3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм вознесения в кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашах

ГЛАВНОЕ

  • Первый деревянный храм на этом месте был возведен в XV веке. Нынешняя церковь была построена в 1687 ‒ 1695 гг.
  • Церковь в Кадашах относится к стилю нарышкинского барокко: красный кирпичный храм, обильно украшенный белым резным декором.
  • На южной стене церкви сохранились солнечные часы. Росписи храма выполнены мастерами Оружейной палаты.
  • На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода».
  • Церковь расположена в Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, сохранилось множество других памятников.

Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших не только в районе Замоскворечья, но и во всей Москве. Несмотря на сложную историческую судьбу, этот великолепный храм, построенный в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века, сохранился до наших дней. Сейчас в рамках комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни, а также церковь в честь преподобного Иова Почаевского, где хранится частица его мощей. На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество.

Сам район Замоскворечье – один из древнейших районов города. Среди исторической застройки встречается много памятников архитектуры XVII ‒ XIX веков. Здесь также расположено много музеев, кафе, а многие улицы прекрасно обустроены для пеших и велосипедных прогулок.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности «Кадаши», по преданию, произошло от основного вида деятельности, которой были заняты жители слободы, – изготовления кадей, то есть бочек. В кадашевской слободе было пять храмов, но церковь Воскресения оставалась среди них главной. Этому способствовало удачное местоположение церкви между улицами Ордынка и Полянка – старыми дорогами, ведущими на юг. Напротив храма на другом берегу Москвы-реки стоит Кремль.

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церков ь в Кадашах относится к так называемому стилю нарышкинского, или московского, барокко. Это направление архитектуры было свойственно Москве конца XVII в. Красный кирпичный храм обильно украшен белым резным декором: это и наличники окон, и оформление порталов, и другие элементы. По своему устройству храм представляет типичный пример приходской церкви XVII века, увенчанной изящным пятиглавием куполов. Редкая интересная деталь – на южной стене церкви сохранились солнечные часы. Внутри храм украшали роскошный резной деревянный иконостас и стенные росписи, выполненные мастерами Оружейной палаты.

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Возрождение храма

Храм в Кадашах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Тогда было разграблено имущество прихода, а в церкви французскими солдатами были устроены конюшни. Следующим непростым этапом в истории Кадашевской церкви стало советское время: с 1934 года прекратились богослужения, а храм закрыли. Однако очевидное культурно-историческое значение здания спасло храм от сноса: в конце 1940-х годов началась реставрация, а в 1966 году храм передали научно-реставрационному центру им. Грабаря (ВХНРЦ).

В 1990-е годы начинается новый период для Кадашей. Поскольку главное здание храма Воскресения тогда было заня то центром Грабаря, настоятель получил благословение на создание храма преподобного Иова Почаевского. Этот миниатюрный храм был оборудован во дворе храма Воскресения в здании бывшего каретного сарая и является единственным храм в Москве с посвящением преподобному Иову. В Кадашах хранится икона XVII века с его образом и частицей мощей. А в 2006 году конфликт с реставрационными мастерскими закончился: главный храм Воскресения был официально возвращен Русской Православной Церкви.

Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни (в честь святых Царственных Мучеников и Почаевской Иконы Божией Матери), а также церковь в честь Иова Почаевского. На базе прихода создан краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество, проводятся регулярные экскурсии и научно-практические конференции «Кадашевские чтения», посвященные проблемам сохранения культурного наследия.

В Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, рядом с церковью Воскресения в Кадашах сохранилось множество других памятников архитектуры. В пяти минутах ходьбы от церкви находится Государственная Третьяковская галерея. Пешком можно также дойти до Красной площади и Кремля, прогуляться по живописным историческим улицам – Пятницкой, Большой Ордынке. Кроме культурных достопримечательностей, в этом районе расположено много ресторанов и кафе на любой вкус.

Храм вознесения в кадашах

2 февраля (воскресенье), 15-30

Межприходское Православное Историко-Краеведческое Общество (МПИКО)

Литературный вечер

Фрагменты из поэтического переложения «Слова о полку Игореве» Александра Астафьева.

«Слово» в современной русской культуре: проблема подлинности, поэтического перевода.
Язык «Слова».

Тёмные места, попытки расшифровки.

Герои «Слова». Кто они в свете современных исторических знаний.
Интерактивное обсуждение.

Библиотека № 124 (м. «Автозаводская», Велозаводская ул., д. 11/1).

Братья и сестры! В связи с реорганизацией Банка «Открытие» 17 декабря в нашем храме снова изменились банковские реквизиты!

р/с 40703810895020022807,
к/с 30101810945250000297

Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва.

Всем, кто хочет оказывать нашему храму благотворительную

помощь на оплату коммунальных расходов, на реставрацию

живописи, воссоздание иконостасов, интерьеров храма, на

издание журнала «Мир Божий» или Сборника «Кадашевские

чтения», на помощь и поддержку малоимущим и многодетным

семьям, тяжелобольным и просто нуждающимся людям, просьба

перечислять средства по вышеуказанным реквизитам, а также

Яндекс Кошелёк №410011339674499

или на карту Сбербанка социальной службы прихода

№ 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru

Благодарим всех, кто отзывается на наши призывы о помощи,

кто периодически оказывает материальную поддержку приходу.

Мы всегда молимся о вас Всемилостивому Богу, а Господь

всегда воздает сторицей от сердца помогающим храмам Божиим

Да благословит всех вас Господь!

На нашем сайте есть рубрика Стихия, которая периодически обновляется. Приглашаем посетить эту рубрику

Дорогие братья и сестры! Мы надеемся на вашу помощь в благоустройстве недавно отреставрированного первого этажа нашего Храма с главным приделом в честь Успения Божией Матери и двумя боковыми приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в честь святителя и чудотворца Николая

Там необходимо установить иконостасы, обустроить весь интерьер на первом и втором этажах, а также нам необходимо найти средства для написания икон на все иконостасы.

Кроме того, практически готов к Богослужению храм в честь преподобного Иова Почаевского — единственный храм в Москве, посвященный этому великому святому Юго-Западной Руси. Он расположен с южной стороны нашего большого Храма. И здесь возникает та же проблема: отсутствие иконостаса, живописи, интерьера.

Наш с вами Храм строился силами благочестивых купцов в XVII веке. Так поможем же и мы всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.

Да поможет Всемилостивый Господь Бог всем людям, жертвующим храмам Божиим, труждающимся и служащим в Церкви Господней!

Пожертвования можно перечислить следующими удобными вам способами:

Перечислить на счет храма, который есть на этом сайте в разделе «Помочь храму»

или опустить в церковную «кружку» в храме.

Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк №410011339674499 или

на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232.

Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal

Обратите внимание, у нас изменился банк –

Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва.

к/с 30101810945250000297, ИНН/КПП 7706050630/770601001 БИК 044525297

По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27

Нижний храм в честь Успения Божией Матери

Храм в честь преп. Иова Почаевского

Храм в честь преп. Иова. Внутренний вид

В нашем храме изменились банковские реквизиты!

Филиал Московский №2 ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва.

№ 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru

Межприходское Православное Историко-Краеведческое Общество (МПИКО) приглашает на экскурсии

Читать еще:  Пасха история праздника кратко

7 декабря (суббота), 9-00.
Экскурсия «Деденево и Дмитров».
Экскурсовод А.Е.Астафьев.

Приглашаем на открытие выставки календарей «Храмы и монастыри юга Москвы» из личного собрания Владимира Романова 7 декабря, в субботу, в 13-00.
Библиотека № 124, м. «Автозаводская» . 1-й вагон из центра, ул. Велозаводская, д. 11/1 . Выставка будет открыта до 1 февраля 2020 г.
Там же 8 декабря, в воскресенье, в 16-00 состоится авторский вечер поэта Георгия Боровикова.

Приглашаем на экскурсию по музею «Советский Союз: вера и люди» при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках ( Крапивенский пер., д. 4 ) 14 декабря, в субботу, в 13-00 и в 14-00. Записаться можно будет на «Кадашевских чтениях».

Приглашаем посетить
Заседание Межприходского Православного Историко-Краеведческого Общества (МПИКО),
которое состоится в воскресенье, 22 декабря, в храме Воскресения Христова в Кадашах.
Начало: в 14-00.
По окончании заседания в гостиной домика священника состоится чаепитие (просьба принести что-нибудь к чаю).
Вход свободный. Приглашаются все желающие

Напоминаем вам, что в нашем храме проводятся огласительные беседы перед совершением Таинства Крещения по средам в 19 часов.

Всем, кто собирается записаться на оглашение, просьба заранее созвониться по телефону: 8(495) 953-13-19

Вышел из печати 23-й том «Кадашёвских чтений»

Уважаемые участники конференции, чьи доклады опубликованы в данном сборнике, могут получить авторский экземпляр в храме Воскресения Христова в Кадашах. Сборник можно приобрести в храме за свечным ящиком.

В наш храм чудесным образом пришли мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, который в 1934 году был священником в нашем храме и при котором храм был закрыт безбожной властью, а святой Гавриил арестован во время Божественной Литургии в день Преображения Господня.

Настоятель храма отец Александр благословил написание большой иконы преподобного Гавриила для вложения в нее святых мощей.

Поэтому, мы объявляем сбор пожертвований на эту икону.

Пожертвования можно опустить в специальную кружку в храме или перечислить на ЯндексКошелек

О незаконном уничтожении «дома дьякона»

По благословению настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах набирается группа добровольцев для интересной и познавательной работы на территории Храма.В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании.

В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании. Специального опыта не требуется, так как за процессом раскопок следит опытный археолог. Поэтому будет интересно! Для желающих принять участие в этой работе контактный телефон: +79175718020 Лидия Александровна.

Все обретенные предметы будут переданы в музей «Кадашевская слобода»

Храм в Кадашах: адрес, описание, история основания, фото

В городе Москве, в историческом районе Кадашевская слобода, стоит красивый храм Воскресения Христова. Его называют замоскворецкой жемчужиной. Пройдя через непростые вехи российской истории, он сохранил свой чарующий облик и духовность. После закрытия храма в тридцатых годах прошлого века в начале девяностых в него вновь вернулась христианская жизнь.

Начало истории

Храм был построен в XVII веке. Своим названием он обязан большой и богатой слободе города Москвы. Находилась она в Замоскворечье, рядом с Кремлем. Своим названием слобода (Кадашевская) обязана древнему ремеслу московских жителей. Примерно в XV-XVI веках здесь местные умельцы изготавливали кадии (бочки).

В середине XVII века Кадашевская слобода стала центром ткацкой инфраструктуры Москвы. Ориентировочно в 1658-1661 годах здесь был возведен царский хамовный двор, который стал одной из первых российских мануфактур.

Специализировался он на изготовлении и поставке тканей в царский двор. Вследствие этого Кадашевская слобода оказалась заселенной хамовниками, государственными ткачами.

Церковь Воскресения Христова была православным замоскворецким центром еще до образования Кадашевской слободы. В те давние времена ее деревянное сооружение находилось на месте пересечения двух важнейших дорог Московского государства, идущих из Белокаменной на юг. Этот факт выделял церковь среди других православных сооружений в Замоскворечье.

Первое упоминание о церкви историки нашли в грамоте Патрикеева Ивана Юрьевича, московского воеводы, князя. В 1493 году он упомянул церковь «Воскресения, что на Грязях». Такое необычное сопоставление связано с тем, что в месте нахождения церкви река Москва в конце весны — начале лета сильно разливалась. Это делало набережную, подходящую непосредственно к храму, болотистой, вязкой, трудно проходимой.

С первой половины XVII века, ориентировочно с 1625 года, о храме в Кадашах имеются регулярные записи в Патриарших книгах.

Второе рождение, новые испытания

Каменное церковное здание первый раз было возведено в 1657 году. Срок его существование был недолог, порядка 30 лет. На его месте в 1687 году начали строить новый пятиглавый двухэтажный храм. Средства на строительство собрали жители Кадашевской слободы. Фрагменты старого каменного сооружения в новую постройку были частично включены.

Строительство храма шло восемь лет и закончилось в начале 1695 года. В январе этого же года патриарх Адриан храм Воскресения Христова в Кадашах освятил.

Исторические записи свидетельствуют о том, что это культовое сооружение русской православной церкви было примечательным. Его стены выкрашены суриком, купола позолоченные. Декор из белого камня окрашен в желтый цвет, что придавало храму золотистый оттенок. Каменные швы выкрашены были в голубой цвет, что создавало впечатление воздушности сооружения, окруженного голубоватой легкой дымкой.

В 1695 году рядом с церковью возвели шатровую шестиярусную колокольню. В высоту она достигала более 43 метров. Представляла из себя сужающиеся восьмигранники с пролетами. В XVIII веке такие формы были очень популярны в российской архитектуре, ассоциировались с шатрами. Колокольная у жителей Москвы получила прозвище «свеча». При этом все отмечали ее изящный стиль.

В результате всех этих перестроек храм Вознесения Христова в Кадашах стал поистине выдающимся архитектурным памятником так называемого «нарышкинского» или «московского» барокко. Этот стиль был очень востребован в конце XVIII века. Храм послужил образцом для подражания многим иным русским церквям.

В Кадашевском храме было четыре алтаря и величественный иконостас. Деревянными колоннами, которых было пятьдесят две штуки, иконы разделялись по вертикали. Сам иконостас красным золотом был вызолочен. Его не резные части покрашены в голубые оттенки. Иконостас до современных лет не дошел. Он был постепенно разграблен после революции 1917 года. Отдельные его иконы, разделенные, находятся в различных местах — в Историческом музее, Останкинском музее, в Третьяковской галерее.

Досталось храму в Кадашах и во время войны 1812 года. Он пережил пожар, в котором погибли старинные росписи, которые делали царские изографы. Новая роспись по стенам была проведена только в 1848 году, иконостас тогда вновь позолотили. Настенные изображения частично дожили до наших дней.

После работ по восстановлению внутреннего содержания храма Воскресения Христова в 1849 году он повторно освящен. Однако реставрационные и строительные работы в нем шли до 1862 года.

Храмовые колокола

Главный колокол храма в Кадашах отлили в 1750 году. Его вес был порядка 400 пудов (около 6,5 тонны). Это был не самый большой московский колокол, к примеру, в Московском Кремле в Успенском соборе большой колокол весил порядка 65 тонн. Однако уникальность колокола храма в Кадашах заключалась в другом, он был размещен на самой высокой колокольне Москвы XVIII века.

После того как храм в 30-е годы двадцатого века закрыли, церковные колокола исчезли. В начале девяностых годов некоторые из них были обнаружены в Большом театре.

Настоятель Николай Смирнов

Особую роль в жизни храма сыграл священник Николай Смирнов, которого благодарные московские жители наградили прозвищем Кадашевский. Он возглавлял приход на рубеже XIX–XX веков и в качестве настоятеля отличался новаторством и подвижничеством. Так, он организовал при храме сестричество, открыл богадельню, приют для детей. Во времена Первой мировой войны в храмовых пристройках им были оборудованы для раненых два лазарета. Смирнов распустил церковных певчих и создал хор народный. Под его руководством он был признан в Москве самым организованным, стройным и совершенным.

Закрытие храма, сложные времена, реставрация

Для прихожан храм был закрыт в 1934 году. В нем начали размещать разнообразные госучреждения. Так, в его помещениях до 1977 года функционировал физкультурный клуб колбасной фабрики. На территории церковного двора был построен плодоовощной консервный завод.

Однако храм в Кадашах не был забыт. В период с 1946 по 1966 год известным советским архитектором Галиной Алферовой проведены огромные работы по восстановлению храма. Ему был возвращен облик, существовавшей до революции.

После завершения этих работ, в 1964 году, храмовые здания с территорией переданы в аренду реставрационному художественному центру имени И. Грабаря.

Читать еще:  Фото пасхальных яиц фаберже

Возвращение в лоно церкви

Возвращение в него церковной жизни произошло в 1992 году, когда создали приходскую общину храма Воскресения в Кадашах. Однако стремление верующих окончательно занять исконно православные храмовые места были воплощены в жизнь не скоро. Их противостояние с реставрационным центром продолжалось достаточно активно и долго, порой переходя в открытые стычки.

Окончательное вселение верующих произошло в 2006 году, когда ВХНРЦ им. Грабаря переехал в новое помещение в Москве, на улицу Радио.

В декабре 2006 года храм в Кадашах в Москве был официально передан, с подписанием соответствующих документов, Русской православной церкви.

Достопримечательности храма

Сейчас на территории храма имеется две часовни: первая — в честь царственных мучеников; вторая — во имя Почаевской Божьей Матери.

Гордится храм и своими святынями, среди которых:

  • икона Иова Почаевского XVII века и часть его мощей;
  • поручи (нарукавники) Амфилохия Почаевского, подвижника;
  • мощи святого Евтропия Римского;
  • частицы мощей мучеников периода смутного времени;
  • кирпич из Ипатьевского дома с образом Николая II.

На территории храма Воскресения в Кадашах Москвы с 2004 года работает небольшой краеведческий музей под названием «Кадашевская слобода». Его инициатором был настоятель храма – протоиерей Салтыков. Музейные экспозиции рассказывают об истории слободы, о людях, которые тут проживали и их быте.

«Битва при Кадашах»

В период с 2009 по 2010 год храм Воскресение Христова оказался в эпицентре противостояния жителей этого района Москвы со строительной компанией. Последняя планировала и уже начала осуществление работ по возведению комплекса с названием «Пять столиц». При этом даже были начаты работы по сносу зданий, которые находились под охраной государства. Совместные протесты жителей Москвы и прихожан храма, которые назвали в СМИ «битвой при Кадашах», привели к тому, что снос исторических сооружений был остановлен и план застройки отправлен на пересмотр.

Перспективы Кадашевской слободы

В настоящее время, после большой работы, в процессе которой шли переговоры с инвесторами и руководством Москвы, было принято устраивающее всех решение. В результате площади, планируемые к застройке, сократились в три раза. Исключено строительство на территориях, прилегающих к объектам культурного наследия. Высота возводимых зданий в Кадашах обозначается как не превышающая три этажа, что в метрах составляет около 14,5. Разрешается только малоэтажная застройка.

Такие ограничения установили для того, чтобы обеспечить визуальное восприятие памятников архитектуры города Москвы.

Место расположения храма

Адрес храма Воскресения в Кадашах: город Москва, второй Кадашевский переулок, дом 7. Рядом расположена станция Московского метрополитена «Третьяковская». Храм стоит в укромном замоскворецком уголке, окруженный домами XVII-XVIII веков.

Храм вознесения в кадашах

Протоиерей Александр Салтыков: Мы должны молиться святым Киевской Руси
Протоиерей Александр Салтыков | 12 октября 2018 г.

Над единством Русской Церкви, да и Вселенского Православия в целом, нависла угроза со стороны Константинопольского патриарха, Показать полностью… снявшего анафему, признанную в свое время им самим, с Филарета Денисенко главы так называемого «Киевского патриархата», его единомышленников и других раскольников. Одной из причин возникновения этой угрозы в том, что мы перестали молиться святым Киевской Руси. Возродить общерусское почитание святых Древней Руси призывает настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах декан ФЦХ ПСТГУ протоиерей Александр САЛТЫКОВ.

Происходящее на Украине сейчас является моделью того, что будет происходить с человечеством в будущем. Анализируя эту ситуацию, мы лучше понимаем, к чему ведет история. А ведет она к пришествию антихриста, за которым последует конец света, Второе пришествие Самого Христа, и Страшный суд. Каждый знает, что антихрист придет, изображая якобы Христа. При чем же здесь «демократическая» Украина? При том, что на Украине сегодня происходят события, неслыханные даже в самые мрачные периоды малороссийской истории, когда под властью Польши там насильственно насаждалась уния.

11 октября Синод Константинопольской церкви во главе с патриархом Варфоломеем постановил принять в общение до сих пор никем не признаваемого Филарета Денисенко, снял с него анафему и установил свою юрисдикцию на территории Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Прозвучали также призывы воздержаться от насилия, но, несмотря на эти риторические призывы, можно ожидать, что в самые ближайшие дни этот антиканонический шаг приведет не только к оскорблению религиозных чувств значительной части православного народа, принадлежащего канонической церкви, но и пролитию крови.

Роковую роль в этом играет патриарх Варфоломей, который впервые в истории Православия осуществил самое настоящее нападение на церковь-сестру, то есть Русскую Православную Церковь. Появление «церкви», создаваемой Варфоломеем приведет к полному хаосу, все будут против всех, это будет явным развалом православной жизни на Украине, что и нужно врагам Православия. Легко предвидеть, что все это будет основанием для еще большего вмешательства властей, которые, под видом обеспечения порядка, «национальных интересов» и т.д. и т.п., применят силу против остатков канонической церкви, а поскольку будет торжествовать беззаконие, то все это будет далее развиваться в сторону полной политической деградации Украины, полного смешения и, в конце концов, к введению войск НАТО на территорию Украины под предлогом «защиты демократии».

В Киеве было открыто заявлено, что в день Покрова Пресвятой Богородицы готовится насильственный захват величайших святынь – Киево-Печерской Лавры и Почаевской Лавры. Если опасность нависла даже на Лаврами, что уж говорить о не столь заметных храмах!

Под маской Христа происходят небывалые антихристианские действия: захвачены десятки храмов, запрещается русский язык и многое другое. И все видят, что этому способствует никто иной, как патриарх Варфоломей. Все это напоминает учение Святых Отцев о приходе антихриста.

Воля Божия может быть совершенно непостижимой. Мы должны просить Бога о том, чтобы свободно служить Ему и проповедовать Христову веру в соответствии с православными догматами, о том, чтобы исправить свои ошибки, которые нас ведут к катастрофе. Такой ошибкой является в частности, то, что мы фактически предали забвению великих святых Киевской Руси.

Долгое время не было канонизаций святых, подвизавшихся в землях исторической Киевской Руси. Напомним, что только в 2000-х годах был причислен к лику святых такой великий борец с католической унией, как Константинопольский экзарх архидьякон Никифор (Парасхес-Кантакузин), который был уморен голодом в 1599 г., (как и немного позже патриарх Гермоген в Москве при поляках). Это не единственный пример того, что мы небрежно относились к воинам Христовым в Юго-Западной Русской митрополии. Что мы знаем о другом мученике, святом Афанасии Брестском? А убиенный в 1918 году митрополит Владимир?

В XVII веке современникам казалось, что эта русская митрополия находится далеко. В Синодальный период просто забылось о весьма многом, что там происходило. В советский период мы забыли еще больше и престали молиться даже тем святым, которых Московское царство всегда чтило и поминало. Например, страстотерпцев Бориса и Глеба, убитых братом. Это своевременно вспомнить сейчас, когда идет прямая братоубийственная война в Донбассе.

До революции 1917 года в Москве были храмы, посвященные святым Антонию и Феодосию Киево-печерским. А сейчас их никто не восстанавливает. Не признаем ли мы этим собственную свою духовную отделенность от Киевской церкви? Такому великому святому, как преподобный Иов Почаевский, у нас в Москве никогда не было посвящено ни одного престола, и только сейчас достраивается, наконец, небольшая церковь во имя святого Иова в Кадашах. Думается, что в нас самих очень много той самой «теплохладности», о которой Апокалипсис учит как о причине отнятия благодати.

Мы позволим себе обратиться к нашим читателям с просьбой: сегодня и завтра до праздника Покрова, молиться Божией Матери, о том, чтобы Небесная Владычица простерла Свой Покров над всеми нами, в тяжкий момент, когда наступают неведомые и может быть очень страшные испытания для Православной Церкви на Украине, а, возможно, и повсюду. Мы здесь, в Великороссии, должны быть сердцами нашими с теми, кто страдает за веру, и, может быть, до крови. Если священники со своими прихожанами будут читать акафист и канон Покрову Пресвятой Богородицы, или совершать иные соответствующие молебные пения, это будет настоящим свидетельством нашего духовного единения. А далее – как Богу будет угодно.

Храм в честь Воскресения Христова в Кадашах

К оглавлению — храмы Москвы

Адрес храма: 113035, Москва, 2-й Кадашевский пер., 7/14 (м. «Третьяковская»).
Телефон храма: (495) 953-13-19, 953-22-91

История: первое упоминание о храме в слободе ткачей и бондарей относится к 1498 г.

Существующий храм построен в 1687 — 1713 гг. на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных. Частично сохранились подклет и часть стен предшествующего храма (1657 г.).

Читать еще:  Что такое антипасха

Автором постройки, предположительно, считается кадашевец — зодчий и колокольных дел мастер Сергей Турчанинов.

В 1695 г. была пристроена высокая, стройная колокольня, венчающаяся ярусным шатром.

Яркой индивидуальной особенностью церкви является завершение четверика храма не традиционной «горкой кокошников», а ступенчатым аттиком, украшенным рядами белокаменных «гребней» с волютами и раковинами.

Церковь неоднократно перестраивалась.

В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX века; церковная ограда — 1880-х гг.

Храм закрыли в 1934 г.; реставрирован — в 1970-х гг.

Здание занимала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.

Изъятые из церкви иконы — Боголюбская Богоматерь (1689 г.) и Спас Вседержитель (1690 г.) — хранятся в Государственной Третьяковской Галерее.

В настоящее время богослужения в храме возобновлены.

На территории храма сооружены две часовни — в честь Почаевской иконы Божией Матери и Царственных мучеников.

При храме имеется музей «Кадашевская слобода» (экскурсии по предварительным заявкам), действуют воскресная Школа и Центр детского творчества.

Святыни: частицы свв. мощей мч. Евтропия Римского, прп. Иова Почаевского; мощевик с частицами свв. мощей Костромских мучеников Смутного времени (1613 г.), в часовне Царственных мучеников — икона царя страстотерпца Николая II, написанная на камне.

День памяти: переходящий

Богослужение: по расписанию.

Храм Воскресения Христова в Кадашах — апрель 2009 года.


Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов.

В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке.
Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова.

Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Храм вознесения в кадашах

Настоятель: протоиерей Александр Салтыков

Адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7/4, стр. 14

Официальный сайт храма: www.kadashi.ru

ТУ Росимущества в г. Москве издано распоряжение от 01.07.2014 №422-09/10943 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения в Кадашах, 1687 г., арх. С. Турчанинов. Колокольня, 1695 г.».

История храма от истоков

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако это не находит подтверждения в документах.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней не сохранилась.

В XVI веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены в каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется « церковью Воскресения, что на Грязех » . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

По мнению современных ученых, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687-ом при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма . Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича . (Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г.).

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм « начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году ». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 году « ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию ».

Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 года, были встроены в новое сооружение. А в 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча» .

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Сохранились записи о первоначальной покраске храма: «стены ее (церкви) были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Подробности на сайте храма: www.kadashi.ru

Баннеры — нижняя часть сайта

Контакты — нижняя часть сайта

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector