1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха и исход евреев из египта

Пасха и исход евреев из Египта

Я выведу вас от угнетения Египетского в землю, где течет молоко и мед.
(Исх.3:17)

Четыреста лет пребывал еврейский народ в египетском рабстве. И вот пришло время вернуться народу в землю своих отцов. По повелению Божию, Моисей должен был вывести народ из Египта. Он и его брат Аарон явились перед фараоном и от имени Божия потребовали отпустить евреев из Египта.

Фараон-язычник не внял словам Моисея. Не желая терять рабочую силу, он повелел Моисею возвращаться к своей работе и не смущать народ. Он повелел еще больше увеличить повинности евреев, чтобы у них не оставалось времени для бесплодных мечтаний о свободе.

Но никакой земной владыка не в силах противостоять воле Владыки Небесного. Моисей силою Божьей навел на Египет десять страшных бедствий, которые получили название казней египетских. Эти бедствия должны были показать язычникам силу и могущество истинного Бога, которому подчиняются все стихии земли.

Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь. Град и саранча истребляли все живое. Страшное нашествие жаб, ядовитых мошек, моровая язва поражали Египет.

Как ни тяжелы были все эти бедствия, но они не сломили упорства фараона. Тогда Господь подверг Египет самой страшной казни, десятой. Она наступила ночью, и эта ночь стала последней ночью рабства для еврейского народа.

По повелению Божию, евреи должны были бодрствовать этой ночью и совершить торжественный обряд. Каждая семья должна была заколоть однолетнего агнца, испечь и съесть его с пресным хлебом и горькими травами. Кровью агнца нужно было помазать косяк двери.

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел только мимо тех дверей, которые были помечены кровью.

Засиявшее утро осветило египтянам то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. «И сделался великий вопль во всей земле египетской: ибо не было дома, где не было мертвеца». Фараон в своем дворце оплакивал своего наследника. Ангел смерти поразил всех первенцев египетских « от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника».

Последнего удара не выдержало строптивое сердце фараона. Узнав о страшном бедствии, он призвал Моисея и Аарона и приказал им и всему еврейскому народу как можно скорее покинуть пределы его страны.

И народ двинулся в путь. С Моисеем вышло шестьсот тысяч человек, не считая жен и детей. Евреи покидали страну, в которой четыреста лет назад они спаслись от голода. Но чтобы пища материальная не стала единственной пищей в их жизни, чтобы они не забыли истинную веру, они должны были покинуть Египет. Их путь лежал на восток, туда, где расположилась земля обетованная.

Господь в виде облачного столпа днем и огненного ночью сопровождал еврейский народ на всем протяжении его пути. Этот путь к земле обетованной растянется на долгих сорок лет. И все эти годы Господь не покинет Свой народ. Он сотворит столь великие чудеса, что не видевшему будет трудно поверить в них. Но столь щедр Господь, что Он не жалеет ничего для того, кто верит в Него.

День избавления евреев от египетского рабства остался памятным для народа на века. Этим днем евреи начинали новый год, ведь этот день открыл для них новую эру, эру свободы. В этот день они праздновали свой главный праздник, который получил название Пасхи, что означает «избавление», «прохождение мимо». Каждая еврейская семья закалывала и приготовляла пасхального агнца. Его ели, как и в ночь освобождения, с пресным хлебом и горькими травами. Празднование Пасхи продолжалось семь дней.

Этот великий праздник был не только днем памяти, но и днем надежды. Ибо пасхальный агнец, кровью которого спаслись еврейские первенцы, прообразовывал собою Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. Он возьмет на Себя грехи мира и Его кровь избавит всех верующих от смерти.

Ветхозаветная Пасха прообразовывала собой новозаветную, христианскую Пасху. Тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и сейчас она не властна над теми, кто верует во Христа. Тогда дарована была евреям свобода, и сейчас Христос дарует следующим за ним свободу от власти греха и ада. Тогда Господь препроводил еврейский народ в землю обетованную, и сейчас тех, кто соединится со Христом, ожидает истинная, вечная и непреходящая земля обетованная – Царствие Божие.

50. Пасха и исход евреев из Египта З. Б. 179-182

Моисей пришёл в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейскаго народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта.
Фараон ответил: «Я вашего Бога не знаю и народа еврейскаго не отпущу», и приказал ещё больше угнетать евреев.
Тогда Моисей по велению Божию навёл на Египет, последовательно, десять КАЗНЕЙ, то-есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках и озёрах и колодцах превратилась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трёхдневная тьма по всему Египту и т. п. но, несмотря на такия бедствия, фараон всё же не отпускал евреев. Он, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь.
Перед десятой казнью Господь повелел евреям выбрать для каждаго семейства однолетняго АГНЦА (ягнёнка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же ангца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.
В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он ПРОШЁЛ МИМО только тех домов, на которых был сделан знак кровью. (Первенцем назывался первый, то-есть старший сын). По всему Египту поднялся плачь. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.
С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жён и детей. Моисей взял с собою и кости Иосифа, как о том заповедал сам Иосиф перед своею смертью. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днём был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.
День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который он назвал ПАСХОЮ. Слово
«Пасха» означает: ПРОХОЖДЕНИЕ МИМО, или ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕДЫ (губитель прошёл мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней.
Агнец пасхальный, кровью котораго были избавлены первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущаго на Себя грехи мира, кровь Котораго избавляет всех верующих от вечной погибели.
Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетскаго рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, смерть вечная ПРОШЛА МИМО нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.
Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Исход»: 4, 29-31; с гл. 5 по 13 гл.

Моисей пришёл в Египет
И с ним брат был Аарон
Там уже взял в руку скипетр
Следующий фараон.

Братья, взяв с собой старейшин,
Во дворец к царю пошли
С большой просьбой и надеждой,
Чтоб евреев отпустил,

Говоря, что Бог так хочет-
Всем евреям волю дать.
Фараон решил нарочно-
Никого не отпускать:

«Бога вашего не знаю
И знать вовсе не хочу!
Никого не отпускаю
И потом не отпущу!»-

Так им фараон ответил
И сурово приказал,
Чтоб еврей не видел света,
Чтобы в бедах пропадал!

И тогда Божьим веленьем
Беды Моисей навёл-
Десять казней постепенно
На египетский народ.

Десять величайших бедствий,
Чтобы фараон решил,
Не держа народ еврейский,
Из Египта отпустил.

Так, по слову Моисея
Превратилась вода в кровь,
Саранча съела посевы,
Град громил всё вновь и вновь!

А потом погасло солнце
Над Египтом на три дня,
Саранча и кровь в колодцах,
Везде кровь, а не вода…

Но, не смотря на эти казни
Евреев царь не отпускал,
Держа их под предлогом разным,
Хоть всем свободу обещал,

Просил, чтоб Моисей молился
И бедствия все прекращал,
Но стоит казни прекратиться,
Царь обещанье забывал…

Тогда десятая настала
Великая казнь и беда-
Такого раньше не бывало,
Запомнишь это навсегда!

Перед десятой казнью страшной
Господь евреям повелел,
Чтоб для семьи еврейской каждой
Выбрать агнца для важных дел:

Чтоб однолетним был ягнёнок,
Чтоб заколоть его, испечь,
Чтоб каждый взрослый и ребёнок,
Мог его с пресным хлебом есть,

Чтоб ели с горькою травою,
Чтоб не ломать его костей,
Косяк помазать его кровью
И перекладины дверей.

Так всё и сделали евреи,
Как Сам Господь им повелел.
Спасти детей они хотели
И каждый жизнь спасти хотел.

И в эту ночь ангел Господень
Всех первородных поразил
И лишь тот дом был мимо пройден,
Который кровью знак светил.

Все первенцы тогда погибли
От человека до скота…
Та ночь кровавая в Египте-
Казнь и великая беда.

Плач был в египетском народе
И фараон велел тогда,
Чтоб Моисей с еврейским родом
Ушёл отсюда навсегда!

Шесть сотен тысяч тогда вывел,
Жён, не считая и детей
И души всех на себя принял
Богоугодный Моисей.

С собой Иосифа взял кости,
Чтоб схоронить в земле родной,
Как заповедал сам Иосиф,
Где вечный обрести покой.

Как только вышли, появился
Пред ними необычный столп-
Днём – облачный, ночью – светился,
Не сбиться им с дороги чтоб.

Читать еще:  Что едят на пасху

День избавления от рабства
Стал памятным на все года.
Господь назвал тот праздник – «Пасха»,
То-есть прошла мимо беда!

И это «Прохожденье мимо»
Иль «Избавленье от беды»,
Ветхозаветной Пасхой было
И измененьем их судьбы.

И каждый вечер в этот праздник
Велел евреям Моисей
Агнца готовить в семьях разных
И праздновать его семь дней!

Агнец пасхальный с хлебом пресным
И красным молодым вином-
Символ спасения от смерти
И избавленьем от грехов.

В Ветхозаветной Пасхе был
Прообраз Пасхи Христианской-
Бог Сына Своего любил,
Но людям дал подарок царский:

Сын в роли Божьего Агнца
Смерть принял за народ любимый
По воле Своего Отца
Смерть вечная проходит мимо!

И в Воскресение Христово
Смерть вечная минует всех:
Христос воскрес для жизни новой,
Взяв на Себя наш тяжкий грех!

Из рабства дьявола нас вывел
Для вечной жизни в Храм Небес
И на Себя страданья принял
За грех, какой лежит на всех!

А Воскресение Христово
Грядёт после еврейской Пасхи-
Великий День в Завете Новом
Мы также называем Пасхой.

Исход из Египта. Первая Пасха

Когда десница Божия поразила всех первенцев египетских, во всей земле поднялся великий вопль. Фараон ночью призвал Моисея и Аарона и повелел выйти из его страны. В 104-м псалме поется: Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него (Пс 104, 38). Десять казней являются чудесами Божиими. Библейское повествование об этом проникнуто мыслью о всесилии Божественного Промысла.

По выходе из Египта Господь повелел Моисею освятить всех первенцев израильских от человека до скота. Они были спасены Богом и составляли Его достояние. Первенцы людей должны быть освящены, выделены и отданы на служение Богу. Позднее, когда в земле обетованной было установлено постоянное служение левитов, первенцы оставались дома, но родители должны были за первенцев вносить выкуп.

В честь этого события был установлен ежегодный праздник — Пасха.

Самый короткий путь в Ханаанскую землю, которую Бог назначил потомкам Авраама, был северо-восточный. Дорога проходила через землю филистимлян. Это был довольно воинственный народ. Евреи, вышедшие из продолжительного рабства, были не способны к такой войне. Поэтому Бог не повел евреев этим путем, а привел к Красному (по-славянски — Чермному) морю. Красное море в географическом отношении представляет собой узкий залив Индийского океана, глубоко вдающийся в сушу между Египтом и Аравийским полуостровом. На северном конце Красное море было во времена Моисея разделено на два залива: Суэцкий и Акабский. В целом оно имеет протяженность в двести километров. В каком месте израильтяне перешли его? В книге Исход последним станом перед переходом назван Пи-Гахироф, что в переводе с еврейского значит «устье каналов».

Некоторое время спустя после ухода евреев фараон взял отборные колесницы и погнался за сынами израильскими. Они оказались зажатыми между войсками фараона-гонителя и водами Красного моря. Евреев спасло чудо Божие, которое на всем протяжении ветхозаветной истории в Писании приводится как величайший пример спасительных действий Божиих.

По повелению Господа Моисей простер руку на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх 14, 21). Евреи пошли по безводному дну. Воды застыли, как две стены, по правую и по левую сторону. Все войско египетское с конями и колесницами вслед за евреями вошло в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25). Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2). Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав. »

Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2).

После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру (что по-еврейски значит горечь). Вода была непригодна для питья. Народ возроптал на Моисея: что нам пить? Моисей возопил ко Господу. Господь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов» (выделено нами. — Авт.).

Из пустыни Сур Господь повел народ вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Целью путешествия была гора Синай.

Когда пришли в пустыню Син, народ вновь возроптал. Взоры израильтян были устремлены не к земле обетованной, а к Египту. Они вспомнили, как сидели у котлов с мясом. Бог вновь явил Свою силу: вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру около стана была роса. Когда роса поднялась, на земле лежало нечто похожее на крупу, мелкое, как иней. Моисей сказал соплеменникам: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне, израильтяне назвали манной. Название в переводе значит что это? — евреи были удивлены ее появлением. Она была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16, 31). Было строгое предписание Моисея собирать только на один день. Делать запасы запрещалось. Только в шестой день седмицы — две меры, чтобы в субботу покоиться. Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их от Божьего о них попечения. В 77-м псалме манна названа хлебом небесным. Манна была прообразом величайшего Таинства Евхаристии. Спаситель сказал иудеям: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6, 32; выделено нами. — Авт.).

На пути из пустыни Син к горе Синай Израиль расположился в Рефидиме. Там не было воды. Ропотливый народ стал укорять Моисея. Господь вновь явил Свою силу. Господь повелел Моисею: Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17, 6). Святой апостол Павел указывает на духовно-символическую сторону этого события: все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10, 4).

Вслед за этим событием произошло первое военное испытание Израиля — сражение с амаликитянами. Они были потомками Исава. Амаликитяне напали на Израиль в Рефидиме. Моисей послал Иисуса Навина сразиться с нападавшими, а сам стал на вершине холма с жезлом. Когда Моисей поднимал руки свои, побеждал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Постепенно руки Моисеевы отяжелели. Тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. Так продолжалось до захода солнца. Поднятые руки были прообразом креста. Об этом пишут святые отцы. Когда Израиль низложил амаликитян, Господь повелел Моисею записать об этом в книге. Это первое свидетельство того, что Моисей был описателем происходивших событий.

В третий месяц после исхода пришли сыны Израиля к горе Синай. Моисей взошел на гору. Господь воззвал к нему и сказал: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19, 5–6). Бог не только подтверждает избранничество Израиля, но впервые дает обетование, которое при условии соблюдения Израилем Завета поставляет его на особо высокую ступень близости и общения с Богом. Словами царство священников не отменяется священническая иерархия. Здесь говорится о тесном общении целого народа с Богом, какого удостоены священники.

Pobeda.Ru

Новое на сайте

Пасха и исход евреев из Египта

  • Беседы о духовной жизни (видео) А

29.05.2014

Я выведу вас от угнетения Египетского в землю, где течет молоко и мед. Исх. 3:17

Четыреста лет пребывал еврейский народ в египетском рабстве. И вот пришло время вернуться народу в землю своих отцов. По повелению Божию, Моисей должен был вывести народ из Египта. Он и его брат Аарон явились перед фараоном и от имени Божия потребовали отпустить евреев из Египта.

Фараон-язычник не внял словам Моисея. Не желая терять рабочую силу, он повелел Моисею возвращаться к своей работе и не смущать народ. Он повелел еще больше увеличить повинности евреев, чтобы у них не оставалось времени для бесплодных мечтаний о свободе.

Но никакой земной владыка не в силах противостоять воле Владыки Небесного. Моисей силою Божьей навел на Египет десять страшных бедствий, которые получили название казней египетских. Эти бедствия должны были показать язычникам силу и могущество истинного Бога, которому подчиняются все стихии земли.

Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь. Град и саранча истребляли все живое. Страшное нашествие жаб, ядовитых мошек, моровая язва поражали Египет.

Как ни тяжелы были все эти бедствия, но они не сломили упорства фараона. Тогда Господь подверг Египет самой страшной казни, десятой. Она наступила ночью, и эта ночь стала последней ночью рабства для еврейского народа.

По повелению Божию, евреи должны были бодрствовать этой ночью и совершить торжественный обряд. Каждая семья должна была заколоть однолетнего агнца, испечь и съесть его с пресным хлебом и горькими травами. Кровью агнца нужно было помазать косяк двери.

Читать еще:  Пасха каждый год в разные дни

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел только мимо тех дверей, которые были помечены кровью.

Засиявшее утро осветило египтянам то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. «И сделался великий вопль во всей земле египетской: ибо не было дома, где не было мертвеца». Фараон в своем дворце оплакивал своего наследника. Ангел смерти поразил всех первенцев египетских « от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника».

Последнего удара не выдержало строптивое сердце фараона. Узнав о страшном бедствии, он призвал Моисея и Аарона и приказал им и всему еврейскому народу как можно скорее покинуть пределы его страны.

И народ двинулся в путь. С Моисеем вышло шестьсот тысяч человек, не считая жен и детей. Евреи покидали страну, в которой четыреста лет назад они спаслись от голода. Но чтобы пища материальная не стала единственной пищей в их жизни, чтобы они не забыли истинную веру, они должны были покинуть Египет. Их путь лежал на восток, туда, где расположилась земля обетованная.

Господь в виде облачного столпа днем и огненного ночью сопровождал еврейский народ на всем протяжении его пути. Этот путь к земле обетованной растянется на долгих сорок лет. И все эти годы Господь не покинет Свой народ. Он сотворит столь великие чудеса, что не видевшему будет трудно поверить в них. Но столь щедр Господь, что Он не жалеет ничего для того, кто верит в Него.

День избавления евреев от египетского рабства остался памятным для народа на века. Этим днем евреи начинали новый год, ведь этот день открыл для них новую эру, эру свободы. В этот день они праздновали свой главный праздник, который получил название Пасхи, что означает «избавление», «прохождение мимо». Каждая еврейская семья закалывала и приготовляла пасхального агнца. Его ели, как и в ночь освобождения, с пресным хлебом и горькими травами. Празднование Пасхи продолжалось семь дней.

Этот великий праздник был не только днем памяти, но и днем надежды. Ибо пасхальный агнец, кровью которого спаслись еврейские первенцы, прообразовывал собою Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. Он возьмет на Себя грехи мира и Его кровь избавит всех верующих от смерти.

Ветхозаветная Пасха прообразовывала собой новозаветную, христианскую Пасху. Тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и сейчас она не властна над теми, кто верует во Христа. Тогда дарована была евреям свобода, и сейчас Христос дарует следующим за ним свободу от власти греха и ада. Тогда Господь препроводил еврейский народ в землю обетованную, и сейчас тех, кто соединится со Христом, ожидает истинная, вечная и непреходящая земля обетованная – Царствие Божие.

Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; умер, чтобы спасти. Святитель Григорий Богослов

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

Христианская Пасха и еврейский Песах — одно и тоже?

В это воскресенье православные христиане будут отмечать праздник Пасхи – Воскресения Христова. Для истинно верующих это главнейший день в году, самое главное событие в истории человечества, а для большинства номинально православных – повод покрасить яйца, испечь куличи и главное – съесть их!

Слово «пасха» пришло в большинство европейских языков из иврита, где «пасах» означало «миновал». Согласно ветхозаветной легенде об Исходе евреев из Египта, Бог Израиля миновал дома евреев, убив только первенцев египтян. Однако отмечают евреи не массовое убийство младенцев, а желанный исход из Египетского царства. У христиан же значение слова изменилось, «песах» стал означать «переход от смерти к жизни, от земли к небу», в общем, «воскресение».

Песах — один из трёх «праздников паломничества» («Шлошет ха-регалим»). В древности иудеи в эти торжественные дни стремились к Иерусалимскому храму до его разрушения в 70-ом году нашей эры. Сейчас его культовое место занимает Стена Плача. Тора (Пятекнижие Моисея) запрещает иудеям в течение праздника употреблять хлеб и все квасные продукты — хамец . Вместо это Закон Моисея повелевает есть мацу (опресноки). Поэтому до начала праздничной недели в домах начинается поиск хамеца и генеральная уборка, чтобы ни одной крошечки квасного хлеба не осталось в доме иудея. Найденный хамец можно продать неиудею или сжечь.

Накануне праздника утром начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении израильских первенцев во время легендарной десятой казни египетской. Правда, в реальности многие постятся лишь до завершения утренней молитвы в синагоге. По традиции, тот, кто примет участие в торжественной трапезе в синагоге освобождается от поста.

Седер — иудейский пасхальный вечер

В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу: необходимо выпить четыре чаши кошерного вина или виноградного сока. Седер завершается афикоманом — куском мацы, который отламывают в начале ужина. Афикоман съедают перед питьем третьей чаши — чаши «искупления». Во время существования Храма в Песах приносили в жертву ягненка и каждая семья должна была отведать его в ночь перед праздником. Ягненка зажаривали и съедали до утра вместе с мацой и горькими травами.

Но после уничтожения Второго Храма жертвы перестали приноситься, поэтому предание о жертвенном животном (ивр. «корбан-песах») рассказывают на пасхальном застолье. А на блюде лежит «зроа» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые, правда, никто не ест, они лишь напоминание о былой храмовой жертве. Христос — новый жертвенный агнец Христианская Пасха связана с Песахом лишь символически. Иудейская жертва пасхального ягнёнка в христианском богословии была заменена на крестную жертву Иисуса Христа.

Во время пасхального седера -Тайной вечери — Иисус уподобил себя пасхальному агнцу и произнес: «примите, ешьте: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), «которое за вас предается» (Лк. 22, 19). А затем причитав традиционное благословение над вином (киддуш), называл его своей кровью. «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27—28). Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Тайная вечеря стала прототипом христианского обряда евхаристии (причастия). Хотя христиане и заменили ягненка на Иисуса, иудеи не приняли это новшества, да и самого Христа отвергли и в качестве человека-мессии и тем более в качестве Сына Божьего или Бога.

К Пасхе готовились во время всей Страстной недели. Вначале украшался дом, готовилась праздничная одежда и собирали побольше дров и корма для скота впрок. На Чистый четверг до рассвета необходимо было искупаться, согласно поверьям, в этот день вода была священной и целебной.

После купаний женщины начинали готовить пасхальные куличи, а дети раскрашивали яйца. Мужчины же в это время готовили подарки для своих чад и жен. Вечером народ шел в церковь на службу Страстям Христовым. Там зажигали свечу и пытались донести ее до дома. В Страстную пятницу люди не занимались делами, не веселились и не смеялись, а лишь скорбели по мучениям Христа. В Великую субботу хозяйки готовили обширный праздничный стол, чтобы всех накормить и напоить. В субботу люди надевали все белое и шли на Пасхальное Богослужение.

После службы и освящения куличей христиане шли на кладбище и исполняли языческий обряд — христосовались с покойниками, а на могилы клали кусок освященного кулича.

После кладбища православные возвращались домой и садились за праздничный стол. Всю неделю они звали домой множество гостей и сами с радостью ходили в гости, христосовались и участвовали в торжественных богослужениях. Также следовало в эти дни посетить приюты, больницы и богадельни с подарками и угощениями. Дети, как и на Рождество, ходили по домам, где им дарили яйца, куличи и сладости. Празднование Пасхи длилось 40 дней – ровно столько, сколько Христос пребывал на грешной земле после своего воскрешения.

Путь из ада: история празднования Пасхи

Ранее весеннее утро 33 года по Р. Х.

Солнце пока не взошло, Иерусалим еще спит после торжественного празднования первого дня Пасхи. Всеобщую радость одного из главных иудейских праздников не могли разделить только ученики Иисуса из Назарета, пришедшие в это утро на гроб своего Учителя, распятого 3 дня назад. Они были почти уверены, что Иисус и есть Тот Самый обещанный Богом Израилю Мессия-Избавитель, но сейчас для них, казалось, уже все было потеряно, ведь мертвые не воскресают…

Немного позднее апостол Павел скажет: “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор 15:14). И, по сути, вся 2000-летняя история христианства – это проповедь события, которое произошло в то весеннее утро, а день Воскресения Иисуса Христа сразу же стал главным праздником христиан.

Хотя началось все значительно раньше…

Исход и его празднование

Само слово “Пасха” (евр. – “Песах”) происходит от глагола “проходить” со значением “избавлять”, “щадить”.

Пасха – это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев.

Дело в том, что несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом. В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные “чрезмерной” численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.

Вождь израильского народа – пророк Моисей – по повелению Божьему пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые “10 египетских казней”, когда весь Египет (за исключением того места, где жили евреи) поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т.д.

Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца (однолетнего ягненка или козленка мужского пола), запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяк двери своего жилища. Это был знак для ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца.

Читать еще:  Преподобный димитрий прилуцкий

Христос в образе агнца. Сьяновские каменоломни. Источник фото viaestvita.org

После этой казни испуганный фараон в ту же ночь отпустил евреев из Египта. С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Однако празднование проходило не один день, а семь. Эти дни каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. На время праздника из домов выносились все квасные продукты, и хлеб в пищу употреблялся только пресный (маца), в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был таким поспешным, что они не успели заквасить хлеб и взяли с собой только пресные лепешки. Отсюда второе название Пасхи – Праздник Опресноков.

Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. По словам иудейского историка Иосифа Флавия, на Пасху 70 года по Р. Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 500 агнцев. Возможно, эта цифра сильно преувеличена, как часто бывает у Флавия, но даже если уменьшить ее на несколько порядков, картина того, что происходило в этот день в Храме, впечатляет.

Этого агнца, который так и назывался – Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника за пасхальной трапезой под названием седер. Этот ужин являлся главным событием празднования. Также в обязательный рацион пасхальной трапезы входили горькие травы (в память горечи рабства), харосет (кашица из фруктов с орехами) и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за трапезой историю исхода евреев из египетского рабства, как в благодарность Богу, так и в напоминание об особой связи своего народа с Ним.

Проводить пасхальную трапезу можно было только в Иерусалиме, в пределах его городских стен. Поэтому паломники договаривались с местными жителями, которые предоставляли им свободные комнаты или позволяли проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось богоугодным приглашать к себе на праздник неимущих собратьев.

О праздновании ветхозаветной Пасхи рассказано здесь в прошедшем времени, поскольку с приходом Христа она теряет смысл, однако без особых изменений иудеи до сих пор именно таким образом празднуют Пасху. Главное отличие нынешней еврейской Пасхи состоит в том, что за трапезой отсутствует агнец. Его символизирует баранья косточка, потому что по закону Моисея агнца нельзя закалывать нигде, кроме иерусалимского Храма, который был разрушен римлянами в 70 году по Р. Х.

Исполнение ветхозаветной Пасхи

Уже в первые годы христианства ветхозаветная Пасха была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Иисуса Христа. “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира” (Ин 1:29). “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор 5:7). Эти слова Иоанна Крестителя и апостола Павла лучше всего выражают отношение христиан к Голгофской Жертве.

В Египте агнец был заколот для того, чтобы избавить от смерти еврейских первенцев, а Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. И речь здесь идет не о физической смерти, ведь люди как умирали до Христа, так умирают и сейчас, и это продлится вплоть до Его второго Пришествия в силе и славе, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Христа физическая смерть уже не тупик, а дверь. Неизбежный конец любого человека становится неизбежным условием его встречи с Богом. Потому, кстати, в христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, готового или не готового к этой встрече.

Сошествие Христа во ад.

Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. Однако до XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения, которая выставлялась в середине каждой церкви, называлась “Сошествие Христа во ад”. На ней Иисус выводит из ада первых людей (Адама и Еву), символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: “Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех (умершим) живот (жизнь) даровав”.

Дата Воскресения

Сейчас нельзя точно определить какого именно числа (по нашему календарю) произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в “первый день недели”, 16-го дня Нисана.

Что такое “первый день недели”? Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота (от евр. “саббат” – “покой”, “воздержание”). То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался “днем Господним”. Позже в славянских странах он был назван воскресеньем.

Первый весенний месяц Нисан соответствует марту – апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354). Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует.

В I столетии по Р. Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Сейчас вопрос типа: “Что ты делаешь в воскресенье” звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век – нас бы просто не поняли даже сами христиане.

Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, “в первый день” вспоминали его очевидцы.

Но уже во II-III вв. по Р. Х. встал вопрос о годичном, самом торжественном праздновании дня Пасхи. В связи с этим между некоторыми Поместными Церквями возникли споры о том, в какой же день надо ее отмечать. Малоазийские Церкви праздновали Пасху вместе с иудеями – 14-го числа месяца нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Празднование совершалось, конечно, в христианском смысле: в этот день Малоазийские Церкви совершали торжество в воспоминание о крестной смерти Спасителя и называли это Пасхой крестною. А затем, через день, они праздновали уже Пасху Воскресения, какой бы то ни был день недели. Большинство же Церквей держались иного обычая. Они праздновали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана, а саму Пасху, то есть годичную память Воскресения Христова, в этот же воскресный день.

Обе традиции имели корни, ведущие еще к апостолам. И все же в IV веке Церковь приняла именно вторую традицию. Было принято решение праздновать Пасху в первый воскресный день после 14-го Нисана, то есть после первого весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю). Александрийский епископ по поручению Собора должен был особыми пасхальными посланиями извещать все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха.

Окончание рождественской истории

С тех пор этот день становится “праздником праздников” и “торжеством торжеств”, центром и вершиной всего года. Дни празднования проходили у христиан не в беззаботном веселье. Это было время особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда вместе с приветствием “Христос воскресе!” люди приносили одежду, продукты, деньги.

Широко распространен обычай красить на Пасху яйца, которыми люди потом обменивались, поздравляя друг друга с праздником и троекратно целуясь (“христосовались”). По церковному преданию этот обычай восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию красное яйцо с приветствием “Христос воскресе!” и именно с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его, а красный цвет – это символ крови, пролитой Христом для того, чтобы смерть прошла мимо.

Во многих европейских странах традиционно считается, что главный христианский праздник – это Рождество. Однако в Православии главным праздником всегда была именно Пасха. Почему? Еще во II веке святой Ириней Лионский, отвечая на вопрос, зачем Бог стал человеком, сказал: “Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом”.

Рождество Иисуса Христа – это великое событие, ведь Бог стал человеком. Без Боговоплощения немыслимо спасение, но это только начало, и во многом от нас не зависящее. Теперь необходимо, чтобы любой человек смог стать богом. Именно это событие и произошло в 33 году, в первый день недели 16-го числа первого весеннего месяца Нисана в спящем Иерусалиме. И повторяется всякий раз, когда человек живет и умирает с верой, что мертвые воскресают.

ОТ РЕДАКЦИИ: Дата смерти Иисуса Христа – 33 год, скорее всего, не верна. Современное летоисчисление – “до и после Р. Х.” – появилось почти через 600 лет после этого события и по современным научным данным ошибка в подсчетах составляет 4 года в минус. Иными словами, формально мы живем сейчас не в 2019, а в 2023 году.

На заставке: фрагмент картины “Христос выводит праведников из ада”, Хайме Серра, XIII век.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×