1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм в кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашах

ГЛАВНОЕ

  • Первый деревянный храм на этом месте был возведен в XV веке. Нынешняя церковь была построена в 1687 ‒ 1695 гг.
  • Церковь в Кадашах относится к стилю нарышкинского барокко: красный кирпичный храм, обильно украшенный белым резным декором.
  • На южной стене церкви сохранились солнечные часы. Росписи храма выполнены мастерами Оружейной палаты.
  • На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода».
  • Церковь расположена в Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, сохранилось множество других памятников.

Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших не только в районе Замоскворечья, но и во всей Москве. Несмотря на сложную историческую судьбу, этот великолепный храм, построенный в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века, сохранился до наших дней. Сейчас в рамках комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни, а также церковь в честь преподобного Иова Почаевского, где хранится частица его мощей. На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество.

Сам район Замоскворечье – один из древнейших районов города. Среди исторической застройки встречается много памятников архитектуры XVII ‒ XIX веков. Здесь также расположено много музеев, кафе, а многие улицы прекрасно обустроены для пеших и велосипедных прогулок.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности «Кадаши», по преданию, произошло от основного вида деятельности, которой были заняты жители слободы, – изготовления кадей, то есть бочек. В кадашевской слободе было пять храмов, но церковь Воскресения оставалась среди них главной. Этому способствовало удачное местоположение церкви между улицами Ордынка и Полянка – старыми дорогами, ведущими на юг. Напротив храма на другом берегу Москвы-реки стоит Кремль.

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церков ь в Кадашах относится к так называемому стилю нарышкинского, или московского, барокко. Это направление архитектуры было свойственно Москве конца XVII в. Красный кирпичный храм обильно украшен белым резным декором: это и наличники окон, и оформление порталов, и другие элементы. По своему устройству храм представляет типичный пример приходской церкви XVII века, увенчанной изящным пятиглавием куполов. Редкая интересная деталь – на южной стене церкви сохранились солнечные часы. Внутри храм украшали роскошный резной деревянный иконостас и стенные росписи, выполненные мастерами Оружейной палаты.

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Возрождение храма

Храм в Кадашах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Тогда было разграблено имущество прихода, а в церкви французскими солдатами были устроены конюшни. Следующим непростым этапом в истории Кадашевской церкви стало советское время: с 1934 года прекратились богослужения, а храм закрыли. Однако очевидное культурно-историческое значение здания спасло храм от сноса: в конце 1940-х годов началась реставрация, а в 1966 году храм передали научно-реставрационному центру им. Грабаря (ВХНРЦ).

В 1990-е годы начинается новый период для Кадашей. Поскольку главное здание храма Воскресения тогда было заня то центром Грабаря, настоятель получил благословение на создание храма преподобного Иова Почаевского. Этот миниатюрный храм был оборудован во дворе храма Воскресения в здании бывшего каретного сарая и является единственным храм в Москве с посвящением преподобному Иову. В Кадашах хранится икона XVII века с его образом и частицей мощей. А в 2006 году конфликт с реставрационными мастерскими закончился: главный храм Воскресения был официально возвращен Русской Православной Церкви.

Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни (в честь святых Царственных Мучеников и Почаевской Иконы Божией Матери), а также церковь в честь Иова Почаевского. На базе прихода создан краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество, проводятся регулярные экскурсии и научно-практические конференции «Кадашевские чтения», посвященные проблемам сохранения культурного наследия.

В Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, рядом с церковью Воскресения в Кадашах сохранилось множество других памятников архитектуры. В пяти минутах ходьбы от церкви находится Государственная Третьяковская галерея. Пешком можно также дойти до Красной площади и Кремля, прогуляться по живописным историческим улицам – Пятницкой, Большой Ордынке. Кроме культурных достопримечательностей, в этом районе расположено много ресторанов и кафе на любой вкус.

Храм в кадашах

2 февраля (воскресенье), 15-30

Межприходское Православное Историко-Краеведческое Общество (МПИКО)

Литературный вечер

Фрагменты из поэтического переложения «Слова о полку Игореве» Александра Астафьева.

«Слово» в современной русской культуре: проблема подлинности, поэтического перевода.
Язык «Слова».

Тёмные места, попытки расшифровки.

Герои «Слова». Кто они в свете современных исторических знаний.
Интерактивное обсуждение.

Библиотека № 124 (м. «Автозаводская», Велозаводская ул., д. 11/1).

Братья и сестры! В связи с реорганизацией Банка «Открытие» 17 декабря в нашем храме снова изменились банковские реквизиты!

р/с 40703810895020022807,
к/с 30101810945250000297

Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва.

Всем, кто хочет оказывать нашему храму благотворительную

помощь на оплату коммунальных расходов, на реставрацию

живописи, воссоздание иконостасов, интерьеров храма, на

издание журнала «Мир Божий» или Сборника «Кадашевские

чтения», на помощь и поддержку малоимущим и многодетным

семьям, тяжелобольным и просто нуждающимся людям, просьба

перечислять средства по вышеуказанным реквизитам, а также

Яндекс Кошелёк №410011339674499

или на карту Сбербанка социальной службы прихода

№ 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru

Благодарим всех, кто отзывается на наши призывы о помощи,

кто периодически оказывает материальную поддержку приходу.

Мы всегда молимся о вас Всемилостивому Богу, а Господь

всегда воздает сторицей от сердца помогающим храмам Божиим

Да благословит всех вас Господь!

На нашем сайте есть рубрика Стихия, которая периодически обновляется. Приглашаем посетить эту рубрику

Дорогие братья и сестры! Мы надеемся на вашу помощь в благоустройстве недавно отреставрированного первого этажа нашего Храма с главным приделом в честь Успения Божией Матери и двумя боковыми приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в честь святителя и чудотворца Николая

Там необходимо установить иконостасы, обустроить весь интерьер на первом и втором этажах, а также нам необходимо найти средства для написания икон на все иконостасы.

Кроме того, практически готов к Богослужению храм в честь преподобного Иова Почаевского — единственный храм в Москве, посвященный этому великому святому Юго-Западной Руси. Он расположен с южной стороны нашего большого Храма. И здесь возникает та же проблема: отсутствие иконостаса, живописи, интерьера.

Наш с вами Храм строился силами благочестивых купцов в XVII веке. Так поможем же и мы всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.

Да поможет Всемилостивый Господь Бог всем людям, жертвующим храмам Божиим, труждающимся и служащим в Церкви Господней!

Пожертвования можно перечислить следующими удобными вам способами:

Перечислить на счет храма, который есть на этом сайте в разделе «Помочь храму»

или опустить в церковную «кружку» в храме.

Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк №410011339674499 или

на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232.

Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal

Обратите внимание, у нас изменился банк –

Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва.

к/с 30101810945250000297, ИНН/КПП 7706050630/770601001 БИК 044525297

По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27

Нижний храм в честь Успения Божией Матери

Храм в честь преп. Иова Почаевского

Храм в честь преп. Иова. Внутренний вид

В нашем храме изменились банковские реквизиты!

Филиал Московский №2 ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва.

№ 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru

Межприходское Православное Историко-Краеведческое Общество (МПИКО) приглашает на экскурсии

7 декабря (суббота), 9-00.
Экскурсия «Деденево и Дмитров».
Экскурсовод А.Е.Астафьев.

Приглашаем на открытие выставки календарей «Храмы и монастыри юга Москвы» из личного собрания Владимира Романова 7 декабря, в субботу, в 13-00.
Библиотека № 124, м. «Автозаводская» . 1-й вагон из центра, ул. Велозаводская, д. 11/1 . Выставка будет открыта до 1 февраля 2020 г.
Там же 8 декабря, в воскресенье, в 16-00 состоится авторский вечер поэта Георгия Боровикова.

Приглашаем на экскурсию по музею «Советский Союз: вера и люди» при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках ( Крапивенский пер., д. 4 ) 14 декабря, в субботу, в 13-00 и в 14-00. Записаться можно будет на «Кадашевских чтениях».

Приглашаем посетить
Заседание Межприходского Православного Историко-Краеведческого Общества (МПИКО),
которое состоится в воскресенье, 22 декабря, в храме Воскресения Христова в Кадашах.
Начало: в 14-00.
По окончании заседания в гостиной домика священника состоится чаепитие (просьба принести что-нибудь к чаю).
Вход свободный. Приглашаются все желающие

Напоминаем вам, что в нашем храме проводятся огласительные беседы перед совершением Таинства Крещения по средам в 19 часов.

Всем, кто собирается записаться на оглашение, просьба заранее созвониться по телефону: 8(495) 953-13-19

Вышел из печати 23-й том «Кадашёвских чтений»

Уважаемые участники конференции, чьи доклады опубликованы в данном сборнике, могут получить авторский экземпляр в храме Воскресения Христова в Кадашах. Сборник можно приобрести в храме за свечным ящиком.

В наш храм чудесным образом пришли мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, который в 1934 году был священником в нашем храме и при котором храм был закрыт безбожной властью, а святой Гавриил арестован во время Божественной Литургии в день Преображения Господня.

Настоятель храма отец Александр благословил написание большой иконы преподобного Гавриила для вложения в нее святых мощей.

Поэтому, мы объявляем сбор пожертвований на эту икону.

Пожертвования можно опустить в специальную кружку в храме или перечислить на ЯндексКошелек

О незаконном уничтожении «дома дьякона»

По благословению настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах набирается группа добровольцев для интересной и познавательной работы на территории Храма.В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании.

В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании. Специального опыта не требуется, так как за процессом раскопок следит опытный археолог. Поэтому будет интересно! Для желающих принять участие в этой работе контактный телефон: +79175718020 Лидия Александровна.

Все обретенные предметы будут переданы в музей «Кадашевская слобода»

Храм в кадашах

Протоиерей Александр Салтыков: Мы должны молиться святым Киевской Руси
Протоиерей Александр Салтыков | 12 октября 2018 г.

Читать еще:  Пасхальные молитвы слушать

Над единством Русской Церкви, да и Вселенского Православия в целом, нависла угроза со стороны Константинопольского патриарха, Показать полностью… снявшего анафему, признанную в свое время им самим, с Филарета Денисенко главы так называемого «Киевского патриархата», его единомышленников и других раскольников. Одной из причин возникновения этой угрозы в том, что мы перестали молиться святым Киевской Руси. Возродить общерусское почитание святых Древней Руси призывает настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах декан ФЦХ ПСТГУ протоиерей Александр САЛТЫКОВ.

Происходящее на Украине сейчас является моделью того, что будет происходить с человечеством в будущем. Анализируя эту ситуацию, мы лучше понимаем, к чему ведет история. А ведет она к пришествию антихриста, за которым последует конец света, Второе пришествие Самого Христа, и Страшный суд. Каждый знает, что антихрист придет, изображая якобы Христа. При чем же здесь «демократическая» Украина? При том, что на Украине сегодня происходят события, неслыханные даже в самые мрачные периоды малороссийской истории, когда под властью Польши там насильственно насаждалась уния.

11 октября Синод Константинопольской церкви во главе с патриархом Варфоломеем постановил принять в общение до сих пор никем не признаваемого Филарета Денисенко, снял с него анафему и установил свою юрисдикцию на территории Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Прозвучали также призывы воздержаться от насилия, но, несмотря на эти риторические призывы, можно ожидать, что в самые ближайшие дни этот антиканонический шаг приведет не только к оскорблению религиозных чувств значительной части православного народа, принадлежащего канонической церкви, но и пролитию крови.

Роковую роль в этом играет патриарх Варфоломей, который впервые в истории Православия осуществил самое настоящее нападение на церковь-сестру, то есть Русскую Православную Церковь. Появление «церкви», создаваемой Варфоломеем приведет к полному хаосу, все будут против всех, это будет явным развалом православной жизни на Украине, что и нужно врагам Православия. Легко предвидеть, что все это будет основанием для еще большего вмешательства властей, которые, под видом обеспечения порядка, «национальных интересов» и т.д. и т.п., применят силу против остатков канонической церкви, а поскольку будет торжествовать беззаконие, то все это будет далее развиваться в сторону полной политической деградации Украины, полного смешения и, в конце концов, к введению войск НАТО на территорию Украины под предлогом «защиты демократии».

В Киеве было открыто заявлено, что в день Покрова Пресвятой Богородицы готовится насильственный захват величайших святынь – Киево-Печерской Лавры и Почаевской Лавры. Если опасность нависла даже на Лаврами, что уж говорить о не столь заметных храмах!

Под маской Христа происходят небывалые антихристианские действия: захвачены десятки храмов, запрещается русский язык и многое другое. И все видят, что этому способствует никто иной, как патриарх Варфоломей. Все это напоминает учение Святых Отцев о приходе антихриста.

Воля Божия может быть совершенно непостижимой. Мы должны просить Бога о том, чтобы свободно служить Ему и проповедовать Христову веру в соответствии с православными догматами, о том, чтобы исправить свои ошибки, которые нас ведут к катастрофе. Такой ошибкой является в частности, то, что мы фактически предали забвению великих святых Киевской Руси.

Долгое время не было канонизаций святых, подвизавшихся в землях исторической Киевской Руси. Напомним, что только в 2000-х годах был причислен к лику святых такой великий борец с католической унией, как Константинопольский экзарх архидьякон Никифор (Парасхес-Кантакузин), который был уморен голодом в 1599 г., (как и немного позже патриарх Гермоген в Москве при поляках). Это не единственный пример того, что мы небрежно относились к воинам Христовым в Юго-Западной Русской митрополии. Что мы знаем о другом мученике, святом Афанасии Брестском? А убиенный в 1918 году митрополит Владимир?

В XVII веке современникам казалось, что эта русская митрополия находится далеко. В Синодальный период просто забылось о весьма многом, что там происходило. В советский период мы забыли еще больше и престали молиться даже тем святым, которых Московское царство всегда чтило и поминало. Например, страстотерпцев Бориса и Глеба, убитых братом. Это своевременно вспомнить сейчас, когда идет прямая братоубийственная война в Донбассе.

До революции 1917 года в Москве были храмы, посвященные святым Антонию и Феодосию Киево-печерским. А сейчас их никто не восстанавливает. Не признаем ли мы этим собственную свою духовную отделенность от Киевской церкви? Такому великому святому, как преподобный Иов Почаевский, у нас в Москве никогда не было посвящено ни одного престола, и только сейчас достраивается, наконец, небольшая церковь во имя святого Иова в Кадашах. Думается, что в нас самих очень много той самой «теплохладности», о которой Апокалипсис учит как о причине отнятия благодати.

Мы позволим себе обратиться к нашим читателям с просьбой: сегодня и завтра до праздника Покрова, молиться Божией Матери, о том, чтобы Небесная Владычица простерла Свой Покров над всеми нами, в тяжкий момент, когда наступают неведомые и может быть очень страшные испытания для Православной Церкви на Украине, а, возможно, и повсюду. Мы здесь, в Великороссии, должны быть сердцами нашими с теми, кто страдает за веру, и, может быть, до крови. Если священники со своими прихожанами будут читать акафист и канон Покрову Пресвятой Богородицы, или совершать иные соответствующие молебные пения, это будет настоящим свидетельством нашего духовного единения. А далее – как Богу будет угодно.

Храм в кадашах

Настоятель: протоиерей Александр Салтыков

Адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7/4, стр. 14

Официальный сайт храма: www.kadashi.ru

ТУ Росимущества в г. Москве издано распоряжение от 01.07.2014 №422-09/10943 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения в Кадашах, 1687 г., арх. С. Турчанинов. Колокольня, 1695 г.».

История храма от истоков

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако это не находит подтверждения в документах.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней не сохранилась.

В XVI веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены в каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется « церковью Воскресения, что на Грязех » . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

По мнению современных ученых, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687-ом при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма . Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича . (Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г.).

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм « начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году ». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 году « ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию ».

Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 года, были встроены в новое сооружение. А в 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча» .

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Сохранились записи о первоначальной покраске храма: «стены ее (церкви) были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Подробности на сайте храма: www.kadashi.ru

Баннеры — нижняя часть сайта

Контакты — нижняя часть сайта

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах.

Воскресенская церковь в Кадашах

Первое каменное здание, построенное в 1657 г., просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Читать еще:  Православная пасха в 2020 году какого числа

Воскресенская церковь в Кадашах по праву стоит в числе самых красивых храмов Москвы. В старину центром Кадашевской слободы всегда была Воскресенская церковь. В грамоте московского воеводы Ивана Юрьевича Патрикеева (1493 г.), она называется «церковью Воскресения, что на Грязех». Да просто потому, что местность была достаточно болотистой, её сильно размывало во время весенних разливов Москвы-реки. Та, первая церковь, о которой пишет Патрикеев, была деревянной. Через четверть века на смену деревянной церкви возвели каменный храм. Но простоял он недолго. Спустя двадцать лет два местных купца — Кондрат Маркович Добрынин с сыном Лонгином — затеяли строительство нового, грандиозного храма. Двухэтажного, с пятью главами в стиле изящного и ажурного московского барокко. При этом в новый храм «инкорпорировали» подклет и часть стен прежнего. Имя архитектора не сохранилось. Можно только предположить, что строительство доверили «местному», кадашевскому «колокольных дел мастеру» иеромонаху Сергию Турчанинову. Этот зодчий был сподвижником патриарха Никона, известен он тем, что после смерти владыки достраивал Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре. Согласно первоначальному проекту, с южного, западного и северного фасадов к порталам вели широкие лестницы. Кроме того, храм кругом опоясывала галерея-гульбище. Чуть позже к Воскресенской церкви пристроили колокольню. Шатровую, 43-метровую звонницу местные жители окрестили «Кадашевской свечой».

Во время Отечественной войны 1812 года французы, хозяйничавшие в Москве, варварски разграбили кадашевскую церковь, устроили в ней конюшню. Многие фрески оказались испорчены. Уходя, непрошенные гости подожгли храм — в результате сильно пострадала колокольня. До реставрации руки дошли только через пятнадцать лет. Сами работы заняли ещё три десятилетия. Стены заново росписал художник П. Н. Щепетов. Иконостас вновь покрыли позолотой. Заодно приняли решение несколько изменить внешний вид храма: разобрали трёхмаршевые лестницы, которые находились с двух сторон от колокольни. Вместо них появились две крытые паперти. В конце ХIХ — начале ХХ века пришло время очередного ремонта. Деревянные лестницы папертей заметно обветшали, вместо них поставили каменные. Дымоходы изразцовых печей ХVII века тоже, разумеется, требовали замены. Воскресенский храм был одним из центров духовной жизни Москвы. Здесь служили митрополит Владимир (Богоявленский), святители Лука (Войно-Ясенецкий) и Филарет (Дроздов), преподобный Аристоклий Московский, здесь же молилась великая княгиня Елизавета. Революция внесла свои коррективы. В 1922 году не стало отца Николая Смирнова — он умер буквально за день до своего ареста. На его похороны тогда приехал даже Патриарх Тихон, ведь отец Николай, которого прихожане любя называли «Кадашевским», успел столько всего сделать для прихода: открыл сестричество, приют для маленьких беспризорников, богадельню, а в годы Первой мировой войны — два лазарета.

В начале 1930-х годов прямо в стенах храма убили священника Дмитрия Карнеева, а в 1937 году растреляли другого кадашевского батюшку — Илью Громогласова, профессора Московского университета и Духовной академии. Духовенство и прихожане изо всех сил защищали родной храм, однако власти всё равно его закрыли. При этом точно сказать, когда это произошло, невозможно. П.Г. Паламарчук в своей иллюстрированной истории всех московских храмов «Сорок Сороков» со ссылкой на летопись Александрова называет 1934 год. Именно в этом году в собрание Третьяковской галереи поступили из только-что закрытой Воскресенской церкви иконы Боголюбской Богоматери и икона Спас Вседержитель. После закрытия в храме сначала разместили архив НКВД, а потом — спортклуб колбасной фабрики, находящейся по соседству. А во второй половине 1960-х годов бывшее церковное здание отдали под мастерские Научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, вопреки предложению некоторых специалистов предоставить его Третьяковке под экспозицию древнерусской живописи.

В 1992 году, когда бывшие церковные здание начали передавать верующим, в Кадашах зарегистрировалась своя община. Официальные бумаги о передаче церкви тоже были подписаны. Но мастерским переезжать было некуда. Поэтому верующие приспособили под храм бывший каретный сарай. Его освятили в честь преподобного Иова Почаевского. Прихожане терпели целых 12 лет, а потом, как говорится, «самовольно» заняли притвор. В результате новое помещение реставрационным мастерским подобрали всего за два года. Акт о возвращении Московскому Патриархату храма Воскресения Христова в Кадашах подписали в декабре 2006 года. Началась долгая и крополивая реставрация, продолжающаяяся по сей день.

Как отмечают специалисты, храму Воскресения в Кадашах в основном присущи черты посадского культового зодчества, но в его архитектуре также различимы черты современных ему усадебных церквей. Сочетание этих приёмов породило интересный архитектурный опыт, к тому же реализованный на самом высоком художественном уровне. При общей традиционной композиции «кораблём» сооружение отличается подчёркнутой ярусностью. Во-первых, храм двухэтажный. Нижний ярус (тёплый храм) зримо шире верхнего за счёт закрытых обходных галерей, поверх которых к тому же было пущено гульбище. Изначально апсиды верхнего храма были меньше нижних, и эта открытая паперть простиралась вокруг всего здания, обеспечивая круговой обход; композиция при этом выглядела ещё и центрической. На поддержание эффекта ярусности работает стройный двусветный четверик, увенчаный тремя рядами декоративных элементов типа «петушиный гребень» и выразительным, тесно собранным пятиглавием, центральный барабан которого — двусветный, в два яруса, и нижний шире верхнего. Создатели церкви достигли эффекта последовательно сужающихся кверху объёмов, характерных для таких чисто центрических построек, как храм Покрова в Филях или Бориса и Глеба в Зюзине, сохранив при этом традиционную компоновку и традиционное же пятиглавие. В оформлении пятиглавия использованы вариации на тему декора четверика: витые колонны, фигурные карнизы и т.д. Тему яросности поддерживает и развивает «составной» центральный барабан. Сами барабаны гранёные. Главы весьма крупные для столь тесно собранного пятиглавия и образуют сомкнутую «семью»; центральная увенчана великолепным резным крестом. Очень необычно завершение четверика, где вместо привычных кокошников применены три яруса так называемых петушиных гребней. Приём столь же эффектный, сколь редкий; неудивительно, что именно верх четверика становится главным акцентом внешнего убранства, становящегося по мере устремления вверх всё более насыщенным. Облегчённое пятиглавие как бы выстреливает в небо из напряжённой пучины белокаменной резьбы.

Под стать церкви и колокольня. Многоярусная, стройная, сложного силуэта, она дополняет храм, не слишком оспаривая в то же время его центричность. Смелая игра объёмов (высокий вытянутый восьмерик — небольшой восьмерик — укороченный шатёр) создаёт яркий, запоминающийся образ. Убранство колокольни соответствует декору самой церкви. Нижний ярус самого храма неоднократно дорабатывался в ХVIII- ХIХ веках. Так, в 1740-1750-х годах его окна получили новые наличники, но столетие спустя демонтировали и их. В 1860 году старые галереи сменились новыми, выстроенными по проекту Н. Козловского: они были гораздо шире, что позволило разместить здесь два придела тёплого храма. Стилистика внутреннего убранства не соответствует времени построения храма и относится к ХIХ веку. Цветовая гамма интерьера выдержана в нехарактерных для «московского барокко» пастельных тонах.

Говоря об оформлении интерьеров Воскресенской церкви, специалисты-архитекторы особенно отмечают интересную композицию пространства тёплого храма. Его центральная часть, трапезная, а также обходные галереи с приделами объединены в сплошное просторное помещение благодаря широким аркам, как бы раздвинувшим внутренние стены. Основания арок покоятся на трёх парах массивных столпов; на них опираются своды нижнего храма, несущие, в свою очередь, верхний. Широта пространства компенсирует малую высоту потолков; потолочные росписи восстановлены фрагметарно.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №179, 2016 г.

» . Постоянное общение с памятником, мысленные беседы с его зодчим, создавшим этот архитектурный шедевр, заставили меня задуматься над причиной постоянных перестроек здания. Почему же при последующих переделках постоянно портили прекрасное творение? Разве люди не понимали его великолепия? Древние зодчий и строители ставили на первое место идейный замысел, красоту, изысканную утонченность образа, а эксплуатационные удобства имели для них второстепенное значение. Были смело задуманы огромные арки четверика и трапезной, создавшие прекрасные интерьеры, мощные, широко раскинувшиеся богатые лестницы, подобно распластанным крыльям сказочной птицы. С неповторимым блеском и мастерством зодчий и строители закончили ажурные, легкие верхи четверика, увенчав их филигранными коваными крестами.

Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков — ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и идеала красоты!»

Г.В. Алфёрова. «Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. Книга для чтения». М., «Просвещение», 1974.

Комментарии и обсуждение

Храм Воскресения Христова в Кадашах в опасности. На территории 401 квартала, в котором расположен храм Воскресения Христова в Кадашах, предполагается строительство элитного жилого комплекса «Пять столиц», по адресу: Б. Ордынка, вл. 8-14. Если комплекс построят, то будет снесен ряд исторических зданий, а вид на красивейший храм будет закрыт с трех сторон. Это принято называть «моральным убийством памятника». Проектом комплекса грубо нарушена охранная зона памятника федерального значения — храма Воскресения Христова в Кадашах, обозначенная Паспортом памятника — основным учетным документом объекта культурного наследия.

Необходимо добиться отмены строительства коммерческого комплекса, нарушающего государственные законы, уничтожающего ценнейшую историко-культурную среду самого центра Москвы (храм Воскресения Христова в Кадашах расположен в непосредственной близости к Кремлю).

Более подробная информация здесь: www.kadashi.ru/5stolic.php; ikanaev.ru/Kadashi.html

Храм Воскресения Христова в Кадашах был поставлен под государственную охрану в 1960 году. В 1966-м он был отреставрирован и приспособлен под нужды Всероссийского художественного реставрационного центра им. Грабаря. В 1990-е годы храм был отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения как памятник архитектуры XVII века. В 1997 году утверждена охранная зона храма.

Постановлением правительства Москвы, подписанным 22 июня 2010 года тогда еще мэром города Юрием Лужковым, утверждена разработанная комитетом граница территории храма Воскресения Христова в Кадашах, исключающая любое строительство вокруг него.

Ранее в том же месяце защитникам Москвы удалось воспрепятствовать сносу нескольких исторических зданий в районе Кадашей, где застройщики собирались возвести элитный жилой комплекс в непосредственной близости от храма Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова в Кадашах: памятник православного зодчества

У москвичей и жителей ближнего Подмосковья, а также у гостей столицы есть уникальная возможность посетить храм Воскресения Христова в Кадашах. Это действующий Божий дом, расположен он в центре Москвы и пользуется большой популярностью среди прихожан. Не смотря на то, что церковь является памятником архитектуры федерального значения, при нем издается журнал, есть детский учебный центр и даже музей.

История храма

Храм Воскресения Христова за годы своего существования пережил немало разных событий: как хороших, так и не очень. Однако, не смотря на сложную историческую судьбу, церковь продолжает радовать своих прихожан и в настоящее время.

Читать еще:  Утренние молитвы от пасхи до вознесения

Возведение и основание

На месте, где сейчас стоит Воскресенский храм, в стародавние времена была деревянная церковь, о которой есть запись в грамоте московского воеводы Ивана Великого. Грамота эта датирована 1493 годом, но вплоть до 1625 года упоминаний об этой церкви нет. Церковь называлась «Воскресения, что на Грязех» из-за своего местоположения: рядом были болотистые берега Москвы-реки, которая славилась своими разливами по весне.

С 1625 года храм Воскресения Христова начинает регулярно упоминаться в Патриарших окладных книгах. В то время Божий дом был все еще деревянным, но в 1657 году на его месте было установлено каменное сооружение. В новом виде церковь простояла всего лишь 30 лет, и в 1687 году началось очередное строительство.

Теперь, по замыслу зодчих, Божий дом должен был иметь 2 этажа и 5 глав. Предыдущее строение было решено демонтировать не полностью, а южную апсиду и часть угла четверика оставить и вмонтировать в строящееся церковное здание.

Строительство велось на пожертвования купцов Добрыниных: отца Кондрата Марковича и его сына Лонгина Кондратовича. Купцы эти проживали в Кадашевской слободе и от всего сердца радели за постройку нового храма.

Кто был архитектором и руководил постройкой храма сказать трудно: на настоящее время имя этого человека утеряно. Историки предполагают, что им мог быть иеромонах Сергей Турчанинов, который также родился в Кадашах.

Возведение храма Воскресения Христова продолжалось 8 лет. В 1695 году строительство было завершено и Патриарх Адриан освятил церковь. Сразу же по окончании освящения он провел в стенах нового храма первую службу — Божественную Литургию.

Историческая судьба

Во времена нашествия Наполеона на Москву церковь была разграблена.

Французские солдаты забрали все, что могли унести:

  • дорогая церковная утварь;
  • иконы;
  • другие ценности, которые им попались на глаза.

На первом этаже храма ими была устроена конюшня — там держали лошадей французской конницы.

Когда пришло время отступать от Москвы, французы решили сжечь церковь. Огонь должен был завершить кощунство захватчиков и навсегда уничтожить храм. Однако случилось Чудо, и разбушевавшийся было пожар внезапно прекратился: пламя огня потухло, не достигнув иконостаса. Правда, пожар все же нанес серьезный ущерб старинной росписи, которая украшала стены храма. Церковь, однако, выдержала нашествие вражеских полчищ. Сразу же после бегства французской армии из Москвы начались работы по восстановлению храма.

Новые тяжелые времена для церкви Вознесения в Кадашах начались в 1934 году — церковь закрыли, а ее помещения были отданы под всевозможные государственные учреждения. За годы советской власти на территории церкви располагался архив КГБ, спортивный клуб фабрики по производству колбасных изделий. Различные производственные предприятия базировались на церковной территории, а на первом этаже дома Божия хотели даже организовать столярную мастерскую.

В 1964 году церковное здание отдали реставрационному центру. Казалось бы, что трудные времена для храма закончились, ведь в его стены въехало учреждение, которому положено беречь и охранять памятники культуры. Но не тут-то было! Реставраторы не собирались бережно относиться к отданному им зданию — нет, наоборот, с тех пор на бывшей церковной территории начали возводиться различные хозяйственные постройки и складские помещения. В самой церкви даже работала химическая лаборатория, имеющая в своем арсенале рентгеновское оборудование.

Все это безобразие продолжалось до начала 1990-х годов, когда был образован новый церковный приход. Настоятелем храма тогда стал протоиерей и профессор Александр Салтыков, известный своими выступлениями по поводу восстановления храма Воскресения Христова в Кадашах. Прихожане самостоятельно убрали мусор с церковного двора, вывезли промышленные отходы. Но рано было праздновать победу — Божий дом все еще принадлежал всероссийскому реставрационному центру.

Реставраторы выделили для нужд верующих один из пределов храма. Людям приходилось получать одноразовый пропуск, чтобы иметь возможность попасть на церковную территорию. Но тем помещением, где проходили службы, продолжали пользоваться и работники реставрационного центра. Поэтому чуть позже протоиерей Александр Салтыков освятил один из сараев: таким образом каретный сарай стал Церковью Святого Иова Почаевского.

Прихожанам было очень больно видеть, как безжалостно относятся к дому Божию реставраторы. Верующие люди, вынужденные проводить церковные службы в ветхом сарае, обращались во всевозможные инстанции, чтобы христианскую реликвию передали в пользование общины. Но все их просьбы не имели результата. Тогда доведенные до отчаяния прихожане решились на радикальный шаг: они заперли ворота и обнесли колючей проволокой церковную территорию, тем самым преградив дорогу работника реставрационного центра.

После этого президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение о передаче церковных площадей общине. По этому случаю был отслужен молебен, в церковных залах заново установили иконы. Общими усилиями прихожане навели в храме порядок.

Но беда, как известно, не ходит в одиночку. Примерно в то же время, как Божий дом обрел своего настоятеля и собственный приход, одна компания умудрилась приватизировать некоторые постройки, находящиеся на храмовой территории. В 2000-х годах на месте приватизированных зданий задумывалось построить несколько жилых домов и развлекательный центр. Это означало, что будут снесены исторические объекты, издавна принадлежащие храму.

Такое положение вещей возмутило общественность, а особенно жителей Кадашей. Верующие люди снова встали на защиту своей церкви: они баррикадировали входы в здания, которые собирались сносить, и не боялись вступать в рукопашную с грозными ЧОПовцами. И вновь прихожане одержали победу: Воскресенская церковь получила статус архитектурного памятника федерального значения. Были определены границы церковной территории, где запрещались любые строительные работы.

Пристройка колокольни

В 1695 году к храму была пристроена колокольня. Для этого были демонтированы 3 лестницы, которые вели на второй этаж. Колокольня получилась высокая — 6 ярусов сооружения устремились ввысь на более чем 43 метра. За свою высоту и стройность колокольня Воскресенской церкви получила в народе название «Большая московская свеча».

В 1750 году был отлит и установлен на колокольню главный колокол весом в 6,5 тонн. Над этим колоколом трудился известный мастер Константин Слизов. В настоящее время данный колокол находится в Большом театре и используется в опере «Борис Годунов».

Реставрации здания

Первые реставрационные работы проводились в храме в 1830-е годы. В 1848 году старый иконостас церкви обрел новую позолоту. В том же году художник П.Н. Щепетов обновил роспись стен дома Божия.

Работы по реставрации церкви продолжались до 1863 года. За это время кое-что изменилось в обустройстве храма. Например, вместо лестниц, расположенных по обе стороны колокольни, были построены 2 паперти с крышами в виде полукупола. Также ветхие стены галерей было решено демонтировать и построить вместо них новые, но при этом увеличить ширину на 3,2 метра. Коснулась переделка и апсид — они были переложены заново.

Следующий хозяйственный ремонт был произведен в церкви в конце XIX — начале XX веков и длился он 10 лет. На этот раз были полностью отремонтированы дымоходы печей первого этажа церкви, ведь к ним не прикасались более века! В закрытых папертях церкви убрали старые деревянные лестницы и на их месте возвели новые, каменные.

В XX веке была проведена частичная реставрация дома Божия в Кадашах. Занималась ее в течение 20 лет Гали Владимировна Алферова, которая в советское время была архитектором и реставратором, занималась изучением истории русской архитектуры и древним градостроительством. Силами Гали Владимировны был восстановлен исторический вид храма Воскресения Христова.

Современное положение

В настоящее время в храме помимо проведения различных богослужений функционирует самый настоящий музей «Кадашевская слобода». В нем представлены древние печатные церковные книги, старинная утварь, есть большая коллекция нательных крестов. При музее организованы всевозможные мастер-классы для детей на разные тематики. Музей открыт как для группового посещения, так и для индивидуального ознакомления.

С 1996 года церковным приходом издается журнал «Мир Божий». Помогает работать над журналом Общество Ревнителей Православной Культуры. Благословил на издание данного журнала Патриарх Всея Руси Алексий II.

Также известны «Кадашевские чтения» — регулярные общественные конференции, на которых изучается история развития христианской культуры российского народа. Впервые проведение «Кадашевских чтений» благословил в 2007 году Святейший Патриарх Алексий II, а в настоящее время «чтения» получили благословение от Патриарха Кирилла.

К сожалению, в условиях современной реальности дом Божий иногда испытывает трудности материального плана. Например, совсем недавно на официальном сайте было опубликовано обращение ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь оплатить счета за свет и тепло. Каждый желающий внести посильную помощь может найти реквизиты счетов, перейдя в специальный раздел сайта «Помочь храму».

Архитектура и убранство сооружения

Кадашевский храм Воскресения Христова является одним из самых красивых сооружений Москвы. Его архитектурный облик и внутреннее оформление не оставят равнодушным даже самого невпечатлительного посетителя.

Внешний вид

Церковь в Кадашах в Москве имеет 2 этажа. На первом этаже расположена теплая часть храма. Она визуально выглядит шире, чем второй этаж. Это вызвано тем, что вокруг первого этажа расположены обходные галереи, над которыми, ко всему прочему, устроены открытые террасы (гульбища).

Храм имеет компактно собранное традиционное пятиглавие, которое лишь не намного ниже очень гармонично пристроенной к церкви колокольни. 43-метровая «Большая московская свеча» изумительно дополняет архитектурный ансамбль и делает внешний облик церкви одновременно строгим, торжественным и праздничным.

Внутреннее оформление

В настоящее время Воскресенский храм изнутри оформлен несколько иначе, чем это было в момент его постройки. Стилистика выдержана в духе XIX века, к этому же времени относится и частично восстановленная стенная и потолочная роспись в некоторых залах. Весь церковный интерьер соблюден в теплых успокаивающих пастельных тонах.

Церковь Вознесения в Кадашах славилась своим старинным иконостасом. Долгое время этот иконостас считался потерянным, пока не были обнаружены почти сотня его фрагментов, над которыми сейчас усиленно работают реставраторы. Возможно, что в скором времени посетители дома Божия смогут насладиться видом знаменитого иконостаса.

Как проходят богослужения

В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.

По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.

Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.

Как добраться до церкви

Воскресенская церковь находится по адресу: город Москва, 2-й Кадашевский переулок, дом 7.

Доехать до церкви можно на метро (станция Третьяковская) и далее дойти пешком (610 метров). На схеме ниже показан возможный маршрут от станции метро до церкви.

Кроме метро можно воспользоваться автобусом М5: выйти на остановке «3-й Кадашевский переулок» и пройти к церкви согласно ниже приведенной схеме.

Церковь в Кадашах в Москве за свою многовековую историю перенесла много бед и несчастий. Но стены его крепки, как крепка вера его многочисленных прихожан.

Видео о реставрации храма

В этом видео рассказывается о реставрационных работах и археологических находках, обнаруженных на территории христианской реликвии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector