербург для вручения подарка Екатерине II. Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру, создавшему такой шедевр, переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук графа Орлова. Создание необычных часов, фактически стало началом успешной карьеры Кулибина и открыло перед мастером большие перспективы, дало уникальную возможность заниматься любимым интересным делом не думая о финансовой стороне жизни.

Читать еще:  Рецепты пасхальных куличей с фото

Сегодня часы Кулибина «яичной фигуры» хранятся в Эрмитаже и воспринимаются как подлинное чудо точной механики. Они на столько добротно выполнены, что идут и сейчас, а современные часовщики удивляются сложности и точности механизма.

За свою жизнь Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но одним из первых и наиболее известных считаются часы для Императрицы , единственные дошедшие до наших дней.

Необыкновенные часы Ивана Кулибина

Когда про кого-нибудь с похвалой говорят — «Кулибин», то, значит, имеют в виду очень изобретательного человека, творца и большого мастера. Действительно, Иван Петрович Кулибин был великим умельцем и великим изобретателем XVIII века.

Отец Ивана Кулибина имел в Нижнем Новгороде мучную лавку. К торговле он мечтал приохотить и сына. Отмеривал Ваня муку, черпал ее из мешка большим совком, и брала его невыразимая тоска. Не лежала у него душа к торговому делу. Не мог он забыть часы, которые видел в доме купца Микули-на, часы с кукушкой. Когда наступало положенное время, в часах распахивались дверцы и выскакивала механическая кукушка. Она куковала нужное число раз и снова исчезала до следующего часа. Года два спустя попробовал Иван смастерить подобные же часы, да только ничего не вышло. Не было еще у юного мастера опыта.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Кулибина дальше, не подвернись счастливый случай: довелось ему побывать в Москве. На Никольской улице увидел Иван часовую мастерскую и зашел. Это была мастерская часовщика Лобкова — человека доброго и отзывчивого. Он показал Кулибину самые интересные часы, какие были в мастерской, но, главное, подарил приезжему, видя его интерес к часовому делу, старые инструменты.

Иван Кулибин возвращался домой, чувствуя себя богачом. Теперь дело пошло на лад. Он быстро научился чинить любые часы. Об искусстве Ивана Петровича заговорили по всему городу. К нему потянулись заказчики. Кулибин брал только самые сложные часы, в том числе с кукушкой или, как тогда говорили, «с секретом».

Но больше всего ему хотелось сделать часы собственной конструкции. Однако для этого понадобились бы специальные приспособления и дорогие материалы, в том числе серебро и даже золото. Пожалуй, мечта эта так и осталась бы неосуществленной, но неожиданно Кулибин получил поддержку. Богатый нижегородский купец Костромин согласился все расходы по изготовлению оригинальных часов взять на себя. Щедрость купца объяснялась просто. Шел слух, что Екатерина II собирается в путешествие по волжским городам. Костромин решил преподнести такие часы императрице и тем заслужить ее расположение и награду.

Разумеется, поддержка купца обрадовала Кулибина. На время он переехал в дом Костромина и с необычайным вдохновением начал нелегкую работу. Часы «видом между гусиным и утиным яйцом» отличались чрезвычайно сложным устройством. Достаточно сказать, что в них насчитывалось около полутысячи деталей, большей частью мелких и мельчайших!

В конце каждого часа на корпусе их отворялись дверцы «чертога», и автоматически действующие фигурки разыгрывали пьесу на религиозную тему. Ровно в полдень звучал гимн, мелодию которого сочинил сам изобретатель. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

Царица прибыла в Нижний весной 1767 года. Ее сопровождала свита в две тысячи человек. Огромные лодки-галеры под грохот пушечного салюта и звона церковных колоколов остановились у стен Кремля.

На следующий день Костромин и Кулибин были представлены Екатерине. Часы ей понравились. Она пообещала вызвать талантливого мастера в Петербург и определить на службу в Академию наук. Костромин получил в награду тысячу рублей золотом.

Полгода спустя Кулибин приехал в столицу. Менять свой привычный облик на «европейский» не стал. По-прежнему носил кафтан, сапоги и бороду. Один из современников писал о Кули-бине, что он был «мужчина статный и в походке являющий достоинство», был абсолютным трезвенником, никогда не курил и не играл в карты. Отличался большой аккуратностью. В Академии он был определен на должность заведующего мастерскими по изготовлению различных научных приборов.
Академия находилась на Васильевском острове. Странным казалось Кулибину, что через Неву не было построено ни одного постоянного моста! Зимой через реку перебирались прямо по льду. Весной, после ледохода, сооружался временный наплавной мост. Существовало мнение, что в широкой и быстроходной Неве устои постоянного моста не выдержат натиска льдин.
Кулибин решил создать мост без промежуточных устоев, в виде гигантской изумительно красивой арки, перекинутой с одного берега Невы на другой. Арочные мосты за рубежом строились, но какие? Самый длинный — протяженностью в полсотню метров. А мост, задуманный русским механиком, должен был иметь пролет в триста метров!

Чтобы убедиться в прочности деревянной арки, Иван Петрович построил модель в десять раз меньше настоящего моста. Посмотреть испытания модели пришли самые видные петербургские ученые, академики, например, Леонард Эйлер. На мост уложили три тысячи пудов железа! Мост держался. К железу добавили груду кирпичей. Кулибин взбежал на мост. За ним поднялись и академики. Мост по-прежнему стоял не шелохнувшись.

Корнелий — «железный человек»

Увы, на этом все и закончилось. Красавец-мост остался лишь в чертежах. Позже неутомимый изобретатель спроектировал еще три моста, железных. Однако и они построены не были. Да разве только с мостами так вышло?

Зимой 1779 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» объявила, что механик Кулибин изобрел фонарь с особым зеркалом, усиливающим свет обычной восковой свечи в 500 раз и более! Секрет устройства фонаря состоял в том, что свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Изобретатель хотел использовать свой фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц. А фонарь был превращен в забаву на балах царицы и ее придворных. Замечательный мастер страдал. Ему хотелось быть полезным своей стране, а его принуждали заниматься пустяками.

Забавы ради вельможи привозили из-за границы диковинные автоматы, тешились сами и тешили других. Лев Нарышкин — шутник и острослов — то ли в Германии, то ли во Франции купил «железного человека». Корнелий, так назывался автомат, сидел в кресле перед столиком. Он мог перебирать игральные карты, передвигать шашки, считать деньги. Устройство его было весьма сложным и хитроумным.

Нарышкин собирался показать Корнелия на пышном балу. Автомат же, как назло, вышел из строя. Для срочной починки его вельможа пригласил итальянского мастера Бригонция. Тот принялся за дело, но как ни старался, «оживить» автомат так и не смог. «Отрубите мне голову, — заявил он Нарышкину, — если кто-нибудь сможет починить Корнелия».

«Он изобретет ковер-самолет!»

Тогда позвали Кулибина. Иван Петрович быстро разобрался в сложном устройстве автомата и быстро исправил его. «Позвать сюда Бригонция!» — приказал Нарышкин. Спустя пять минут итальянец был уже во дворце. «Прошу тебя, попробуй еще раз пустить в ход Корнелия — притворно стал умолять Нарышкин. «Нет, нет, это невозможно, — отвечал Бригонций. — Клянусь головой».

И вдруг «механический человек» поднял руку и крикнул: «Рубите ему голову!». Это сделал Кулибин, спрятавшийся позади автомата. Итальянский механик так перепугался, что, не помня себя и забыв шляпу, бросился к выходу.

Много еще других изобретений сделал Кулибин: создал судно, которое само могло двигаться по реке против течения, оптический телеграф, «механические ноги» — протезы, машину для добычи соли, сеялку, лифт, вододейс-твующую мельницу и многое другое.

Однажды на каком-то празднике Кулибин встретился с Александром Васильевичем Суворовым. Великий полководец подошел к нему, взял под руку, спросил о здоровье, и, повернувшись к гостям, громко сказал: «Да, он изобретет нам и ковер-самолет!».

Читать еще:  Самый вкусный кулич

В 1801 году Иван Петрович возвратился в Нижний Новгород, разочарованный жизнью в столице. На родине он построил еще одно самоходное судно, большое, на котором можно было перевозить товары. Думал заинтересовать этим судном волжских купцов. Тщетно, труд бурлаков был значительно дешевле.

Великий русский изобретатель прожил долгую жизнь. Он умер в 1818 году в возрасте 83-х лет, умер в бедности и забвении.

Русские изобретения в залах Эрмитажа

Как правило, слово Эрмитаж ассоциируется с картинами, красивыми дворцовыми залами, скульптурами, мозаиками и всевозможными художественными вещицами, которые при всём своём великолепии характеризуют высокие достижения технологий обработки материалов в прикладных и декоративных целях. Однако есть в эрмитажной коллекции и экспонаты, скорее относящиеся к сфере научно-технического прогресса. В коллекцию одного из крупнейших музеев мира попали и работы русских изобретателей, народных мастеров-умельцев.

Иван Петрович Кулибин

Из русских изобретателей наиболее известен выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735—1818)— автор проектов гигантских мостов, самодвижущихся судов, плавучих мельниц, семафорного телеграфа, коляски-самокатки и многих других оригинальных изобретений.


Часы «яичной фигуры» работы И. П. Кулибина.
1765 — 1769 гг.
Государственный Эрмитаж

На портрете Кулибина, хранящемся в Эрмитаже (работа художника H. H. Веденецкого), рядом с изобретателем изображены уникальные часы «яичной фигуры», которые находятся тут же, в соседней витрине. Сама идея создать диковинные часы, превосходящие все виденные ранее образцы, пришла Кулибину в 1764 году. Но лишь после того, как один из купцов предоставил необходимые средства, мастер смог приступить к осуществлению своего замысла. Он трудился в течение нескольких лет и закончил работы в 1769 году.

По размеру часы не больше гусиного яйца. Их корпус с многочисленными узорами сделан из позолоченного серебра. Внутри него скрыт сложнейший механизм, состоящий из нескольких сот деталей. На корпусе имеется кольцо, за которое часы можно подвесить, а с противоположной стороны — стекло и под ним циферблат и стрелки. Но часы не только указывают время. Каждые четверть, полчаса и час слышен музыкальный бой. А в полдень механизм ежедневно исполняет мелодию из торжественной кантаты, сочиненной Кулибиным в честь Екатерины II.

Каждый час в небольшом окошечке, расположенном сбоку, открывается дверца и в крошечном чертоге, словно на подмостках театра, разыгрывается сцена «Воскресение Христа». В ней действуют крохотные, отлитые из золота и серебра фигурки воинов, ангелов, жен-мироносиц. Действие сопровождается музыкой, причем до 12 часов дня — одной мелодией, а после полудня — другой. Сложнейший механизм этих удивительных часов до сих пор остается исправным. Часы «яичной фигуры» — один из памятников далекого прошлого, позволяющий еще лучше оценить талант и изобретательность народных мастеров.

Кулибин подарил эти часы Екатерине II когда она проезжала через Нижний Новгород. Вскоре после этого по приказу царицы Кулибин был назначен «механикусом», руководителем механических мастерских Академии наук и переехал из Нижнего Новгорода в Петербург.

Однако даже высокое положение «механикуса» (Кулибин занимал этот пост в течение трех десятилетий) не дало ему возможности практически осуществить наиболее значительные и смелые из своих проектов. Гравюра с изображением одноарочного висячего моста через Неву, чертежи «подоводного судна» и другие материалы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, дают представление об интересных замыслах Кулибина, претворение которых в жизнь было немыслимо в то время.

Егор Григорьевич Кузнецов


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова
1785 — 1801 гг.
Государственный Эрмитаж

В эрмитажной колекции есть небольшие металлические дрожки, снабженные инструментом, отсчитывающим пройденные версты, и небольшим органчиком, исполнявшим во время движения дрожек мелодии. Создатель этих дрожек — талантливый изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (род. в 1725 г.) — крепостной мастер Нижнетагильского завода Демидовых. Тут же на дрожках сохранился его портрет, который был написан крепостным мастером Сидором Дубасниковым прямо на металлической доске под органом. Портрет этот плохо сохранился, но и в таком виде интересен как одно из немногих изображений талантливых крепостных мастеров-умельцев.


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова. Приборная панель

Андрей Константинович Нартов

В Эрмитаже представлены станки, инструменты и прочее оборудование петровской царской Токарни. Руководителем Токарни (большой механической и инструментальной мастерской, оснащенной по последнему слову техники того времени) был выдающийся русский изобретатель и машиностроитель — Андрей Константинович Нартов (1680/94 — 1756).

Молодой, но уже опытный и искусный мастер, талантливый ученик школы математических и навигационных наук в Москве, он был замечен Петром I и по праву занял ведущее положение в придворной мастерской царя. В уникальной эрмитажной коллекции, состоящей из одиннадцати станков (один станок промышленного назначения и десять для художественных работ), особое внимание привлекает созданный Нартовым в результате долгой и напряженной работы (1718 — 1729 гг.) токарно-копировальный станок для обработки боковых поверхностей цилиндра. С помощью мартовского станка рельефные изображения с бронзовой модели могли быть перенесены на дерево, кость или другой материал. При этом суппорт (держатель резца) перемещался механически.
Конструкция Нартова появилась значительно раньше, чем англичанин Г.Модели, которого считают изобретателем суппорта, построил свой первый станок (1794 г.).


Токарно-копировальный станок, сконструированный А. К. Нартовым
1718 — 1729 гг.
Государственный Эрмитаж

Многогранный талант Нартова проявлялся во многих областях, Он был специалистом в монетном деле (создал оригинальные станок для изготовления монет), работал в Артиллерийском ведомстве, где придумал и внедрил ряд важных технологических новшеств (станок для сверления канала ствола орудия, разработка способа задатки раковин в стволе пушек, создание скорострельной батареи из сорока четырёх мортирок и т.д.). Нартов заведовал механическими мастерскими Академии наук.

Плеяда выдающихся русских изобретателей, выходцев из народа — таких, как Кулибин, Ползунов, Черепановы, Кузнецов, Нартов — создала образцы опережающего время научно-технического мышления, предвосхитила эру автоматизации и механизации, а также сформировала условия для развития технологического прогресса в России.

Прикладное искусство в декоративно-бытовом аспекте широко и многогранно представлено на сайте Тайны старого сундука, в содружестве с которым подготовлена эта статья. Далеко не всегда утилитарность вещи — показатель её простоты и малозначимости в техническом и художественном смысле. Наоборот, современное создание живописных и скультурных шедевров мало чем отличается от творчества древних мастеров, а вот превращение сложных трудоёмких ручных работ по созданию повседневной одежды и аксессуаров в автоматизированный и роботизированный процесс потребовало столетий развития научно-технического знания. А некоторые тайны из старых сундуков неподвластны нам даже со всеми достижениями прогресса.

Круче самого Фаберже.

В одном из залов истории русской культуры государственного Эрмитажа
в Санкт-Петербурге до сих пор можно увидеть знаменитые часы, выполненные
Иваном Кулибиным в форме яйца.
Три долгих года мастер терпеливо и усердно собирал этот сложнейший
часовой механизм, в который входило 427 деталей. Кулибин встроил в свои
часы механизм боя и специальный музыкальный аппарат, который мог
воспроизвести несколько мелодий.
Но самое главное — изобретатель поместил в свой шедевр целый театр
фигурок, в котором разворачивалось представление.
Устройство было выполнено из золота и украшено богатой чеканкой.
Кулибин преподнёс эти часы в качестве подарка для Екатерины II. . .

В 1769 году, И.П. Кулибин по заказу и одобрению Губернатора Нижнего
Новгорода А.А. Ступишина и купца Костромина изготовил уникальные часы,
в виде яйца, для императрицы Екатерины II.

Уникальность этих часов заключается в следующем:

размер часов(яйца) был не больше гусиного яйца !

механизм часов состоит из 427 деталей, которые придумал и изготовил Кулибин
своими руками

их механизм настолько сложен, что даже сегодня, в наше время, «развитых
технологий», его практически не возможно повторить

для их изготовления часов он использовал почти не известный в те времена в
России прибор — Микроскоп, который также придумал и изготовил сам

в своих часах. он сумел разместить не только сам механизм, но и маленький
кукольный театр, и сам придумал несколько мелодий, которые играют каждый
полдень

Эти уникальные часы Кулибин саморучно подарил Екатерине 2 в Петербурге.
Они настолько понравились ей, что она назначила Ивана Петровича Кулибина
заведовать Механической Мастерской Петербургской Академии Наук . . .

ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН(1735 — 1818)

Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник
отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых
мостовых конструкций. . .

Читать еще:  Рецепты из вареных яиц

Иван Кулибин родился 21 апреля (10 апреля по ст. ст.) 1735 года, в семье
мелкого торговца-старообрядца в Нижнем Новгороде, который
тогда был крупным промышленным и культурным центром.

С ранних лет мальчик обнаруживал исключительные способности
к изготовлению сложных механических устройств, особенно часовых механизмов.

Обучившись у дьячка грамоте и счёту, Кулибин самостоятельно изучил
механику и открыл часовую мастерскую .

Переехав в столицу, Кулибин в 1769—1787 гг. служил механиком
и руководил мастерскими.

В 70-х гг. XVIII в. он спроектировал деревянный одноарочный мост через
Неву с длиной пролёта 298 м (вместо 50—60 м). Модель моста в натуральную
величину испытала специальная академическая комиссия, однако мост не был
построен.

С 1791 г. Кулибин работал над вариантами металлического моста, но
и этот проект правительство отклонило.

По непонятным причинам у Кулибина не сложились отношения с княгиней
Е. Р. Дашковой — президентом Академии наук и Академии русского язык

Изобрёл много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол
для оптических приборов. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора),
семафорный телеграф и множество других приспособлений и механизмов. . .

Освобождённый в 1787 г. от заведования мастерскими, Кулибин целиком
отдался изобретательству: спроектировал фонарь с отражателем, «подъёмное
кресло» (лифт), трёхколёсную педальную повозку, оптический телеграф,
«механические ноги» (протезы), пытался создать вечный двигатель.

В 1792 г. он был избран членом Вольного экономического общества.
В 1801 г. Кулибин ушёл в отставку и вернулся в Нижний Новгород, где до конца
жизни занимался составлением проектов судов с машинным двигателем.

Изобрёл он также много других вещей: приспособление для расточки
внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничную
машину, водяное колесо особой конструкции и т. д.

Но большинство из них не были востребованы, и последние годы Кулибин
прожил в большой нужде.

Основные события жизни:

1735 г. — Родился великий русский изобретатель И. П. Кулибин.

1767 г. — И. П. Кулибин был представлен Екатерине II.

1769 г. — И. П. Кулибин вызван в Петербург, где он стал заведовать
мастерскими Академии наук.

1779 г. — И. П. Кулибин изобрел уникальный фонарь — прожектор.

1782 г. — Удачно испытан первый «водоход» И. П. Кулибина.

1794 г. — И. П. Кулибин начал разработку проекта семафорного телеграфа.

1801 г. — И. П. Кулибин вышел в отставку и поселился в родном
Нижнем Новгороде.

1813 г. — И. П. Кулибин закончил составление проекта железного моста
через Неву.

История развития часовой промышленности России. Часть первая. Истоки

Швейцарские часы воспринимаются как эталон высокого качества. Людям нравятся итальянские, японские часы. Американские часы так же пользуются спросом. А что же Россия? Можем ли мы сегодня предложить хорошие часы? Обладает ли Россия своей, ни на что не похожей историей часового производства? Можем ли мы чем – то гордиться сегодня? Что ждёт нас завтра?

Эти вопросы были актуальны всегда, текущая политическая обстановка и давление, оказываемое на экономику России правительствами западных стран, не являются причинами, по которым мы в очередной раз задумываемся о судьбе отечественной часовой промышленности. Избежать былых ошибок да приумножить победы в настоящем и будущем сможет тот, кто хорошо знает своё прошлое. Приступим!

Истоки

Россия, как и любая другая страна, не сразу пришла к карманным, а тем более наручным часам. Первыми часами в России, тогда ещё Руси, были часы башенные. До наших дней, сквозь века, дошли страницы летописей, отмечающих установленные в 1404 году на башне белокаменного кремля часы с боем. Сделано это было по просьбе князя Василия (сына Дмитрия Донского). Данное событие стало отправной точкой в истории часовой промышленности России.

Создатель тех, самых первых часов, учёный монах Лазарь Сербин (своей фамилией он обязан сербскому происхождению) – личность таинственная. Никто не знает о том, как и где он обучался часовому мастерству, как учился конструировать механизмы. Одно известно точно: в то время в Москве можно было встретить немало сербов и греков, а так же болгар, покинувших Балканы из – за войны с турками. Сербы и греки перебирались в единоверные места, одним из которых стала и Москва.

В шестнадцатом веке часы виднелись уже на многих башнях крепостей и монастырей. Так, в 1539 году, Семён, часовых дел мастер из Новгорода, изготовил башенные часы для Соловецкого монастыря. Механизм этих часов «пробивал» получасовые и часовые отрезки времени, его настройки были разными для дневного и ночного времени суток. Механизм часовщика Семёна (историки до сих пор спорят о его фамилии, мы лишь ограничимся его именем) был сделан столь качественно, что прославился далеко за границами Руси. Заезжие европейские мастера признавали башенные часы Соловецкого монастыря равными лучшим башенным часам Европы. Часы мастера Семёна проработали до начала 20-го века, их механизм хранится в Коломенском музее в Москве наряду с механизмом башенных часов Николо — Перервинского монастыря. Не обошлось без появления часов и на Спасской и Троицкой башнях Московского Кремля.

Век семнадцатый ознаменовался новыми именами и открытиями: в Москве трудилось объединение независимых часовых мастеров, молва об их творениях разнеслась по другим городам и странам. От больших башен до человеческого пальца – ювелир и часовщик Моисей Терентьев сваял для царя в 1620 году особые часы – перстень. По заказу царя Алексея Михайловича (отца впоследствии царствовавших Фёдора III, Ивана V, Петра I) была сотворена единственная в своём роде пороховница с часами.

Восемнадцатый век для отечественной часовой промышленности стал временем неповторимых технических решений и пышно цветущей роскоши – мастера тратили годы на создание лишь одних часов, заказы поступали от знатных особ, стоимость соответствовала. Например, Екатерина II получила часы, выполненные в форме музыкального инструмента лиры, из позолоченной бронзы. Часы задумывались как каминные, и верой и правдой служили правительнице.

Императрица Екатерина вообще не упускала возможности пополнить свою коллекцию «времясчислительных снарядов». «Часы – яйцо» известнейшего изобретателя Ивана Петровича Кулибина, гения-самоучки, состояли из 427 деталей. Кулибин умудрился поместить этот сложный механизм в корпус размером с гусиное яйцо. Легендарные «часы – яйцо» были закончены Кулибиным в марте 1769 года, после чего были представлены Екатерине II.

В этих часах Кулибина работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, и, что самое невероятное, внутри был целый крошечный театр. В том театре каждый час растворялись маленькие двери, за которым виднелся Гроб Господень. За дверями стояли два воина, через некоторое время из дверей появлялся ангел. Камень рядом с дверью падал на бок, дверь гроба открывалась, стражники падали на землю. Через тридцать секунд куранты часов играли молитву «Христос воскреси», двери захлопывались. Театр приводился в действие специальной кнопкой в том случае, если появлялось желание немедленно повторить представление.

Императрица была так сильно поражена часами одарённого мастера, что предложила ему возглавить механические мастерские Академии Наук. Кулибин согласился! Этот день можно по праву считать началом нового этапа развития Кулибина как человека, навсегда оставившего след в мировой истории. Сегодня «часы – яйцо» хранятся в Эрмитаже.

Там же, в Санкт – Петербургском Эрмитаже, выставлены и не менее знаменитые часы «Павлин», купленные князем Григорием Потёмкиным непосредственно у автора – англичанина Джеймса Кокса, золотых дел мастера. Часы «Павлин» были подарком Потёмкина всё той же Екатерине II, личный вклад которой в развитие часовой промышленности России воистину огромен.

Часы «Павлин» устроены необычно и по сегодняшним меркам: в них четыре механизма, один часовой и три, отвечающих за движение фигур всей композиции. Часы прибыли из Лондона в разобранном виде, и кто же их собрал? Иван Кулибин, который к тому времени уже занимался не только изготовлением собственных часов и сборкой сложнейших зарубежных моделей, но и кое – чем ещё.

Об этом (и многом – многом другом) мы поговорим в следующей части!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector