5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Четверг после пасхи

Пасха и Светлая пасхальная седмица в 2020 году: обычаи и традиции

Пасхальная седмица именуется светлой: так было принято с апостольских времен. Также апостолами было введено правило праздновать Пасху 7 дней, и каждый из этих дней называют светлым. Что такое светлая пасхальная седмица, что такое Антипасха и Красная Горка? Об этом я расскажу вам в статье.

Также мы рассмотрим некоторые обряды, которые проводят в это светлое время. Моя кума всегда делает обряды на привлечение достатка и благополучия — результат ощущается целый год. Раньше их семья постоянно испытывала нужду и нехватку денежных средств, а теперь они занимаются благотворительностью — хватает и семье, и нуждающимся людям.

Церковные традиции

В пасхальную седмицу совершаются особенные богослужения, и вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход как напоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время крестного шествия верующие несут зажженные церковные свечи.

В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля.

Отличительной особенностью пасхальных литургий являются открытые Царские Врата, символизирующие Духовный Мир и открытый Гроб Господень. Из евангельских текстов мы знаем, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут, а внутри гробницы сидели ангелы. Ангелы и рассказали, что Иисус воскрес из мертвых и указали на свернутые погребальные пелены. Свернутые пелены говорят о том, что тело Христа прошло через них: не нужно было пелены разворачивать.

Если рассматривать иудейскую погребальную традицию, что на пелены уходило 10-12 метров полотна. Причем полотно было цельным. Но воскресшему Иисусу не нужно было разматывать 12 метров полотна, чтобы выйти из Гробницы: он воскрес совершенно в ином теле, не похожем на обычное физическое. Об этом говорит тот факт, что после воскресения он мог свободно проходить через двери: этим он немного напугал своих учеников.

Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Итак, Царские Врата на Пасхальную седмицу остаются открытыми вплоть до субботнего вечера (21-00). Эта традиция перекликается с чисто российской — звон в колокола. На светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола. Еще одна особенность этой недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу.

Вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.

На светлой седмице не венчают и не отпевают. Если нужно похоронить покойного, то вместо традиционных заупокойных молитв священники поют Пасхальные песнопения (больше половины обряда).

Во вторник на светлой седмице чествуют Иверскую Икону Божией Матери, а в пятницу поклоняются иконе «Живоносный источник». В день почитания этой иконы проводят крестный ход и освящают природные источники (если погода благоприятствует).

Артос

Нововоцерковленные христиане мало разбираются в церковной терминологии, потому что она вся состоит из греческих слов. Что такое артос? Это особенный хлеб, который стоит около Царских Врат всю пасхальную седмицу. Эта традиция была установлена апостолами: она как бы символизирует, что церковь ожидает пришествия Христа.

После своего воскресения Господь 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, вкушал либо благословлял пищу. После его Вознесения ученики при каждой трапезе ставили дополнительный прибор и клали кусок хлеба — для Учителя. Также они оставляли незанятым центральное место у стола, за которым всегда сидел Христос. Они это делали, полагая, что Христос незримо присутствует рядом с ними.

В память об этой апостольской традиции отцы церкви оставляют хлеб (артос) около Царских Врат, который символизирует веру во Второе пришествие и незримое присутствие Христа рядом с верующими. В светлую субботу над артосом читают особенную молитву, дробят его на кусочки и раздают верующим. Считается, что этот благословенный хлеб может помочь в исцелении от болезней. Его разделяют на маленькие кусочки и вкушают во время болезни. Вкушать артос нужно натощак, как и пить святую воду.

После раздачи артоса Царские Врата закрывают до следующей Пасхальной седмицы.

Антипасха

Сразу по окончании светлой седмицы праздную Антипасху: это следующая за Пасхальной неделя, которая завершается Красной Горкой. Почему первое воскресенье после Пасхи называют Антипасхой? Это греческое название, которое переводится как «вместо Пасхи». По сути, это вторая Пасха, а неделя после нее именуется Фоминой неделей.

Церковь вспоминает ученика Христа Фому, который не смог поверить в воскресение. Для его маловерия необходимо было физически ощутить тело Учителя. Все ученики поверили, что Христос воскрес, кроме Фомы. Поэтому в русском обществе существует такое название как «Фома неверующий». Так называют людей, которые в чем-то сомневаются постоянно.

Почему церковь празднует 8-й день по воскресении Господа, и с чем это связано? Корни праздника уходят в евангельское описание, связанные с учеником Иисуса Фомой. На 8-й день по своем воскресении Учитель явился ученикам, пройдя сквозь двери. Он подошел к Фоме и открыл свои раны. Этот поучительный пример из евангелия говорит о том, что для истинного служения Христу нужна истинная вера, а не маловерие.

Празднование Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня, только литургии проходят в рабочей обстановке — без пышности. Следует знать, что все 40 дней после Пасхи являются пасхальным периодом, а не только светлая седмица. Поэтому все 40 дней нужно приветствовать христиан восклицанием «Христос Воскресе».

Магическая сила Пасхальной седмицы

Эти сильные энергетически дни можно использовать для совершения различных магических ритуалов.

На исполнение желания

Для того чтобы желание исполнилось, нужно отстоять пасхальную службу и купить в храме 7 свечей. Дома нужно взять чистый лист без клеток и линеек, зажечь одну свечу и взять новую ручку. Эта ручка может быть куплена в любое время, но ее не должны были использовать для написания каких-либо слов или текстов.

Зажигаете свечу, пишете на листе бумаги сначала благодарность небесам за всё, что имеете. Не скупитесь на похвалу, только она должна быть искренней. Ниже пишете свое желание. Теперь нужно всё прочитать вслух. Свечу оставляете догорать. На второй день зажигают вторую свечу и читают запись на листе. И так 7 дней подряд. На седьмой день лист с записью сжигают.

На привлечение женихов

Если девушка желает выйти замуж, в пасхальную седмицу можно привлечь женихов. Для этого обряда нужно покрасить в красный, синий и зеленый цвет 9 яиц (красят в Чистый Четверг). Как яйца высохнут, на них нужно наклеить картинки с венчальной символикой. При этом говорят следующие слова:

Заговор произносить на каждое яйцо. Затем яйца разложить на праздничном блюде и оставить до Пасхи. Пусть стоят на кухне на столе. Пасхальным утром нужно скушать самое больше яйцо, а остальными угостить друзей. Увидите, что будет. Результат обрадует.

Если не найдете венчальной символики, можно просто поцеловать каждое яичко, а потом угостить друзей мужского пола.

Также при праздничном звоне колоколов говорят: Христос воскрес, а ко мне женихи.

На мир и лад в семье

Если в семье постоянно царит недружелюбная обстановка, а родные друг другу как враги, в Пасхальную седмицу можно всё исправить. Для этого непременно нужно отстоять пасхальную службу до конца, освятить яйца и сдобу. Также в церковной лавке нужно приобрести икону Всех Святых и 12 свечей.

В среду утром на Пасхальной седмице встают раньше всех, зажигают 12 свечей (можно их поставить в 12 одноразовых стаканов, наполненных четверговой или обычной солью) перед иконой Всех Святых и читают 12 раз заговор:

Можно читать вслух, можно про себя. Затем угощают домочадцев освященными в церкви яйцами, наливают чай с освященной сдобой. Огарки от свечей, если останутся, нужно отнести в церковь и положить в ведерко для огарков. Не забудьте подать милостыню у церкви.

На увеличение денежного потока

В Пасхальную седмицу можно существенно увеличить свои денежные доходы. Для этого в светлую среду на Пасхальной седмице нужно прийти в храм самой первой на утреннюю службу, подойти к распятию и зажечь свечу. После сказать про себя следующие слова:

Идите домой и ни с кем не разговаривайте. Говорить можно только переступив порог своего дома.

От тяжелой болезни

Обряд проводят на третий день от Пасхи. Берут небольшое количество святой воды (утром натощак) и наговаривают на нее следующие слова:

Наговаривать нужно так, чтобы дыхание касалось поверхности воды. Этой водой умываются 3 вечера подряд перед сном. Перед умыванием читают Отче наш трижды. Лицо не вытирают: вода должна высохнуть сама.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Читать еще:  Сколько лет сидел илья муромец

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Рос­сий­ской просиявших» – 21 июня .

Неделя 3-я по Пятидесятнице – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 28 июня .

«Светлая седмица»: первая неделя после Пасхи, что можно а чего нельзя делать, традиции и поверья

Рассказываем о традициях и поверьях, связанных с каждым днем Светлой недели

Светлой седмицей в христианстве называют неделю, следующую за Пасхой. О том, как христиане отмечают Светлую седмицу, что нельзя делать в течение недели после Пасхи, а также о народных приметах и традициях, связанных с пасхальной неделей – в материале Правда-ТВ.

Что такое Светлая седмица?

Светлой седмицей называют неделю после Пасхи, которая включает само пасхальное воскресенье, а также шесть дней до Антипасхи (следующего воскресенья). Светлую седмицу иначе именуют Пасхальной, Святой или Светлой неделей.

В течение нескольких дней верующие празднуют воскресение Христа. Двери храмов в эти дни открыты настежь, символизируя открытую для всех дорогу на небо. В Светлую неделю ежедневно проводятся крестные ходы под колокольный звон, православные вместо утренних и вечерних молитв читают так называемые Пасхальные часы – преисполненную радости часть богослужения, в которую не включены псалмы и покаянные молитвы.

«Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет», – сказано в Откровении Иоанна Богослова.

Что можно делать на Светлой седмице?

В Светлую седмицу принято радоваться воскрешению Христа, усиленно молиться, посещать службу и звонить в церковные колокола. Молитвы, произнесенные на неделе после Пасхи, считаются самыми сильными.

Нужно думать о хорошем, а также помогать нуждающимся, отдыхать и наслаждаться жизнью. Всю неделю верующие должны приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе». Также в Светлую седмицу можно проводить смотрины невесты.

Что нельзя делать всю неделю после Пасхи?

Так как вся Светлая седмица посвящена радости, на неделе после Пасхи запрещено усердно трудиться, придерживаться поста (даже во время подготовки к причащению), посещать кладбище и устраивать поминки умерших. Для этого существует Радоница – день поминовения усопших. Родительский день всегда бывает во вторник через неделю после Пасхи, в 2020 году Христово Воскресение было 28 апреля, поэтому Радоница приходится на 7 мая.

В числе других запретов Светлой седмицы – венчания.

Запрещается употреблять спиртные напитки, ругаться, скандалить, унывать. Нельзя скупиться и жадничать. Нужно гнать от себя завистливые мысли. Считается плохой приметой тосковать в этот день.

Также считается, что не стоит в Светлую неделю держать в руках нитку с иголкой, шить, вязать или вышивать. Лучше воздержаться и от ручной стирки.

Можно ли в Светлую субботу ходить на кладбище?

Нет. Первые недели после Пасхи должны быть посвящены радости воскрешения Христа. Грустить и горевать не позволяется, а потому и на кладбище в эти дни ходить нельзя. Есть только один день, когда разрешено съездить на кладбище, это Радоница, которая в 2020 году выпадает на 7 мая.

Можно ли в Светлую субботу убираться в доме?

Вообще-то считается, что генеральная уборка была проведена в Чистый четверг, а потому сейчас делать тяжелую работу нельзя. В то же время разрешены разные мелкие работы по хозяйству. Например, можно готовить пищу, можно и ухаживать за растениями. С другой стороны, как и во всякий церковный праздник, священники говорят, что если есть в том большая нужда, то можно заниматься и тяжелой работой, предварительно помолившись.

Почему Светлую субботу называли Хороводницей?

Первая Пасхальная неделя считалась началом возрождения, обновления жизни. И в это время проводили много обрядовых действий, связанных с заключением браков. В Светлую седмицу молодые парни и девушки «высматривали» друг друга.

Пасхальная неделя была временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. А потому девушки должны были показать себя во всей красе: водили хороводы, устраивали танцы и игры, пели песни.

Основное время таких хороводов выпадало на субботу, так за ней и закрепилось такое название.

А в первое воскресенье после Пасхи – на Красную горку – играли первые весенние свадьбы.

Какие традиции и приметы есть на Светлую седмицу?

На Руси существовали народные традиции и приметы, связанные со Светлой седмицей. Например, было принято качаться на качелях. Славяне верили, что это поможет им избавиться от грехов, «сдует их ветром». Одно качание – минус один грех, считали они.

Считалось, что ребенок, родившийся во время празднования Пасхи, будет иметь богатырское здоровье и проживет долгие годы.

Многие приметы Светлой седмицы связаны с погодой. Так, считалось, что если все дни пасхальной недели ясные и теплые, лето будет жарким, а урожай – обильным. Если пасмурно – летом будет холодно и дождливо. Сильные дожди сулили богатый урожай, а гроза – сухую осень.

Для молодых девушек, по поверьям, Светлая неделя могла предсказать ближайшее будущее. Если услышат кукушку – скоро родится ребенок, если зудят губы – будет поцелуй, если ударилась локтем – вспоминает кавалер. Если в суп упала муха – жди свидания. Также считалось, что для сохранения красоты и миловидности нужно было умываться из серебряной чашки.

Как называли дни Светлой седмицы?

Понедельник называли Поливальным. Было принято ходить в гости и обливаться водой из ведра, чтобы смыть все болезни.

Вторник именовали Купальницей. Того, кто проспал заутреню, обливали водой. Также проводились игры и гуляния.

В Градовую среду нельзя было работать, иначе урожай мог погибнуть от града. Также среду Светлой седмицы называли хороводницей.

Навский четверг иначе называли Пасхой мертвых. В этот день вспоминали умерших, но не горевали по ним, а радовались воскрешению Христа.

Пятницу звали Прощеным днем, в честь примирения тестя и тещи с зятем.

В субботу Светлой седмицы – Святой артос – священнослужители раздавали прихожанам хлеб и разрешали им позвонить в колокола. Родители навещали молодых, чтобы оценить их семейный уклад.

Воскресенье, которое в православии зовется Антипасхой или Фоминым воскресеньем, в народе называли Красной горкой. На Красную горку играли свадьбы, сватались, а также водили хороводы, устраивали игры и пляски. Источник

Светлая седмица. Что не забыть

Светлая седмица в 2020 году – с 29 апреля по 5 мая. Так называются первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!».

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Священники напоминают о том, что в этот период нет необходимости поститься (достаточно соблюсти евхаристический пост с полуночи до причастия), а в качестве молитвенной подготовки ко Святому Причащению читаются Пасхальный канон и Часы Пасхи.

В Светлый вторник, 30 апреля, совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

В Светлый четверг, 2 мая, Церковь вспоминает преставление блаженной Матроны Московской. Святая Матрона Московская – русская святая ХХ века. Родившись слепой и увечной, она с детства проводила много времени в молитве к Богу, и Господь даровал ей милость – утешать людей и помогать людям.

Молитвы святой Матроне – в подборке «Правмира».

В Светлую пятницу, 3 мая, совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.

В Светлую субботу, 4 мая, на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи, 5 мая, называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.

Все богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поется пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период, когда вновь начинает совершаться таинство Брака. Источник

Неделя после Пасхи 2019: обряды, традиции, приметы и привороты, что можно и нельзя делать

Православные христиане с 28 апреля в течение сорока дней празднуют Светлую Пасху Христову. Первая неделя после Пасхи, или Светлая седмица — это очень важное время, с которым связано много обрядов и правил, как церковных, так и народных. Первая пасхальная неделя завершается праздником Красная горка (Антипасха), начиная с которого на Руси стартовал сезон свадеб.

Светлая пасхальная седмица в 2020 году

Согласно церковному календарю, Светлая пасхальная седмица в 2020 году началась с Пасхи в воскресенье, 28 апреля, и завершится в субботу, 4 мая, накануне праздника Антипасха (Красная горка).

Пасхальная неделя: правила и традиции

Светлая седмица — это продолжение Пасхи, самого главного праздника в христианстве, символизирующего победу жизни над смертью. Первая пасхальная неделя — один из самых радостных периодов в церковном и народном календаре. Поста в это время нет, даже в традиционно постные дни среду и пятницу. Разрешена любая пища, а также вино.

Однако священники и врачи предупреждают: предаваться обжорству и пьянству, «вознаграждая» себя за лишения Великого поста, не только вредно для здоровья, но и прямо противоречит духовному смыслу светлого праздника Пасхи. Поэтому чревоугодие и злоупотребление алкоголем в Светлую седмицу под запретом.

Читать еще:  Пасха в греции 2019

Под запретом и чрезмерная бережливость, граничащая со скупостью. В это время принято щедро угощать гостей и от всего сердца одаривать нуждающихся. Поэтому в Светлую неделю будет особенно уместно подписаться на ежемесячный (пусть небольшой) взнос в какой-нибудь благотворительный фонд, деятельность которого вам близка, и которому вы доверяете.

Также в Пасхальную неделю под запретом ссоры, скандалы, споры, скука и уныние — это считается крайне плохой приметой на весь будущий год.

На Руси в Пасхальную неделю было принято отдыхать, хотя работа строго запрещалась только в Пасху. Запрет на работу в Светлую седмицу не относится к домашним хлопотам, приготовлению пищи и так далее. Но следует помнить, что этот период предназначен для отдыха и празднования.

Пасхальная неделя: посещение кладбищ

Считается, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась в советские времена, как альтернатива запрещенной церковной жизни. На самом деле это не так: желание разделить с предками праздник победы жизни над смертью имеет древние славянские корни. Славянские традиции предусматривали в эти дни посещение кладбищ, принято было оставлять на могилах пасхальное угощение и даже специально крошить яйца, чтобы «покормить» дорогих покойников.

Церковь этой традиции не одобряет: напомним, на Пасху и неделю после нее не проводятся ни венчания, ни панихиды, чтобы православные не отвлекались от чествования воскресшего Христа. Так что посещение кладбищ на Пасху и в Светлую седмицу не рекомендуется, хотя церковь относится к этой традиции с пониманием, а власти обеспечивают дополнительный транспорт до мест погребения.

Тем же, кто хочет соблюсти церковные каноны, стоит отложить посещение родных могил до Радоницы (специально отведенного для этого Родительского дня), которая в этом году приходится на вторник, 7 мая.

Народные традиции в Светлую неделю

Время от Пасхи до Красной горки (Антипасха, первое воскресенье после Пасхи) в народном календаре — очень важное время. На Руси в это время было принято поминать усопших предков, хотя церковь и не одобряла чересчур экзотичные поминальные обряды.

Славяне верили, что, раз Христос воскрес, все усопшие тоже как бы время «воскресают» и навещают живых. Умерших поминали как в саму Пасху, так и в четверг после нее. Этот день так и назывался — Пасха мертвых. Люди посещали кладбища, символически «христосовались» с дорогими покойниками и «приглашали» их на пасхальную трапезу. Считалось, что после такого приглашения покойники приходили в свои бывшие дома и жили там вместе с домочадцами до Радоницы, а через сорок дней — на Вознесение — вновь покидали землю.

Чтобы умершие могли попасть к себе домой, в это время было принято оставлять двери открытыми, а также вывешивать из окон полотенца или веревку, чтобы духи предков могли по ним забраться в жилище.

Приметы, запреты и обряды Светлой недели

В это время под строгим запретом было шитье и вообще любое рукоделие, считалось, что так можно по неосторожности «зашить» покойникам глаза, и они не найдут дорогу домой. Также не рекомендовалось стирать, чтобы не «замутить» умершим воду.

Кроме того, не размещалось плакать, причитать и голосить на кладбищах, даже если кто-то умер совсем недавно. Считалось, что избыточное проявление горя мешает умершим радоваться Пасхе.

Начиная с Пасхи, девушки начинали готовиться к сватовству и замужеству. По церковной традиции всю пасхальную неделю звонить в колокола могут все желающие, поэтому девушка, желающая поскорее выйти замуж, старалась на Пасху первой забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном.

В Светлую неделю начиналась подготовка к периоду свадеб, который стартовал с Красной горки: устаивались смотрины невест и женихов, в ходу были девичьи посиделки и привороты. Например, отличным приворотным средством считалось положить в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича.

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Вторая неделя после Пасхи носит название Антипасха

Ликование, наполняющее души православных при вести о Воскресении Спасителя, настолько велико, что одного дня для празднования этого события мало. Торжество из торжеств длится ещё сорок дней. С завершением Светлой седмицы — первых семи дней — пасхальная радость не заканчивается, а обновляется в неделю 2-ю по Пасхе.

Как называется вторая неделя после Пасхи, какие праздники

По сложившейся традиции каждый из воскресных дней (или, согласно лексике православных богослужений, — недель) после Великого праздника именуется определённым образом, и отсчёт их начинается именно с Христова Дня. Неделей первой является непосредственно Пасха, а через седмицу после неё наступает вторая неделя после Пасхи. Этот воскресный день называется Фоминым Воскресением, Антипасхой или Уверением апостола Фомы.

Это чрезвычайно важное событие для каждого православного:

  • в чтениях, посвящённых ему, переплетаются воспоминания о св. Фоме, убедившемся в истинности Воскресения Спасителя, и о радостном ликовании, наполнявшем души верующих в момент благой вести о пасхальном чуде;
  • богослужение проводится по чину двунадесятых праздников;
  • следуя непосредственно за Светлой седмицей, Антипасха становится завершением наиболее торжественной части Великого Дня.
Читать еще:  Пасхальные поделки с детьми

Поэтому когда Фомино Воскресение называют восьмым днём Пасхи — подчёркивают его смысловое наполнение: обретение высшего пути к вере. Ещё одним важным моментом в православных канонах, связанных со Светлой седмицей, является её сопоставление с сотворением Господом нашего мира. В этом ракурсе второе воскресенье после Пасхи отождествляется с восьмым днем творения, являясь прообразом Царства Небесного на земле.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя, что можно и что нельзя делать

• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

— белый фартук на крест на могиле женщины;

— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

— пасхальное неосвященное яйцо;

— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

— домашнее печенье, одну конфету;

— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.

• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Питание на второй неделе после Пасхи

В первые дни после поста надо питаться по-особому: есть понемногу, но через каждые 2-3 часа. Мясо в эти дни есть вообще не надо; если есть желание, можно приготовить курицу – запечь без кожицы в духовке, или мясо индейки, но лучше рыбу – нежирную, речную. Можно приготовить нежирный куриный или рыбный холодец – это украсит праздничный стол.

Говядину, свинину и другое тяжёлое мясо можно понемногу есть через 5-6 дней после Пасхи, утку и гуся – через 7-10 дней, а вот от магазинных колбасных изделий и прочих копчёностей лучше вообще отказаться: ведь вы отлично без них обходились в пост? По крайней мере, их употребление стоит резко ограничить – это принесёт пользу не только здоровью, но и кошельку.

Мясо же лучше есть не в жареном виде, а готовить паровые котлеты, тефтели, мясные запеканки с овощами, и суфле – всё понемногу и постепенно. На гарнир печёная морковь, свекла, тушёная капуста, запечённый картофель или рассыпчатый отварной рис.

Чего не следует есть сразу после Поста

Нельзя есть грибы после поста – это тяжёлая пища, тем более грибы маринованные. Приготовьте овощные, фруктовые, крупяные блюда, и добавьте к ним больше зелени – лука, петрушки, укропа. Такое меню полезно, и к тому же эта пища легко усваивается. Разумеется, речь не идёт о салатах с майонезом – заправляйте их растительным маслом, желательно оливковым. Можно добавить в салат маслины.

Свежей выпечкой увлекаться не стоит – особенно при проблемах с пищеварением, и об этом наши прабабушки тоже знали: куличи они выпекали заранее — в четверг, а не в субботу, чтобы они успели немного «подсохнуть», и не причиняли вреда желудку. Можно съесть небольшой кусочек освящённого кулича – не более половины ладони, и столько же пасхи из творога.

Супы в первую неделю после Пасхи надо готовить лёгкие: овощные, крупяные, фруктовые, и отказаться от крепких бульонов, мясных и рыбных.

Не стоит также «отводить душу», поедая калорийные сладости – торты и пирожные с масляным или сливочным кремом. Готовьте фруктовые салаты, запечённые фрукты, компоты из сухофруктов, морсы и свежевыжатые соки. Если уж очень хотите торт, съешьте кусочек творожного, фруктового или со взбитыми белками.

Спиртное (алкоголь) после Поста

Отдельная тема – спиртное. Наш народ, к сожалению, под спиртными напитками чаще всего понимает водку. Но стоит всё же помнить, что православная церковь никогда не поощряла её употребление, и оправдать его вообще-то нечем.

Так что хотя бы тем, кто считает себя верующими, следует ограничиться в праздничный день красным вином, желательно кагором или каберне, и не больше одного стакана. В последующие дни это количество можно увеличить – при желании, или выбрать лёгкое натуральное пиво – в небольших количествах оно даже может способствовать пищеварению.

Не стоит сразу начинать пить кофе, а тем более газированные напитки: пейте свежезаваренный чай, минеральную воду, квас – уж он-то на Руси всегда был популярен. Можно приготовить отличный квас в домашних условиях – это несложно, и вы будете точно знать, что ваши домашние пьют полезный и чистый напиток.

Наши предки, когда разговлялись после поста, ели совсем не ту еду, что мы с вами сегодня. Каким бы ни был стол – богатым, обильным, или более скромным, блюда к нему были приготовлены из экологически чистых продуктов – но сегодня их почти нет. Вместо этого мы имеем консерванты, ароматизаторы, пеногасители, красители, усилители вкуса и ещё множество всяких достижений современной пищевой промышленности, так давайте хотя бы не будем перегружать наш терпеливый и многострадальный организм лишними порциями еды и алкоголя – как в праздник Пасхи, так и в другие дни.

Вторая неделя после Пасхи, службы

В период Фоминой недели в Православной Церкви читаются проповеди о том, как изменилась жизнь людей после Воскрешения Иисуса Христа. Дело в том, что раньше язычники пытались всячески вытеснить ценность христианства для верующих людей, но с появлением Иисуса стало понятно, какой огромной силой обладает Господь. Во время богослужения, священник читает прихожанам специальную молитву, которая носит название «На Неделю Новую». Эта молитва была популярной еще во времена расцвета Византийской Империи, и считалась главной во время Антипасхи. Также на службе читается история о явлении Иисуса Христа народу после Его Воскресения.

Священники не раз напоминают прихожанам о том, что верить Господу нужно во всём, а тех, кто скептически относился к чудодейственной силе Спасителя, называли Фомой Неверующим. Стоит помнить, что во время Литургии нельзя совершать земные поклоны, если это приходится на вторую неделю после Великой Пасхи, но очень важно каждый день прочитывать молитвы, достигая единства с Богом, и переставая уподобляться Фоме, который до последнего не мог поверить в Воскресение своего Учителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector