2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха и песах

Чем отличаются праздники Пасха и Песах (Пейсах)?

Песах (праздник Пейсах) – это еврейская Пасха, которая отмечается ежегодно примерно в то же время, как и христианский праздник. Однако на этом сходство между этими датами заканчивается.

Само содержание, значение праздников и, конечно, традиции значительно отличаются. И как ни странно, у обоих торжеств единая основа, одна и та же общая идея – освобождение, очищение, спасение.

Песах и Пасха: в чем разница

Даже при беглом изучении истории этих праздников становится понятно, что им предшествовало 2 разных событий. Песах отмечается уже 3000 лет (примерно с 2100 года до нашей эры), а Пасха, как известно, – почти 2000 лет, ведь это без преувеличения мировой праздник эпохи Христа и после него.

Конечно, за эти долгие века и даже тысячелетия такие большие культурные события успели приобрести собственные традиции, кулинарные особенности и даже свои фразы, которыми люди приветствуют друг друга.

Предыстория

Каждому празднику предшествует какое-то важное событие, которое имеет серьезные последствия, и случай с Пасхой, Песахом – не исключение. Какова же предыстория этих событий? Чтобы узнать это, нужно «отмотать» время более, чем на 3 тысячелетия назад.

В то время на территории современного Египта сложилось мощнейшее государство, одно из первых в мире. Оно стремительно развивалось и подчиняло себе окрестные народы, которые становились рабами.

Не минула та участь и древних евреев, которые в течение нескольких веков вынуждены были заниматься самой тяжелой и неблагодарной работой. Неизвестно, сколько бы так продолжалось, если бы не одно событие, которое на первый взгляд кажется случайным.

Однажды фараон, увидев, что евреев стало слишком много, решил топить всех новорожденных мальчиков в Ниле. И в это самое время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисеем (Моше). Мать очень хотела спасти его, поэтому положила в осмоленную корзину и отправила по реке.

На счастье младенца корзинку заметила дочь фараона, которая сжалилась над плачущим ребенком и воспитала его практически как собственного сына. Моисей долгое время рос при дворе, поэтому ничего не знал о бедствиях своего народа. Но однажды он увидел, как египтянин до смерти забивает еврея.

С тех пор Моше задумал избавить израильтян от страданий. Но сделать это можно было только одним способом – вывести народ из Египта.

Затем последовало множество печальных событий. Согласно Библии Господь наслал на египтян тяжелые испытания, наказания, которые вынудили фараона отпустить евреев вместе с их предводителем. Состоялось это радостное событие 14 нисана – по нашему календарю это примерно соответствует периоду в марте или в апреле (в зависимости от конкретного года).

А что же Пасха? Практически все мы знаем, что согласно той же Библии примерно 2000 лет назад в еврейской семье на свет появился младенец, которого назвали Иисусом. Он был не совсем обычным мальчиком, поскольку родился от Святого Духа, т.е. имел божественную природу.

Судьба его была не безоблачной – однажды Иисусу предстояло умереть на кресте, подобно разбойнику, за свои убеждения. И эта священная смерть согласно христианской традиции является главным событием в истории человечества. Ведь именно таким путем милосердный Господь искупил всех людей от греха.

Однако чудо произошло не сразу – спустя три дня люди увидели Христа воскресшим. В этом и было исполнение божественного замысла: спасение людей через жертву праведника. И произошло это событие ровно в тот день, когда евреи (уже который век) отмечали Песах.

Получается, что два очень важных истории как бы наложились друг на друга. Именно поэтому между Песахом и Пасхой с самого начала появилась культурная и религиозная связь, хотя это 2 разных праздника.

Традиции и праздничный стол

Конечно, есть множество отличий и в традициях. Например, еврейский Песах отмечается в течение 8 дней – в 2020 году с 8 по 16 апреля. А Пасха празднуется в основном в воскресенье, хотя после этого следует светлая седмица и еще 40 дней попразднства – ровно до того момента, когда будет отмечаться Вознесение Христа.

Всем известно, что у христиан символом Пасхи является крашеное яйцо. Оно объединяет православных и католиков, а также других представителей христианской религии.

А вот у евреев на стол, кстати, тоже ставят яйца, причем красят их только в красный, бордовый цвета. А еще на стол в Песах подают блюда, каждое из которых имеет свое символическое значение.

Пасхальное приветствие

Христиане приветствуют друг друга восклицанием: «Христос воскрес!», на что им отвечают: «Воистину воскрес». А евреи говорят «Хаг Песах Самеах!», что означает: «Счастливой Пасхи».

Даты празднования

А теперь кое-что о датах празднования.

Еще в 325 году нашей эры церковный Никейский Собор принял решение отмечать Пасху в первое воскресенье после первого же весеннего полнолуния. Верующие тех времен хотели, как сегодня бы сказали, дистанцироваться от евреев, потому что именно их предки однажды предали Христа, призвав римского правителя Пилата распять его.

Именно поэтому дата празднования христианской Пасхи и иудейского Песаха никогда не совпадают – такое вот зримое проявление человеческих разногласий. При этом с религиозной точки зрения торжество отмечается в одно и то же время года – у иудеев это 14 нисана, а у христиан в первое воскресенье после первого полнолуния.

Есть ли что-то общее между праздниками

Как ни странно, есть. Прежде всего, в глаза бросается название: Пасха и Песах – не родственные ли это слова? Безусловно, это так.

Собственно Пасха и произошло от Песах, т.е. это вариант написания древнееврейского слова на латинице, от которой произошли многие современные европейские языки. Правда, интересно и то, что как таковое слово «Пасха» используется преимущественно в славянских языках – например, в том же русском.

А вот в ряде других языков слово записывается и читается совсем иначе:

  1. Easter («истэ») по-английски.
  2. Ostern («остан») так говорят по-немецки, когда отмечают Пасху в Германии.
  3. Velikonoční («вэликоночни») по-чешски.
  4. Húsvét («хушвеэт») по-венгерски и т.д.

Однако сходство словесное – это только поверхностное совпадение, и, конечно, оно не определяющее. Как всегда, чтобы понять что-то по-настоящему, нам следует сосредоточиться о главном и забыть о второстепенном. Любой праздник имеет свою духовную основу – это содержание, значение, т.е. самая его суть.

В чем смысл Песаха?

Господь выбирает Моисея, который вызволяет еврейский народ из рабства, т.е. выводит его из египетского плена. Моисей, таким образом, предстает спасителем, национальным героем израильтян.

В той истории народу была явлена Божья милость и всемогущество – ведь по дороге к своей земле обетованной людей ждало очень много испытаний. Но все же они прошли их и добились главной цели – освобождения.

В чем смысл Пасхи?

Господь послал на землю своего единственного сына Иисуса Христа, который ценой собственной жизни взял на себя грехи всего человечества и таким образом освободил его от рабства греха. Да, люди и сегодня грешны – ведь жизнь на земле далека от идеала.

Однако каждый человек может рассчитывать на милосердие Бога и прощение своих грехов. Это называется судить по милости, т.е. не по заслугам, а по любви.

Получается, что сама суть, сердцевина этих двух больших событий в общем-то едина. Но по всем традициям, дате, кулинарным особенностям, одежде праздники отличаются так сильно, что на первый взгляд они совершенно не совпадают друг с другом.

Хотя, пожалуй, можно найти и еще одно сходство – даты приходятся на весеннее время между мартом и апрелем. Пожалуй, это лучшая пора на земле, когда зима окончательно уступает права весне, а фермеры готовятся к новой посевной.

И это совпадение отнюдь не формальное. Многие историки полагают, что вообще говоря встреча весны – это очень древняя традиция, которая, несомненно, отразилась и на праздновании Пасхи. В это легко верится, если мы подумаем, какое значение имела весна для наших далеких предков.

Сегодня еда доступна круглый год, в том числе и фрукты, грибы и прочие летние продукты. А ведь долгие тысячелетия все это доставалось большим трудом. И не секрет, что человек чрезвычайно зависел от природы, в том числе и своей жизнью.

Выпадет неурожайный год – и все только и думают о том, чтобы наступила весна. Ведь это время жизни, когда солнце греет все сильнее, а трава растет все быстрее. Появляются первые плоды, ягоды, овощи, фрукты. Это и есть торжество жизни над смертью, освобождение от прежних страхов.

Вот почему несмотря на огромное количество отличий между Пасхой и Пейсахом, единого между ними тоже очень много. И это общее лежит в самой основе праздников. Меняются главные герои, меняются традиции. Но суть все равно остается той же самой.

Пасха – это день, когда мы празднуем возрождение природы, освобождение от власти греха и смерти. А продолжить эту строку каждый может самостоятельно: евреи впишут имя Моисея, христиане имя Иисуса. Но начальные фразы останутся без изменений.

Держава Русь

Песах (Пейсах, Пасха) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Песах означает – «проходить мимо». Сейчас трактуют, что этот праздник появился в память об Исходе из Египта. На самом деле он появился немного раньше, в честь спасения евреев от ангела смерти. Т.е. в Торе сказано, что когда фараон не хотел отпускать евреев из Египта, бог повелел евреям принести в жертву ягнят, и сделать жертвенной кровью пометку на дверях своих домов. Ангел смерти шёл мимо домов с кровавым знаком, поэтому поразил только младенцев египетских, а младенцев народа Израиля не трогал. Вот евреи и празднуют Песах – смерть прошла мимо. До наших дней в честь той отметки, евреи делают надпись на дощечке или металле и крепят такую табличку на входные двери в жилище, в синагогу. «И каждый вкусил хлеб с кровью жертвенника и пометил двери», теперь заходя домой евреи касаются рукой косяка, где прикручена табличка, и касаются губ, т.е. как бы опять помечают себя жертвенной кровью агнца, чтобы смерть миновала их.

История праздника

Прочитаем, что пишут сами евреи о своей Пасхе (наше мнение о ней мы рассмотрим позже). Песах – это, прежде всего праздник освобождения, в память об исходе евреев из египетского рабства. Чтобы лучше понять смысл праздника и связанных с ним обычаев, нужно вспомнить драматические события, бегство израильтян из Египта. Предки будущего еврейского народа, Иаков и его 12 сыновей, спасаясь от голода, поразившего их землю Ханаан, пришли в Египет. Фараон, у которого советником был сын Иакова Иосиф, принял их с почётом и дал для поселения землю Гесем, где евреи жили согласно своим обычаям. Жилось им неплохо, и Род евреев множился.
* Заметьте, евреи жили не по законам Египта, а по своим обычаям, т.е. автономное поселение.

Спустя много лет на египетский трон вступил новый фараон, который не знал о заслугах Иосифа перед египтянами, но фараона беспокоила плодовитость израильтян, это было опасно для государства. Тогда фараон повелел: «Вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас и выйдет из земли нашей» (Исход 1:9-10). В ту пору фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес и город для зернохранилища и военных запасов. На эти тяжёлые под палящим солнцем строительные работы по приказу фараона были согнаны евреи, где их заставляли месить глину и обжигать кирпичи. Но израильтян не становилось меньше. Фараон издавал всё новые и новые законы против евреев, но всё безрезультатно. Тогда он прибег к крайней мере: «Всякого новорожденного у евреев сына, бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исход 1:22). Таким образом, фараон надеялся, что евреи перестанут существовать как народ, у них не будет мужчин, дочери будут выходить замуж за египтян. И на земле Гесем стоял стон и плач.
* Фараон не знал основную тайну иудаизма, что у евреев родословная и генофонд передаётся по матери, а не по отцу как у всех других народов.

Читать еще:  Поделки своими руками из бумаги на пасху

Но вот однажды в одной еврейской семье родился сын. Мать, вопреки указу фараона, оставила его в живых и прятала, пока ему не исполнилось 3 месяца. Его в любой момент могли обнаружить, и тогда у матери возник хитроумный план. Ей было известно, что дочь фараона сострадала гонимым евреям, и каждый день купалась в Ниле в определённом месте. Мать взяла корзинку из тростника, положила в неё младенца и оставила у берега реки. Дочь фараона после купания обнаружила корзинку с ребёнком и поняла, что он из еврейских детей. Она пожалела, взяла его к себе в дом. Так при дворе фараона вырос Моисей — будущий вождь еврейского народа. Как-то Моисей увидел, что египетский надсмотрщик жестоко избивает израильтянина, он в гневе убил насильника, зарыл труп в песок и убежал в пустыню. На земле моавитянской он нашёл приют у священника по имени Иофор. Иофор дал Моисею в жёны свою дочь. И однажды, когда Моисей пас овец в пустыне он увидел, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Вдруг из пылающего куста раздался голос бога, который повелел Моисею отправляться в Египет и вывести евреев из рабства. С этого момента начинается особое служение Моисея, он возвращается в Египет к своему народу.

Моисей и его брат Аарон поведали евреям о том, что открыл Бог. «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они и поклонились» (Исход 4:31). Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой, чтобы он отпустил израильтян в пустыню. Но в ответ на просьбу Моисея фараон лишь ужесточает угнетение, он приказывает им не только вырабатывать установленную норму кирпичей, но и самим давать для выделки кирпичей солому, которую надо было искать по всей стране. Бог велит Моисею продолжать говорить с фараоном, и насылает на Египет казни одну страшнее другой (* потом будем разбирать, что казни абсурдные и безсмысленные). После каждой казни, постигающей страну, вода превращается в кровь, всюду появляются жабы, затем мошки, мухи, мор поражает скот, на скоте и людях появляются язвы. Фараон соглашается освободить евреев, но затем его сердце внезапно ожесточается, и он отказывается. Наконец наступает самое тяжёлое испытание – гибель всех первенцев, от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая жнёт на жерновах. Предание гласит, что перед этой казнью Моисей потребовал от каждой еврейской семьи заколоть годовалого агнца, и его кровью вымазать двери своего дома, а за ужином есть мясо агнца с пресным хлебом и горькими травами. А когда наступила полночь, Ангел Смерти стал ходить от дома к дому, и там, где не было кровавого знака, а его не было на домах египтян, убивал первенца (т.е. первородного, который несёт мощь генофонда).

После этого фараон разрешил отпустить евреев. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: «Встаньте, евреи, среди моего народа, как вы, так и сыны Израиля пойдите и совершите служение Господу, как говорили вы». В память об этой самой ночи, установлен праздник Песах, по-еврейски означает «проходить мимо», ибо смерть миновала евреев в ту ночь, когда погибли первенцы в Египте. Поскольку евреи выходили из Египта с большой поспешностью, то им пришлось приготовить хлеб из не скисшего теста, с этим связан ещё один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть мацу, т.е. особый пресный хлеб, вместо обычного, на протяжении всех семи дней праздника. В честь этого праздника (Песах), который иногда называют праздником опресноков, запрещено также употреблять изделия из злаков: пшеницы, ржи, ячменя, проса.

Жертва Песах

Подготовка к празднику в древности начиналась 10-го числа месяца нисан, т.е. это лунный месяц, выпадающий на март-апрель по солнечному календарю. В этот день согласно заповеди Торы, каждая семья или несколько семей (если достаток в семьях небольшой) выбирают агнца, молодого ягнёнка, предназначенного для пасхальной жертвы в память об Исходе из Египта. 14-го числа месяца нисана, после полудня, все эти агнцы приносились в жертву в Иерусалимском храме, и вечером этого дня в каждой семье устраивалась торжественная трапеза. Во время трапезы глава семьи, рассказывал детям и всем домашним, включая слуг, о тех событиях, которые произошли в ту драматическую ночь в Египте.

Песах – сбор урожая

Праздник Песах связан не только с историей еврейского народа, но и с ежегодным циклом созревания и сбора урожая. Вот что говорит Библия и Тора:

«Когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите первый сноп вашей жатвы к священнику; он вознесёт этот сноп перед Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник… Никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте подношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши и во всех жилищах ваших».

В обычаях, связанных с Песах — соединились два значения праздника: в течение 7-ми дней евреи должны есть мацу, вместо хлеба, в память об исходе из Египта, и не должны есть никаких злаков в честь нового урожая зерна. Созревание зерна в Палестине как раз 14 нисана. Эта дата разделяет старый и новый год, и после Пасхи не положено есть зерно из старого урожая.

Торжественная трапеза – седер

После вавилонского пленения (586 год до новой эры) во время которого сгорел Иерусалимский храм, и начавшегося вслед за пленением расселения евреев, начал складываться новый ритуал празднования Пасхи, поскольку была потеряна возможность всем евреям приносить жертву в Иерусалимском храме. После вторичного разрушения храма в 70 году н.э. этот ритуал распространился повсеместно. Основное значение теперь придавалось торжественной трапезе в ночь 15-го нисана. Эта трапеза называется по-еврейски седер – «порядок», и проходит по определённым правилам. На столе обязательно должны присутствовать блюдо с тремя опресноками (т.е. пресными лепёшками — маца), как бы олицетворение трёх частей еврейского народа:
1) каганы, т.е. священники (допустим: Хазарский Каганат – управлял священник);
2) левиты, т.е. служители в храмах;
3) простые евреи, называемые Израиль, что означает — борющийся с Богом.

Кроме того, на отдельном подносе или на верхней маце ставится шесть предметов, также имеющих символическое значение:
1. Кусочек мяса с костью, напоминающий о принесённом некогда в жертву агнце.
2. Марор (горький хрен), свидетельствующий о тяжёлой жизни евреев в египетском рабстве.
3. Печёное яйцо, символизирующее еврейский народ. Т.е. печёное яйцо становится твёрдым, как бы означает, что евреи закаляются в выпадающих на их долю испытаниях.
4. Зелень (петрушка, сельдерей), символизирует весну.
5. Харосет, приготовленный их тёртых орехов, яблок, вина и корицы — напоминают о глине, из которой евреи делали кирпичи в Египте.
6. Блюдце с солёной водой, которая символизирует слёзы, пролитые в Египте.

После омовения рук и благословения самого младшего из присутствующих, собираются с семьёй или друзьями за столом, и самый младший задаёт 4 вопроса о том, что происходит в эту ночь, и чем она отличается от других ночей. Ему отвечает ведущий трапезу (как правило, старший), рассказывает историю Исхода из Египта, показывая при этом на предметы, символизирующие различные моменты этой драмы; за столом читается книга «Агада». Дети играют важную роль в ритуале седера. В каждом поколении, каждый участник седера должен участвовать, будто это он лично вышел из Египта, был порабощён и спасён от рабства. Во время трапезы каждый, и младший тоже, все обязательно выпивают 4 бокала красного пасхального вина в память о том, что бог 4 раза обещает в Библии вывести народ из Египта. Отдельно наливают вино в специальный бокал, из которого, по преданию его пьёт сам пророк Илия. В ритуале пасхальной трапезы сохранились многие обычаи торжественного застолья, принятые в древности (в начале первого тысячелетия новой эры). Допустим, все участники должны как бы полулежать на одном боку, ибо по древнему обычаю именно так должны вести себя свободные люди. Утром на следующий день отправляются в синагогу, где помимо праздничного богослужения читается также специальная молитва о росе для земли Израиля.

Праздничная неделя

Праздник продолжается 7 дней, из них не полагается работать в первый и седьмой. По возможности следует также воздерживаться от тяжёлой работы и в дни между ними. Вот эти 7 дней праздника называются хол амоэд, т.е. «праздничные будни».

В диаспоре, т.е. за пределами еврейской Палестины, праздник продолжается 8 дней, и соответственно не принято работать в 1, 2, 7, 8-ой дни. Этот обычай имеет позднее происхождение и связан с тем, что после расселения евреев, не было твёрдо установленного календаря. Поэтому во избежание возможной ошибки, все праздники отмечаются два дня.

Вечером второго дня Песах, так же устанавливается седер, который проводится также как и в первый день. В современном Израиле праздник продолжается 7 дней, согласно Торы 1 и 7 дни объявлены выходными. Во второй день праздника начиналась жатва нового урожая.

Отсчёт Омера

Отсчёт Омера – это счёт 49 дней между праздниками Песах и Шавуот, начиная от второго дня Песах, называется «иемей сефират аомер» т.е. «дни счисления снопа». Они имеют особое значение и считаются ответственными. В это время нужно внимательно относиться и к людям и к природе, так как идёт жатва. По преданию именно в эти дни умерли ученики знаменитого учителя Рабби Акива. Эпидемия постигла их за то, что они небыли почтительны друг к другу. В это время не полагается придаваться удовольствиям, устраивать свадьбы. Единственный день, когда отменяются все ограничения, это 18 день яира, т.е. Лаг ба-Омер — 33-й день по Омеру. В этот день умер великий мудрец рабби Шимон Бар Йохай, с именем которого связано мистическое учение Каббала.

После чего празднуется 50-й день (Пятидесятница – Шавуот).

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Читать еще:  Пасхальный тропарь на греческом

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Пасха и Песах

Установив Евхаристию, Господь отменил главный праздник иудеев. Отмечал ли Иисус Христос иудейскую Пасху накануне Своего распятия? Было ли мясо жертвенного ягненка на Тайной Вечере? На эти вопросы у богословов до сих пор нет однозначного ответа.

Трое против одного?

Судя по Евангелию от Марка, Тайная Вечеря выглядит как иудейская пасхальная трапеза (Песах): «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим…» (Мк. 14, 12). Такое же мнение складывается при прочтении евангельских текстов авторства Луки и Матфея. Исходя из синоптических текстов, создается впечатление, что на прощальном ужине Христос вместе со Своими учениками совершал иудейский Песах — великий праздник, который начинался 14 числа месяца нисана (конец марта – начало апреля).

Однако евангелист Иоанн указывает на то, что 14 нисана наступило уже после распятия Спасителя. Т.е. получается, что любимый ученик Христа как бы не соглашается с тремя синоптиками. По его хронологии, накануне распятия иудеи повели Христа от превосвященника Каиафы к Пилату: «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18, 28). Выходит, что главный еврейский праздник был не в четверг, а спустя два дня: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19, 14). И далее Иоанн еще раз подтверждает эту мысль: «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19, 31). По Иоанну, Тайная Вечеря не имела отношения к седеру — ритуальной пасхальной трапезе евреев.

Как же в таком случае разрешить противоречия между Иоанном и тремя синоптиками?

На данный вопрос по-разному отвечают не только современные исследователи. Еще в III-IV веках на эту тему рассуждали древние писатели, в том числе и отцы Церкви: Климент Александрийский, Ипполит Римский и Петр Александрийский. Они считали, что Христос не вкушал еврейскую пасху, поскольку Сам был истинной Пасхой. Однако впоследствии святитель Иоанн Златоуст и преподобный Иоанн Дамаскин утверждали обратное: по их мнению, Тайная Вечеря была иудейской пасхальной трапезой.

Закон субботнего покоя

Исследуя тему о Тайной Вечере, епископ Кассиан (Безобразов) в 1950 году написал целую книгу — «Христос и первое христианское поколение». В данном труде владыка выдвигает свой подход: «В числе попыток положительного решения вопроса нашего внимания заслуживает наблюдение, что при совпадении первого дня опресноков с субботою только в последующую эпоху Пасха имела перевес над субботою. Во времена Христа закон субботнего покоя при этом совпадении оставался в силе. Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 нисана вечером, если 14 нисана падало на пятницу. Оно и переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13 нисана».

Получается, что этим переносом и мог воспользоваться Сам Господь. И тогда становится более понятным Его обращение к Своим ученикам: «… очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15). Учитывая, что Спаситель был распят в пятницу, нам лишь остается предположить, что пасхального агнца закалывали в четверг 13 нисана. Что же касается его вкушения, то оно могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день. В частности, члены Синедриона вкушали пасху в субботу 14 нисана (согласно Иоанну). Тогда как Христос, предвидя крестную смерть, мог это сделать 13 нисана. Такое построение евангельских событий создавало бы условия для согласования хронологии евангелиста Иоанна с тремя синоптиками. Однако данное мнение не получило всеобщего признания в богословской науке.

В связи с этим можно лишь сказать, что для современных христиан несомненным является одно: во времена самих евангелистов подобные противоречия не возникали. «И может быть, не только потому, что у них не было острого чувства истории, но и потому, что они были ближе к событиям земного служения Христова и располагали сведениями о древнеиудейском быте, которыми мы уж не располагаем», — резюмирует владыка Кассиан.

Вкушал ли Христос агнца?

Главный иудейский праздник имеет историческое значение. Он напоминает об избавлении от смерти и освобождении от египетского рабства. Первоначально название «Песах» относилось только к вечеру с 14 на 15 нисана. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх. 34, 18). Но на практике оба праздника слились, распространяясь на все 8 дней: от вечера 14 до 21 числа нисана. Днем опресноков стали называть не только день Пасхи, но и канун её (Мк. 14, 12).

Пасхального агнца можно было есть только на святом месте (Втоp. 16, 5-7). После полудня 14 нисана совершали жертвоприношение пасхального агнца. Иудеи шли к храму, где приносили в жертву собственного агнца. Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества желающих, священники не могли справиться со своей работой. По данным Иосифа Флавия, на праздник закалывали более 250 тысяч агнцев. Народ по очереди входил в храмовый двор. Простые люди резали животных, а священники принимали кровь и выливали к подножию жертвенника всесожжения. При этом левиты пели «Халлель» (псалмы 112-117). Агнца уносили домой и пекли на открытом огне.

Жертва напоминала иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. Опресноки указывали на хлеб, который ели в спешке, когда уходили из египетского рабства (Исх. 12, 34). Чаша соленой воды свидетельствовала о слезах, пролитых в эпоху египетского фараона, а также о водах Красного моря, в котором чудом избежали опасности. О горечи рабства «говорили» и горькие травы — лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д.

В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение), выделяя ее из прочего кушанья. Затем в бокал наливали вино. Глава семьи поднимал чашу и читал молитву, прославляющую Бога (берахот). После омовения рук и вкушения зелени (вымоченной в соленой воде) преломляли и ели пресный хлеб. За столом пели хвалебные псалмы, съедали агнца и оставшийся хлеб (афигомон).

Можно ли исходя из этого утверждать, что Песах и Тайная Вечеря — одно и то же? На первый взгляд, оба ужина имеют сходство. Вспомним, как Господь, обмакнув кусок хлеба в соус из горьких трав, «подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13, 26). Однако нигде не упоминается жертвенное мясо, которое должно быть на пасхальном столе. Почему же нет агнца на Тайной Вечере? На этот вопрос дал четкий ответ апостол Павел: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Таким образом, Иисус Христос — наш пасхальный Агнец. Об этом также говорил Иоанн Предтеча:

«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29).

«Сие творите в Мое воспоминание»

Анализируя новозаветные тексты, следует признать важный момент: на Тайной Вечере главное внимание евангелистов было приковано не к пасхальному празднику, а к установлению Евхаристии (от греч. — «благодарение»). Это таинство должно было укрепить апостолов в предстоящие скорбные часы распятия, смерти и воскресения Христа.

Во время Вечери Спаситель взял хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам со словами: «…сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22, 19). По Его молитве обычный хлеб стал истинным Телом Христовым. Для Евхаристии по свидетельству евангелистов был использован артос — хлеб квасной, т.е. дрожжевой, символизирующий новую жизнь (в противоположность мертвым опреснокам). На той же Вечере Господь взял чашу с виноградным вином и, возблагодарив Отца Небесного, приподнес апостолам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27-28). Итак, если в Ветхом Завете приносили кровь жертвенных агнцев, то в Новом — Сын Божий во имя спасения рода человеческого принес в жертву Самого Себя.

Читать еще:  Пасха в 2018 году когда

«Для чего Христос совершил это таинство во время Пасхи? Для того, чтобы ты из всего познавал, что Он есть законодатель Ветхого Завета, и что написанное в этом завете служит прообразованием новозаветных событий. Поэтому-то Христос вместе с образом полагает и самую истину, — обьясняет святитель Иоанн Златоуст. — Вечер же служил знаком полноты времен и того, что дела приходили уже к концу. И благодарит, научая нас, как должно совершать это таинство; показывая, что Он добровольно идет на страдание; наставляя нас переносить страдания с благодарностью и возбуждая в нас благие надежды. Если образ был освобождением от столь великого рабства, то тем более Истина освободит вселенную и предаст Себя для спасения нашего естества. Вот почему Христос не прежде установил таинство, но когда надлежало уже упраздниться предписанному законом. Он упраздняет самый главный праздник иудеев, призывая их к другой, страшной вечери…».

Причастив апостолов, Спаситель заповедал совершать новое таинство во все времена: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24). С тех пор и до конца времен Евхаристия является неотъемлемой частью Божественной литургии, на которой хлеб и вино невидимо и чудесно преосуществляются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя. Всё происходит так, как это и было в Сионской горнице в Иерусалиме. И благодаря этому мы не только освящаемся, но и становимся свидетелями Богоявления — участниками реальной встречи с Господом.

Христианская Пасха и еврейский Песах — одно и тоже?

В это воскресенье православные христиане будут отмечать праздник Пасхи – Воскресения Христова. Для истинно верующих это главнейший день в году, самое главное событие в истории человечества, а для большинства номинально православных – повод покрасить яйца, испечь куличи и главное – съесть их!

Слово «пасха» пришло в большинство европейских языков из иврита, где «пасах» означало «миновал». Согласно ветхозаветной легенде об Исходе евреев из Египта, Бог Израиля миновал дома евреев, убив только первенцев египтян. Однако отмечают евреи не массовое убийство младенцев, а желанный исход из Египетского царства. У христиан же значение слова изменилось, «песах» стал означать «переход от смерти к жизни, от земли к небу», в общем, «воскресение».

Песах — один из трёх «праздников паломничества» («Шлошет ха-регалим»). В древности иудеи в эти торжественные дни стремились к Иерусалимскому храму до его разрушения в 70-ом году нашей эры. Сейчас его культовое место занимает Стена Плача. Тора (Пятекнижие Моисея) запрещает иудеям в течение праздника употреблять хлеб и все квасные продукты — хамец . Вместо это Закон Моисея повелевает есть мацу (опресноки). Поэтому до начала праздничной недели в домах начинается поиск хамеца и генеральная уборка, чтобы ни одной крошечки квасного хлеба не осталось в доме иудея. Найденный хамец можно продать неиудею или сжечь.

Накануне праздника утром начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении израильских первенцев во время легендарной десятой казни египетской. Правда, в реальности многие постятся лишь до завершения утренней молитвы в синагоге. По традиции, тот, кто примет участие в торжественной трапезе в синагоге освобождается от поста.

Седер — иудейский пасхальный вечер

В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу: необходимо выпить четыре чаши кошерного вина или виноградного сока. Седер завершается афикоманом — куском мацы, который отламывают в начале ужина. Афикоман съедают перед питьем третьей чаши — чаши «искупления». Во время существования Храма в Песах приносили в жертву ягненка и каждая семья должна была отведать его в ночь перед праздником. Ягненка зажаривали и съедали до утра вместе с мацой и горькими травами.

Но после уничтожения Второго Храма жертвы перестали приноситься, поэтому предание о жертвенном животном (ивр. «корбан-песах») рассказывают на пасхальном застолье. А на блюде лежит «зроа» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые, правда, никто не ест, они лишь напоминание о былой храмовой жертве. Христос — новый жертвенный агнец Христианская Пасха связана с Песахом лишь символически. Иудейская жертва пасхального ягнёнка в христианском богословии была заменена на крестную жертву Иисуса Христа.

Во время пасхального седера -Тайной вечери — Иисус уподобил себя пасхальному агнцу и произнес: «примите, ешьте: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), «которое за вас предается» (Лк. 22, 19). А затем причитав традиционное благословение над вином (киддуш), называл его своей кровью. «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27—28). Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Тайная вечеря стала прототипом христианского обряда евхаристии (причастия). Хотя христиане и заменили ягненка на Иисуса, иудеи не приняли это новшества, да и самого Христа отвергли и в качестве человека-мессии и тем более в качестве Сына Божьего или Бога.

К Пасхе готовились во время всей Страстной недели. Вначале украшался дом, готовилась праздничная одежда и собирали побольше дров и корма для скота впрок. На Чистый четверг до рассвета необходимо было искупаться, согласно поверьям, в этот день вода была священной и целебной.

После купаний женщины начинали готовить пасхальные куличи, а дети раскрашивали яйца. Мужчины же в это время готовили подарки для своих чад и жен. Вечером народ шел в церковь на службу Страстям Христовым. Там зажигали свечу и пытались донести ее до дома. В Страстную пятницу люди не занимались делами, не веселились и не смеялись, а лишь скорбели по мучениям Христа. В Великую субботу хозяйки готовили обширный праздничный стол, чтобы всех накормить и напоить. В субботу люди надевали все белое и шли на Пасхальное Богослужение.

После службы и освящения куличей христиане шли на кладбище и исполняли языческий обряд — христосовались с покойниками, а на могилы клали кусок освященного кулича.

После кладбища православные возвращались домой и садились за праздничный стол. Всю неделю они звали домой множество гостей и сами с радостью ходили в гости, христосовались и участвовали в торжественных богослужениях. Также следовало в эти дни посетить приюты, больницы и богадельни с подарками и угощениями. Дети, как и на Рождество, ходили по домам, где им дарили яйца, куличи и сладости. Празднование Пасхи длилось 40 дней – ровно столько, сколько Христос пребывал на грешной земле после своего воскрешения.

Пасха и песах

Весна с давних времен была для людей особенным природным явлением. В этот период просыпались от зимней спячки растения, и у земледельцев начинался новый сезон. Долгое время именно весной считали начало нового года. Неудивительно поэтому, что именно на это время года выпадают самые значительные праздники, отмечаемые человечеством.

В число древнейших из ныне существующих праздников входит еврейский Песах (в некоторой литературе пишут «пейсах»). Своими корнями он уходит на несколько тысячелетий назад. Изначально праздник отмечался скотоводами и земледельцами как начало наступления нового сельскохозяйственного сезона. Однако впоследствии произошло событие, полностью изменившее к нему отношение. Это был великий Исход евреев из египетского рабства.

Те события середины XIII века до н.э. широко описаны в Торе (Ветхом Завете). В ней рассказывается, как чудесным образом евреи, проживавшие в Египте, были избавлены от наказания, обрушившегося на жителей того государства. После наказания, получившего название десятой казни египетской, для евреев открылся путь к свободе, чем они под предводительством Моисея и воспользовались.

Близким по к Песаху звучанию словом является другой религиозный весенний праздник – Пасха. Его название является точной европейской калькой Песаха, однако событие, которое привело к его появлению, имеет совершенно другие корни. Связано оно с гибелью и чудесным воскресением Иисуса Христа. Воскресение Иисуса стало базовым постулатом для всего христианского учения и библейских исторических событий, описываемых в Новом Завете.

Эти праздники являются близкими не только по названиям, но и по датам. Причем люди, не знакомые с тонкостями религий, часто принимают их за один, только празднуемый разными народами. Однако это мнение глубоко ошибочно. Если для Песаха определена точная дата – каждое 14 число месяца нисана еврейского календаря, то Пасха всегда отмечается после Песаха, и эти даты не могут совпадать в принципе.

Казнь Иисуса Христа была произведена после начала празднования Песаха, и это имеет четкое отражение в библейских текстах. Так таинство, известное в христианстве под названием «Тайной Вечери», в Песахе известно как Седер – вечерняя семейная трапеза, проводимая в первую ночь праздника. В праздновании Песаха Седер занимает важное место, символизируя жертву, принесенную евреями ради избавления от несчастий, связанных с карами египетскими.

В христианском понимании сам Иисус являлся тем жертвенным агнцем, который стал спасителем уже для всего человечества, а не только для евреев. И этот смысл отмечают все евангелисты, описывавшие те далекие от нас события. Заменив собой пасхальную жертву, Христос совершил действие, в корне поменявшее смысл праздника. С этого момента Ветхозаветный Песах стал Пасхой нового Агнца, который погиб ради очищения всех живущих людей.

Особенности празднования

Песах считается семидневным праздником для Израиля и 8 дней отмечается за его пределами. В христианстве Пасха гораздо более продолжительна. Православные отмечают ее в течение 40 дней, а в западном христианстве продолжительность Пасхи 50 дней.

Важной особенностью Песаха является полное отсутствие на столе мучных блюд, в процессе приготовления которых произошел процесс брожения. Перед началом праздника в доме делается большая уборка, в процессе которой находится и уничтожается все подобного рода продукты. Хлеб в этот период заменяется мацой – особыми пресными лепешками, приготовленными из не квашеного теста. Маца стала символом той пищи, которую ели евреи, уйдя из Египта.

В Седер Песах евреи читаю агаду (историю великого Исхода), поют тематические песни, едят и пьют красное вино.

В христианстве в пасхальный период используются квасные (дрожжевые) куличи. Свою цилиндрическую форму и принцип подачи на стол вместе с яйцами они взяли из языческих времен, когда люди поклонялись богу плодородия Фаллосу. Однако с приходом христианства акценты сместились. Этот кулич стал знаменовать собой Иисуса Христа, невидимо присутствующего за столом.

Данную традицию ввели еще апостолы, которые, принимаясь за трапезу, в центре стола оставляли незанятое место, на которое и клали хлеб. В церквях такой кулич, с нанесенным на него изображением тернового венца и креста, именуется артос. Домашним же аналогом артоса являются всем известные куличи-паски.

Интересно, что, заменяя собой ветхозаветные опресноки, пасхальный кулич стал символичным переходом между Ветхим и Новым Заветами.

Несмотря на явные смысловые различия между празднованиями, принцип их празднования имеют и много сходных черт. Они делятся на несколько периодов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. В Песахе символизируется ожидание неизбежности наступления божьей кары для язычников и последующего ухода избранного народа через Синай в места, где зародится новое, уже еврейское государство.

В христианстве чередуются моменты пути Сына Божьего от его смерти к вечной жизни, и от земного существования к небесному.

Пожелания

В Песах евреи желают друг другу «Хаг Песах самеах», а христиане — «Светлой Пасхи».

Главное отличие Песаха от Пасхи — это два совершенно разных праздника. В первом случае Бог освободил отдельный еврейский народ, а во втором – Сын Божий принес себя в жертву во имя спасения от рабства греха всего человечества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×