5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что говорят на пасху

Правильно ли на пасху говорить Христос воскрес!?

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.

В Священном Писании говорится, что Пасха есть не воскресение Христа, а Его смерть. На Пасху Христос умер, а не воскрес. Так сказано в Библии.

Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.

Господь заповедал отмечать, вспоминать именно Его смерть. Это вопрос принципиальный. И это, по Библии, есть Пасха. Говорить на Пасху «Христос воскрес!»,- означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после Пасхи.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПАСХАЛЬНЫЕ КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА?

Празднование Пасхи, как оно происходит в народе – никак не соответствует тому, что в Священном Писании сказано про Пасху. Сложившееся празднование Пасхи является наиболее ярким примером издевательства над здравым смыслом, и над Самим Иисусом Христом. Настолько глупое и злобное издевательство, что не укладывается в голове. Нормальный ум просто не может себе представить, что кто-то может так зло и подло нам ним насмехаться. Человек реально не может этого вместить!

Для примера достаточно взять хотя бы так называемые «пасхи», специально испеченные, покрытие сладостью куличи, булочки-кексы. Почему они имеют такую форму? В Библии ничего подобного и близко нет. Как нет и никаких крашеных яиц. Но откуда они взялись в народе?

На эти вопросы сегодня можно найти только один ответ: это – чисто языческие символы. Они пришли из древности, из языческого суеверия, от тех народов, которые исповедовали фаллическую религию, и поклонялись половым органам, как символу плодородия. Именно этот момент запечатлен в широко распространенном «пасхальном» кулинарном изделии. Испеченная «пасха», которую «святят» в церквах, является символическим изображением фаллоса, совершившего оплодотворение. Поэтому «пасха» обязательно чем-то еще поливается…

В этой же связи на праздновании обязательно присутствуют и крашеные яйца, как символ органов необходимых для оплодотворения.

Такова реальность. Не правда ли, шокирующая информация? Дело в том, что ответственные руководители религий все это хорошо знают. Их нелепые объяснения по поводу применения в церковной традиции таких пасхальных куличей и украшенных яиц не выдерживают никакой критики, и, конечно же, никак не подтверждаются Священным Писанием. Бог им Судья.

ПАСХА, ЭТО – СМЕРТЬ ХРИСТА. Что означает смерть Христа для людей? Зачем потребовалось умирать Христу?

БОГ НЕ ТВОРИЛ РАЗУМНЫХ СОЗДАНИЙ С «ГОТОВОЙ ПРОГРАММОЙ» ПОВЕДЕНИЯ. Ни Ангелов, ни людей Бог не создавал такими, чтобы они были неспособны ошибаться. Если бы Господь создал Ангелов или людей неспособными ошибаться и грешить, это означало бы, что Он создал роботов. Бог создал Свои разумные создания такими, что они сами должны сделать свой осознанный выбор. Они сами должны решить, будут они добрыми, или злыми, станут они на сторону добра, или зла.

Да, Бог знает будущее, знает, кто и когда родится. Бог знает все. Но – знать, и предопределять – разное дело. Человек сам должен определиться, на чьей он стороне, должен сам сделать свой выбор. И тогда Бог примет его. Богу не нужны биологические машины. Не хочешь жить по законам Бога? Не хочешь подчиняться Богу? Пожалуйста! Живи, как хочешь. Но – жить сможешь не долго. Потому, что жить без Бога – невозможно. Жизнь – только от Бога. Кто без Бога, в том нет жизни вечной. Без Бога умрут все, и Ангелы, и люди…

Как известно, Адам и Ева воспользовались своим правом выбора, данным от Бога, и сознательно встали на сторону… зла, греха. Таков был их выбор. Перед ними было два варианта: Или выполнять Божьи заповеди и жить вечно, или не выполнять Божьи заповеди, жить по своему усмотрению, но – лишь какое-то время, и затем навсегда умереть. Говоря по-другому, они должны были сами для себя решить, или стать бессмертными, или – смертными. И они выбрали второй вариант.

Мудрость Создателя такова, что Он никому насильно, или против желания живущего, не навязывает жизнь. Бог всем предоставляет полную свободу, как выбора, так и действий. Он пришедшему в мир человеку, показывая жизнь, как бы говорит: «Видишь, как прекрасен мир и как прекрасна жизнь? Но есть еще и смерть. А ты сам выбери, что тебе больше подходит – жизнь, или смерть. »

Этот Божественный принцип в Библии сформулирован так: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второз. 30:19).

Для тех, которые избирают жизнь, существует Христос, Который избавит их от смерти. А для неверующих — Бога нет, значит, они никак не смогут избежать смерти, потому что смерть стала их выбором.

КАК МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В ТОМ, ЧТО ХРИСТОС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗБАВИТ ОТ СМЕРТИ? Что является гарантией?

Гарантией является Его смерть. Христос умер ВМЕСТО людей. Это называется «Жертва Христа». Христос Самого Себя принес в жертву за верующих в Него людей. Жертвенная смерть Христа за грешных, достойных смерти людей — и называется в Библии ПАСХА.

Многие спрашивают: А нельзя ли было вопрос с искуплением решить как-то по-другому? Зачем нужно было умирать Иисусу Христу? Не мог ли Всевышний Бог найти другое решение?

Ответ: По-другому – нельзя было. Слишком дорого стоит человек! Слишком большая цена требовалась за человека. Почему за человека была заплачена такая большая цена? Потому, что именно столько стоит жизнь человека.

КОМУ БЫЛ ЗАПЛАЧЕН ВЫКУП? Апостол пишет: «Вы куплены дорогою ценою…» У кого «куплены»? Кто кому «платил»?

Библейский термин «искупление» — особый термин. В данном случае он не подразумевает товарно-денежные отношения. В Библии «искупление», «выкуп», означают – «освобождение», «оправдание». Когда говорится, что Христос искупил людей от смерти, это значит, что Христос освободил, избавил людей от смерти. Своей смертью Христос избавил людей от их смертей.

Жизнь человека уникальна и неповторима. Жизнь каждого человека неповторима. Человеку от Бога дается одна жизнь. На одного человека – одна жизнь. Это, как и в анатомическом плане: на одного человека – одна голова, одно сердце, и т.д. Если человеческое «одно сердце» выходит из строя, то, для того, чтобы его заменить другим, нужно предварительно это донорское сердце изъять, забрать у кого-то другого. Этот «другой» отдавший свое сердце больному, сам уже не живет. Но для больного он является спасителем, искупителем, «искупившим» его от смерти.

Христос, отдав Свою жизнь за людей, стал для нас донором жизни. Бог умершему человеку может вновь дать жизнь только в том случае, если возьмет ее у какого-то другого человека. Только в этом случае воскреснет именно тот, кто умер, а не будет другой, вновь сотворенный, похожий на него человек, или его клон. Но это будет он сам. Христос стал человеком, и умер, как человек, чтобы его человеческая жизнь могла быть использована для возвращения к жизни умерших людей.

При воскресении мертвых Бог воскрешаемым людям будет давать жизнь Своего Сына, Иисуса Христа. Именно для этой цели Христос добровольно умер. Он отдал Свою жизнь как бы для «трансплантации», для того, чтобы она оживляла верующих в Него.

ИТАК, ВСЕ-ТАКИ, КОМУ ХРИСТОС ПРИНЕС СВОЮ ЖЕРТВУ?

А кому донор дает свою кровь, или почку? Врачу, министру здравоохранения, президенту страны? Нет. Больному.

Так и Христос принес Свою жертву прежде всего нам, грешным людям, чтобы мы, благодаря Его жертве могли избавиться от греха и смерти. Он «ампутирует», забирает у нас нашу износившуюся, грешную, умирающую жизнь, и взамен ее «пересаживает» нам Свою, совершенную, не изнашивающуюся, вечную жизнь.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА»?

В самом начале, приступая к творению, Бог видел, что некоторые из разумных созданий будут согрешать. Или по ошибке, или будут обмануты. А кто-то по глупости захочет просто «попробовать» греха, но потом будет горько сожалеть об этом. И Бог сразу создал возможность покаяния для таких. До того, как в Эдеме ставить «дерево познания добра и зла», Бог уже предусматривал возможность раскаяния для согрешивших. (Известно, что Господь призывал к покаянию Адама и Еву. К сожалению, они отвергли Божью милость и отказались покаяться в своем грехе.)

Итак, Божья любовь к людям — заранее, еще до их появления, уже предусматривала для них вариант покаяния, если они согрешат. В этой связи вспоминается один примечательный текст из Священного Писания. Он – о Христе. И звучит так: «…Драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Петра 1:19,20).

О чем здесь говорится? Очевидно, о том, что Отец Небесный, Всевышний Бог и Его Единородный Сын, приступая к созданию разумных жителей Вселенной и людей на Земле, сразу видели, что некоторые из сотворенных Ими разумных существ, согрешат и потеряют право на жизнь. И вот тогда Сын сказал Отцу-Богу: «Если понадобится, Я сойду на землю и отдам свою человеческую жизнь за них, чтобы они получили возможность покаяться и спастись от смерти…» Так получилось, что «агнец», Христос — стал «закланным еще прежде создания мира». Или, как говорится в Откровении: «…Закланного от создания мира…», что, в принципе, одно и то же. (Откр. 13:8).

Христа никто не принуждал идти на жертву. Он пошел добровольно. До самого последнего часа, уже в момент казни у Него была возможность изменить решение и не отдавать Себя на смерть. И Его никто ни в чем не укорил бы. И Он не был бы ни в чем виновен. Он Сам сказал Апостолу: «Могу умолить Отца и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов…». Но Христос не воспользовался возможностью избежать смерти.

В том то и заключается подвиг Христа, что Он все сделал добровольно. Он есть отражение Отца Небесного, Бога Всемогущего. Поэтому Он сказал: «Видевший Меня видел Отца». Любовь, которую проявил Христос к людям, отдавая за них Свою человеческую жизнь, показала, какую любовь к людям имеет Бог Всевышний.

Поскольку Христос на земле был не просто человек, а Божий Сын, Его жертвы хватило бы на всех. Если немного пофантазировать и предположить, что все грешники покаялись бы, то смерть Христа, наверное, была бы намного легче, но все равно была бы. Он все равно должен был умереть, потому что «без пролития крови не бывает прощения грехов». Христос в любом случае умер бы, отдал бы Свою жизнь за покаявшихся грешников. Но каким образом? Этого мы знать не можем.

КАК ПО БИБЛИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАСХА?

Добровольная смерть Христа за грешников, есть самый великий подвиг во всей Вселенной. Это событие должно быть памятным. Христос лично повелел, чтобы люди, верующие в Него, помнили и отмечали Его смерть. Пасха есть поминки, воспоминание о смерти Христа. На Пасху Христос умер.

Отмечать Пасху, вспоминать смерть Христа нужно с определенной едой и питьем. Но не с омерзительными языческими куличами и позорными крашеными яйцами. А с хлебом, желательно с пресным, без закваски. И с вином.

Съесть на Пасху с молитвой кусочек пресного хлеба означает с благодарностью к Богу вспомнить безгрешное Тело Господа Иисуса Христа, которое Он отдал за наши грешные тела, чтобы мы могли избавиться от грехов, сделаться безгрешными.

Принять на Пасху с молитвой глоток чистого виноградного вина означает вспомнить с благодарностью к Богу святую Кровь Господа Иисуса Христа, которую Он пролил для очищения наших грехов.

КТО МОЖЕТ ВКУШАТЬ ОТ ХЛЕБА И ВИНА? Как часто? Что означают пасхальный хлеб и вино?

Все, которые веруют в Господа Иисуса Христа, все, кто благодарен Иисусу Христу за Его подвиг и за Его жертву — должны вспоминать Его смерть, должны отмечать Пасху.

Вкушение от Пасхального хлеба и вина — не означает приобщение к Церкви Христовой, или к «Телу Христа». И это не означает «принятие в Новый Завет». Вкушение от хлеба и вина есть ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. Данная церемония не имеет никакого мистического, скрытого смысла.

И Христос, и Апостол Павел указывали только на одно значение вкушения Пасхального хлеба и вина – ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. «Сие творите в Мое воспоминание»,- сказал Господь. «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете от чаши сей, смерть Господню возвещаете…»,- сказал Апостол Павел.

Большинство христиан отмечает Пасху один раз в год. Но некоторые отмечают чаще, каждый месяц, или даже еще чаще. Спорить с ними бесполезно и бессмысленно. В Библии сказано, что «каждый за себя даст отчет Богу».

В церемониальной же религии, вообще, все поставлено с ног на голову: На Пасху святят языческие мерзкие символы, а «хлеб и вино», которые должны быть на Пасху, перенесены в так называемое «причастие». Ну – все перепутано!

ПРАЗДНИК ПАСХИ – НАПОМИНАНИЕ О ЛЮБВИ БОГА, И О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА — ОБРАЗА БОЖЬЕГО.

Добровольная смерть Христа за грешников (ПАСХА) показала, какую великую любовь к людям имеет Бог. Как написано в Библии, Бог «Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

Также Пасха показала, как дорого стоит человек, что за него пришлось умереть Самому Божьему Сыну! В Библии сказано: «Вы куплены дорогою ценою. Не делайтесь рабами человеков». (1Коринф.7:23).

Отмечать ПАСХУ, значит признавать, что Христос умер за грешных людей. Теперь эти грешные, если будут верить во Христа, смогут избавиться от смерти, воскреснуть из мертвых, потому что за них умер Христос.

«…Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (Библия, 1 Коринфянам 5:7).

Как встретить Святую Пасху

Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье.

Как встретить Святую Пасху?

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

Читать еще:  Рассказать о пасхе

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998 год

ТОП-5 примет, что нельзя делать на Пасху

Приметы на Пасху: 20 популярных пасхальных примет + 9 запретов в праздничный день + 5 примет, предвещающих беду + пошаговая инструкция использования примет для привлечения богатства и благополучия.

Светлое Пасхальное Воскресенье богато не только обычаями и традициями, но и всевозможными приметами. Предлагаю сегодня разобраться, что нельзя делать на Пасху, какие приметы сулят добро и несчастье, а также, какие несложные действия помогут вам стать счастливее и успешнее в будущем году.

Какие бывают приметы на Пасху?

Думаю, всем христианам известна история возникновения Пасхи. В этот день мы отмечаем воскрешение сына Божьего – Иисуса Христа, и празднуем победу, которую жизнь одержала над смертью.

Также в этот день существует немало традиций. Например, ходить в церковь, святить куличи и крашенки, поздравлять друг друга словами: «Христос Воскрес!», и слышать в ответ: «Воистину Воскрес!».

Многие люди используют для привлечения удачи и богатства всевозможные обряды. Молодые девушки умываются четверговой водой, чтобы стать красивее, а малышей в Пасху ставят на топор, чтобы те выросли крепкими и здоровыми.

Еще один немаловажный атрибут Пасхи – приметы. В отличие от обрядов они не требуют от верующего человека каких-либо действий, а лишь помогают ему по различным знакам предсказать свою будущую судьбу.

Примет достаточно много, некоторые из них предугадывают погоду на грядущее лето и урожай, другие – прибавление в семействе.

Но независимо от того, о какой примете речь, люди в возрасте утверждают, что только пасхальным приметам можно всецело доверять. Именно в этот Светлый день сбываются все предсказания судьбы.

1) Приметы на погоду: какими будут лето и осень, и стоит ли ждать урожай?

С древних времен одними из самых значимых примет были те, которые предвещали хозяевам наличие урожая и солнечной погоды. Так повелось потому, что прежде люди в основном жили в поселках, и питались тем, что могли вырастить самостоятельно.

Стало быть, если урожай предвещался плохой, то стоило заранее предпринять определенные меры.

Многие пасхальные приметы нацелены на то, чтобы предсказать будущий урожай

Я отыскала 4 верных приметы того, каким будет урожай и погода, если судить о них на Пасху.

Признаться, я никогда не связывала погоду в день Пасхи с будущим прогнозом погоды, но хорошо помню случай, когда в праздничный день неожиданно началась гроза. Проанализировав год, когда это случилось, действительно вспомнила, что осень тогда выдалась на удивление теплой и сухой.

2) Предсказания о будущем положении дел: какие приметы сулят благополучие?

Чтобы выяснить свое будущее по приметам, внимательно следите за происходящим вокруг вас в день Воскрешения Христова:

  • Если вы проснулись рано, и увидели праздничный рассвет, значит, у вас в жизни вскоре наступит белая полоса, и вы забудете о всех неудачах.
  • Увидеть закат на Пасху – тоже к добру. Это говорит о том, что в недалеком будущем вы сможете решить все имеющиеся у вас проблемы.
  • Благим знаком в день Пасхи считается покормить птиц. Если сделали это, мир сулит вам богатство и безбедную жизнь.
  • Хорошенько запомните, кого вы увидели первым, когда вышли из дома на Пасху. Если это был мужчина, вас ждет благополучие, если женщина – везение на протяжении года.
  • Выйдя из дома, увидели семью с детьми? Это хороший знак, ваш год будет очень счастливым.
  • Если на пути вы не встретили людей, обратите внимание на животных. Встретили кошку – ждите неожиданное прибавление денег, увидели собаку – готовьтесь к неприятностям.
  • Многие любят проводить Пасху на природе, слушать пение птиц и наблюдать за оживлением природы. Вы из их числа? Тогда подумайте, не слышали ли вы стук дятла. Если слышали, вас ждет переезд в новый дом или приобретение новой жилплощади.
  • Как вы знаете, на Пасху многие играют крашенками. Не пропустите и вы этой забавы. Если выйдете победителем в этих играх, вам непременно повезет в будущем.
  • Если вблизи вас в день Пасхи пролетела птица, или она встретилась вам первой, стоит ждать перемен.
  • Во время освящения куличей вы зажгли свечу, и она не погасла до окончания обряда? Это к добру. А вот если свеча погасла, ничего добро ожидать не стоит.
  • В день Пасхи принято раздавать милостыню. Это, как оказывается, не только традиция, но и вещая примета. Если вы подадите монету нуждающемуся, то сами испытывать нужды в этом году не будете.
  • Чем богаче будет накрыт ваш стол на Пасху, тем богаче будет ваша семья в нынешнем году.
  • А для желающих загадать желание, есть своя особая примета. Освятите в церкви яблоко, загадайте на него желание, и съешьте. Ваше желание непременно исполнится.
Читать еще:  Сколько лет лежал илья муромец

Как видите, большинство примет сулят людям добро и благополучие, хотя существуют приметы и с неприятным истолкованием.

Верить им или нет – решать вам, но я считаю, что не стоит слишком близко принимать к сердцу негативное значение.

Я не раз видела, как у людей во время освячивания куличей гасли свечи, и не слышала о том, чтобы этих людей потом ждали беды и неприятности. Просто порой утром бывает сильный ветер, он и является причиной того, что свеча погасла.

Некоторые приметы на Пасху позволяют выйти за рамки объяснимого

3) Прибавление в семье: что можно сказать о нем согласно приметам?

Скажем, если женщина давно мечтает о продолжении рода, ей стоит повнимательнее отнестись к окружающим ее в этот день птицах. Если она увидит кукушку, и услышит ее голос, значит, желанная беременность не за горами. ДО

Не могу сказать с гарантией в 100%, сбываются ли подобные приметы, но знаю историю о проведении такого обряда своей знакомой. Она долгое время пыталась забеременеть, и несколько лет подряд безнадежно посещала врачей.

Позже кто-то рассказал ей о такой примете, и она сбылась. С тех пор я и сама верю в силу примет и обрядов на Пасху.

Что нельзя делать на Пасху: какие запреты диктует праздник?

Их нарушение сулит людям отсутствие удачи и благополучия.

Назову 9 главных запретов этого дня:

Ссориться, конфликтовать, выяснять отношения.

Пасха – праздник радостный, который нужно провести вместе с близкими людьми. Мысли в этот день должны оставаться светлыми, поэтому запрещено ругаться, и уж тем более, сквернословить.

Работать в доме, огороде или поле.

Физический труд – грех в этот день. Более того, священники рекомендуют отложить все дела, начиная со Страстной пятницы.

Говорят, что убраться в доме нужно в Чистый четверг, максимум – в первую половину дня Великой субботы. Делать это на Пасху нельзя.

Проявлять неуважение, жадность.

В день накануне Пасхи и само Светлое Воскресенье нельзя отказывать людям в их просьбах, намеренно не давать милостыню или проявлять неуважение к другим.

Употреблять спиртные напитки.

Многие, празднуя Пасху, позволяют себе разные алкогольные напитки, но это грешно. В этот день дозволено употреблять только красное вино.

С давних времен оставшуюся еду с пасхального стола не выбрасывают. Крошки куличей отдают птицам.

Праздник Пасхи – самый значимый в жизни христиан, поэтому нельзя в это время связывать судьбу, и праздновать не воскрешение Христа, а союз молодых.

На Пасху нельзя скорбеть, нужно радоваться. Но веселиться слишком сильно, пить спиртное и играть в азартные игры – грех.

Этот запрет на Пасху не прямой, однако священнослужители советуют его придержаться. На кладбище лучше сходить в Радоницу – второй вторник после Пасхи.

Также, как и приметы, далеко не все запреты могут принести людям несчастье, если их не выполнили.

В жизни бывает разное, и, если ребенок на Пасху испачкал пол, его придется протереть, и я не думаю, что это будет грехом.

А теперь детальнее о приметах: что нельзя делать на Пасху, чтобы не накликать на себя беду?

Если с запретами все ясно, то самое время поговорить о запрещающих приметах, которые сулят неприятности в случае нарушения запретов.

Итак, чем чреваты те или иные действия:

  • Спать долго на Пасху – дурной знак. Если будете долго спать, рискуете проспать всю жизнь.
  • Грустить на Пасху также запрещается. Тот, кто грустит в этот Великий день, будет грустить и весь следующий год.
  • Если будете выбрасывать мусор накануне праздника, рискуете выбросить вместе с ним и свою удачу. Выбрасывать мусор желательно заблаговременно.
  • Брать в руки соль на Пасху не стоит молодым девушкам или парням. Говорят, что иначе у них будут потеть руки.
  • Большой грех – опоздать в церковь на Пасху. Если проспите, и не успеете на службу, ждите неприятностей в жизни.

Если не хотите горевать весь год, и иметь какие-либо неудачи, я советую вам прислушаться к приметам. Они вовсе не предполагают каких-то усилий с вашей стороны.

Обратите внимание: все запрещающие приметы нацелены исключительно на проявление уважения к такому светлому торжеству. Стало быть, если вы будете следовать традициям и избегать нарушения запретов, год будет к вам благосклонен.

Готовиться к Пасхе следует в определенной последовательности

Как привлечь удачу и благополучие в свой дом: пошаговая инструкция

Если вы хотите, что приметы «сыграли» в вашу пользу, то вот вам несколько пошаговых советов, как и что делать накануне и в сам светлый праздник, чтобы стать богаче и удачливее.

Правда о Пасхе: простые вопросы священнику о традициях и смысле праздника

Можно ли красить яйца в зеленый цвет, поздравлять с Пасхой в соцсетях и зачем власти пускают дополнительные автобусы на кладбище.

Накануне Светлого Христова Воскресения настоятель двух храмов – Покрова Божией Матери и блаженной Ксении Петербургской – руководитель отдела по связям с обществом и СМИ Тверской епархии, протоиерей Сергий Дмитриев побеседовал с корреспондентом Tverigrad.ru о главном церковном празднике. Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи.

Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью.

Большое вступление

– Действительно, любой церковный праздник обрастает народными обрядами, которые разнятся в зависимости от региона или конкретной местности, – начал разговор отец Сергий Дмитриев. – Воцерковленность населения у нас нельзя назвать высокой, хотя считается, что в Тверской области около 70% крещеных. Крещеных, но не просвещенных. Поэтому акцент праздника смещается в сторону народных традиций. Для людей эти традиции становятся важнее самого события праздника.

На самом деле на праздник Пасхи достаточно сказать ближнему: «Христос Воскресе!». И ответить: «Воистину воскресе!». Радоваться воскресшему Христу. Остальное – это дополнение. У нас Христос воскрес, что еще нужно? Это главное событие мировой истории, которое повернуло человеческую цивилизацию. В ХХ веке, к сожалению, большинство наших граждан утеряло понимание Пасхи. В советское время священнику, по сути, было невозможно выйти за ограду церкви. Но людям было необходимо почувствовать пасхальную радость, а на кладбище разрешали похристосоваться, стукнуться яичком.

Уже почти 30 лет мы возрождаем истинный смысл праздника, но люди по-прежнему делают акцент на материальную часть. Для них важна праздничная трапеза с освященными продуктами, важно в Пасху пойти на кладбище, а например, в Вербное воскресенье освятить в церкви веточки…

Суббота – своеобразный день тишины на Страстной неделе. В этот день, по крайней мере, мне, служить очень непросто. Духовенство уже в белых одеждах, мы уже душой чувствуем, что Христос воскреснет. Тем более, что сегодня мы это знаем. Утренняя служба достаточно долгая. А люди приходят на нее святить куличи и яйца, стоят в храме с другой мотивацией. Священник чувствует, что люди томятся: когда же это закончится, когда же мне освятят мою трапезу. Но Церковь – это же не театр, когда священник молится, а люди наблюдают за ним как зрители. Должна быть общая молитва, поэтому и служба начинается словами: «Мiром Господу помолимся». То есть все вместе.

Что же делать? Надо терпеливо разъяснять, что главное, а что второстепенное, помочь правильно расставить духовные приоритеты. Зачем нужен сорокадневный пост, например? Это не временное вегетарианство, а возможность, чтобы человек настроился и принял воскресшего Христа. И, в первую очередь, очистил свою душу.

Короткие вопросы

– Нужно ли в принципе освящать яйца?
– По идее, нужно. В таком случае это будет освященная трапеза – разговение на Пасху.

– Яйца обязательно должны быть покрашены?
– Это известная история о святой Марии Магдалине. Она пришла к римскому императору Тиберию и воскликнула, что Иисус Христос воскрес. Он не поверил в это и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем человек воскреснет. И после этих слов яйцо в руках императора покраснело. Отсюда пошла эта пасхальная традиция.

– Но сегодня яйца красят в любые цвета радуги.
– Красят обычно луковой шелухой, а все остальное, как говорится, hand-made. Фантазия безгранична – зеленые, синие, разноцветные. Мне кажется, особенно оригинальничать не стоит. Но вот есть, например, народное творчество, когда яйца красиво расписывают. Они так и называются – писанки. Это очень интересно.

– Еще наклейки из супермаркета любят на скорлупу клеить.
– А вот это уже какой-то околоцерковный бизнес. Уходить в бизнес-услуги лучше не надо, это не тот случай. Сами покрасили, расписали – так гораздо правильней.

– А если сам покрасил, но не освятил?
– Ничего страшного. Вы все равно скажите ближнему: «Христос воскресе!». И с радостью и любовью подарите яйцо. Бывает, что люди страдают, когда не смогли освятить яйца или кулич и считают, что жизнь дальше не пойдет, жди неприятностей – нет такого, не надо так упрощать.

– Накануне Пасхи крупные производители заявляют, что их куличи освящены.
– Я думаю, что на предприятиях служится молебен на начало доброго дела. Конечно, никто муку или тесто не освящает, окропляется оборудование, скорее всего, так это происходит.

– А как правильно говорить – Христос воскресе или Христос воскрес?
– Воскресе – это по-церковнославянски, воскрес – современный русский язык. Я, кстати, эти слова говорил и на итальянском, и на грузинском, и на молдавском.

– Традиция посещения могил на Пасху настолько глубоко соблюдается людьми, что власти ежегодно организуют дополнительные рейсы общественного транспорта на кладбища.
– Поминовение усопших начинается после Пасхи с Радоницы. Но повторю еще раз: надо просвещать людей. Не говорить о том, что они грех совершают. Они об этом могут и не знать вовсе, а делать это, потому что их родители, бабушки и дедушки всегда на Пасху на кладбище ходили. По мне, так самый подходящий праздник для посещения могил – даже не Радоница, а родительская суббота перед Троицей – специальный день поминовения усопших. Но в Пасху совсем не стоило бы, тем более, если человек с ночной праздничной службы поздно пришел, на утро ему еще ехать на кладбище…

– Пасха в соцсетях и мессенджерах. Картинки и поздравления от всех и всем подряд – это корректно?
– Вот такое сейчас у нас динамичное общение. Гифки, смайлики и так далее. Но и первые христиане поздравляли друг друга с Пасхой. А открытки с пасхальными сюжетами и до революции люди друг другу посылали, просто их тогда тщательно подписывали. К тому же они долго шли до адресата. Мне тоже в соцсетях много присылают. Сам стараюсь поздравить всех, написав на своей странице добрые слова и прикрепив живописное полотно художника. Изображение иконы на поздравлении, на мой взгляд, выглядит в соцсетях не слишком корректно. Как и смешные стишки со спецсайтов поздравлений.

– А отвечать надо на такие сообщения?
– Если тебе написали «Христос воскрес!», наверное, надо ответить «Воистину воскрес!». Тем более, если тебя поздравляют близкие люди. Ведь когда ты пишешь своей рукой ответ, то подбираешь для конкретного человека особенные слова. Сегодня это унифицировано, но не думаю, что такая унификация полностью себя оправдывает.

– Вы сказали, что в субботу, когда освящают яйца и куличи, на службе многолюдно. По вашей оценке, когда в храме больше людей: утром или на вечерней пасхальной службе?
– Думаю, что освящают трапезу в течение дня больше людей. Именно поэтому нужно найти слова для них, постараться поговорить пусть не с каждым, но со многими. Это поле для миссионерской деятельности. Сейчас многие священники это стараются делать. И это хороший знак.

Зачем целоваться на Пасху и что говорить друг другу при приветствии

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи) , Свет (Пасхальный огонь) , Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы) .

Пасхальное приветствие (также христосование) — обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг друга в первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе! » и отвечать «Воистину воскресе!» , соединённым с троекратным лобзанием (поцелуем) .

Данное приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями ещё к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес! » выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа.

В богослужебной практике других христианских Церквей также существуют подобные приветствия, но они не используются вне богослужений.

По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии) , а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови (те) , батюшка/честны́й отче)» , а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит). »

Пасха: пасхальные поцелуи-приметы

С поцелуями на Пасху связано огромное количество любовных примет. Так, если человек поцеловал вас троекратно и сначала — в правую щеку, значит, он испытывает к вам ровные доброжелательные чувства, а вот страстью тут и не пахнет. Если первый поцелуй пришелся в левую щеку, значит, по каким-то причинам человеку не хотелось с вами целоваться. Это ни в коем случае не является признаком того, что он к вам равнодушен. Скорее, на что-то обижен или очень стесняется, или боится не ко времени обнаружить свои пылкие чувства.

Читать еще:  Сколько дней празднуется

А вот если вас лишь слегка коснулись щекой, то вы этому человеку резко неприятны (правда, может, у женщины просто накрашены губы и она не хочет вас пачкать). Вас целовали и при этом косили глазом в сторону ваших глаз, стараясь встретиться взглядом? Значит, в вас или влюблены, или хотят подлизаться.

Многое также зависит и от места, где вы обменялись пасхальными поцелуями. Целоваться на пороге — к долгой разлуке. Под деревом — к взаимной радости и согласию. В момент, когда каркает ворон, — к озлоблению и ссоре. На перекрестке — к скорым переменам в личной жизни: мечтающие побыстрее пожениться парочки старались подгадать так, чтобы христосоваться на пересечении улиц. Целоваться в темной комнате — ну, наверное, и так понятно, к чему это…

Положительной энергетике пасхальных поцелуев всегда придавали большое значение. С их помощью можно расстроить отношения с человеком, наладить их или повернуть в другом направлении.

Так, держать на руках при троекратном поцелуе трехцветную кошку способствует укреплению здоровья. Если положить перед поцелуем во внутренний карман с левой стороны какой-нибудь дорогой предмет (скажем, навороченный мобильник или золотые часы), можно поправить дела на работе или в учебе.

Как приветствовать друг друга в Пасху?

В светлый христианский праздник принято приветствовать друг друга возгласом «Христос воскресе».

Произносить эту фразу должен младший по возрасту либо человек, занимающий более низкое место в церковной иерархии. Мирянину, в случае встречи с духовным лицом, нужно добавить «Благословите, батюшка». При этом правую ладонь складывают поверх левой — для получения благословения. Священник отвечает «Воистину воскресе! Бог благословит», налагает крестное знамение и кладет свою правую руку на ладони собеседника.

Если встретились два мирянина, то на приветствие «Христос воскресе» отвечают «Воистину воскресе!». Затем нужно троекратно поцеловать друг друга.

Таким образом православные приветствуют друг друга на протяжении 40 дней – в Воскресение Христово, Светлую седмицу и до самого отдания Пасхи.

Как встретить Святую Пасху

Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье.

Как встретить Святую Пасху?

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998 год

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector