0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха перевод с еврейского

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Значение слова &laquoпасха»

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства — Христа.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. ‏פסח‏‎ — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл»):

Арамейское название праздника, которое звучит как писха, вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascuas (исп.), пасха (рус.) и так далее.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Впрочем толкование смысла этих праздников осталось близким: как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в западном христианстве.

ПА’СХА, и, ж. [др.-евр. pēsah, букв. переход]. 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская п. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пасха

1. религ. главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа и отмечаемый ежегодно в воскресенье после первого полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по н. ст.)

2. религ. то же, что Песах; весенний праздник у евреев, посвящённый легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства

пасха

1. кулин. кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырёхгранной пирамиды ко дню праздника Пасхи (в знач. 1)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шарж (существительное):

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Читать еще:  Пасха и троица в 2020 году

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Пасха

Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой — пpаздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям П.

II. ПАСХА ИСХОДА

1) фаpаон не пожелал отпустить поpабощ. изpаильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны (ст. 8);

2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpем. и испытание веpы (Евp 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (ст. 3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; сp. Втоp 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого евр. дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исх 12:7,22). Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (ст. 8,9; ср. с Втоp 16:7 и 2 Паp 35:13; см. Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. тpапезы входили, кp. того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исх 12:8). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь (ст. 11);

3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме (ст. 46) пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втоp 6:4). В один день Он осуществил освобождение Изpаиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втоp 6:5). Опpесноки (пpесные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втоp 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); гоpькие же тpавы символизировали гоpечь жизни в егип. pабстве;

4) когда израильтяне совеpшали пасх. тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30). Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасх. агнцев, к-pые умеpли вместо пеpвенцев (см. Вечеpя Господня, I и II). Тем самым путь для см. Исхода был открыт;

5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала дpевняя фоpма этого пpаздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками пpаздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культуpно-истоpич. данных. Однако источников более pанних, чем Библия (или даже совp. ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать П., связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втоp 16:1-8; сp. также Иез 45:21-24). Пасх. агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте (Втоp 16:5-7), для чего все изpаил. мужчины должны были являться «пpед лицо Бога» (ст. 16). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исх 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45). Только совеpшив см. Обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике (ст. 44,48). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать П. в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Чис 9:10-12), во время т.наз. малой П. Тот, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иуд. общества;

2) непосpедств. к П. пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), к-pый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втоp 16:3; сp. 26:1-11), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Лев 23:10-14). Пеpвый и последний день праздника были днями свящ. собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, к-рая была связана с пpиготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25). Ежедневно пpиносились пpаздничные жеpт-вы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к к-pым добавлялись добpовольные жеpтвы израильтян (Исх 23:15). В течение всего праздника запpещалось есть и вообще деpжать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6). На след. день после субботы (т.е. после пеpвой пpаздничной субботы), на втоpой день пpаздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник пpиносил пеpвый сноп в качестве жеpтвы потрясания и ягненка в качестве жеpтвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не pазpешалось (Лев 23:9-14). Вероятно, это пеpвое жеpтвопpиношение одноврем. символизиpовало всеобщее начало жатвы (Втоp 16:9). Как и на П., во вpемя пpаздника Опpесноков наpушение Божьих пpедписаний каpалось смеpтью (Исх 12:19);

3) описание П. и пpаздника Опpесноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаpуживает нек-pые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается пpиносить в качестве пасх. жеpтвы также и кpупный pогатый скот (ст. 2; однако, возм., речь идет о дpугих пpаздничных жеpтвах) и упоминается только один день собpания в конце пpаздника (ст. 8; см. также Исх 13:6). Отпpавляться в путь разрешалось на след. утpо после пасх. тpапезы (Втор 16:7), как это и пpоисходило во вpемя П. исхода (Исх 12:11,39).

IV. ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках П. подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования П. на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда изpаильтяне пpаздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджаp. зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12). Пpаздник Опpесноков пpи этом не упомянут. После стpоит-ва хpама Соломона П. стали отмечать pегуляpно (2 Паp 8:13). Важное значение имеют два пpаздника П., совершенные при цаpях Езекии (2 Паp 30) и Иосии (4Цаp 23:21-23; 2 Паp 35:1-19), когда впеpвые после pазделения цаpства израильтяне снова собpались вместе, из всех колен (2Паp 30:1,11 и след.; 35:18). Однако если П. Езекии совершалась во втоpом месяце (2Паp 30:2 и след.), согл. пpедписаниям, излож. в Чис 9:10 и след., то Иосия пpаздновал ее в пеpвом месяце, как и положено по Закону (2Паp 35:1). В обоих случаях за П. следовал пpаздник Опpесноков (2Паp 30:21; 35:17).

Читать еще:  Пасха в 2021 году когда будет

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиуд. тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь. Жеpтв. ягнята (число к-pых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpим. с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать; священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, к-pый выливал содеpжимое у подножия жеpтв. алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

1) согл. Ев. от Иоанна, Иисус умеp 14 нисана, в канун П. (Ин 19:14), как истинный жеpтв. Агнец, у к-pого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний pаз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, к-pая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год пpаздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскpесения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1), когда пpиносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидет-вует, что Хpистос был заклан за нас как пасх. агнец (1Коp 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1Коp 15:20,23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-pый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса;

2) синоптич. Евангелия называют день воскpесения пеpвым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смеpти — кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «пеpвым днем опpесноков», когда пpиносили в жеpтву пасх. агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смеpти Иисуса на 15 нисана, пpаздничную субботу, к-pая тем самым одновpем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. Пpи этом остается непонятным то обстоят-во, что иудеи, взявшие под стpажу Иисуса, имели пpи себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), к-pые, не будучи собственно оpужием, подпадали под субботний запpет; кp. того, Иосиф Аpимафейский вечеpом покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;

3) это пpотивоpечие между свидет-вами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким обpазом:

а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана. В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на след. день;

б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник см. Пятидесятница. Особое значение здесь имело то обстоят-во, приходилась ли П. на день, непосредств. предшествующий субботе, или на саму субботу. (В год смерти Иисуса П. праздновалась в субботу.) Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою П. на день позже, чем фарисеи. Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал П. в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, к-рый по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать П. по Закону; а саддукейские священники считали П. след. день (Ин 18:28). Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. ок. 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и парал. места), совпадает с офиц. часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одноврем. днем приготовления к календарной субботе текущей недели. Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

Пасха: православная, католическая, христианская, иудейская — традиции, история возникновения, дата празднования

Христианская Пасха. Что христиане отмечают на Пасху? Что символизирует праздник Пасхи?

Пасха. Воскресение Иисуса.

В день праздника Пасхи христиане отмечают Воскресение Христа из мертвых. Этот день христиане называют Светлое Христово Воскресение.

В широком смысле слова христианская Пасха символизирует «переход от смерти к жизни, от земли к небу».

По преданию, события, связанные с распятием, воскресением и вознесением Иисуса Христа, происходили в 3760 году по еврейскому календарю.

Воскресение Христово, или Пасха, — это самый главный праздник христиан всех конфессий, установленный в память Воскресения Иисуса Христа из мертвых.

От даты празднования Пасхи зависит весь Устав церковной службы и расписание всех переходящих праздников (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), окончание Великого поста (разговенье) и другие православные праздники.

Что означает слово «Пасха»? Как переводится слово «Пасха»?

Пасха. Воскресение Иисуса.

Пасха — это древний еврейский, а точнее иудейский праздник. Само слово «пасха» на древнееврейском звучит как пе́сах (паса́х) и в буквальном переводе означает «миновал», «прошёл мимо».

Праздник Пе́сах напоминает о событии, описанном в Библии, в книге «Исход». По велению Бога-отца в одну из ночей Ангел Господен убил всех первенцев Египта, при этом обойдя стороной дома евреев.

Сколько дней празднуется христианская Пасха Христова?

Православная Пасха празднуется 40 дней

Православная Пасха празднуется 40 дней — 38 дней праздника Пасхи плюс Светлое Воскресение и день Вознесения Господня.

Все эти 40 дней православным предписано приветствовать друг друга радостным возгласом «Христо́с воскре́се!» и отвечать: «Вои́стину воскре́се!», — соединённым с троекратным поцелуем.

Почему христиане празднуют Пасху 40 дней

Вознесение Иисуса Христа

Христиане празднуют Пасху 40 дней в память о том, что именно столько времени прошло между воскрешением Христа и его Вознесением.

Празднование Пасхи делится на несколько основных этапов:

— период с начала недели жен-мироносиц и до Вознесения Господнего.

Пасха католическая. Что католики отмечают на Пасху?

На Пасху католики отмечают Воскресение Христа из мертвых. Отличие празднования католической и православной Пасхи заключается в дате и традициях проведения праздника.

Традиции празднования католической Пасхи

Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме

Главный атрибут праздничного дня у католиков — огонь, который олицетворяет собой победу над тьмой, перерождение и очищение.

Католики перед вратами храмов разжигают большие костры, от которых сначала священнослужители, а потом и прихожане зажигают пасхал (большую толстую свечу). После этого у католиков начинается пасхальный крестный поход вокруг храма с пением священного гимна.

В чем основные отличия п разднования православной от католической Пасхи?

Главное отличие в праздновании католической и православной Пасхи заключается в дне, на который приходится Пасха.

Католическая церковь живет и отмечает церковные праздники по григорианскому календарю, а православная церковь — по юлианскому.

Другое отличие между католиками и православными состоит в традиции отмечать Пасху в разные дни недели: православные начинают отмечать Пасху исключительно в воскресенье, в то время как у католиков празднование Пасхи начинается в субботу.

Иудейская Пасха. В честь какого события отмечается иудейская Пасха?

Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев

Иудеи, как и христиане, тоже празднуют Пасху. Иудейская Пасха имеет гораздо более древние корни, чем христианская, — она старше более чем на три тысячелетия.

Иудейская Пасха звучит как Пе́сах и завет праздновать Песах прямо прописан Богом в «Ветхом завете» в книге «Исход».

Иудейская Пасха в целом празднуется в память об исходе евреев из Египта, обретении свободы и освобождении евреев из египетского рабства. Но пусковым моментом праздника, главным днем иудейской Пасхи, является первый день. Именно в этот день произошла 10-я казнь Господа над египтянами. В этот день, а точнее ночь, Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев, при этом, согласно договора евреев с Богом, оставил в живых первенцев евреев. Таким образом Ангел Господень обошел стороной — «прошел мимо». Первенцами в то время называли только старших сыновей в семье.

Таким образом иудейская Пасха имеет несколько названий:

— первое название Песах («прошедший мимо»);

— второе название – Хаг а-Мацот (праздник мацы). Это название возникло из-за того, что в момент исхода из Египта евреи не успели заквасить хлеб и были вынуждены есть пресный хлеб — мацу;

— третье название – Хаг а-Авив (праздник весны). Это название посвящено возрождению природы;

— четвертое название — Хаг а-Херут (праздник свободы). Этому названию праздник обязан исходу иудеев из Египта и освобождению из египетского рабства;

— Тора также именует праздник Пасхи «праздником опресноков» в честь того, что главная особенность Пасхи — это заповедь евреям на Пасху есть только пресный хлеб (мацу) и даже не иметь в эти дни в своем доме квасное (хамец).

Когда иудеи отмечают Пасху?

Иудейская Пасха (Песах) отмечается на 14-й день весеннего месяца нисан — первого месяца библейского года в еврейском календаре, что соответствует примерно марту-апрелю современного григорианского исчисления. Евреи до сих пор живут по древнееврейскому календарю.

Сколько дней празднуется иудейская Пасха (Песах)?

Иудейская Пасха отмечается в Израиле на протяжении семи дней. За пределами Израля ее празднуютна один день дольше.

Пасха иудейская. В чем отличия иудейской и христианской Пасхи?

Фундаментальное отличие между христианской и иудейской Пасхой — это сама суть праздника, в честь которого Пасха отмечается: иудейская Пасха отмечается в память об исходе евреев из Египта, а христианская Пасха — в честь Воскресения Христа из мертвых.

Когда христиане отмечают Пасху? Как вычисляется дата православной Пасхи?

«Рука Дамаскина» — мнемоническая таблица для вычисления даты Пасхи

Читать еще:  Храм в кадашах расписание богослужений

Христианская Пасха — переходящий праздник, не имеющий постоянной даты. Точная дата христианской Пасхи рассчитывается достаточно сложным образом при помощи церковных таблиц, солнечного и лунного календарей.

Православную Пасху празднуют первое воскресенье после весеннего полнолуния, в период между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

Как вычисляется дата православной Пасхи?

Дата христианской Пасхи рассчитывается согласно правилам, установленным I Вселенским Собором в 325 году н. э.

Согласно этим правилам, днем празднования Пасхи считается первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия, 21 марта по юлианскому календарю.

Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии.

Почему христианская Пасха каждый год отмечается в разные дни?

Христианская Пасха каждый год отмечается в разные дни потому, что день празднования Пасхи привязан к солнечному и лунному календарю, и первое воскресенье после первого весеннего полнолуния каждый год приходится на разные дни.

Почему православная, католическая и иудейская Пасхи отмечаются в разное время?

Православная, католическая и иудейская Пасхи отмечаются в разное время из-за разных календарей, которые они используют для вычисления дня праздника.

Фильмы про Иисуса Христа и Пасху

Фильм «Пасхальный парад» (1948)

Фильм «Плащаница» (1953)

Фильм «Бен Гур» (1959)

Фильм «Царь царей» (1961)

Фильм «Иисус Христос – суперзвезда» (1973)

Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

Фильм «День, когда умер Христос» (1980)

Фильм «Последнее искушение Христа» (1988)

Фильм «Мария, мать Иисуса» (1999)

Фильм «Страсти Христовы» (2004)

Фильм «Винни Пух: Весенние денечки с крошкой Ру» (2004)

Еврейская пасха или Песах 2019: суть и традиции иудейского праздника

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2020 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector