6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Яйца писанки фото

Традиции Пасхи. Роспись яиц: писанки и крашенки

Приближается Пасха, и зачастую традиционный стол этого праздника ассоциируется с крашеными яйцами.

Но традиция окрашивать яйцо в красный цвет и наносить на него узоры существовала много тысячелетий назад. Красный цвет наши предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо – как символ начала жизни и весеннего возрождения. В орнаментах писанки были заложены законы Космоса и природы.

Писанка как оберег

Писанка всегда была символом устройства мира, возрождением, жизни, весны и любви. Часто писанку раскрашивали в дни весеннего равноденствия, когда природа пробуждалась после долгого зимнего сна. В эти дни была возможность выразить желаемую жизнь, которая зарождалась, в узорах на яйце.

Сестры писанки. Писанка не пишется красками, узоры наносятся воском на поверхность яйца. После каждого нанесения яйцо «купают» в краске, переходя от светлого тона к более темным тонам. Когда узор завершен, яйцо нагревают, а воск снимают. У писанки есть «сестры». Их имена зависят от способа их изготовления. Знакомьтесь: травленка, крашенка, малеванка, крапанка и шкрябанка.

ТРАВЛЕНКА. При создании травленки используют те же узоры и символы, что и для писанки. Только окрашивается яйцо не с помощью красок, а благодаря покрытию воском и опусканию яйца в раствор уксуса.

КРАШЕНКА – яйцо крашенное красками и съедобный символ Пасхи. Будущую крашенку варят и опускают в пищевой краситель. Если вы хотите проявить большую фантазию в создании крашенки, нанести какой-либо узор на яйцо, можно приложить к нему сухой лист дуба, березы, крапивы – привязать нитками или поместить в чулок – и отварить в луковичной шелухе.

МАЛЕВАНКОЙ считалось яйцо, при росписи которого не придерживались традиционных символов. Считалось, что оно не имеет той силы, что писанки и зачастую малеванки делали дети, обучаясь раскрашивать яйца. Современные авторские работы на скорлупе яйца, которые выражают собственные замыслы художника и его индивидуальность, также можно отнести к малеванкам.

КРАПАНКА покрывается каплями. При ее изготовлении яйцо сначала красят в один цвет, а затем, когда оно высыхает и остывает, на него наносят капли горячего воска и после кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски воск снимают.

Для ШКРЯБАНКИ (или драпанки) лучше брать яйца коричневого оттенка. Мастера говорят, что скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Яйцо варят, затем красят в более темный цвет и сушат. Далее наносят узор на скорлупу острым предметом: толстой иглой, шилом, ножом.

НАКЛЕЯНКА – самый простой вариант украшения. Ее изготовление близко к творчеству детей. Использовать для изготовления наклеянки можно все, что попадется под руку: семена, орехи, кусочки ткани, ленты, пластилин, пуговицы, бумагу и т.д.

БИСЕРКА. Для изготовления бисерок необходимо яйцо, бисер и клей. Работа кропотливая и требует усидчивости, аккуратности и верности движений.

ЛЕНИВКИ – самые популярные и доступные любому неискушенному искусством человеку. Их процесс изготовления прост, главное – купить пасхальную наклейку на яйцо в магазине и с помощью кипящей воды приклеить его к скорлупе.

Писанка: искусство создания украинского пасхального яйца

Писанка расписанное яйцо уходит своими корнями в далекие дохристианские, языческие времена и насчитывает много тысячелетий. Роспись писанки — это распространённый вид декоративного искусства у многих народов.

Мастерство, которое передавалось из поколения в поколение, сейчас можно изучить на мастер-классах. На один из них мы и отправляемся, на Украину.

Название «писанки» происходит от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Писанка пишется не красками, роспись делается воском.

«Эти стилусы для росписи воском сделал мой дед», — говорит Галина Мудрая, которая ведет мастер-класс. (Фото Algerina Perna):

Это трудоемкое занятие. Для изготовления писанок используют сырые куриные яйца. В яйце проделывают два отверстия и выдувают содержимое, после чего отверстия залепляют небольшими кусками горячего воска.

Затем для яйца выбирают узор и наносят эскиз узора с помощью просто карандаша. Стилусом с горячим воском покрывают те места, которые должны остаться непокрашенными, то есть белыми. (Фото Algerina Perna):

…и опускают яйцо в емкость с краской. (Фото Algerina Perna):

Когда яйцо прокрасилось, его вынимают и сушат. После этого места, которые должны остаться покрашенными, покрывают вторым слоем воска. Следующим этапом яйцо опускают в другую краску, как правило, более темную. Тёмная краска окрашивает яйцо за исключением тех мест, которые были закрыты первым и вторым слоями воска. Аналогичным образом наносится каждый последующий слой краски и воска.

Когда работа закончена восковые затычки вынимают и подносят яйцо к свече. Воск тает, его стирают салфеткой, и яйцо показывает свои настоящие цвета. (Фото Algerina Perna):

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, и, по всей видимости, писанки существовали у славян до принятия христианства. (Фото Algerina Perna):

Мастер-класс Галины Мудрой, Украина. (Фото Algerina Perna):

(Фото Algerina Perna):

(Фото Algerina Perna):

Писанка, в отличие от крашенки, — непременно сырое яйцо. Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. (Фото Algerina Perna):

Стилусы для росписи и пчелиный воск. (Фото Algerina Perna):

Образцы дизайна. (Фото Algerina Perna):

Баночки с краской. (Фото Algerina Perna):

Получатся вот такая красота. (Фото Algerina Perna):

Важно определиться с рисунком. Писанка — это оберег. Подумайте, что вы хотите пожелать человеку, которому собрались его дарить. (Фото Algerina Perna):

Стилусы после росписи писанок. (Фото Algerina Perna):

В старину считалось, что для изготовления писанок годятся только первородные яйца молодых курочек, снесённые в марте, в первое весеннее новолуние. Также необходимы были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кисточки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье (травы и деревья) для извлечения красок. (Фото Algerina Perna):

Галина Мудрая и ее творения, Украина. (Фото Algerina Perna):

Также смотрите статьи про знаменитое на весь мир пасхальное дерево Крафта, которое находится в немецком городке Заальфельд на земле Тюрингия, а также «Католическая Пасха». (Фото Algerina Perna):

Таинство славянской писанки

Писанки на яйцо — давняя традиция нашего народа. Раскрашивали сей сакральный предмет и славянские племена, и христианская Русь. В наши дни росписью по яйцу интересуются многие люди, но информации в сети мало. Давайте подробнее остановимся на этом вопросе.

В этой статье содержится следующая информация:

К счастью, не все архаичные знания навсегда канули в небытие, некоторые достижения предков всё же остались частично трансформировавшись. Примером тому может являться пасхальное яйцо. Сегодня мало кто задумывается о том, почему и когда начали красить яйца на Пасху. А если кто-то и думал на эту тему, то однозначно связывал это с христианской традицией.

На самом деле науку расписывания живых (чаще всего куриных) яиц в совершенстве знали наши предки. Делались писанки совсем не от того, что предкам заняться было нечем. Каждая минута была на счету и любое действие было осознанным. Человек не просто что-то делал, а делал дело, чётко понимая, для чего он это делает, каков должен быть результат.

Расписанное особым образом при помощи воска и краски живое яйцо наши предки называли писанкой.

Сегодня мы имеем возможность раз в год видеть крашенку. Это то самое крашеное яйцо, которое и делается на Пасху. Яйцо это «мёртвое», т.е. уже сваренное.

Писанка: краткий экскурс в прошлое

Доподлинно известно, что первые писанки появились порядка пяти тысяч лет назад. Уже в то невероятно далёкое время наши пращуры знали о том, что яйцо – это не просто продукт жизнедеятельности птицы, не только зародышевая форма жизни или нечто, что можно употребить в пищу. Они знали главное: яйцо – это символ нашей Вселенной.

Прекрасно знали они так же и о том, что если нанести на живое яйцо определённые символы, то оно может выступить оберегом или даже являться аналогом письма родным богам. Пожалуй, именно эту особенность можно назвать и странной, и магической, и ничем необъяснимой, однако, невероятно действенной и рабочей.

Когда-то символьные обозначения, которые наносили на яйцо, сохранялись в родах, передаваясь из поколения в поколение. Были символы, которые имели распространение на определённой территории, не только в одном роду. Например, в Закарпатье или в Киеве делались чаще всего именно такие писанки, именно таких цветов. По рисункам можно было даже установить где именно писанка была сделана.

Узор, наносимый на яйцо считался сакральным и каждая «закорючка» имела не только своё значение, но и своё место, а также имела свою очередность нанесения и свой цвет. Всё это было не просто важно, а чрезвычайно важно.

Писать писанку – это не просто сидеть и разукрашивать яйцо, это медитация, это разговор с богами, это настоящая магия, если хотите!

Прежде чем приступить к написанию писанки, женщины (а это было сугубо женское занятие) сначала делали очистительные практики. Нужно было встав с раннего утра, привести себя в порядок (умыться, помыться самой, привести с порядок волосы), настроиться на нужный лад, успокоить мысли, обращаясь к родным богам, попросить из помощи и поддержки в том деле, которое намечалось. Далее, взяв писачек в руки, нужно было сосредоточиться на том образе, который предстояло вложить в яйцо.

Читать еще:  Чем полезны яйца всмятку

Символы на писанке на яйцо – это не просто какие-то непонятные фигурки и линии, это образы, посредством которых просьба передавалась родным богам.

Как правило, чаще всего писанка помогала решить вопросы продолжения Рода и его сохранения, вопросы любви и здоровья, вопросы, связанные с упорядочением собственной жизни (речь идёт о том, чтобы уйти от хаоса и прийти к некому порядку), вопросы, связанные с зачатием ребёнка и т.д. Кстати, писанку делали для того, чтобы почтить своих ушедших предков. Одним словом, посредством писанки можно решить любой вопрос. Любой! Повторимся: крайне важно было то, какой именно образ женщина или девушка вкладывала в яйцо (о чём именно она думала в момент писания писанки).

Писанки делались при помощи пчелиного воска, который наносился специальным инструментом (писачком) и краски. Цветов было несколько и всякий что-то обозначал.

Предки отлично понимали, что писанка – это не только «разговор» с богами, но ещё и разговор с самим собой, это познание себя, это путь к собственной душе.

Делаться писанка могла в любой день, но был и день особый, когда её нужно было делать обязательно. Это день Ярилы или день весеннего равноденствия – 22 марта. Именно в этот день, символы, нанесённые на живое яйцо, помогали выстроить счастливое будущее.

Писанка, сделанная на Ярилу, хранилась ровно год, после чего утилизировалась. Она аккуратно разбивалась, скорлупа предавалась Матушке-Земле, а внутренняя часть яйца чаще всего отправлялась в Воду.

Иногда бывало и так, что писанка взрывалась. Если это происходило, то женщина знала, что писанка исполнила то, что было в неё заложено. Например, если женщина хотела понести, и делая писанку, вкладывала в неё образ будущего ребёнка, а потом писанка вдруг взрывалась, это был верный признак того, что зачатие свершилось.

Писанка на яйцо – это сильнейший оберег, это символ здоровья и счастливой семьи, богатства, плодородия и радости, света и чистоты.

С готовой писанкой обращались по особому. Её бережно хранили, поставив в миску с живым пшеном, в качестве которого могла выступать рожь, пшеница и пр. Чем ярче была писанка, тем больше было шансов привлечь в свою жизнь желаемое.

Вот что говорилось о яйце нашими предками:

Писанки на яйцо: значение символов и цветов

Как уже говорилось выше, на яйцо наносились не абы какие символы, а символы специальные. Кстати, изначально писанка была крашенкой (но только яйцо при этом оставалось живым, его не варили), т.е. одно цвета, как правило, красной.

Для покраски использовались только природные красители, ни о какой химии речи быть не могло.

Все оттенки жёлтого цвета – это символ солнечного света, радости, хорошего настроения и тепла, а кроме этого – хорошего урожая.

Красный цвет – это символ жизни, красоты, молодости, здоровья, надежды на всё лучшее. Но это ещё и символ Огня Небесного.

Голубой цвет – также символизирует собой здоровье. Но и при этом ещё символизирует небо, полёт, стихию Воздух.

Зелёный цвет – это символ долгожданного пробуждения, это урожай, которого так ждали.

Коричневый цвет – это символ Матери-Земли, её мощи и силы.

Чёрный цвет – это символ всего того, что скрыто: ночи, темноты и сакральных знаний, символ тайны. Этот цвет является антиподом света, и кроме прочего говорит о продолжении жизни, после смерти физического тела.

Когда в писанке много цветов, это говорит о благополучии и радости, о семейном счастье и наполненности.

Писанка имеет не только цвет, не только символьные значения, но и разделение, например на «клинья» (так называемая «Сорококлинка», которая делается на упорядочивание собственной жизни или жизни своих близких, каждый из «клинов» – это символ какого-то определённого рода деятельности) или две стороны (лево-право), или верх-низ.

Деление яйца на несколько частей (очень часто на три) символично, речь идёт о трёх мирах: Прави (мире богов), Нави (мире тёмных богов и ушедших предков) и Яви (нашем проявленном мире).

Если же яйцо делилось на четыре части, то речь шла о четырёх направлениях света, или о четырёх временах года. При этом времена делились ещё на три части (символ месяца). В некоторых писанках можно встретить деление света на шесть сторон.

В основе орнамента писанки лежат три основных символа: это центр яйца (символизирующего ось Мира), это круг, нанесённый на яйцо и квадрат. Из трёх главных символов вытекает всё остальное, например три вида орнамента

ключевой орнамент,

круговой (или по кругу) орнамент и

— орнамент плетеница.

Приведём значение некоторых символов, которые можно встретить на писанках.

«Сетка» — обережный символ, это знак судьбы, это то, что мешает просочиться злу.

«Точки» — это символ семян, символ плодородия.

«Солнце» — символ, прежде всего Даждьбога, символ тепла, жизни, света.

Различные «Кривульки» — символ Воды, половодья, символ вечности.

«Сигма» — это обережный символ, это змея, это молния, которая оберегает семейный очаг, помогая поддерживать в нём огонь.

«Крест» — символ четырёх сторон света, четырёх времён года и т.д.

«Звезда» — символ пробуждения, утра, надежды.

«Гребешки» — символ небесных вод, преодоления засухи во всех смыслах этого слова.

«Олень» — символ богатства, процветания.

«Конь» — символ силы и яркого солнца.

«Птица» — символ рождения чего-то нового, символ роста, любви, плодородия.

«Лапки птицы» — символ солнечных богов, обережный символ.

«Древо жизни» — символ Рода во всех его проявлениях.

Как видите, ничего случайного на писанке не было и быть не могло. Ведь «письмо» богам писалось в полной сосредоточенности, важно было вложить в живое яйцо правильный образ, тогда и результат не заставлял себя долго ждать.

Пасхальные яйца. Крашенки и писанки – к праздничной трапезе

Пасхальные яйца: украшение и роспись пасхальных яиц своими руками

В русской традиции существовало несколько видов окрашенных яиц. Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху, которая позволяла получить насыщенный темно-красный цвет, символизирующий страдания Христа и возрождение новой жизни.

Окрашивание пасхальных яиц растительными отварами

Для получения других цветов можно использовать крепкие растительные отвары. Чтобы яйца при варке не потрескались, в воду добавляют соль, примерно 1 ст.л. на 2 л. Яйца перед окраской желательно обезжирить, протерев скорлупу уксусом.

  • желтая краска: слабый отвар луковой шелухи; ромашка; семена тмина; шафран; куркума; кора молодой дикой яблони; побеги тополя; слабый отвар березовых листьев; корень крапивы; цветки дикой бузины, молочая, горицвета, купавок, зверобоя;
  • синяя, голубая или фиолетовая: шелуха черных зерен подсолнуха; сережки тополя; цветки мальвы, подснежников; ягоды черники и бузины; виноградный сок;
  • зеленая: сочетание желтой и синей красок; мох; кора крушины, ясеня; листья ландыша, примулы, крапивы, шпината, петрушки, плюща; зелень ржи и пшеницы;
  • красная: щепки сандала; ягод черемухи; цветки и семена зверобоя; марена, сок свеклы; цветки красной мальвы; крепкий отвар краснокочанной капусты или шелухи красного лука;
  • бледно-розовая: цветки иван-чая узколистного; ягоды брусники;
  • коричневая: кора яблони, дуба, крушины; еловые шишки; луковая шелуха; листья грецкого ореха, березы, конского каштана; черный чай.

Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору — ранней весной, цветы — в начале цветения, а листья — совсем молодыми. Сушить сырье полагается только в тени, а хранить — в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить. Для приготовления краски сырье заливают холодной водой, настаивают 5-6 часов, а затем кипятят на медленном огне: кору — 3 часа, листья — 40 минут, цветы — полчаса. На 100 г сухого сырья берется 1 литр воды. Отвар процеживают и добавляют чайную ложку алюмокалиевых квасцов (вместо них можно использовать уксус). Окраска пасхальных яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Соки для окраски нагревают в кастрюле и поддерживают высокую температуру, не доведя до кипения. Надо заметить, что окраска яиц природными красителями – занятие кропотливое и с первого раза может не получиться. Для тех, кто не хочет рисковать или не может уделить этому занятию много времени, в продаже имеются пищевые красители, смешивая которые, можно получить множество различных цветовых оттенков.

На цветной фон пасхального яйца можно нанести всевозможные полоски, пятна, крапинки или другие узоры, не нарисованные от руки, а также процарапать рисунок металлическим стержнем на просохшем окрашенном яйце темного цвета (такое яйцо называли драпанкой). Вот несколько способов нанести на яйцо рисунок:

  • мокрые яйца обвалять в сухом рисе или пшене, завернуть в марлю, крепко связать концы марли ниткой, чтобы крупа прилипла к яйцам, и окрашивать обычным способом в отваре или растворе готовой краски;
  • перед окраской обернуть яйцо в луковую шелуху и сверху обернуть хлопчатобумажной тканью;
  • плотно в несколько слоев обмотать яйцо белой ниткой и окрасить обычным способом;
  • обернуть яйцо линяющими цветными нитками или лоскутками, прокипятить в воде с добавлением соды – на яйцах получатся разноцветные разводы;
  • на яйцо можно наложить трафареты – красивые листики петрушки или другой зелени, фигурки, вырезанные из водонепроницаемого материала, затем обернуть яйцо куском капронового или нейлонового чулка, крепко завязать и красить обычным способом.

Пасхальные яйца – писанки

Сложнее всего изготовить писанки – пасхальные яйца, расписанные по особой технологии. Основные цвета орнамента писанок — белый, желтый, красный и черный. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, — развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Яйцо, раскрашенное с нарушением законов письма, называлось уже не писанкой, а малеванкой. Настоящие писанки окрашивали только сырыми и для еды не использовали. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Читать еще:  Яйцо куриное польза и вред для организма

Чтобы изготовить писанку в современных условиях, понадобятся анилиновые красители для шерсти (если яйца предназначаются для стола, можно использовать только природные или пищевые красители). Горячей водой (0,5 л) разведите в стеклянной посуде красители, добавьте в раствор 2-3 ст. л. девятипроцентного уксуса и процедите. Из тонкой жести или фольги сверните конусообразную трубочку-воронку и закрепите ее на деревянной палочке: получится «кистка» – инструмент для росписи воском. Кроме кисток и красок понадобятся также салфетки, воск, свеча, спички, мягкий простой карандаш.

Возьмите яйцо и карандашом разделите его поверхность на поля. В полях разместите узор писанки. Чтобы линии были ровными, вращайте яйцо, а положение пишущей руки старайтесь не менять. Пишущую руку фиксируйте, опираясь на скорлупу мизинцем или большим пальцем.

Кистку нагрейте, заполните воском и покройте им те части узора, что должны быть белыми. Положите яйцо в ложку и опустите на 1-2 минуты в желтую краску. Вынув из краски, бережно промокните его мягкой салфеткой, покройте воском те части узора, которые должны быть желтыми, и окуните в красную краску. Покройте воском те линии и поля, что должны быть красными, а затем покрасьте яйцо в черный цвет и поднесите к огню. Когда воск на скорлупе растает, сотрите его салфеткой.

Вареную или печеную писанку можно приготовить тремя способами:

  • яйца вымыть, сварить вкрутую на медленном огне, охладить и расписать;
  • сырые яйца расписать, сложить в эмалированную посуду, залить финальной краской без уксуса и на медленном огне довести до кипения. Яйца осторожно вынуть и протереть мягкой салфеткой;
  • покрасить сырые яйца полностью, сложить их в духовку и испечь при температуре не более 100 градусов.

Существуют также писанки, усеянные разноцветными крапинками (капанки или крапанки). Чтобы получить капанку, зажгите тонкую восковую свечу и покапайте воском сначала по белой скорлупе, затем по желтой и т. д. В зависимости от диаметра свечи крапинки будут разной величины.

Мозаика

Еще один способ украсить пасхальные яйца – сделать мозаику. Для этого пригодятся яйца, которые при окраске треснули. С них снимают скорлупу (сами вареные яйца можно использовать для пасхальных блюд), ломают на кусочки и приклеивают их при помощи крахмального клейстера на другие яйца.

Украшения

С помощью клейстера можно сделать и другие украшения – например, узоры из различных окрашенных круп, семечек, мелких макаронных изделий, цветного песка.

В конце концов, пасхальные яйца можно обклеить чем угодно: стразами, бусинками, посыпкой для кулича, готовыми картинками на клейкой основе или термонаклейками, их можно расписать от руки гуашью или акварелью – главное, дать волю фантазии…

Видео о том, как необычно покрасить пасхальные яйца:

Наша кухня: «Крашенки, писанки, крапанки. Пасхальные приготовления»

Чистый четверг — день окрашивания яиц для предстоящей Пасхи согласно церковным предписаниям. Откуда пошла эта традиция, какие тайны и легенды в ней сокрыты, а также как на Руси называли и расписывали пасхальные яйца, узнаете от автора рубрики «Наша кухня» Дарьи Отавиной

Чистый четверг — день окрашивания яиц для предстоящей Пасхи согласно церковным предписаниям. Откуда пошла эта традиция, какие тайны и легенды в ней сокрыты, а также как на Руси называли и расписывали пасхальные яйца, узнаете от автора рубрики «Наша кухня» Дарьи Отавиной

В последнюю неделю Великого поста, самую строгую, не разрешается что-либо делать и готовить — только в Страстную Пятницу, а Чистый четверг и суббота отводятся для первых пасхальных приготовлений. На Руси исторически именно сегодня начинали красить яйца, которые носили разные названия в зависимости от технологии окрашивания.

Самые красивые и трудоёмкие назывались «писанками», чуть попроще — «крашенками», с вкраплениями от приложенных листочков или круп — «крапанками». «Малеванками» — те, что выводились по своим рисункам, не каноническим, а «яйчатами» — все несъедобные для украшения дома и сада: из бумаги, веточек, глины.

Писанки ведут свой отсчёт ещё с языческих времен, III-VIII века нашей эры, они считались символом солнца, света и жизни. Снесённые птицами, прилетающими по весне, свободными и божьими созданиями, их яички отождествлялись с символами рождения, радости, мира и добра.

С приходом христианства, в предрассветный час Чистого четверга, славянская женщина выходила на порог и начинала прясти шерстяную нить, веретенную «завязь» — зародыш жизни. Днём купала детей, мыла избу, пекла пустой хлеб, а затем в тёплой печи начинала томить краски для писанок. Воду брала в среду вечером из семи родников или криниц, домой несла молча, втайне. Заливала живой водой сушёные травы, лепестки цветов, кору молодой яблони и ставила горшочки в печь.

На сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки из петушиной грудки писала своё «письмо Богу». Красить писанки начинала лишь с первым ударом колокола. Яйцо окуналось в краску и держалось в ней в течение трёх молитв «Отче Наш». Потом яичко опускали в горячую воду, подносили к огню, и воск плавился, рождая писанку, как солнце из черноты ночи.

Это одна из красивых легенд. А вот вам и другая. Писанка, что на санскрите называется «писанга», означает «красивый, яркий» и корнями уходит ещё в более ранний исторический период. С приходом православия символика её росписи поменялась: от ярких красок, магических знаков и геометрических фигур до конкретных библейских мотивов. Постепенно такая пасхальная писанка стала символом радости и веры в воскресение Иисуса Христа, символом всепрощения. Освящённые писанки закапывали в землю для хорошего урожая, клали в ясли для скота, отгоняли хворь и лечили болезни.

Сегодня писанки расписывают только мастера-художники, сохраняя старинные технологии, но я предлагаю попробовать и вам.

Домашние писанки

Скорлупу обезжириваем и протравливаем с использованием уксуса или квасцов. Погружаем яйца в растительную краску, затем расписываем современным «писачком», приспособлением с полостью внутри. Это может быть пёрышко птицы, обрезанное сверху, соломинка, трубчатая косточка курицы, прикреплённая к деревянному держателю. Запасаемся для него пчелиным воском, белой салфеткой для полировки и терпением.

Начинаем красить яйцо с жёлтой краски, которую называли «яблонькой», потому что делали её из корней и коры молодого дерева. Поскольку они вряд ли имеются у вас в наличии, то используем раствор с куркумой (см. ниже).

Затем красим яйцо красной краской и завершаем тёмной. Между этими этапами каждый новый слой расписываем воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требует наиболее интенсивного окрашивания — до 12-14 часов. Готовое яйцо вынимаем, протираем, полируем белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Суммируя принцип: на сыром яйце выводятся узоры горячим воском, потом оно погружается в разведённую краску, затем делается новый узор воском, и яйцо погружается в следующий цвет. Когда все узоры и краски нанесены, воск удаляют.

Фото: Anneka / Shutterstock.com

Писанки — не единственный вид пасхальных яиц, есть ещё одна разновидность — крашенки. Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от однокоренного глагола «красить», в то время как «писанки» — от «писать» и «расписывать». Крашенки всегда сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми. Не перепутайте.

Домашние крашенки

Крашенки красятся в один-единственный цвет, изначально он был только красным. Они имели магическое значение и применение. В целях исцеления от хвори яйцо носили на шее, как амулет, впитывающий в себя болезнь человека. Крашенка, положенная под улей, увеличивала его медоносность, согласно поверьям предков. Весной перед посевом её закапывали в поле, завернув в зелёный овес, для плодородного года и урожая. Когда строился новый дом, их вывешивали над дверными проёмами вместе с колосками пшеницы, прося защитить жилище и принести семье достаток.

Натуральные красители, которые использовали наши предки для крашенок.

Цвет охры — четыре чашки красной луковой шелухи. В зависимости от времени замачивания и приготовления получите от ярко-алых до тёмно-красных оттенков.

Позолоченные или жёлтые — большое количество сухой молотой куркумы на малое количество воды. Сначала вскипятите, чтобы цвет раствора стал интенсивнее.

Фиолетовый — Наши предки добавляли в горячую воду цветы фиалок и замачивали на ночь.

Синий — мелко порезанную краснокочанную капусту замочить на ночь с пятью ложками белого уксуса и водой всклень.

Зелёный — большое количество шпината и зелени или крапивы, немного соды.

Лавандовый — яйца замачивали и варили в виноградном соке тёмных сортов.

Розовый — замачивали отваренные яйца в клюквенном или свекольном соке на сутки.

Сине-фиолетовый — натирали яйца черникой.

Бежевый цвет делали на основе жёлтой луковой шелухи. От жёлтого до коричневого цвета — на тёмной.

Сегодня популярны и такие биологические красители, как различные виды чая и кофе, морковный и свекольный соки, предварительно выжатые и прокипячённые. Используют и скорлупу грецкого ореха, кожуру апельсина с лимоном для различных оттенков пастельно-жёлтых тонов.

Чтобы цвет получился ярким и сочным, во все отвары добавляют немного уксуса и оставляют в нём яйца на ночь.

Фото: gabriel claudiu puscau / Shutterstock.com

Домашние крапанки

Крапанка — это пасхальное яичко с природными узорами на однотонном фоне, вкраплениями, пятнышками, полосками, крапинками.

Для мраморного рисунка возьмите кусок марли или отрез капронового чулка. Слегка намочите любую шелуху или сухие листочки водой и оберните ими яйца в произвольной форме. Положите каждое в марлю или чулок, завяжите очень плотно. Варить прямо в мешочке в течение 10-15 минут. Дать остыть до комнатной температуры, осторожно вынуть.

Читать еще:  Происхождение пасхального кулича

Можно сделать крапанку с рисом. Слегка размочить его с помощью воды и уксуса, облепить яйцо, также отправив его в завязанный чулочек, и варить в луковой шелухе или любом другом природном красителе из наших крашенок. Также варим минут 15, охлаждаем, разворачиваем, снимаем рис.

Чтобы любые ваши пасхальные яички были блестящими, их нужно смазать растительным маслом, не забудьте.

Домашние малеванки

Полный полёт вашей фантазии, так как малеванки — это всего-навсего яйца, расписанные собственным придуманным узором. На сегодняшний день это самые популярные в современной кулинарии виды пасхальных яиц.

Для детских используют шаблоны или рисунки из мультфильмов, компьютерных игр, лица и силуэты сказочных персонажей. Взрослые творят по подобию работ любимых художников — кубистов, экспрессионистов и абстракционистов, так как это наиболее «простые» в повторении линий, форм и смешения чистых цветов направления.

Фото: Yuganov Konstantin / Shutterstock.com

Можно использовать темперные краски, которые изготавливаются на основе сухих порошков натуральных пигментов. А связующим веществом вам послужит эмульсия — разбавленный водой яичный желток или соки растений. Темпера не смазывается после высыхания, быстро впитывается в скорлупу.

Можно и акриловыми красками «намалевать» (ведь именно этот глагол кроется в названии), они так же быстро высыхают, но тогда использовать малеванки лишь в качестве украшения, а не еды. Впрочем, как и писанки, не забывайте!

Яйчата

Это яйца для декора дома и сада, которые делаются из бумаги, дерева, фарфора, бисера, глины, веточек, соломы — всего, что есть под рукой.

Лучше всего их делать с детьми, а затем развесить на веточки вербы в вазе, положить в горшочек с домашним цветком или на салфетку пасхальную выложить и зажечь рядом свечи.

Традиционно таких яйчат вешали на деревьях в саду или на улице, радуя и поздравляя соседей, зазывая весну, урожайный год для плодовых деревьев, на которых пока только почки, а в этом году ещё снег, прося солнца, радости и счастья.

Но, конечно, не будем забывать и о смысле пасхальных яиц в предстоящий большой праздник.

Существует легенда, что Мария Магдалена пришла с посланием к императору Тиберию о том, что Иисус воскрес, и в качестве подарка принесла ему яйцо, потому что больше у неё ничего не было. «Христос воскрес!» — сказала она императору, но он не поверил и ответил: «Это также невозможно, как и то, что яйцо никогда не бывает красным». И в этот момент произошло невозможное — яйцо поменяло цвет и император воскликнул: «Воистину воскрес!».

Существует и более житейское объяснение: во время Великого поста яйца есть нельзя, а куры так и продолжали нестись. Чтобы снесённые не испортились, их варили, а чтобы не перепутать с сырыми, красили в разные цвета. Самым простым и доступным был вариант окрашивания луковой шелухой, которой скапливалось за зиму очень много, но был ещё один, старорусский и аутентичный, которые и предлагаю вам напоследок.

Его секрет — в берёзовых листьях. Их собирали по осени, складывая в кули, и потом в течение часа заваривали, после чего опускали промытые яйца в тёплый настой и варили десять-пятнадцать минут после закипания.

Найдёте березовый веник, обдерите, сделайте, не пожалеете, получатся удивительного цвета древнерусские пасхальные яички.

Писанка : легенды и схемы росписи

Добавлю здесь несколько легенд из разных територий Украины о православном происхождении писанок.

Одна из них, гуцульская, рассказывает следующее. Вскоре после своего Воскресения Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверями, которые заперты на двенадцать железных замков. Но нечистый еще имеет силу, день и ночь он рвется на волю, разгрыз уже одиннадцать железных замков и слизал одиннадцать железных дверей. Еще мгновение — и упадет последняя, двенадцатая преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и настанет миру конец. Но именно в этот момент звонят в церкви колокола, люди здороваются словами «Христос воскрес!» и одаривают друг друга писанками. Тогда сразу возобновляются все оковы на нечистом, все двери и замки. Поэтому сидеть там, за ними дьяволу вовек — пока люди на земле писать писанки и приветствовать друг друга с Пасхой.

Другая легенда, из Киевщины, рассказывает, что когда Иисус Христос ходил со св. Петром по земле, то они проходили через одно село, а там Иудеи. Увидели Иисуса Христа, и начали камнями и комьями швырять в Него. И как коснется камень Иисуса одежде — сделается из того камня писанка, а как коснется комок, то превратится в яйцо. Св. Петр собрал все то в карман, а позже людям раздал. С этого и пошел обычай готовить писанки и крашенки к Пасхе.

Подольская легенда описывает, как Иуда предал Иисуса и вернулся домой, мать приняла его вареными яйцами и стала укорять за его поступок. При этом говорила: «Ты продал своего Господина, а он тем временем воскреснет». На это Иудеи засмеялся и ответил: «Мой Господин тогда воскреснет, как из яиц вылезут цыплята». Но едва это произнес, как из вареных яиц действительно выбежали цыплята.

По галицкой легенде, писанки впервые появились как благодарность доброму человеку. Когда Спаситель нес крест на гору Голгофу, то встретил мужчину, именно нос яйца в корзине в Иерусалим на продажу. Мужчина видел, как тяжело Иисусу нести крест, поставил свою корзину в рве на дороге, а сам бросился помогать Спасителю. Шли они вместе несли крест даже на Голгофу. Когда Иисуса уже распяли, вспомнил тот человек за свою корзину, и вернулся на то место, где его поставил. Приходит, смотрит, а в корзине все яйца — исписанные и окрашены. Не понес он их больше продавать, а вернулся домой и держал как памятник, потому что имел то чудо за благодарность от Христа за то, что помог нести крест. От того и пошло окраски и принадлежности яиц на Пасху.

А это легенда о красном цвете (таком распрастранненом) писанок

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

Несколько схем деления яйца при росписи

и немножко вариантов рисунков

и готовое соотнесение схемы с рисунком

Хочу обратить внимание что писанки это обобщенное название пасхальных яиц и выделяют такие виды :

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки — настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector