0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм вознесения в сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках Москва

Содержание:

Строительство храма во имя Воскресения Христова в Сокольниках неразрывно связано с именем священника Иоанна Кедрова, который, несмотря на свою молодость, был к тому времени уже очень уважаемым в Москве человеком.

Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим всеми пациентами. Они отмечали его убежденную, глубокую веру, деятельное благочестие, большое человеколюбие и участие в нуждах не только пациентов Бахрушинской, но и всех жителей Сокольников. Батюшке платили любовью и безграничным доверием. Не случайно же очень часто врачи и священники трудятся бок о бок — одни врачуют недуги телесные, другие — душевные и духовные.

Жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести здесь храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. То, что храм посвятят Воскресению Христову, было известно с самого начала.

Строительство Храма Воскресения Христова в Сокольниках

Начало строительства Храма Воскресения Христова в Сокольниках

В 1909 году батюшка Иоанн Кедров объявил сбор средств на новую церковь. Будущему храму заранее выбрали посвящение — в честь Воскресения Христова.

Выбрали место для Воскресенского храма в Сокольниках, а священник все не решался дать добро непосредственно на строительство: смущала отца Иоанна грандиозность проекта.

Есть легенда среди прихожан церкви, согласно которой к протоиерею Иоанну Кедрову трижды являлась Богородица с повелением начинать стройку, лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Прихожане и поныне убеждены: раз повелев строить храм, Богородица больше никогда не оставляла его в своей милости. Неслучайно в Воскресенской церкви хранится столько ее образов!

И 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла заложили первый камень Воскресенского храма.

Ход строительства Храма Воскресения в Сокольниках

Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало.

Однажды, когда приближался очередной день расчетов с рабочими, денег почти не осталось. И вот, поздно вечером к стройплощадке подошел бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашел в отведенную гостю комнату, то никого там не нашел. Зато на столе лежал сверток. В нем оказались деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим.

Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря освятили храм — как и планировалось, в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла.

В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоиерей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской».

История храма в Сокольниках

Новый Воскресенский храм в Сокольниках сразу стал любим своими прихожанами! Правда, очень скоро закрутился бурный водоворот событий XX века, захватив и Сокольнический храм.

До революции Храм Воскресения Христова в Сокольниках жил размеренной жизнью, славился своим замечательным хором.

После революции Воскресенский храм оказался в числе самых уязвимых. Первая серьезная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году, однако прихожане не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм.

Противостояние продолжалось до 1932 года. Однако вскоре церковь почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. А в 1945-м в Воскресенской церкви состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 70-х годов прошлого века Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведенной одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола.

А в 2001 году произошло заметное в мире искусствоведов событие. Третьяковская галерея передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II восстановленные фрагменты первоначальной росписи храма Христа Спасителя. Речь идет о шести фрагментах фрески Генриха Семирадского «Тайная Вечеря».

История этих росписей такова: перед взрывом храма в 1931 году власти разрешили сотрудникам Третьяковки снять наиболее ценные, на их взгляд, фрески и забрать в музей. Однако в последнюю минуту кто-то передумал. Храм взорвали, не дождавшись приезда искусствоведов.

Музейщики буквально на свой страх и риск собрали уцелевшее и отвезли в храм Воскресения Христова в Сокольниках в надежде на то, что когда-нибудь дело дойдет до их реставрации.

Воскресенский храм в Сокольниках архитектура

Воскресенский храм в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному московскому району Сокольники подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Главная отличительная особенность Воскресенского храма — его необычная для православной традиции пространственная ориентация. Апсида обращена на юг. Насколько известно, это связано с желанием отца Иоанна Кедрова обратить алтарь храма в сторону родной земли Иисуса Христа. В отдельных случаях Церковь допускает такие отклонения от канона.

Храм стоит на высоком подклете. Композиционно это четырех-столпный крестово-купольный храм в соответствии с древней русской традицией; однако в остальном его формы — творческая интерпретация традиционных мотивов вплоть до их полного переосмысления. На массивный крестообразный центральный объем водружен легкий восьмерик, увенчанный шатром; по угловым граням восьмерика поставлены четыре малые главки — подчеркнуто вытянутые по вертикали «луковицы». Им вторят четыре чуть более крупных главки, завершающие пониженные угловые объемы в пазухах центрального «креста». Рукава этого креста — широкие, завершением имеющие крупные закомары. Архитектору удалось решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: сделать храм вместительным и одновременно изящным, создать иллюзию утонченности, даже миниатюрности. Массивному, но обтекаемому низу противопоставлено динамичное, летучее девятиглавие. Чтобы диалектика не обернулась диссонансом, основному объему приданы крыльца с высоким щипцовым завершением, подчеркивающие вертикальный порыв центра. Таким образом, громоздкую нижнюю часть удалось умело примирить с излюбленным в культовой архитектуре эклектики и модерна приемом — шатровым завершением.

Возрожденный шатер применялся архитекторами московского модерна часто и в разных «ипостасях»: достаточно вспомнить стройную свечку старообрядческой Георгиевской церкви в подмосковном Новохаритонове (в районе Гжели), сложенный из 24 кокошников шатер храма в Серафимо-Знаменском скиту (Битягово) или вообще ни на что не похожий верх тоже старообрядческой Покровской церкви в Москве. Нетрудно заметить, кстати, что перечисленные храмы по сравнению с нашим Воскресенским — все-таки «малая форма», и именно в Сокольниках удалось успешно установить изящный шатер на очень массивное здание.

Внутри Воскресенского храма в Сокольниках

Только находясь внутри Воскресенского храма в Сокольниках можно в полной мере оценить, какой он на самом деле большой. Обширное, богато освещенное пространство интерьера четко членится на три нефа. Самый широкий — центральный. В правом и левом — приделы, соответственно, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В подклете был храм во имя святого Александра Невского, ныне он переосвящен в честь Рождества Христова.

При оформлении интерьера архитектор П. А. Толстых использовал интересный прием: пол имеет некоторый уклон от трапезной к алтарю (напоминаем — на юг). Решение, «подсмотренное» в театре, позволило верующим, даже находящимся в задних рядах, хорошо видеть происходящее на солее, видеть богослужение без помех. Чтобы еще более усилить воздействие, дополнить визуальные ощущения звуковыми, главный свод изнутри покрыли резонаторами-голосниками. Они усиливают звучание хора, делают его объемным — своего рода технология «звук вокруг» безо всяких электронных ухищрений.

Над низкой алтарной преградой — прекрасной работы двухъярусным эклектичным иконостасом, выполненным из кипариса, — словно парит озаренная льющимся из щелевидных окон солнечным светом высокая и глубокая конха апсиды. Аккуратный мазок художника: над алтарем — живописные фигуры Христа и ангелов на белом фоне. Эффект получается замечательный.

Вообще, интерьер Воскресенского храма не пестрит стенописью, стены белые, в эстетике модерна, росписи появляются только там, где это действительно нужно: над алтарем, над выходом в трапезную, традиционные евангелисты в парусах. И в то же время внутреннее пространство не выглядит статичным, застывшим: оно, как и внешний вид храма, постоянно находится в динамике, достигаемой за счет мастерского чередования ярко освещенных и затененных объемов. Превосходным обрамлением белоснежным стенам служат напольные киоты, темные, как и иконостас; они изготовлены из мореного дуба.

Иконостасы в приделах выполнены в той же манере, что и в центральной части. Росписи приделов богаче — они не только в апсидах, но и на боковых стенах. В алтаре северного придела — большое живописное изображение первоверховных апостолов; в алтаре южного — Богородица с Младенцем Иисусом на руках.

Храм воскресения Христова в Сокольниках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Хочешь идти в гости к прошлому – отправляйся в музей, если хочется глотка духовной атмосферы – в храм. А если и того, и другого – можно остановить выбор на храме Воскресения Христова в московских Сокольниках. Тут все перемешано в одном флаконе: история выжившей в период разрушения церквей 9-купольной постройки, называемой в народе когда-то «Кедровской», необычная ориентация алтаря под стиль всему храму, истории многочисленных образов и солистов слепого хора. Внутри словно говорит каждый камень, приглашая послушать его историю жизни.

Контакты. Как добраться

Посещение. Режим работы храма

Планируя визит в упомянутый храм, важно держать в голове, что это религиозное здание Московской городской епархии, так что будь добр, посетитель, уважай внешним видом и поведением то, что внутри происходит.

  • Правила посещения те же, что и в остальных православных храмах. Попасть внутрь утром получится только за полчаса до начала службы, то есть с понедельника по субботу в 7:30, а воскресенья и праздники – в 6:30.
  • Удалиться визитеров просят в 19:00.

Расписание богослужений храма Воскресения Христова в Сокольниках

  • 7:00, вс и праздники – ранняя литургия;
  • 8:00, пн-вс – литургия;
  • 10:00, вс и праздники – поздняя литургия;
  • 18:00, пн-вс – вечерняя служба (утреня);
  • 18:00, сб и накануне праздников – всенощное бдение.

Святыни

В храм Воскресения Христова можно идти, как на музейную экскурсию, – точно так же устанешь загибать пальцы от количества местных реликвий. Причем количество останков мучеников и святых явно преобладает над количеством выставленных икон.

  • Икона «Целительница», которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных излечений от тяжелых болезней.
  • Боголюбская икона Богоматери, снятая с Варварских ворот Москвы, где находилась при Петре I. Считается, что этот образ тоже лечит и предохраняет от болезней.
  • Иверская икона Божией Матери – список с иконы царской семьи, привезенной с горы Афон в XVII в. Называется также Вратарницей и московской покровительницей.
  • Страстная икона Божией Матери родом из XVII в., перенесенная из специально возведенного для нее Страстного монастыря. Также чудотворная и целебная.
  • Более 40 образов посвящены Богородице: тут имеются «Умягчение Злых сердец», Тихвинская, Казанская, Касперовская, Федоровская, Смоленская, «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Покров», «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) и прочие.
  • Разместились в храме также икона великомученика Пантелеимона с Лубянских ворот, праведного Алексия, апостолов Петра и Павла, мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи и с десяток других почитаемых церковью личностей.
  • Больше сотни частиц останков святых и мучеников хранится в храме Воскресения Христового: это мощи 40 Севастийских мучеников IV в., трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), евангелистов, великомучеников Пантелеимона, Трифона, Марины, святителей Николая и Луки Войно-Ясенецкого, Серафима Саровского, есть даже кусочек Древа Господня и много неопознанных мощей из разных монастырей.
Читать еще:  Пасха в 2013 году дата

Фото храма Воскресения Христового в Сокольниках

Древнерусский стиль постройки в сочетании с модерном и эклектикой – выглядит храм Воскресения Христового довольно современно.
Непривычно смотреть на колокола, не задирая голову вверх, – тут она расположена внизу, на крыльце.
Большие иконы украшают также фасады храма, на этом, например, изображена сцена воскресения Христа.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — Видео

Автор интересно рассказывает о истории храма. Приятного просмотра!

Район, где расположился храм, мало напоминает Москву начала XX в., за все постройки «отдувается» религиозная 34-метровая громадина. Так и представляешь, как по ступеням крылечек поднимаются солидные (и не очень) москвички довоенных времен. Хотя у всех свои ассоциации с прошлым…

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. История и архитектурные особенности

Величественный храм Воскресения Христова в Сокольниках был возведен не так давно – в начале прошлого века, а точнее, в 1913 году. Разработал проект этой церкви архитектор П. Толстых. Средства собрали верующие. Председателем строительного комитета был протоиерей Иоанн Кедров. Именно этот священник стал настоятелем нового храма, а позднее был репрессирован и выселен из Москвы. Сам же храм до сих пор иногда называют «кедровским».

Архитектурные особенности

Построена церковь на подклети и имеет в плане форму креста. Высота ее от основания до вершины главного купола составляет 34 метра. Согласно модным веяниям в архитектуре начала ХХ века, возведен храм Вознесения в Сокольниках в стиле модерн, слегка вычурном, но в то же время легком и изящном. Центральная часть комплекса увенчана шатровым восьмериком, оформленным четырьмя главками. Особое очарование этому сооружению придают элементы древнерусского стиля – кокошники под главами, арочные порталы, высокие окна. Присутствуют и устремленные ввысь элементы готики. И хотя подобный стиль именуют русским модерном, архитектурное оформление храма можно смело причислить к направлению «эклектика». Венчают храм девять луковичных куполов.

Основной же архитектурной особенностью этой церкви является то, что ее алтарная часть обращена не к востоку (так как это принято в православных культовых сооружениях), а к югу. Считается, что такую ориентацию сооружения выбрал сам протоиерей Кедров, поскольку именно в этой части света находится родина Христа и место его воскресения.

Отец Иоанн Кедров

Родился отец Иоанн Кедров в 1870 году в Подмосковье. После семинарии служил в Москве в небольшом больничном храме. Отца Иоанна с полным основанием можно назвать «народным» батюшкой. Помощь своим прихожанам он оказывал очень часто. В вопросах веры же был строг, но справедлив. Зачастую после беседы с ним человек полностью менял свою жизнь.

Как был заложен храм

Церквей в начале века в Сокольниках действовало достаточно много. Однако все они были небольшими и ведомственными, то есть открывались при разного рода благотворительных обществах. Большого же храма в этом районе не было. Поэтому отцу Кедрову и пришла в голову мысль о его постройке.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был заложен в конце сентября 1908 года. Деньги на строительство собирали местные мальчишки. Им были повешены на шею большие кружки под мелочь и выданы специальные удостоверения, подтверждающие то, что средства необходимы действительно на строительство церкви. Освящение главного престола храма состоялось в 1913 году. Другие престолы (в честь апостолов Петра и Павла, а также Боголюбской Божьей матери) были освящены в 1915-1916 гг.

Легенды о строительстве храма

До наших дней дошло несколько легенд, касающихся строительства этой церкви. Вот, к примеру, одна из них. После того как храм Воскресения Христова в Сокольниках был уже возведен, настало время расчета с рабочими. Однако денег у отца Иоанна было для этого недостаточно. И тут случилось настоящее чудо. К будущему настоятелю Воскресенской церкви зашел старый паломник. Отец Иоанн поселил его в одной из келий храма. Однако зайдя в комнату наутро, обнаружил ее пустой. На столике же лежало значительное денежное пожертвование. Средств хватило как раз для того, чтобы расплатиться с рабочими.

Храм Воскресения Христова после революции

В отличие от большинства московских церквей, Воскресенский храм не только не был разрушен после революции, но и остался действующим вплоть до наших дней. Закрыть его призывали часто – фабричные рабочие, медперсонал местной психиатрической клиники и т. д. Однако сокольнический Моссовет так и не решился лишить верующих последнего пристанища в районе.

В 1945 году в храме состоялся Поместный собор (первый, начиная с 1918 г.), на котором патриархом РПЦ был избран Алексий I. В мероприятии приняло участие 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Алексий I возглавлял РПЦ почти четверть века вплоть до своей кончины в 1970 году. В наше время храм включен в список сооружений, предложенных для взятия под охрану государством в столице.

Святыни храма

Храм Воскресения Христова в Сокольниках располагает святыней, широко известной за его пределами. Это старинная Иверская икона Божьей матери, с 1669 года находившаяся в Иверской часовне неподалеку от Кремля. Написана она была по заказу патриарха Никона. После революции часовню и ворота снесли. Так икона и оказалась в Сокольниках. Осталась она в храме Воскресения и после того, как часовня с воротами были восстановлены.

В церкви есть и еще одна очень почитаемая верующими святыня – икона Божьей Матери «Страстная», ранее находившаяся в Страстном монастыре.

Сегодня, как и в годы советской власти, посетить храм может любой желающий. Находится он по адресу: Сокольническая площадь, дом 6. Всем, кому небезразлична русская история, а также верующим, обязательно стоит хотя бы раз побывать в таком интересном месте, как храм в Сокольниках. Расписание богослужений: восьмичасовая Литургия (ежедневно) и вечерня в 17 часов (в среду – святителю Николаю, в четверг – святому Пантелеимону, в пятницу – Иверской Божьей Матери). По воскресениям и в праздничные дни проводятся Литургии в 6.45 и 9.30. При храме имеется воскресная школа.

Москва. Церковь Воскресения Христова в Сокольниках.

etienne
11 января 2006

etienne
14 мая 2006

Церковь Воскресения в Сокольниках построена на средства прихожан в 1909-13 гг. по проекту архитектора П.А. Толстых. Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники».

В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку. В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918 г.) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

Построен в 1910-1913 гг. (архит. П.А. Толстых). Председателем строительного комитета был известный московский прот. Иоанн Кедров, и храм в народе именовался «Кедровской церковью». Первоначально хор храма состоял из слепых. Храм не закрывался, но в 1930-х гг. был занят обновленцами. В 1940-1970 гг. в храме проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 г. — заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Воскресения Христова в Сокольниках церковь

Инициатива постройки храма в Сокольниках принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову, впоследствии погибшему в лагерях и причисленному к лику святых. Храм строился к 300-летию Дома Романовых (проект архитектора П.А. Толстых, при участии архитектора Л.И. Лазовского). Закладка состоялась 29 июня 1909 г., освящение – 22 декабря 1913 г. Храм являлся одним из крупнейших в Москве, он вмещал до 3000 молящихся. Придел во имя апостолов Петра и Павла освятили 4 января 1915 г., а второй придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – 18 октября 1915 г. В подклете 9 сентября 1916 г. освятили придел благоверного князя Александра Невского, в память о почившем настоятеле храма отце Александре Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Позднее придел переосвятили в честь Рождества Христова. Газеты сообщали, что придел «имел вид пещеры. По стенам устроены ниши, в одной из которых изображена Голгофа». Храм знаменит своим необычным расположением алтарной апсиды не традиционно – на восток, а на юг. По преданию, это была идея отца Иоанна Кедрова, чтобы направить алтари в сторону Палестины – земной родины Спасителя. В начале XX в. хор храма состоял из слепых.

Читать еще:  Святому духу царю небесный

Архитектура церкви выдержана в рамках неорусского стиля, но индивидуальность облика храма заслуживает особого места в истории московского модерна. Крестообразный в плане основной объем завершен стройным шатром с главкой. Углы центрального объема заполнены башенными пристройками, увенчанными четырьмя малыми главками, еще четыре такие главки поставлены на сводах, несущих центральный шатер. Кроме того, храм обстроен низкими боковыми притворами, украшен кокошниками. Звонница с пятью колоколами устроена над северной папертью. Фасады сплошь покрыты многолопастными арками и закладными крестами, барабаны украшены поливными керамическими плитками. Интерьеры простые и светлые, пространство отличает целостность и единство решения, что предоставляет возможность одним взглядом охватить иконостас и пристенные киоты из резного дуба. Алтарная апсида имеет обход, что позволило разместить иконостас полукругом вдоль ее стенки. Вокруг храма сохранилась современная его постройке ограда.

С начала 1930-х гг. в храме размещалась главная кафедра обновленческой церкви. В 1944 г. настоятель Воскресенской церкви протоиерей А.И. Расторгуев вместе с общиной верующих вернулся в Московскую Патриархию. В феврале 1945 г. здесь проходили заседания Поместного Собора, избравшего на патриарший престол Алексия I. Памятная доска об этом событии находится в северном приделе. В 1948 г. в храме праздновали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви.

Со времени закрытия и разорения московских храмов и часовен церковь Воскресения Христова хранит множество чудотворных и древних икон. В 1929 г. сюда перенесли одну из главных святынь Москвы – чудотворную Иверскую икону Божией Матери XVII века. Из Боголюбской часовни у Варварских ворот Китайгородской стены передали Боголюбскую икону Божией Матери, написанную в конце XIX века с древней иконы XII века, прославившейся чудесами. Сюда же передали Страстную икону Божией Матери из Страстного монастыря, Грузинскую икону Божией Матери и образ Господа Вседержителя «в червленых ризах» из Алексеевскою монастыря, образ святого Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Владимирских ворот и многие другие чтимые иконы. В храме хранятся ковчежки с частицами мощей святого Пантелеймона, Сорока Севастийских мучеников и других святых. В 1960-1970-е гг. невысокую окружающую застройку уничтожили, и ее место заняли сначала пятиэтажки, а позднее современные многоэтажные дома.

Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья в Сокольниках превратились сначала в парк, окружённый дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, домами для рабочих, и множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов — больниц, богаделен и приютов. Все они строились на деньги фабрикантов и промышленников — благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почёте. Одно из таких медучреждений — это Бахрушинская (Остроумовская) больница, при которой существовала больничная церковь. Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим прихожанами. Известно, что жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести в Сокольниках большой просторный храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. Вот уже и место для сокольнического храма выбрали, а священник всё не решался дать добро непосредственно на строительство: смущали нехватка средств и множество других препятствий. Однажды священнику явилась Божия Матерь и повелела начать строительство. Второе явление Богородицы тоже не убедило батюшку. Лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Итак, 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в присутствии митрополита московского Владимира (Богоявленского) заложили первый камень Воскресенского храма. Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало. Поэтому на время строительства в расположенном неподалёку кирпичном здании устроили временную Воскресенскую церковь. Однажды, когда приближался очередной день расчётов с рабочими, денег почти не осталось. И вот поздно вечером к стройплощадке подошёл бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашёл в отведённую гостю комнату, то никого там не нашёл. Зато на столе лежал свёрток. В нём оказалось деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим. Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трёхсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря митрополит Макарий освятил храм — как и планировалось в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла. Причём известно, что строился этот придел «на средства одного гражданина, внёсшего 40 000 рублей и пожелавшего остаться неизвестным. В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоирей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской».

После революции Воскресенский храм не попал в список охраняемых памятников архитектуры. Первая серьёзная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году. По иронии судьбы 24 декабря (накануне Рождества по старому стилю) коллектив местной психиатрической больницы на собрании принял резолюцию о ликвидации Воскресенской церкви, а также храма Тихона Задонского. На заседании медработники требовали «. Воскресенскую церковь закрыть и отдать им под клуб, храм Тихона Задонского в Сокольниках ликвидировать и устроить там детсад». Через несколько дней закрытия Кедровской церкви уже требовали местные школьники, сотрудники Сокольнического исправительного трудового дома, коллективы нескольких фабрик. Звучали предложения разместить в храме районный драмтеатр. Некоторые аргументировали необходимость ликвидации ещё более хлёсткими фразами: «означенная церковь расположена рядом с парком культуры и отдыха, где проводится массовая просветительская работа, и наличие рассадников религиозного дурмана ни в коей мере не может быть терпимо» (цитируется по книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков»). И понеслось — сокольнические домохозяйки затребовали Воскресенский храм под женский клуб, а военные — под Дом обороны. Вместе с тем, прихожане тоже не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм. Противостояние продолжалось до 1932 года, когда Моссовет неожиданно передал участок земли вместе с Воскресенской церковью ВНИИ водоснабжения — для возведения там нового здания. Учёные начали проектные работы, но тут один секретарь Мосгорисполкома сообщил, что закрывать храм никак нельзя, поскольку он обслуживает сразу несколько общин ранее закрытых храмов. Однако вскоре церковь ожидала новая напасть: почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. Правда, потом её настоятель А.И. Расторгуев вместе со всем приходом добровольно вернулся в московскую патриархию. А через год, в 1945-м году, в Воскресенском храме состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 1970-х годов Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведённой одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола. Воскресенская церковь в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному району подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №187, 2016 г.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках.

Построен на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора Павла Александровича Толстых.

Инициатором строительства был московский протоиерей церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Бахрушинской больнице — Иоанн Кедров. Поэтому в народе этот храм иногда называли — Кедровская церковь.

По приданию, хранящемуся в семье Кедровых, три раза Богородица являлась во сне священнику и повелевала ему начать строительство этого храма. Однако отец Иоанн не начинал в виду отсутствия денег, но после третьего раза решился на постройку. В 1907 году из Дворцового ведомства пришло разрешение на приобретение участка земли, необходимого для строительства. Был организован сбор народных пожертвований. Жертвователей оказалось так много, что собрали около 300 тысяч рублей. История сохранила память о случае, когда на этот храм один гражданин пожертвовал 40 тысяч рублей сам пожелал остаться неизвестным. Стройка была поистине народной — на народные деньги. Отцу Иоанну приснился план церкви с алтарем не на восток, как во всех православных храмах, а на юг, в сторону храма Гроба Господня в Иерусалиме. Таким образом, это единственный храм в Москве с алтарем обращенным в сторону Святой земли. И еще этот храм считается единственным образцом стиля модерн в церковной архитектуре Москвы.

Закладка храма состоялась 29 июня 1909 года и была совершена митрополитом Московским Владимиром.

На old.mos.ru выложена фотография, которая, видимо, и запечатлела этот момент:

А на этой фотографии мы уже видим само строительство, 1912 год:

Храм был освящен 22 декабря 1913 года во имя главного христианского праздника — Воскресения Христова. Левый придел — 4 января 1915 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , правый — 18 октября 1915 года в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» . 9 сентября 1916 года был освящен подземный придел, сооруженный в молитвенную память о почившем старце А.К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Ныне в подклети — придел Рождества Христова. Здесь совершается таинство Святого крещения.

Первые фотографии отстроенного храма 1914 год:

Первый Крестный ход на Пасху 1914 года:

Обязательно рассмотрите эту фотографию.
29 августа 1919 года.Общая фотография на праздновании 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова. Он в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.

Читать еще:  Пасха в 2024 году

А так храм выглядел в районе 1930 года:

Теперь вернемся непосредственно к архитектуре. 9-ти купольный 2-х этажный храм имеет форму креста, площадь его составляет 960 кв.м. Высота главного купола — 34 метра, боковых приделов — 22 м.

Храм— одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость.

Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство.

Замечательные резные иконостасы выполнены из кипариса по проекту архитектора А.П. Толстых в духе эклектики. В последствии для икон сделали киоты художественной резьбы из моренного дуба, изготовили величественные паникадила в византийском стиле. Первый хор храма был составлен из слепых . Это один из последних московских храмов, построенных в дореволюционной России.

Так выглядело убранство храма на момент открытия:

Детали храма можно рассматривать бесконечно. Я даже не знаю, с какой стороны он менее красив, чем с другой. Невероятно красив и притягателен в каждой мелочи и детали:

В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

И главная святыня Храма — Икона Иверской Божией Матери :

На этом фото мы видим Патриарха Кирилла во время службы на фоне святыни:

История появления ее в Храме такова. С иконы Иверской Божией Матери, находившейся в царской семье, был сделан список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

Из личных наблюдений могу сказать, что возле иконы всегда есть небольшая очередь из 3 — 5 человек, чтоб к ней приложиться, причем это в будний день и рабочее время.

И еще немного фотографий Храма. Спасибо всем, кто фотографировал:

Над входом в Храм есть надпись:
«Азъ есмъ светъ — верьте в светъ да сынове света будете» (фото увеличивается):

Что касается внутреннего убранства, то стены и потолок изначально были белыми, а напольные иконостасы из темного дерева, тем самым вид был довольно строгий. Но мне случайно попалось интересное фото 1980 года, где отображен совершенно другой вид убранства внутри:

Под этой фотографией шел гневный текст :

«В 1950-х гг. стены, до того пустующие, были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. При этом в алтарном своде поместили огромный Глаз в треугольнике (Всевидящее Око), которым в свое время возмущался небезызвестный священник Сергий Желудков. К счастью, приходу хватило сознательности, и в 1990-е гг. Глаз ликвидировали. Но на представленном фото 1980-х гг. мы можем его лицезреть.«

В настоящее время Храм внутри выглядит так (фото со службы Патриарха Кирилла):

Храм имеет собственный сайт и активно духовно живет: http://www.voskresenie-sokolniki.ru/ Он ни на один день не закрывался, что кажется практически невозможным, учитывая советские времена, и количество попыток власти использовать его под светские нужды. Но его отстояли — невероятно, но факт.

В следующем году ему исполнится 100 лет. Немного по меркам церковной архитектуры. Но таких храмов не было «до» и «после» уже, понятно, не будет. Год постройки был тот самый 1913 год — наивысший год расцвета Российской Империи. Модерн во всей своей невероятной красоте. Что-то от самых корней и сказки. Что-то от исконно народного, записанного на подкорке. В общем, это последнее не по мотивам, а отражающее состояние «здесь и сейчас» 100 лет назад, при этом живое и активное. Давайте его беречь.

Храм вознесения в сокольниках

Блж. Ксении Петербургской

  • последние события

В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках — главном храме Воздушно-десантных войск прошла череда рождественских богослужений.

Представители командования ВДВ посетили рождественские богослужения в Главном храме Воздушно-десантных войск

26 декабря 2020 года состоялось последнее в этом году заседание Общественного совета при МВД России, на котором были подведены итоги работы за 2017-2019 годы.

Епископ Клинский Стефан награжден медалью МВД России «300 лет российской полиции»

25 декабря 2020 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Председатель Синодального отдела принял участие в совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

Если Вы испытываете трудности с передвижением и Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, Вы можете попросить о помощи и задать интересующие Вас вопросы сотрудникам храма.

19 декабря 2020 года председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан совершил в домовом храме Национального центра управления обороной РФ (НЦУО) благодарственный молебен.

В Национальном центре управления обороной РФ совершен благодарственный молебен

17 декабря 2020 года, в день памяти великомученицы Варвары и 60-летия образования Ракетных войск стратегического назначения епископ Клинский Стефан совершил Божественную литургию в храме во имя святой великомученицы Варвары в подмосковной Власихе, где расположен Главный штаб РВСН.

В День памяти св. вмц. Варвары епископ Клинский Стефан совершил литургию в главном храме РВСН

Епископ Клинский Стефан совершил молебен по случаю придания храму Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках статуса Главного храма ВДВ

Епископ Клинский Стефан совершил молебен по случаю придания храму статуса Главного храма ВДВ

11 декабря 2020 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло последнее в уходящем году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В Москве состоялось последнее в этом году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

10 декабря 2020 г. председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан принял участие в заседании Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов.

Епископ Клинский Стефан принял участие в заседании Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов

Дорогие братья и сестры!

Если Вы или близкие Вам люди, будучи крещены в Православии, впоследствии отпали от истинной веры, прошли инициацию с получением нового
имени, как например, в восточных культах, занимались медитацией, практиковали мантрические чтения и т.п., принимали участие в молитвенных собраниях, ритуалах сект, а теперь, осознав свой грех, имеете желание вернуться в лоно Матери-Церкви, но не знаете, как это сделать?

Вы можете позвонить в телефонную службу помощи людям, отпавших от Православия

ЗВОНИТЬ ПН.-ПТ. С 11.00 ДО 16.00
7 929 691-81-08, священник Дмитрий

Распоряжение Настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерея Михаила Васильева

Во исполнение Распоряжения Святейшего Патриарха Кирилла относительно подготовки к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г., Подворье Патриарха Московского и всея Руси храме Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ всем желающим креститься (в случае крещения младенцев – их крестным и родителям) перед Таинством Крещения необходимо пройти две огласительные беседы со священником. Минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше 14 лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше 14 лет включают в себя:
• в отношении крещаемых (кроме детей), родителей и восприемников — участие не менее, чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
• в отношении крещаемых (кроме младенцев) — личную покаянно-исповедальную беседу со священником.
Беседы проводятся на безвомездной основе, продолжительностью не более 1 часа.
При прохождении перечисленными лицами указанных бесед им надлежит выдавать свидетельствующий об этом документ, за подписью священника. Документ выдается только при условии знания Символа веры наизусть и прочтения Евангелия. В тех случаях, когда готовящийся к принятию Таинства Крещения прошел оглашение в другом храме, им предъявляется соответствующий документ, заверенный печатью храма. В тех случаях, когда родители или восприемники уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни, им надлежит представить рекомендацию духовника или настоятеля храма, прихожанами которого они являются. Исключение из этих требований составляют случаи смертельной опасности для готовящегося принять Таинство Крещения.

Огласительные беседы совершаются в по субботам в 11:00
Таинство Крещения совершается: по субботам в 12:00

Настоятель Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ протоиерей Михаил Васильев
15.05. 2017

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector