0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха перевод с греческого

Значение слова &laquoпасха»

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства — Христа.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. ‏פסח‏‎ — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл»):

Арамейское название праздника, которое звучит как писха, вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascuas (исп.), пасха (рус.) и так далее.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Впрочем толкование смысла этих праздников осталось близким: как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в западном христианстве.

ПА’СХА, и, ж. [др.-евр. pēsah, букв. переход]. 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская п. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пасха

1. религ. главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа и отмечаемый ежегодно в воскресенье после первого полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по н. ст.)

2. религ. то же, что Песах; весенний праздник у евреев, посвящённый легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства

пасха

1. кулин. кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырёхгранной пирамиды ко дню праздника Пасхи (в знач. 1)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: косинус — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Значение слова Пасха и история его происхождения

Список ссылок всех БК

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Хотелось ли Вам узнать об истории происхождения слова Пасхи? Давайте узнавать вместе, поскольку это интересно, познавательно будет всем, даже неверующим.

И был Египет. И наступило рабство. И стало горько народу…

Вот начало Пасхи

История Пасхи неразрывно связана с историей израильского народа, которая традиционно исчисляется от Авраама и начала его следования в Землю, Обещанную ему и его потомкам Богом-Создателем неба и земли.

Примерно в 16-17 в. до Р.Х. внук Авраама Иаков с многочисленным, по меркам того времени, семейством — примерно 70 человек — переселяется в Египет, где несколькими годами раньше стал министром при фараоне его сын Иосиф.

Как родственникам своего министра, фараон оказывает большие почести семье Иосифа: разрешает поселиться на плодородных зелёных землях в дельте Нила, где каждый сантиметр, увлажняемый Нилом, на вес золота, разрешает им продолжать заниматься скотоводством, быть пастухами, освобождает их от значительной части налогов. Но такое расположение фараона им обеспечивает ещё и то, что сам фараон происходил из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников).

Всё время правления фараонов ХV династии (Гиксосской) переселенцам жилось не просто хорошо, а даже лучше, чем дома: многие из них получили должности при дворе, стали накапливать капитал.

Но когда к власти пришла ХVІ, а за ней ХVІІ династия фараонов, соперничавших с гиксосской, кабинет министров, естественно, обновился и переселенцы попали в немилость, причём, очень сильную.

За несколько лет из привилегированного общества они стали низшим классом – рабами, которые были отправлены на строительство пирамид, восхищающих нас с вами до сих пор.

Пирамиды служили наглядным утверждением превосходства новой династии.К моральным потрясениям вчерашних любимчиков двора прибавились и физические – строительные работы.

И вот тут они вспомнили о Боге, который говорил с их предком Авраамом, обещал им Землю и свою помощь в трудные времена.

Это так похоже на каждого из нас – вспоминать о Боге, когда становится тяжело, невыносимо тяжко, безвыходно, беспросветно. В ответ на молитвы угнетённого народа, Бог посылает ему Моисея, вождя, который триумфально выведет народ из рабства и отпразднует первую в истории Пасху, точнее, Песах.

Взгляд с другой стороны.

Что же случилось тогда в Египте? Представьте себе ситуацию: новый фараон победил своих предшественников-врагов, получил власть, начал строительство пирамид, как символа своего могущества, всё идёт по плану. И вдруг — рабы взбунтовались, через Моисея заявили, что им нужно уходить в пустыню, чтобы принести какую-то жертву, какому-то, только им известному, богу.

Фараон решает, что они просто мало загружены работой и увеличивает её. Но обещание Бога незыблемо, и Бог начинает посылать на Египет казни, чтобы фараон и египтяне испугались и отпустили рабов. Но фараон, предположительно, Тутмос ІІІ или Аменхотеп ІІ, оказался не из слабонервных, и невозмутимо переживает 9 казней:

  • Первая – все реки и вся вода в Египте превращаются в кровь
  • Вторая – по всей земле Египта распространяются жабы
  • Третья – мошки, которые залетают в глаза, уши и лишают возможности думать о чем-то, кроме того, как от них избавиться
  • Четвёртая – песьи мухи (оводы) они уже не только надоедают, но и больно кусаются и оставляют раны
  • Пятая – умирает весь рогатый скот в Египте
  • Шестая – язвы, кожные болезни на египтянах, в том числе и на самом фараоне
  • Седьмая – град, уничтожающий растения
  • Восьмая – саранча, уничтожающая то, что осталось после града
  • Девятая – тьма на всей земле Египта

После неё фараон дрогнул, но не отпустил народ. Моисей сообщил фараону, что весь Египет ждёт десятая, самая страшная кара – смерть всех первенцев, тех, кто в семье родился первым. В полночь по всему Египту пройдет Ангел — губитель и все первенцы погибнут, это касалось как животных, так и людей.

Например, в семье из четырёх человек, в которой папа, мама, сын – их первый ребёнок и дочь – их второй ребёнок, выживет только младшая дочь. Жуткая перспектива, правда?

Но самое «интересное» — фараон-то, тоже первенец, однако это не остановило его, и все люди Египта понесли утрату близких, фараон остался в живых, чтобы таки отпустить народ.

Но ни одна из казней не коснулась израильского народа и смерть первенцев тоже. Почему?

Потому что Бог сказал им накануне последней казни принести в жертву Агнца, то есть зарезать барашка или ягнёнка и его кровь нанести на косяки дверей своих домов. Ангел – губитель, видя эту кровь, пройдёт мимо и в доме никто не погибнет.

Слово пройти мимо — на иврите – пэсах, что значит миновать, пропустить, переступить — стало центральной мыслью, концепцией Пасхи.

Главная идея Пасхи – избавление от зла, боли, смерти, посредством того, что их понесёт кто-то вместо нас (Агнец), но это произойдёт с нашим активным участием.

Это подчёркивают символы Пасхи и их значение. Среди того, что Бог повелел кушать в день первой Пасхи, были:

  • — принесённый в жертву, Агнец,
  • — горькие травы
  • — пресный хлеб

Что они символизируют, о чём они говорят нам?

Главным символом Пасхи является Агнец, который умирает вместо тех, кого защищает Бог.

Во времена Моисея это было ритуальное животное, которое указывало на Мессию Иисуса Христа, который станет жертвой за всех людей.

Иисус Христос был распят в день еврейской Пасхи, когда должен быть принесен в жертву Агнец.

Сегодня, когда мы празднуем христианскую Пасху – воскресение Иисуса Христа, мы празднуем избавление от зла, смерти, страданий, торжество света, добра, радости в своём сердце.

Под злом подразумевается весь, как мы говорим сегодня, негатив – отрицательные мысли, зависть, сплетни, недовольство, от которых человек начинает зависеть, которые вредят ему.

Если их не остановить, они могут стать причиной расстройств, болезней, моральной деградации, и даже физической смерти.

Чтобы избавиться от зла нужно, во-первых, осознать Бога внутри себя, прочувствовать.

Читать еще:  Поделки из фетра на пасху

Для этого в пасхальную трапезу включались горькие травы (возможно, это были кинза, чеснок, лук) – символ тяжести и унизительности рабского положения, невыносимости зла, неприятности его последствий, помните запах после чеснока?

Пресный хлеб – это хлеб без дрожжей, символ добра. Почему без дрожжей? Потому что ничего доброго само по себе, как на дрожжах, в человеке вырасти не может.

Чтобы бороться со своими недостатками, нужны сознательные усилия:

  • остановить поток худых мыслей, а то и слов,
  • не полениться, а помочь тому, кто нуждается или просит о помощи,
  • прекратить завидовать кому-то и
  • начать молиться об этом человеке.

Это всегда решение, всегда напряжение с нашей стороны. На это указывало то, что Пасху нужно было есть поспешно, второпях – это символ решения расстаться со злом внутри себя, избавиться от него. А Христос – Агнец, претерпевший боль и наказание за нас – нам в этом поможет, когда мы попросим.

Что означает слово «Пасха», и почему православные и католики отмечают ее в разное время

В переводе с древнееврейского слово «Пасха» означает переход от смерти к жизни . Поначалу так назывался еврейский праздник в память избавления иудейского народа от египетского рабства, позже праздник с таким названием появился и у христиан, только означает он совсем иное – воскрешение Христа после распятия.

Поначалу католики и православные отмечали Пасху вместе, по юлианскому стилю, его установил еще в 46 году до н.э. император Юлий Цезарь. Однако это летоисчисление оказалось недостаточно четким: за каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.

В итоге в XVI веке папа римский Григорий XIII заменил юлианский стиль на григорианский, более точный.

Но в России православная церковь оставила прежний стиль, из тех соображений, что жизнь и деяния Христа происходили во времена, когда действовал юлианский календарь. Для православных Пасха – самый главный праздник. А на Западе и в некоторых конфессиях во главу ставят Рождество.

Впрочем, иногда — в 30% случаев — католическая и православная Пасхи совпадают. В 45% католики празднуют на неделю раньше. В 20% разница составляет 5 недель, в 5% — 4 недели. А вот разницы в две и три недели не бывает.

Читайте также

Метательное бесшумное оружие смогут покупать и использовать только охотники или спортсмены

Мы попросили сотрудников Росгвардии ответить на вопросы о поправках в закон

Введут ли в России патенты для дачников

Поправки в Налоговый кодекс, которые в конце января приняла Госдума, вызвали весьма бурную реакцию у владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

«Какое они совершили преступление, а?»: Керченские блокадники жалеют уволенных чиновниц в шубах

В этом году ветеранам, кроме набора продуктов, вручили медали и цветы

«Его похоронили посреди дороги, как собаку»: Внучка ветерана Великой Отечественной войны возмущена тем, как ее деда проводили в последний путь

Оксана Канцерене из Елабуги также рассказала, что им отказывают в выплатах на похороны мужчины

«Город вымер мгновенно»: эвакуированные из Китая в Приморье туристы рассказали, от чего они бежали

Все россияне счастливы, что вернулись домой, но большинство из них после вспышки заболевания лишилось работы [фото, видео, эксклюзив kp.ru]

«Огненная женщина!»: после голливудской фотосессии Поклонская сразила наповал алым платьем в пол

Политик опубликовала очередной модный лук

Сергей Иванов тратит на благотворительность больше 2 миллионов рублей в год

Перечисленные им деньги идут на развитие музеев, поисковое движение и помощь дальневосточным леопардам

«Пытаются сделать из меня овощ»: девушка с 19 татуировками сбежала из детского дома, устав от психиатров

Она уехала за 260 километров от дома и устроилась на работу в кальянную. Ее нашли новосибирские полицейские и вернули педагогам

«Крик души»: девушка, которая призвала топить детей-инвалидов в Нефтеюганске, оправдалась за свои слова

Диана Закутняя рассказала, что дети творили что попало, пока их мамы сидели в телефонах

Какие страны упоминают Бога в Конституции и как

На Западе таких примеров много, а из постсоветских республик — только Украина

Просто придрались: Уволенная глава горсовета Керчи не чувствует своей вины перед блокадниками

После скандала с пирогами и шубами дочери чиновницы подверглись травле

В доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине восстановят исторический облик комнат

Реставраторы обнаружили обои, в окружении которых прошло детство композитора

Семья миллионера Игоря Рыбакова отдаст половину состояния на развитие образования

100 миллионов долларов будут потрачены в течение 10 лет

Поклонская предложила свой вариант упоминания Бога в Конституции

Депутат уверена, что люди не будут возмущаться, если указать Всевышнего в главном законе России

Власти Ленинградской области материально поддерживают предложения населения по развитию региона

В 2020 году по инициативе местных жителей воплощено в жизнь 602 проекта по благоустройству и созданию новых общественных пространств

Как мы искали китайскую заразу на московском «мокром рынке»

Корреспондент «КП» проинспектировала столичные прилавки с мадагаскарскими тараканами и китайскими продавцами

«Я не это имела в виду»: чиновница из Хакасии назвала музыку симфонического оркестра какофонией

Позже она оправдала свою оговорку тем, что не привыкла к публичным выступлениям

МВД предлагает расширить цифровые комбинации для автомобильных номеров в регионах

Автолюбители, которые хотят видеть на своей машине «красивые» номера, получат широкий выбор

Возрастная категория сайта 18+

Слово пасха

Слово состоит из 5 букв: первая п, вторая а, третья с, четвёртая х, последняя а,

Слово пасха английскими буквами(транслитом) — paskha

Значения слова пасха. Что такое пасха?

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, от еврейского ивр. פסח‎ [Pesaḥ] — «прохождение мимо»), также — Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года.

ПА́СХА (Светлое Христово Воскресение) — величайший праздник христианского богослуж. календаря, учрежденный в ознаменование спасительного восстания из мертвых Богочеловека Иисуса Христа.

Гуманитарный словарь. — 2002

Пасха (проходить мимо)-величайший еврейский праздник (Ин 2.13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх 12.1-24). Пасхой в Исх 12.21…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Пасха мёртвых (Навьи проводы, укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень, белор. Жильник, Нуськи великдзень, Навский четверг) — традиционный праздник восточных славян. Имеет древние дохристианские корни.

Пасха в Греции — государственный праздник (согласно действующей Конституции православие является государственной религией, а церковь не отделена от государства), который пышно празднуется.

Пасха новозаветная — высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего Христианства.

Библейская энциклопедия. — 2005

«Весёлая Пасха» (фр. Joyeuses Paques) — французский кинофильм 1984 года. Просматривать рекомендуется детям от 13 лет и совместно с родителями. События этой комедии разворачиваются, как в добром, старом анекдоте.

ВЕСЕЛАЯ ПАСХА (Joyeuses Paques), Франция, Черито-фильм (Cerito Films) и Сара-фильм (Sara Film), 1984, 93 мин. Комедия положений. Преуспевающий бизнесмен и неисправимый ловелас (Бельмондо), проводив в аэропорт свою жену (Лафоре)…

Энциклопедия кино. — 2010

Еврейская Пасха (Passover, иврит — лесах, праздник опресноков), один из гл. еврейских праздников, отмечаемый весной (март—апр.) и продолжающийся восемь дней.

Народы и культуры . — 2002

Пе́сах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох / Па́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта.

ПЕСАХ, еврейская Пасха, праздник, упоминаемый в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), установлен в память исхода израильтян из Египта. Отмечается семь дней в Израиле и восемь дней в диаспоре…

Пасха в народной традиции

Пасха, будучи главным православным праздником, стала органичной частью народной традиции, на неё перешло огромное количество дохристианских славянских обычаев и обрядов.

Пасха в славянской традиции

Пасха, будучи главным православным праздником, стала органичной частью славянской народной традиции, которая по-своему переосмыслила христианскую символику этого праздника.

Пасхи Пасхи остров, в вост. части Тихого океана, территория Чили. Остров первым нанес на карту голл. мореплаватель Я. Роггевен 5 апреля 1722 г., в первый день христианского праздника Пасхи, и в честь этого праздника назвал его о.

Пасхи остров, в вост. части Тихого океана, территория Чили. Остров первым нанес на карту голл. мореплаватель Я. Роггевен 5 апреля 1722 г., в первый день христианского праздника Пасхи, и в честь этого праздника назвал его о.

Остров Пасхи Официальное название: Остров Пасхи[1], Rapa Nui (рапан.), Isla de Pascua (исп.), Easter Island (англ.). Озеро в кратере потухшего вулкана Рано-Рараку (Rano Raraku). На южном склоне вулкана в древности были устроены каменоломни…

Энциклопедия «Вокруг Света»

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Орфографический словарь. — 2004

Споры о дате Пасхи

Споры о дате Пасхи — ряд разногласий и споров о надлежащей дате важнейшего христианского праздника Пасхи. В настоящее время различают несколько исторических периодов этого процесса.

Примеры употребления слова пасха

Неудивительно, но самыми популярными темами праздничной недели стали Пасха и 1 мая.

«Символично, что в этом году Пасха приближена к Дню Победы, как это было и в 1945 году.

В каждом регионе своя манера исполнения колокольного звона, но всех объединила Пасха.

В этом году Пасха приходится на май, когда вы с Симоновым планируете подойти к Гренландии.

Възлюбени във възкръсналия Господ чеда на светата ни Църква, отново е Пасха и Църквата ликува!

Вопросы и ответы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». Из Ветхого Завета мы знаем, что Моисей по повелению Божию навел «десять казней» на Египет, чтобы заставить фараона отпустить еврейский народ из рабства. Десятая казнь была самая страшная. Ночью ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак — накануне Бог повелел евреям заколоть агнцев и помазать их кровью дверные косяки и перекладины. Сама же ветхозаветная Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Читать еще:  Пасха видео для детей

Почему в православной традиции Пасха является главным праздником? На Западе больше почитают Рождество.

Евангелие в переводе с греческого — «благая весть». Какая благая весть могла сделать человечество счастливым? Только весть о том, что смерти больше нет. Ведь если мне предстоит окончательно погибнуть, то никакие блага, никакие наслаждения не смогут сделать меня счастливым. Если говорить научным языком, Бог экспериментально показывает, что смерть преодолена. Ибо человеческая природа Христа, вкусившая смерть, воскресает. А поскольку мы являемся носителями абсолютно такой же природы, то должны четко понять, что воскреснем следом за Ним.

Конечно, Рождество — великий праздник. Бог сам приходит к человеку, даже становится одним из нас. Но пришествие в мир нужно для победы над смертью. Через Адама грех входит в мир, через Крест Христов он уничтожается. Надо помнить, что Бог сотворил мир по законам, когда каждое зло должно быть искуплено: жертвой, молитвой, слезами, скорбью, исповедью. Чтобы искупить все зло, сотворенное человечеством после грехопадения, потребовалась Жертва Христова, ибо мы сами этого сделать уже не могли. Именно здесь евангельская истина о том, что Бог есть Любовь, проявляется в полной мере.

Почему Бог именно так спасает нас — через воплощение в человеческом теле и страшную крестную смерть?

Тайна Креста для человека непостижима. Почему Бог стал человеком? Святитель Григорий Богослов когда-то произнес глубокую мысль: «что не воспринято, то не уврачевано». Вся человеческая природа после грехопадения страшно исказилась: разум, воля, чувства, телесная оболочка. Грех — это нарушение воли Божией. Даже в райском саду, будучи абсолютно свободными, первые люди должны были добровольно служить Богу, подчиняя свою волю воле Творца. И это жертвенное служение никто не отменял, но человек не смог самостоятельно преодолеть свою падшую природу, пребывая в грехе. Насильно исправить нас Бог также не мог, потому что сотворил нас по своему Образу и Подобию, т.е. — свободными личностями. В противном случае мы превратились бы в роботов, которые послушно выполняют заложенную программу.

Тогда Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы) через воплощение становится подлинным Человеком, сохраняя в Своей Личности и Божественную природу. Своей земной жизнью Христос показал, что человеческая природа и воля может быть до самой смерти верна Богу. В этом соподчинении Он полностью раскрыл Образ Божий в человеке, и даже смерть не смогла разрушить эту связь со Творцом.

По церковному преданию, после крестной смерти Христос вывел из ада души умерших.

В то время, когда силы ада торжествовали победу, человеческая душа Христа входит в ад, разрушает его оковы и выводит оттуда всех людей, включая Адама и Еву. И ад оказался бессилен перед безгрешной душой Христа, царство сатаны оказалось разрушенным. Апостол Петр пишет в своем послании о том, что Господь проповедовал Евангелие душам, томящимся в аду. Т.е., даже в загробной жизни Он не лишил людей свободы воли и выбора, и в церковных песнопениях говорится о том, что ад опустел. Через крестную смерть Христос спасает все человечество, всех кто пожелал за Ним пойти. Именно поэтому для православных крест — не просто орудие казни, но и символ спасения, победы жизни над смертью.

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен празднество продолжается семь дней или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет царские врата отверстыми. Они не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы, коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то по совершении литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасхи и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день Пасхальной седмицы народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасхи и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Что такоe артос?

Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого как знамение победы Христовой над смертью, то есть нет изображения Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквях этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос?

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе».

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения диким, пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляет на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковным Уставом творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Читать еще:  Пасхальный мастер класс

Что такое Радоница?

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами, или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.

Обязательно ли в Пасху целоваться (христосоваться)?

В конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй – «Христос воскресе». Оному же отвещавшу – «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами – очень древний. Приветствуя друг друга с радостью Воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по Воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Что делать в пасхальные дни?

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно, то есть еду, освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного богослужения.

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, ‑ главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2011 г. Пасха празднуется 24 апреля (11 апреля по старому стилю).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Все православные люди искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector