3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь на куличках в москве

Храм «на краю» старой Москвы: как пройдет реставрация церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках рядом со станцией метро «Китай-город» отреставрируют. Соответствующий проект согласовал столичный Департамент культурного наследия. Храм из красного кирпича был построен на рубеже XVI–XVII веков на месте деревянной церкви XIV века. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения.

По одной из версий, название церковь получила из-за того, что ее построили на окраине. «Кулишки» в те времена означало «на краю земли», а район Китай-города находился на границе старой Москвы. По другой версии, церковь строилась на лугу при впадении Яузы в Москву-реку. Эти земли москвичи в старину называли кулишками, или кулижками (кулигами). Третья же версия гласит, что храм был заложен в честь воинов, павших на Куликовом поле в 1380 году. Считается, что некоторые были погребены у стен церкви.

Двухъярусное здание с луковичной главой выдержано в стиле московского барокко. К нему примыкает трехъярусная восьмиугольная колокольня, которую также венчает главка с крестом. Фасад украшает белокаменная резьба в виде многочисленных декоративных элементов: пилястр (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну), кокошников, ложных окон, межэтажных поясов, сандриков (декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз).

«Этот древний храм является одним из наиболее выразительных образцов архитектуры XVII столетия. Его отличают сложность очертаний, обилие деталей, яркое цветовое решение. За свою долгую историю церковь Всех Святых на Кулишках неоднократно горела. Проект реставрации составлен таким образом, чтобы выявить и сохранить разные этапы формирования памятника. Именно поэтому он предполагает воссоздание утраченных деталей, планировок и убранства разных эпох», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, работы будут проводиться по методу фрагментарной реставрации. Такой подход предполагает, что подлинные архитектурные элементы будут максимально сохранены и восстановлены.

Например, специалисты намерены раскрыть заложенные арочные, оконные и дверные проемы, воссоздать утраченные лестницы на колокольне. Внутренние стены храма расчистят от следов поздних покрасок и покроют белой известкой, окна и металлические ставни восстановят по историческим аналогам. Входные двери демонтируют, а вместо них установят новые, выполненные по архивным фотографиям (за образец взяты интерьеры храма по проекту архитектора Константина Быковского 1877 года). По отдельному проекту отреставрируют живопись на сводах и стенах. Кроме того, расчистят фасады, а кирпичную кладку восстановят под наблюдением химика-технолога. Реставрация также затронет чугунный навес и каменные ступени крыльца. Поверхности кирпичных стен фасадов будут окрашены красным цветом, выступающие архитектурные детали — белым.

Об истории церкви Всех Святых

Первое упоминание о церкви Всех Святых относится к 1365 году. В летописи говорится об опустошительном московском пожаре, который начался от храма, однако точное местоположение церкви не указано. В 1488 году, как свидетельствует летопись, деревянная церковь горела вместе с прилегающей застройкой.

Считается, что первый каменный храм на этом месте появился в начале XVI века. Он встречается на нескольких планах Москвы 1600-х годов. В период Смуты, в 1612 году, именно от стен церкви Всех Святых выдвигались на поляков отряды Минина и Пожарского. Самые значительные изменения в ее облике произошли в 1687–1689 годах, когда после очередного пожара были переложены своды и главка четверика. Во время Отечественной войны 1812 года храм горел, особенно пострадала крыша.

В 1931 году церковь закрыли. В разное время в здании располагались киномастерская, строительно-монтажное управление и филиал Москонцерта. В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви, внутреннее убранство было частично восстановлено. С 1999 года храм принадлежит подворью Александрийского патриархата, в нем регулярно проводятся службы.

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно были отремонтированы фасады одного из вдовьих домов в Лефортове, а также дома Дурасовых на Покровском бульваре, построенного по проекту архитектора Михаила Казакова. Кроме того, идут работы в доме Всеволожского в Хамовниках, где бывали Пушкин, Гоголь и Белинский. Ожидается, что москвичи увидят восстановленное здание в 2021 году.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Главная резиденция московских чертей

С церковью Всех Святых на Кулишках связано много чертовщины. Считается, что здесь находятся «чертовы кулички», ведь раньше это фактически была граница Москвы, а слово «кулишки» означало «на краю земли».

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя. Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Храм «на краю» старой Москвы: как пройдет реставрация церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках рядом со станцией метро «Китай-город» отреставрируют. Соответствующий проект согласовал столичный Департамент культурного наследия. Храм из красного кирпича был построен на рубеже XVI–XVII веков на месте деревянной церкви XIV века. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения.

По одной из версий, название церковь получила из-за того, что ее построили на окраине. «Кулишки» в те времена означало «на краю земли», а район Китай-города находился на границе старой Москвы. По другой версии, церковь строилась на лугу при впадении Яузы в Москву-реку. Эти земли москвичи в старину называли кулишками, или кулижками (кулигами). Третья же версия гласит, что храм был заложен в честь воинов, павших на Куликовом поле в 1380 году. Считается, что некоторые были погребены у стен церкви.

Двухъярусное здание с луковичной главой выдержано в стиле московского барокко. К нему примыкает трехъярусная восьмиугольная колокольня, которую также венчает главка с крестом. Фасад украшает белокаменная резьба в виде многочисленных декоративных элементов: пилястр (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну), кокошников, ложных окон, межэтажных поясов, сандриков (декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз).

«Этот древний храм является одним из наиболее выразительных образцов архитектуры XVII столетия. Его отличают сложность очертаний, обилие деталей, яркое цветовое решение. За свою долгую историю церковь Всех Святых на Кулишках неоднократно горела. Проект реставрации составлен таким образом, чтобы выявить и сохранить разные этапы формирования памятника. Именно поэтому он предполагает воссоздание утраченных деталей, планировок и убранства разных эпох», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, работы будут проводиться по методу фрагментарной реставрации. Такой подход предполагает, что подлинные архитектурные элементы будут максимально сохранены и восстановлены.

Например, специалисты намерены раскрыть заложенные арочные, оконные и дверные проемы, воссоздать утраченные лестницы на колокольне. Внутренние стены храма расчистят от следов поздних покрасок и покроют белой известкой, окна и металлические ставни восстановят по историческим аналогам. Входные двери демонтируют, а вместо них установят новые, выполненные по архивным фотографиям (за образец взяты интерьеры храма по проекту архитектора Константина Быковского 1877 года). По отдельному проекту отреставрируют живопись на сводах и стенах. Кроме того, расчистят фасады, а кирпичную кладку восстановят под наблюдением химика-технолога. Реставрация также затронет чугунный навес и каменные ступени крыльца. Поверхности кирпичных стен фасадов будут окрашены красным цветом, выступающие архитектурные детали — белым.

Об истории церкви Всех Святых

Первое упоминание о церкви Всех Святых относится к 1365 году. В летописи говорится об опустошительном московском пожаре, который начался от храма, однако точное местоположение церкви не указано. В 1488 году, как свидетельствует летопись, деревянная церковь горела вместе с прилегающей застройкой.

Считается, что первый каменный храм на этом месте появился в начале XVI века. Он встречается на нескольких планах Москвы 1600-х годов. В период Смуты, в 1612 году, именно от стен церкви Всех Святых выдвигались на поляков отряды Минина и Пожарского. Самые значительные изменения в ее облике произошли в 1687–1689 годах, когда после очередного пожара были переложены своды и главка четверика. Во время Отечественной войны 1812 года храм горел, особенно пострадала крыша.

В 1931 году церковь закрыли. В разное время в здании располагались киномастерская, строительно-монтажное управление и филиал Москонцерта. В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви, внутреннее убранство было частично восстановлено. С 1999 года храм принадлежит подворью Александрийского патриархата, в нем регулярно проводятся службы.

Читать еще:  Подставка под пасхальное яйцо

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно были отремонтированы фасады одного из вдовьих домов в Лефортове, а также дома Дурасовых на Покровском бульваре, построенного по проекту архитектора Михаила Казакова. Кроме того, идут работы в доме Всеволожского в Хамовниках, где бывали Пушкин, Гоголь и Белинский. Ожидается, что москвичи увидят восстановленное здание в 2021 году.

Москва таинственная: Как прогоняли нечисть из Церкви всех Святых на Кулишках и какое отношение это место имеет к Куликовской битве

Н. Андреассен:

— Здравствуйте, это « Москва таинственная», у микрофона Наталия Андреассен и Александр Мишин , гид общества пеших прогулок «МоскваХода» и библиофил. Здравствуйте, Александр. Мы сегодня отправляемся с вами – страшно сказать! – к черту на кулишки. А вообще-то можно сказать и по-другому – мы отправляемся в церковь Всех святых на Кулишках. Вот как такое может быть? То ли к черту, то ли к Богу, а, Александр?

А. Мишин:

— Сознание средневекового человека — да, впрочем, и любого человека от Адама и Евы, — такое двойническое, да. Вот когда мы кого-то посылаем – а мы же адрес вам даем: «к черту на кулички», — то не думаем, что куличками-то называлась пасха. Это оксюморон. Мы посылаем к черту на пасху. В этом выражении должна быть услышала ирония.

А вообще были, конечно, кулижки.

Церковь Всех Святых — замечательный храм, с таинственной, древней историей. Первый деревянный храм там возникает в 1380 году…

Н. Андреассен:

— Только давайте скажем, где это. Для ориентира – это напротив памятника Кириллу и Мефодию.

А. Мишин:

— Да, напротив памятника Кириллу и Мефодию, станция метро « Китай город», где от Китай города, от его несуществующих уже стен, дорога шла на Рязань . По этой дороге Димитрий Донской шел на Куликово поле.

Современный храм, который сохранился до нашего времени, от 1680-х годов, — это уже правнучка того храма, который был там изначально. А в старину за тем деревянным храмом были заливные луга . Это сейчас нас с вами Москва-река не беспокоит: она максимум поднимается на полтора-два метра по воле человека. А в те времена она доставляла москвичам и радость, и пользу, и неудобство. Заливные луга. Да, это было Подмосковье , как это ни странно сейчас представить. А кулижки – это места, где холмики густые, а посреди — грязь болотца, пенечки. А где у нас нечисть-то сидит? Именно на таких пенечках.

И в каждом уважающем себя городке были свои кулижки, потому что города строились тогда, в средние века, в древности, на берегах рек, реки же были главными дорогами. Ведь – в лесу враг, этакий Соловей-разбойник сидит на дереве. А у вас стрелкового оружия нет, и, когда ваша ладья плывет посередине реки, стрела врага не долетает с берега, вы относительно сохранны и видите, что происходит в лесу. Это тоже абсолютно незнакомое нашим сегодняшним слушателям ситуация.

Н. Андреассен:

— Итак, кулижки, как мы выяснили, это топь, болото, где у нас нечисть водится. Отсюда — название церкви. Но есть еще версия: мол, все связано с Куликовым полем. Дескать, Дмитрий Донской сюда привез погибших солдат и похоронил их.

А. Мишин:

— Есть современные альтернативные историки (наши слушатели, наверное, их знают — это Носовский и Фоменко ), которые утверждали на полном серьезе, что район Китай города, метро «Китай-город» и Церковь Всех Святых — это и есть место битвы! Уважаемые слушатели, к этому надо относиться как к фантастике. Совсем ненаучной. Эти историки утверждали, что на самом Куликовом поле — таком, каким его видели историки 19 века, — ничего не найдено. Ни останков, ни мечей. А значит, дескать, там ничего не было.

Но не надо представлять себе Куликовскую битву, как Сталинградскую. Или даже Бородинскую .

Н. Андреассен:

— Все равно должно же было что-то остаться…

А. Мишин:

— Более того, нашли это место немножко в другом районе, чем предполагалось в 19 веке. Очень небольшая поляна – 2 километра на несколько сот метров всего лишь. Наверное, со стороны русских и со стороны Мамая в этой битве участвовало не более 15-20 тысяч человек, но для 14 века это колоссальное количество людей.

Теперь вспомним: «орудия труда» воина – меч, лук, стрелы – были дороги. Поэтому собирались с поля боя и увозились! Это все использовалось многократно, имуществом тогда не разбрасывались.

Тем не менее, в последние годы, когда на реальном Куликовом поле развернулись археологические раскопки, много было найдено. Часто — лишь фрагментами. Но забывайте: там же в советское время велась активная хозяйственная деятельность. Удобрения растворяли старый металл. Тем не менее, было найдено несколько вещей. Поэтому сомнений в том, что Куликова битва была в Кимовском районе Тульской области, сейчас нет никаких. Другое дело, что район Солянки прославился не только этим.

Дело в том, что название места «к черту на кулижки» было, так сказать, подтверждено в 1666 году…

Н. Андреассен:

А. Мишин:

— Да. В богадельне у церкви, где жили пожилые престарелые дамы, завелась нечисть. По стенам бегало что-то размером с младенца, ну, как бы взрослый человечек – по потолку, по стенам. Сбрасывал бабушек с кровати, щипал их – в общем, полное безобразие там было, это нечто еще и ругалось, материлось. И это не легенда — это зафиксировано в документах правления царя Алексея Михайловича. И вот тогда из Флорищевой пустыни ( Тверская губерния) пригласили настоятеля этой пустыни, отца Иллариона Ананьева , сейчас он причислен к лику святителей, и он с помощниками 40 дней отчитывал это место. И освободил от нечисти. Прогнал. И тем самым как бы нехорошесть этого места еще раз была подтверждена и зафиксирована. А в ХХ веке, к сожалению, Церковь Всех Святых была отдана органам НКВД …

Н. Андреассен:

— Да, я только хотела сказать, что в какой-то степени нечисть-то и вернулась в ХХ веке. Церковь хотели сначала снести, а потом отдали НКВД и вот дальше там тоже раскопки подтвердили, как жутко ее использовали.

А. Мишин:

— В 2000-е годы, когда все там раскапывали. А церковь многослойная, она стоит на урезе холма и, уважаемые слушатели, если вы будете проходить мимо, обязательно зайдите во двор. Вы увидите, что церковный комплекс гораздо крупнее, чем нам кажется непосредственно с Солянского проезда. Время культурные (и некультурные) слои закрыло. И когда шли реставрационные ремонтные работы, то в глубинах нашли скелеты более чем десятка человек. Была проведена судебная экспертиза, результаты которой показали: это были расстрелянные — видимо, в конце 20-х или в 30-е годы.

Н. Андреассен:

— Как раз когда там находилось НКВД. Интересно, а после этого приглашали священников для того, чтобы выгнать этот нечистый дух, который там поселился в начале ХХ века?

А. Мишин:

— Насчет этого не знаю. Но поскольку в Москве находят огромное количество остатков человеческих, поскольку у каждой церкви был свой погост (все 300 московских церквей до 19 века имели свои кладбища). И если эти скелеты, останки, выгребают, их хоронят в Подмосковье. Есть специальное кладбище, где есть эти братские могилы устраивают уже по чину – то есть, их еще раз провожают на тот свет, соблюдая святоотеческие традиции.

Н. Андреассен:

— То есть, вот эта часть погоста это такой-то церкви, здесь хоронят из такой-то церкви и так далее?

А. Мишин:

Н. Андреассен:

— Да, жутковато немножко, но что поделаешь. А в следующей нашей программе, через неделю, мы отправимся в подземелья. По следам человека, который, пожалуй, был самым известным диггером ХХ века. Это Игнатий Стеллецкий, который всю жизнь посвятил, в частности, поиску библиотеки Ивана Грозного .

А пока вы можете зайти на сайт «МоскваХода», выбрать себе экскурсию по душе, погулять по Москве и узнать очень много, чего мы еще не успели вам рассказать за это короткое время.

А. Мишин:

— Будьте здоровы, уважаемые слушатели и читатели!

Аудио: Москва таинственная: Как прогоняли нечисть из Церкви всех Святых на Кулишках и какое отношение это место имеет к Куликовской битве

Читайте также

По следам Пушкина

Прогуливаемся по Москве таинственной вместе с Радио «Комсомольская правда».

Болотная площадь

Изучаем историю Москвы таинственной на Радио «Комсомольская правда».

Гуляя по Марьиной роще

Рассказываем о Москве таинственной на Радио «Комсомольская правда».

Тайна дома Пороховщикова

Выбираем необычные экскурсионные маршруты вместе с Радио «Комсомольская правда».

Тайны Ваганьковского кладбища. Часть 2

Изучаем историю неизвестной Москвы на Радио «Комсомольская правда».

Раскрываем тайны Ваганьковского кладбища

О необычных экскурсионных маршрутах по Москве рассказываем на Радио «Комсомольская правда».

Прогуливаясь по Денежному переулку

Изучаем необычные экскурсионные маршруты по Москве вместе с Радио «Комсомольская правда».

Злачные места: Грачевка

Путешествуем по неизвестной Москве вместе с гидом общества пеших прогулок «МоскваХод» Алексеем Дедушкиным на Радио «Комсомольская правда»

Московские дома с галереями

Путешествуем по неизвестной столице вместе с Радио «Комсомольская правда».

Дома-комоды. В одном из них тайно венчались Елизавета и Разумовский, в другом поселился Чехов

Рассказываем об истории неизвестной Москвы на Радио «Комсомольская правда».

Дом-утюг: тайные подвалы и истории жильцов

Продолжаем пешие экскурсии по неизвестной Москве на Радио «Комсомольская правда».

Возрастная категория сайта 18+

Описание храма всех Святых на Кулишках: история православной церкви

Древний храм всех Святых на Кулишках был построен по приказу Дмитрия Донского.

Сейчас тут находится центр столицы, но во время правления князем это была окраина Москвы, за которой находились леса.

Стены церкви помнят Чумной бунт, княжеских воинов времен Куликовского сражения, красный террор, поляков Лжедмитрия и наполеоновских солдат.

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км 2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

Люди, заселяя округу, возвели приходской храм, который через время князь перестроил в память об исторической победе и павших воинах.

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Читать еще:  Чем полезны яйца куриные сырые

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

В 1995 г. во время обследования подвалов найдены останки застреленных людей. Исчезла старинная Боголюбская икона Богоматери. Позже в церкви находилось культурное и строительное учреждение.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

Архитектура здания

Всехсвятская церковь в современном виде была отстроена к концу 18 столетия на основании бывшего храма при правлении Дмитрия Донского. Старый собор был дополнен элементами русского барокко.

Сооружение сводчатых подклетов позволят представить изначальную архитектуру старого храма. Остались нетронутыми галереи, которые установлены по сторонам четверика. С южной части апсиды алтаря обозначили границы пророка Наума.

Барочные изменения во внешнем виде, проведенные в 18 столетии, сильно не изменили архитектуру. Появились оконные проемы, декорированные в стиле барокко. Двухсветная однокупольная церковь построена в комплексе с 4-х ярусной колокольней. С западной части была сооружена паперть.

Оформленные нишевые арки и оконные проемы формируют нарядный пояс. Оригинально сделаны брустверы галерей и паперти. Барабан без окон, с усиленными кокошниками возле основания. Основная часть трапезной заканчивается главкой.

Увеличение количества христиан потребовало расширение церкви. Придел, который освящен в честь Николая Угодника, соорудили в 1663 г. с южной части. Уничтоженные огнем элементы здания восстановили. В это же время были пристроены зимний храм и колокольня, демонтированы галереи. Строительство в различных масштабах длилось до 19 столетия.

Современные главы храма и кресты реконструированы по оставшимся аналогам 17 столетия. Внешние элементы сделаны в белых и красных оттенках. Стиль принес в архитектуру храма праздничный вид и пышность.

В 1786 г. духовенство церкви решило расписать стены, поменять деревянный пол на плиты из камня. Увеличить оконные проемы верхнего просвета. Выполнена реконструкция алтаря.

Отлично сохранились подземные части церкви, которые долгое время служили гробницей. На втором ярусе находится двойной алтарь со старинным приделом с южной части. Своды придела вписаны в единый полукруг под крышей. На сводах второго яруса под поздней отделкой были найдены росписи 18−19 столетия.

Святыни церкви

Наставниками привезены почитаемые христианами святыни с о. Кипр.

В церкви находятся частицы мощей:

  • Св. Серафима;
  • Св. Николая Угодника;
  • великомучеников: Поликарпа Смирнского, Параскевы Римской, Антипы Пергамского, Саввы Стратилата и Трифона;
  • пророков Филимона и Филиппа;
  • священномучеников: Маманта Кесарийского, Артемия Антиохийского;
  • Св. Онисифора.

Особо почитаема Киккская икона Пресвятой Девы Марии. Древний образ «Милостивая» по легенде был написан Св. Лукой и переправлен в Египет. В 10 столетии икону отправили в Византию, установили в императорском дворце.

Во время правления Алексия Первого Комнине, при молитвах святого Исайи, от образа чудесно излечились кипрский наместник и императорская дочь. Исайя захотел передать икону на Кипр. Алексий, который не желал расставаться с ней, приказал написать точную копию. Святому на оригинал указала пчела, которая села на икону.

По воле Богоматери, которая явилась Алексею, образ отправили на Кипр. На одном из холмов построили храм. Икона совершила множество чудес. Сейчас об этом образе знают во всем мире, в церкви не иссякает поток христиан.

В благословение из афонского прихода Ватопед был передан образ Богоматери «Всецарица». Чудотворная икона почитается как дарующая излечение от онкологических болезней.

Повседневная жизнь

С 1998 г. в церковь из Одессы перенесли подворье Александрийского храма. Христиане могут обучаться в воскресной школе. Обучение происходит по следующим предметам: духовная жизнь, литургика, основы богословия. Есть действующий танцевальный коллектив, школа византийской музыки, греческий хор.

Для всех доступно изучение греческих традиций, истории, языка — период обучения 5 лет. Преподают российские и европейские наставники. Храм плотно сотрудничает с греческим консульством и общиной.

За праздничными служениями исполняются византийские гимны на церковном и греческом языках. Так как наставник подворья при храме александрийский владыка Афанасий, то производятся служения архиерейским чином. Митрополит Афанасий был рожден на Кипре в 1958 г. Пострижен в монахи в Киккской церкви. Официальный сан митрополита получил в 2009 г.

Расписание богослужений

Богослужения и время могут изменяться с учетом праздников. Основное расписание храма следующее:

  1. Воскресенье — лития, акафист Богоматери, водосвятный молебен, литургия.
  2. Понедельник — молебен святым с акафистом, исповедь, лития.
  3. Вторник — водосвятный молебен, акафист Св. Серафиму, Св. Николаю Угоднику, исповедь.
  4. Среда — лития, литургия, акафист перед Киккским образом Богоматери, исповедь.
  5. Четверг — водосвятный молебен, акафист архиепископу Мир Ликийских, Св. Николаю, исповедь.
  6. Пятница — лития, акафист перед образом Богоматери «Всецарица», вечерня.
  7. Суббота — литургия, панихида, всенощное бдение.

Подробное расписание православного Храма всех Святых на Кулишках на сайте церкви.

Месторасположение и способы добраться

Церковь расположена в центре Москвы около остановки метро «Китай-город». Адрес — Славянская площадь, дом 2.

Добраться до храма можно:

  1. На машине — по внутренней стороне Садового кольца нужно ехать в сторону Китай-города. По южной части — до Славянской пл. по Китайгородскому проезду.
  2. Пешим ходом от Красной площади. Двигаться 840 метров к востоку от Храма Василия Блаженного. Пройти по ул. Варварке, перейти Старую пл., продвигаться до второго дома с правой части.
  3. На метро — храм расположен над выходом с остановки Китай-город.

Интересные факты

Есть гипотеза о связи поговорки «у черта на куличках» с отдаленностью «кулишек» от центра Москвы. Слово со временем получило значение очень удаленного места. Связь основана на мистических происшествиях, которые подтверждаются митрополитом Суздальским и священником Илларионом.

В 17 столетии в Ивановском монастыре завелась нечистая сила, которая не давала спокойствия насельницам. Попытки выгнать нечисть не приносили результата, пока император Алексей Романов не обратился к иноку Иллариону. Он помолился в монастыре, окропив его святой водой, затем дьявол завершил свои козни.

В 1770 г. в Москве начался Чумной бунт, который затронул храм всех Святых. Столичные жители особо почитали Боголюбский образ Богоматери. Икону установили на Варварской башне, старом сооружении, сохранившемся в Китай-городе. Каждый год в день праздника в честь образа его спускали с башни людям для поклонения только на три дня.

При эпидемии в Москве пошел слух, будто заболевание началось из-за отсутствия необходимого почитания иконе. Возле Варварских ворот собралось большое количество людей, которые пытались взобраться к образу.

Большое скопление прихожан в одном месте угрожало распространению чумы. Митрополит Амвросий приказал отправить образ в окраинный храм на Кулишках и запретил собирать пожертвования. Разъяренная этим толпа расправилась со священником, оттащив Амвросия за стены Донской церкви.

Бунтовщики пошли к особняку генерала Еропкина, считая, что он является сообщником убитого митрополита, но генерал спрятался в Кремле. Словесные обещания не дали успеха — народ кидал в генерала камни, пытался пройти за стены. Войска подавили восстание через 2 дня.

Екатерина Вторая присвоила Еропкину должность генерал-губернатора, наградила 20 тысячью рублей и хотела отдать 4 тыс. крепостных, но он не принял. В 1841 г. чудотворную Боголюбскую икону Богоматери передали храму всех Святых.

Всехсвятская церковь признана архитектурным и историческим культурным достоянием. Нахождение Александрийского подворья при храме указывает на плотную духовную взаимосвязь русских христиан с африканской автокефалией. Но самое важное заключается в том, что церковь на Кулишках — это напоминание об огромной силе православной веры и русского духа.

У чёрта на куличках: Карта самых интересных мифов Москвы

10 сентября 2015 в 18:04

Любой город с многовековой историей обрастает мифами. Москва — не исключение: её легенды связаны с историческими зданиями, необычными местами и известными деятелями. Фольклорист, доцент Центра типологии и семиотики РГГУ и старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС Никита Петров насчитал более сотни московских легенд, а The Village выбрал из них самые интересные мистические истории — о призраках, гигантских холодильниках в подвалах МГУ и о том, откуда появилось выражение «у чёрта на куличках».

Кремль

По легенде, Иван Грозный владел библиотекой в 800 книг, в которую входили очень редкие и ценные тексты древнегреческих и древнеримских авторов. Библиотека пережила несколько московских пожаров и якобы исчезла в Смутное время. Возможно, книги спрятаны в одном из тайников Кремля, в доме Пашкова или Коломенском.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Славянской площади — одна из самых древних в Москве. До возведения храма на Кулишах — местности между Яузой и Москвой-рекой — находился луг. Подобные окраинные земли вблизи рек в Древней Руси называли кулигами. Считается, что выражение «у чёрта на куличках» для обозначения далёкого места пришло именно отсюда. Фраза появилась потому, что в этом районе, по легенде, был замечен чёрт Игнашка, который мешал службам. Молящиеся видели странное свечение, иконы выпадали из иконостаса, а в стенах слышался громкий стук.

Российская государственная библиотека

В Российской государственной библиотеке, по слухам, можно встретить призрак писателя и книговеда Николая Рубакина. Публицист перед смертью завещал библиотеке свою коллекцию книг. Его призрак якобы появляется в стенах РГБ и помогает найти нужное произведение.

Большой театр

С Большим театром связана мистическая история. Однажды во время пожара в театре простой крестьянин Василий Марин из Санкт-Петербурга спас человека, не успевшего выбраться из пылающего здания. Николай I наградил героя медалью «За спасение погибавших». Существует легенда, что после смерти Василия его призрак стал появляться на опасных пожарах, чтобы помочь людям спастись.

Читать еще:  Яйца куриные польза и вред для здоровья

Улица Кузнецкий Мост

На Кузнецком Мосту раньше располагались банки и игровые заведения. Согласно легенде, однажды извозчик экипажа, решив нажиться на игроке подобного заведения, ограбил его и убил. С того времени на улице стали замечать призрак экипажа. Другой миф Кузнецкого Моста — история о любовнице русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова Жозефине. Девушка, узнав о смерти возлюбленного от мальчишек-газетчиков, попала под экипаж и умерла. С тех пор призрак Жозефины якобы появляется возле дома № 4 и чулком душит торговцев книгами и журналами.

Мясницкая улица

Нынешняя Мясницкая улица с XVI века меняла название пять раз. Она была Фроловской, Евпловской, Первомайской и улицей Кирова. Мясницкой она стала называться в честь Мясницкой слободы, где находилось большое количество мясных лавок. С этим местом связана история о скряге Кусовникове. По легенде, они с женой, боясь потерять накопленные деньги, спрятали их в печь. Во время отсутствия супругов дворник разжёг печь, и все спрятанные деньги сгорели. С тех пор после смерти Кусовникова на Мясницкой улице стал появляться призрак старика. Считается, что встреча с привидением сулит проблемы с финансами.

Улица Большая Ордынка

По легенде, у дома №53 по Большой Ордынке люди уже не раз видели призрачную стаю кошек, встреча с которыми сулит неудачу. Когда-то в этом районе жила женщина — любительница кошек. Желая приютить животных, она построила на своём участке домики для них. Это не понравилось соседям женщины, и они, чтобы избавиться от многочисленных кошек, выпустили их на волю. Теперь мистическая стая якобы бродит по улицам в поисках своего дома.

Дом Игумнова

По легенде, в историческом особняке на Большой Якиманке вместе с любовницей-танцовщицей жил русский промышленник Николай Игумнов. Однажды купец уличил свою возлюбленную в измене, убил её и замуровал в стене. Люди, которые жили в особняке после этого, утверждали, что несколько раз видели призрак некой женщины в белом. С домом связывают ещё одну легенду: Игумнов, решив произвести впечатление на своих гостей, якобы приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами. На каждой из монет был изображён профиль царя, который поневоле приходилось топтать посетителям особняка. Такое неуважение осудили при дворе, после чего купец Игумнов был вынужден покинуть Москву.

Дом на набережной

Здание на Болотном острове стали называть «домом на набережной» после публикации одноимённой повести Юрия Трифонова. Дом был построен в 1927–1931 годах для представителей советской элиты. По легенде, из секретных помещений нежилого 11-го подъезда в годы сталинских репрессий прослушивали квартиры и следили за людьми. Есть миф, что призраки бывших жильцов иногда появляются в квартирах, коридорах и на лестничных площадках.

Крымский мост

С подвесным мостом через Москву-реку связано два мифа. Согласно первому, при строительстве в одной из его заклёпок сделали вставку из чистого золота. Вторая легенда гласит, что мост притягивает к себе самоубийц. Спасатели не раз снимали с его опор людей, которые хотели свести счёты с жизнью.

Малая Никитская улица

В бывшем доме наркома внутренних дел Лаврентия Берии на Малой Никитской улице, 28/1 сейчас располагается посольство Туниса. По легенде, время от времени в его стенах появляется дух бывшего владельца. Очевидцы говорят, что слышат по ночам странные звуки, похожие на чьё-то дыхание и покашливание, а кто-то невидимый время от времени портит документы посольства. Мистические явления якобы происходят не только в самом доме, но и возле него — на перекрёстке в районе Патриарших прудов. Местные жители несколько раз в месяц слышат шум двигателя автомобиля, а затем — звуки открывающейся и захлопывающейся дверцы и шаги человека. Сложился миф, что автомобиль-невидимка и таинственные шаги принадлежат именно Берии.

Тверская улица

Музей Революции (ныне Государственный центральный музей современной истории России) — место, рядом с которым замечали большого чёрного кота. По рассказам людей, животное появляется у здания ровно в полночь, гуляет по Тверской улице и исчезает в подворотне. Утверждается, что именно этот кот стал прообразом булгаковского Бегемота.

Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь названа так в честь Сухаревой башни, построенной в 1695 году на месте старых деревянных Сретенских ворот. Башню снесли в 1934 году, однако легенды вокруг нее ходят до сих пор. По одной из них, в здании располагалась лаборатория сподвижника Петра I чародея Якова Брюса. Здесь он якобы занимался тёмными делами — составлял эликсир живой и мёртвой воды. После смерти колдуна на Сухаревской площади стали замечать его призрак. Существует поверье, что бородатое привидение, временами появляющееся в этом месте, жаждет найти свою Чёрную книгу.

Президиум РАН

Согласно поверью, здание президиума РАН с «золотыми мозгами» построено на месте бывшего скотомогильника. Из-за этого учёные якобы часто болеют и испытывают тревогу и страх. Другая городская легенда гласит, что проклятое здание сползает в Москву-реку.

Напрудная башня

В 1689 году царевна Софья Алексеевна проиграла борьбу за трон своему брату Петру I, который заточил её в Новодевичий монастырь, где она жила до своей смерти. В ХХ веке появилась легенда: Софья умерла от несчастной любви, спрыгнув с Напрудной башни. Царевну ошибочно стали воспринимать как святую, путая с мученицей Софией. Она стала покровительницей влюблённых и новобрачных: считается, что Софья помогает устроить семейную жизнь. Теперь горожане пишут пожелания на стене башни.

Московский государственный университет — место, вокруг которого сложилось много мифов. Вот несколько из них:

— Из-за слабых грунтов на Воробьёвых горах фундамент под университетом якобы залили жидким азотом, а после под зданием установили холодильные аппараты. Морозильники имеют секретный статус и находятся в так называемом третьем подвале. По легенде, если они выйдут из строя, здание МГУ может опуститься в Москву-реку.

— По легенде, первоначальный проект университета предполагал установку золотой статуи Иосифа Сталина на главном корпусе. Фигуру отлили, поместили на хранение в один из подвалов строящейся высотки и собирались установить, но смерть Сталина помешала реализовать план.

— Согласно другому мифу, подземная часть главного здания МГУ составляет по меньшей мере 34 этажа. Там располагаются подземелья с секретными лабораториями и бомбоубежищами. Через одно из помещений можно попасть в так называемое «Метро-2» и подземный город в Раменках.

— Ещё одна легенда рассказывает о заключённом, учёном-авиаконструкторе, трудившемся на стройке будущего университета. Он запланировал побег и для этого из подручных материалов сконструировал летательный аппарат. Учёный смог улететь, но в результате всё равно был пойман сотрудниками НКВД и расстрелян.

Кузьминский лесопарк

С территорией лесопарка связано большое количество легенд, часть из которых повествует о Кузьминках как о «месте силы», а часть — как о «тёмном» месте, в котором появляется чувство необъяснимого страха. Согласно одному из них, в лесопарке на берегу пруда есть старый вяз, который проклят колдуньей и притягивает к себе самоубийц. Другая легенда Кузьминок — о мистическом полуразрушенном здании, бывшем флигеле для прислуги при усадьбе, в котором позже располагалась больница. В этом месте люди часто видели призраков.

Голосов овраг

Голосов овраг располагается на территории музея-заповедника «Коломенское». Городские легенды рассказывают о чудодейственных камнях в этом овраге. Согласно поверью, Конь-камень помогает мужчинам, а Девий — женщинам. К двум валунам, лежащим рядом, часто приходят люди, кидают монеты и загадывают желания.

Битцевский лес

Битцевский лес раньше называли Чёрным или Тёмным. По легенде, когда-то в лесу находилось древнее капище, где стояли идолы четырёх языческих богов. Древние идолы подпускали к себе только тех людей, которые им нравились. По слухам, лесопарк вызывает чувство тревоги и даже может свести с ума.

Телецентр «Останкино»

По легенде, в древности на территории Останкино находились языческие капища, а позже — небольшое немецкое кладбище. С XVI века — времени, когда местностью владел помещик Сатин — здесь стала появляться старуха-горбунья, предостерегающая встречающих её людей от трагических последствий. Например, Сатину, решившему благоустроить землю, она велела не трогать останки, но он ослушался её и погиб. Павлу I старуха якобы предсказала дату смерти, а Александру II предрекла смерть от иноверца. По слухам, горбунья появилась со словами «кровью здесь пахнет» незадолго до штурма телецентра в 1993 году, а после предсказала пожар в телебашне в 2000 году. Чтобы задобрить предсказательницу, в телецентре ей оставляют стакан воды и хлеб.

Ховринская больница

Мрачная многоэтажка в Ховрино – самое известное из заброшенных зданий, вокруг которого образовалось с десяток легенд. Недостроенную больницу часто называют «Амбреллой» из-за формы, похожей на эмблему фармацевтической корпорации в играх и фильмах «Обитель зла». Начиная с 1990-х годов постройка стала местом сбора бездомных. По слухам, в здании не раз происходили самоубийства и несчастные случаи.

Никита Петров

«Москва — это мегаполис со множеством маленьких мифов. В основном они сконцентрированы в центре, внутри Садового кольца: это легенды о старой Москве. За пределами Садового — районы, которые прирастали к городу: деревни со своими местами и легендами. Мифы появляются по-разному: они возникают благодаря краеведам, книгам, фильмам. Многое зависит от конкретного места. Например, легенда может появиться, если здание построено на окраине города и оказывается неожиданно заброшенным, или если на кладбище есть почитаемая могила праведника. Есть довольно любопытная история про Новогиреево. Там стоит замечательный особняк, где раньше селились художники, артисты и писатели. В какой-то момент возникла легенда, что Новогиреево — район художников и творческих людей, и всё благодаря одному дому.

Или, например, интересна история здания Президиума Академии наук. Старожилы прекрасно помнят, что это место не было заселено и не застраивалось, потому что там было кладбище для скота. И вдруг там начали строить Академию наук, а когда здание открыли, у сотрудников всё время болела голова. Они приходили домой, жаловались своим родственникам, которые отвечали: „Это проклятое место, потому что там было скотское кладбище“. А на самом деле вентиляция в здании просто была устроена так, что окна не открывались.

Мои любимые легенды связаны с историческими личностями, которые формируют городское пространство Москвы с начала — середины XX века. Это истории про Сталина и архитектора Щусева, который спроектировал много зданий, в том числе здание гостиницы „Москва“. Например, о том, как Щусев принёс Сталину на подпись два разных проекта гостиницы. Листы были наложены друг на друга. Сталин, не глядя, подписал посередине. Щусев не знал, как это трактовать, и построил асимметричную гостиницу. Мне нравится и ещё одна довольно популярная история, связанная с призраком Берии, который появляется по ночам около здания во Вспольном переулке. Берия любил молоденьких девушек, особенно блондинок, и нередко делал их своими любовницами. Молва говорила, что он их убивал. Когда по соседству расчищали место для нового здания, там нашли кости. Тут же все стали говорить, что это жертвы Берии, хотя на самом деле рядом было кладбище».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×