2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чудо благодатного огня

Благодатный иерусалимский огонь: чудо или мистификация?

Долгие века, в субботу, накануне праздника Пасхи, в храм Гроба Господня сходит Благодатный огонь. Храм озаряется всполохами, повергая в восторг верующих и священнослужителей, и мистический огонь некоторое время имеет удивительное свойство не обжигать. Как появляется этот огонь? Неужели и на самом деле, в Иерусалиме ежегодно происходит чудо?

Разумеется, разочарование — это всегда плохо, но пора бы уже узнать правду. Мы не станем углубляться в научную сторону вопроса и оперировать сложными для понимания законами физики и химии. Чтобы быть объективными, обратимся к самим священнослужителям, которые, как оказалось, сами раскрывают тысячелетний секрет Благодатного огня.

Вот что пишет по этому вопросу епископ Порфирий (Успенский), являющийся, вне всякого сомнения, компетентным человеком:

Как вы понимаете, дело принимало серьезный оборот и требовало ответственного решения. Чтобы обсудить ситуацию собрались наместник петроаравийский Мисаил, назаретский митрополит Даниил и филадельфийский епископ Дионисий.

Досконально технологию появления огня в Кувуклии знал лишь Мисаил, поэтому к нему и были обращены все вопросы. Священнослужитель признался коллегам, что огонь не имеет божественного происхождения, а зажигается от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, расположенной у самого Гроба Господня.

Даже в том случае, если кто-то посторонний попадет в помещение, найти источник огня ему не удастся, так как он надежно скрыт в нише за образом. Где находится лампада, от которой возжигают священный огонь, знает лишь Мисаил и его приближенные, и именно они и дарят людям пасхальное «чудо».

Однако, признаваться в подлоге, происходящем из года в год много веков, было нельзя и церковные патриархи приняли решение смиренно просить египетского пашу Ибрагима не вмешиваться в христианские вопросы. В качестве переговорщика к скептически настроенному восточному монарху направили драгомана Святогробской обители.

Во время беседы хитрый посредник разбавил религиозные аспекты вполне мирскими. Он сообщил паше, что его светлость не получит никакой пользы от громкого разоблачения мистификации. Напротив, российский государь Николай будет весьма раздосадован таким поворотом дела, что может отразиться на политической обстановке.

Ибрагим-паша, выслушав драгомана, махнул рукой и отказался от своей не слишком удачной для всех идеи. Однако после этого случая святогробское духовенство всех конфессий больше не верит в чудотворное происхождение огня. Встретившись повторно, Мисаил, Даниил и Дионисий стали держать совет о том, как быть далее и не стоит ли сообщить всем о подлоге.

Ибрагим-паша (1789 — 1848)

Слово взял митрополит Даниил, который рассудил так, что оповещать верующих о рукотворном происхождении огня не стоит, так как это вредно и опасно. По его мнению, Господь, допускавший благочестивую ложь столько времени, сам устроит все так, как нужно. В то же время если сообщить христианам о лжи, в которую верили многие поколения, то их могут растерзать верующие прямо у храма.

После этого было решено оповестить о случае с Ибрагим-пашой патриарха Афанасия, находившегося в Царьграде.

Заметьте, что о потере веры в Благодатный огонь святогробским духовенством говорит не иноверец и не человек светский, а священнослужитель, имеющий высокий сан. Чудо, которым радуют христиан всего мира, существует лишь потому, что его существование выгодно как христианскому духовенству, так и иудеям с мусульманами.

Благодатный огонь привлекает массу верующих и вынуждает их оставлять огромную сумму в Иерусалиме. Также в последние пару столетий играет роль также и международный престиж. В связи с этим стоит лишь выразить долю сомнения в божественном происхождении огня, как сразу же со всех сторон сыпятся обвинения в разжигании религиозной розни и притеснениях.

Кстати, египетский паша Ибрагим не первый из иноверцев, кто засомневался в пасхальном чуде. Арабский историк Ал-Джаубари в своих записях, датированных еще 1242 годом, сообщает:

Доходы, приносимые храмом Гроба Господнего всем жителям Иерусалима, были поистине огромными. Как это ни странно звучит, но еще столетие назад праздник Пасхи с нетерпением ожидали не только христиане города, но и вообще все его жители, независимо от вероисповедания и убеждения. Можно было с уверенностью говорить о том, что Иерусалим кормится дарами верующих, стекающихся по праздникам сюда со всего мира.

Таким образом, как это ни прискорбно констатировать, но чудес не бывает и то, что происходит в главном христианском храме — это не более чем красивый религиозный обряд. Но, как сказал некогда митрополит Ленинградский Григорий — «Не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!».

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Чудо, проверенное временем: тайна схождения Благодатного огня

Больше двух тысяч лет христиане становятся свидетелями волшебства

Ежегодно в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит чудо — схождение Благодатного огня. Православные по всему миру ожидают, что в этом году благодатный свет явит себя миру в субботу, 27 апреля. ТВЦ.RU попытался постичь тайну этого необъяснимого явления.

Испокон веков тысячи паломников стекаются к Храму Гроба Господня, чтобы стать свидетелями величайшего чуда. Вынос Святого Света из гробницы, где, согласно Евангелию, был погребен распятый Иисус Христос, символизирует воскрешение Сына Божьего. В конечном счете это означает торжество жизни над смертью.

Как это происходит?

Утром в Великую субботу Кувуклию тщательно осматривают и опечатывают. Примерно в полдень процессия во главе с Иерусалимским Патриархом входит в храм и трижды обходит часовню, возведенную над Гробом Господним. Со всех сторон раздаются крики «Аксиос!», что значит «Достоин». У входа в Кувуклию Патриарха обыскивают, воспроизводя действия жандармов во время турецкого владычества над Иерусалимом. Предстоятель Церкви в одном длинном хитоне, держа в руках 33 свечи, входит в часовню. Двери за ним закрывают и опечатывают.

Затем Патриарх и паломники молят Бога о ниспослании Святого огня. Это очень напряженный и торжественный момент, в течение которого верующие надеются на чудо и вместе с тем боятся остаться без ответа от Всевышнего. Без пасхального огня, уверены православные, нас неизбежно ждет конец света…

В период с 13 до 15 часов дня происходит нечто необъяснимое. На мраморной плите гроба возникают сгустки энергии, искрящиеся и сияющие голубым цветом . Люди называют это огненной росой. Патриарх прикасается к ней ваткой, которая мгновенно воспламеняется. Первые минуты этот таинственный огонь не обжигает и не может навредить. Священнослужитель зажигает лампаду и 33 свечи, выносит их из часовни и передает народу. Люди кричат, поют, смеются и плачут. Если несколько минут назад храм находился во мраке, то теперь его освещают сотни свечей.

На этой загадочной церемонии присутствуют священнослужители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей. Службу показывают в прямом эфире во многих странах мира, в том числе в России.

Первый свидетель чуда

Считается, что первым человеком, ставшим свидетелем схождения Благодатного огня, был апостол Петр, который узнал о воскрешении Христа и пришел к его гробнице. Вместо тела своего учителя он увидел небесный свет. С тех пор прошло больше двух тысяч лет, а Святой Свет по-прежнему ежегодно нисходит на Гроб Господень.

Первые письменные свидетельства об этом явлении относятся к IX веку. В Средние века паломники рассказывали, что чудо схождения пасхального огня происходило в пустом храме. Лампады над Гробом Христа просто зажигались сами собой. Патриарх и верующие в этот момент находились за храмовыми воротами.

Огонь в России

Благодатный огонь доставляют в Россию и другие страны специальными авиарейсами. В этом году за огнем на Святую землю отправится делегация Фонда Андрея Первозванного. В нее входят 100 человек, в том числе вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова, ректор Московской консерватории Александр Соколов и архиепископ Егорьевский Матфей. Они привезут святыню в особых лампадах наподобие тех «фонарей», в которых доставляют Олимпийских огонь. Вечером в субботу, 27 апреля, пасхальный огонь окажется в храме Христа Спасителя в Москве, а также во многих приходах РПЦ по всей стране.

Скептики

Примечательно, что Католическая церковь отказывается признавать чудесный характер схождения Благодатного огня. Еще в 1238 году папа римский Григорий IX писал, что огонь не сходит с небес.

Скептики попадаются и среди православных христиан. Так, например, в середине прошлого века профессор Ленинградской духовной Академии Николай Успенский критиковал представления о чудесном схождении Благодатного огня. По его мнению, Патриарх зажигает 33 свечи от скрытой лампады, свет от которой не проникает за пределы Кувуклии. Тем не менее он считал этот огонь священным, поскольку его получают в священном месте.

Армянская апостольская церковь тоже отрицает сверхъестественные свойства света и утверждает, что Патриарх и армянский архимандрит зажигают свечи от неугасимой лампады. В марте 2018 года священник Самуэль Агоян рассказал, что он три раза видел, как патриархи зажигают свечи от масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — сказал Агоян.

В 2008 году заведующий Лабораторией ионных систем Курчатовского института, кандидат физико-математических наук Андрей Волков создал аппаратуру, которая позволила ему зафиксировать достаточно мощные электрические разряды во время схождения Благодатного огня. По его словам, свечи в храме загораются из-за этих разрядов.

«Источник накопления электрического потенциала большой мощности достоверно неизвестен. — писал Волков. — В качестве возможной предварительной гипотезы укажем, что во время проведения измерений был отмечен хорошо различимый звуковой резонанс при исполнении песнопений и хоровых молитв, особенно сильный при исполнении песнопений христианами арабского происхождения. Подобный резонанс может вызывать пьезоэлектрический эффект и приводить к возникновению существенного электрического потенциала».

Что бы ни утверждали скептики, факт остается фактом: схождение Благодатного огня было, есть и будет уникальным явлением, которое имеет огромное значение для всего христианского мира.

Чудо Благодатного огня

В последнее десятилетие Великим Постом, когда православные пребывают в тихом молитвенном состоянии, готовясь к встрече Светлого праздника Христовой Пасхи, со стороны воинствующих атеистов, досужих сплетников и скептиков, ревнующих к доказательству истинности Православной веры с её церковным календарём, стала прицельно вбрасываться «информация» для разжигания споров, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме появляется Благодатный огонь: чудесным ли образом с Небес или с помощью неких мифических пиротехнических «фокусов» — от «зажигалки» в кармане Греческого Иерусалимского Патриарха Феофила, от спрятанной за иконой в Кувуклии таинственной лампады, от специально смазанных «белым фосфором» пучков стеариновых свеч.

Все эти попытки скомпрометировать веру в Чудо схождения Святого Света, очевидцами которого благодаря телевидению ежегодно становятся миллионы людей по всему миру, отсылают нас к недоброй памяти массированным демаршам большевистских «союзов безбожников» и идейной борьбе с религией коммунистических кафедр «научного атеизма».

Сегодня, в Великую Субботу, в преддверии Светлого праздника Пасхи, по молитвам Иерусалимского Патриарха и десятков тысяч верующих, собравшихся как в храме Воскресения Христова, так и на подступах к нему, человечеству вновь будет явлен Святой Нетварный Огонь, исходящий от Гроба Господня, — подобный тому, который увидел на горе Синай великий Ветхозаветный пророк и законоположник Моисей в образе Неопалимой Купины и который поразил трёх ближайших учеников Иисуса Христа в Евангельском «Свете без пламени» при Преображении Господнем на горе Фавор.

Хочу поделиться воспоминаниями о личном опыте участия в ежегодном Знамении милости Божией в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале апреля 2004 года на Страстной неделе я впервые совершила десятидневное паломничество в Святую Землю.

В тот год совпали православная и католическая Пасхи, предваряемые иудейским Песахом, который праздновался, начиная с Великой Среды. Политическая обстановка в Святой Земле была невероятно напряжённой. Ясиру Арафату оставалось жить всего семь месяцев. А спустя ещё год будет госпитализирован с обширным инсультом и впадёт в многолетнюю кому Ариэль Шарон.

Повсюду в Иерусалиме и его окрестностях мы встречали израильские военные патрули, останавливающие и обыскивающие подозрительных арабов. Так, при въезде на паломническом автобусе в Вифлеем мы стали свидетелями унизительного досмотра группы палестинцев, включая ребёнка лет семи.

Читать еще:  Поделки к пасхе из бумаги

В Великий Пяток после совершённого Патриархом Иерусалимским Иринеем чина Погребения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа многочисленные паломники по его благословению остались в храме — монументальном комплексе зданий, объединяющем под одной кровлей все Святые места, связанные с Распятием, Миропомазанием, Погребением и Воскресением Христовым и помнящем святую Елену Равноапостольную, Константина Великого, Византийских патриархов и императоров, участников Крестовых походов. Мы собирались провести здесь всю ночь в ожидании Литургии Великой Субботы и последующего схождения Благодатного Огня. Со слов бывалых паломников, многие годы действовал нерушимый порядок: люди, решившиеся заночевать в храме, гарантировали себе участие в чаемых всеми завтрашних событиях.

Однако в 3 часа ночи, в нарушение Патриаршего благословения и попирая устоявшуюся практику, полицейские начали «зачищать» от верующих все помещения, могущие служить им приютом. Люди прятались за колоннами, под лавками, в «карманах» и «закутках», коими изобилует древний храм. Но все без исключения были найдены с помощью тепловизиров и, несмотря на отчаянное сопротивление, выведены за церковные стены.

Мы провели остаток ночи в нашей паломнической гостинице в арабской части Старого города, куда добрались на такси, и уже с рассветом стали искать пути, ведущие к Храму. Но все они оказались перекрыты. Один из двух бывших с нами в паломнической группе священников, иеромонах Роман, побывавший накануне поездки в Святую Землю на Афоне и догадавшийся надеть привезённую оттуда греческую камилавку, был признан проходившими мимо афонскими монахами за своего и пристроился к их группе. И труднице Ирине из подмосковного монастыря повезло — она примкнула к стайке католических монахинь, которым также был дан «зелёный свет».

После многочасовых метаний по улочкам и площадям, окружающим храм Гроба Господня, с четырьмя десятками паломников во главе с пожилым священником из Волгограда отцом Василием и его матушкой, мы, наконец, вышли к главному КПП, через который проходили только те, кто обладал вожделенным пропуском, выписанным в главном полицейском участке Иерусалима.

Я вспомнила, что со мной были «корочки»: удостоверение Visiting Scholar Гарвардского университета (в то время я уже третий год вела исследования в американских архивах по истории 18-ти колоколов Данилова монастыря, проданных большевиками в 1930 году в США) и билет члена Ассоциации иностранных журналистов в Нью-Йорке. Только благодаря этим «аусвайсам» я оказалась, в конце концов, в числе избранных, допущенных в храм Воскресения Христова, пусть и с некоторым опозданием.

К сожалению, у входа возникло ещё одно препятствие. Человек десять русских журналистов, среди которых оказалась и я, не пускали дальше Камня Помазания, в то время как уже слышались где-то вдалеке крики арабских парней: «Наша Вера правая, Вера Православная!». Значит, Патриарх Иерусалимский Ириней совершает Крестный ход вокруг Кувуклии и скоро войдёт в неё для обретения Благодатного огня. Стены, галереи, колонны храма, погружённого во мрак из-за потушенных свечей и лампад, периодически озарялись сиянием, блистанием, вспышками и молниями-змейками, возникавшими из ниоткуда. Перед нами была армянская «зона ответственности» — владения Армянской Апостольской Церкви, ограждаемые от посторонних шеренгой одетых в униформу армянских скаутов-подростков, проживающих в Иерусалиме.

Позади нас находилась греческая часть храма, в которую также не было доступа. Русской части, к нашему огорчению, не было, несмотря на то, что в храме множество икон в драгоценных окладах, подаренных русскими императорами, и на колокольне звучат русские колокола.

Неожиданно под погашенными лампадами Камня Помазания, на котором тайные ученики Господа Никодим и Иосиф смазывали Его тело маслами перед погребением, мой взгляд приковал огненно-белый шар, величиной чуть больше теннисного мяча, зависший на какое-то мгновение, показавшееся вечностью.

Я подумала: должно быть, какой-то фотограф делает снимок с противоположной стороны, у стены с мозаичным панно, изображающем миропомазание Христово. Но шар, словно в замедленной съёмке, разошёлся лучами и растаял, а за ним. не было никого! Это чудесное явление у Камня Помазания так на меня подействовало, что я молитвенно пала ниц к мраморному ложу Спасителя, и, возблагодарив Господа Бога и Пресвятую Богородицу, поднявшись, решительно пошла в сторону Кувуклии. Что удивительно, скауты в безмолвии расступились, пропустив меня! Через некоторое время я оглянулась, надеясь увидеть идущих за мной русских. но я была одна.

Неподалёку от Кувуклии меня поразило поведение веселящейся армянской молодёжи. Одетые в джинсы, из карманов которых небрежно выглядывали заветные белые 33-свечные пучки — по числу лет земной жизни Спасителя, девушки — простоволосые, с непокрытыми головами. О, знали бы вы, не сознающие своего ежегодного счастья присутствовать при схождении на Гроб Спасителя Святого Света, как хотели бы оказаться на вашем месте тысячи и тысячи моих соотечественников!

Но стоило мне так осуждающе помыслить, как мгновенно у стоявших рядом со мной людей, справа и слева, загорелись, словно бы сами собой, свечи. В том числе и у юных беспечных созданий в джинсах. До сих пор не понимаю, как молниеносно это могло произойти.

Всё вокруг оказалось залито огнём! А я, вроде бы такая «правильная», в длинной юбке и косынке, пребывала с торжественно воздетыми горе руками, в которых держала объёмистый пакет с четырьмя связками восковых свечей медового цвета, купленных на Фаворе, в греческом монастыре, в подарок родственникам и друзьям, и эти свечи не собирались самовозгораться. Протянула их стоявшему поблизости от меня мужчине: «Поделитесь, пожалуйста, огнём!» Сосед с готовностью откликнулся — и я обрела настоящий факел из 132 свечей!

Смотрела на него поначалу заворожённо, а потом припомнила, что в просмотренном накануне поездки документальном фильме люди бесстрашно умываются Благодатным огнём, и решительно поднесла белое сияющие пламя к лицу. И оно не только не обожгло, а поразило ощущением даже некоторого прохладного дуновения!

Я занесла правую руку в середину пламени, и оно ласково расступилось, словно бы в каком-то рисованном мультфильме, не касаясь вплотную моей ладони. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй.

Обратила внимание: пожилая женщина в длинной юбке поднесла огонь к коленям и водила по ним (хотела исцелиться от боли, мучающей её?). Я снова приблизила свои свечи к лицу — и ни волосы, ни косынка не воспламенились!

Внезапно слева от меня, как из-под земли, вырос израильский полицейский, взял за руку и с силой потянул её вниз, тщательно загасив о мраморный пол мою частицу Благодатного огня. «Сильное пламя! — прокричал он мне, недоумевающей, на ухо. — Может возникнуть пожар!» Хотя я знала, что за всю многовековую историю храма в этот день не произошло ни одного возгорания. Потом тут и там я видела протискивающихся в толпе полицейских с небольшими баллончиками красного цвета — пульверизаторами, из которых они брызгали водой на горящие длительное время в руках у людей свечи.

У Кувуклии заметила съёмочную группу российского телевидения во главе с собкором, заведующим Ближневосточного бюро РТР Сергеем Пашковым. Кто-то из журналистов поделился со мной Благодатным огнём. Я поднесла его снова к лицу — но он уже слегка пощипывал кожу на подбородке.

Ко мне подбежала радостная трудница Ирина: «Христос Воскресе!»— «Воистину Воскресе!», — отозвалась я, ликуя, и мы уже вместе стали наблюдать за пёстрым и разноязыким красочным действом — Кувуклию трижды торжественно обходил с Пасхальными песнопениями многоконфессиональный Крестный ход, состоящий из представителей Греко-Православной, Армянской апостольской, Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквей и монахов из католического Ордена францисканцев.

Незабываемое счастье — праздновать Святую Пасху на Святой Земле, в Иерусалиме. У Гроба Господня удостоиться видеть и ощущать диво дивное — схождение Нерукотворного Святого Света!

Когда я встретила на Виа Долороса остальных членов нашей паломнической группы, то услышала от них удивительный рассказ о том, что им тоже посчастливилось увидеть Чудо схождения Благодатного огня. Оказывается, не сумев попасть в храм Гроба Господня, они, ведомые отцом Василием, прошли на территорию находящейся поблизости Русской Духовной миссии в Иерусалиме и оттуда, с крыши здания, наблюдали, как крест на куполе храма Воскресения Христова в течение нескольких минут переливался, блистая всеми цветами радуги.

Святой Свет есть прообраз Христа. «Аз есмь Свет Миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать Свет животный» (Ин. 8:12), — свидетельствал Сам о Себе Иисус во дворе Храма, говоря с народом. Он приготовлял Своих учеников быть сынами Света, чтобы, когда Он вернется на Небеса, они продолжили передавать Его Свет истины и благодати всему человечеству.

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Симонова Инна Анатольевна ­ — кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Священник разоблачил главное чудо Пасхи – схождение Благодатного огня. Ему напомнили про конец света

Алена Анисимова

Чудо из масляной лампы

Благодатный огонь — одно из главных чудес для православных христиан, которое символизирует воскресение Иисуса Христа. Считается, что это нерукотворный свет, и в канун Пасхи от него зажигают свечи и лампады в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это одна из главных пасхальных церемоний, ради которой в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. И вот один из священников заявил, что нерукотворность Благодатного огня — выдумка, и ничего мистического в нем нет.

Представитель армянской патриархии в храме Гроба Господня Самуил Агоян выступил на израильском телеканале «Хадашот 2», сообщает сайт «Новости Израиля». Священник заявил, что трижды находился в Кувуклии — то есть часовне, где расположен Гроб Господень, — при зажигании Благодатного огня. Он видел, что патриархи поджигают восковые свечи от масляной лампы. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — сказал Агоян.

Эти слова возмутили представителя Коптской церкви, который в момент интервью находился неподалеку. Священник обвинил Агояна во лжи и потребовал прекратить съемку. Армянский священник парировал, что представитель Коптской церкви не может знать, как происходит схождение Благодатного огня, потому как коптцы не присутствуют на этом таинстве.

«360» пообщался с протоиреем РПЦ отцом Олегом, который объяснил, что и армяне не заходят в место, где снисходит Благодатный огонь. Они стоят лишь в притворе Ангела — у пьедестала с частью священного камня, отваленного ангелом. Представители РПЦ при зажигании Благодатного огня тоже не присутствуют.

«Вообще, чудо не является в христианстве чем-то решающим. Чудо — это костыли для сомневающихся. И есть опасность — когда люди гоняются за чудесами, то они могут добегаться: когда придет главный чудесник — Антихрист — будет огонь валить с неба», — добавил священнослужитель.

Считается, что день, когда Благодатный огонь не сойдет, станет последним для людей, которые находятся в храме. Сам храм будет разрушен. По преданию, это станет и одним из знаков приближающегося конца мира.

Скандал перед Пасхой

Русская православная церковь посчитала заявление армянского священника провокацией. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил «360», что слова Агояна — попытка устроить скандал в Пасху.

У нас вызывает глубокое сожаление то, что во время Великого поста, когда многие верующие, относящиеся к православной церкви, в России в других странах готовятся встретить великое событие Пасхи Христовой, осуществляются попытки скомпрометировать духовную традицию схождения Благодатного огня. Мы считаем, что эти попытки имеют своим последствием нарушение молитвенного строения, которое сопутствует многим верующим во время Великого поста

Протоирей храма Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин в беседе с «360» заявил, что Агоян поддался на провокацию израильского телеканала. По мнению Чаплина, многие хотят принизить значимость Благодатного огня. «Есть силы в Израиле и в мире, которые хотели бы всячески принизить схождение Благодатного огня, но, с другой стороны, не первый раз некоторые люди, которые служат или раньше служили в Иерусалиме, говорят о том, что огонь зажигается от лампады», — сказал он.

Читать еще:  Пасхальный канон слушать

Он призвал иерусалимский патриархат прокомментировать эти слухи и дать четкий ответ, откуда происходит Благодатный огонь.

Я убежден в том, что чудо совершалось многие века, но если то, что рассказал армянский клирик — правда, и то, что я слышал относительно зажигания Благодатного огня от некоторых людей, служивших в Иерусалиме — правда, то возникает очень серьезный вопрос: не отнял ли у нас Господь это чудо, видя, как мир отступает от него. Если действительно Благодатный огонь много лет не сходит, значит, с нашим миром что-то не в порядке, значит, от него отнимается Божья милость. Если чудо от нас отнято, значит, наш мир обречен

Что такое Благодатный огонь?

Схождение Благодатного огня происходит в Великую субботу в храме Гроба Господня. Это символическое изображение страстей Христовых, Погребения и Воскресения Иисуса Христа. Церемонию проводят священники Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольной церкви, представители Сирийской и Коптской церквей.

Накануне таинства все свечи и лампады в церкви гасят, а незадолго до прихода патриарха вносят главную лампаду. В ней должен разгореться Благодатный огонь и 33 свечи. Количество свечей равно возрасту Христа.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи Дмитрий Смирнов рассказал «360», как происходит таинство схождения Благодатного огня и какие события его сопровождают.

Те священники, которых я хорошо знаю, которые были там, в Великую субботу, они наблюдали такое явление: огонь появлялся в атмосфере Кувуклии в виде молний и сияний. И наблюдали самозажигание свечей. Это совсем не каждый год, но это рассказывали те, которые ездили на Пасху в Иерусалим. Огонь не просто локально был в одной точке, а по всему храму

Православные приезжают встретить Благодатный огонь со всего мира. Возле Кувуклии они вместе со священнослужителями ждут выхода патриарха с огнем. Появившись, он раздает пламя от своей свечи. Считается, что первые несколько минут огонь не обжигает и не опаляет волосы, поэтому верующие будто умываются им.

Позднее Благодатный огонь доставляют на самолете в православные страны, где его с почетом встречают и используют на пасхальной службе.

Чудо Благодатного огня

На чудо схождения Благодатного огня в храм Гроба Господня люди собираются с Великой Пятницы, многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память Великой Пятницы.

По самым скромным подсчетам, вместительность храма не менее 20–30 тысяч человек, площадь около храма и ближайшие окрестности вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и храм, и площадь перед ним, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного огня.

Так было и сто, и двести, и тысячу, и две тысячи лет назад…

Как историческая, так и современная историческая практика свидетельствуют, что при сходе Божественного огня обязательно должны присутствовать, во-первых, Патриарх Иерусалимской Православной Церкви. В 1538 г., при переходе контроля над храмом Гроба Господня от египетских султанов к турецким султанам, армянские священники договорились с турецкими властями Иерусалима о передаче права получения Благодатного огня представителю Армянской Церкви, но молитвы армянских священнослужителей не были услышаны. Православного патриарха со священнослужителями (в 1539 г.) в Великую Субботу даже не пустили в храм. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны и также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей храма, треснула, из нее вышел огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. Турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии, и с 1539 г. никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха.

Во-вторых, должны присутствовать игумен и монахи Лавры Преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта Лавра в 17 км от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря.

В-третьих, обязательно присутствуют местные православные арабы. Минут через 20–30 после опечатывания Кувуклии в храме с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге начинает песни и пляски арабская православная молодежь. Возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке, и речитативы с утверждением, что они «самый восточный, самый православный, живущий там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания огня».

Где-то к 11 часам дня Великой Субботы полностью отключается освещение храма, гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществляющие проверку представители турецкой стражи, а также израильской полиции. Затем все становятся свидетелями чудесного явления. Сначала изредка, а затем все интенсивнее и интенсивнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их интенсивность и амплитуда периодически волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы начинают возносить свои молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного огня. Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня – крестный ход от алтаря Кафоликона через весь храм с троекратным обходом Кувуклии. Арабская молодежь смолкает. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и наконец сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике. В подризнике Патриарх заходит в Кувуклию.

После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастают. Голубоватые молнии вспыхивают то сверху, под куполами вниз, то снизу вверх, под купола храма. Ливень голубоватых всполохов пронизывает все пространство храма, особенно Кувуклию во время коленопреклоненной молитвы Патриарха у трехдневного ложа Спасителя о схождении Благодатного огня. Молитва может занять 10 минут, а может и больше часа – когда как. Лица ожидающих полны волнения и ожидания. Все ожидающие пронизаны чувством сопричастности к великому событию, происходящему уже две тысячи лет. За это время успели вознестись, прославиться и погибнуть империи Римская, Аббиссидская, Византийская, Оттоманская. В обычном житейском укладе людей произошли огромные изменения, но по коленопреклоненной молитве Патриархов Иерусалимских в Великую Субботу, в ожидании огромного количества людей по-прежнему совершается это великое чудо – схождение Благодатного огня.

И наконец огонь сходит. Еще прежде чем появится Патриарх с зажженными от Благодатного огня свечами в дверях Кувуклии, свещеносцы-скороходы, принявшие Благодатный огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему храму. Передаваемый уже не от Патриаршей, а от обычных свечей, он не обжигает. В основном у каждого из присутствующих в руках по три пучка свечей и свечи из других мест Святой Земли. Когда огонь доходит до человека – в руках настоящий костер, от которого исходит сильный жар. Надо заметить, что в храме люди стоят так плотно, что был бы огонь обыкновенным, обязательно что-нибудь загорелось, ведь у каждого в руках не по одному пучку. Люди на глазах друг у друга омывают Благодатным огнем лицо. Пламя настолько обширно, что видно, как оно касается людей. Огонь буквально лижет одежды близстоящих, косынки женщин. И за всю историю схождения огня – ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Немного нужно сказать о возможности подлогов. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Представитель Армянской Церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию, остается в приделе Ангела и контролирует, видит все действия Патриарха, имея возможность вмешаться. Учитывая почти 2000-летнюю заинтересованность нехристианских участников этого великого чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей. Даже мусульмане считают необходимым принести Благодатный огонь домой, и любое рассуждение о подлоге они посчитают ложью.

Но вопрос, каким образом сходит Благодатный огонь на трехдневное ложе Спасителя, давно беспокоил и любознательных христиан. Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на крышке Святого Гроба, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» и голубоватых всполохах – молниях, предшествующих сошествию Благодатного огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного огня из мелких капель жидкости, при наличии всполохов-молний – фитиля, свечей или лампад на крышке Святого Гроба.

Грешные люди по-разному воспринимают факт сошествия Благодатного огня. Верным последователям Его Господь свидетельствует о грядущей жизни вечной в раю, ищущим и сомневающимся свидетельствует об истинности Своего воскресения, равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной – о Своем воскресении и предстоящем Страшном суде.
Практически все христианские конфессии присутствуют в храме и принимают Благодатный огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Отрицают факт сошествия Благодатного огня, как и факт воскресения Христова, только атеисты и иудеи. Именно они и распространяют, в том числе в печати, слухи о «хитростях» нечестных священников, естественно, не перечисляя ни конкретных деталей «хитростей», ни года сошествия огня. Официальные лица, проверяющие Кувуклию и обыскивающие Патриарха при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом, за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле могут подвергнуть солидному штрафу.

Благодатный Огонь: чудо или символическое появление пламени

Десятки тысяч православных верующих и любопытствующих туристов каждый год стекаются в Великую Субботу в христианскую столицу мира. Они идут пешком, едут автобусами, летят чартерами, чтобы лично присутствовать в Храме Гроба Господня при схождении Благодатного огня. И в первые мгновения после его появления умыться творящим чудеса Иерусалимским пламенем.

Древнейшее явление, которое существует вот уже два тысячелетия. Происходит схождение Благодатного огня на глазах у миллионов, но при этом до сих пор хранит тайну своего появления — что это: чудо или символ веры?

Что такое Благодатный огонь

В переводе с греческого означает Святой Свет. Именно так и называют его в Иерусалиме.

В Великую Субботу греческий патриарх и армянский архимандрит за закрытыми дверями Кувуклии (Царской усыпальницы) таинственно принимают от Господа Иерусалимский Огонь. А затем все присутствующие возжигают от него все свечи и лампады в храме и за его пределами.

Происхождение выражения и толкование

Судя по письменным источникам, впервые свидетелем появления Огня стал Апостол Петр. Узнав о воскрешении Христа, он поспешил к гробнице и обнаружил, что тела Иисуса там нет. А сама пещера освещена нерукотворным сиянием. Это и было время, когда первый раз сошел Огонь.

Историческая справка

Еще в пятом веке Иерусалимская церковь начинала свои богослужения в Страстную Субботу только после того, как являлся Вечерний Свет.

Начиная с IX письменные свидетельства в истории указывают на то, что чудо нисхождения случается после произнесения молитвы » Господи помилуй » .

«Лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом без посторонней помощи», — читаем мы в письменах паломника Бернарда Монаха (867 год).

Подобных свидетельств, оставленных в источниках за прошедшие века, множество: в летописях можно проследить ежегодное возгорание Огня на протяжении многих веков.

Читать еще:  С каким событием связан праздник пасхи

И в современном мире ежегодно в Страстную субботу весь православный мир, творя молитву, ожидает этого чуда.

Храм Гроба Господня

Считается, что он стоит на том месте, где был распят и воскрес Иисус Христос.

Несмотря на мировую известность и свою значимость в истории христианства, он удивляет своей миниатюрностью. Под одной крышей в нем находятся и Голгофа (место распятия Христа), и Кувуклия (небольшая мраморная часовня над пещерой Гроба Иисуса), и кафедральный храм Кафоклион. А также приделы (маленькие храмы) шести церквей — католической, армянской, коптской, эфиопской, сирийской и православной.

Оказавшись за воротами храма, паломники проходят по последнему пути восхождения Христа на Голгофу.

Церковная служба перед таинством схождения Огня также воспроизводит события Страстной субботы — страсти Христовы, распятие и воскрешение:

  1. При входе в церковь узкий лестничный пролет длиною 4,5 метра ведет к месту, которое было последним на пути к Голгофе.
  2. Наверху часовня, где римские солдаты раздели Спасителя, готовя его к распятию.
  3. Дальше серебряный диск — место пригвождения Бога к кресту.
  4. Камень Помазания располагается у подножия Голгофы, на нем тело Иисуса ученики Его обвили пеленами и благовониями и приготовили к погребению.
  5. И Святая Усыпальница — место захоронения Христа.

Церемония Благодатного огня

Главный собор Израиля небольшой, не вмещает всех желающих видеть чудо сошествия. Поэтому паломники и верующие собираются задолго до начала церемонии. А опоздавшие заполоняют и площадь перед зданием церкви, и узкие улочки, ведущие к ее стенам.

Праздничные богослужения начинаются утром в Великую Субботу. Причем проходят они в соответствии со строгим ритуалом.

Вход армянской делегации

В четверть девятого распахиваются двери, и в святилище заходит процессия армянского Иерусалимского патриархата.

После молитв у священных мест, она делает обход вокруг Кувуклии и перемещается к Армянскому Приделу храма Воскресения.

Подготовка Гроба Господня

Тем временем идет подготовка к запечатыванию Кувуклии. На полу в Царской Опочивальне раскладывают ватные шарики. Когда Благодатный Огонь сойдет голубой росой огней на стены и пол часовни, верховный священнослужитель зажжет от них один из ватных шариков и засветит лампаду.

Пока же здесь не должна гореть ни одна свеча: все это тщательно проверяют полицейские и иноверцы.

Ровно в 11.00 представители разных конфессий опечатывают часовню лентами и восковыми печатями.

Нарушение спокойствия

Спустя еще полчаса торжественную атмосферу собора нарушают крики и веселье арабов. Молодые люди, громко хлопая в ладоши и, сидя на плечах друг у друга, выкрикивают молитву, в которой просят даровать православным христианское чудо.

Такова традиция, и с ней никто сейчас не спорит. Впрочем, в начале XX века английский губернатор попытался запретить «дикарские» пляски. Арабов не пустили в Храм — и Благодать не сошла. Иерусалимский Патриарх, тщетно простояв на коленях два часа, распорядился впустить молодежь. После чего таинство свершилось.

Прибытие главного посредника

В полдень в церковь входит Греческий Патриарх.

В 12.30 греческая делегация трижды обходит Кувуклию. А затем на глазах у полиции и многочисленных паломников Патриарх разоблачается и остается лишь в белом подризнике, епитрахили, поясе и поручах.

Драгоман снимает печати и шнуры с двери Святого Гроба и впускает Главу Иерусалимской церкви внутрь. Смысл действа в том, что он не должен пронести с собой ко Гробу ни спичек, ни зажигалки — ничего, что помогло бы ему зажечь пламя самому. Следом за ним в мраморную часовню устремляется Армянский епископ.

Как появляется Благодатный огонь

Представитель Армянской церкви остается при входе, Греческий Патриарх проходит в центр к Ложу Спасителя. Они встают на колени и начинают читать молитвы. Обращение ко Всевышнему может продолжаться от пяти минут до нескольких часов.

Ожидание

Тем временем верующие непрерывно повторяют » Господи, помилуй! «

Согласно предсказанию, однажды из-за грехов людских Божественное Сияние не случится. Тогда Храм разрушится, а на Земле наступит конец света. Когда это произойдет — не известно. Но каждый раз вот уже 2000 лет, собираясь на предпасхальную службу в Храм Гроба Господня, священнослужители и паломники совершают Таинство Причастия.

Прохождение во время службы всех этапов вслед за Христом, от Распятия до Воскресения; ожидание возможного конца и новое рождение в момент возгорания Огня — все это создает в Храме особую атмосферу. Кто-то плачет, кто-то полностью погружен в себя, кто-то неистово молится.

Схождение

Наконец — в церкви вспыхивают сполохи, над Кувуклией возникает столб света — и вот внутри, где молится Греческий Патриарх, загорается Благодатный Огонь.

В Храме раздается колокольный звон. Молящиеся радуются, обнимаются и счастливо плачут — Святой Свет сошел и в этот раз, впереди — год счастливой жизни.

Выход Огня

Озарив Кувуклию, Огонь выбирается в храм.

Все происходит поэтапно из года в год:

  1. Сначала Греческий Патриарх возжигает от него лампаду.
  2. Затем — пучок свечей (33 по возрасту Иисуса Христа).
  3. Армянский Архимандрит также подносит свечи к лампаде, и оба представителя высшего духовенства передают Свет своей пастве.
  4. Грекам — Патриарх через северное окно, армянам — Архимандрит через южное.
  5. Скороходы разносят Огонь по Храму.
  6. В это время в Кувуклию входят представители Коптской и Сирийской Православных Церквей, где и они возжигают свои свечи.
  7. Первым из Кувуклии выходит уставший и обессиленный всепоглощающей молитвой греческий патриарх, за ним архимандрит, которого верующие на руках несут в Армянский Придел церкви.

Чудесные свойства

В первые минуты после своего схождения пламя Иерусалимского огня не обжигает, и сотни паломников, совершая многовековой обряд, умываются им. Верующие приводят многочисленные случаи исцеления больных, случавшихся прямо во время огненного омовения.

Температурную аномалию зафиксировал глава объединения православных ученых протоирей Геннадий Заридзе, замерив ее с помощью пирометра. В первые минуты горения прибор показал всего 40 градусов. Спустя 15 минут температура пламени повысилась до 320 градусов.

Как принести домой

После окончания церемонии, засветив свои лампады, верующие покидают церковь. Кто-то идет в свой дом, находящийся в окрестностях храма. А кто-то отправится в далекую страну, где его возвращения со Святым Светом ждут представители высшего духовенства и соотечественники. Весь огонь, зажженный от главного источника, считается теперь Божественным.

Прихожане с трепетом и почтением встречают Иерусалимский огонь на родине:

  • в России;
  • Белоруссии;
  • Греции;
  • Грузии;
  • Египте;
  • в Румынии;
  • Молдавии;
  • в Ливане;
  • Польше;
  • Болгарии;
  • Сирии;
  • на Кипре;
  • на Украине.

Встречающие также будут зажигать свои лампады прямо в аэропорту или в храмах и разносить их по домам. Так Иерусалимское чудо растекается в Пасху по самым дальним уголкам Земли.

Сколько должен гореть Огонь? В храмах Свет хранят вплоть до следующего года, пока в Священную Субботу вновь не произойдет схождение. В дома же верующие его приносят, чтобы с молитвой очистить жилище от болезней и злых духов, и стараются не гасить всю Пасхальную неделю.

Когда Свет не являлся

Бывали в истории случаи несхождения Огня.

Изгнание православных из Храма Гроба Господня

В первый раз это произошло в 1101 году. Тогда, в результате раскола Римской и Византийской церквей, католики признали православных христиан еретиками и изгнали их из церкви Гроба Господня.

А в Великую Субботу святой огонь не сошел до тех пор, пока православных не позвали для участия в обряде.

Попытка замены Иерусалимского Патриарха Армянским

Во второй раз это случилось в 1579 году. Армянские священники договорились со вновь назначенным мэром, что таинство совершит представитель Армянской церкви, а не Православный Патриарх.

В Иерусалим съехалась вся армянская паства. И в Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV не пустили в собор. Он стоял и молился перед закрытыми дверьми Храма. Но сколько ни молились Армянские священнослужители, чуда так и не произошло.

Внезапно послышался грохот — это треснула колонна у ворот церкви, из нее вышло пламя и зажгло связку свечей в руках у Иерусалимского Патриарха. Трещину и опаленную Огнем колонну до сих пор можно видеть слева от входа в святилище. Паломники оставляют в ней записки, обращенные с мольбами ко Господу.

В тот год турецкое начальство вынесло вердикт: отныне представитель армянской церкви будет лишь сопровождать православного священника, а сам принимать Свет не сможет.

Тайна чуда Святого огня

Чудо схождения вызывает бесконечные споры. Православные уверены: Огонь из года в год появляется с небес.

Скептики же считают, что все это — одна большая выдумка, которая существует для поддержания символа веры. По их мнению, огонь для возжигания патриарх берет либо из стоящей за мраморной иконой лампады. Либо возгорание случается в результате химической реакции заготовленных заранее веществ. Причем вариантов возможных взаимодействий приводится несколько. Допускают они и воздействие электрического разряда, тоже никак не связанного с Божественным происхождением.

Что касается температуры первых минут горения, у скептиков и на это имеется разоблачение: многие эфиры органических и неорганических кислот имеют холодный огонь. В пламени эфира можно спокойно держать руку, так как он не только не обжигает, но и не греет. Так что созданный искусственным путем огонь как раз и будет обладать такими свойствами.

Правда тут есть одно «но»: холодным пламенем горит в первые минуты не только лампада, но и все зажженные от нее свечи. А они отношения к эфиру не имеют.

Трижды присутствовавший в кувуклии во время зажжения Огня представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что » видел, как патриарх зажигает свечи от масляной лампы » . » Бог творит чудеса, но не на потеху людям » , — высказался он. И все же таинство схождения доступно лишь главе греческой церкви, он один находится у Ложа Христа.

Не признает божественной природы огня и католическая церковь. Однако до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима она принимала участие в предпасхальной церемонии. В 1283 году папа Римский Григорий IX выступил против того, чтобы видеть в обряде схождения чудо.

Научное объяснение

А как все обстоит на самом деле? Суть явления пытаются постичь ученые.

Они констатитруют — огонь в естественных условиях возникает в трех случаях:

  • выход масс магмы;
  • электрический разряд;
  • самовоспламенение газа.

Физикам интересно само явление: если оно существует, тот как зарождается и каким образом проявляет себя.

Кандидат физико-математических наук Андрей Волков в 2008 году в течение 6 часов замерял с помощью приборов электро-магнитные колебания. Он обнаружил три явных всплеска в электро-магнитном спектре излучения. Радиоимпульс фиксировался в районе Кувуклии в момент, когда она осветилась Светом. Ученый сравнил силу колебаний с пьезоэффектом и сделал вывод, что искусственно создать их невозможно. Правда, не исключил, что резонанс мог возникнуть при исполнении звучавшего в Храме песнопения.

Других приборных исследований явления пока не проводилось.

Символизм

Безусловно, действо пропитано глубоким символизмом. И вполне возможно, что за обрядом стоят лишь хранящиеся в веках слова священнописаний и вера священнослужителей и прихожан.

Все это можно отнести к традиционным церковным ритуалам:

  1. 40-дневный пост и причащение перед церемонией.
  2. Субботняя служба, которая от первого до последнего мгновения изображает страсти Распятия, Погребения и Воскрешения Христа.
  3. Вынос из Гроба « Света Истинного» означает начало новой осознанной жизни.

Богослов протодиакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос о том, правда или вымысел возникновение Божественного Огня, сказал: «Е сть чудо Крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня » .

Тем самым, он не подтвердил схождение огня, но объяснил, что суть веры гораздо глубже любых символов.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector