0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первое яйцо фаберже

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.

Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.

Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).

Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге Александре Фёдоровне, так и своей матери – Марии Фёдоровне.

Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.

Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.

Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.

В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.

Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера принца Монако.

У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.

«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».

Mary Katrantzou 2011/2012

Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.

Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.

Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.

С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.

Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

Яйца Фаберже: тайны императорской коллекции

Яйца Фаберже уже долгие годы ассоциируется с императорским домом России. Эти уникальные ювелирные изделия были сделаны специально для российских монархов и чудом уцелели в период Октябрьской революции.

До наших дней дожили почти все произведения искусства Карла Фаберже, а их всего насчитывается 71 экземпляр. Из этого количества 54 ювелирных яйца было сделано специально для нескольких поколений царской семьи. Каждое из этих уникальных творений было сделано в единичном варианте, и имело свой собственный секрет.

Какие еще тайны хранит эта удивительная коллекция? В этой статье собраны самые увлекательные факты об украшениях, которые весь мир прозвал яйцами Фаберже!

Карл Фаберже

Известный на весь мир ювелир был рожден в Санкт-Петербурге в 1846 году. Его отец тоже занимался ювелирным делом, неудивительно, что Карл перенял страсть к этому делу от семьи и уже в 24 года встал во главе ювелирной фирмы. В 1882 году он принимал участие во всероссийской выставке, где его работы приглянулись императору Александру III.

Карл Фаберже, император Александр III и его жена Мария Федоровна

С тех пор монарх несколько раз обращался к нему с заказами. Через несколько лет у императора появилась задумка, которую мог воплотить только Карл Фаберже. Он хотел подарить что-то необычное на вознесение Иисуса для своей любимой жены, императрицы Марии Федоровны.

Императорские яйца Фаберже

Первое яйцо по заказу и задумке императора Александра III было сделано ювелиром в 1885 году. Карл не был создателем концепции этого сувенира, император попросил его сделать интерпретацию яйца, которое было создано в начале 18-го века. Всего было сделано три таких экземпляра, один из которых хранился в замке Розенборг в Копенгагене. Так как Мария Федоровна родилась в Дании, император хотел подарить ей что-то, напоминающее о детстве и сокровищах родной страны.

Все три яйца были сделаны с секретом, и содержали внутри миниатюрную фигурку курочки, в которой было спрятано кольцо. По такому же принципу Карл Фаберже сделал свое первое ювелирное яйцо, которое получило название «Курочка» — из белой эмали и матового золота. Как в матрешке, в нем была небольшая птичка, в которой помещались драгоценности — мини версия императорской короны и золотая цепь с рубиновым кулоном.

Яйца Фаберже, первой владелицей которых была императрица Мария Федоровна

Марии Федоровне очень понравилось творение Фаберже, и она сразу возвела его в ранг ювелира при дворе. Теперь на каждый день вознесения он должен был делать по яйцу, в котором обязательно должен быть сюрприз. После смерти императора Александра III традицию дарить яйца продолжил император Николай II, который заказывал подарки матери и своей супруге. Вскоре разработкой и созданием яиц занималась целая команда ювелиров со всего мира. Большая часть мастеров была из Финляндии, все они имели собственные мастерские, но считали за честь участвовать в создании заказа для монарших особ.

Всего для императорского дома он сделал 54 яйца, однако в наши дни своими глазами можно увидеть только 48. После революции и свержения императорской семьи путь этих украшений был долгим и тернистым. Также есть еще и другие коллекционные яйца, которые Фаберже делал для частных лиц. Трудно сказать точное число этих украшений, ведь Карл документировал только заказы императорской семьи. По имеющимся данным, всего известно о 71 экземпляре.

Остальные яйца Фаберже

Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.

Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги. Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.

Яйца Фаберже сейчас

Яйца из разных коллекций после революции были разнесены по всему миру, ведь сначала большевики посчитали их малоценными и разместили вместе с другими драгоценностями в Кремле. В 1930 году часть яиц была распродана, причем многие за смешную сумму — около 400 долларов. На данный момент самые большие императорские коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге (11 штук), в московской Оружейной палате (10 штук), в музее Ричмонда (5 штук).

Читать еще:  Что полезного в желтке яйца

Яйца Фаберже из Королевской коллекции королевы Елизаветы II (Лондон, Великобритания)

Есть яйца ювелира во владении королевы Елизаветы II — она хранит три шедевра из императорской коллекции и один, принадлежащий Кельху. Среди частных коллекционеров самое большое количество яиц удалось найти магнату Форбсу, он мог похвастаться 15 экземплярами. Его наследники хотели выставить коллекцию на торги, но российский олигарх Виктор Вексельберг предложил достойную сумму и выкупил все экземпляры. Теперь они находятся в музее Фаберже, который он и основал. По приблизительной оценке, стоимость коллекции Форбса обошлась ему в 100 млн рублей.

Музей Фаберже

Остальные яйца раскиданы по всему миру в частных коллекциях и музеях. Среди них есть и известные экспонаты, и малоизвестные работы Фаберже. До сих пор его ювелирные шедевры пользуются огромной популярностью и знамениты на весь мир.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Кто делал яйца Фаберже вместо Карла Фаберже?

Фото: © REUTERS/Olivia Harris

Петер Карл Густавович Фаберже. Имя какое-то заморское. Он вообще из наших был?

Ну почти. Фаберже родился в Санкт-Петербурге, но корни имел иностранные. Его папа Густав принадлежал к роду французских протестантов (гугенотов). Предки были вынуждены покинуть Пикардию — регион на севере Франции — в 1685 году из-за религиозных гонений. Сначала семейство Фаберже долго жило в Германии, а затем обосновалось в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии. Именно оттуда Густав Фаберже переехал в Санкт-Петербург.

И что же ему не жилось в Прибалтике?

Вообще, Густав Фаберже был связан с Петербургом с 16 лет. Там он учился у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. Кстати, Кейбель в 1826 году изготовил Малую императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Фёдоровна. Густав Фаберже решил не отставать от наставников. Правда, начал он с открытия в 1842 году небольшого ювелирного магазинчика и мастерской золотых и бриллиантовых изделий н а Большой Морской, 11. И дела его пошли хорошо.

Так, то есть первые яйца Фаберже начали делать в 1842 году?

Нет. Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц, и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла. Фаберже-младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Очень скоро изделия дома Фаберже получили широкую популярность. Слава о них дошла и до императора Александра III.

А когда же появилось первое яйцо Фаберже и как оно выглядело?

В 1885 году. На самом деле идея создать сувенирное яйцо из драгоценных металлов принадлежит не самому Карлу Фаберже. Он просто выполнял заказ императора Александра III, пожелавшего сделать подарок к Пасхе своей супруге Марии Фёдоровне. Да и сам император тоже не был оригинален — подобные яйца делались в Европе с начала XVIII века. Но ювелирный дом Фаберже не стал делать копию, а создал свою версию. Это было яйцо из золота, покрытое белой непрозрачной эмалью. А дальше — как в сказке про смерть Кащея: внутри яйца был желток из матового золота, в нём лежала курочка из разноцветного «мозаичного золота», в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз — рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой.

Ого, да это же просто «киндер-сюрприз» какой-то!

А вы думали! Императрицу же простым яйцом из драгметаллов не удивишь! Вообще, всего Марии Фёдоровне было подарено 30 яиц. Сюрпризы в них были самые оригинальные. Например, внутри яйца «Датские дворцы» (1890 год) были спрятаны 12 миниатюрных картин на перламутре с изображениями дворцов Дании и России, а яйцо из нефрита и золота «Память Азова» (1891 год) скрывало модель одноимённого фрегата, на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890—1891 годах.

А сколько всего яиц сделали для царской семьи?

По этому вопросу мнения расходятся. Всего яиц 71. Принято считать, что 52 из них сделали для царской семьи, хотя есть ещё два яйца, якобы предназначавшиеся для кого-то из императорских особ. С 1895 года к Пасхе делали по два яйца: для Марии Фёдоровны и жены Николая II Александры Фёдоровны. В 1897 году появилось самое известное яйцо — «Коронационное», посвящённое торжествам по случаю венчания на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом была копия позолоченной кареты Екатерины II, использовавшейся в церемониях коронации. Миниатюра кареты повторяла все детали оригинала. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Эту карету делал в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки 24-летний мастер Георг Штейн .

Стоп. То есть яйца Фаберже и сюрпризы для них не сам Фаберже делал?

Конечно! Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца. Всё делали работники его мастерских. Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин. Он 18 лет являлся главным мастером фирмы и руководил собственной мастерской, где создали 28 яиц. К 200-летию Петербурга там изготовили яйцо «Пётр I», по бокам которого были четыре м иниатюры с видами города. Сюрпризом стала модель Медного всадника. В 1900 году Перхин сделал яйцо из серебра «Транссибирская магистраль». На самом яйце была отчеканена карта Российской империи с магистралью, а внутри лежала миниатюрная копия поезда из золота и платины. Кстати, поезд был механическим, и к нему прилагался золотой заводной ключик. В 1903 году Перхин умер, и его с менил Хенрик Иммануэль Вигстрем.

Опять иностранец?

Да. Вигстрем родился и обучался ювелирному делу в Финляндии, но в 16 лет приехал на заработки в Санкт-Петербург. Сначала был подмастерьем в фирме Фаберже, а с 1906 года отвечал за все главные заказы. В 1915 году для Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны он сделал яйца «Красный крест с портретами» и «Триптих Красный крест». Внутри первого были портреты двух дочерей, сестры, жены и кузины Николая II в форме медсестёр. Все они были сёстрами милосердия во время Первой мировой войны.

Погодите, неужели дорогущие яйца продолжали делать даже во время войны?

От традиции никто и не думал отказываться. Правда, к Пасхе 1916 года всё тот же Вигстрем сделал яйцо, сильно отличавшееся от роскошных изделий, выпущенных ранее. Оно изготовлено из артиллерийской стали и имеет подставку в виде артиллерийских снарядов . Но это яйцо, конечно, всё равно содержит элементы, выполненные из драгметаллов. В качестве сюрприза был вложен миниатюрный мольберт с картиной придворного художника Василия Зуева, изобразившего сцену посещения ставки генштаба императором и цесаревичем Алексеем. Вообще, во время войны на фабрике Фаберже делали много предметов, предназначавшихся для отправки на фронт: кружки, тарелки, табачницы и даже гранаты.

А до войны на его фабрике производили что-то помимо яиц?

На самом деле ассортимент производимой продукции был огромен! За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. И большинство из них — утилитарные: рамки для фотографий, портсигары, набалдашники для тростей, пеналы, часы, флаконы для духов, коробочки для конфет, которые назывались бонбоньерками.

И на чём история дома Фаберже заканчивается?

Фабрику Фаберже ждал довольно типичный для частных производств того времени финал. Благосостояние ювелирного дома пошатнулось уже во время войны, но Октябрьская революция 1917 года его добила окончательно. В 1918 году закрылись все отделения фирмы, хотя магазин в Москве продолжал работать до февраля 1919 года. Сам Карл Фаберже смог бежать в Швейцарию, но жить ему оставалось недолго. Ювелир и предприниматель, пребывающий в депрессии из-за невозможности заниматься любимым делом, умер 24 сентября 1920 года. Четверо сыновей Карла Фаберже, а потом и его внуки наладили небольшое производство за границей.

А что же стало с коллекцией яиц, сделанных для царской семьи?

Большевики активно торговали изделиями фабрики Фаберже. Большинство из них было продано за границу. Значительная часть коллекции оказалась в США и Великобритании. Пасхальные яйца не стали исключением. Сейчас пять из них находятся в Художественном музее Вирджинии, три — в Художественном музее Нового Орлеана, четыре — в ф онде Эдуарда и Мориса Сандоза в Швейцарии, ещё четыре — в коллекции королевы Елизаветы II. А 14 хранятся в частных коллекциях.

Ну хоть что-то в России осталось?

Несколько яиц, в том числе «Транссибирская магистраль», не были вывезены из страны. Оно сейчас находится в Оружейной палате Кремля. Всего там хранится 10 яиц. По одному яйцу есть в коллекции Эрмитажа и Минералогического музея имени Ферсмана в Москве. Но больше всего яиц в экспозиции Музея Фаберже — 15, в том числе «Курочка» и «Коронационное». Кстати, именно там хранится яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное для Марии Фёдоровны к Пасхе 1916 года. Это было последнее подаренное ей яйцо. И единственное, которое она смогла вывезти за рубеж в 1919 году. Изделие передавали из поколения в поколение, а потом оно оказалось в коллекции «Форбс». В 2004 году всю коллекцию выставили на аукцион, где её приобрёл Виктор Вексельберг для музея Фаберже.

Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции

Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции

Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.

Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.

О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.

С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.

Пасхальная традиция

Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.

Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».

Читать еще:  Полезно ли вареное яйцо

Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!

Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.

Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.

Пропавший сюрприз

Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.

Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.

Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.

Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Политика и вдохновение

Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.

Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.

Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».

В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Яйцо в стиле модерн

В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.

Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.

Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.

Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.

Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.

Символ счастья герцогини Мальборо

Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.

Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.

С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.

Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.

История пасхальных яиц Фаберже

На протяжении трех десятилетий петербуржский ювелир Петер Карл Фаберже разрабатывал модели самых роскошных и оригинальных изделий, достойных звания подарка, который царь преподносит своей супруге на Пасху. После смерти Александра III в 1894 году его сын Николай II продолжил традицию и даже стал заказывать по два яйца в год, одно – для матери, другое – для своей жены Александры. Каждое яйцо уникально. Зачастую в них лежал специальный сюрприз. Краткая история пасхальных яиц Фаберже – в материале Concepture.

Эта история началась с подарка жене на Пасху. Но даритель и сам подарок были необычными – этот заказ в 1885 году сделал император Александр III для своей жены Марии Федоровны. Российский самодержец хотел порадовать супругу подарком, который напомнил бы ей о детстве. Возможно поэтому взявший заказ Карл Фаберже выбрал в качестве образца яйцо, изготовленное в начале XVIII века – такое яйцо было в коллекции замка Розенборг в Копенгагене, откуда Мария София Фредерика Дагмар и была родом. Так появилось первое яйцо Фаберже под названием «Курочка». Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота – золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

Первое императорское яйцо было создано в 1885 году по заказу царя Александра III, который хотел преподнести его в качестве подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. Для этого царь Александр обратился к отмеченному наградами ювелиру Петеру Карлу Фаберже, который возглавлял «Дом Фаберже». Компания была основана в 1842 году Густавом Фаберже, а после его смерти в 1882 году была унаследована его сыном Карлом. За время своей работы Дом Фаберже заработал репутацию искусных ювелиров, но венцом их мастерства, а заодно и пропуском в историю стали именно яйца для царской семьи.

Считается, что в качестве прообраза для своего первого яйца Карл Фаберже использовал Саксонское королевское яйцо XVIII века, которое он увидел в дрезденском музее «Зеленый свод» (три его экземпляра существуют и поныне – в Дрездене, Вене и Копенгагене). Это было золотое яйцо, в которое помещалась золотая курочка, золотая корона и кольцо. Вдохновленный этим удивительным изделием, Фаберже создал свою версию яйца. Покрытое белой эмалью, оно содержало в себе золотой желток, в желтке заключалась маленькая золотая курочка, а внутри самой курочки помещались рубиновые корона и подвеска. Этот последний «сюрприз» – такие призы прятались в большинстве яиц Фаберже – был добавлен по просьбе царя. В дальнейшем, однако, его величество редко выказывал какие-то пожелания относительно сюрпризов.

Для изготовления яйца требовалось от одного до двух лет работы. В каждом изделии участвовала целая команда ювелиров разной специализации – искусные кузнецы, мастера обработки алмазов, специалисты по работе с эмалью, художники, занимавшиеся росписью изящных изделий. Производством руководили два старших мастера, но во главе стоял сам Фаберже. Впрочем, концепты новых яиц придумывал не только сам мэтр, ведь помимо дизайна требовалось заниматься и множеством других аспектов. Можно сказать, что в этом плане Фаберже был своего рода оркестровым дирижером, который согласовывал действия всех своих мастеров, чтобы на выходе получить то, что нужно.

мимо эстетических и материальных соображений, яйца должны были сообщать личные черты, характерные для Романовых. Фаберже разрабатывал идеи или предметы, которые имели особое значение для жены и матери царя. Так, несколько яиц были украшены (или содержали в себе) крошечные портреты членов царской семьи, с большим старанием выведенные на слоновой кости специалистами по миниатюрной живописи. Фаберже преуспевал в выполнении столь деликатной работы, из года в год сохраняя эффект приятной неожиданности. То, каким будет новое пасхальное яйцо, держалось в строжайшем секрете – этого нельзя было знать даже самому царю.

Еще на момент производства императорские яйца снискали статус высокохудожественного новаторства, став флагманским изделием Дома Фаберже. Некоторые из яиц выставлялись на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также на выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Уже в то время яйца Фаберже воспринимались как нечто небывалое, оказывая влияние на вкусы общественности. Другие ювелиры тоже начали делать свои яйца. В то же время Дом Фаберже начал принимать заказы на оригинальные яйца не только от царя, но и от других знатных и богатых персон. Всего было произведено около 70 яиц.

Каждый год Фаберже старался привносить в свое главное изделие что-то новое – например, используя какие-то неожиданные материалы или же придумывая новые приспособления, такие как когтистый постамент, встроенные часы или же механические игрушки в форме птичек или слонов. А, например, в разработке «Зимнего яйца» участвовала Альма Пиль – женщина-художница, создавшая уникальный стиль «изморозь на хрустале». Последние же императорские яйца, созданные в 1916 году, содержат в себе отголосок нестабильности исторического момента, а также предвестие начала конца Дома Фаберже. В годы войны яйца стали менее изысканными и более строгими, отражая характер политической жизни тех времен.

В 1916 году Петер Карл Фаберже руководил производством двух декоративных яиц, которые в апреле 1917 должны были стать пасхальными подарками для императрицы Марии Федоровны и царицы Александры Федоровны. Однако Фаберже так и не удалось закончить работу над этими яйцами, а благородным женщинам так и не довелось увидеть свои подарки. Царствование Романовых, длившееся три столетия, было прервано. Семья была вынуждена покинуть город, бросив помимо прочего и 50 императорских яиц Фаберже, созданных между 1885 и 1916 гг. Эти предметы роскоши, окутанные интимным ореолом царской семьи, стали впоследствии символом императорского дома и дореволюционной России в целом. Вскоре мастерская Фаберже распалась, поскольку многие работники отправились на войну. Сам Карл Фаберже бежал в Швейцарию, где он умер спустя два года.

Читать еще:  Полезно ли пить куриные яйца

Во время революции императорские яйца были выкрадены и перевезены в Москву; многие из них были распроданы, десять в итоге оказались в Оружейной палате московского Кремля, еще восемь были утеряны. По сути, большевикам не было дела до художественной ценности яиц Фаберже – важнее было получить за них как можно больше денег. В ряде случаев сюрпризы из яиц продавались отдельно, из-за чего комплектация некоторых из сохранившихся яиц теперь неполная. Некоторые яйца со временем оказались у частных торговцев, которые перевезли изделия в США, чтобы продать их местным богачам.

В настоящее время сохранившиеся яйца Фаберже рассеяны по всему миру. Самые обширные коллекции собраны в Оружейной палате (Москва) и Музее Фаберже (Санкт-Петербург). Третья по величине – коллекция Пратта в Виргинском музее изобразительных искусств. Еще три яйца, ранее принадлежавшие Матильде Геддингс Грей, сейчас находятся в нью-йоркском Метрополитан-музее. Наконец, еще три яйца принадлежат королевской семье Великобритании.

В Музее Фаберже, открытом в 2013 году, хранится девять императорских яиц – все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он приобрел эту коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя и издателя Малкольма Форбса, который обширностью своей коллекции хотел навязать конкуренцию Оружейной палате. Не исключено, что современный ажиотаж вокруг яиц Фаберже не в последнюю очередь связан с фигурой Форбса, чьи коллекционерские ухватки не только вызвали повышение цен на яйца, но и привлекли к ним всеобщее внимание.

Живой интерес к яйцам Фаберже сохраняется и на это, пожалуй, есть много причин. Большинство экспертов сходятся во мнении, что тут имеет значение превосходное качество и уникальность изделий Фаберже, их сентиментальная и ностальгическая ценность в связи с драматичной историей семьи Романовых, а также астрономические суммы, в которые яйца Фаберже оцениваются сегодня.

Спустя сто лет яйца Фаберже всё так же остаются несравненным произведением ювелирного мастерства. Учитывая сопутствующий культурный резонанс, это своего рода «Мона Лиза» от истории декоративных искусств. Из 50 императорских яиц до нас, насколько известно, дошло 43 – сейчас их можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. Являя собой образец ювелирного дела, на котором лежит печать декаданса, яйца Фаберже продолжают будоражить воображение.

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • /
  • Мировая история
  • /
  • Яйца Фаберже: история происхождения

Яйца Фаберже: история происхождения

О.БУЛАНОВА

Одни из самых ценных и известных произведений ювелирного искусства в мире – это пасхальные яйца Фаберже. Создателем этой роскоши является российский по происхождению ювелир, немец по национальности Петер Карл Фаберже (1846-1920), глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 г. он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание “ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа”.

Его самые знаменитые творения – серия пасхальных яиц – создавались между 1885-м и 1917 г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Самое первое яйцо было заказано царем Александром III Карлу Фаберже и ювелирам его фирмы в 1885 г. как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Т.н. “Куриное” яйцо снаружи было белым – гладким и покрытым эмалью, размером 6,5 на 3,5 см. Посередине него проходила золотая полоса. По этой полосе яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, а в нем обнаруживалась такая же золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона с рубиновой же подвеской. Сделано это было, как нетрудно заметить, по традиции складывающихся матрешек.

Кстати, сама идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, однако уровень исполнения превзошел все ожидания. Первое пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII в.

Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Дизайн Фаберже должен был держать в тайне.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Кстати, Александре Федоровне было однажды подарено очень скромное яйцо, но которое, тем не менее, ей очень нравилось. Случилось это в 1916 г. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня. Яйцо стояло на четырех подставках в форме гильз.

Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая мировая. Но, скорее всего, яйцо этот получилось подчеркнуто скромным, потому что Фаберже был хорошо осведомлен об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжелые годы и вовсе аскетичным.

В яйце “Память Азова”, сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя вращались вокруг оси двенадцать маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире – “Коронационное”. Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо “Ландыши”. В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей.

Самое большое изделие сделано как музыкальная шкатулка и называется “Кремль”.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них – Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август и Альберт Хольстромы, Генрик Вигстром, Эрик Колин, Алма Пил и др.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до других стран.

Однако Фаберже не стал массово выпускать свои сувениры. Его фирма выполнила всего несколько изделий для частных заказчиков.

Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Кроме того, существует еще 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены еще какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 г. “яйцо Ротшильдов”, которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

“Яйцо Ротшильдов” сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями.

Из императорских яиц только одно – “Георгиевское” – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей, императрицей Марией Федоровной, в ее багаже. Случилось это в 1918 г., когда императрица уехала через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств по приказу Сталина 14 из них было продано, причем Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей.

Рубль тогда, конечно, стоил намного дороже, чем теперь, но все равно сумма была смехотворной. Для сравнения: стоимость одного яйца Фаберже по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 рублей.

Такой продажей большевистские власти убивали двух зайцев – и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”.

Продажей занималось учреждение под названием Контора “Антиквариат”. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

Что касается серии из семи яиц для жены А.Кельха, то над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Их бы, может, было бы не семь, а больше, но Кельх после с 1905 г. прекратил заказы подарков: супруги официально начали жить отдельно, да и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось составить нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных “сюрпризов” из неизвестных или несохранившихся яиц, а также четыре частных яйца.

В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Яйца Фаберже изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и других ценных материалов. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горным хрусталем, драгоценными сортами древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Надо отметить, что иногда яйца гораздо крупнее, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз.

Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Яйца Фаберже всегда представляли огромный интерес для желающих изготовить подделку ювелиров. Потому что в случае успеха сумасшедшая прибыль была бы гарантирована.

Впрочем, иногда настоящие яйца известной фирмы выдавались за другие изделия. Один из примеров: “Курочка Кельха” была продана Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило ее цену. Прием был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы.

Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зеленое “Яйцо с копытами” из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из ее приближенных. Также больше нет упоминаний о “Яйце-Конфетнице”.

Известно довольно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства.

Любопытно, что из-за большого количества подделок во второй половине 90-х Метрополитен-музей (Нью-Йорк) провел выставку подделок миниатюр Фаберже. Выставка пользовалась сумасшедшим успехом, потому что изделия на ней представленные были изумительными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×