0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха на руси

Православный праздник Пасха

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Пасхальные гуляния

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Пасха — как появился этот праздник?

Крашеные яйца, заботливо сложенные в плетёную корзинку, свечи и кулич – хозяйки спешат в церковь, чтобы получить благословение и промолвить «Христос Воскрес!». Весь православный мир празднует Пасху. Но интересно, что этот праздник отмечали ещё до того, как он стал священным для христиан.

Например, язычники верили в то, что в этот день души умерших спускаются на землю, чтобы проведать своих близких. Поэтому на Пасху было принято приходить на кладбище и оставлять на могилках родственников разные угощения, желательно те, которые они любили при жизни.

В свою очередь у иудеев Пасха была приурочена к началу сбора урожая. А несколько позднее этот день считали днём, когда евреи покинули Египет.

Но христианская церковь внесла свои изменения и Пасха стала своего рода переломным моментом, который означал, что после телесной смерти существует иная жизнь – духовная. А значит, есть жизнь вечная.

И если язычники наоборот приходили навести умерших родственников в Светлую Пасху, то христиане не приветствуют в этот день печаль об усопших. Это праздник радости, его следует встречать с миром в душе и ликованием.

Иисус Христос Воскрес, возвестив о жизни вечной. Вначале между церквями не было единой договорённости о дате, поэтому и отмечали Пасху в разные числа. Но в 325 году было принято решение праздновать Воскрешение через 7 дней после того, как евреи отмечают свою Пасху.

И сейчас фиксированной даты, когда отмечать Воскрешение Христово нет, но обычно этот праздник выпадает в период с апреля по май. Неизменным остаётся то, что этот день воскресенье.

Пасха для христиан очень уважаема, она сопровождается различными ритуалами и традициями. Например, перед Христовым Воскресеньем проходит пост. Он длиться семь недель и в этот период верующий человек воздерживается не только от пищи животного происхождения, но и от алкоголя, злословия и прочих непристойных дел. Он очищается и телом и душой, наступает покаяние и христианин достигает состояния гармонии с собой и внешним миром.

Тожественная часть начинается ровно в полночь. В храмах идёт служение, весь православный мир пребывает в радости и ликовании. Церковь наполняется ароматом выпеченных куличей, ладана, теплом свечей, отражающихся в иконах и глазах людей. Православные целуют друг-друга, обнимают и желают счастья. Повсюду звенит одна весть «Христос Воскрес!». И в ответ слышат согласие: «Воистину Воскрес!».

После того, как богослужение будет завершено, каждый желающий получает возможность ударить звоном в колокола.

Этот праздник длиться ещё 40 дней. После церкви народ спешит домой, чтобы в кругу семьи продолжить отмечать Светлое Христово Воскресенье. Хозяйки заранее готовят самые вкусные блюда, пост окончен и теперь можно побаловать себя мясными блюдами и тем, в чём приходилось воздерживаться на протяжении 7 недель.

Невозможно представить Пасху без куличей и яиц. Это не просто угощение, это обязательный атрибут. Это символ праздника. Как правило, яйца красят в тёмно-красный цвет, а кулич делается из творога и сдобы.

Почему красят яйца?

Откуда пошел обычай красить яйца достоверно неизвестно, но существует такая легенда, что одна из горожанок не поверила в весть о том, что воскрес сын божий. Она проронила фразу о том, что убедиться в правдивости слов только тогда, когда все яйца в её корзинке станут красными. И тогда корзина и в самом деле покраснела. Хозяйка ойкнула и перекрестилась. Христос Воскрес!

Правда это или вымысел решать вам, но православные и сейчас красят яйца, едят их и угощают ими близких людей. Детям очень нравится, когда скорлупа имеет яркий необычный цвет или украшена росписью и картинками.

Можно устроить состязание на яйцах «Кто сильнее». Для этого следует стукнуть их друг об друга и посмотреть какое яйцо быстрее расколется.

Для девушек тоже существует свой обряд. Чтобы сохранить красоту необходимо окунуть крашеное яйцо в святую воду, а затем ей же умыться.

Яйца, на которые был нанесён рисунок называют крашенки. Часто в корзинках хозяюшек можно увидеть настоящие шедевры. Существует специальное мастерство, секреты которого передаются из поколения в поколение и постоянно совершенствуются.

Читать еще:  Пасха как определяется

В Пасху не приветствуется труд и домашние хлопоты – это время необходимо посвятить семье и богу. Считается, что если человек нарушает это правило, то он рискует потерять удачу.

А ещё можно загадывать заветные желания. И в Пасху бог обязательно их услышит, и они сбудутся, только загадывать нужно непременно добрые помыслы.

Пасха – это праздник, который вселяет в души людей надежду на то, что всё будет хорошо, что мир полон тепла и света.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Христианская Пасха и языческий Велик-день.

Это очень интересный и многогранный по своей истории праздник. Если обратиться к самому названию, то узнаем, что Пасха (Песах) изначально у евреев праздновалась в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. Далее в христианской традиции Песах стал совпадать по времени с чудесным воскресением Иисуса Христа и об Исходе в этом праздновании уже совсем ничего не упоминается. Хотя многие ритуалы остаются теми же, но получают новое трактование — так жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира, спасение еврейских первенцев — как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира. Особо толкуется ритуал совершения Пасхи — как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а не только от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников.

Интересно, что одновременно с празднованием евреями своего Песаха (то есть до рождения Христа) древние язычники разных стран (греки, римляне, финикияне, египтяне и т.д.) праздновали так же после весеннего равноденствия свои языческие праздники, связанные с чествованием растительных божеств – египтяне Озириса, финикияне – Адониса, греки – Диониса и т.д. Все ритуалы у этих народов были похожи и таковы, что первые три дня мистерии изображалось увядание природы и скорбь по ней – мрачные песнопения и обряды, темные одежды.. А на третий день вдруг храмы заливались светом, танцами и смехом – природа в образе божества как бы воскресла, принося этим радость и веселие. Нетрудно заметить, что современная пасхальная неделя как раз напоминает эту мистерию – только вместо божества перед нами погибает и воскресает Христос. Я не зря говорю сейчас только о греках и римлянах, потому что это официальная открытая информация, которая о славянах ничего не говорит. Но зато она окрыто говорит и не отрицает того, что все пасхальные куличи и крашенные яйца – это «пришло к нам из язычества». Одно это утверждение позволяет сделать вывод о некоем празднестве, совпадающем по времени с Пасхой, но имеющим свои ритуалы — не ягнята там были, а яйца и куличи.

Так, к примеру, в книге «Русские легенды и предания» Ю.М, Медведев и Е.А. Грушко пишут — «Дажьбог — это сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. В «Ипатьевской летописи» сказано: «И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, иже есть Дажьбог, был муж силен. » Идол его стоял на холме в Киеве при князе Владимире. Дажьбогов день, или Велик-день, праздновали весной (это время совпадает с христианской Пасхой). В этот день хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку, пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет. Считалось, что первоначально под покровительством Дажьбога находились все божества плодородия, лесов, скотоводства, звероловства, растений и т.п., потому что он был подателем всех благ земных.» Христианство не отрицает Велик день, но в силу тесного смешения всех обрядов – христианских и языческих подает его чуть ли не как производным от празднования Пасхи. Мол, пришла Пасха на Русь и люди начали Велик день справлять от радости))) нескладушка в том, что при этом же духовенство само признает, что куличи и яйца были у нас и до Пасхи!))))

О средневековом Великом дне информации гораздо больше. «Велик день — народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше, вероятно, считалось, что в этот день заканчивалась Великая Ночь (чеш. Velikonoce, польск. Wielkanoc, словен. Velika no) и наступал Великий День (укр. Великдень, белор. Вялікдзень, болг. Великден). В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета.
Считалось, что Красная неделя перед Пасхой (Русалья) была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
С Великднём связано множество различных поверий. Крестьяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. В продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седьмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая.
Великдень ассоциировался у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.
К празднованию готовились всю Красную неделю — с понедельника по субботу. Главные приготовления были с четверга по субботу. Продолжением Великодня была Светлая неделя, длившаяся восемь дней, до Красной горки (Фомина воскресенья) включительно. На Радуницкую (Фомину) неделю, по пасхальному календарю, приходится Радуница — на 10 день начиная с Пасхи — во вторник.»

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Читать еще:  Пасха википедия для детей

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Сценарий праздника «Самый великий праздник на Руси — Пасха. Светлое Христово Воскресенье»

Светлана Жулидова
Сценарий праздника «Самый великий праздник на Руси — Пасха. Светлое Христово Воскресенье»

Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении. Познакомить с традиционными пасхальными играми.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа, чувство дружбы. Воспитывать и поддерживать у детей интерес и желание посильно участвовать в большом празднике.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми.

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Кто это не слыхал, да пусть услышит,

Как в день Пасхальный чистые сердца,

И все, что ходит, плавает и дышит, —

Без устали приветствуют Творца.

Христос воскресе! – восклицают горы.

Христос воскресе! – вторят им поля.

Христос воскресе! – позабыв раздоры,

Обнявшись с Небом кружится земля.

В густом лесу поет листочек каждый,

Ликуют реки, села, города…

Я это слышал, правда, лишь однажды,

Но, слава Богу, — раз и навсегда. Песня «Пасхальная»

Воспитатель: Самый великий христианский праздник – Пасха, Воскресение Христово – это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресение Спасителя – это обновление всей человеческой природы, победа над смертью, дарование бессмертной жизни в Царстве Небесном. На святой Руси праздник Пасхи всегда был самым великим и светлым. И все православные христиане ждут его с нетерпением.

Христос воскрес! С небес щебечут птицы.

Христос воскрес! У жизни нет конца!

У взрослых и детей светлеют лица

И льется радость в души и сердца.

В праздник светлый, в праздник Пасхи

Мы хотим вам пожелать счастья, мира,

В сердце ласки. Никогда не унывать. Песня «Солнышко»

Дети садятся на стульчики.

В каждом доме люди ждут с восторгом Пасху!

И про это наши дети — вам расскажут сказку.

Воспитатель: Жили-были муж и жена с дочкой Машенькой, да сынком Ванечкой. На кануне праздника Светлой Пасхи собрались отец с матерью в храм и наказывают Машеньке:

Отец: Из дома не уходи!

Мать: С братом посиди. Мы с отцом отнесем крашенки и кулич в храм осветить.

Воспитатель: Маша слушала их, головой кивала, а как родители ушли, посадила брата на травку и ушла с ребятами хороводы водить.

Хоровод «Трава, моя трава» Дети сели.

Звучит музыка, вылетают гуси лебеди, уносят Ваню.

Маша: Ванюша, пойдем в дом, темно уже.

Ваня! Ванюша! Ну, где же ты? вылетают гуси лебеди с Ваней, обегают по кругу, улетают.

Маша: Гуси. Гуси, погодите, братца моего не уносите.

Воспитатель: Бросилась Маша гусей догонять. Долго бежала, но так и не догнала их. Вдруг видит – стоит печка.

Маша: Здравствуй Печка-матушка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Беги по дорожке, до лесной опушки, а там спросишь, куда тебе дальше идти. Но вначале, собери для меня хвороста, да и растопи меня.

Маша: Вы друзья мне помогите, хворосту со мною соберите. Игра «Собери Хворост» Хворост положили возле печки.

Печка: Спасибо тебе, Маша, добрая ты. Вот возьми муки, она тебе пригодиться.

Маша: Спасибо тебе, Печка-матушка! Звучит музыка, маша бежит по дорожке.

Маша: Здравствуй, Яблонька-красавица! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Пойдешь по лесу, вдоль ручья, там и спросишь, куда тебе идти. Но вначале, напои меня водицей родниковой.

Вы друзья мне помогите, водицы родниковой принесите. Игра «Принеси воды»

Яблоня: Спасибо, добрая ты девочка. До нового урожая еще далеко, а я угощу тебя сушеными яблоками, они тебе пригодятся.

Маша: Спасибо тебе, Яблонька-красавица!

Воспитатель: Побежала Маша вдоль ручья. Вдруг, видит, течет молочная река кисельные берега. Танец «Молочной реки» (русская народная мелодия)

Маша: Здравствуй, молочная речка! Скажи, куда гуси лебеди полетели?

Речка: Вон стоит избушка. Там живет Старушка, к ней и унесли твоего братца гуси-лебеди.

Маша: Спасибо тебе, Реченька!

Речка: Возьми моего молочка, оно тебе пригодиться. Маша берёт крынку с молоко. Подбегает к старушке.

Старушка: Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла, с чем пожаловала?

Маша: За братцем, за Ванюшей.

Старушка: Сказал мне твой братец, что нынче у людей большой праздник.

А как вы его празднуете?

Маша: Ваня, давай расскажем Бабушке.

Ваня: Накануне праздника Светлой Пасхи все люди пекут куличи и красят яйца.

Старушка: И я хочу, чтобы в моем доме был праздник, кулич и пасхальные яйца. Только ведь печь мне не из чего: муки нет, яиц тоже.

Маша: Бабушка не волнуйся, у меня все есть. Ой, только яиц-то нет!

Гуси-лебеди: Как нет! Вот вам яйца.

Маша и Ваня: Спасибо!

Маша: Бабушка, на праздник нужно одеться нарядно. Вы идите, оденьте свой лучший наряд, а мы с Ваней испечем кулич и покрасим яйца.

Старушка: Вот вам миска, а вот и печь.

Сценка «Мы печем кулич»

Ваня: Посмотрите-ка на нас – куличи печем для вас!

Ваня: А вот мука!

Маша: И немного молока!

Ваня: Яблоки сушенные пригодятся нам!

Маша: Месим тесто мы руками – убедитесь в этом сами.

Читать еще:  Христос воскресе на арабском

Ваня: Месим, улыбаемся – мы для вас стараемся!

Маша ставит миску в печь.

Песня «Мы печем куличи» (музыка А. Филиппенко)

Маша вынимает из печи готовый кулич, Ваня несет крашенные яйца.

Ваня: Наверно наши родители уже вернулись с пасхальной службы и ищут нас. Пора нам Машенька домой собираться.

Старушка: А я что в такой праздник одна останусь? Да такая красивая!

Маша: Пойдем, бабушка, с нами.

Старушка: Давайте с собой и угощенье возьмем.

Воспитатель: И пошли они все вместе в деревню. А там шум да веселье. Танец «Дружок», песня «Про Бёрды»

А дома их уже отец с матерью дожидаются.

Мать: Где вы были, деточки, мы так беспокоились.

Ваня: Мы были вот у этой Бабушки в гостях.

Маша: И пригласили ее в гости.

Отец: Вот и молодцы. Проходите, Бабушка, милости просим.

Воспитатель: Все сказки заканчиваются по-доброму, и в нашей сказке все закончилось благополучно.

Воспитатель: Невозможно представить себе пасхального поздравления без красного или расписного яичка. Обычай обмениваться на Пасху крашеным яйцом, говоря «Христос Воскресе, очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Игра в кругу «Катись, катись яичко», «Чьё яйцо дольше прокрутиться»

Пасху радостно встречаем и поем: — «Христос воскрес

Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес

Чередой проходят годы под лазурностью небес.

И поют везде народы: «Он воистину воскрес

Конспект беседы «Пасха — Светлое Христово Воскресение» «Пасха — Светлое Христово Воскресение.» Составил воспитатель старшей группы: Балакший З. А. Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное.

Фотоотчет о выставке «Пасха — Светлое Христово Воскресенье» Праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха, христианский и самый значительный православный праздник. В этот день всё человечество, а.

Сценарий праздника «Пасха — Светлое Христово Воскресение» Ведущий: Пасху прославляем, праздник начинаем. Вот и Пасха к нам пришла, Праздник Светлый принесла. Светит солнышко с небес, Шумит вдали.

Презентация «Светлое Христово Воскресенье в детском саду» Пасха – праздник самый светлый, Самый лучший и большой! Долгожданный и желанный, Самый добрый и родной! Наступает весна, а вместе с нею.

Сценарий праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение» Пасха. Светлое Христово Воскресение (2-я младшая группа) Звучит колокольный звон. Дети входят в зал. Дети: Колокол дремавший Разбудил.

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Пасха. Светлое Христово Воскресение» Пасха. Светлое Христово Воскресение. Сценарий праздника для детей подготовительной группы. Автор Иванова Г. А. МБДОУ №17 г. Касимов, Рязанская.

Празднование Пасхи в России 17-го века

«Пасха Христова. Праздников праздник и торжество из торжеств» — так на Руси издавна называлось Светлое Воскресенье Христово.

Пасха всегда была самым пышным праздником у православных.

Воскресший из мертвых, Спаситель явил миру победу над смертью и даровал роду человеческому надежду на жизнь вечную. И сегодня, когда Россия переживает духовное обновление, возрождаются древние церковные традиции, упраздненные в эпоху Петра Первого, а в последние десятилетия почти забытые.

Вот как праздновалась Святая Пасха в допетровское время, когда русскую Православную церковь, как и сегодня, возглавляли патриархи. Праздник Святой Пасхи в 17 веке совершался в Москве с особой торжественностью. Богослужение совершал сам патриарх в присутствии царя, его многочисленной свиты и при громадном стечении народа. Накануне Пасхи вечером патриарх со всеми архиереями, жившими в Москве, приходил в Успенский собор к повечерию. Патриарх и архиереи слушали его, сидя на своих местах среди храма: после полунощницы они расходились в свои покои.

В полночь с колокольни Ивана Великого раздавался благовест в большой Успенский колокол, и этот благовест подхватывали во всех церквах московских сороков. Патриарх в сопровождении архиереев и священников проходил в алтарь, где на горнем месте облачался «во весь свой светлейший святительский сан», осыпанный жемчугом и дорогими камнями. Один из православных гостей с Ближнего Востока, Павел Алеппский, оставил интересное описание пасхального облачения, возложенного в 1655 году на патриарха Никона: «На нем был саккос, тяжесть которого невыносима; саккос этот недавно сделан по заказу Никона из желтой венецианской парчи, вышитой чистым золотом, локоть которой стоит дороже 50 динариев; он кругом со всех сторон на ширину четырех пальцев покрыт широким и весьма крупным жемчугом, перемешанным вместе с драгоценными камнями высокой цены. На груди патриарха был род епитрахиля, доходившего до ног; патриарх просил нас приподнять его, чего мы не могли сделать. Тогда патриарх сказал нам, что этот епитрахиль весит пуд; он весь унизан жемчугом и стоит более 30 000 динариев».

После облачения патриарх посылал своего дьяка во дворец с вестью о готовности к службе. Царь ожидал это сообщение в престольной палате. Получив известие, он в сопровождении свиты шел в Успенский собор. В собор допускались бояре только в золотых кафтанах, для чего у церковных дверей ставились стрелецкие подполковники, «чтоб никаких человек без золотых кафтанов и иных чинов люди в церковь не входили, чтоб от того в церкви смятения не было». По приходе царя в собор начинался крестный ход перед пасхальной утренней. Патриарх брал в левую руку крест, в правую руку кадило и с пением хора выходил на площадь. Крестный ход, с хоругвями и большими витыми свечами обходил вокруг собора. Когда процессия останавливалась у входа в собор, колокольный звон на время стихал. Патриарх раздавал свечи царю, архиереям и народу, а затем начинал пасхальную службу. При пении царских и патриарших певчих раздавался мерный удар в большой успенский колокол. Церковные двери отворялись и присутствующие входили в собор. С колокольни Ивана Великого начинался продолжительный трезвон во все колокола; он сопровождался всеми сороками московских церквей.

Кремлевская соборная площадь представляла собой море света от зажженных свечей в руках нескольких тысяч заполнявших ее людей. Вид с высоты московских соборов на Москву был восхитительный. Масса церквей, возвышавшихся над городскими улицами и домами, освещала их из своих окон, а зажженные, по старинному обычаю, в церковных оградах смоляные бочки еще рельефнее выделяли очертания храмов и окружавших их зданий. Пасхальная ночь превращалась в светлый день, и молитвенное настроение народа усиливалось радостью и восторгом.

Пасхальная утреня совершалась обычным порядком. Патриарх служил ее посреди храма; возле патриаршего места стояли два горна с горящими углями, на которые в течение всей службы сыпали душистый ладан. Во время пения канона постоянно кадили по всему собору сначала патриарх, а за ним попеременно все архиереи и духовенство. Потом патриарх с архиереями входил в алтарь и направлялся к горнему месту для христосования. Приложась к кресту, Евангелию и иконам, патриарх лобызал сослужащую братию и при этом всем им раздавал по красному яйцу. За патриархом архиереи и духовенство также христосовались друг с другом и также обменивались пасхальными яйцами.

Затем патриарх с духовенством выходил на середину церкви. К нему подходил царь, прикладывался к кресту, Евангелию и иконам, христосовался с патриархом и архиереями «во уста», а затем давал им «по два яичка». Затем христосовались с патриархом бояре и все находившиеся в соборе. Они целовали у патриарха руку и получали от него позолоченные и красные яйца: «высшие чины» — по три, средние — по два, а младшие — по одному яйцу. Яйца эти расписывались царскими мастерами и монахами Троице-Сергиевой лавры. Затем патриарх читал в царских вратах «Пасхальное слово» святого Иоанна Златоуста. После этого царь приветствовал патриарха словами «Многа лет ти, Владыко».

На рассвете в Успенском соборе совершалась литургия, на которой были некоторые особенности. Евангелие читали с патриархом четыре диакона, причем для них одно Евангелие приносилось из Архангельского собора, другое — из Благовещенского, а третье — от «Спаса на государевых сенях». По окончании литургии совершалось освящением Пасхи.

С понедельника Светлой (Пасхальной) Седмицы (недели) до Фомина воскресенья, то есть целую неделю, в Кремле совершались крестные ходы. К концу утрени в Успенский собор приходило с крестами духовенство со всей Москвы и с посадов. В соборе их встречал протопресвитор — настоятель храма, а провожал их сам патриарх. В те же дни совершались особые крестные ходы из Успенского собора.

Во второй половине 17 века был такой порядок крестных ходов: в понедельник после утренни ходили в Благовещенский собор, и в крестном ходе участвовал сам патриарх с архиереями и духовенством; в следующие дни крестные ходы возглавляли архиереи, настоятели монастырей и соборов. Во вторник ходили в Архангельский собор, в среду — в Спасский Златоверхий монастырь, в четверг — в Чудов монастырь, в пятницу — в Вознесенский монастырь, в субботу — к Николаю Гостунскому. В Неделю Фомину крестный ход совершался уже из Архангельского собора в Успенский.

С понедельника же Светлой Седмицы ходили к царю и патриарху славить Христа духовенство московских соборов и духовенство из монастырей. Белое духовенство подносило царю иконы, а черное- с иконами подносило хлебы и квас. Патриарху же подносили так называемое «великоденское яйцо». С этим же «великоденским яйцом» приходили во дворец особо — патриарх и архиереи. При этом патриарх благословлял царя иконой в драгоценном окладе и золотым крестом, подносил ему несколько серебряных кубков, бархатные, шелковые и атласные материи, «три сорока соболей» и сто золотых червонцев. Царице и ее семейству подносилось то же, но в меньшем количестве.

Неделя Святой Пасхи являлась временем щедрой благотворительности царя и патриарха. Они обходили и объезжали в это время богадельни, больницы и тюрьмы, всюду христосовались и раздавали нуждающимся пасхальные яйца, деньги, еду и одежду.

Торжественность пасхального богослужения, ежедневные церковные процессии в кремлевских соборах, постоянное участие в них патриарха и царя привлекали в Московский Кремль громадные массы народа, который с утра до вечера толпился на площадях, обходил соборы, монастыри и церкви, прикладывался в них к иконам и мощам. Верующие поднимались на колокольни и звонницы, наслаждались их звоном, ходили за церковными процессиями и выходами патриарха и царя.

Духовные и светские власти старались поддерживать в народе праздничное молитвенное настроение и с этой целью издавали указы о закрытии на всю пасхальную неделю питейных домов и торговых лавок. Общение патриарха с народом в великие и святые пасхальные дни служило залогом и выражением крепости и силы православной Руси, рождало радость в сердцах русских людей и восхищение у приезжавших в Москву из других стран православных и инославных христиан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector