0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказки о яйцах

О чем на самос деле говорилось в старинных детских сказках: Мировое яйцо, древний календарь и другие интересности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Курочка Ряба»

В старину текст этой сказки был гораздо более богат событиями. За разбитым яичком следовала целая череда несчастий, нарастающих по силе и степени трагизма:

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó, —
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут — под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи — хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался.
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся —
Снесу вам еще яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
Яичко не простое — золотое.

В более позднем варианте страшные последствия ничтожного происшествия другие: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко (или кадку с тестом перевернула) — поп церковные книги порвал, разбежался и ударился о косяк и т. д. Всего известно несколько десятков различных вариантов этой сказки. Такое кумулятивное (нарастающее) построение сюжета делает ее комической – незначительное событие приводит к мировым катастрофам. В принципе, в современном мире эту старинную логику мы привыкли описывать «эффектом бабочки».

Существует огромное множество научных трактовок древних символов, присутствующих в сказке. Владимир Топоров (советский лингвист и филолог, основоположник «теории основного мифа») видел в ней мотив «Мирового яйца», из которого рождается мир. Поэтому старый мир и умирает. Мышь в данном случае – разрушительный образ стихии, связанный с подземным царством. Кстати, непонятную фразу о том, что «Вереи начинают хохотать» тоже объясняют именно с этой точки зрения. Вереи – это столбы, на которые навешивались ворота, важный элемент, поддерживающий «границу существующего мира» — дома. А хохотали они, в преддверии ужасного разрушения, как считают исследователи, вполне в рамках старинной славянской традиции провожать покойников шумным весельем. Это странное на первый взгляд поведение объясняется мудрым отношением наших предков к смерти. В ней они всегда видели обещание новой жизни. Смех в данном случае превращал смерть в рождение, а сказка из слегка нелогичной и детской превращается в космогоническую модель вселенной. Поэтому Курочка и обещает снести новое яичко, лучше прежнего. Все эти подробности сказка в основном потеряла в XIX веке. Литературный вариант, который сегодня наиболее известен, был записан в 1864 году Ушинским.

«Репка»

Эта сказка также претерпела некоторые изменения, но смысл ее от этого не исказился. Сказка была записана в XIX веке в Архангельской губернии исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым. В 1863 году он включил ее в свой сборник «Народные русские сказки». В первоначальном фольклорном варианте речь шла о «ногах» которые приходили по очереди на помощь:

«Пришла дрýга нóга; дрýга нóга за нóгу, нóга за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут.»

Автор привычного нам текста – тот же знаменитый русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Он очень мудро дал собачке имя. Кстати, сейчас даже существует шутка по поводу того, что Жучка, — единственное поименованное существо в сказке, скрывает таким образом более грубое обращение. Неизвестные шутники даже не знают, насколько они правы. В дальнейшем при пересказах и Толстой и Даль эту кличку сохранили. Судя по некоторым источникам, в сказке раньше было больше действующих лиц, но тут, возможно, каждый рассказчик в старину мог проявлять фантазию, на то оно и устное народное творчество. В остальном же сюжет этой сказки-цепочки остается прежним, и говорит она, конечно, о взаимовыручке и о том, что даже самое маленькое усилие может помочь общему делу.

«Колобок»

Этот персонаж, который, как известно, плохо кончил, имеет, вероятно, очень древние корни. Само по себе кулинарное изделие из нашей кухни уже ушло, но память о нем в исторических документах сохранилась. Так, например, в московской «Росписи царским кушаньям», созданной в 1610—1613 годах упоминается блюдо Колоб, состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц и 3 гривенок сала говяжьего. Судя по количеству яиц, колоб, подаваемый к царскому столу был велик. Не то что у старухи, которая «по сусекам поскребла».

По поводу старинной интерпретации этого сюжета сейчас в сети распространена версия, которая, правда, дается без ссылок на серьезные источники, но выглядит логичной и поэтому достаточно привлекательной. Считается, что Колобок на самом деле от каждого из встреченных животных укатывался слегка надкусанным:

«Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.»

Согласно этой версии таким образом детишкам в старину объяснялись основы астрономии и календаря – все более уменьшающийся Колобок наглядно иллюстрировал фазы лунного цикла.

В любом случае, у нашего Колобка точно есть множество иностранных собратьев. Данный сюжет о сбежавшем хлебобулочном изделии, которое по дороге встречает множество действующих лиц, но находит обычно конец в зубах у лисы или свиньи существует во многих странах: Пряничный мальчик и Джонни-Пирог (США), Лепешечка (Шотландия), Блин (Норвегия), Толстый, жирный блин (Германия) и многие другие. Так что этот персонаж является любимым во всем мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фотоотчёт об инсценировке сказки «Сказка про яйцо» к Всемирному Дню яйца — 12 октября

Юлия Федосеева
Фотоотчёт об инсценировке сказки «Сказка про яйцо» к Всемирному Дню яйца — 12 октября

Сегодня 12 октября отмечается Всемирный день яйца. Да, да, не удивляйтесь есть и такой праздник, а почему бы и нет?

Достоинств ведь не счесть! Полезны яйца очень – знают даже дети, А сколько блюд вкуснейших можно съесть! Желаю вам сегодня забыть борщи и каши, Советую купить яиц большой запас. Омлет, пашот, глазунья – меню сегодня наше. Любители яйца, я поздравляю вас! И предлагаю Вашему вниманию инсценировку сказки «СКАЗКА ПРО ЯЙЦО» Автор МАРИЯ ШКУРИНА.

«СКАЗКА ПРО ЯЙЦО»

Жила-была Хозяюшка и была у нее Курочка. Как- то утром пришла Хозяюшка в курятник проведать Курочку. А та кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, снесла яичко. Возьми его, Хозяюшка, отдай Бабушке. Бабушка его сварит, отдаст Сонечке. А Сонечка его съест». Посмотрела Хозяюшка, и правда яичко, да хорошее, да пригожее. Взяла Хозяюшка яичко и понесла.

Идет через поля, идет через леса, навстречу ей Зайка.

-Что несешь, Хозяюшка? — спрашивает.

— Яичко,- отвечает она.

— Нет, Заюшка, не отдам его тебе. Это яичко снесла Курочка и велела, чтобы я отнесла его Бабушке. Бабушка его сварит и отдаст Сонечке. А Сонечка его съест.

И пошла дальше. Идет через поля, идет через леса, навстречу ей Лиса.

-Что несешь, Хозяюшка? — спрашивает.

— Яичко,- отвечает она.

— Нет, Лисичка, Заюшке его не отдала и тебе не отдам. Это яичко снесла Курочка и велела, чтобы я отнесла его Бабушке. Бабушка его сварит и отдаст Сонечке. А Сонечка его съест.

И пошла дальше. Идет через поля, идет через леса, навстречу ей Волк.

Читать еще:  Что содержится в куриных яйцах

-Что несешь, Хозяюшка? — спрашивает.

— Яичко,- отвечает она.

— Нет, Волчок, Заюшке его не отдала, Лисичке не отдала и тебе не отдам. Это яичко снесла Курочка и велела, чтобы я отнесла его Бабушке. Бабушка его сварит и отдаст Сонечке. А Сонечка его съест.

И пошла дальше. Идет через поля, идет через леса, навстречу ей Медведь

— Что несешь, Хозяюшка? — спрашивает.

— Яичко,- отвечает она.

— Нет, Мишенька, Заюшке его не отдала, Лисичке не отдала, Волку не отдала и тебе не отдам. Это яичко снесла Курочка и велела, чтобы я отнесла его Бабушке. Бабушка его сварит и отдаст Сонечке. А Сонечка его съест.

И пошла дальше. Идет через поля, идет через леса, навстречу ей Бабушка.

— Что несешь, Хозяюшка? — спрашивает.

— Яичко,- отвечает она.

— Дай его мне, для внучки моей, для Сонечки.

— Возьми Бабушка. Для тебя его берегла. Заюшке его не отдала, Лисичке не отдала, Волку не отдала, Медведю не отдала. Это яичко снесла Курочка и велела, чтобы я отнесла его тебе.

Ты его сваришь и отдашь Сонечке. А Сонечка его съест.

Взяла Бабушка яичко, сварила и отдала Сонечке.

Сонечка его съела и сказала: «Спасибо!».

Вот и сказке конец, кто слушал МОЛОДЕЦ!

Коллаж «Берегите природу» к 4 октября — Всемирному Дню животных в старшей группе 4 октября в нашей группе прошло тематическое занятие «Берегите животных», на котором ребята познакомились с разнообразием животного мира:.

Сказки детей «Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка!» Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка! Жила — была божья коровка по имени Бусинка. Домик её находился на сказочном лугу в аленьком.

Фотоотчёт о детских рисунках ко Всемирному Дню кошек (старший дошкольный возраст) Всемирный день кошек отмечается ежегодно 8 августа по инициативе Международного фонда по защите животных «Animal Welfare», не только с целью.

Фотоотчёт об участии в районном конкурсе рисунков, посвящённом Всемирному Дню защиты детей Администрация Нижнеилимского района объявила конкурс детских рисунков, посвящённых Всемирному Дню защиты детей. Я рассказала детям об истории.

Фотоотчёт о познавательном развлечении ко всемирному Дню шоколада для старшего дошкольного возраста 11 июля отмечался всемирный День шоколада,очень замечательный и сладкий праздник. Ребята старшей группы тоже не остались в стороне и в этот.

Фотоотчёт. Тематическая неделя посвященная Всемирному Дню журавля — 9 Сентября Журавли во всем мире — это особенный символ нежности, мира. Многие народы с трепетом относятся к этим птицам. На Востоке существует древняя.

Конспект НОД по инсценировке сказки «Теремок» во второй группе раннего возраста Тема НОД: Инсценировка сказки «Теремок» Возраст: Вторая группа раннего возраста Образовательная область: Речевое развитие Цель: Продолжать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Н. Шелест «Сказка про паучка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Математические сказки. Сказка про ноль и единицу Проект «Математические сказки» Тема: «Сказка про ноль и единицу» Цель: развивать творческие способности; прививать любовь к математике.

Сценарий постановки ко Дню Победы «Сказка про бабку, про дедку да про бравого солдата Кондрата» Сценарий постановки, посвящённой празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Цели: знакомить детей с историей родной.

О чем сказка про Курочку Рябу на самом деле?

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба – не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба – не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые – то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула – и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) – о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида – он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка – существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, – неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Яичко

Русская народная сказка «Яичко»

Чувство сострадания — фактически бренд русского народа. На Руси человек никогда не остается наедине со своей бедой. Пожар, наводнение, горе в родне — неважно, вокруг всегда друзья, соседи, просто посторонние люди. Принцип: «Моя хата с краю» здесь не работает.

Читать еще:  Что находится в яйцах

Так в русских народных сказках доброта, помощь ближнему и безусловная любовь присущи всем положительным героям. Ведь где, как не в детских историях, можно почерпнуть полезный опыт, т.к. только правильные персонажи могут показать ребенку, как нужно поступать в повседневной жизни.

Эта сказка отличается от любой другой, которую можно найти в книге для детей, своей простотой и тем, что в ней нет антигероев. Здесь все Поп, его супруга, их дочери, Старик, Старуха, их питомец — необычно положительные.

Краткое содержание текста

В одной семье случилось несчастье, на первый взгляд не очень большое – разбилось яйцо. Но толи семья была не богатой, то ли оно было долгожданным, это опечалило всех, Старуха даже прослезилась. Плач Бабушки услышали Дочери попа и, прейдя домой расстроенными, рассказали об этом матери. Попадья тоже расплакалась, да так, что у нее прокисло тесто. Вернувшись, домой, Поп увидел, что все недовольны и “изорвал” свою книгу.

Казалось бы ничего трагичного не произошло, ситуация глупейшая, а выбила из колеи стольких взрослых людей. Если эту историю прочитать современному ребенку, возможно, она его даже рассмешит. Но на момент, когда была написана эта сказка, в дефиците была даже соль. А яйца и все, что выращивалось на собственном огороде, бережно запасали, до наступления холодов, ведь зимой очень тяжело было добыть себе пропитание, а возможность купить съестные припасы имели только обеспеченные люди.

Чему учит эта сказка:

— нужно ценить все, даже, если это сущие мелочи, т.к. кто-то не имеет и этого;

— взаимопомощь – залог хороших отношений;

— всегда нужно иметь стабильные и различные источники дохода, чтобы не страдать при потере одного из них;

— если у ближнего произошло несчастье – это не повод лишаться собственных вещей;

— русский народ любит поплакать, даже если повод незначительный.

Это добрая сказка, которая поможет рассказать ребенку об исконно русских традициях. О том, что люди не всегда жили в атмосфере изобилия, и, что были времена, когда даже яичко или корочка хлеба ценились. Стоит рассказать маленькому человеку, что если он не хочет плакать из-за подобных безделиц – должен упорно трудиться.

Читайте русскую народную сказку «Яичко» онлайн бесплатно и без регистрации.

Жил себе дед да баба, у них была курочка ряба; снесла под полом яичко — пестрó, вострó, костянó, мудренó! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка ряба; снесла под полом яичко — пестрó, вострó, костянó, мудренó! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка ряба; снесла под полом яичко — пестрó, вострó, костянó, мудренó! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья квашню месила. Как услышала она, что дед плачет, и баба плачет, курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка ряба; снесла под полом яичко — пестрó, вострó, костянó, мудренó! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Сказка быль, да в ней намек.

Не так давно узнал суть сказки про Курочку рябу.

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил.

Баба била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Всегда думал что дед и бабка плакали потому что яичко разбилось и они его не поели, ну или просто расстроились. А в итоге оба они плакали от того что они немощные старики не смогли разбить яичка.

хе хе: прочитал «Сказка боль..»

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий. Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые. Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Читать еще:  Яйцо черной козы книга читать

Зверята устроили в тереме коммуналку, дружно жили, потом пришёл медведь, напугал зверей и расхуярил теремок. Конец. Ну ахуеть «сказка».

Интересно а в чем соль сказки Теремок вообще.

Я тоже порой начинаю читать сказку доче и где то в середине сказки понимаю что я вообще нифига не понимаю, для чего и зачем и почему! А как интересно ребенку в этот момент понять и уловить для себя правильную идею сказки, мораль так сказать!?

Александр Ужанков: «Что значит дед и баба? Как их понимать? Мы знаем, что христианство глубоко символичная религия. Значит любой образ можно воспринимать как символ, а в символе всегда много значений. Если будем искать духовный смысл, то можно понять, что речь идёт о прародителях, потому что вся народная сказка строится именно на этом, должны быть ассоциативные связи между современностью и прошлым. Значит дед и баба — это прародители Адам и Ева. Курочка. Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица? Яйцо снесла не простое а золотое. На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени. Если снесли яйцо золотое, а не простое, значит Яйцо — это мироздание. Адам и Ева получили рай, в котором не было времени. Как отнеслись Адам и Ева или дед и баба к этому яйцу? Дед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила. Зачем, какой смысл в том, чтобы разбить это яйцо? Ведь оно дано для сбережения, а они относятся с небрежением. Почему? Они положили это яйцо на полочку куда-то, мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось. Кто такая мышка? Это представительница потусторонних сил. В Библии что сказано? Как можно было искусить Адама? Только через Еву — тут и змий появляется. А зачем? А чтобы забрать этот золотой рай, который у них был. А в сказке что? В сказке тоже рай, который не берегут дед и баба. Поэтому они теряют его, то есть он разбился, они остались вне, то есть без него. Дед и баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, дед и баба, я снесу яичко, но теперь простое, не золотое. Почему? Потому что Адам и Ева уже изгнаны из рая. Они теперь будут жить мире, где есть время, есть пространство, есть страсти. Это уже другое мироздание . Яйцо — ведь это тоже символ мироздания. Поэтому для них это будет уже другой мир, в котором они будут жить. Это очень простая сказка. Русская культура — особая. Многие вещи передаются из поколения в поколение и как приуготовление к восприятию Библии. Не все же в народе, в быту читали библию, но многие знания передаются в фольклоре, в частности в сказке : „сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок“ — там есть нечто, что учит, чему-то учит, или приуготовляет к христианству

нихуясе у шурика чердак протекает.

ну сказка тож хороша, как разбить яйцо из золота, эт ж не хрусталь, и хули горевать если оно разбилось, золото оно и так ценно

О чем сказка про Курочку Рябу на самом деле?

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба – не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба – не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые – то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула – и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) – о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида – он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка – существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, – неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector