1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха для клироса

Пасха: пасхальные богослужебные тексты для общего народного пения

Во многих храмах прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст к Пасхальной службе.

Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Утреня

Пасхальная утреня начинается с Крестного Хода

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

По завершению Крестного Хода:

Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся вонь.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Далее читается Пасхальный канон

На 1-й песне канона (ирмос): Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни, и от земли́ к небеси́, Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия.

На 3-й песне: Прииди́те, пи́во пие́м но́вое, не от ка́мене непло́дна чудоде́емое, но нетле́ния исто́чник из гро́ба одожди́вша Христа́, в Не́мже утвержда́емся.

На 4-й песне: На Боже́ственней стра́жи богоглаго́ливый Авваку́м да ста́нет с на́ми, и пока́жет светоно́сна А́нгела, я́сно глаго́люща: днесь спасе́ние ми́ру, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.

На 5-й песне: У́тренюем у́треннюю глубоку́, и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це, и Христа́ у́зрим пра́вды Со́лнце, всем жизнь возсия́юща.
На 6-й песне: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́, и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щия свя́занныя, Христе́, и тридне́вен, я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба.

На 7-й песне: О́троки от пе́щи изба́вивый, быв Челове́к, стра́ждет я́ко сме́ртен, и стра́стию сме́ртное, в нетле́ния облачи́т благоле́пие, Еди́н благослове́н отце́в Бог, и препросла́влен.

На 8-й песне: Сей нарече́нный и святы́й день, Еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь, пра́здников пра́здник и торжество́ есть торже́ств, во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки.

На 9-й песне: Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Пло́тию усну́в, я́ко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.

Стихиры на хвалитех:

Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся Силы Его. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Пое́м Твою́, Христе́, спаси́тельную страсть, и сла́вим Твое́ Воскресе́ние.

Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

Крест претерпе́вый, и смерть упраздни́вый, и воскресы́й из ме́ртвых, умири́ на́шу жизнь, Го́споди, я́ко Еди́н Всеси́лен.

Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

А́да плени́вый и челове́ка воскреси́вый, Воскресе́нием Твои́м, Христе́, сподо́би ны чи́стым се́рдцем, Тебе́ пе́ти и сла́вити.

Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: всякое дыхание да хвалит Господа.

Боголе́пное Твое́ снизхожде́ние сла́вяще, пое́м Тя, Христе́: роди́лся еси́ от Де́вы, и неразлуче́н был еси́ от Отца́: пострада́л еси́ я́ко челове́к, и во́лею претерпе́л еси́ Крест, воскре́сл еси́ от гро́ба я́ко от черто́га произше́д, да спасе́ши мир, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.

Па́сха свяще́нная нам днесь показа́ся; Па́сха но́ва свята́я; Па́сха та́инственная; Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель; Па́сха непоро́чная; Па́сха вели́кая; Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут.

Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.

Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Мироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми; что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

(Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа)

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному, Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́. (трижды)

Предвари́вшия у́тро, я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся! И Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Тропари́, глас 8:

Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси́ Христе́, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Сла́ва: Яко Живоно́сец, я́ко рая́ красне́йший, вои́стину и черто́га вся́каго ца́рскаго показа́ся светле́йший, Христе́, гроб Твой, исто́чник на́шего воскресе́ния.

И ны́не: Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим: благослове́нна Ты в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.

Читайте также по теме:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся вонь.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

1-й антифон, глас 2 (Псалом 65):

Воскли́кните Го́сподеви вся земля́.

Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

Воскли́кните Го́сподеви вся земля́, по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́.

Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.

Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.

Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

2-й антифон, глас 2 (Псалом 66):

Боже ущедри ны и благослови ны.

Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа.

Бо́же, уще́дри ны, и благослови́ ны, просвети лице Твое́ на ны, и поми́луй ны.

Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа.

Да позна́ем на земли́ путь Твой, во всех язы́цех спасе́ние Твое́.

Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа.

Да испове́дятся Тебе́ лю́дие Бо́же, да испове́дятся Тебе́ лю́дие вси.

Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

3-й антифон, глас 5 (Псалом 67):

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Во время входа с Евангелием:

В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.

Тропарь праздника, глас 4:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Предвари́вшия у́тро, я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

Кондак праздника, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся! И Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся. Аллилу́ия. (трижды)

Прокимен, глас 8: Сей день его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь

Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его.

Апостольские и Евангельские чтения

Деяния святых Апостолов (гл.1:1-8):

Первую книгу, Феофил, составил я о всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесён, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, «о чём вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней».

Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» И Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли».

Ты воскрес ущедриши Сиона. Господь с Небесе на землю призре.

Евангелие от Иоанна (гл.1: 1-17)

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Читать еще:  Пасха мультфильм для детей смотреть онлайн

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Вме́сто «Достойно есть»:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.

Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Пасхальное богослужение: что и почему поется в храме?

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик — это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле — пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение — певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно — 1 лик и 2 лик), а тропари — на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни — ипакои Пасхи, а по 6 — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1 гласа, на Понедельник — 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование — христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование — это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон — это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи — Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Читать еще:  Пасхальная служба слушать

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды — это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий — пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Источник: М.С. Красовицкая. Литургика

Популярные авторы

Церковный интернет магазин «Отчий дом» предлагает большой выбор православной литературы для личного и церковного пользования. У нас вы можете по доступной цене приобрести церковные книги, выпущенные нашим собственным издательским домом, а также востребованную религиозную печатную продукцию лучших православных издательств России без посреднических наценок.

Наш ассортимент

Интернет магазин православной литературы «Отчий дом» — это богатый ассортимент художественных и богослужебных книг, а также книг по духовному развитию для детей и взрослых.

У нас вы можете выбрать и приобрести по выгодной цене:

  • книги на церковнославянском и русском языке, а также специальные издания с параллельным переводом;
  • учебную литературу, пособия и руководства для проведения богослужебных обрядов, молитвословы, псалтири;
  • литературу по основам религии;
  • известные богословские труды.

Для удобства наших заказчиков мы постоянно делаем интересные тематические подборки из самых востребованных книг и серий. У нас вы можете купить такие популярные собрания православной литературы как «Пасхальные книги для детей», «Первые шаги в церкви», «Самые известные творения святых отцов» и многое другое. Для тех, кто является сторонником современных технологий, в нашем интернет-магазине представлен большой выбор аудиокниг на CD и DVD дисках.

Что еще вы можете приобрести в нашем интернет-магазине

Несмотря на то, что приоритетное направление деятельности интернет магазина «Отчий дом» в Москве — продажа православной литературы, в каталоге нашего сайта также можно найти широкий выбор разнообразной церковной утвари. Вся предлагаемая продукция изготавливается из специальных материалов, ее продажа осуществляется только по благословению.

У нас вы можете купить:

  • иконы с изображениями Святой Троицы, Богородицы, Господа Вседержителя, а также с ликами всех известных святых;
  • миниатюрные иконки для автомобилей;
  • магниты и наклейки с молитвами и православной символикой;
  • венчальные наборы, наборы для крещения;
  • масла и благовония;
  • молитвенные, сорокоустные, праздничные свечи.

Преимущества сотрудничества с магазином «Отчий дом»

Православный книжный интернет магазин «Отчий дом» занимает лидирующие позиции в распространении и популяризации православной литературы.

Наши главные преимущества:

  • Большой и постоянно обновляемый ассортимент специальной и художественной православной литературы и сопутствующей продукции для всех категорий верующих и священнослужителей.
  • У нас вы можете купить христианские книги без издательской наценки. Для частных лиц проводятся выгодные праздничные акции, а для оптовых покупателей предусмотрена гибкая система скидок.
  • У нас удобные условия оплаты и доставки во все регионы России.

Купить православные книги в интернет магазине «Отчий дом» можно в один клик. Достаточно выбрать понравившийся вариант издания, определиться с количеством и добавить товар в корзину. Как только вы подтвердите заказ, он будет укомплектован и отправлен по указанному адресу.

Доставка православных книг по Москве, а также в другие города России осуществляется оперативно. Вы можете самостоятельно забрать литературу и утварь в одном из наших пунктов самовывоза, получить заказ в отделении Почты России, воспользоваться курьерской доставкой или услугами любой транспортной компании по вашему выбору.

Пасха (Светлое Христово Воскресение)

Литургия совершается ночью.

Священник: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священнослужители в алтаре поют: Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав. Трижды.

Хор повторяет трижды.

Священник возглашает припевы.

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, / и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.

На каждый стих хор поет тропарь: Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Второй стих: яко исчезает дым, да исчезнут, / яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды.

Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды.

Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь. Христос воскресе: единожды.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Христос воскресе. весь тропарь, один раз

И ныне и присно и во веки веков, аминь: Христос воскресе, весь тропарь, один разы.

Священник, громко: Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ.

Хор: И сущим во гробех живот даровав.

Диакон читает ектению великую. После ектении же и возгласа священника начинаются антифоны.

Антифон первый, псалом 65, глас 2

Стих 1: Воскликните Господеви вся земля.

Припев: Молитвами Богородицы, / Спасе спаси нас.

Другой хор тот же стих: Воскликните Господеви вся земля, / пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Припев: Молитвами Богородицы, / Спасе спаси нас.

Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, / во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.

Припев: Молитвами Богородицы, / Спасе спаси нас.

Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, / и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.

Припев: Молитвами Богородицы, / Спасе спаси нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, / и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оба хора, громко: Молитвами Богородицы, / Спасе спаси нас.

Антифон второй, псалом 66, глас тот же

Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны.

Припев: Спаси ны, Сыне Божий, / воскресый из мертвых, поющия Ти: / Аллилуиа. Единожды.

Другой хор: Боже, ущедри ны и благослови ны, / просвети лице Твое на ны и помилуй ны.

Припев: Спаси ны, Сыне Божий, / воскресый из мертвых, поющия Ти: / Аллилуиа.

Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, / во всех языцех спасение Твое.

Припев: Спаси ны, Сыне Божий, / воскресый из мертвых, поющия Ти: / Аллилуиа.

Стих 3: Да исповедятся Тебе людие, Боже, / да исповедятся Тебе людие вси.

Припев: Спаси ны, Сыне Божий, / воскресый из мертвых, поющия Ти: / Аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, / и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оба хора: Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправ, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Антифон 3-й, псалом 67, глас 5

Стих 1: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Тропарь, глас 5:

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Другой хор, той же стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, / и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

Тропарь: Христос воскресе.

Стих 2: яко исчезает дым, да исчезнут, / яко тает воск от лица огня.

Тропарь: Христос воскресе.

Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, / а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом.

Тропарь: Христос воскресе.

Диакон: Премудрость, прости.

Хор: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Тропарь, глас 5

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Ипакои, глас 4

Предварившия утро, яже о Марии, / и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Слава, и ныне: кондак, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся! / И Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся: / аллилуиа.

Прокимен, глас 8

Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Апостол, Деяний чтение, зачало 1 (глава 1, стихи 1-8)

Первую книгу, Феофил, составил я о всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесён, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, «о чём вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней». Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» И Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли».

Евангелие от Иоанна, зачало 1 (глава 1, стихи 1-17)

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Читать еще:  Пасхальные салфетки крючком схемы и описание

Евангелие читают вместе с настоятелем все служащие иереи и диаконы, один за другим, по статьям, как распределит настоятель.

Далее совершается Божественная Литургия Иоанна Златоуста по обычному чину.

Вместо Достойно есть поется

Ангел вопияше Благодатней: / Чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба, / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся.

Также ирмос, глас 1: Светися, светися, / новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися, Сионе. / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о востании Рождества Твоего.

Когда священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите» вместо «Благословен грядый во имя Господне. » поется тропарь «Христос воскресе. »

После заамвонной молитвы священник освящает артос.

Молитва

Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник кропит артос священною водою: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

Артос кладется на аналой, люди, подходящие за антидором, прикладываются к нему.

Песнопения Святой Пасхи — Светлого Христова Воскресения

Начальная стихира Воскресная, глас 6:

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.

Тропарь Пасхи, во глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Пасхальное начало:

Первый стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.

И на кийждо стих поем тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (единожды).

Вторый стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Третий стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Четвертый стих: Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Слава: Христо́с воскре́се: (единожды).

И ныне: Христо́с воскре́се: (единожды).

Таже вышшим гласом: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.

Задостойник Пасхи:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый, / лю́дие, весели́теся.

Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Стихиры Пасхи. Глас 5.

Стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.

Па́сха / свяще́нная нам днесь показа́ся; / Па́сха но́ва свята́я; / Па́сха та́инственная; / Па́сха всечестна́я. / Па́сха Христо́с Изба́витель; / Па́сха непоро́чная; / Па́сха вели́кая; / Па́сха ве́рных. / Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. / Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.

Прииди́те / от виде́ния жены́ благове́стницы, / и Сио́ну рцы́те: / приими́ / от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: / красу́йся, лику́й / и ра́дуйся, Иерусали́ме, / Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, / я́ко жениха́ происходя́ща.

Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Мироно́сицы жены́, / у́тру глубоку́, / предста́вша гро́бу Живода́вца, / обрето́ша А́нгела / на ка́мени седя́ща, / и той провеща́в им, / си́це глаго́лаше: / что и́щете Жива́го с ме́ртвыми; / что пла́чете Нетле́ннаго во тли? / Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Стих: Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Па́сха кра́сная, / Па́сха, Госпо́дня Па́сха! / Па́сха всечестна́я / нам возсия́. Па́сха, / ра́достию друг дру́га обы́мем. / О Па́сха! / Избавле́ние ско́рби, / и́бо из гро́ба днесь, / я́ко от черто́га / возсия́в Христо́с, / жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: / пропове́дите апо́столом.

Слава, и ныне, глас 5:

Воскресе́ния день, / и просвети́мся торжество́м, / и друг дру́га обы́мем. / Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, / прости́м вся Воскресе́нием, / и та́ко возопии́м: / Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́. А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́. А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий. А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг. А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует. А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется. А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит, ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся. А́ще кто то́чию дости́же, и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо Сый Влады́ка, прие́млет после́дняго я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́. И после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т, и сему́ да́рствует, и дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит. Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́: и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те. Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те. Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси. Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай, вси наслади́теся пи́ра ве́ры: вси восприими́те бога́тство бла́гости. Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее Ца́рство. Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от гро́ба возсия́. Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть. Угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый. Плени́ а́да, Соше́дый во ад. Огорчи́ его́ вкуси́вша пло́ти Его́. И сие́ предприе́мый Иса́иа возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, срет Тя до́ле. Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся. Огорчи́ся, и́бо пору́ган бысть. Огорчи́ся, и́бо умертви́ся. Огорчи́ся, и́бо низложи́ся. Огорчи́ся, и́бо связа́ся. Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся. Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо. Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше. Где твое́, сме́рте, жа́ло; где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́. Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони. Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели. Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе. Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть. Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пасха (аналойный формат)

Книга содержит службы Постной и Цветной Триоди, начиная с пасхальной полунощницы и до Литургии Светлой субботы. В книгу включены все апостольские и евангельские чтения Светлой седмицы, молитвы на благословение и на раздробление артоса, «Молитва во еже благословити брашна мяс» и «Молитва во еже благословити сыр и яица», последование молебна, а также последование отпевания усопших в Светлую седмицу, поскольку оно содержит в основном пасхальные песнопения.

Все богослужебные тексты приводятся в традиционной редакции, которая привычна для священно- и церковнослужителей и содержится в Триоди Постной и Цветной, Октоихе, Требнике и других книгах Издательства Московской Патриархии.

После богослужебных текстов в книге помещены развёрнутые уставные комментарии, а также заметки по истории пасхальной службы.

В качестве приложения даются ноты канона Пасхи сокращённого греческого роспева для четырёхголосного хора.

  • Содержание

Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу

  • Во Святую и Великую Неделю Пасхи
    • Последование полунощницы
    • Последование утрени
    • О часех Святыя Пасхи
    • О изобразительных
    • Молебен на Святую Пасху
    • Последование Литургии
      • Молитва на благословение артоса
    • Молитва во еже благословити брашна мяс
    • Молитва во еже благословити сыр и яица
    • Последование артоса в день Святыя Пасхи
    • Последование вечерни
  • В понедельник Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • Во вторник Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В среду Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В четверток Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В пяток Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В субботу Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
      • Молитва на раздробление артоса
  • Последование отпевания усопших в пасхальную седмицу

О службе дня Святой Пасхи и всей Светлой седмицы

  • Уставные указания к богослужению дня Святой Пасхи и Светлой седмицы
  • Из истории праздника Святой Пасхи

Нотное приложение

  • Канон Пасхи. Глас 1-й. Сокращённого греческого роспева
  • Персоны

Издание подготовлено Отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Заведующий отделом — священник Иоанн Нефёдов.

Редакторы — П. В. Уржумцев, Л. П. Медведева, С. В. Жуков.

Составитель комментариев — П. М. Иванов.

Корректоры — О. Р. Газизова, З. О. Пидемская, Е. В. Тростникова.

Составитель нотного приложения — иеромонах Амвросий (Носов) .

Технический редактор — Т. В. Булатова.

Художники — О. А. Васильев, В. Г. Первов.

Компьютерная вёрстка — Н. Г. Гаспарова, А. В. Терентьев.

Набор — А. А. Серова.

Разработчик гарнитуры Kiprian — Г. А. Иванов.

  • Аннотация
  • Содержание
  • Персоны
  • Отзывы (0)

Книга содержит службы Постной и Цветной Триоди, начиная с пасхальной полунощницы и до Литургии Светлой субботы. В книгу включены все апостольские и евангельские чтения Светлой седмицы, молитвы на благословение и на раздробление артоса, «Молитва во еже благословити брашна мяс» и «Молитва во еже благословити сыр и яица», последование молебна, а также последование отпевания усопших в Светлую седмицу, поскольку оно содержит в основном пасхальные песнопения.

Все богослужебные тексты приводятся в традиционной редакции, которая привычна для священно- и церковнослужителей и содержится в Триоди Постной и Цветной, Октоихе, Требнике и других книгах Издательства Московской Патриархии.

После богослужебных текстов в книге помещены развёрнутые уставные комментарии, а также заметки по истории пасхальной службы.

В качестве приложения даются ноты канона Пасхи сокращённого греческого роспева для четырёхголосного хора.

Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу

  • Во Святую и Великую Неделю Пасхи
    • Последование полунощницы
    • Последование утрени
    • О часех Святыя Пасхи
    • О изобразительных
    • Молебен на Святую Пасху
    • Последование Литургии
      • Молитва на благословение артоса
    • Молитва во еже благословити брашна мяс
    • Молитва во еже благословити сыр и яица
    • Последование артоса в день Святыя Пасхи
    • Последование вечерни
  • В понедельник Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • Во вторник Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В среду Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В четверток Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В пяток Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
    • вечера
  • В субботу Светлыя седмицы
    • на утрени
    • на Литургии
      • Молитва на раздробление артоса
  • Последование отпевания усопших в пасхальную седмицу

О службе дня Святой Пасхи и всей Светлой седмицы

  • Уставные указания к богослужению дня Святой Пасхи и Светлой седмицы
  • Из истории праздника Святой Пасхи

Нотное приложение

  • Канон Пасхи. Глас 1-й. Сокращённого греческого роспева

Издание подготовлено Отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Заведующий отделом — священник Иоанн Нефёдов.

Редакторы — П. В. Уржумцев, Л. П. Медведева, С. В. Жуков.

Составитель комментариев — П. М. Иванов.

Корректоры — О. Р. Газизова, З. О. Пидемская, Е. В. Тростникова.

Составитель нотного приложения — иеромонах Амвросий (Носов) .

Технический редактор — Т. В. Булатова.

Художники — О. А. Васильев, В. Г. Первов.

Компьютерная вёрстка — Н. Г. Гаспарова, А. В. Терентьев.

Набор — А. А. Серова.

Разработчик гарнитуры Kiprian — Г. А. Иванов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector