1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха киево печерская лавра

«Для человека верующего главный закон – Христов»

Беседа с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом

Владыка Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, – стойкий защитник Киево-Печерской Лавры в новейшей истории. 25 лет он несет послушание ее наместника. Трудами и мудростью владыки не только постройки Лавры восстали в своей красе из руин, но возрождена духовная жизнь. Лаврская братия непрестанно молится за весь мир: лишь заканчивается служба в одном из лаврских храмов, уже следующая начинается в другом. Тысячи паломников, туристов и просто случайно зашедших из любопытства людей здесь опытно прикасаются к другому измерению жизни: «Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы . слуги Мои подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом» (Ин. 18: 36).

Митрополит Павел говорит: «Если мы ходим в Христовой истине, то приближаемся к святости». О святости, которая была, есть и будет в Церкви, о своем опыте встреч со святыми и подвижниками в России и на Украине владыка делится с читателями портала Православие.Ru.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, о тех подвижниках, которых Господь послал вам на вашем жизненном пути.

– Господь дает святость жизни для нашего с вами вразумления.

Я могу говорить очень долго, потому что я – монах грешный, но видел людей святых и жил при святых монахах.

Владыка Дамиан (Марчук)

– Первым на пути моего спасения встретился покойный владыка Дамиан (Марчук). Человек кроткий, смиренный, мудрейший. Он определил мою судьбу, дав мне рекомендацию поступать в Московскую духовную семинарию в 1984 году. Тогда многим студентам в рекомендации писали: и читает, и поет, и «по водам ходит», и «звезды с неба собирает», а мне было лишь два слова: «Рекомендую поступить». И когда я увидел у покойного владыки-ректора Александра (Тимофеева) на столе, что написано в моей рекомендации, то, конечно, страх напал на меня, холод пробежал по телу, думаю: «Боже мой, 800 человек поступает, принимают 100, и такая рекомендация…»

Владыка Александр спросил меня, знаю ли я владыку Дамиана. Я сказал, что знаю. Справился о состоянии его здоровья, мы немного побеседовали, и я был принят. С этого момента началась моя духовная жизнь.

Владыка Дамиан предсказал день своей смерти. Отца Георгия (который сейчас служит в Германии) он попросил: «Приготовьте место, в четверг у нас будет покойник». – «Кто?» – «Я умру». И действительно, в четверг перед Троицей он умер, и в Троицкую родительскую субботу мы его хоронили. Пришли тысячи и тысячи людей. Это был человек глубокой веры, всё претерпевший на своем жизненном пути.

В Троице-Сергиевой Лавре

– Навсегда памятна для меня учеба в Троице-Сергиевой Лавре, где я познал первые азы веры. И по сей день остаюсь человеком глубоко верующим и преданным Русской святой Церкви. Что мы знали, придя в духовную школу из села? Мы знали, что есть Живоначальная Троица, мы знали праздники, мы знали посты, соблюдали заповеди, читали Евангелие. И я думаю, что для христианской жизни в советское время, когда Церковь была гонима, этого было достаточно.

Когда я принес документы, проректор Михаил Степанович Иванов спросил меня, зачем я пришел, ведь здесь не ждет меня ни признание, ни зарплата. Я возмутился в своем сердце и спросил его: «Почему вы так со мной разговариваете?» А он ответил: «Петр, те, кто не тверды в вере, отпадут, а истинные христиане – останутся. Церкви нужны не наемники, а пастыри».

С владыкой-ректором Александром у меня сложились очень хорошие отношения. После того, как я остался жив в пожаре, а пятеро человек из моей комнаты сгорело, он относился ко мне по-отечески. И я всегда за него молюсь. Его кончина была блаженной – на самое Рождество. Он со всеми попрощался, отслужил Литургию и отошел. Так Господь показал нам праведника: «честна пред Господем смерть преподобных Его».

Во время учебы идеалами жизни для меня были архимандриты Венедикт, Платон, Кирилл, Наум, Афанасий, покойный Анастасий, Матфей, братия Троице-Сергиевой Лавры. Я смотрел на них и, как губка, впитывал их слова.

Было трогательно: после чтения отец Кирилл давал нам, студентам, кусочек хлеба либо две конфетки «Мишка косолапый»

Я очень любил архимандрита Кирилла (Павлова). Мы собирались вечерами у него в келье, и отец Кирилл всегда сам читал Священное Писание Нового Завета, а мне разрешал читать Добротолюбие и Ветхий Завет. Не каждый день, но временами. И очень было трогательно: после этого чтения он давал нам, студентам, кусочек белого хлеба и два кусочка рыбы либо две конфетки «Мишка косолапый». На чтениях бывал и иеросхимонах Моисей, человек ученый, математик, автор учебников для средней школы. Когда он во время чтения засыпал, а отец Афанасий толкал его под ребро, отец Кирилл говорил: «Не трогай его, он беседует с ангелами». Вот такая была у батюшки любовь! Эта любовь трогала наши сердца. Церковь в свое время еще скажет о подвиге святой жизни отца Кирилла.

И знаете, что меня поражало? Когда я служил с ним на Пасху, он бросал пасхальные яички – были там и простые, и расписные, и каменные – штук 300 или больше. Батюшка старался, чтобы каждый получил от него благословение. Это мне так запало в душу, что когда я служил на приходе, то поступал так же.

Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей: «А я нашел, а я нашел», – и улыбается

У отца Матфея (Мормыля) как-то пропала книга, и он мне говорит: «Всё, не будет тебе жизни, если не найдешь!» А я был уставщиком. Что делать? Пришел я к отцу Онуфрию – тогда благочинному Троице-Сергиевой Лавры, а сейчас он наш дорогой предстоятель Украинской Православной Церкви – и говорю: «Отец Матфей сказал: не будет мне жизни». (Он был добрый, но очень строгий!) – «Как сказал, так и будет! Иди к Анастасию». Иду. Анастасий говорит: «Моя молитва не поднимается выше лаврской колокольни, поэтому иди назад к Онуфрию, у него есть такая книга, он тебе отдаст». Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей сидит: «А я нашел, а я нашел». Конечно, у меня злость закипела в душе: «А с этой что мне делать?» – «Есть у меня, есть и у тебя». И улыбается.

Все эти дивные старцы навсегда останутся для меня великими учителями, а Троице-Сергиева Лавра – школой благочестия.

На приходе

– После окончания семинарии в 1988 году я был направлен в Волынско-Ровенскую епархию, где встретил воистину святого старца – владыку Варлаама (Ильющенко). Он был осужден на девять лет тюремного заключения, сидел в Барышевке Киевской области. Над ним очень издевались из-за того, что он был священником, и он объявил голодовку. Тогда благодаря ходатайству покойного митрополита Никодима (Ротова) спустя четыре с половиной года его досрочно освободили из заключения.

Он меня рукополагал во священника. Он меня постригал в монашество. Это настоящий подвижник благочестия, исповедник Церкви Христовой. Он не боялся проповедовать открыто, рукополагал без оглядки на власти и делал всё, что было необходимо для жизни Церкви. Он хотел, чтобы я остался у него секретарем Днепропетровской епархии, но скоропостижно скончался. Я тогда очень скорбел и поставил ему памятник, который рабочие установили неаккуратно. Когда спустя некоторое время по распоряжению владыки Иринея стали этот памятник поправлять и для этого раскопали могилу, то увидели полностью нетленные мощи.

Владыка всё предсказал, что в моей жизни уже, за эти 30 лет после его кончины, произошло. Еще он говорил: «Всю жизнь будешь на строительстве, а на руинах помрешь»…

Анна Босая

В храме холодина несносная – а она босиком и в одном простом платьице

– Видел я много праведников. Они в Церкви были, есть и будут. В Ново-Волынске жила Анна, по прозвищу Босая, которая знала Новый Завет, Псалтирь и каноны наизусть. Она приняла на себя подвиг юродства. Как-то она кормила свою тяжелобольную маму, мама захлебнулась кефиром и умерла у нее на руках. Такое бывает. И она решила искупить этот грех: стала зимой ходить босиком. Так ее и прозвали – Босая.

Читать еще:  Этимология слова воскресенье

Приходила в храм – а в храме холодина несносная – снимала пальто, оставалась босиком и в платьице (простое такое, рукава чуть ниже плеча). А над ней – облако пара. Когда в 1989 году на крещение мы вышли на улицу, зуб на зуб не попадает, морозы держались крепкие, она нагребла снега и на тот снег стала раздетая, вот только платочек был подвязан легонький. Я глянул – и объял меня страх: вода течет из-под ее ног, а она парит.

Когда я пришел в последний день перед ее кончиной ее причащать, она мне открыла тайну, что знает Священное Писание. И сказала: «Погибнешь от своих».

Попросила после кончины привезти ее в храм и оставить одну. Мы это исполнили. И вы знаете, ее молитвенное предстательство я всегда чувствую, и сам о ней молюсь, как и о всех тех, кого хоронил в Ново-Волынске – поминаю их за каждым богослужением.

Святые предстоятели Украины

– В Киеве я оказался неожиданно для себя (думал, что буду приходским священником-монахом). И здесь для меня распахнулись врата в другой духовный мир. И первый его представитель – это предстоятель нашей святой Церкви Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). О нем можно говорить днями и часами. Я был при нем 21 год, из них 18 лет неотступно. Мы много беседовали, и владыка приоткрывал глубины своей души. Для меня это человек необыкновенный, светящийся духовной благодатью. Это тот, кто объединял нашу Церковь.

Я многократно сопровождал владыку на Святую землю, и там, молясь в Гробе Господнем, митрополит Владимир просил Господа: «Ничего у Тебя, Господи, не прошу, ни долгих лет жизни, ни здоровья. Прошу одного: чтобы ни одна капля крови не упала на моей Богом благословенной земле». Так и случилось: пока Блаженнейший жил, ничего не случилось.

Другой прекраснейший своей жизнью человек – это Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его многие осуждают за отсутствие подобающей, как они считают, его статусу публичности, за его проповеди, не отличающиеся пышностью красноречия. Однако его слово всегда касается каждого человеческого сердца.

Дух Святой руководствует этим человеком и сохраняет его для нашего вразумления. Это человек созидатель, кроткий, терпеливый, молитвенник и постник. Пример нам всем.

Братия Киево-Печерской Лавры

– В нашей святой обители вершина всех высот – смиренный батюшка Авраамий, которому уже за 90 лет, человек-затворник. Он всегда и всё знает про каждого брата. Его молитвами, молитвами отцов Нектария, Антония, Иеремии и других братий – тех, которых не достоин весь мир (ср.: Евр. 11: 38) – мир утверждается. Их молитвами Господь сохранит и нашу святую обитель.

Братия живут в центре столицы, мегаполиса, и никто никогда не увидит их праздно шатающимися, каждый занят своим делом, и всё совершается их трудами. Они встречают сотни тысяч, а может, за 25 лет моего наместничества и миллионы приходящих в святую обитель. Братия – настоящие труженики на ниве Христовой. И я повторю слова Блаженнейшего митрополита Владимира, который когда-то сказал мне и еще одному архиерею: «С вами можно идти в разведку!» С этой братией можно идти в сражение, как шли когда-то монахи – Александр Пересвет и Андрей Ослябя – на Куликово поле.

Братия – хранители чистоты святого Православия, Христовой веры и спасения человеческих душ. Придет время, и Господь спросит: «Ты пришел, а кого ты привел с собой?» Я думаю, что каждый из них сможет ответить: «Вот я и дети, Господи, Которых ты дал мне».

Молитва несвятых на земле делает святыми на небе

– Владыка, вы сейчас упоминали людей и почивших, и живущих рядом с нами на земле. Значит, границ для святости нет?

– У Бога все живы, умерших у Бога нет. До воскресения Христова существовало разделение, поэтому Господь и сказал: между нами и вами пропасть. Но сейчас – время благодатное.

Есть в истории Киево-Печерской Лавры рассказ: жил один брат, он был не очень порядочный. Когда он умер, его тело издавало ужасный запах. И наместник стал молиться. «Господи, услыши молитву преподобного отца нашего Феодосия: “Трость будешь, ветром колеблемая, и спасешься”». Наутро приходят: брат лежит нетленными мощами.

Нас никто и ничто не может разлучить от любви Божией (ср.: Рим. 8: 35). И даже если нас губит собственное нерадение, то и тогда молитва несвятых на земле может нас сделать святыми на небе.

Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости

– Вы рассказывали о тех, кого вы знали, и неизменно ваше лицо озаряла улыбка. Их тепло через вас передавалось нам. Эти люди были разные: кто-то возложил на себя подвиг и зимой ходил босиком, кто-то согревал любовью и угощал бедных студентов конфетами… Каков он – путь к святости?

– Сколько людей, столько путей ко Христу и к Царствию Небесному. Для человека верующего главный закон – Христов. Поэтому гражданин земли не может одновременно быть гражданином неба: единственный источник света для него – Христос. Он освящает, просвещает, согревает жизненный путь каждого одинаково. А от нас зависит, идем мы ко Христу или от Него отдаляемся.

Христос сказал: «Я есть свет и истина». Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости.

Портал Православие.ру благодарит Информационный отдел Киево-Печерской Лавры за помощь в организации встречи с митрополитом Павлом и помощь в подготовке этого материала.

Фотографии с сайтов: https://lavra.ua, http://news.church.ua, персонального сайта архим. Варлаама (Бурноса).

Коментари:

2018-11-09
10:37
Александр:
Слава Богу, что были и есть такие люди в нашей церкви!
Дай Бог здоровья и долголетия митрополиту Павлу!

2018-11-07
21:26
андрей:
«Всю жизнь будешь на строительстве, а на руинах помрешь»… И сказала: «Погибнешь от своих».// Прочитав эти пророчества хочется, подобно святому апостолу Петру ,закричать : Да не будет с вами этого, владыко! В той атмосфере ненависти к Украинской Православной Церкви,к ее архипастырям со стороны националистов и тех госчиновников,кто их поддерживает и помогает им, данные пророчества уже не кажутся чем-то нереальным. Господи,спаси нас грешных, и помилуй! И все козни и планы демонские разруши!

2018-11-07
19:10
светлана:
Господи,спаси православных на Украине!

2018-11-07
02:24
Тамара:
Божией помощи, Владыко. Несвятые святые» Вот такие и были на Вашем жизненном пути..

2018-11-06
23:19
Ljubovj:
Bozjej pomochi Vam. Prekrasnie ljudi Cerkvi nashej!!

2018-11-06
21:28
галина, киев:
Спаси, Господи, Вас батюшка Павел!Мы Вас любим!

2018-11-06
11:17
Вячеслав:
Прекрасные люди Церкви нашей!Бог им в помощь!

Пасха в Киево-Печерской Лавре

Встреча Благодатного огня. Митрополит Владимир возглавил литургию. Богослужение посетили Азаров, Рыбак, Присяжнюк и др. ФОТОРЕПОРТАЖ.

Празднование Пасхи в Киево-Печерской лавре традиционно началось со встречи Благодатного огня, сошедшего на храм Гроба Господнего в Иерусалиме. 4 мая, в Великую субботу. Огонь был вынесен из Кувуклии примерно в 14 часов 10 минут по киевскому времени.

Вечером, накануне светлого Христова Воскресения, Благодатный огонь был доставлен в Киево-Печерскую лавру.

У Святых врат Огонь встретил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, наместник монастыря митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, духовенство, насельники обители и верующие.

На Соборной площади лавры Митрополит Владимир благословил верующих свечами, зажженными от Благодатного огня: «Свет Христов просвещает всех».

Вместе с Блаженнейшим в лавре молились тысячи верующих.

Пасхальная утреня началась в 12 часов ночи. «Ровно в 12 часов священнослужители запели стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».


Крестный ход совершался вокруг Успенского собора Киево-Печерской лавры при непрерывном трезвоне.

Крестный ход в пасхальную ночь — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Богослужение посетили премьер-министр Украины Николай Азаров, председатель Верховной Рады Украины Владимир Рыбак, председатель Киевской ОГА Анатолий Присяжнюк, глава КГГА Александр Попов, члены правительства, народные депутаты и др.

В пасхальную ночь с 4 на 5 мая Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил Пасхальную заутреню и Божественную литургию на площади перед Свято-Успенским собором Киево-Печерской Лавры.

Читать еще:  Фреска сошествие во ад

Благодатный огонь верующие зажигали в лампадках на протяжении всей Пасхальной службы.

За Литургией Писание было прочитано 11 языках — греческом, латинском, еврейском, украинском, румынском, английском, сербском, польском, чешском, испанском и церковно-славянском.

По данным Министерства внутренних дел в Пасхальных богослужениях приняли участие 10,1 млн. украинцев.

Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак и премьер-министр Украины Николай Азаров (справа).

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. «Христос бо воста: веселие вечное», — поет Церковь в каноне Пасхи.

В конце Божественной литургии Митрополит Владимир совершил чин освящения артоса.Артос — особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос остается в храме, а в субботу разделяется на части и раздается верующим.

Митрополит Владимир поздравил верующих с праздником Пасхи: «Поздравляю вас с Воскресением из мертвых Христа Спасителя и желаю, чтобы радость, которую всегда пробуждает Воскресения, вдохнвляла бы еще больше любить Бога и ближнего. Пусть благословение Христа Жизнодавца пребывает с вами, вашими детьми и с окружающими вас».

Празднование Пасхи прошло в более чем 15 тыс. храмах Украины. К охране общественного порядка было привлечено почти 30 тыс. работников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД Украины.

После Пасхи вся Светлая седмица составляет один продолжительный день — праздник.

Подготовила Мария Проскура, «УНИАН-Религии».

Как в Киево-Печерской Лавре переодевают святых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Завеса тайны приоткрыта

Журналистам разрешили посмотреть, как происходит переодевание святых в Дальних пещерах обители.

Примерно в пять утра монахи, преисполненные радости и трепета, начинают пение акафистов, прославляющих святых, при этом обращаясь к ним как в живым. Затем они аккуратно достают мощи из рак и переносят их по подземному переходу в специальное двухэтажное здание. Там они снимают с мощей одеяние, при этом к каждому облачению прикладывается бумажка, на которой написано имя святого. Весь этот процесс происходит с молитвой.

Одежду святых просушивают на обычных веревках под открытым небом. Монахи основательно сушат не только облачения как таковые, но и внутреннюю одежду (рубашечку), которой обернуты мощи. А тем временем сами останки «ждут» в запертом помещении. Весь день с ними находится диакон – он читает над мощами молитвы.

Процесс облачения

После вечерней службы монахи снова одевают святых в их одежды. При этом у процедуры облачения святых есть определенные правила. Так, преподобные должны быть одеты в зеленые ризы. В первый раз смена одежды преподобных происходит перед началом Великого поста (их одевают в черное или фиолетовое), во второй раз – в субботу Страстной недели (в красные одежды), в третий раз – после Пасхи, под Троицу. Одеты святые в соответствии с тем саном, в котором они находились в тот момент, когда их призвал Господь.

Рядом в раку кладут и атрибуты – например, в раке митрополита Киевского преподобного Филарета лежат палица и митра, а одет он в ризу с 33 пуговицами и звонцами.

Всех священномучеников Лавры (например, митрополита Киевского Владимира Богоявленского, расстрелянного большевиками в 1918-м) принято облачать в красные одеяния, а святителей – в золотисто-желтые одежды.

Монахам-схимникам (высшая ступень православного монашества) поверх одеяния полагается специальная мантия (схима). Например, на схиме Нестора Некнижного которому обычно молятся студенты и школьники, можно прочитать надпись: «Сердце чистое созиждива мне Боже».

Чудеса в Лавре

Как поведал корреспонденту «Новой газеты» отец Стефан, для каждого из братии соприкасаться со святыми останками огромная честь и огромное чудо. К этому процессу стараются привлекать всех монахов: одним из них поручают снимать одежду со святых, другим – их облачать.

Отец Стефан рассказал, что как Христа на кресте не покинуло божество, так и святые кости не покидают Божья благодать и благоухание, поэтому сушить сами останки нет необходимости. Сами же ризы иногда приходится заменять на новые (в этом случае их шьют здесь же, в Лавре), впрочем, такое происходит крайне редко.

Это удивительно, но никто из монахов Лавры не помнит, чтобы когда-либо во время просушки висящие на веревках одеяния намочило дождем. Каждый год в этот день над обителью, как по заказу, стоит ясная погода!

Кроме того, чудом считается и сам ритуал переодевания святых мощей – по словам монахов, этот процесс способен излечить любые недуги и отвадить зло.

Мощи несут бережно, словно младенцев

Переоблаченные мощи выносят из домика и доставляют обратно в пещеры. Выглядит этот процесс очень торжественно: впереди идет диакон со свечой, а за ним следуют монахи, которые очень бережно и при этом с радостью и трепетом несут свертки с останками святых.

По словам отца Стефана, к мощам можно прикладываться и просить угодников о самом сокровенном, но не обо всём сразу, а выбрать из всех своих желаний самое главное. При этом свечу нужно держать так, чтобы воск не капал на святыни.

По материалам «Новой газеты» и hram-nikola.kiev.ua

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). При обители имеется гостиница.

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату ― 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

Читать еще:  Пасха перевод с еврейского

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская лавра становится главной отечественной святыней ― русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах ― церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних ― Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних ― во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних ― преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. ― наместником Киево-Печерской лавры (†1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва.

На территории Киево-Печерской Давры находится около ста сооружений. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах.

Название «Печерская» происходит от слова «пещеры», которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи.

На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей можно увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси.

Киево Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В Нижней Лавре располагается действующий мужской монастырь, находятся Ближние (Антониевы) и Дальние (Феодосиевы) пещеры.

Сегодня лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 –2,5 ми в ширину до1,5 м, но многие значительно уже. Залегают пещеры на глубине от 5 до15 м, причем, дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер-313 м, Дальних –293 м.

Храмы и сооружения на территории Лавры

  • Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся.
  • Аннозачатиевская церковь
  • Большая Лаврская колокольня
  • Колокольня на Ближних пещерах
  • Колокольня на Дальних пещерах
  • Крестовоздвиженская церковь
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия
  • Церковь «Всех преподобных отцов печерских»
  • Церковь «Живоносный источник»
  • Церковь Всех Святых

  • Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • Церковь Спаса на Берестове
  • Церковь Христова Воскресения
  • Благовещенская церковь
  • Киевские Духовная Семинария и Академия
  • Киевское областное училище культуры
  • Колодец преподобного Антония
  • Колодец преподобного Феодосия
  • Малярная башня
  • Митрополия
  • Онуфриевская башня
  • Памятник Нестору Летописцу
  • Часовая башня
  • Часовня
  • Южные ворота
  • Могила Петра Столыпина

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — святыня монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году. Одна из копий древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами. Она также украшена, как и оригинальная икона. Также по древнему обычаю после литургии ее опускают, чтобы прихожане могли поклониться святыне.

Мощи в Ближних пещерах

В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.

Мощи в дальних пещерах

В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный.

В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

В честь святых, погребённых в Дальних пещерах, установлено празднование Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы являются мироточивыми и хранятся в Дальних пещерах.

Лаврская ул., 15, корп. 42 Киев, Украина, 01015

В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону:

Дом «Лаврский паломник»

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 — Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 — Дом «Лаврский паломник» корпус №54
+38(093)345-01-21 — Дом «Лаврский паломник» корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц и не более чем на 3 суток. При этом присутствует возможность продления.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

До гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.

Гостиницы расположены в корпусах 54, 56 и 58. В корпусе 54 имеются номера 2-, 3-, и 4-местные. 1-й этаж — мужской, 2-й — женский, 3-й не помню.:) Стоимость за 1 сутки на 1 человека: в 3- и 4-местном — 130 гривен, в 2-местном — 150 гривен. В номере только всё самое необходимое: кровати и прикроватные тумбы, вешалки, стол, чайник, чашки. Чисто, уютно. На этаже имеется туалет (несколько кабин, расположен в конце коридора) и душевая (тоже несколько кабин но в отдельном от туалета помещении). С горячей водой проблем нет. Если нужен холодильник, то нужно обратиться к администратору, он даст ключ от помещения, где есть холодильник. В 56-м корпусе условия предположительно хуже. В 58-м корпусе есть номера повышенной комфортности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector