0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха на 10 лет вперед

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы

Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года

Читать еще:  Пасха в 2005

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.

В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):

Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:

Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2019 ;

Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;

Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2019 ;

Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;

День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2019 .

Кириопасха

Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.

Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.

Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *

Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:

Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),

где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).

* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи

Комментарии и предложения

Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):

Предложить версию, добавить комментарий.

НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА

  • ПОИСК НА САЙТЕ


A B C 2 home . ru

Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото

Л ента Новостей:

Наши предложения

ВИДЕО

ТАМАДА

Информация

  • 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
  • 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
  • 08 февраля 2020 – День российской науки
  • 08 февраля 2020 – День военного топографа
  • 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
  • 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
  • 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
  • 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
  • 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
  • 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
    (День воина-интернационалиста)
  • 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
  • 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
  • 23 февраля 2020День Защитника Отечества
  • 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
  • 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
  • 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
  • 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
  • 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
  • 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
  • 08 марта 2020 – Международный Женский День
  • 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
  • 10 марта 2020 – День архивов
  • 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
  • 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
  • 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
  • 18 марта 2020 – День налоговой полиции
  • 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
  • 23 марта 2020 – День метеоролога
  • 25 марта 2020 – День работников культуры России
  • 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
  • 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России

Солнце и зодиак

с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ
Знаки зодиака, 2020

Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.

Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни

Пасха – древний и наиболее важный религиозный праздник в христианстве, на котором оно, собственно говоря, и основано. Отмечается в честь удивительного воскрешения из мёртвых Иисуса Христа на третьи сутки после Его распятия на кресте.

Воскресенье Христово относится к переходящим праздникам, ежегодно дата торжества меняется, припадая на разные дни. Многие не могут понять, почему так происходит, желают найти ответ на вопрос: «Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?». Предлагаю получить его в этой статье.

Когда празднуется Пасха?

Христианскую Пасху отмечают в день первого воскресенья, следующего за первым полнолунием, наступающим после дня весеннего равноденствия (то есть даты, когда длительность ночи и дня одинаковая). Если же первое полнолуние совпало с седьмым днём недели, то торжество переносится на неделю вперёд.

Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?

Вам может показаться странным, но в действительности Светлое Христово Воскресенье ежегодно выпадает на одну и ту же дату. Только для её расчёта используется не привычный нам солнечный календарь, а лунный. И тут необходимо отметить, что в мире люди пользуются разными системами исчисления времени: еврейским календарём, Юлианским, Григорианским (по которому живут в частности россияне и украинцы) и другими.

Для отсчёта года ориентируются на вращение Земли вокруг Солнца. Так за 1 год она совершает ровно 1 оборот вокруг дневного светила. Намного более сложная ситуация наблюдается с расчётами месяцев. Цикл Луны, варьирующийся от фазы новолуния к фазе полнолуния, равняется в среднем 27-29 суткам. Однако, такой идеальный месяц в календаре – это разве что февраль.

В результате мы имеем постоянные несоответствия солнечного и лунного календарей, с которыми ничего невозможно сделать. Ведь небесные светила двигаются в соответствии с физическими законами, а не календарными расчётами.

В итоге получаем следующие данные:

  1. Длительность солнечного года – равняется 365 суткам и практически 6 часам. В нём двенадцать месяцев, длительность которых немного превышает продолжительность лунных (составляет от 28 до 31 суток).
  2. Длительность лунного года – равняется 12 месяцем по 27-29 суток. На протяжении года Луна обновляется двенадцать раз, что соответствует количеству 354 суток.

Выходит, что по продолжительности лунный год всегда меньше, чем солнечный. И здесь мы вплотную подходим к объяснению того, почему ежегодно день праздника Пасхи варьируется.

Пасха, как мы уже знаем, празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием – то есть 20 марта. Дата равноденствия является стабильной каждый год. Отчего же тогда Воскресение Иисуса Христа смещается на различные даты?

Происходит это потому, что первое полнолуние может наступить, как на следующие сутки после дня равноденствия, так и через пару недель после него. Именно из-за этого и происходит постоянное изменение даты Пасхи. Они не могут быть одинаковыми даже для 2 лет подряд.

Также не следует забывать и о традиции празднования Пасхи только по воскресным дням недели. А ведь каждый год числа в неделе сдвигаются на один, а в високосные годы даже на два дня. Поэтому и неудивительно, что праздник относится к переходящим – по умолчанию он не может иметь устойчивой даты.

Интересно! Можно рассчитывать дату Воскресенья Христа самостоятельно, а можно обратиться за помощью к специальной Пасхалии, где числа праздника прописаны на много лет вперёд.

Почему Пасха связана с первым полнолунием?

И если с вычислением даты Воскресения Христова вроде бы всё ясно, то остаётся непонятным, почему для его расчётов берётся первое весеннее полнолуние. Для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к истории, отмотав время практически на 2000 лет тому назад – тогда, когда и жил легендарный Иисус Христос. Вернее, когда иудеи предали его смерти на кресте.

Читать еще:  Пасхальный заяц оригами

Как мы знаем из Библии, случилось данное событие в пятницу, а чудесное воскрешение Спасителя из мёртвых совпало с древним еврейским праздником Песах. Ничего не напоминает вам его название? Да, почти как наша Пасха и такое совпадение совершенно не случайное – современное христианское торжество отталкивается от той самой древней даты Песаха.

Что вообще означал Песах для иудеев? Он считался священной датой, ведь тогда народ израильский был выведен пророком Моисеем из плена египтян. Дальше следуют длительные скитания евреев, которые успешно завершаются нахождением ими земли обетованной – современного Израиля. Дата празднования Песаха приходится на 14 нисана – то есть еврейского аналога русского марта с апрелем. И выпадает древний праздник как раз таки на первое полнолуние по весне.

Интересно! Есть предположения, что празднование Песаха проводилось ещё в более древние времена, до жизни библейского Моисея.

Поэтому получается, что первое полнолуние – выступает своего рода точкой отсчёта, с которой весна полностью вступает в свои права. А что означала весна для древних людей? Она символизировала начало жизни в природе: света становилось больше, чем тьмы, теплело, можно было сеять и сажать растения для будущего урожая, постепенно появлялись первые ягодки и другие плоды.

Может быть, здесь кроется та причина, почему к христианскому празднику Пасха неравнодушны даже те, кто не причисляет себя к верующим.

Интересно! Несмотря на ежегодные различия в днях Светлова Воскресенья Христова кое что остаётся неизменным всегда – праздник празднуется только в воскресенье.

Почему православные и католики празднуют Пасху в разные числа?

Для ответа на вопрос нужно ещё раз обратиться к истории, а именно – к 1054 году, когда случается раскол христианской церкви на Восточную (православие) и Западную (католицизм). Изначально обе конфессии не имели различий в датах празднования религиозных торжеств, ведь в обоих использовался Юлианский календарь, утверждённый Гаем Юлием Цезарем – римским императором.

Юлианское летоисчисление, однако, не было точным – в нём существовала небольшая ошибка (всего лишь 12 минут), но за годы и столетия сумма неучтённых дней накапливалась довольно внушительная, что приводило к календарным неточностям.

Требовалось решение ситуации и оно было найдено Папой Римским Григорием XIII. Во второй половине 16 столетия он предлагает утвердить новую систему исчисления времени. Нововведенный календарь получает название Григорианского – в честь своего создателя и приводит к смещению времени на 10 суток. То есть ещё вчера на календаре было, допустим, 1 апреля, а сегодня уже наступило 11.

В дальнейшем православная церковь так и не меняет систему летоисчисления на Григорианскую, поэтому все церковные праздники продолжают праздноваться по Юлианскому календарю. Разница же между двумя календарями на сегодняшний день равняется 13 суткам. Что касается России, Украины и многих других стран, то здесь с 1918 года используется Григорианский календарь.

Нередко можно услыхать от верующих вопрос касательно того, насколько подобное положение вещей считается правильным. И не лучше ли ввести новую систему летоисчисления, которая была бы одинаковой для православных и католиков? Вполне разумное предложение, но дело в том, что проведение такой реформы – было бы очень серьёзным событием, на которое пока церковь не решается.

Поэтому пока католики продолжают отмечать Пасху в другую дату, которая преимущественно настаёт раньше христианской. Но бывают и совпадения праздников, когда христианская Пасха отмечается совместно с католической в одно и то же число.

В завершение

  • Пасха – самый великий переходящий праздник у христиан. Каждый год его празднование припадает на разные дни. Происходит это из-за того, что Светлое Воскресенье Христово вычисляют по лунному календарю, а мы в быту используем солнечный календарь.
  • Между лунным и солнечным календарями есть различие в количестве суток, в связи с чем, первое полнолуние наступает на протяжении определённого количества суток после дня весеннего равноденствия, что влияет на дату наступления Пасхи.
  • Католики и православные пользуются различными стилями – Старым (Юлианским) и Новым (Григорианским), поэтому Светлое Воскресенье у обеих конфессий отмечают по разным числам.

А напоследок рекомендую просмотреть тематический видеоматериал:

Пасха на 10 лет вперед

для семьи и школы

Таблица сопоставления дат Православной и Католической Пасхи

на 2014 — 2099 годы.

2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2019 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст.

2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст.

2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст.

2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

Пасха на 10 лет вперед

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 588 531
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 455

сост. Лариса Кузьмина

Православный календарь до 2030 года. Настоящая помощь в трудную минуту

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», 2017

Православные праздники до 2030 года

16 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение

19 января – Крещение Господне. Богоявление

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля – Вход Господень в Иерусалим

25 мая – Вознесение Господне

4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

7 января – Рождество Христово

14 января – Обрезание Господне

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

Читать еще:  Семейный праздник пасха

12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Великий пост (27 февраля – 15 апреля)

Петров пост (12 июня – 11 июля)

Успенский пост (14–27 августа)

Рождественский пост (28 ноября – 6 января)

Среды и пятницы, за исключением сплошных седмиц.

18 января – Крещенский сочельник

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Святки (7–17 января)

Седмица о мытаре и фарисее (6–12 февраля)

Сырная седмица (20–26 февраля)

Светлая седмица (17–23 апреля)

Троицкая седмица (5–11 июня)

Дни поминовения усопших:

18 февраля – Вселенская родительская суббота

11 марта, 18 марта, 25 марта – 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста

25 апреля – Радоница

3 июня – Троицкая суббота

8 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение

19 января – Крещение Господне. Богоявление

15 февраля – Сретение Господне

1 апреля – Вход Господень в Иерусалим

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

17 мая – Вознесение Господне

27 мая – День Святой Троицы. Пятидесятница

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

7 января – Рождество Христово

14 января – Обрезание Господне

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Великий пост (19 февраля – 7 апреля)

Петров пост (4 июня – 11 июля)

Успенский пост (14–27 августа)

Рождественский пост (28 ноября – 6 января)

Среды и пятницы, за исключением сплошных седмиц.

18 января – Крещенский сочельник

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Святки (7–17 января)

Седмица о мытаре и фарисее (29 января – 4 февраля)

Сырная седмица (12–18 февраля)

Светлая седмица (9–15 апреля)

Троицкая седмица (28 мая – 3 июня)

Дни поминовения усопших:

10 февраля – Вселенская родительская суббота

3 марта, 10 марта, 17 марта – 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста

17 апреля – Радоница

26 мая – Троицкая суббота

28 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение

19 января – Крещение Господне. Богоявление

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

21 апреля – Вход Господень в Иерусалим

6 июня – Вознесение Господне

16 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

7 января – Рождество Христово

14 января – Обрезание Господне

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Великий пост (11 марта – 27 апреля)

Петров пост (24 июня – 11 июля)

Успенский пост (14–27 августа)

Рождественский пост (28 ноября – 6 января)

Среды и пятницы, за исключением сплошных седмиц.

18 января – Крещенский сочельник

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Святки (7–17 января)

Седмица о мытаре и фарисее (18–24 февраля)

Сырная седмица (4–10 марта)

Светлая седмица (29 апреля – 5 мая)

Троицкая седмица (17–23 июня)

Дни поминовения усопших:

2 марта – Вселенская родительская суббота

23 марта, 30 марта, 6 апреля – 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста

7 мая – Радоница

15 июня – Троицкая суббота

19 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение

19 января – Крещение Господне. Богоявление

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

12 апреля – Вход Господень в Иерусалим

28 мая – Вознесение Господне

7 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

7 января – Рождество Христово

14 января – Обрезание Господне

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Великий пост (2 марта – 18 апреля)

Петров пост (15 июня – 11 июля)

Успенский пост (14–27 августа)

Рождественский пост (28 ноября – 6 января)

Среды и пятницы, за исключением сплошных седмиц.

18 января – Крещенский сочельник

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Как считается Пасха у православных — дата, от какого дня

Поскольку Пасха все время выпадает на разные даты, у многих возникает вопрос: как считают, когда будет Пасха, от какого дня, и почему она празднуется в разное время? Например, в 2020 году православные отметят главное торжество 19 апреля, а в 2021 — 2 мая.

Объясняется все очень просто: Пасху всегда отмечают в первое воскресенье, которое приходится после первого весеннего полнолуния. Наглядные примеры того, как высчитывают дату Пасхи, как посчитать, когда наступит Светлое Воскресенье, от какого дня исчисляется дата главного праздника христиан — представлены в статье.

Как считается православная Пасха: правила и примеры

Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:

  1. Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
  2. Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.

Однако здесь возникает еще один вопрос. В 2020 году первое полнолуние состоится как раз 21 марта, а Пасху отметят только 28 апреля. В чем же дело?

Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.

Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:

  1. Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
  2. Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
  3. Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.

Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса

А теперь несколько слов о том, как же высчитать Пасху самостоятельно. Вообще можно даже не знать, когда именно наступает полнолуние. При этом дату можно определить на любой год – хоть на 10 лет вперед.

Для этого применяют так называемую формулу Гаусса. На первый взгляд она кажется довольно сложной, хотя на самом деле чтобы разобраться в ней, достаточно знать только простейшую арифметику.

Итак, для расчета нам понадобится определить 5 величин – назовем их условно A, B, C, D и E. Также нам нужен год, в который определяем день торжества. Для примера возьмем 2019.

Алгоритм, как считается день Пасхи в православии (т.е. по старому календарю) следующий:

  1. Делим 2020 сначала на 19. Получаем остаток 5 – это величина А.
  2. Делим 2020 на 4. Получаем остаток 3 – это величина В.
  3. Делим 2020 на 7. Получаем остаток 3 – это величина С.
  4. Теперь производим такие действия: (19*А+15)/30. От этого деления нам тоже нужно взять только остаток – это 20 (величина D).
  5. Теперь производим такие действия: (2B+4C+6D+6)/7. Снова берем остаток от деления – в данном случае он равен 4 (величина E).

Теперь нужно выбрать одну из этих формул:

  1. 22+D+E (так определяется дата в марте).
  2. D+E-9 (так определяется дата в апреле).

Чтобы понять, какую именно формулу выбрать, сделаем расчеты по каждой из них: в первом случае получается 22+20+4 = 46. Это число не подойдет, потому что в 1 месяце не более 31 дня. Значит, берем вторую формулу: 20+4-9 = 15. Теперь прибавляем 13, поскольку нужно учесть разницу между старым и новым стилем. Получаем 28 апреля – именно в этот день и будет отмечаться Пасха в 2020 году.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Интересно, что католическая Пасха почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты совпадают – христиане по всему миру отмечают торжество вместе.

В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл. Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря.

С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector