1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха и рождество

Рождество Христово: «трехдневная Пасха»

В старых богослужебных книгах наряду с обычным названием праздника Рождества помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», — указание на особый характер Рождества Христова и одновременно — на все же более скромное его чествование. Пасха с особой торжественностью празднуется в Церкви неделю, а Рождество — три дня.

Фреска Рождество Христово. Эфиопия. XIII век

Среди многочисленных торжеств православного календаря выделяются две тематически объединенные группы праздников. Следуя один за другим, они образуют довольно протяженные временные периоды, не совсем точно именуемые «циклами». На богослужебном — всем доступном — уровне они выражают два важнейших догмата Христианства как религии Спасения: Богоявление, то есть явление Бога во плоти, и Его Воскресение из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продолжительный и тщательно разработанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом». Рождественский цикл по разным причинам не получил такого законченного оформления.

История богослужебного становления Рождественского цикла весьма сложна и, из-за скудости источников, относящихся к первым векам христианства, вряд ли будет выяснена до конца. Несомненно лишь то, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]»), вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники — производные от этих основных. В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобразным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Господня.

Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Господа, но прежде всего, по словам Бернарда Бота, в том, «чтобы понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью».

Современный православный цикл Рождественских праздников и воспоминаний литургисты представляют в таком виде.

«Неделя святых праотец (праотцев)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым) — Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески — патриархов) богоизбранного народа и их потомков, от Адама до Иосифа Обручника. Здесь пред нами символически предстает вся история дохристианского человечества! В бесконечном перечне имен особо выделяются ветхозаветные пророки, готовившие людей к принятию Мессии (проповедавшие Христа), и все библейские праведники.

«Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рождеством) — Церковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прославляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на литургии приводится человеческая родословная (генеалогия) Иисуса Христа.

«Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 году от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудейском]» — в квадратных скобках — дополнение названия праздника по старым месяцесловам. Более точное в догматическом аспекте — его греческое название, буквально: «Рождение по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (25 декабря / 7 января).

По своему происхождению это римский праздник Dies Natalis Domini («День Рождения Господа»), существовавший, вероятно, уже во II–III веках. Знаменитый римский «Хронограф 354 года» относит рождение Христа на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла (т. е. 1 год н. э.): «При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (то есть 25 декабря) в пятницу 15-й луны». Разумеется, выбор даты обусловлен не историческим, но апологетическим и миссионерским мотивом. В Римской империи был распространен культ солнечного бога Митры, который нужно было вытеснить христианским торжеством. Перенеся День Рождения Христа на радостно переживаемый язычниками «День рождения Непобедимого Солнца» (Dies Natalis Solis Invicti) — то есть день зимнего солнцеворота, 25 декабря, — христианские богословы сделали его центром народной жизни. Вся видимая природа преклоняется перед младенцем Иисусом, и даже животворящее Солнце, это мнимое божество язычников, повинуется родившемуся «Солнцу Правды», начиная именно с этого священного дня Его появления на свет Божий свой поворот к весне!

Этот актуальный для III–IV столетий исторический мотив — полемика с астрологией и солнцепоклонничеством — сохраняется в тропаре праздника (в квадратных скобках — авторские пояснения). «Рождение Твое, о Христос Бог наш, озарило Вселенную светом познания, потому что в нем [этом свете] служители звезд [волхвы] звездой же были научены поклоняться Тебе, Солнцу Правды [а не Митре, не видимому Солнцу!], и познавать Тебя с высоты восхода [вифлеемской звезды]. Господи, слава Тебе!»

На христианском Востоке праздник Рождества, акцентировавшего явление Бога именно во плоти, принимали с трудом. Здесь ему противодействовали влиятельные еретики — ариане, а затем монофизиты. Первые отрицали единосущие Сына Отцу, поэтому православная Троица была для них «многобожием», а рождение Иисуса как Сына Божия — «язычеством». Вторые отрицали равночестное единение в Иисусе Христе двух несоизмеримых природ — Божественной и человеческой. Они выросли на почве ветхозаветного (семитического) абсолютного монотеизма, для которого мысль о единении Божества и человечества, тем более «по плоти», — худшее кощунство. Вспомним обоснование смертного приговора Христу: «У нас есть Закон, и по Закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Бога» (Ин. 19: 7). Не отвергая евангельского события рождения Иисуса в Вифлееме, православные христиане Востока предпочитали праздновать его в рамках «расплывчатой» по содержанию Тэофании, тем более что день рождения как таковой — от императора до рядового гражданина — в дохристианском Риме считался важнейшим «языческим» праздником. Некоторые Восточные Церкви (Армянская, Коптская и др.), рано отделившиеся от греко-римского Православия, и по сей день сохранили свой архаичный календарь: отдельного праздника Рождества у них нет, они отмечают это событие евангельской истории в рамках древнего Богоявления.

Была и еще одна причина неприятия Рождества. Православные христиане Востока унаследовали библейскую ментальность, согласно которой день рождения — это день скорби: «Отверз Иов уста свои и проклял день свой. И сказал: «Да сгинет день, в который я рожден, и ночь, что сказала: “зачат муж!”» (Иов 1:1–3). Дело тут не в испытаниях, постигших Иова, но в убеждении дохристианского человека, что «всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, как добродетельному, так и грешнику. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Экк. 9: 2, 5–6). Заметим, что этот стойкий ветхозаветный менталитет присущ и некоторым современным христианам, не празднующим день своего рождения. Сами того не желая, они присоединяются к стенаниям неискупленного человека, все еще живущего «до Рождества Христова»!

«Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января) — на следующий день после празднования Рождества Христова Церковь призывает нас вновь собраться в храмах для торжественного прославления Пресвятой Девы Марии, ставшей соучастницей великого таинства воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника: «Собрание (греч. синодос, слав. собор) [в честь] Пресвятой Богородицы».

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня» — праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения: родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), а также двум Его ближайшим родственникам — «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Иаков считается первым епископом иудеохристианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Этот праздник приходится на первое воскресенье после Рождества. Если же Рождество приходится на воскресенье — то на следующий день, вместе с Собором Богородицы.

«Память Святых младенец (младенцев) четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января) — вспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба — символ всегда гонимого миром Христианства.

«По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января) — праздник основан на сообщении евангелиста Луки (см. 2: 21). Он продолжает тему Рождества и утверждает реальное — а не призрачное, как считали некоторые древние еретики, —воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Св. Епифаний Кипрский († 403) указывал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке (плоти)».

«Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января) — после принятия Востоком римского праздника Рождества Христова смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Отсюда и его второе название. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух.

Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды. Он совершается дважды: накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившейся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

Собор (Собрание) [в честь] Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января) — прославляется последний пророк Старого (Ветхого) и одновременно первый пророк Нового Завета, величайший «из рожденных женами» (см. Мф. 11: 11).

«Сретение (Встреча) Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля) — праздник основан на рассказе евангелиста Луки о принесении сорокадневного Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм. В IV–V веках он существовал в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве торжества, завершающего сорокадневный цикл Богоявления, и потому еще не имел собственного заголовка. Вскоре он появился в календарях столичных Церквей — Рима (конец V века) и Константинополя (1-я половина VI века).

Неразрывное соотношение трех важнейших событий — ритуальное ветхозаветное очищение Богоматери, представление Ее Сына Богу и встреча с двумя ветхозаветными праведниками — воплотилось в трех основных названиях праздника: Purificatio Mariae (Очищение Марии), Praesentatio Domini (Представление Господа) и Встреча Господа. На Востоке превалировал момент этой непредусмотренной Законом и совершенно неожиданной встречи, ставшей символом встречи Ветхого и Нового Завета, на Западе первоначально доминировала богородичная (мариологическая) символика.

Читать еще:  Что перевели кирилл и мефодий

В древности праздник имел чрезвычайно высокий литургический статус. Паломница Этерия (конец IV века) сравнивает его с Пасхой. О том же говорит и пресвитер Исихий Иерусалимский (V век). По его словам, «здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем Младенец Христос был возвеличен и исповедан Богом, и сидящий на руках [Симеона], как на престоле, был явлен Он — Творец нашего естества». Это — апофеоз литургического прославления важнейшего (наряду с Воскресением) догмата Христианства — Боговоплощения и Вочеловечения.

«Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля) — на следующий день после Сретения чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от подавляющего большинства своих современников, ослепленных национально-политическми иллюзиями, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии. Так завершается цикл Рождественских праздников.

Юрий РУБАН, к.и.н., кандидат богословия, доцент Минской духовной академии

Рождество или Пасха? Валентин или Кирилл и Мефодий?

О расцерковлении праздников

В этом году православную и католическую Пасхи разделяют целых пять недель, и мне как католику придется выслушать еще не раз, что католики в первую очередь празднуют Рождество, а православные — Пасху. Утверждения такого рода, которые я считаю вздорными, начинают меня откровенно утомлять.

Точно так же утомителен и раздражающ вопрос, звучащий накануне 14 февраля, так называемого дня святого Валентина. Кто бы сосчитал, сколько журналистов позвонило мне в этом году, чтобы узнать, как Католическая Церковь празднует Валентинов день! Мой ответ им был неизменно простой — НИКАК! Да, этот день празднуют обыватели, во всех магазинах Европы висят плакаты, напоминающие «дорогим клиентам» не забывать приобрести подарки для любимых. Прилавки уставлены сувенирами, посвященными этому дню. Но это не имеет никакого отношения к настоящей христианской вере. 14 февраля католики — те, кто регулярно ходят в Церковь, кто понимают и знают свою традицию — отмечают память и молятся святым Кириллу и Мефодию как покровителям и просветителям Европы. Европы, которая в этот день сходит с ума…

Но вернусь к Рождеству и Пасхе. Сказать, что утверждение о примате Рождества вообще не имеет оснований тоже не совсем верно. Я помню, как много лет назад на уроке религии в шестом классе – мне тогда было 12 лет — преподаватель (суровый священник) спросил нас, какой христианский праздник самый важный — Рождество или Пасха? Припоминанию, класс поделился ровно на две части. Но я как истинно западный человек с присущей мне (тогда) рационалистической логикой стал доказывать, что главный христианский праздник — это, конечно, Рождество, потому что по порядку оно первое. Мол, если бы Христос не родился, как бы Он мог умереть и воскреснуть? А раз это событие с хронологической точки зрения первое, то, значит, оно и важнее. Почему я был так уверен? Не знаю. Может быть, на меня влияла праздничная атмосфера, сосредоточенная вокруг подготовки к Рождеству со всеми подарками и поздравлениями, и возможно, куда меньше меня, ребенка, могла привлечь та суровая атмосфера, которая сопровождает Страстную неделю.

Самое печальное заключается в том, что мои родители, прожившие в строгой католической традиции, царившей в нашей деревне, не смогли помочь мне понять краеугольность главного христианского праздника — праздника Пасхи. Пасхальную радость я прочувствовал гораздо позже, вернувшись в Церковь в 19 лет после периода сложных юношеских поисков. Тогда-то я и стал проникать в то, что сама Церковь говорит о себе, чему учит, игнорируя мнения и мифы светского общества. Тогда я осознал, что именно Своей смертью и Своим Воскресением Христос основал и обосновал христианство.

Мне могут возразить. На Западе намного больше людей празднуют Рождество, нежели Пасху. Да, западный мир по-прежнему предпочитает праздничные дни конца года, таким образом расцерковляя подлинное Рождество Христово. Сегодняшние рождественские поздравления у нас дословно звучат так: «С праздниками конца года!». Но в том-то и дело, что Запад — не равно католическая церковь. В конце концов псевдо-Рождество с неменьшим размахом отмечается и в Восточной Европе, и в России. Только под названием «Новый год». На Западе этот праздник расцерковляли коммерсанты, на Востоке его пытались уничтожить большевики. И в какой-то мере и те, и другие достигли своего. Церкви празднуют Рождество Христово, а мир — и в Брюсселе, и в Москве — X-mas или Новый год, неважно.

А что же Пасха? Дело в том, что Пасху расцерковить оказалось намного сложнее. Коммерсанты на Западе не преуспели: никакие кролики и крашеные яйца не могут соперничать с историей человека, умершего на Кресте и — против всяких законов природы — воскресшего три дня спустя. Нечто подобное случилось и в СССР, где происходящее, невозможное к объяснению, пытались просто проигнорировать или взять в оцепление, как брали в оцепление крестные ходы. В любом случае, ничего не получилось. Пасха осталась церковным праздником, сердцевиной литургической жизни каждого католика. Пасха, пусть и отмечаемая зачастую в другой день, чем у католиков, осталась церковным праздником, сердцевиной литургической жизни каждого православного. Пасха осталось праздником, который отмечают верующие и прежде всего верующие.

Я понимаю, что, сказав это, разочарую кого-то, кто решит, что я упростил ситуацию. Наверное, стоило бы, например, проанализировать западное социальное учение как отражение Боговоплощения. Наверное, можно было бы поговорить о том, как повлияла на нынешнюю ситуацию религиозная история Западной Европы. Но я сейчас хотел сказать о другом: под влиянием светского мировоззрения мы, вместо того, чтобы узнать, что сама Церковь говорит о себе, свыкаемся с возможностью принимать наносное за подлинное. Мы сами начинаем верить тем мифам, которые создает о Церкви общество, которое Церкви не знает и не понимает. Только лично переживая веру и изучая церковные историю и учение (а не домыслы обывателей) мы можем открыть глубину и красоту нашей традиции, имеющей на Западе и на Востоке одинаково прочную основу.

Пасха и Рождество вошли в число восьми самых популярных в России праздников

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, какие праздники наиболее распространены среди россиян. В результате оказалось, что есть восемь главных праздников — как государственных, так и религиозных, которые отмечает больше половины граждан страны.

Результаты опубликованы на сайте центра.

Топ-8 праздников, которые отмечает большинство россиян:

  1. Новый год — 96%
  2. День Победы — 95%
  3. Международный женский день (8 марта) — 88%
  4. День защитника Отечества (23 февраля) — 84%
  5. Пасха — 82%
  6. Рождество Христово (7 января) — 77%
  7. Праздник весны и труда (1 мая) — 63%
  8. День России (12 июня)– 54%

Социологи при этом отметили, что религиозные праздники — Пасху и Рождество Христово чаще отмечают женщины. Так, например, Пасху празднуют 86% опрошенных респондентов-женщин, а Рождество — 80%, в то время как среди мужской части аудитории показатели ниже: 77% и 73%, соответственно.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного теме свадеб.

Характерно, что религиозные праздники пользуются наименьшей популярностью у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. К примеру, Пасху празднует 70% молодых россиян, а среди тех, кому от 35 до 59 лет, доля отмечающих достигает 86%.

Зарубежные праздники — Хэллоуин, китайский Новый год и День святого Патрика — пока не получили широкого распространения в России. Согласно результатам опроса, их отмечают всего 3-5% населения, в то время как 95-96% респондентов утверждают, что не празднуют их.

В то же время эти праздники находят больший отклик среди молодежи: День святого Валентина празднуют 54% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет (против 19% отмечающих в возрасте 45 лет и старше), Хэллоуин — 13%, а День святого Патрика — 8% опрошенных юношей и девушек.

«Российской культуре свойственен высокий уровень консерватизма относительно праздничных событий, принимаемых в национальном масштабе: топовые позиции рейтинга уверенно делят между собой гражданские и религиозные православные даты. Конечно, в рейтинге присутствуют и локальные тенденции, среди которых можно отметить запрос со стороны молодежи на адаптированный под нее неперегруженный эвент развлекательного характера, который в относительно большей степени проявляется через празднование Хэллоуина или Дня святого Патрика», — приводит РИА «Новости» слова руководителя практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилла Родина.

Что значит для россиян — отметить Пасху?

Опрос ВЦИОМ не содержал вопроса — как именно отмечают россияне те или иные праздники. О том, насколько широко отмечаются в стране церковные праздничные даты, принято судить по числу посетивших пасхальные или рождественские богослужения. Как правило, такую статистику формирует и публикует МВД РФ, сотрудники которого обеспечивают порядок и безопасность во время ночных богослужений.

По данным министерства внутренних дел, в апреле 2018 года на Пасху прошло более 11,5 тысяч ночных богослужений. В них приняли участие более 4,4 млн человек. Это составляет 3% от численности населения страны (по данным Росстата, на 1 января 2018 в России насчитывалось 146 880 432 постоянных жителя).

Данный показатель на протяжении последних нескольких лет почти не изменился: как сообщил полтора года назад пресс-центр МВД РФ, в апреле 2017 года на территории более семи тысяч населенных пунктов России состоялось свыше 11 тысяч богослужений и крестных ходов, посвященных празднованию Светлого Христова Воскресения, в которых приняли участие более 4,3 млн человек.

Для обеспечения безопасности и общественного порядка были задействованы более 90 тысяч человек.

При этом региональные управления МВД ведут подсчет пришедших в православные храмы по-разному: где-то учитываются не только участвовавшие в богослужении прихожане, но и те верующие, кто пришел в церковь, только чтобы освятить куличи. В некоторых регионах такая статистика вообще не ведется; сотрудники МВД лишь фиксируют количество прошедших праздничных «мероприятий».

Читать еще:  Пасха в европе в 2020 году

Очевидно, что число россиян, заявляющих о том, что они отмечают праздник Пасхи, существенно выше количества людей, посещающих праздничные пасхальные богослужения.

Для многих жителей страны празднование Пасхи непосредственно связано с почитанием усопших: когда в 2015 году российское МВД собрало данные не только об участниках ночных пасхальных служб и крестных ходов, но и о посетивших в эти дни кладбища, оказалось, что таковых набралось порядка 7 миллионов человек.

ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД 2016

История праздника

Согласно Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме во время проходившей тогда переписи населения. Город был переполнен людьми, прибывшими на перепись, и мест для ночлега в домах ни у кого не было. Мария и Иосиф расположились в хлеву, где ночевали вместе с домашними животными. В момент рождения на небе появилась звезда, которая и указала волхвам путь к младенцу. Мудрецы вошли в хлев и преподнесли будущему Спасителю свои дары: золото, ладан и смирну (особое благовонное масло).

Фото: Петров Александр/ТАСС

Когда отмечают праздник?

Православные христиане празднуют Рождество 7 января, в отличие от католиков, которые отмечают его 25 декабря. Такая традиция возникла в связи с введением в Европе григорианского календаря в 1582 году. В России лишь в ХХ веке стали пользоваться европейским летоисчислением. Церковь же вовсе не приняла новый календарь и продолжает считать христианские праздники по частично реформированному Петром I византийскому календарю.

Что происходит перед Рождеством?

До праздника православные соблюдают 40-дневный пост, один из самых продолжительных в церковном календаре.

В Сочельник (канун Рождества Христова) все собираются за праздничным столом. Этот тихий предрождественский вечер принято проводить в кругу самых близких людей и ждать появления на небе первой звезды, которая возвестит о начале праздника.

Фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Что готовить на Рождество Христово?

Верующие обычно накрывают стол из 12 блюд. Основным в ночь с 6 на 7 января является сочиво – пшеничные зерна с медом, орехами, изюмом или сухофруктами. После того, как на небе появилась первая звезда, православные должны начинать трапезу именно с него, а затем переходить к основным блюдам.

Важным и символичным на праздничном столе является кисель. Его готовят исключительно из самых спелых и сладких фруктов или ягод. По желанию его можно дополнить взваром – компотом из сухофруктов. Кроме того, на столе обязательно должно быть рыбное блюдо – символ христианства и Христа.

Главное правило, которого стараются придерживаться все православные, – рождественский стол должен быть особенно щедрым и богатым. Помимо сочива, киселя и рыбы можно добавить заливное, гуся с яблоками, курицу, молодого фаршированного поросенка, блины и многое другое. На сладкое принято подавать пряники, конфеты, орехи и фрукты.

Как принимать гостей?

На рождественский ужин принято приглашать и впускать в дом всех, кому это необходимо. В этот день нужно радовать тех, кто не может позволить себе традиционный праздник. Существует поверье, что на ужин в честь Рождества Христова может пожаловать сам Господь, но неизвестно, в каком обличье он предстанет. Вполне возможно, что это будет нуждающийся человек, поэтому странников необходимо принимать с большим уважением.

Фото: Смертин Павел/ТАСС

Что такое рождественское колядование?

В некоторых селах и деревнях России до сих пор распространена традиция колядовать на Рождество.
Этот обычай берет свою основу в рождественских песнях, которые в старину называли колядками. Верующие ходили по домам и пели ритуальные песни – так они прославляли Рождество Христово. Такие песни могут не только рассказывать о Рождестве, но и восхвалять Всевышнего, семью, детей и саму человеческую жизнь. Колядников принято угощать пряниками, конфетами, фруктами, а также давать им небольшое количество денег.

© AO «Телекомпания НТВ».
Все права защищены.

При любом использовании материалов НТВ ссылка (для сайтов — гиперссылка на www.ntv.ru) обязательна.

Используя настоящий сайт, Вы обязуетесь выполнять условия данного соглашения.

У книжной полки. Пасха, Рождество и другие праздники в рассказах для детей. Календарь для детей на 2020 год «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»

Аудио

Каждая неделя нашей жизни начинается с праздника. Название ему — Воскресение. Это праздник, который ещё называют Малой Пасхой. Праздник, в который Церковь воспоминает воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Но помимо этого, в Церкви очень много праздников, которые в соответствии с церковными книгами называются по-разному: двунадесятые, великие, средние, малые. Каждый день мы вспоминаем то или иное событие, произошедшее в церковной истории, празднуем дни святых. Как рассказать детям о самых главных праздниках Церкви или про иконы Пресвятой Богородицы? В этом деле нам помогут книги и календари, которые сегодня выходят в свет во многих издательствах и помимо информации содержат прекрасный иллюстрационный материал. О двух таких изданиях пойдет речь в нашей программе.

Первое из представленных сегодня изданий, называется – «Пасха, Рождество и другие Праздники в рассказах для детей». Книга, вышедшая в издательстве Терирем, простым и понятным детям языком рассказывает о самых главных православных праздниках. Издание красочно оформлено и рассчитано на детей от трех лет. Рекомендуется читать с родителями. Авторы книги, Антон Разгуляев и Михаил Юртайкин, предваряют книгу такими словами: «Большие церковные праздники, — их двенадцать, они наполняют собой весь год, постоянно напоминая нам о тех или иных событиях жизни Церкви. Зачем? А зачем человек ежедневно кушает? Мог бы он быть сытым от воспоминаний о когда-то съеденной еде! Ведь, нет? Человеку нужно ежедневно подкреплять свои силы.

Так и верующему человеку нужно постоянно подкреплять духовные силы в общении с Богом и Его Церковью! А что для этого может быть лучше, чем яркая ткань праздника, где событие не просто вспоминается, но происходит здесь и сейчас, при живом участии христианина? Об этих праздниках мы и хотим тебе рассказать». Первым двунадесятым праздником, которым открывается церковный год, является Рождество Пресвятой Богородицы. Его мы празднуем 21 сентября. Как рассказывают авторы, «с рождения Девы Марии начинается история спасения всех людей на свете. Ведь от Неё потом родился Спаситель — Господь Иисус Христос. Потому этот праздник в церковном календаре — первый.

Родители Пресвятой Девы, Иоаким и Анна, жили скромно, как простые люди. Были благочестивы и добродетельны. Вот только детей у них до самой старости так и не было. А это в те времена было позором. Какие только насмешки не сносили они от соседей! И как только не молились, чтобы Бог умилостивился над ними! И Бог услышал их. Как слышит каждого просящего, хотя и редко исполняет прошения тотчас. У Иоакима и Анны родилась не просто дочь, а Девочка, Которой суждено было стать Матерью Самого Бога! Которая стала выше Ангелов! Так Бог любит смиренных и возвышает их».

Следующий двунадесятый праздник недалеко отстоит от Рождества Богородицы, он празднуется 27 сентября и называется — Воздвиженье Креста Господня. Как пишут авторы, «Праздник этот одновременно радостный и грустный. Потому что в этот день вспоминают страдания и смерть Господа нашего на кресте. Но как не испытывать и радости при воспоминании о том, как был найден тот самый Крест, на котором и принял смерть Сын Божий? Недаром, когда святая царица Елена и Иерусалимский патриарх Макарий нашли в земле, на месте распятия Христова, три креста, то почувствовали дивное благоухание. Их по очереди приложили к умершему накануне человеку, чтобы узнать, который из них — Крест Господень. И действительно, когда на тело мертвеца возложили древо Животворящего Креста, — тот воскрес. И тогда патриарх с ликованием воздвиг, то есть, высоко поднял крест над людьми, собравшимися вокруг и желающими поклониться святыне. И люди с великой радостью прославили Распятого на Кресте и Воскресшего Господа и Спасителя нашего».

Вот такие короткие рассказы о двунадесятых праздниках собраны на страницах этой книги. Стоит отметить, что маленькие дети не умеют долго со вниманием слушать, но любят разглядывать картинки. А потому такой формат книги с небольшими рассказами, но большими красочными иллюстрациями, очень подойдет для наших самых юных читателей, которые еще не умеют читать. А тем, кто только учится, тоже будет не трудно читать по одному рассказу самому. Следующее издание, предназначенное для детей постарше, вышло в свет в издательстве «Духовное преображение» и представляет собой календарь на 2020 год, где собрано 12 рассказов о самых известных образах Божией Матери, а также тропари и молитвы к ним. Календарь называется — «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы».

Для примера прочитаем один из рассказов. Совсем недавно, 8 сентября, мы праздновали Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Как пишет составитель календаря, Владимирский образ Богородицы — это, возможно, самая известная и самая любимая в нашей стране икона. Ей посвящено целых три праздника в году. Перед Владимирским образом совершались помазание царей на царство, избрание Всероссийских Патриархов, присяга на верность Родине. 8 сентября — день сретения (т.е. встречи) иконы Владимирской Богоматери в Москве. Празднуемое событие произошло в 1395 году. Тогда татарский завоеватель Тамерлан, считавшийся непобедимым, пришёл на Русь с несметными своими полчищами и начал двигаться к Москве. Навстречу ему с малочисленным своим войском вышел великий князь Василий Димитриевич. Великий завоеватель Тамерлан не проиграл в своей жизни ни одной битвы, и надеяться оставалось только на чудо.

Владимирская икона тогда ещё находилась во Владимире. Туда и послал за ней князь Василий своих гонцов. Вся Москва вышла встречать икону. Духовенство и народ, пав перед нею на колени, со слезами молились: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» А Тамерлан уж в ста километрах от Москвы. Его войско только что сожгло Рязань и Елец. Но в тот самый день, когда икону встречали в Москве, Тамерлан увидел страшный сон: стоит высокая гора, с её вершины спускаются русские святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии возвышается величественная Жена и грозно повелевает ему покинуть пределы земли Русской. Тамерлан пришёл в ужас. Он призвал к себе своих мудрецов-советников, и они разъяснили ему, что величественная Жена, Которую он видел, — Заступница русских, Матерь христианского Бога, и сила Её неодолима. И грозный хан повернул свои войска назад. Так русское государство было спасено». Вот такие, также небольшие, но понятные для детей рассказы, собраны на страницах этого календаря.

Читать еще:  Пасха красная павлова купить

Среди множества событий, происшедших на земле, самыми яркими для православного человека являются праздники Святой Церкви. Каждое христианское торжество, по учению святых отцов, имеет надвременное и непреходящее значение. Поэтому на протяжении уже более 2000 лет ни один из праздников не потерял своей актуальности, но напротив, вновь и вновь он становится реальностью того или иного дня. Изучить историю 13 главных праздников призвана помочь книга «Пасха, Рождество и другие Праздники в рассказах для детей». А сколько всего существует Богородичных икон? Думаю, точно сказать сложно. Но о 12-ти из них юные читатели узнают, прочитав календарь «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы». Доступный язык изложения и красочные иллюстрации помогут детям легче усвоить изложенный в этих изданиях исторический материал.

О празднике Пасхи

«Да воскреснет Бог…» – произносит иерей у дверей храма – у Гроба, от которого на самом деле уже отвален камень, и Ангел, сидящий на нем, загадочно вопрошает: «Что ищете Живого среди мертвых?» А мурашки уже бегут по спине, и трепетный комок подступает к горлу, и слезы уже вообще никак не сдержать, и вы пытаетесь петь «Воскресение Христово видевше…», но слезы и спазмы в горле предательски мешают. И вдруг происходит чудо – шестый глас, всегда такой скорбный, такой смиренный и минорный, вдруг совершенно непонятно становится мажорным и звучит победным гимном! И вот уже поет не только хор, но и все прихожане поют, и все вокруг поет! И после третьего-четвертого раза уже и те, кто пришли впервые, подпевают, на всякий случай еще косясь на уста стоящих рядом, и тоже уже не стесняются слез… Где найти такого гениального композитора, который мог бы записать, а потом воспроизвести эту непередаваемую наполнившую душу музыку? Какой лауреат всех на свете литературных премий в состоянии описать эти чувства человеческими словами? Только одному Духу Святому это возможно. Тому, который вложил в блаженные уста Иоанна Златоуста знаменитое Огласительное слово: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»

В ответ – молчание. Нечего ответить униженному, поверженному и упраздненному аду, не дерзает он поднять глаза свои – слепит его, испепеляя, свет Славы, восшедшей над миром, оглушает и смертельно пронзает ангельское пение по всей Вселенной. И радость сметает на своем пути всякую печаль, и вселенское ликование заполняет собой все и не оставляет никакого места унынию и грусти.

Привыкнуть к этому невозможно. Никогда это, повторяющееся каждый год, действо не станет привычным. Потому что это одно из самых великих и непостижимых Таинств. Кто спрашивал про доказательства? Какие еще кому нужны доказательства? Да просто посетите, наконец, обычное пасхальное богослужение – не просто куличи с яйцами придите освятить, а совершить Богослужение! «Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению»! Вот вы с зажженной свечей в руке обходите с Крестным Ходом вокруг храма и … чувствуете, как уже открываются глаза – не те, на которых вы пытаетесь сдержать взявшиеся откуда-то слезы, а глаза сердечные, данные каждому человеку Богом по милости Его и для видения Его. В эту ночь они у многих открываются в первый раз – даже у тех, кто раньше никогда не знал об их существовании.

«Се бо прииде Крестом радость всему миру!»

Почему Пасха празднуется каждый год в разное время?

Время празднования Пасхи, а вместе с ней и всех остальных праздников Пасхального цикла, рассчитывается в соответствии с лунным календарем, по которому жил ветхозаветный народ.

Пасхальный цикл так называемых «подвижных» праздников в литургике, науке о богослужении, именуется периодом Постной и Цветной триодей. И длится он с недели о мытаре и фарисее, за четыре седмицы до Великого Поста, до недели Всех Святых, следующего воскресения после праздника Пятидесятницы.

Событие Воскресения Христова произошло на второй день иудейской Пасхи, которая всегда совершалась в ночь с 14 на 15 число месяца авива (нисана, месяца колосьев), первого месяца весны, начинающейся после весеннего равноденствия. Евангелие повествует нам о том, что, когда Христос умер на кресте, то земля на три часа погрузилась во тьму. Это явление зафиксировали не только евангелисты, но и языческие летописцы. Атеистические критики Евангелия утверждали, что произошло солнечное затмение, забывая о том, что было полнолуние, а значит, луна находится напротив солнца и никак не может его закрыть собою, как это бывает обычно при солнечном затмении. Древняя Церковь с первых дней своего существования празднует день Воскресения Христова, еженедельно собираясь для совершения Евхаристии. Вместе с тем вскоре выделяется ежегодное особое воспоминание страданий и Воскресения Христова, которое в первохристианской общине, состоявшей преимущественно из крещеных иудеев, совершалась так же, как и ветхозаветная Пасха, 14 нисана, независимо от того, на какой день недели этот день выпадал. По мере распространения Церкви и вхождения в нее христиан из язычников все более распространенным становится празднование Воскресения Христова в воскресный день, следующий за 14 нисана. Обе традиции просуществовали до 4 века, когда начались горячие споры предстоятелей поместных церквей по этому поводу.

В начале 4 века был окончательно решен вопрос о времени празднования Пасхи. I Вселенский Собор (325 год) постановил праздновать ее в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, сдвигая на неделю вперед в случае совпадения с Пасхой иудейской. Таким образом, Пасха с 325 года во всем православном мире празднуется, начиная с 22 марта и до 25 апреля по старому, Юлианскому календарю (соответственно, с 3 апреля и по 8 мая по Григорианскому, европейскому). Об этом дне ежегодно объявляли особым окружным посланием, и императорский эдикт в этот день давал амнистию всем преступникам-недушегубам.

Почему на праздник Пасхи обмениваются крашеными яйцами?

Мои ожидания оправдались: «гастрономический» вопрос все же прозвучал. Для чего обмениваться – сложно сказать. Этому вопросу и многим подобным не должно быть места в православном сознании. Пусть эти народные традиции, во множестве существующие во всех странах, останутся навсегда объектом внимания только этнографов, но не православных христиан.

Для тех, кто старался соблюдать Великий Пост, причащаясь Тела и Крови Христовых, переживал все события Страстной Седмицы и с нетерпением ждал Причастия светлой пасхальной радости, праздник желудка, к которому и сводится для некоторых празднование Пасхи, уже не имеет принципиального значения. А вкушение прежде всякой пищи тех скоромных приношений, которые благословляются священником по окончании пасхального богослужения, напомнит о том, что Христос Воскресший, являясь ученикам, вкушал с ними пищу, удостоверяя телесное воскресение. И здесь, сейчас, он с нами присутствует на пасхальной трапезе, призывая вкусить не только пищи тленной, но духовной, ведущей в жизнь вечную.

Вероятно, обычай дарить крашеные яйца, по примеру Марии Магдалины, восходит к традиции совершать благотворения во дни церковных праздников. Наверняка рядом с вами есть обездоленные, сироты, инвалиды, к которым вы можете прийти и подарить им утешение, принеся благую весть о Воскресении и несколько освященных куличей, яиц, других продуктов по вашей возможности. Оставьте часть своего приношения в храме, чтобы священник, его помощник, воспитанники воскресных школ могли раздать их в больницах, тюрьмах, детских домах, куда обычно в пасхальные дни организует поездки большинство православных приходов.

Православный мир празднует Пасху, особенно выделяя ее из числа других праздников, а в западных странах люди больше празднуют Рождество. Связано ли это с различиями в вероучении Православия и западных конфессий?

Действительно, Пасха особенно выделяется из числа всех праздников. В церковном календаре существует 12 величайших ежегодных праздников: они именуются двунадесятыми. Пасха по своему исключительному значению не входит в их число и называется «Праздников Праздник и Торжество есть Торжеств». Пасха венчает церковный год, от нее берет начало годичный круг церковного богослужения. Сравнивать Пасху и Рождество не имеет смысла, так как первое без второго бы не совершилось, и второе без первого было бы бессмысленным, но все же именно Пасха стала моментом победы жизни над смертью, разрушением ада, освобождением от рабства греху.

Наш народ даже в годы духовного насилия и атеистического дурмана, под страхом преследований, все же стремился, пусть не осознавая смысла этого события, попасть на Пасху в храм Божий.

Даже сейчас на Пасху храмы более переполнены, чем на Рождество. И наверняка это связано не только с гастрономическими вопросами (их коснемся позже), но и с тем внутренним, пусть приглушенным желанием души обрести новое бытие и свободу от рабства греху через соприкосновение с тайной Воскресения Христова.

Глядя через «окно в Европу» (телевизор) на жизнь людей, населяющих западные, так называемые благополучные страны, действительно мы видим, что Рождество, в отличие от Пасхи, празднуется повсеместно и с большим размахом.

Думаю, что западное христианство в теории не отрицает исключительности праздника Пасхи в ряду других. Первопричина такого смешения центра тяжести кроется не в различиях, которых на самом деле великое множество и многие из них очень принципиальны, а в том всеобщем обмирщвлении или, как сейчас часто говорят, секуляризации, широко охватившей западный мир. Церковные праздники для большинства перестали быть моментами глубоких духовных переживаний, ступеньками к Богу, проходя которые каждый раз мы приобретаем определенный опыт и стараемся что-то изменить в своей жизни.

Рождество – день рождения. Чей? Не каждый сразу ответит. Семейный праздник, подарки, красные носы и шубы, каникулы. Как далеко все это от той Вифлиемской ночи, в которую Бог пришел в мир, родившись в тесной пещере. Неудобно было Ему лежать там. И нам неудобно бывает рассуждать об этом. Можно просто не рассуждать, не думать, не вспоминать о Нем. Сделать так, чтоб ничего не напоминало…

Еще «неудобнее» думать и переживать факт Воскресения Христова, факт начала жизни, где все, что ты накопил на этой земле, к чему стремился, становится полной бессмыслицей. Может, это и явилось причиной того, что в секуляризованном обществе праздник Пасхи скорее «умирает», чем Рождество.

На вопросы отвечал протоиерей Евгений Пейков

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector