0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что перевели кирилл и мефодий

Как Кирилл и Мефодий Псалтирь переводили,

Как Кирилл и Мефодий Псалтирь переводили,
( только факты )

Про Кирилла и Мефодия сложено превеликое множество теорий, легенд, мифов и слухов. Авторы одних опусов возносят их до небес, посвящая в равноапостольные святые (равные Апостолам), а другие унижают их ниже плинтуса.
Если на всё это собрание сочинений посмотреть с высоты птичьего полёта, то пред наши очи предстанут две потрясающие странности. С одной стороны, все исследования “вилкой по воде писаны”. Они не имеют под собой никаких достоверных фактов, построены на каких-то второстепенных признаках, и додумках, порой не имеющих прямого отношения к деятельности просветителей. А с другой стороны, в широком пользовании, у всех на виду (!), лежат достовернейшие факты, которые никто почему-то не использует. Их либо не замечают, либо демонстративно игнорируют, либо перевирают.
Видимо настало время всё-таки обратить на них внимание, “разложить их по полочкам”, и сделать ряд выводов.

1. О чем жалобно скулят факты

Слово “фактЫ” (во множественном числе) я для применил солидности, употребил для бОльшего веса. На самом деле имеется только один исторический факт. Но зато какой!

Когда Кирилл, будучи при дворе императоре Константина “министром иностранных дел”, отправился с очередной миссией в Хазарию, он на некоторое время остановился в Корсуни (ныне Херсон). И там он «“. обрете же ту Евангелие и Псалтырь русьскими письмены писано, и чловека обретъ глаголюша тою беседою” и беседова с ним и силу речи приимъ, своей беседе прикладаа различна писмена, гласная и согласная, и к богу молитву творя, въскоре начать чести и сказати, и мнози ся ему дивляху…”, — сказано в “Паннонском житии” (Кирилла).

Как видим, Кирилл сам (!) откровенно, нисколечко не скрываясь, сообщает, что он никаких новых букв (азбук, алфавитов) не придумывал, и что “руським письменам” его обучил (видимо русский) человек! Поэтому все обвинения в том, что он с Мефодием присвоили себе алфавитное авторство, не имеет под собой никакой аргументации. Это вымысел чистой воды, безосновательная выдумка-додумка!

Затем здесь чётко обозначено, что книги “русьскими письмены писано”. Не славянскими, не буквицей, не греческими, и никакими другими! В тексте упоминаются буквы р у с с к и е , только русские и ничего кроме русских! (Скорее всего имеются ввиду буквы Русов, вернее Святорусов)
А что об этом гласит официальная версия?
Обратимся, например, к Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
“. некоторые полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские — арамейские;”https://ru.wikipedia.org/wiki/. Идея абсурдная до бестыдства. Дело в том, что арамейское письмо (и все возникшие на его основе, в том числе и сирийское), как хорошо известно, являются к о н с о н а н т н ы м и , т.е не содержащими г л а с н ы х букв. А тут Кирилл восхищается именно наличием г л а с н ы х !
Никто тут не описался! Русские они чистой воды, и никакие другие!

2. Загадки Псалтыри

Ещё одна из легенд гласит, что…” Однажды помощи у Константинополя попросил правитель моравских земель (славянское государство) Ростислав – требовались учителя-богословы, чтобы те на доступном языке рассказали народу об истинной вере. Таким образом князь собирался уйти от влияния епископов-немцев. Эта поездка стала знаковой – появилась славянская азбука.”
История звучит красиво, но не корректно до перевирания.
Дело в том, что основой всех богослужений в христианских церквях являются различные наборы псалмов из Псалтыри! Все христианские богослужения суточного круга строятся именно по Псалтыри, добавлением некоторых молитв более поздних святых! Если есть Псалтырь, то можете служить хоть круглосуточно! О чём подробно уверяется в интернете.
А Псалтырь на русском языке (руськими писменами писана) , как видим и м е л а с ь! И недалече! А почему славяне её в упор не замечали, так тут очевидно совсем иная причина!

Псалтырь написана задолго до (современного) Христианства. И тем,кто её читал, и тем более исследовал, нетрудно заметить, что в её псалмах гармонично (в гармоничном единстве) сочетаются принципы Ведического Православия (Ведического Христианства) и Пасечной Культуры. А Поскольку обе они родом из Арийско-Русской империи, то вероятнее всего и Псалтырь, написанная “руськими письменами”, тоже дело рук древних русов (Святорусов).
И в этом ничего невозможного нет! Как выяснил Чудинов, на глиняных фигурках возрастом 200-250 тысяч лет, обнаружены надписи выполненные на 70% кириллическими буквами (Протокириллицей). О чём я сообщал в http://proza.ru/2009/10/20/309
Так что прото-Кириллица существовала давно, и первичные тексты Псалтыри вполне могли быть написаны изначально именно (прото) Кириллицей. Получается, что Кирилл и Мефодий “переводили” Псалтырь для моравов с р у с с к о г о языка. Но в связи с этим опять возникает ряд дополнительных уточняющих “детских” вопросов.
Дело в том, что времена Кирилла и Мефодия, русский и славянский (моравский) языки представляли собой практически одно и то же, поэтому непонятно:
С какого языка и на какой язык Кирилл и Мефодий переводили Псалтырь, чтобы славяне Моравии могли проводить богослужение на с в о ё м языке? По официальной версии они переводили с греческого и еврейского на “славянский”. Но зачем(?), когда русско-славянский оригинал в их распоряжении уже имелся?
А далее, по официальной версии, они славяно-моравский вариант письма распространили на остальные славяно-русские земли. Зачем, когда русский текст там уже был ?
И, главное, переводили ли они вообще?

Логичным в данной ситуации может быть только одно объяснение — требовалось во что бы то ни стало “вывести за скобки” р у с с к и й вариант Псалтыри, заменить его на “славянский” якобы полученный переводом с греческого и еврейского. Кому и зачем это было нужно? Да всем кроме русских!
В этом кровно были заинтересованы греки, не против были евреи, но больше всех в этом были заинтересованы сами с л а в я н е !
Дело в том, что славянские племена (княжества) представляли собой о к р а и н ы империи Ариев-Русов. Также, как в наше время республики Прибалтики и Украина представляли собой окраины Советского Союза.
После ослабления и распада империи Ариев-Русов, славянские окраинные княжества повели себя точно также, как окраины СССР после его распада, как Прибалтика и Украина в наши дни. Разрушали памятники культуры Русов, а достижения Ариев-Русов переписывали на себя (приписывали себе). Короче, выкарчёвывали из себя все русское, были первейшими врагами Ариев и Русов. Вели себя точно также как прибалты и украинцы в наше время…
Поэтому славяне так легко и с таким рвением:
“забыли” святорусскую руническую азбуку, и приняли Кириллицу, как “греческий алфавит” или азбуку на г р е ч е с к о й основе. И до сих пор так его с удовольствием воспринимают.
они отказались от Ведического Православия Святорусов, “взяли” себе византийскую религию Константинополя. Как в наше время сделала и Украина, переметнувшись из московского патриархата в константинопольский. Святорусскую псалтырь “поменяли” греко-еврейскую
и т.д.

3. Абсурды Кириллицы

Хоть это и не совсем по теме, но хочется остановиться ещё на одной абсурдной мысли, помещённой в той же статье Википедии.
“Основой для алфавита послужила греческая тайнопись, буквы очень похожи, поэтому глаголицу путали с восточными азбуками. А вот для обозначений специфических славянских звуков взяли еврейские буквы, к примеру, «ш»”.
Эвона как повернули!
По (руническому) смыслу греческая тайнопись похожа на Кириллический алфавит не больше, чем средний палец руки на полноценный ренис. И даже меньше!
Нашли одну-единственную букву (Ш) в еврейском алфавите, и соорудили целую теорию еврейского влияния! А то, что десятки букв Кириллицы не встречаются ни в одном алфавите мира, в том числе и в греческой тайнописи, являются уникальными буквами мирового масштаба, в упор не замечают. Попробовали бы, например, найти кириллические Юсы в греческом или еврейском алфавитах. Исследователи называются…

Поскольку в тексте не указано конкретно от от кого написано Евангелие, то видимо это сборник сочинений всех евангелистов, что составляет основу Нового завета. Но очень может быть, что под этим названием кроется и Новый завет целиком, так как в те времена отрывки из книг не писали (писали целиком) Но так или иначе, Псалтырь и Евангелие обнаруженные Кириллом, однозначно позволяли проводить все без исключений богослужения на русском языке в полном объёме. Так что, какие богослужебные книги на славянский язык переводили Кирилл и Мефодий и переводили ли вообще для меня вопрос остаётся открытым. Но версия “переводов” получила затем интересное продолжение в виде “уточнения переводов”.

5. Дальнейшие уточнения “переводов”

Поскольку официальная версия утверждает, что русские тексты Псалтыри являются переводом с “оригиналов”, написанных на греческоом языке, то естественно русские тексты постоянно сверялись с греческими “оригиналами” и уточнялись. В результате между первыми вариантами Псалтыри, сохранившимися, у староверов в “неуточнённом” виде, и новыми у т о ч н ё н н ы м и текстами никонианцев вкрались характерные различия.
Кто откуда и как переводил, вообще-то и не очень важно, главное каков получился конечный смыслово резульат. (“По делам их узнаете их”, как поучал Иисус).

5. К чему приводят “уточнения”.

И в заключение хочется привести пару примеров, к каким негативным искажениям смысла текстов, и заблуждениям, вызванными этими искажениями, приводят “уточнения” исходных текстов.
В интернете широко обсуждается, например, вопрос о том, почему Бог наказывает Человека за грехи, в смысле его постоянно за грехи обижает, чего-то лишает, пытает и т.д. Ведь человек грешит в силу своего несовершенства, а не совершенным его сотворил Бог. Получается, что Бог наказывает человека за свои же промахи!
Нет, у исследователя хорошо знающего русский язык такого не получается!
Достаточно вспомнить, что русский язык — с и с т е м н ы й (!), и выписать систему однокоренных слов:
с-казать, с-казал.
у-казать, у-казал,
при-казать, при-казал,
до-казать, до-казал
…………..
на-казать, на-казал.
Как видим слова “наказать” и “наказал” никакого прямого отношения ни к обидам не к пыткам не имеют. “Наказать” и “наказал” в древности (и в древних текстах) применялись в смысле “наставлять”, или “напутствовать”, “предписать” и т.д. Как это, например, мы встречаем в русских народных сказках. Уходит коза из дома и строго-настрого н а к а з ы в а е т козлятам никому дверь не открывать…
Но поскольку обычному человеку всякие напутствия, наставления и прочие поучения воспринимаются, как обиды и пытки, то в и этом понимании они со временем в нашем сознании и укрепились. У термина “наказал” возникло д в а смысла:
наказал человекУ, в смысле сделал наставление, и
наказал человекА, в смысле обидел,
Всё определяет форма местоимения. Но в древних руских текстах, как я писал ранее, местоимения опускались, писали просто “Бог наказал…” в смысле “ Бог напутствовал…”. Остальное и так понятно, что — человекУ…
Подобных заблуждений при “переводе” на современный русский в Библии, Псалтыри и прочих книгах тьма-тьмущая!
Для тех кто интересуется подобными вопросами, в интернете имеется прекрасный (параллельный) перевод Псалтыри на современный язык. (http://www.wco.ru/biblio/books/psalter/Main.htm)
Сравнивая два текста (оригинал на церковно-славянском и перевод) можно узнать очень много нового и полезного о древнерусском языке.

Но ещё к большим заблуждениям приводит неграмотность руническая.
Например, текст современной Библии начинается со слов “В начале Бог сотворил Небо и Землю”. У нормального человека возникает естественный вопрос:
Из ч е г о сотворил?
А из н и ч е г о ! — Отвечают ему шибко “грамотные” отцы церкви. Он настолько всемогущ, что из ничего создать может.
Этим они серьёзно подмачивают репутацию религии. Ведь даже ёжику понятно, что из “ничего” ни чего сотворить не возможно!
А на самом деле всё просто. В “оригинале” написано “ И с к о н и (!) Бог сотворил Небо и Землю…”! Из кона! Из предыдущего Кона развития, вернее из того “Добра”, что было наработано в предыдущем коне развития! (“Я его слепила из того, что было…”)
А это уже совсем иной смысл сотворения, логичный и понятный!
Ведь в космическом понимании наш мир безконечно- безначальный, развивается циклами-кругами-конами в нем начала и концы у с л о в н ы е !
В ведическом Право-Славии, например, выделяли д в а главных начала — Прави и Слави.
Начало Прави, на кириллическом круге-коне (рис.1), связано с точкой “Хер” (Х-Есть Рцы) и словами ХРИСТ (= Х Рцы Иже Твердо) и КРЕСТ (К Рцы Есть Слово Твери). Это начало ведического Христианства, Единобожия, ведической Крестовой религии. Во времена великой Славянской смуты и Римского господства она была почти полностью вытеснена многобожием Пасечной культуры и почти утеряна, восстановлена Иисусом Христом.
С другой стороны, эта точка соответствует полночи, началу возрастания Солнца, началу возрастания Света (Энергии, Яви). Является энергетическим п р о — я в л е н и е м всего духовного в Энергии и Материи. Является началом Материального мира…

Читать еще:  Что надо говорить на пасху

А началу Слави соответствует точка “Л-юдие”, вернее точка “Уль” в области, около “Л”. Она связана со словами “Ул-Ей”, Пчела (Покой Чела, Духовность) и вообще с Пасечной культурой, с понятием “Рой”, множество, Многобожие. В суточном круге связана с точкой “Полдень”, с началом с п а д а светлых (от слова Свет-энергия) энерго-материальных влияний и началом усиления т ё м н ы х (не-явнях, Духовных) влияний. На сегодняшний день, в России, почти полностью выдавлена Христианством, и почти полностью утеряна…

Как видим, в таком изложении ведическое Православие наших предков является, как и все мировые религии, Дву-Начальным — материальной Яви и духовной Неяви! Включает в себя описание гармоничного взаимодействия (и взаимопомощи) двух противоположных начал, постоянно переходящих друг в друга, а не борющихся между собой Добра и Зла, как два врага до полной п о б е д ы одного, и полного уничтожения другого…
Вследствие чего Пасечное много-божие пыталось раз и навсегда покончить с Христианством, а теперь Христианство пытается уничтожить раз и навсегда Пасечное многобожие…
Так и уничтожают друг друга.
“Не понимают что творят”. как говаривал Иисус…
(И Скороходов конечно вместе с ним!)

Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев?

Кирилл и Мефодий

Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность.

Братья из Фессалоник

Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.

История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.

Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.

Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», — житие, составленное вскоре после его кончины, неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным. В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман.

Миссионер-политик

Причудливо смотрится в наши дни эта средневековая неразделенность духовных, религиозных задач и дел государственных. Но и для нее можно найти некоторую аналогию в современном мировом порядке. И сегодня супердержавы, новейшие империи, основывают свое влияние не только на военной и экономической силе. Всегда есть идеологическая составляющая, идеология, «экспортируемая» в другие страны. Для Советского Союза это был коммунизм. Для Соединенных Штатов — либеральная демократия. Кто-то принимает экспортируемые идеи мирно, где-то приходится прибегать к бомбардировкам.

Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью как первостепенная государственная задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло-мефодиевского наследия А.-Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в переговоры с врагами или “варварами”, всегда сопровождал миссионер». Таким миссионером и был Константин. Поэтому так сложно отделить собственно просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв монашество.

«Более я не слуга ни царю, ни кому-либо другому на земле; только Богу Вседержителю был и буду во веки», — напишет теперь уже Кирилл.

О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и глубоких ответах рассказывает житие. Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам» и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Хазарские иудеи оспаривали Боговоплощение и ставили в вину христианам несоблюдение ветхозаветных предписаний. Ответы Константина — яркие, образные и краткие — если и не убеждали всех оппонентов, то, во всяком случае, доставляли полемическую победу, приводя слушающих в восхищение.

«Никто другой»

Хазарской миссии предшествовали события, сильно изменившие внутреннее устроение солунских братьев. В конце 50-х годов IX века и Константин — успешный ученый и полемист — и Мефодий — незадолго до этого назначенный архонтом (главой) провинции, удаляются от мира и ведут в течение нескольких лет уединенный подвижнический образ жизни. Мефодий даже принимает монашеский постриг. Братья уже с ранних лет отличались благочестием, и мысль о монашестве не была им чужда; впрочем, вероятно, были и внешние причины для такой резкой перемены: смена политической обстановки или личных симпатий власть имущих. Однако об этом жития умалчивают.

Но мирская суета отступила ненадолго. Уже в 860 году хазарский каган решил устроить «межрелигиозный» диспут, в котором христиане должны были отстаивать истинность своей веры перед иудеями и мусульманами. По выражению жития, хазары были готовы принять христианство, если византийские полемисты «одержат верх в спорах с евреями и сарацинами». Снова отыскали Константина, и император лично напутствовал его словами: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о Святой Троице с Ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя». В путешествие Константин взял себе помощником старшего брата.

Переговоры закончились в целом удачно, хотя хазарское государство и не стало христианским, каган позволил желающим креститься. Были и политические успехи. Нам же стоит обратить внимание на важное попутное событие. По дороге византийская делегация заехала в Крым, где около современного Севастополя (древний Херсонес) Константин отыскал мощи древнего святого папы Римского Климента. Впоследствии мощи святителя Климента братья передадут в Рим, чем дополнительно расположат к себе папу Адриана. Именно с Кирилла и Мефодия начинается особое почитание святого Климента у славян — вспомним величественную церковь в его честь в Москве недалеко от Третьяковской галереи.

Скульптура святых апостолов Кирилла и Мефодия в Чехии. Фото: pragagid.ru

Рождение письменности

862 год. Мы дошли до исторического рубежа. В этом году моравский князь Ростислав посылает письмо византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши, уже была христианской. Но просвещало ее немецкое духовенство, и все богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные.

И снова при дворе вспоминают про Константина Философа. Если не он, то кто же еще сможет выполнить задачу, в сложности которой отдавали себе отчет и император, и патриарх — святитель Фотий?

У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре».

Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладавший к тому никакими средствами.

И Философ справился с задачей. Конечно, не следует представлять, что работал он в одиночку. Константин снова призвал на помощь брата, были привлечены и другие сотрудники. Это был своего рода научный институт. Первый алфавит — глаголицу — составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому — настолько, что глаголицу часто путали с восточными языками. Кроме того, для звуков, специфических для славянского наречия, были взяты еврейские буквы (например, «ш»).

Дальше переводили Евангелие, выверяли выражения и термины, переводили богослужебные книги. Объем переводов, осуществленных святыми братьями и их непосредственными учениками, был весьма значителен — ко времени крещения Руси уже существовала целая библиотека славянских книг.

Цена успеха

Впрочем, деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. Особенно болезненным был переход на новый богослужебный язык. Неудивительно, что духовенство Моравии, следовавшее до того немецкой практике, восприняло новые веяния в штыки. Выдвигались даже догматические аргументы против славянского переложения служб, так называемая триязычная ересь, будто бы с Богом можно говорить только на «священных» языках: греческом, еврейском и латинском.

Догматика переплеталась с политикой, каноническое право с дипломатией и властными амбициями — и в центре этого клубка оказались Кирилл и Мефодий. Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще не была отделена от Восточной, на инициативу византийского императора и константинопольского патриарха (а именно такой статус имела миссия) все же смотрели с подозрением. Немецкое духовенство, тесно связанное со светской властью Баварии, видело в начинаниях братьев осуществление славянского сепаратизма. И действительно, славянские князья кроме духовных интересов преследовали и государственные — свой богослужебный язык и церковная независимость значительно укрепили бы их положение. Наконец, папа находился в напряженных отношениях с Баварией, и поддержка оживления церковной жизни в Моравии против «триязычников» вполне укладывалась в общее направление его политики.

Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и Мефодию дважды приходилось оправдываться перед римским первосвященником. В 869 году, не выдержав перенапряжения, св. Кирилл скончался (ему было всего 42 года), и его дело продолжил Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в епископский сан. Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет.

Дар ценнейший

Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство; многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской книжности переместился в Болгарию, потом в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. И сегодня предложения упразднить славянские буквы и перейти на латинские, которые в 1920-е годы активно продвигал нарком Луначарский, звучат, слава Богу, нереально.

Так что в следующий раз, расставляя точки над «ё» или мучаясь над русификацией новой версии фотошопа, задумайтесь, каким богатством мы обладаем.

Художник Ян Матейко

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке.

«Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.

Читать еще:  Пасха красная аудиокнига слушать онлайн

И после этого мы пытаемся отделить русскую культуру от культуры православной? Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг, в самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «пересадка», «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали прямо вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.

Читайте также:

Кирилл и Мефодий — переводчики Библии, создавшие алфавит.

«Наш народ крещен, а учителей у нас так и нет. Мы не понимаем ни греческий, ни латынь. У нас нет письменности, и мы не понимаем смысла написанного; поэтому пошлите нам учителей, которые могли бы научить нас читать и понимать Писание» (Ростислав, моравский князь, 862 год).

Сегодня читают Библию на русском языке, а некоторые имеют навыки чтения на старославянском. Но не многие знают благодаря чему и кому у нас есть столь ценная возможность читать Священное Писание на родных языках(Славянские языки распространены в Восточной и Центральной Европе. К ним относятся русский, украинский, сербский, польский, чешский, болгарский и другие родственные им языки).

Позвольте написать о тех первопроходцах, которые по Воле Божьей подарили миру славянскую азбуку и возможность читать БИБЛИЮ. Это были родные братья. Для людей, любящих Священное Писание, смелость и творчество этих двух братьев открывают интереснейшую страницу в истории сохранения и распространения Слова Бога. Кто были эти люди и какие препятствия им пришлось преодолеть на своем пути?

Кирилл (827—869), чье светское имя было Константин, и Мефодий (825—885) происходили из аристократической семьи, жившей в городе Фессалоники (Греция).. В окрестностях города жило многочисленное славянское население, и их тесное общение с греками позволило Кириллу и Мефодию в тонкостях изучить язык южных славян. А согласно словам одного биографа, мать Кирилла и Мефодия была славянского происхождения.

После смерти отца Кирилл поселился в Константинополе, столице Византийской империи. Там он учился в имперском университете у крупнейших ученых своего времени. После обучения исполнял обязанности библиотекаря в известнейшем на Востоке соборе святой Софии («Айя София»), позже стал профессором философии.
Мефодий тем временем пошел по стопам отца, сделав политико-административную карьеру. Он достиг титула архонта (воеводы) в одной из пограничных областей Византии, где жило много славян. Но потом он удалился в монастырь в Вифинии (Малая Азия). Позже, в 855 году, там поселился и Кирилл

В 862 году Ростислав, князь Великоморавской державы (сегодня восточная часть Чехии, западная часть Словакии и западная часть Венгрии), обратился к византийскому императору Михаилу III с упомянутым в начале статьи прошением прислать в Моравию учителей Священного Писания.
Император решил послать Кирилла и Мефодия в Моравию. Братья — знающие лингвисты и просветители, обладавшие прекрасными академическими знаниями, были хорошо подготовлены для того, чтобы возглавить такую миссию.

За несколько месяцев до отъезда, готовясь к миссии, Кирилл создал азбуку для славян. Говорят, что у него был исключительный фонетический слух. Итак, используя греческие и еврейские буквы, он пытался подобрать букву к каждому звуку славянского языка. По мнению некоторых ученых, годами раньше он уже начал работать над славянской азбукой. Но до сих пор не ясно, какую форму алфавита разработал Кирилл.
В это время Кирилл взялся за перевод Библии и сделал его за довольно короткое время. Согласно преданию, с помощью новой азбуки он прежде всего перевел на славянский греческую фразу из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. » Кирилл перевел четыре Евангелия, послания Павла и книгу Псалтирь. По всей видимости, в переводе ему помогал Мефодий.
Перевод остальной части Библии, как мы узнаем, был завершен позже Мефодием.

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с миссией в Моравию, где их ждал теплый прием. Кроме перевода Библии и литургических текстов, они обучали группу местных жителей созданной ими славянской азбуке.

Но не все шло гладко. Франкское духовенство в Моравии яростно сопротивлялось использованию славянского языка. Оно придерживалось теории треязычия, утверждая, что для богослужения приемлемо использовать лишь латинский, греческий и древнееврейский языки. Надеясь, что папа поддержит созданный братьями письменный язык, в 867 году они отправились в Рим.

По пути, в Венеции, Кирилл и Мефодий встретились с еще одной группой латинских церковников, сторонников треязычия. По свидетельству средневекового биографа, местные епископы, священники и монахи напали на Кирилла, «как грачи на сокола». Тот же биограф свидетельствует, что Кирилл ответил на это цитатой из 1 Коринфянам 14:8, 9: «Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер»

Когда братья наконец прибыли в Рим, папа Адриан II дал полное согласие на использование славянского языка. Несколько месяцев спустя, еще в Риме, Кирилл серьезно заболел. Примерно через два месяца он умер в возрасте 42 лет.

Папа Адриан II побудил Мефодия продолжить работу в Моравии и в области Нитры (сейчас Словакия). Желая упрочить свое влияние на этой территории, папа дал Мефодию письма, подтверждающие его разрешение на использование славянского языка, и назначил Мефодия архиепископом. Однако в 870 году франкский епископ Херманрик при поддержке князя Нитры Святополка спровоцировал арест Мефодия. Мефодий провел два с половиной года в заключении в монастыре на юго-востоке Германии. Позже, папа Иоанн VIII, сменивший Адриана II, освободил Мефодия, восстановил его в епархии и подтвердил папское разрешение на использование славянского языка в церкви

Но противодействие со стороны франкского духовенства не прекращалось. Мефодий успешно защищался в ответ на обвинения в ереси и в итоге получил от папы Иоанна VIII буллу, окончательно утверждавшую использование славянского языка в церкви. По словам последнего папы Иоанна Павла II, жизнь Мефодия, «неутомимого путешественника, была полна лишений, страданий, враждебности и гонений. он даже подвергся жестокому тюремному заключению». Парадоксально, но все это он претерпел от рук епископов и князей, благожелательно относившихся к Риму.
Полный перевод Библии
Несмотря на такое яростное сопротивление, Мефодий с помощью нескольких стенографистов закончил перевод оставшейся части Библии на славянский язык. Согласно преданию, он осуществил эту грандиозную работу всего за восемь месяцев. Апокрифические Маккавейские книги, однако, он не переводил.
Сегодня трудно объективно оценить качество перевода, сделанного Кириллом и Мефодием. До нашего времени сохранилось всего лишь несколько рукописных копий, приблизительно датируемых временем, когда братья делали перевод. Эти редкие древние рукописи позволяют лингвистам отметить, что перевод этот точен и звучит приятно и естественно. В работе «Наша славянская Библия» отмечается, что братьям «пришлось создать много новых слов и выражений. И они сделали это с потрясающей точностью [и] неслыханно обогатили лексикой славянский язык» («Our Slavic Bible»).

Непреходящее наследие
После смерти Мефодия в 885 году его ученики были изгнаны из Моравии их франкскими противниками и нашли прибежище в Богемии, на юге Польши и в Болгарии. Так, деятельность, начатая Кириллом и Мефодием, продолжалась и распространялась. Благодаря усилиям этих двух братьев, славянский язык, обретший более стабильную, письменную, форму, развивался, процветал и позже видоизменялся. Сегодня насчитывается 13 отдельных славянских языков и множество наречий.
Кроме того, благодаря смелости и усердию Кирилла и Мефодия сегодня существуют различные славянские переводы Священного Писания. Поэтому миллионы людей могут читать Слово Бога на родном языке. Несмотря на жестокое противодействие, время подтверждает истинность пророчества: «Слово Бога нашего пребудет вечно» (Исаия 40:8).

статья составлена по материалам статьи из журнала»Сторожевая Башня»

Почему кириллицу назвали в честь Кирилла, а не Мефодия?

Тот факт, что первую славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий знают, наверное, все. Однако, почему её назвали в честь младшего брата, а не старшего, для многих остается загадкой. Что скрывает церковная история?

Немного истории

Кирилла и Мефодия, на деле, звали Константин и Михаил. Они родились в начале IX века в византийском городе Солуни (ныне Салоники). Отец мальчиков был богатый и родовитый офицер, командир небольшого подразделения византийской армии. Этническая принадлежность семьи является спорным вопросом. Одни причисляют их к грекам, другие — к болгарам.

Братья получили хорошее образование. Михаил, пользуясь связями семьи, сделал успешную военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега Славении (полководец). Однако позже, по неизвестной причине, вдруг постригся в монахи, где получил свое новое имя Мефодий. Впрочем, в монастыре он тоже не растерялся и «дорос» до настоятеля. Это был монастырь Полихрон на горе Малый Олимп.

Константин, в отличие от брата, изначально пошёл по духовно-учёной стезе. В будущем также получил новое имя Кирилл. Благодаря помощи логофета Феоктиста (высший византийский чиновник и друг семьи), Кирилл перебрался в столицу ко двору императора. Позже Феоктиста убили, а Кириллу, потерявшего покровителя, пришлось перебраться к брату в монастырь.

В 860 году Мефодию поручили возглавить путешествие в Хазарский каганат. Там монах должен был поучаствовать в диспуте с раввином и имамом и, переспорив обоих, склонить кагана к христианству. Мефодий на диспут выставил своего младшего брата Кирилла. Однако, победил раввин. Раввин стравил Кирилла с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, доказал кагану преимущества иудейской веры.

Однако, совсем бесполезным путешествие не было. Братья нашли в Крыму мощи папы Римского Клемента.

Вернувшись на родину, братья получили от императора новое задание: отправляться в Моравию, составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык все церковные тексты. Таким образом, моравский князь Ростислав мог избавиться от опеки немецких епископов и стать вечным другом-должником Византии.

Почему Кирилл, а не Мефодий?

Помимо Кирилла над азбукой работали и другие монахи. Возглавлял их настоятель Мефодий. Однако, сказания болгарских церковников выделяют именно Кирилла. Например, монах Черноризец Храбр пишет так: «Если же спросишь славянских грамотеев, говоря: «Кто вам письмена создал или книги перевёл?», то все знают и, отвечая, говорят: «Святой Константин Философ, названный Кириллом — он нам письмена создал и книги перевёл, и Мефодий, брат его».

Надо полагать, Кирилл был самым грамотным монахом, имел вес в церковном обществе и уважение среди соратников. Поэтому сумел вложить больший вклад в дело, чем и удостоился чести дать свое имя получившейся азбуке.

Правда, есть условности. Специалисты до сих пор не разобрались, что именно придумали братья — Кириллицу или Глаголицу? По большинству голосов принято считать, что первая азбука составленная Кириллом и Мефодием все-таки Глаголица. А Кириллицу, на основе Глаголицы, составил ученик братьев Клемент Охридский. Было это немного позже.

Пожалуй, нужно добавить, что дело братьев Папе Римскому не понравилось. Согласно западным богословам, хвала Богу могла воздаваться только на трёх языках: еврейском, греческом и латинском. Славянский язык был не к месту и вне закона. Кириллу и Мефодию удалось подкупить папу Андриана II, подарив ему найденные в Крыму мощи святого папы Клемента.

Впрочем, от проблем это не избавило. После смерти святых братьев, монахи, работавшие над славянской азбукой, подверглись травле. Но их дело выжило. Азбука получила распространение в Болгарии, Хорватии, Сербии и Киевской Руси, а богослужение в этих странах, к неудовольствию западных богословов, стало проходить на молодом славянском языке.

Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности

24 мая Русская Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Имя этих святых известно каждому со школы, и именно им все мы, носители русского языка, обязаны языком, культурой, письменностью.

Невероятно, но вся европейская наука и культура родилась в монастырских стенах: именно при монастырях открывались первые школы, обучали детей грамоте, собирали обширнейшие библиотеки. Именно для просвещения народов, для перевода Евангелия создавались многие письменности. Так произошло и со славянским языком.

Святые братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи. Это дало ему возможность научиться славянскому языку.

Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе

Читать еще:  Светлый праздник пасха 4 класс музыка

Затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.

Его брат Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки.

Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. Как гласит предание, по пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке.

Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией — на этот раз в Моравию. Моравского князя Ростислава притесняли немецкие епископы, и он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.

В Моравии братья были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим.

Взяв с собой мощи святого Климента (Папы Римского), обнаруженные ими еще в Корсуни, Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, Папа Адриан встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке. Переведенные братьями книги он приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.

Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кирилл и Мефодий

Два византийских монаха Кирилл и Мефодий создают кириллицу — азбуку славян.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Кирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. В 866 или 867 г. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В 863 году в Византию к императору Михаилу III прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой уже обращался в Рим, но получил отказ. Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны. Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия.

Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Константин был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.

В Риме Константин передал мощи св. Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князьям Ростиславу и Коцелу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.

Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, а 14 февраля скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме св. Климента.

После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после смещения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII, сменившего скончавшегося Адриана II, в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.

После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.

ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК

Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:

В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.

Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

от 30 января 1991 г. N 568-1

О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.

Верховного Совета РСФСР

В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).

В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector