2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что символизирует крестный ход

Крестный ход в 2020 году

Помимо домашних молитв и посещений церковных богослужений, православные христиане имеют еще несколько способов приобщения к церковной жизни. Одним из них является участие в Крестных ходах. Часто они совмещаются с паломническими поездками ко святым местам, с почитанием православных праздников. В чем же такая важность Крестных ходов? Как правильно в них участвовать?

Какой смысл крестного хода

Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.

Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?

Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.

Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.

Важно! Крестный ход всегда проходит с иконами, хоругвями, какими-то православными святынями, которые несут в самом начале колонны людей.

Молитвы и прославления Господа не смолкают на всем пути. Маршрут может подбираться самый разный, например:

  1. Крестным ходом можно идти к храмам или монастырям на службу.
  2. В дни почитания православных икон с этими образами могут обходить вокруг поселений.
  3. Иногда ходы организовывают по территории, которая известна трагическими событиями.
  4. Любые другие маршруты, имеющие значение с православной точки зрения.

Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.

О возрождении Крестных ходов

В современной России сейчас традиция Крестных ходов только возрождается. Десятилетия безбожия, которые пережила наша страна, не могли не оставить отпечатка на духовной и церковной жизни общества. Многие годы Крестных ходов практически не было, несмотря на то, что это очень древняя традиция и до революции в царской России была очень распространена.

Примечательно, что в те времена в таких ходах принимали участие люди из всех слоев населения — и простые крестьяне, и знать, и духовенство. Перед Богом все равны, и наш народ это понимал. Очень часто Крестные ходы организовывались в тяжелые времена для народа. С молитвой шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким святым.

Наиболее известный и многочисленный Крестный ход — Великорецкий — сумел выстоять даже в годы гонений. Тогда в нем принимало участие очень мало людей, их задерживали, допрашивали. Сейчас же это один из самых длинных, сложных путешествий, которое известно на всю Россию и насчитывает тысячи участников ежегодно.

Интересна история возникновения самого понятия. Сам того не понимая, первый Крестный ход совершил император Константин Великий. Однажды ему было видение на небе, в котором он смог различить очертания Креста со словами «Сим победиши».

Вдохновленный правитель отдал распоряжение нанести изображение крестов на щиты и военные знамена своего войска, и именно так отправился на битву с врагом. Отсюда и пошла традиция нести хоругви перед колонной людей.

Какие бывают Крестные хода

Молитвенное шествие может быть приурочено к определенной важной дате, большому празднику (например, часто их устраивают на Пасху). Для освящения какой-то земли, поселения людей также могут устраивать молитвенные шествия.

Маршруты также могут отличаться. Путешествие может идти из одного пункта в другой, а может замыкаться в круг, как символ бесконечности и Вечной жизни. Конечный путь может символизировать путь Христа на Голгофу или путь жен-мироносиц ко Гробу Господню.

Важно! Кроме хоругвей, икон и каких-либо святынь, в начале колонны обязательно несут Распятие. Именно поэтому ход именуется Крестным, а такая традиция поддерживается не только в нашей, но и в католической традиции.

Таким образом, чаще всего Крестные хода совершают:

  • на значимые даты церковного годового круга;
  • для освящения мест, где были явлены какие-либо чудеса или знамения;
  • во время похорон;
  • в тяжелые времена испытаний.

Важной функцией такого шествия всегда была миссионерская деятельность. Когда по населенным пунктам, особенно селам и деревням, проходят Крестные хода, жители имели возможность приобщится к общей молитве.

В современном мире далеко не всегда Крестные хода совершаются исключительно пешком. Для преодоления больших расстояний может использоваться транспорт. Сейчас бывают особые байкерские Крестные хода, когда колонна людей движется на мотоциклах.

Если шествие входит в паломническую поездку, то часть пути также может быть преодолена на транспорте. Также сейчас иногда устраиваются специальные путешествия для детей, для людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность очень важна, поскольку позволяет приобщить к молитвенному труду все слои населения.

Крестный ход на Пасху

Праздник Пасхи стоит обособленно в богослужебном круге. Крестные хода на Праздник Праздников совершаются практически в каждом храме и начинается с вечера Великой Субботы. Начало этой службы скорбное, трагичное, наполненное печалью о смерти Христа.

Плащаница Господа торжественно переносится в алтарь храма, где и будет находиться до самого Вознесения. Селом начинается Пасхальная заутреня, на которой уже раздается праздничный колокольный звон, возвещающий радость о воскрешении Христа.

В этой части службы все прихожане выходят из храма на праздничное и величественное шествие. Оно уже не скорбное, а радостное и светлое. Церковь обходят три раза, делая остановки у входных дверей, которые остаются закрытыми до третьего круга.

Запертые двери храма символизируют камень, которым был привален вход во Гроб Господен. На третий круг двери открываются, символично обозначая, что камень был отвален от Гроба. Далее следует радостная и светлая Пасхальная Заутреня.

Интересно, что самый сложный колокольный звон совершается именно во время Пасхального Крестного хода. Он носит название «трезвон». Такой перезвон нельзя часто услышать в храме, поэтому на Пасху колокола звучат очень по особенному.

Зачем участвовать в Крестном ходе

Все православные традиции и обряды нужны человеку для того, чтобы возрастать духовно. Очень важно в суете повседневной жизни находить время вырваться из этого круговорота и подумать о вечном, о собственной душе. И Крестный ход очень располагает к этому.

Для новоначальных христиан Крестный ход может стать важным новым духовным опытом, где он может познакомиться с братьями по вере, попросить заступничества у святых угодников, задать Господу важные вопросы. Такой опыт невозможно приобрести только разумом, усилием воли.

Личный молитвенный опыт крайне важен для человека, поскольку позволяет проложить путь к своим личным отношениям с Господом. Также усилия, которые прикладывает человек, терпя испытания в пути, можно рассматривать как небольшую жертву Господу.

Важно! Когда мы трудимся во имя Господне, мы получаем несоизмеримо большие духовные блага.

К примеру, Великорецким Крестным ходом люди проходят расстояние в 150 км. Очень важно понимать, что православие — это не религия выходного дня. Православным человеком надо быть не только по воскресеньям на Литургии в храме, но и вне его, в повседневной жизни. И участие в Крестном ходе полезно для христианина, который видит, что православие живет и дышит даже вне стен храма.

Конечно, очень важно учитывать физическое состояние молящегося. Пройти пешком длительное расстояние под силу не каждому. Нельзя себя ломать и чрезмерно нагружать, объясняя это трудом ради Господа. Все подвиги должны быть по силам человеку.

Крестный ход

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Читать еще:  Пасхальная служба 2018

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Воскресение Христово

История, значение и традиции главного христианского праздника

«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» — говорит святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху». 1 мая православный мир празднует Светлое Христово Воскресение — главный христианский праздник и краеугольный камень всего евангельского благовестия.

Что значит праздник Воскресения, как его описывают евангелисты, что символизирует крестный ход и откуда пошла традиция печь на Пасху куличи — в гиде «Русской Планеты».

Воскресение

Воскресение Христово описали все четыре евангелиста. Хронология, которую можно составить по этим описаниям, выглядит так: по прошествии субботы, спутницы Христа пришли к его гробу с благовониями и маслами, чтобы, согласно иудейским обычаям, обмазать тело умершего. Этих женщин еще называют «жены-мироносицы » (то есть, принесшие миро), евангелисты описывают разное их число. Все упоминают Марию Магдалину, согласно Иоанну, она была одна, у Матфея с ней была «другая Мария», Марк уточняет, что другая Мария была матерью Иакова, одного из апостолов, а к ним присоединилась еще Саломия, мать Иоанна (Богослова) и Иакова. Лука говорит, что, вместе с тремя женщинами благовония к гробу принесли и другие, не называя точного их числа.

Идя к гробу, женщины размышляли: «Кто отвалит камень, закрывавший проход к телу Христову?». «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен», — пишет евангелист Марк. Матфей добавляет: в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение». А Лука и Иоанн говорят: не один, но два ангела в сияющих одеждах сообщили о Воскресении.

По Иоанну, Мария Магдалина привела ко Гробу двух учеников Христа. Они обнаружили в пещере только лежащие погребальные пелены и плат, который покрывал голову Спасителя. Ученики затем вернулись в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала — тогда-то она и увидела двух ангелов.

«Жена! — спросили они ее. — Что ты плачешь?». «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — ответила она. И, сказав это, обернулась и увидела стоящего Иисуса, но не узнала Его. «Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» — пишет евангелист Иоанн.

Значение

«Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», — говорил апостол Павел в одном из своих посланий. Воскресение стало свидетельством тому, что Иисус Христос — истинный Бог и Спаситель: победивший смерть, он приобщил к этой победе нас. Воскресение говорит о том, что смерть это не конец пути, так трактуют значение этого события святые отцы: смерть — лишь переход к жизни небесной и будущему телесному воскресению, каковое случится во время Второго Пришествия.

«Мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней — а это не значит умирать, — писал святитель Иоанн Златоуст. — Если же после смерти человек оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение».

Не будь Воскресения Христова, все человечество лишилось бы смысла существования своего, наставлял святой Григорий Нисский. Потому что, если Христос не победил смерть, и она остается пределом жизни — то «ради чего трудятся и любомудрствуют люди?».

Воскресение — тайна, недоступная людскому пониманию. Именно поэтому в канонических текстах Нового Завета нет его описания — евангелисты говорят лишь о событиях, которые произошло уже после него (приход женщин, явление уже воскресшего Христа). По этой же причине в православной традиции нет икон, изображающих это событие. А те иконы, которые называются «Воскресением», обычно изображают Его сошествие во Ад — событие, имевшее место днем ранее, в Великую Субботу.

Праздник

Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». В ветхозаветной традиции Пасху праздновали в память исхода евреев из Египта. Но после событий Страстной седмицы, которые, как указывает евангелист Иоанн, произошли накануне иудейской Пасхи — праздник, уже с его новым значением, стали отмечать в христианской церкви. Есть сведения, что он установлен и праздновался уже в апостольское время, причем праздновали Пасху сначала каждое воскресенье. В первые века христианства появилась традиция совершать особенно торжественное ночное богослужение — какое совершают и по сей день.

Всю следующую неделю, которую называют Светлой, это праздничное настроение сохранится в Церкви. Совершаются крестные ходы, службы поются с особой торжественностью и силой. На Светлой седмице многие ходят в храм ежедневно, чтобы продлить состояние радости, которое дает в эти дни храм.

Пасхальные куличи, которые готовят на Пасху и освящают в храме — это подобие артоса, особого дрожжевого хлеба, который используют в богослужениях. Артос освящают в первый день Пасхи, а затем кладут на аналой. Во время крестных ходов Светлой Седмице его обносят вокруг храма, а в Светлую Субботу дробят и раздают участникам богослужения. Церковь учит, что артос — олицетворение того, что Христос есть истинный хлеб нашей жизни (традицию его приготовления относят к апостолам, которые при трапезе возлагали хлеб для Господа). В свою очередь, другое пасхальное блюдо, творожная Пасха, символизирует Гроб Господень.

Освящение пасхальной пищи не является обязательным, и не должно подменять собой главный смысл праздничных богослужений — радости от Воскресения Христова.

К апостольским же временам уходит и другая традиция — традиционное пасхальное приветствие, т.н. «христосование». «Христос воскресе!» — приветствуют друг друга люди, и слышат в ответ: «Воистину воскресе!» — после чего троекратно целуются в щеки (приветствовать друг друга с целованием святым наставлял апостол Павел).

Христосоваться начинают в конце пасхальной утрени и продолжают сорок дней после Пасхи — до праздника Вознесения Господня.

Крестный ход

Одно из центральных событий праздничных богослужений — крестные ходы, которые совершают в течение всей Светлой седмицы.

Одним из прообразов крестного хода богословы называют евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).

В первые века христианства шествия верующих были тайными, а затем в эпоху императора Константина (4 век) приобрели открытый характер. Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Он повелел пастве выступить на улицы Константинополя с пением, неся кресты, чтобы таким образом отвратить верующих от еретических соблазнов.

Пасхальным крестным ходом Церковь идет навстречу Воскресшему Христу. Шествие останавливается у закрытых врат храма, которые символизируют вход в пещеру Гроба Господня. Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем произносятся стихи пророчества: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». На каждый стих верующие вторят: «Христос воскресе из мертвых…».

Двери храма открывают, и крестный ход шествует в храм. Так и жены-мироносицы в евангельском повествовании вошли в пещеру Гроба Господня и увидели, что только плат и пелены остались лежать во Гробе — что Христос воскрес.

Читать еще:  Православная пасха 4 класс

Крестный ход в 2020 году

Помимо домашних молитв и посещений церковных богослужений, православные христиане имеют еще несколько способов приобщения к церковной жизни. Одним из них является участие в Крестных ходах. Часто они совмещаются с паломническими поездками ко святым местам, с почитанием православных праздников. В чем же такая важность Крестных ходов? Как правильно в них участвовать?

Какой смысл крестного хода

Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.

Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?

Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.

Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.

Важно! Крестный ход всегда проходит с иконами, хоругвями, какими-то православными святынями, которые несут в самом начале колонны людей.

Молитвы и прославления Господа не смолкают на всем пути. Маршрут может подбираться самый разный, например:

  1. Крестным ходом можно идти к храмам или монастырям на службу.
  2. В дни почитания православных икон с этими образами могут обходить вокруг поселений.
  3. Иногда ходы организовывают по территории, которая известна трагическими событиями.
  4. Любые другие маршруты, имеющие значение с православной точки зрения.

Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.

О возрождении Крестных ходов

В современной России сейчас традиция Крестных ходов только возрождается. Десятилетия безбожия, которые пережила наша страна, не могли не оставить отпечатка на духовной и церковной жизни общества. Многие годы Крестных ходов практически не было, несмотря на то, что это очень древняя традиция и до революции в царской России была очень распространена.

Примечательно, что в те времена в таких ходах принимали участие люди из всех слоев населения — и простые крестьяне, и знать, и духовенство. Перед Богом все равны, и наш народ это понимал. Очень часто Крестные ходы организовывались в тяжелые времена для народа. С молитвой шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким святым.

Наиболее известный и многочисленный Крестный ход — Великорецкий — сумел выстоять даже в годы гонений. Тогда в нем принимало участие очень мало людей, их задерживали, допрашивали. Сейчас же это один из самых длинных, сложных путешествий, которое известно на всю Россию и насчитывает тысячи участников ежегодно.

Интересна история возникновения самого понятия. Сам того не понимая, первый Крестный ход совершил император Константин Великий. Однажды ему было видение на небе, в котором он смог различить очертания Креста со словами «Сим победиши».

Вдохновленный правитель отдал распоряжение нанести изображение крестов на щиты и военные знамена своего войска, и именно так отправился на битву с врагом. Отсюда и пошла традиция нести хоругви перед колонной людей.

Какие бывают Крестные хода

Молитвенное шествие может быть приурочено к определенной важной дате, большому празднику (например, часто их устраивают на Пасху). Для освящения какой-то земли, поселения людей также могут устраивать молитвенные шествия.

Маршруты также могут отличаться. Путешествие может идти из одного пункта в другой, а может замыкаться в круг, как символ бесконечности и Вечной жизни. Конечный путь может символизировать путь Христа на Голгофу или путь жен-мироносиц ко Гробу Господню.

Важно! Кроме хоругвей, икон и каких-либо святынь, в начале колонны обязательно несут Распятие. Именно поэтому ход именуется Крестным, а такая традиция поддерживается не только в нашей, но и в католической традиции.

Таким образом, чаще всего Крестные хода совершают:

  • на значимые даты церковного годового круга;
  • для освящения мест, где были явлены какие-либо чудеса или знамения;
  • во время похорон;
  • в тяжелые времена испытаний.

Важной функцией такого шествия всегда была миссионерская деятельность. Когда по населенным пунктам, особенно селам и деревням, проходят Крестные хода, жители имели возможность приобщится к общей молитве.

В современном мире далеко не всегда Крестные хода совершаются исключительно пешком. Для преодоления больших расстояний может использоваться транспорт. Сейчас бывают особые байкерские Крестные хода, когда колонна людей движется на мотоциклах.

Если шествие входит в паломническую поездку, то часть пути также может быть преодолена на транспорте. Также сейчас иногда устраиваются специальные путешествия для детей, для людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность очень важна, поскольку позволяет приобщить к молитвенному труду все слои населения.

Крестный ход на Пасху

Праздник Пасхи стоит обособленно в богослужебном круге. Крестные хода на Праздник Праздников совершаются практически в каждом храме и начинается с вечера Великой Субботы. Начало этой службы скорбное, трагичное, наполненное печалью о смерти Христа.

Плащаница Господа торжественно переносится в алтарь храма, где и будет находиться до самого Вознесения. Селом начинается Пасхальная заутреня, на которой уже раздается праздничный колокольный звон, возвещающий радость о воскрешении Христа.

В этой части службы все прихожане выходят из храма на праздничное и величественное шествие. Оно уже не скорбное, а радостное и светлое. Церковь обходят три раза, делая остановки у входных дверей, которые остаются закрытыми до третьего круга.

Запертые двери храма символизируют камень, которым был привален вход во Гроб Господен. На третий круг двери открываются, символично обозначая, что камень был отвален от Гроба. Далее следует радостная и светлая Пасхальная Заутреня.

Интересно, что самый сложный колокольный звон совершается именно во время Пасхального Крестного хода. Он носит название «трезвон». Такой перезвон нельзя часто услышать в храме, поэтому на Пасху колокола звучат очень по особенному.

Зачем участвовать в Крестном ходе

Все православные традиции и обряды нужны человеку для того, чтобы возрастать духовно. Очень важно в суете повседневной жизни находить время вырваться из этого круговорота и подумать о вечном, о собственной душе. И Крестный ход очень располагает к этому.

Для новоначальных христиан Крестный ход может стать важным новым духовным опытом, где он может познакомиться с братьями по вере, попросить заступничества у святых угодников, задать Господу важные вопросы. Такой опыт невозможно приобрести только разумом, усилием воли.

Личный молитвенный опыт крайне важен для человека, поскольку позволяет проложить путь к своим личным отношениям с Господом. Также усилия, которые прикладывает человек, терпя испытания в пути, можно рассматривать как небольшую жертву Господу.

Важно! Когда мы трудимся во имя Господне, мы получаем несоизмеримо большие духовные блага.

К примеру, Великорецким Крестным ходом люди проходят расстояние в 150 км. Очень важно понимать, что православие — это не религия выходного дня. Православным человеком надо быть не только по воскресеньям на Литургии в храме, но и вне его, в повседневной жизни. И участие в Крестном ходе полезно для христианина, который видит, что православие живет и дышит даже вне стен храма.

Конечно, очень важно учитывать физическое состояние молящегося. Пройти пешком длительное расстояние под силу не каждому. Нельзя себя ломать и чрезмерно нагружать, объясняя это трудом ради Господа. Все подвиги должны быть по силам человеку.

Крестный ход — это совместное свидетельство о христианской вере

Во всех епархиях Русской Православной Церкви сейчас проводятся крестные ходы с чудотворными иконами и другими святынями, а также по местам, связанным с жизнью святых, новомучеников и исповедников. Бывают крестные ходы, посвященные другим событиям. Например, традиционный крестный ход памяти погибших в Великой Отечественной войне проходит в Волгограде каждый год 9 мая.

Что такое крестные ходы и зачем они нужны? Зачем православные христиане, оставив другие важные дела, идут крестными ходами, молясь и неся кресты, иконы и другие святыни?

Как все начиналось

Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. К прообразам первых крестных ходов можно отнести семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, вследствие чего неприступные стены Иерихона обрушились, а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

В первые три века своего существования христиане не могли открыто исповедовать свою веру, а тем более — совершать шествия. Лишь только под покровом темноты, ночью, они могли перенести мощи мучеников в место их пребывания торжественным шествием со светильниками. Так были, например, перенесены мощи мученика Бонифация и свмч Киприана Карфагенского.

Учредителем первого крестного хода в том смысле, как мы ныне его понимаем, считается свт. Иоанн Златоуст, как об этом нам сообщают церковные историки Сократ и Созомен. Они говорят, что во времена правления императора Феодосия (379-395 гг.) ариане собирались за городом в праздники и пели свои песни и гимны. Святитель Иоанн, желая, чтобы никто из православных христиан не принимал участия в арианских процессиях, установил совершать такие же процессии, которые сопровождались пением молитв, несением серебряных крестов и восковых свеч. Почти сразу же крестные ходы стали совершать не только в противоположность арианам, но и в праздничные дни, а также в дни общественных бедствий — землетрясений, наводнений, пожаров, засухи, эпидемий, войн.

С течением времени крестные хода получили широкое применение и развитие во всей Византии, а оттуда традиция крестных ходов попала к нам на Русь. Всякое выдающееся событие в жизни Церкви вызывало общие молитвы и крестный ход: дни основания и освящения храмов, перенесение мощей и других священных предметов, дни особых торжеств церковных и гражданских, и в других случаях.

Разберемся в понятиях

С богослужебной точки зрения крестный ход представляет собой литанию или литию – религиозную процессию вне храма, сопровождаемую молитвой, в которой могут принимать участие все желающие, в том числе оглашаемые, кающиеся и даже не христиане. Возможность всем желающим присоединиться к крестному ходу существует всегда, это одна из характерных особенностей всякой литии – открытость и доступность этого вида молитвы для всех присутствующих.

Доступным для всех становится слово Священного Писания и проповеди на молебнах, которые часто служатся по пути или в конце крестных ходов. Проповедь эта, конечно, важна не только для неверующих, но и для верующих, особенно для тех, кто по какой-то причине редко бывают на богослужениях и не участвуют в таинствах.

Зачем нужны крестные ходы?

Само это действие – выход верующих из храма, вынесение наружу святынь (креста, икон, евангелия), выражает стремление верующих освятить окружающее пространство молитвой, показать, явить свою веру через дело и слово свидетельства. Это одна из задач крестного хода — выйти навстречу тем, кто не сделал пока шаг в сторону Церкви, кто сомневается, не верует или верует иначе. Итак, первое и самое главное значение крестных ходов – миссионерское. Крестный ход — это совместное свидетельство о христианской вере.

Во время крестного хода сейчас часто раздают всем желающим заранее приготовленные информационные материалы (листовки, буклеты, газеты). Это может быть информация о празднуемом событии или святом, или текст молитв и песнопений, а также приглашения на различные мероприятия: на просветительскую встречу, спектакль, миссионерский концерт, киноклуб, беседу со священником, экскурсию по храму или выставку. Тогда у неверующих и не воцерковленных людей, присоединившихся к крестному ходу, появляется дополнительная возможность сделать ещё один шаг к вере и в Церковь, познакомиться поближе с верующими людьми, задать свои вопросы и разрешить недоумения уже в личном общении с ними.

Многолюдное шествие верующих людей во время военной угрозы, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации само по себе является выражением веры и надежды на Бога, и зримым свидетельством единства верующих перед лицом опасности. Здесь уместно вспомнить о времени начала гонений на Церковь в России после октябрьского переворота 1917 года. Например, 20 января 1918 г. в Петрограде, после попытки вооруженного захвата красноармейцами Александро-Невской лавры, по благословению митрополита Вениамина (Казанского) состоялся общегородской крестный ход в защиту Церкви, в котором участвовало около полумиллиона человек. Такой массовый крестный ход – демонстрацию единства верующих, власти не могли игнорировать, и попытки силой захватить Александро-Невскую лавру тогда сразу прекратились.

Важно отметить, что на крестные ходы собираются верующие люди из разных приходов, благочиний, епархий, что способствует их общению и укреплению единства Церкви. За счет раздачи информационных материалов полезная информация о почитаемых иконах, святых и подвижниках благочестия, различных благотворительных, просветительских акциях и проектах благодаря крестным ходам распространяется по епархии и за её пределы.

Читать еще:  Поделки на пасху из фоамирана

Для верующих, участвующих в крестных ходах, он прежде всего является молитвой и духовным деланием. Особенно, если крестный ход многочасовой или многодневный, что требует от участников крестного хода подготовки и особых молитвенных, аскетических усилий.

Великая сила крестного хода. Рассказ впечатленного участника.

27 марта 2018 года (Вторник)

Душа каждого человека по природе христианка, распознающая тонким слухом зов Духа Божьего. Узнав, что в дни Великого поста по благословению архиепископа Могилёвского и Мстиславского Софрония совершится Крестный ход «За прекращение абортов и сохранение традиционных семейных ценностей», я твердо решила стать участницей этого благочестивого действия. Разве можно остаться в стороне, когда сотни людей будут просить за всех живущих в моем родном Могилеве, о рождении здоровых детей, о благополучии ныне живущих детей? А значит, и за моих детей, и внуков, и даже правнуков!

Иван Шмелёв в автобиографической повести «Лето Господне» называл крестный ход небом, коснувшимся человека. Крестный ход – это непрерывная движущаяся церковь. А над ней – непознаваемо-высокое небо, независимо от того — солнечный день или укрытый тучами. А небо – слово многозначное и у каждого своё. Но есть одно, что объединяет всех: мечта о счастье своих детей. Но мечтать и желать мало, надо ещё и потрудиться. Физически трудиться мы умеем, а вот духовно… А ведь из поколения в поколение передавалось в православных семьях стремление к душевному и духовному подвигу, уверенность, что для очищения грехов надо потрудиться: пройти долгий путь, в глубоком уединении, сосредоточившись на молитве, с сотнями других уединений, собранных вместе. Только сейчас стало понятно мне святоотеческое изречение: «Крестный ход идет – ад трепещет». Потому что в это время объединяются сотни покаянных молитв, а это и есть следование крестной дорогой за Христом.

Именно в крестном ходе Господь дает человеку возможность глубже понять заповеди Божии, приобрести ценный опыт духовной жизни — в обычной жизни такой опыт нарабатывается годами. Крестный ход создает условия для того, чтобы в молитве не отвлекаться мыслями о делах (ведь дела, заботы и хлопоты остались дома, и с каждым шагом, с каждым километром они все дальше и дальше), не отвлекаться на мечтания. И слова молитвы из молитвослова — это уже и твои слова. Какое счастье почувствовать это! Православная Церковь обозначает это явление словом «соборность», единение христиан в любви, вере и жизни. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, это тело, главой которого является Иисус Христос. Крестный ход — это душевный порыв человека готового взять на себя определённые трудности и преодолеть их во Славу Божию. Это крестный, молитвенный и нелёгкий путь души.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага. Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий каждый раз, отправляясь в поход, совершал со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им придавалось такое большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

В Могилеве крестные ходы имеют давнюю историю, начинающуюся практически одновременно с историей города. Не раз во время крестных ходов спасала город великая святыня Приднепровского края — Могилево-Братская икона Богородицы, названная так по наименованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала XX ст. Наши предки знали, что после крестного хода с молебном всегда были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления и участников, и тех, за кого молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи крестного хода — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощения грехов и заступления Божьих Сил Небесных.

Там, где проходит крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность наполняется Божьей благодатью. Господь освящает человека, а через человека – природу. И город через это очищение получает особую благодать. Крестный ход – еще одна попытка сохранить наше Отечество как святое место в этом мире и за пределами его, утвердиться в мысли, что Господь не оставит нас.

Святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы».

Вот вам и тема для размышлений о том, нужны ли крестные ходы и как к ним относиться, участвовать ли в них — хотя бы немножко: как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо, ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах и хоругвях незримо предстоят перед каждым…

Нынешний крестный ход начался от храма в честь святых праведных Иоакима и Анны, что на Чаусском шоссе. Направлялись с востока на запад — к храму иконы Божией Матери «Всецарица» в Казимировке. Возглавляемые священниками из могилевских храмов — иереем Алексием Скобом, иереем Владимиром Котовым, протоиереем Сергием Белоусом, иереем Андреем Шавариным, крестоходцы с покаянными молитвами прошли через весь город, останавливаясь для молебнов в храмах.

По дороге присоединялись могилевчане, многие останавливались, склонив голову, а затем опять спешили по своим делам. У каждого свои причины, по которым он присоединяется к крестному ходу. Неизгладимо из памяти короткое духовное общение с крестоходцами. Чувствовалось, что многие участники всем сердцем полюбили молитвенный дух крестного хода, соработничество со Христом, крестоношение.

Движется крестный ход, и каждый может пойти вслед, как пошли за Спасителем рыбаки и мытари. Участники стараются не разговаривать, не отвлекаться – это не благословляется. Люди понимают великое предназначение Крестного хода. Он от начала до конца -–православное Богослужение, в котором каждый человек принимает участие с благоговением, любовью и вниманием, славя Бога, Матерь Божию, Святых.

Встречные останавливались, кланялись крестному ходу со святыми иконами. Приостанавливались машины, пропуская крестоходцев. Заметила, что многие водители с благоговением осеняли себя крестным знамением. На протяжении всего пути нас сопровождала милиция. Оступившись, я чуть не упала, но меня поддержал статный страж порядка.

На небе – плотный покров из туч. Редкий луч пробивался сквозь их завесу. Зима никак не решалась покинуть свои владения. Но прохлада дня не чувствовалась. От молитвы, от людей, которые рядом, шло такое благостное тепло, что невольно любовалась и Днепром, и деревьями вдоль берега, и особенно куполами храма Царственных Страстотерпцев, видневшимися на том берегу Днепра. Я наслаждалась необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

У церкви Царственных Страстотерпцев крестоходцев встретили множество прихожан: взрослые и дети с иконами, лампадками, горящими свечами. На их лицах – нескрываемая радость! Гостеприимно, с любовью встретил участников Крестного хода настоятель церкви, протоиерей Сергей Белоус. Народ Божий горячо молился «единым сердцем, едиными устами» Господу, Пресвятой Богородице, Святым Царственным страстотерпцам, Всем Святым, коленопреклонно умоляя даровать мир городу нашему, сохранить в чистоте веру, Православную Церковь, помиловать народ за отступления в вере, укрепить, вразумить, умудрить.

И снова многие могилевчане пополнили ряды крестного хода. По улицам Могилева шли сотни участников шествия во славу Божию, за здоровье наших детей, за укрепление семьи: женщины и мужчины, бабушки с тросточками и дети – все дружно пели Иисусову молитву, и незримо освящались улицы нашего древнего православного многострадального города призыванием Святого имени Божия. Крестный ход от храма шествовал далее по улицам Ленинской, Пионерской, по территории Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи (возможно, кого-то из их пациентов молитва верующих смогла удержать от рокового шага), направляясь к Трехсвятительскому собору.

Трудно выдержать на заснеженном пути строгий и чёткий ритм крестного хода. Всматриваясь в лица людей, я пыталась уловить их настроение. В колонне много детей. Дети разные: от младенцев, которых несут на руках, до подростков, идущих рука об руку со взрослыми. И это делает крестный ход таким светлым и радостным! Не удержавшись, я угостила печенюшкой девочку, бережно прижимающую к груди обернутую целлофаном бумажную иконку на шнурочке. Рядом шествовал сосредоточенный седовласый мужчина-старец, ну точь в точь как на картине Михаила Нестерова «Пустынник». Я робко улыбнулась ему, а он засветился радостью.

Среди крестоходцев – люди разного возраста и профессий из Могилева и Рогачева, Гомеля. «Мы часто приезжаем в Могилев на крестный ход», – делятся со мной гомельчанки. Видя моё удивление, крестоходец со стажем Олег поясняет: «Господь ценит наши усилия». Олег уверен: «Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия, когда ноет спина, болят ноги, кажется, совсем обессилел. Именно за молитвенный труд, отвержение своей воли, послушание, терпение и смирение, крепкую веру Господь дает человеку возможность испросить, вымолить то, что полезно душе.

«Сила моя в немощи совершается», – говорит Господь каждому из нас. В одной из книг я прочитала, что за участие в крестном ходе, за покаяние, терпение во славу Божию страданий и скорбей милостивый Господь Вседержитель прощает многие грехи.

Иерей Владимир Котов, руководитель Центра защиты материнства и семейных ценностей Могилёвской епархии, многодетный отец, сокрушается, что сегодня, когда аборт узаконен государством и вкоренился в сознание людей как норма, противостоять ему, изменить мышление и сердца людей невозможно без помощи Божьей. Поэтому так важна соборная молитва в борьбе за жизнь. «Это традиция нашего православного народа – в трудностях и тягостях в крестном ходе просить Бога о помощи», – говорит батюшка.

Увидев в колонне знакомую женщину из Шклова, я невольно вспомнила историю её нелегкой жизни. Заботливо поддерживаемая больным сыном-подростком она шла спорным шагом и несла самодельный плакат с просьбой не губить своих детей. Они приезжают не первый раз, для них крестный ход всегда покаянный. Потому что был у них в роду человек, который в свое время принимал участие в разрушении храмов. Но ведь кто-то должен молиться и об упокоении душ тех, кто в советские времена был гонителем веры, а не ее исповедником? Вот и молятся о нём мать и сын, видевший предка только на старой фотографии, — ибо не ведал он, что творил.

Не правы те, кто писал в интернете, что во время крестного хода у многих были суровые лица! Так и хочется сказать: «Будьте внимательны в следующий раз! Несмотря на усталость, у крестоходцев всегда радостные лица! Они понимают, что крестный ход – это преддверие рая на земле. А для того, чтобы понять, что такое крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз, будет стремиться пройти еще и еще…»

И мечтается мне, что в наш век научно-технического прогресса можно уже испробовать не совсем каноническую форму проведения крестного хода: группой священников с Могилево-Братской иконой облететь на самолете город наш, славный Могилев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector