7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Часы яйцо кулибина

Часы И.П. Кулибина Яичной фигуры

И ван Петрович Кулибин (1735г. — 1818г.) — русский гений, выдающийся новатор и изобретатель, на счету которого не мало удивительных изобретений. Талант Ивана Петровича заслуживает уважения, а его работы в часовом деле восхищают и впечатляют своей сложностью даже в наш технологичный век. Безусловно, такие люди должны занимать достойное место в истории.

Знаменитые часы «яичной фигуры» — это интереснейшие карманные часы в металлическом корпусе, которые создавались как подарок императрице Екатерине II. Идея создания необычных часов пришла в голову изобретателю-самоучке Ивану Петровичу Кулибину, когда он узнал о предстоящем посещении императрицей ряда старинных городов, в том числе и Нижнего Новгорода, уроженцем которого он был. Кулибин держал небольшую часовую мастерскую, но так как в те времена часы были только у богатых людей и стоили очень дорого, то свободного времени у мастера часового дела хватало. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов. Решив создать часы для Екатерины II, изобретатель-самоучка, заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы.

Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат.

В конце каждого часа внутрь корпуса открываются маленькие створчатые двери. Они отворяют чертог из злата, а представление разыгрывается автоматически. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором напротив дверей находится в подобии «гроба Господня» гроб с закрытой маленькой дверцей, приваленной камнем. У «гроба Господня» стоят воины с копьями. Через полминуты после открытия чертога вдруг является ангел, а от этого явления камень отваливается и дверь в гроб разрушается. Воины, наблюдавшие за происходящим, в огромном испуге падают ниц. Еще через полминуты приходят к ангелу две женщины в подобии мироносиц, а с их явлением куранты играют три раза мелодию молитвы «Христос Воскрес». После того как все стихло двери закрываются для того, чтобы через час снова повторилось все действо. В полдень, один раз в сутки, часы исполняют мелодию написанную Иваном Петровичем Кулибиным специально в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. После этого, вторую половину суток, каждый час, часы исполняют третью мелодию «Воскрес Иисус от гроба». Театр-автомат включается в любой момент с помощью специального механизма и можно прослушать любую из трех встроенных мелодий.

Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.

Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал сам, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство краснодеревщика. А работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика. Граверное мастерство помогло Кулибину выполнить украшения и мелкие детали, а ремесло позолотчика расставить последние акценты в техническом исполнении работы. Также, механиком-самоучкой, был задействован талант композиторский для написания музыки.

По приезду императрицы в Нижний Новгород, Кулибин был ей представлен как изобретатель и умелец, однако, часы еще были в работе и не могли быть подарены. Поэтому механик-самоучка показывал Екатерине II свои другие изобретения — микроскоп и телескоп. Гениальный мастер очень увлеченно рассказывал о незаконченных часах и преподнес сочиненную в ее честь оду. Работы умельца были оценены, рассказ о часах заинтриговал и Кулибин был приглашен посетить Зимний дворец, как только часы будут готовы.

В марте 1769 года часы были закончены, и сразу же вместе с Костроминым Кулибин отправляется в Санкт-Петербург для вручения подарка Екатерине II. Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру, создавшему такой шедевр, переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук графа Орлова. Создание необычных часов, фактически стало началом успешной карьеры Кулибина и открыло перед мастером большие перспективы, дало уникальную возможность заниматься любимым интересным делом не думая о финансовой стороне жизни.

Сегодня часы Кулибина «яичной фигуры» хранятся в Эрмитаже и воспринимаются как подлинное чудо точной механики. Они на столько добротно выполнены, что идут и сейчас, а современные часовщики удивляются сложности и точности механизма.

За свою жизнь Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но одним из первых и наиболее известных считаются часы для Императрицы , единственные дошедшие до наших дней.

Часы для Императрицы. Часть 1. Часы Кулибина

За свою жизнь российский гений Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но первыми и наиболее знаменитыми считаются часы для Императрицы, единственные сохранившиеся до наших дней.

Перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина впечатляет. Сотни проектов и чертежей разнообразных приборов: инструменты для проведения механических, оптических, акустических опытов, паровые электрические машины, гидродинамические приборы, эскизы мостов и многие другие изобретения. Одним из знаменитых шедевров русского гения-самоучки являются часы яйцевидной формы для Екатерины II, более известны под названием «часы Кулибина».

Мастер-самоучка Иван Кулибин

Иван Кулибин проживал в Нижнем Новгороде, где после учебы у московского часовщика, открыл свою мастерскую. Он быстро стал популярным, подчинив дорогостоящие часы губернатора Якова Аршиневского. В 1764 году жители города узнали, что императрица Екатерина II едет к ним с визитом. Кулибин решил преподнести царице подарок — музыкальные часы в форме яйца. До Екатерины дошли слухи об эксклюзивном подарке, поэтому по прибытию в город она пожелала познакомиться с мастером. Иван Кулибин был представлен императрице, однако выяснилось, что часы еще не готовы. Чтобы сгладить конфузную ситуацию Кулибин продемонстрировал другие свои достижения (на которые он собственно и отвлекся, не успев доделать часы в срок), среди которых были телескоп и микроскоп. Проявив интерес к оптическим изобретениям, Екатерина простила мастера и пригласила его посетить свой дворец, как только часы будут готовы.

27 февраля 1769 года Иван Кулибин прибыл в Петербург. Его сани были загружены изобретениями: микроскопами, часами и другими приборами. Он был представлен научному обществу Санкт-Петербургской академией наук. Его визит был на слуху у всего высшего общества.

Екатерина была поражена подарками и восхищена феноменальными часами, которые каждый полдень играли прекрасную мелодию, сочиненную для нее самим мастером.

Уникальные часы-яйцо Кулибина

3 года понадобилось Кулибину чтобы создать уникальный механический шедевр, состоящий из 427 деталей, которые разместились в пространстве не больше гусиного яйца. Корпус часов выполнен из серебра, украшенный позолоченной резьбой. На тупом конце расположен циферблат с минутной и часовой стрелкой. Благодаря специальной подставке, не надо переворачивать корпус чтобы увидеть стрелки. Механизм отбивает каждый полный час, половину и четверть часа. Заводятся один раз в сутки. Но самое удивительное в этих часах – это миниатюрный автоматический театр, который расположен в верхней половине яйца.

Шедевры микромеханики XVII-XVIII веков

В конце каждого часа с боку корпуса открываются маленькие дверцы. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором разыгрывает библейская сцена. Домик с камнем впереди символизирует пещеру с «гробом Господним». По бокам пещеры стоят стражники. Спустя 30 секунд после открытия является ангел, камень отъезжает в сторону, стражники падают вниз. Еще через полминуты появляются женщины-мироносицы, а с их явлением куранты проигрывают мелодию молитвы «Христос Воскрес» три раза.

Часы «яичной фигуры»

Вторую половину суток, каждый час играет мелодия «Воскрес Иисус от гроба». Еще одна технически уникальная функция часов заключается в том, что религиозная миниатюра включается в любой момент с помощью специального механизма и можно на выбор прослушать одну из трех мелодий. Абсолютно все работы по созданию часов Иван Кулибин делал самостоятельно. Ему пришлось разбираться и в ювелирном деле, и применить свои композиторские навыки.

Результат превысил все ожидания — эксклюзивное изобретение, опережающее время по своей сложности исполнения, до сих пор не имеет аналогов в мире.

Часы-Павлин

Все изобретения, которые преподнес в подарок императрице Кулибин, были сданы по ее указу для хранения в Кунсткамеру. Чудо-часы вошли в коллекцию Эрмитажа и не только они. А сам изобретатель получил должность руководителя мастерскими Санкт-Петербургской академии наук, что дало ему возможность до конца своих дней заниматься любимы делом.

Необыкновенные часы Ивана Кулибина

Когда про кого-нибудь с похвалой говорят — «Кулибин», то, значит, имеют в виду очень изобретательного человека, творца и большого мастера. Действительно, Иван Петрович Кулибин был великим умельцем и великим изобретателем XVIII века.

Отец Ивана Кулибина имел в Нижнем Новгороде мучную лавку. К торговле он мечтал приохотить и сына. Отмеривал Ваня муку, черпал ее из мешка большим совком, и брала его невыразимая тоска. Не лежала у него душа к торговому делу. Не мог он забыть часы, которые видел в доме купца Микули-на, часы с кукушкой. Когда наступало положенное время, в часах распахивались дверцы и выскакивала механическая кукушка. Она куковала нужное число раз и снова исчезала до следующего часа. Года два спустя попробовал Иван смастерить подобные же часы, да только ничего не вышло. Не было еще у юного мастера опыта.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Кулибина дальше, не подвернись счастливый случай: довелось ему побывать в Москве. На Никольской улице увидел Иван часовую мастерскую и зашел. Это была мастерская часовщика Лобкова — человека доброго и отзывчивого. Он показал Кулибину самые интересные часы, какие были в мастерской, но, главное, подарил приезжему, видя его интерес к часовому делу, старые инструменты.

Читать еще:  Поделка цыпленок в яйце из бумаги

Иван Кулибин возвращался домой, чувствуя себя богачом. Теперь дело пошло на лад. Он быстро научился чинить любые часы. Об искусстве Ивана Петровича заговорили по всему городу. К нему потянулись заказчики. Кулибин брал только самые сложные часы, в том числе с кукушкой или, как тогда говорили, «с секретом».

Но больше всего ему хотелось сделать часы собственной конструкции. Однако для этого понадобились бы специальные приспособления и дорогие материалы, в том числе серебро и даже золото. Пожалуй, мечта эта так и осталась бы неосуществленной, но неожиданно Кулибин получил поддержку. Богатый нижегородский купец Костромин согласился все расходы по изготовлению оригинальных часов взять на себя. Щедрость купца объяснялась просто. Шел слух, что Екатерина II собирается в путешествие по волжским городам. Костромин решил преподнести такие часы императрице и тем заслужить ее расположение и награду.

Разумеется, поддержка купца обрадовала Кулибина. На время он переехал в дом Костромина и с необычайным вдохновением начал нелегкую работу. Часы «видом между гусиным и утиным яйцом» отличались чрезвычайно сложным устройством. Достаточно сказать, что в них насчитывалось около полутысячи деталей, большей частью мелких и мельчайших!

В конце каждого часа на корпусе их отворялись дверцы «чертога», и автоматически действующие фигурки разыгрывали пьесу на религиозную тему. Ровно в полдень звучал гимн, мелодию которого сочинил сам изобретатель. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

Царица прибыла в Нижний весной 1767 года. Ее сопровождала свита в две тысячи человек. Огромные лодки-галеры под грохот пушечного салюта и звона церковных колоколов остановились у стен Кремля.

На следующий день Костромин и Кулибин были представлены Екатерине. Часы ей понравились. Она пообещала вызвать талантливого мастера в Петербург и определить на службу в Академию наук. Костромин получил в награду тысячу рублей золотом.

Полгода спустя Кулибин приехал в столицу. Менять свой привычный облик на «европейский» не стал. По-прежнему носил кафтан, сапоги и бороду. Один из современников писал о Кули-бине, что он был «мужчина статный и в походке являющий достоинство», был абсолютным трезвенником, никогда не курил и не играл в карты. Отличался большой аккуратностью. В Академии он был определен на должность заведующего мастерскими по изготовлению различных научных приборов.
Академия находилась на Васильевском острове. Странным казалось Кулибину, что через Неву не было построено ни одного постоянного моста! Зимой через реку перебирались прямо по льду. Весной, после ледохода, сооружался временный наплавной мост. Существовало мнение, что в широкой и быстроходной Неве устои постоянного моста не выдержат натиска льдин.
Кулибин решил создать мост без промежуточных устоев, в виде гигантской изумительно красивой арки, перекинутой с одного берега Невы на другой. Арочные мосты за рубежом строились, но какие? Самый длинный — протяженностью в полсотню метров. А мост, задуманный русским механиком, должен был иметь пролет в триста метров!

Чтобы убедиться в прочности деревянной арки, Иван Петрович построил модель в десять раз меньше настоящего моста. Посмотреть испытания модели пришли самые видные петербургские ученые, академики, например, Леонард Эйлер. На мост уложили три тысячи пудов железа! Мост держался. К железу добавили груду кирпичей. Кулибин взбежал на мост. За ним поднялись и академики. Мост по-прежнему стоял не шелохнувшись.

Корнелий — «железный человек»

Увы, на этом все и закончилось. Красавец-мост остался лишь в чертежах. Позже неутомимый изобретатель спроектировал еще три моста, железных. Однако и они построены не были. Да разве только с мостами так вышло?

Зимой 1779 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» объявила, что механик Кулибин изобрел фонарь с особым зеркалом, усиливающим свет обычной восковой свечи в 500 раз и более! Секрет устройства фонаря состоял в том, что свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Изобретатель хотел использовать свой фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц. А фонарь был превращен в забаву на балах царицы и ее придворных. Замечательный мастер страдал. Ему хотелось быть полезным своей стране, а его принуждали заниматься пустяками.

Забавы ради вельможи привозили из-за границы диковинные автоматы, тешились сами и тешили других. Лев Нарышкин — шутник и острослов — то ли в Германии, то ли во Франции купил «железного человека». Корнелий, так назывался автомат, сидел в кресле перед столиком. Он мог перебирать игральные карты, передвигать шашки, считать деньги. Устройство его было весьма сложным и хитроумным.

Нарышкин собирался показать Корнелия на пышном балу. Автомат же, как назло, вышел из строя. Для срочной починки его вельможа пригласил итальянского мастера Бригонция. Тот принялся за дело, но как ни старался, «оживить» автомат так и не смог. «Отрубите мне голову, — заявил он Нарышкину, — если кто-нибудь сможет починить Корнелия».

«Он изобретет ковер-самолет!»

Тогда позвали Кулибина. Иван Петрович быстро разобрался в сложном устройстве автомата и быстро исправил его. «Позвать сюда Бригонция!» — приказал Нарышкин. Спустя пять минут итальянец был уже во дворце. «Прошу тебя, попробуй еще раз пустить в ход Корнелия — притворно стал умолять Нарышкин. «Нет, нет, это невозможно, — отвечал Бригонций. — Клянусь головой».

И вдруг «механический человек» поднял руку и крикнул: «Рубите ему голову!». Это сделал Кулибин, спрятавшийся позади автомата. Итальянский механик так перепугался, что, не помня себя и забыв шляпу, бросился к выходу.

Много еще других изобретений сделал Кулибин: создал судно, которое само могло двигаться по реке против течения, оптический телеграф, «механические ноги» — протезы, машину для добычи соли, сеялку, лифт, вододейс-твующую мельницу и многое другое.

Однажды на каком-то празднике Кулибин встретился с Александром Васильевичем Суворовым. Великий полководец подошел к нему, взял под руку, спросил о здоровье, и, повернувшись к гостям, громко сказал: «Да, он изобретет нам и ковер-самолет!».

В 1801 году Иван Петрович возвратился в Нижний Новгород, разочарованный жизнью в столице. На родине он построил еще одно самоходное судно, большое, на котором можно было перевозить товары. Думал заинтересовать этим судном волжских купцов. Тщетно, труд бурлаков был значительно дешевле.

Великий русский изобретатель прожил долгую жизнь. Он умер в 1818 году в возрасте 83-х лет, умер в бедности и забвении.

Русские изобретения в залах Эрмитажа

Как правило, слово Эрмитаж ассоциируется с картинами, красивыми дворцовыми залами, скульптурами, мозаиками и всевозможными художественными вещицами, которые при всём своём великолепии характеризуют высокие достижения технологий обработки материалов в прикладных и декоративных целях. Однако есть в эрмитажной коллекции и экспонаты, скорее относящиеся к сфере научно-технического прогресса. В коллекцию одного из крупнейших музеев мира попали и работы русских изобретателей, народных мастеров-умельцев.

Иван Петрович Кулибин

Из русских изобретателей наиболее известен выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735—1818)— автор проектов гигантских мостов, самодвижущихся судов, плавучих мельниц, семафорного телеграфа, коляски-самокатки и многих других оригинальных изобретений.


Часы «яичной фигуры» работы И. П. Кулибина.
1765 — 1769 гг.
Государственный Эрмитаж

На портрете Кулибина, хранящемся в Эрмитаже (работа художника H. H. Веденецкого), рядом с изобретателем изображены уникальные часы «яичной фигуры», которые находятся тут же, в соседней витрине. Сама идея создать диковинные часы, превосходящие все виденные ранее образцы, пришла Кулибину в 1764 году. Но лишь после того, как один из купцов предоставил необходимые средства, мастер смог приступить к осуществлению своего замысла. Он трудился в течение нескольких лет и закончил работы в 1769 году.

По размеру часы не больше гусиного яйца. Их корпус с многочисленными узорами сделан из позолоченного серебра. Внутри него скрыт сложнейший механизм, состоящий из нескольких сот деталей. На корпусе имеется кольцо, за которое часы можно подвесить, а с противоположной стороны — стекло и под ним циферблат и стрелки. Но часы не только указывают время. Каждые четверть, полчаса и час слышен музыкальный бой. А в полдень механизм ежедневно исполняет мелодию из торжественной кантаты, сочиненной Кулибиным в честь Екатерины II.

Каждый час в небольшом окошечке, расположенном сбоку, открывается дверца и в крошечном чертоге, словно на подмостках театра, разыгрывается сцена «Воскресение Христа». В ней действуют крохотные, отлитые из золота и серебра фигурки воинов, ангелов, жен-мироносиц. Действие сопровождается музыкой, причем до 12 часов дня — одной мелодией, а после полудня — другой. Сложнейший механизм этих удивительных часов до сих пор остается исправным. Часы «яичной фигуры» — один из памятников далекого прошлого, позволяющий еще лучше оценить талант и изобретательность народных мастеров.

Кулибин подарил эти часы Екатерине II когда она проезжала через Нижний Новгород. Вскоре после этого по приказу царицы Кулибин был назначен «механикусом», руководителем механических мастерских Академии наук и переехал из Нижнего Новгорода в Петербург.

Однако даже высокое положение «механикуса» (Кулибин занимал этот пост в течение трех десятилетий) не дало ему возможности практически осуществить наиболее значительные и смелые из своих проектов. Гравюра с изображением одноарочного висячего моста через Неву, чертежи «подоводного судна» и другие материалы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, дают представление об интересных замыслах Кулибина, претворение которых в жизнь было немыслимо в то время.

Егор Григорьевич Кузнецов


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова
1785 — 1801 гг.
Государственный Эрмитаж

В эрмитажной колекции есть небольшие металлические дрожки, снабженные инструментом, отсчитывающим пройденные версты, и небольшим органчиком, исполнявшим во время движения дрожек мелодии. Создатель этих дрожек — талантливый изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (род. в 1725 г.) — крепостной мастер Нижнетагильского завода Демидовых. Тут же на дрожках сохранился его портрет, который был написан крепостным мастером Сидором Дубасниковым прямо на металлической доске под органом. Портрет этот плохо сохранился, но и в таком виде интересен как одно из немногих изображений талантливых крепостных мастеров-умельцев.

Читать еще:  Яйцо чем полезно


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова. Приборная панель

Андрей Константинович Нартов

В Эрмитаже представлены станки, инструменты и прочее оборудование петровской царской Токарни. Руководителем Токарни (большой механической и инструментальной мастерской, оснащенной по последнему слову техники того времени) был выдающийся русский изобретатель и машиностроитель — Андрей Константинович Нартов (1680/94 — 1756).

Молодой, но уже опытный и искусный мастер, талантливый ученик школы математических и навигационных наук в Москве, он был замечен Петром I и по праву занял ведущее положение в придворной мастерской царя. В уникальной эрмитажной коллекции, состоящей из одиннадцати станков (один станок промышленного назначения и десять для художественных работ), особое внимание привлекает созданный Нартовым в результате долгой и напряженной работы (1718 — 1729 гг.) токарно-копировальный станок для обработки боковых поверхностей цилиндра. С помощью мартовского станка рельефные изображения с бронзовой модели могли быть перенесены на дерево, кость или другой материал. При этом суппорт (держатель резца) перемещался механически.
Конструкция Нартова появилась значительно раньше, чем англичанин Г.Модели, которого считают изобретателем суппорта, построил свой первый станок (1794 г.).


Токарно-копировальный станок, сконструированный А. К. Нартовым
1718 — 1729 гг.
Государственный Эрмитаж

Многогранный талант Нартова проявлялся во многих областях, Он был специалистом в монетном деле (создал оригинальные станок для изготовления монет), работал в Артиллерийском ведомстве, где придумал и внедрил ряд важных технологических новшеств (станок для сверления канала ствола орудия, разработка способа задатки раковин в стволе пушек, создание скорострельной батареи из сорока четырёх мортирок и т.д.). Нартов заведовал механическими мастерскими Академии наук.

Плеяда выдающихся русских изобретателей, выходцев из народа — таких, как Кулибин, Ползунов, Черепановы, Кузнецов, Нартов — создала образцы опережающего время научно-технического мышления, предвосхитила эру автоматизации и механизации, а также сформировала условия для развития технологического прогресса в России.

Прикладное искусство в декоративно-бытовом аспекте широко и многогранно представлено на сайте Тайны старого сундука, в содружестве с которым подготовлена эта статья. Далеко не всегда утилитарность вещи — показатель её простоты и малозначимости в техническом и художественном смысле. Наоборот, современное создание живописных и скультурных шедевров мало чем отличается от творчества древних мастеров, а вот превращение сложных трудоёмких ручных работ по созданию повседневной одежды и аксессуаров в автоматизированный и роботизированный процесс потребовало столетий развития научно-технического знания. А некоторые тайны из старых сундуков неподвластны нам даже со всеми достижениями прогресса.

Чем знамениты часы, изобретённый Кулибиным?

Они знамениты тем,что сам Кулибин,который изобрел механизм с движущими фигурками преподнес Екатерине 2 в 1769 году. После чего Екатерина 2 назначила Кулибина заведущим механической мастерской Петерпугской академии наук.

В настоящее время эти часы хранятся в музее Эрмитаж.

Так же Кулибин создал в Петербурской академии наук часы космические. Где в них показывалось не только часы, минуты и секунды, но и дни и месяца и даже фазы луны.

Так же Кулибин создал башенные чесы и миниатюрные, встроенные в перстень.

Так что все часы знамениты.

Иван Кулибин — гениальный изобретатель 18 века. Он с детстцва интересовался сложными механизмами и в дальнейшем открыл часовую мастерскую в Нижнем Новгороде, городе, в котором он родился. Но в те времена часовые механизмы пользовались небольшим спросом. Заказчиков практически не было, свое свободное время Кулибин посвящал не менее интересным изобретениям, которыми мы пользуемся до сих пор, например, микроскоп и телескоп. Однажды, Иван заявил, что сделает подарок самой Екатерине Второй. Людская молва быстро разнесла эту новость, и слухи дошли до самой Императрицы. Но по неизвестной причине он не успел закончить свою работу к приезду Екатерины в Нижний Новгород. Но он сам лично на приеме у нее так интересно рассказал о своих изобретениях, что она не стала наказывать его.Позже в 1769 году часы были готовы и подарены. Они были размером с гусиное яйцо, открывалисьи в них был встроен театр с крошечными фигурками. Помимо этого они играли мелодию и были со встроенным механизмом боя. Нужно ли говорить, что Кулибин сделал их при помощи другого своего изобретения, микроскопа. Императрица была в восхищении и назначила изобретателя начальником механических мастерских в Акедемии наук. Эти часы находятся в Эрмитаже.

Иван Петрович Кулибин, чья фамилия стала нарицательной и означает человека «с золотыми руками» проживал в Нижнем Новгороде. Основным родом его деятельности было — часовое дело, т.е. изготовление часов.

В 1769 году, И.П. Кулибин по заказу и одобрению Губернатора Нижнего Новгорода А.А. Ступишина и купца Костромина он изготовил уникальные часы, в виде яйца, для императрицы Екатерины 2.

Уникальность этих часов заключается в следующем:

  • размер часов(яйца) был не больше гусинного
  • механизм часов состоит из 427 деталей, которые придумал и изготовил Кулибин своими руками
  • их механизм настолько сложен, что даже сегодня, в наше время, «развитых технологий», его практически не возможно повторить
  • для их изготовления часов он использовал, не известный в те времена, прибор — Микроскоп, который также придумал сам
  • в своих часах. он сумел разместить не только сам механизм, но и маленький кукольный театр, и сам придумал несколько мелодий, которые играют каждый полдень

Эти уникальные часы Кулибин саморучно подарил Екатерине 2 в Петербурге. Они настолько понравились ей, что она назначила Ивана Петровича Кулибина заведовать Механической Сачтерской Петербургской Академии Наук

В 1769 году Иван Кулибин, изобретатель, завершил работу над подарочными часами. Подарок предназначался для Екатерины Второй. По размерам они не больше гусиного яйца, по форме напоминают его, но механизм их до сих пор никто не может разгадать. В часах 427 мелких деталей. Кажется, что Лесков писал Левшу именно с Кулибина!

В одной из половинок есть механизмы для хода и боя часов. а также музыка, и каждый полдень в часах раздавались мелодии, которые сочинил сам мастер. Еще в часах есть кукольный миниатюрный театр.

Сейчас удивительные часы хранятся в Эрмитаже. Неудивительно, что Кулибин после такого уникального изобретения стал начальником механических мастерских в Академии наук.

Скорее всего идет речь о часах который Кулибин подарил императрице Екатерине II в 1769 году, данные часы являются произведением искусства, в котором около 450 деталей, по свое форме данные часы напоминают гусиное яицо.

Редко кто не слышал о наем знаменитом изобретателе — самоучке Иване Кулибине. Тяга к созданию новых механизмов у него началась с заинтересованности к устройству часов. Среди множества оригинальных изобретений Кулибина, выделяются знаменитые часы в форме яйца, сделанные специально для Екатерины II.

Во второй половине XVIII века Екатерина II собиралась прибыть с визитом в Нижний Новгород, в котором проживал мастер, знаменитый на всю округу. В связи с этим событием Иван Кулибин и решил преподнести императрице необычный подарок.

Еще до начала визита до нее дошли слухи о намерениях изобретателя и как только она оказалась в Нижнем Новгороде, поступил приказ о доставке Кулибина, пред светлые очи Екатерины II. Но к сожалению закончить свою работу над часами он не успел. Оконфузившийся мастер, пытаясь оправдаться, рассказал царице о других своих изобретениях, и заинтересованная, Екатерина простила его.

Через несколько месяцев Иван Кулибин завершил работу над подарочными часами и приехав Петербург, лично вручил их императрице. Екатерина II была поражена: Часы были по форме и размером напоминали гусиное яйцо, раскрывавшееся пополам. Каждый полдень в часах раздавались мелодии и миниатюрный кукольный театр разыгрывал, под играющую музыку, коротенькие пьесы.

Часы Кулибина находятся в экспозиции музея Эрмитаж.

Кулибин, Иван Петрович

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) выдающийся российский механик-самоучка и изобретатель различных механизмов. Он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролётом 298 метров. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и мн. др. Автор более 40 изобретений.

Inhaltsverzeichnis

Биография [Bearbeiten]

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля по старому стилю (21 апреля) 1735 года в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем и воспитывал сына в строгости, с ранних лет приучая к труду. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек — «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин-старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

Ещё в молодом возрасте его заинтересовала механика часов. Он изучал часовой механизм и, конечно же, мечтал создать свои часы. Как-то, будучи в Москве, Иван Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым, который передал талантливому юноше не только свой опыт, но и безвозмездно набор необходимых инструментов. Это позволило двадцатилетнему Кулибину открыть в Нижнем Новгороде часовую мастерскую и вплотную заняться часами.

Работы в мастерской было немного, так как часы тогда имел далеко не каждый. Большая часть времени посвящалась разработке новых изобретений. Материально ему помогал друг отца, купец Михаил Костромин.

Одним из первых его произведений стали уникальные карманные часы в металлическом корпусе. Прослышав о намерении Екатерины II посетить Нижний Новгород, Кулибин задумался, «какие пристойные сделать часы, которые представить к поднесению ея императорского величества», и решил: быть им яичной фигурой. В этом проекте ему опять же помогал Костромин с условием, что часы они преподнесут императрице вместе.

Весной 1767 года Екатерины II приехала в Нижний Новгород. Купец Костромин, заручившись поддержкой губернатора Аршеневского ( Кулибин также ремонтировал ему часы и успел заслужить его расположение), добился привилегии представить царице самородка Кулибина и его произведения. Так как часы ещё не были готовы, представленный губернатором изобретатель продемонстрировал государыне созданную им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс сочинённую в её честь оду.

Екатерины II была восхищена работами мастера и пригласила Ивана Кулибина посетить Зимний дворец, как только его «времясчислительный снаряд» будет готов. Работу над часами Кулибин завершил в марте 1769 года, и сразу же вместе с Костроминым поехал в Петербург.

Читать еще:  Полезно ли есть сырые яйца

Часы в форме пасхального яйца [Bearbeiten]

В часы размером с гусиное яйцо был установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм, приводивший в действие фигурки в столь же крошечном встроенном театре. «В нём ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень. По сторонам дверей стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жёны-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскреси», и двери затворялись». В любой момент с помощью специального механизма можно было включить этот театр-автомат. В полдень часы исполняли кант, сочинённый Кулибиным в честь приезда императрицы в Нижний Новгород.

Часовой механизм показывал на циферблате часы и минуты. Он состоял из заводного барабана, улитки (фузеи), колёсной передачи со стрелочным механизмом, хода и балансового регулятора. В качестве двигателя использовалась пружина, заключённая в барабан, который соединён с фузеей при помощи тонкой стальной цепи, по виду схожей с цепью Галля. Эта цепь была составлена из мелких сочленений, исключительно тонкой отделки. Фузея имела своим назначением выравнивание крутящего момента, передаваемого от пружины балансовому регулятору.

Указав, что «всех частей вообще больших и малых 427, сие число находится в часах в яйце», Кулибин подробно перечисляет в особой им составленной таблице, сколько и какие детали входят в это число. В частности, он указывает, что одних пружин —47, колес и трибов 32, разных крепёжных деталей до 175 («шпилек», «винтиков»), разных отделяемых штук — 139; 1 курантовый вал, 3 заводных барабана (с пружинами), 2 циферблата и т. д.

Корпус часов был изготовлен из золота и состоял из двух самостоятельных половинок: из собственно корпуса, в котором находился внутренний механизм и циферблат часов, и из чехла, который при желании мог открываться и закрываться. Наряду с часовым циферблатом, показывающим время, имелся циферблат курантового механизма, размещенный сбоку корпуса часов. Этот циферблат снабжен стрелкой, которая может переводиться рукой на соответствующий музыкальный номер. Наружная сторона корпуса имела тонкую художественную отделку.

Сейчас эти часы хранятся в Эрмитаже.

Поднесённый дар восхитил императрицу, и она предложила талантливому мастеру возглавить мастерские Академии наук, созданные ещё Нартовым и Ломоносовым, и Кулибин согласился. По приглашению директора Академии наук графа Орлова, в 1770 году он переехал в Петербург.

Мастерские были хорошо оборудованы станками и инструментарием. Часто присутствующий при астрономических наблюдениях царицы, Кулибин сконструировал ещё карманные «планетные» часы с очень сложным механизмом.

Карманные «планетные» часы [Bearbeiten]

Они показывали не только часы, минуты и секунды, но и были снабжены «вечным календарём» и разнообразными дополнительными устройствами. На плоском циферблате вращалось 6 стрелок. Первая из них, имеющая на себе знак «Солнца», обращалась за 365 дней и показывала месяцы. Месяцы были обозначены 12 знаками зодиака, которые помещались на ободе корпуса часов и характеризовали собой годовое движение Солнца по эклиптике. Числа месяца на циферблате не были обозначены, они должны были появляться автоматически ежедневно в отверстии, специально устроенном на циферблате. Только один раз в четыре года (29 февраля), в високосный год, приходилось производить передвижение стрелки вручную. Вторая стрелка со знаком «Земля» показывала начало весны, лета, осени и зимы; третья — недели, обозначенные знаками небесных светил (Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник и т. д.); четвертая показывала часы; пятая — минуты, шестая — секунды.

Кроме указанного, карманные «планетные» часы Кулибина показывали фазы луны и часы восхода и захода солнца в Москве и Петербурге, а также часы рассвета.

Создавая свои «планетные» карманные часы, Кулибин занимался проектированием отдельных вспомогательных устройств календаря, разработкой кинематических цепей, составляющих схему часов, расчетом колесной передачи и элементов часового зацепления. Вместе с тем изобретатель стремился найти и применить в этих часах: -* а)достаточно эффективное устройство для температурной компенсации системы баланс—спираль; -* б)ход или спусковое устройство, лишенное недостатков цилиндрового хода; -* в)рациональные основы регулировки хода часов.

Необходимость применения особого часового зацепления побудила Кулибина заняться его разработкой. В качестве такого зацепления изобретатель проектирует применение в своих часах циклоидального зацепления упрощенной модификации, широко применяемого в часах и в наши дни. От правильного циклоидального это часовое зацепление отличается тем, что эпициклоиды головок зубьев колес и трибов заменены дугами окружности. Форма головки должна быть, по Кулибину, очерчена радиусом в 2/3 или лучше 3/4 толщины зуба. Замена эпициклоиды головки триба вызвана главным образом тем, что в зацеплении необходимо уменьшить угол входа ведущего и ведомого колеса от начала их контакта и до линии их центров. Придавая большое значение обеспечению плавности вращения зубчатой передачи, Кулибин положил это требование в основу расчета элементов зацепления.

Наибольшие трудности у Кулибина возникли при решении вопроса о выборе достаточно эффективного устройства для температурной компенсации системы баланс — спираль и хода, более эффективного, чем цилиндровый ход. Имея основательное знакомство с хронометровым ходом и биметаллическим разрезным балансом по известному ему хронометру английского часовщика Арнольда, Кулибин сначала был склонен применить их в своих часах. Хронометровый ход, как свободный ход с односторонним импульсом, вполне пригоден для устройства хронометров, но малопригоден для карманных часов, так как не выдерживает тряски, неизбежной при ношении часов. Хронометровый ход может надежно работать и быть точным лишь тогда, когда часы находятся в покое; толчки и сотрясения вызывают в хронометре проскакивание зубьев ходового колеса, увеличение амплитуды колебания баланса и даже остановку хронометра. Убедившись в этом, Кулибин начал искать способы и средства для устранения недостатка, чтобы часы с хронометровым ходом сделать надежными «в носке и верховой езде».

В результате исследований Кулибин пришел к выводу о необходимости увеличить массу баланса и период его колебаний. Но это оказалось недостаточным. Поэтому Кулибин стал проводить опыты с тем, чтобы усовершенствовать хорошо ему известный цилиндровый ход, что и привело его к созданию «горизонтального» хода. Этот ход от обычного цилиндрового хода отличается формой зубьев ходового колеса. Конструируя горизонтальный ход, изобретатель стремился в максимально возможной степени уменьшить трение между цилиндром и ходовым колесом. Опыты Кулибина, однако, показали, что созданный им ход не может полностью удовлетворять этому требованию без применения двух колес — колеса импульса и колеса покоя. От применения этого хода Кулибин отказался по технологическим соображениям, ввиду трудности его изготовления.

Кулибин, проводя исследования хронометрового и цилиндрового хода часов, стремился найти спусковой механизм типа свободного анкерного хода. С ним изобретатель, по-видимому, не был знаком, хотя в то время в Англии он был известен, но весьма редко применялся по технологическим причинам.

Мастер применил в часах удачное компенсационное устройство новой системы, выгодно отличавшееся от аналогичного устройства английского часовщика Джона Арнольда. У Кулибина баланс неразрезной и монометаллический. Он снабжён парой биметаллических пластин строгоопределённой длины, на конце которых имеются медные грузики Металлы (сталь и медь), из которых изготовлены эти пластины, плотно спаяны. Биметаллические пластины, или «тепломеры», как их именовал Кулибин, прикреплены не к самому ободу баланса, а к стальным планкам, которые изобретатель называл «стальными привертными дощечками». При повышении температуры пластинки с грузиками изгибаются внутрь и уменьшают момент инерции баланса. Баланс Кулибина превосходил по своим параметрам баланс Джона Арнольда. Биметаллические пластины согнуты точно по окружности обода баланса, а их концы, прикрепляемые к стальным планкам, обрезаны под углом 90°. Центральный угол, соответствующий части окружности, равен 90 или 100°.

Свое компенсационное устройство Кулибин разработал в трех вариантах, стремясь придать большую устойчивость движению «тепломеров» от «центра» и к «центру» баланса под действием температурных изменений.

Его компенсационное устройство было более обтекаемо, чем устройство Арнольда. Сам изобретатель писал об этом так: «А как у моих все приборы будут спаяны, выточены и вышлифованы, то по сему от ровного и гладкого хода в воздухе фальшивить не должны. У Арнольдовых же привертных к кругу маятника, движением своим рассекая воздух от неровностей привинченных приборов, должно быть сотрясение, хотя и нечувствительное, но вертикальное и горизонтальное».

На это творение изобретателю потребовалось несколько лет.

В области часовой механики Кулибин работал над теми же вопросами, над которыми в то время работали выдающиеся английские и французские часовщики, решая проблему создания хронометра и последующего усовершенствования его конструкции.

Кулибин создал также проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др.

За все его труды Екатерина II наградила мастера специально изготовленной золотой медалью на Андреевской ленте. На лицевой стороне медали было изображение императрицы и надпись «Достойному», на обратной – рельефы двух богинь, символизирующих союз Науки и Искусства. Богини держали лавровый венок над именем Кулибина, а надпись гласила «Академия наук – механику Ивану Кулибину». Почётная награда давала право её владельцу беспрепятственно в любое время входить в Зимний дворец наравне с высшими чинами Империи.

В 1797 году Кулибин починил башенные часы Зимнего дворца (погибли при пожаре 17 декабря 1837 года) и обновил боевые часы в самом дворце. В деле Кулибина, составленном за 1792-1799 гг. заведующим общим архивом Министерства Императорского Двора, сообщается что, механик Кулибин с 1797 года «содержит над Зимним замком боевые астрономические часы по величайшему повелению (императора Павла I). Также в 1799 полгода употребил на разобрание, перенесение и собрание в Эрмитаж одних часов с павлином, а других – со слоном. За верностью всех прочих часов имеет каждый день сам смотрение».

В 1801 году Кулибин уехал на родину, в Нижний Новгород, где занялся разработкой и постройкой принципиально новых речных судов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector