1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Яйцо часы кулибин

Часы для Императрицы. Часть 1. Часы Кулибина

За свою жизнь российский гений Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но первыми и наиболее знаменитыми считаются часы для Императрицы, единственные сохранившиеся до наших дней.

Перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина впечатляет. Сотни проектов и чертежей разнообразных приборов: инструменты для проведения механических, оптических, акустических опытов, паровые электрические машины, гидродинамические приборы, эскизы мостов и многие другие изобретения. Одним из знаменитых шедевров русского гения-самоучки являются часы яйцевидной формы для Екатерины II, более известны под названием «часы Кулибина».

Мастер-самоучка Иван Кулибин

Иван Кулибин проживал в Нижнем Новгороде, где после учебы у московского часовщика, открыл свою мастерскую. Он быстро стал популярным, подчинив дорогостоящие часы губернатора Якова Аршиневского. В 1764 году жители города узнали, что императрица Екатерина II едет к ним с визитом. Кулибин решил преподнести царице подарок — музыкальные часы в форме яйца. До Екатерины дошли слухи об эксклюзивном подарке, поэтому по прибытию в город она пожелала познакомиться с мастером. Иван Кулибин был представлен императрице, однако выяснилось, что часы еще не готовы. Чтобы сгладить конфузную ситуацию Кулибин продемонстрировал другие свои достижения (на которые он собственно и отвлекся, не успев доделать часы в срок), среди которых были телескоп и микроскоп. Проявив интерес к оптическим изобретениям, Екатерина простила мастера и пригласила его посетить свой дворец, как только часы будут готовы.

27 февраля 1769 года Иван Кулибин прибыл в Петербург. Его сани были загружены изобретениями: микроскопами, часами и другими приборами. Он был представлен научному обществу Санкт-Петербургской академией наук. Его визит был на слуху у всего высшего общества.

Екатерина была поражена подарками и восхищена феноменальными часами, которые каждый полдень играли прекрасную мелодию, сочиненную для нее самим мастером.

Уникальные часы-яйцо Кулибина

3 года понадобилось Кулибину чтобы создать уникальный механический шедевр, состоящий из 427 деталей, которые разместились в пространстве не больше гусиного яйца. Корпус часов выполнен из серебра, украшенный позолоченной резьбой. На тупом конце расположен циферблат с минутной и часовой стрелкой. Благодаря специальной подставке, не надо переворачивать корпус чтобы увидеть стрелки. Механизм отбивает каждый полный час, половину и четверть часа. Заводятся один раз в сутки. Но самое удивительное в этих часах – это миниатюрный автоматический театр, который расположен в верхней половине яйца.

Шедевры микромеханики XVII-XVIII веков

В конце каждого часа с боку корпуса открываются маленькие дверцы. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором разыгрывает библейская сцена. Домик с камнем впереди символизирует пещеру с «гробом Господним». По бокам пещеры стоят стражники. Спустя 30 секунд после открытия является ангел, камень отъезжает в сторону, стражники падают вниз. Еще через полминуты появляются женщины-мироносицы, а с их явлением куранты проигрывают мелодию молитвы «Христос Воскрес» три раза.

Часы «яичной фигуры»

Вторую половину суток, каждый час играет мелодия «Воскрес Иисус от гроба». Еще одна технически уникальная функция часов заключается в том, что религиозная миниатюра включается в любой момент с помощью специального механизма и можно на выбор прослушать одну из трех мелодий. Абсолютно все работы по созданию часов Иван Кулибин делал самостоятельно. Ему пришлось разбираться и в ювелирном деле, и применить свои композиторские навыки.

Результат превысил все ожидания — эксклюзивное изобретение, опережающее время по своей сложности исполнения, до сих пор не имеет аналогов в мире.

Часы-Павлин

Все изобретения, которые преподнес в подарок императрице Кулибин, были сданы по ее указу для хранения в Кунсткамеру. Чудо-часы вошли в коллекцию Эрмитажа и не только они. А сам изобретатель получил должность руководителя мастерскими Санкт-Петербургской академии наук, что дало ему возможность до конца своих дней заниматься любимы делом.

Необыкновенные часы Ивана Кулибина

Когда про кого-нибудь с похвалой говорят — «Кулибин», то, значит, имеют в виду очень изобретательного человека, творца и большого мастера. Действительно, Иван Петрович Кулибин был великим умельцем и великим изобретателем XVIII века.

Отец Ивана Кулибина имел в Нижнем Новгороде мучную лавку. К торговле он мечтал приохотить и сына. Отмеривал Ваня муку, черпал ее из мешка большим совком, и брала его невыразимая тоска. Не лежала у него душа к торговому делу. Не мог он забыть часы, которые видел в доме купца Микули-на, часы с кукушкой. Когда наступало положенное время, в часах распахивались дверцы и выскакивала механическая кукушка. Она куковала нужное число раз и снова исчезала до следующего часа. Года два спустя попробовал Иван смастерить подобные же часы, да только ничего не вышло. Не было еще у юного мастера опыта.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Кулибина дальше, не подвернись счастливый случай: довелось ему побывать в Москве. На Никольской улице увидел Иван часовую мастерскую и зашел. Это была мастерская часовщика Лобкова — человека доброго и отзывчивого. Он показал Кулибину самые интересные часы, какие были в мастерской, но, главное, подарил приезжему, видя его интерес к часовому делу, старые инструменты.

Иван Кулибин возвращался домой, чувствуя себя богачом. Теперь дело пошло на лад. Он быстро научился чинить любые часы. Об искусстве Ивана Петровича заговорили по всему городу. К нему потянулись заказчики. Кулибин брал только самые сложные часы, в том числе с кукушкой или, как тогда говорили, «с секретом».

Но больше всего ему хотелось сделать часы собственной конструкции. Однако для этого понадобились бы специальные приспособления и дорогие материалы, в том числе серебро и даже золото. Пожалуй, мечта эта так и осталась бы неосуществленной, но неожиданно Кулибин получил поддержку. Богатый нижегородский купец Костромин согласился все расходы по изготовлению оригинальных часов взять на себя. Щедрость купца объяснялась просто. Шел слух, что Екатерина II собирается в путешествие по волжским городам. Костромин решил преподнести такие часы императрице и тем заслужить ее расположение и награду.

Разумеется, поддержка купца обрадовала Кулибина. На время он переехал в дом Костромина и с необычайным вдохновением начал нелегкую работу. Часы «видом между гусиным и утиным яйцом» отличались чрезвычайно сложным устройством. Достаточно сказать, что в них насчитывалось около полутысячи деталей, большей частью мелких и мельчайших!

В конце каждого часа на корпусе их отворялись дверцы «чертога», и автоматически действующие фигурки разыгрывали пьесу на религиозную тему. Ровно в полдень звучал гимн, мелодию которого сочинил сам изобретатель. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

Царица прибыла в Нижний весной 1767 года. Ее сопровождала свита в две тысячи человек. Огромные лодки-галеры под грохот пушечного салюта и звона церковных колоколов остановились у стен Кремля.

На следующий день Костромин и Кулибин были представлены Екатерине. Часы ей понравились. Она пообещала вызвать талантливого мастера в Петербург и определить на службу в Академию наук. Костромин получил в награду тысячу рублей золотом.

Полгода спустя Кулибин приехал в столицу. Менять свой привычный облик на «европейский» не стал. По-прежнему носил кафтан, сапоги и бороду. Один из современников писал о Кули-бине, что он был «мужчина статный и в походке являющий достоинство», был абсолютным трезвенником, никогда не курил и не играл в карты. Отличался большой аккуратностью. В Академии он был определен на должность заведующего мастерскими по изготовлению различных научных приборов.
Академия находилась на Васильевском острове. Странным казалось Кулибину, что через Неву не было построено ни одного постоянного моста! Зимой через реку перебирались прямо по льду. Весной, после ледохода, сооружался временный наплавной мост. Существовало мнение, что в широкой и быстроходной Неве устои постоянного моста не выдержат натиска льдин.
Кулибин решил создать мост без промежуточных устоев, в виде гигантской изумительно красивой арки, перекинутой с одного берега Невы на другой. Арочные мосты за рубежом строились, но какие? Самый длинный — протяженностью в полсотню метров. А мост, задуманный русским механиком, должен был иметь пролет в триста метров!

Чтобы убедиться в прочности деревянной арки, Иван Петрович построил модель в десять раз меньше настоящего моста. Посмотреть испытания модели пришли самые видные петербургские ученые, академики, например, Леонард Эйлер. На мост уложили три тысячи пудов железа! Мост держался. К железу добавили груду кирпичей. Кулибин взбежал на мост. За ним поднялись и академики. Мост по-прежнему стоял не шелохнувшись.

Корнелий — «железный человек»

Увы, на этом все и закончилось. Красавец-мост остался лишь в чертежах. Позже неутомимый изобретатель спроектировал еще три моста, железных. Однако и они построены не были. Да разве только с мостами так вышло?

Зимой 1779 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» объявила, что механик Кулибин изобрел фонарь с особым зеркалом, усиливающим свет обычной восковой свечи в 500 раз и более! Секрет устройства фонаря состоял в том, что свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Изобретатель хотел использовать свой фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц. А фонарь был превращен в забаву на балах царицы и ее придворных. Замечательный мастер страдал. Ему хотелось быть полезным своей стране, а его принуждали заниматься пустяками.

Читать еще:  Сдобное тесто для куличей на пасху

Забавы ради вельможи привозили из-за границы диковинные автоматы, тешились сами и тешили других. Лев Нарышкин — шутник и острослов — то ли в Германии, то ли во Франции купил «железного человека». Корнелий, так назывался автомат, сидел в кресле перед столиком. Он мог перебирать игральные карты, передвигать шашки, считать деньги. Устройство его было весьма сложным и хитроумным.

Нарышкин собирался показать Корнелия на пышном балу. Автомат же, как назло, вышел из строя. Для срочной починки его вельможа пригласил итальянского мастера Бригонция. Тот принялся за дело, но как ни старался, «оживить» автомат так и не смог. «Отрубите мне голову, — заявил он Нарышкину, — если кто-нибудь сможет починить Корнелия».

«Он изобретет ковер-самолет!»

Тогда позвали Кулибина. Иван Петрович быстро разобрался в сложном устройстве автомата и быстро исправил его. «Позвать сюда Бригонция!» — приказал Нарышкин. Спустя пять минут итальянец был уже во дворце. «Прошу тебя, попробуй еще раз пустить в ход Корнелия — притворно стал умолять Нарышкин. «Нет, нет, это невозможно, — отвечал Бригонций. — Клянусь головой».

И вдруг «механический человек» поднял руку и крикнул: «Рубите ему голову!». Это сделал Кулибин, спрятавшийся позади автомата. Итальянский механик так перепугался, что, не помня себя и забыв шляпу, бросился к выходу.

Много еще других изобретений сделал Кулибин: создал судно, которое само могло двигаться по реке против течения, оптический телеграф, «механические ноги» — протезы, машину для добычи соли, сеялку, лифт, вододейс-твующую мельницу и многое другое.

Однажды на каком-то празднике Кулибин встретился с Александром Васильевичем Суворовым. Великий полководец подошел к нему, взял под руку, спросил о здоровье, и, повернувшись к гостям, громко сказал: «Да, он изобретет нам и ковер-самолет!».

В 1801 году Иван Петрович возвратился в Нижний Новгород, разочарованный жизнью в столице. На родине он построил еще одно самоходное судно, большое, на котором можно было перевозить товары. Думал заинтересовать этим судном волжских купцов. Тщетно, труд бурлаков был значительно дешевле.

Великий русский изобретатель прожил долгую жизнь. Он умер в 1818 году в возрасте 83-х лет, умер в бедности и забвении.

uCrazy.ru

  • penrosa
  • 28 июля 2016 10:14
  • 4614

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Знаменитые часы «яичной фигуры» — это интереснейшие карманные часы в металлическом корпусе, которые создавались как подарок императрице Екатерине II. Идея создания необычных часов пришла в голову изобретателю-самоучке Ивану Петровичу Кулибину, когда он узнал о предстоящем посещении императрицей ряда старинных городов, в том числе и Нижнего Новгорода, уроженцем которого он был. Кулибин держал небольшую часовую мастерскую, но так как в те времена часы были только у богатых людей и стоили очень дорого, то свободного времени у мастера часового дела хватало.

Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов. Решив создать часы для Екатерины II, изобретатель-самоучка, заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы.

Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат.

В конце каждого часа внутрь корпуса открываются маленькие створчатые двери. Они отворяют чертог из злата, а представление разыгрывается автоматически. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором напротив дверей находится в подобии «гроба Господня» гроб с закрытой маленькой дверцей, приваленной камнем. У «гроба Господня» стоят воины с копьями. Через полминуты после открытия чертога вдруг является ангел, а от этого явления камень отваливается и дверь в гроб разрушается. Воины, наблюдавшие за происходящим, в огромном испуге падают ниц. Еще через полминуты приходят к ангелу две женщины в подобии мироносиц, а с их явлением куранты играют три раза мелодию молитвы «Христос Воскрес».

После того как все стихло двери закрываются для того, чтобы через час снова повторилось все действо. В полдень, один раз в сутки, часы исполняют мелодию написанную Иваном Петровичем Кулибиным специально в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. После этого, вторую половину суток, каждый час, часы исполняют третью мелодию «Воскрес Иисус от гроба». Театр-автомат включается в любой момент с помощью специального механизма и можно прослушать любую из трех встроенных мелодий.

Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.

Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал сам, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство краснодеревщика. А работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика. Граверное мастерство помогло Кулибину выполнить украшения и мелкие детали, а ремесло позолотчика расставить последние акценты в техническом исполнении работы. Также, механиком-самоучкой, был задействован талант композиторский для написания музыки.

По приезду императрицы в Нижний Новгород, Кулибин был ей представлен как изобретатель и умелец, однако, часы еще были в работе и не могли быть подарены. Поэтому механик-самоучка показывал Екатерине II свои другие изобретения — микроскоп и телескоп. Гениальный мастер очень увлеченно рассказывал о незаконченных часах и преподнес сочиненную в ее честь оду. Работы умельца были оценены, рассказ о часах заинтриговал и Кулибин был приглашен посетить Зимний дворец, как только часы будут готовы.

В марте 1769 года часы были закончены, и сразу же вместе с Костроминым Кулибин отправляется в Санкт-Петербург для вручения подарка Екатерине II. Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру, создавшему такой шедевр, переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук графа Орлова. Создание необычных часов, фактически стало началом успешной карьеры Кулибина и открыло перед мастером большие перспективы, дало уникальную возможность заниматься любимым интересным делом не думая о финансовой стороне жизни.

Екатерина пожаловала И. П. Кулибину золотую медаль. На авересе изображение императрицы в профиль, под изображением надпись «ЕКАТЕРИНА II. ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА»; на реверсе – изображение старца в античных одеждах с лавровым венком в простертой левой руке, с надписью над изображением: «ДОСТОЙНОМУ». По ребру надпись: «МЕХАНИКУ ИВАНУ КУЛИБИНУ».

Сегодня часы Кулибина «яичной фигуры» хранятся в Эрмитаже и воспринимаются как подлинное чудо точной механики. Они на столько добротно выполнены, что идут и сейчас, а современные часовщики удивляются сложности и точности механизма.
За свою жизнь Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но одним из первых и наиболее известных считаются часы для Императрицы , единственные дошедшие до наших дней.

Часы И.П. Кулибина Яичной фигуры

И ван Петрович Кулибин (1735г. — 1818г.) — русский гений, выдающийся новатор и изобретатель, на счету которого не мало удивительных изобретений. Талант Ивана Петровича заслуживает уважения, а его работы в часовом деле восхищают и впечатляют своей сложностью даже в наш технологичный век. Безусловно, такие люди должны занимать достойное место в истории.

Знаменитые часы «яичной фигуры» — это интереснейшие карманные часы в металлическом корпусе, которые создавались как подарок императрице Екатерине II. Идея создания необычных часов пришла в голову изобретателю-самоучке Ивану Петровичу Кулибину, когда он узнал о предстоящем посещении императрицей ряда старинных городов, в том числе и Нижнего Новгорода, уроженцем которого он был. Кулибин держал небольшую часовую мастерскую, но так как в те времена часы были только у богатых людей и стоили очень дорого, то свободного времени у мастера часового дела хватало. Иван Петрович посвящал свободные часы изобретению различных устройств и конструированию часовых механизмов. Решив создать часы для Екатерины II, изобретатель-самоучка, заручившись поддержкой друга отца, купца Михаила Костромина, помогавшего его семье и всячески поддерживая, начал работу над часами для императрицы. Поскольку подарок создавался для августейшей персоны, то и часы предполагали уникальное исполнение достойное императрицы.

Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат.

В конце каждого часа внутрь корпуса открываются маленькие створчатые двери. Они отворяют чертог из злата, а представление разыгрывается автоматически. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором напротив дверей находится в подобии «гроба Господня» гроб с закрытой маленькой дверцей, приваленной камнем. У «гроба Господня» стоят воины с копьями. Через полминуты после открытия чертога вдруг является ангел, а от этого явления камень отваливается и дверь в гроб разрушается. Воины, наблюдавшие за происходящим, в огромном испуге падают ниц. Еще через полминуты приходят к ангелу две женщины в подобии мироносиц, а с их явлением куранты играют три раза мелодию молитвы «Христос Воскрес». После того как все стихло двери закрываются для того, чтобы через час снова повторилось все действо. В полдень, один раз в сутки, часы исполняют мелодию написанную Иваном Петровичем Кулибиным специально в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. После этого, вторую половину суток, каждый час, часы исполняют третью мелодию «Воскрес Иисус от гроба». Театр-автомат включается в любой момент с помощью специального механизма и можно прослушать любую из трех встроенных мелодий.

Читать еще:  Традиционный пасхальный кулич

Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.

Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал сам, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство краснодеревщика. А работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика. Граверное мастерство помогло Кулибину выполнить украшения и мелкие детали, а ремесло позолотчика расставить последние акценты в техническом исполнении работы. Также, механиком-самоучкой, был задействован талант композиторский для написания музыки.

По приезду императрицы в Нижний Новгород, Кулибин был ей представлен как изобретатель и умелец, однако, часы еще были в работе и не могли быть подарены. Поэтому механик-самоучка показывал Екатерине II свои другие изобретения — микроскоп и телескоп. Гениальный мастер очень увлеченно рассказывал о незаконченных часах и преподнес сочиненную в ее честь оду. Работы умельца были оценены, рассказ о часах заинтриговал и Кулибин был приглашен посетить Зимний дворец, как только часы будут готовы.

В марте 1769 года часы были закончены, и сразу же вместе с Костроминым Кулибин отправляется в Санкт-Петербург для вручения подарка Екатерине II. Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру, создавшему такой шедевр, переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук графа Орлова. Создание необычных часов, фактически стало началом успешной карьеры Кулибина и открыло перед мастером большие перспективы, дало уникальную возможность заниматься любимым интересным делом не думая о финансовой стороне жизни.

Сегодня часы Кулибина «яичной фигуры» хранятся в Эрмитаже и воспринимаются как подлинное чудо точной механики. Они на столько добротно выполнены, что идут и сейчас, а современные часовщики удивляются сложности и точности механизма.

За свою жизнь Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но одним из первых и наиболее известных считаются часы для Императрицы , единственные дошедшие до наших дней.

Русские изобретения в залах Эрмитажа

Как правило, слово Эрмитаж ассоциируется с картинами, красивыми дворцовыми залами, скульптурами, мозаиками и всевозможными художественными вещицами, которые при всём своём великолепии характеризуют высокие достижения технологий обработки материалов в прикладных и декоративных целях. Однако есть в эрмитажной коллекции и экспонаты, скорее относящиеся к сфере научно-технического прогресса. В коллекцию одного из крупнейших музеев мира попали и работы русских изобретателей, народных мастеров-умельцев.

Иван Петрович Кулибин

Из русских изобретателей наиболее известен выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735—1818)— автор проектов гигантских мостов, самодвижущихся судов, плавучих мельниц, семафорного телеграфа, коляски-самокатки и многих других оригинальных изобретений.


Часы «яичной фигуры» работы И. П. Кулибина.
1765 — 1769 гг.
Государственный Эрмитаж

На портрете Кулибина, хранящемся в Эрмитаже (работа художника H. H. Веденецкого), рядом с изобретателем изображены уникальные часы «яичной фигуры», которые находятся тут же, в соседней витрине. Сама идея создать диковинные часы, превосходящие все виденные ранее образцы, пришла Кулибину в 1764 году. Но лишь после того, как один из купцов предоставил необходимые средства, мастер смог приступить к осуществлению своего замысла. Он трудился в течение нескольких лет и закончил работы в 1769 году.

По размеру часы не больше гусиного яйца. Их корпус с многочисленными узорами сделан из позолоченного серебра. Внутри него скрыт сложнейший механизм, состоящий из нескольких сот деталей. На корпусе имеется кольцо, за которое часы можно подвесить, а с противоположной стороны — стекло и под ним циферблат и стрелки. Но часы не только указывают время. Каждые четверть, полчаса и час слышен музыкальный бой. А в полдень механизм ежедневно исполняет мелодию из торжественной кантаты, сочиненной Кулибиным в честь Екатерины II.

Каждый час в небольшом окошечке, расположенном сбоку, открывается дверца и в крошечном чертоге, словно на подмостках театра, разыгрывается сцена «Воскресение Христа». В ней действуют крохотные, отлитые из золота и серебра фигурки воинов, ангелов, жен-мироносиц. Действие сопровождается музыкой, причем до 12 часов дня — одной мелодией, а после полудня — другой. Сложнейший механизм этих удивительных часов до сих пор остается исправным. Часы «яичной фигуры» — один из памятников далекого прошлого, позволяющий еще лучше оценить талант и изобретательность народных мастеров.

Кулибин подарил эти часы Екатерине II когда она проезжала через Нижний Новгород. Вскоре после этого по приказу царицы Кулибин был назначен «механикусом», руководителем механических мастерских Академии наук и переехал из Нижнего Новгорода в Петербург.

Однако даже высокое положение «механикуса» (Кулибин занимал этот пост в течение трех десятилетий) не дало ему возможности практически осуществить наиболее значительные и смелые из своих проектов. Гравюра с изображением одноарочного висячего моста через Неву, чертежи «подоводного судна» и другие материалы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, дают представление об интересных замыслах Кулибина, претворение которых в жизнь было немыслимо в то время.

Егор Григорьевич Кузнецов


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова
1785 — 1801 гг.
Государственный Эрмитаж

В эрмитажной колекции есть небольшие металлические дрожки, снабженные инструментом, отсчитывающим пройденные версты, и небольшим органчиком, исполнявшим во время движения дрожек мелодии. Создатель этих дрожек — талантливый изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (род. в 1725 г.) — крепостной мастер Нижнетагильского завода Демидовых. Тут же на дрожках сохранился его портрет, который был написан крепостным мастером Сидором Дубасниковым прямо на металлической доске под органом. Портрет этот плохо сохранился, но и в таком виде интересен как одно из немногих изображений талантливых крепостных мастеров-умельцев.


Дрожки работы Е.Г.Кузнецова. Приборная панель

Андрей Константинович Нартов

В Эрмитаже представлены станки, инструменты и прочее оборудование петровской царской Токарни. Руководителем Токарни (большой механической и инструментальной мастерской, оснащенной по последнему слову техники того времени) был выдающийся русский изобретатель и машиностроитель — Андрей Константинович Нартов (1680/94 — 1756).

Молодой, но уже опытный и искусный мастер, талантливый ученик школы математических и навигационных наук в Москве, он был замечен Петром I и по праву занял ведущее положение в придворной мастерской царя. В уникальной эрмитажной коллекции, состоящей из одиннадцати станков (один станок промышленного назначения и десять для художественных работ), особое внимание привлекает созданный Нартовым в результате долгой и напряженной работы (1718 — 1729 гг.) токарно-копировальный станок для обработки боковых поверхностей цилиндра. С помощью мартовского станка рельефные изображения с бронзовой модели могли быть перенесены на дерево, кость или другой материал. При этом суппорт (держатель резца) перемещался механически.
Конструкция Нартова появилась значительно раньше, чем англичанин Г.Модели, которого считают изобретателем суппорта, построил свой первый станок (1794 г.).


Токарно-копировальный станок, сконструированный А. К. Нартовым
1718 — 1729 гг.
Государственный Эрмитаж

Многогранный талант Нартова проявлялся во многих областях, Он был специалистом в монетном деле (создал оригинальные станок для изготовления монет), работал в Артиллерийском ведомстве, где придумал и внедрил ряд важных технологических новшеств (станок для сверления канала ствола орудия, разработка способа задатки раковин в стволе пушек, создание скорострельной батареи из сорока четырёх мортирок и т.д.). Нартов заведовал механическими мастерскими Академии наук.

Плеяда выдающихся русских изобретателей, выходцев из народа — таких, как Кулибин, Ползунов, Черепановы, Кузнецов, Нартов — создала образцы опережающего время научно-технического мышления, предвосхитила эру автоматизации и механизации, а также сформировала условия для развития технологического прогресса в России.

Прикладное искусство в декоративно-бытовом аспекте широко и многогранно представлено на сайте Тайны старого сундука, в содружестве с которым подготовлена эта статья. Далеко не всегда утилитарность вещи — показатель её простоты и малозначимости в техническом и художественном смысле. Наоборот, современное создание живописных и скультурных шедевров мало чем отличается от творчества древних мастеров, а вот превращение сложных трудоёмких ручных работ по созданию повседневной одежды и аксессуаров в автоматизированный и роботизированный процесс потребовало столетий развития научно-технического знания. А некоторые тайны из старых сундуков неподвластны нам даже со всеми достижениями прогресса.

Высокие технологии прошлого, спрятанные в механизмах эпохи возрождения

Механические часы, станки и другие высокотехнологичные механизмы эпохи возрождения.

Очень многие исследователи и просто интересующиеся темой древностей, утверждают, что в прошлом на Земле была высокоразвитая цивилизация. Об этом говорят следы механической обработки гранитных и иных прочных пород, на которых видны следы недостижимых даже нам механизмов. А именно: пилящих дисков с толщиной в 1-2 мм, высококачественно изготовленных сосудов с толщиной стенки в считанные миллиметры и т.д.

Читать еще:  Поделка цыпленок в яйце из бумаги

Да, возможно, все это имело место в древности. Но часть примеров в каменных кладках можно объяснить гипотезой литья и формовкой из геобетонов (выходов холодных флюидолитов). Не исключено, что следы режущих инструментов – это всего лишь следы шпателя по «пластилиновым» массам.

Я тоже считаю, что высокоразвитая цивилизация была, но она была иной, не такой как мы ее себе представляем. Без промышленности и потребительства, без «костылей» в виде гаджетов и централизованного энергоснабжения. А оснастка для производства была самодостаточной и универсальной. На уровне кустарного мелкосерийного производства. Привод – ручной с маховиком (инерционным накопителем), либо паровые машины, про самые яркие примеры из которых нам позже сообщили в истории в виде первых паровозов. Каждое изделие было индивидуальностью и в какой-то степени произведением искусства. Не было конвейера и стандартизации под одну гребенку.

И эта цивилизация была недавно, еще в средневековье. Предлагаю погрузиться в доказательства этого утверждения

Видео об экспонатах, хранящиеся в Эрмитаже (их более 300!) 18в. Это шедевры микромеханики и инженерной мысли того времени. Что бы сегодня разработать такие механизмы, нужны коллективы проектировщиков:

В Европе увлечение этой автоматикой и механическими игрушками по истории длилось 200 лет. И почти одномоментно интерес к ним пропал! Во дворце китайского императора к 19в. скопилось около 5000 подобных экспонатов. Тогда сколько их было во всей Европе? Как у нас сотовых телефонов? И что произошло, что пропала и традиция изготовления этих автоматов и мини-роботов и интерес к ним? Историки говорят, что изобретение граммофона поставило крест на подобных игрушках. Но так ли это? Может быть была совсем иная причина? Ведь в наше время электроника в смартфонах только прогрессирует. Я сомневаюсь, что во всем мире моментально к ним может пропасть интерес.

Часы Кулибина

Одним из шедевров, хранящиеся в коллекции Эрмитажа, являются часы Кулибина:

Часы яичной формы, созданные И.Кулибиным в 1767 году к приезду Екатерины II к ее приезду в Нижний Новгород. Часы проигрывали каждый час пасхальные мелодии. В конце каждого часа миниатюрными статуэтками разыгрывались представления на библейские мотивы. 427 мельчайшие детали. Восстановить реставраторы не могут до сих пор, т.к. не могут разгадать секрет их работы.

Прочтя эту краткую информацию, подумайте: как простой самоучка мог сделать такой шедевр микромеханики? Для современного инженера нужно знать множество дисциплин и иметь просто огромный опыт в материаловедении и принципах построения механизмов часов. Значит, была отличная школа даже в глубинке Российской империи того времени. Или Кулибин где-то обучался? В Европу ездил или были другие школы и у нас?

Часы 17-18вв. Как можно было с такой точностью изготовить вручную симметричные шестерни и другие детали?

Я как-то из серебряной пластины по размеченному шаблону вытачивал себе медальон. В моем распоряжении был ручной лобзик, напильники и надфили, полировочная паста. Но высококлассного изделия у меня не получилось. Ни хорошей геометрии, ни качество обработки металла я не добился. Да, я не ювелир и не владею всеми их техниками. Но все ли часовщики того времени были ювелирами? Выточить миниатюрную шестерню – это не камень в кольцо вставить.

Если рассмотреть часы И.Кулибина и другие часы европейских мастеров того времени более внимательно, то можно понять, что детали изготовлены токарным способом, а не вручную. А что мы знаем о токарных станках того времени? Оказывается, они были в большом разнообразии, вот информация:

Скрин из книги 17в. (а именно 1646г. ) Это оружейные станки для изготовления стволов ружей на тульском заводе.

Их уровень никак не хуже станков 19в. Именно на них и изготавливали такие шедевры, а не ручным инструментом, как пишут историки.

Еще несколько фотографий станков, на которых изготавливали высокотехнологические детали 17-18вв.

Станки до 19в.

Объявление на avito о продаже станины станка начала 19в. Видимо на нем стоит дата, если его так точно датировали.

Станки для производства часов? Но сами станки тоже изготовлены на станках, и вероятно с использованием фрезерных принципов обработки металлов.

Один из станков крупным планом

Узлы этих станков – тоже произведение искусства и верх инженерной мысли и технологий той эпохи. И такое было далеко не редкостью.

Но вот почему историки говорят, что все изготавливалось вручную? Ручная обработка точности для механизмов часов не даст, часы просто не будут работать.

Меня больше всего интересуют узлы трения в таких механизмах. И чем они смазывались? Вопросов много, но ответов на них с точки зрения технологий изготовления и материаловедения никто не дает.

Высокотехнологичные механизмы эпохи возрождения. Часть 2

Продолжаем экскурсию по технологиям высокоразвитой культуры эпохи возрождения.

Часы «Павлин»

Часы были сделаны в 1770г в Англии. Предназначались в качестве подарка китайскому императору, но были проданы князю Потемкину для подарка Екатерине II. Часы доставили в разобранном состоянии и по дороге были потеряны некоторые детали. Их восстановил, отремонтировал И.Кулибин, который уже находился в должности механика при Академии наук.

Часы в рабочем состоянии до сих пор. Их заводят раз в неделю для поддержания работоспособного состояния. Каждые 15 минут звучит музыка и оживают фигурки трех птиц. Элементы механизма сделаны из серебра и позолоченной меди.

Слева – часы из Германии, примерно 1550 года. Справа – часы 16 века, Британский музей.

Даже тогда был уровень высокий инженерной мысли. Перед изготовлением нужно рассчитать передаточное число механизма, что бы он точно передвигал стрелки в соответствии с длительностью суток. А для этого нужно было привлечь и астрономические наблюдения, либо привязываться к отсчету других ранее изготовленных часов.

Но это настольные часы. В конце 16в. были и миниатюрные, вот примеры:

Можно только восхититься инженерам того времени. Или как их называют, просто часовых дел мастера.

Современный процесс сборки швейцарских механических часов:

Но перед сборкой все эти детали нужно изготовить с высочайшей точностью! Сейчас все расчеты делают в программе и детали изготавливаются на станках с ЧПУ. А как это было ранее?

Современное изготовление шестеренок для больших часов на токарных станках. Думаю, и раньше все было абсолютно так же.

Пластины для шестеренок нужно было еще ровно напилить.

Справа – станок Меркляйн Роуз, 1780 г. для создания получения симметричных много лепестковых деталей. Слева: Токарный станок, Лондон, 1838 г.

По всей видимости, именно на станках с таким принципом работы получали шестерни для часов. А не вручную.

Другие примеры станков того времени я показывал в предыдущей части.

Можно уже с уверенностью сказать, что разнообразные станки были не только в начале 19в., но и в 18в., а может и раньше. Об этом говорят и такие изделия как шарманки, музыкальные шкатулки, часы, средневековые роботы (куклы-автоматоны).

Уровень инженерной мысли в них – на высоком уровне. Для современного кустарного производства недосягаем. А многие говорят, что раньше жили глупые предки.

Технология изготовление шестерней – вот интересный вопрос. Подробно про этот процесс информации нигде нет. Шестерни в часах вращаются во втулках. В современных – в рубиновых. А как делали узлы трения тогда, и в особенности втулки в станках? Или подшипники как делали? Или там тоже все на втулках?

Другой вид шедевра инженерной мысли и музыкальных способностей мастеров 18-19вв. – это шарманки и музыкальные шкатулки:

Сейчас трудно вообразить, что бы какой-то мастер совместил свои таланты в чем-то подобном. Может те мастера и музыку свою для таких устройств писали?

Но эта автоматика 18в. еще «цветочки». Посмотрите на андроидов того времени, которые умели писать и играть на музыкальных инструментах!

Официальная информация про эту куклу-робота гласит: была изготовлена в 1770гг. швейцарским часовщиком Пьер Жаке-Дро. Этот автоматон способен писать гусиным пером предложения, длиной до 40 символов: «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро – мой изобретатель». Автор дал ему название Каллиграф. Рост куклы-робота имеет пятилетнего ребенка. Конструкция состоит из 6000 деталей. Корпус состоит из дерева. Голова – из фарфора.

Кукла не просто пишет предложения, она еще мокает гусиное перо в чернильницу, стряхивает его, поворачивает голову, якобы следя за этим процессом и следит глазами. Пьер Жаке-Дро изготавливал куклу два года.

Автор-конструктор так же создавал часы с поющими птицами и фонтанами. Но у него есть еще два произведения инженерной мысли: куклы «Рисовальщик» и «Музыкантша».

Музыкантша состоит из 2 500 деталей. Она сидела за маленьким, но настоящим клавесином и исполняла музыку, нажимая на клавиши. Умела исполнять пять композиций. Кукла даже «дышала» и так же двигала глазами.

Кукла умеет рисовать портрет Людовика XVI и изображение его собачки Туту.

Все три куклы находятся в Музее искусства и истории Невшателя и до сих пор работают.

Думаю, это лишь дошедшие до нас изделия уникальных инженерных способностей мастеров того времени. Что бы сейчас такое повторить, нужен труд коллектива: от проектировщиков, до специалистов в токарном деле.

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector