3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха по григорианскому календарю

Пасха по григорианскому календарю

Католики и протестанты, придерживающиеся григорианского календаря, 1 апреля отмечали Пасху. В честь праздника прошли пасхальные мессы по всему миру. В Ватикане Папа Римский Франциск выступил с традиционным обращением к верующим и призвал к прекращению военных действий на Ближнем Востоке. Тысячи прихожан Западной Европы, Южной Америки, Индии, Кореи, Сирии и России посетили торжественные процессии и церковные службы. На католическую Пасху по традиции дарят крашеные яйца, проводят мессы и крестные ходы с выносом статуй святых или их изображениями. Празднование Пасхи по григорианскому календарю — в фотоленте Туристер.ру.

Пасхальное богослужение в Ватикане.

Торжественную церемонию в Виндзоре посетила Королева Великобритании Елизавета II.

Огромный «пасхальный фонтан» из более чем 12 тысяч яиц соорудили в немецкой коммуне Шехинген.

На Пасхальное воскресенье в Ральбице (Германия) местные славяне сорбы традиционно устраивают конные процессии.

Пасхальная процессия в Мадриде.

Костюмированный парад на Пасху устроили в Нью-Йорке.

Пасхальные богослужения в Сеуле, Южная Корея.

Праздничная служба в Гувахати, Индия.

Пасха на Мальте.

В Венгрии на Пасху принято одеваться в национальные наряды. Девушки дарят молодым людям раскрашенные яйца, а те, в свою очередь, обливают их водой.

Пасхальная месса в Пакистане, Лахор.

В традиционном пасхальном катании яиц приняли участие президент США Дональд Трамп и его супруга Мелани.

Праздничные богослужения в храме Святого Порфирия, Газа.

Торжественная процессия в Храме Гроба Господня, Иерусалим.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Читать еще:  Пасхальная служба в храме христа спасителя

Пасха по григорианскому календарю

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать лишний раз выбор между правдой и лукавством? У моей подруги мать искренне верующий человек и все годы, что я ее знаю, для нее Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами, которое в последние годы сделало много шагов навстречу Церкви. Пусть эти шаги исправляют прошлые ошибки, но если идти навстречу друг другу, можно встретиться гораздо быстрее, чем, ожидая встречи и не двигаясь самому.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14). Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).

Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т.е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).

Хотя календарный год в результате реформы стал ближе к тропическому году, однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д). Не мог григорианский календарь сохранить за 21 числом марта и день весеннего равноденствия. Смещение равноденствия, открытое еще во II в. до Р.Х. греческим ученым Гиппархом, в астрономии называется прецессией. Оно вызывается тем, что Земля имеет форму не шара, а сфероида, сплюснутого у полюсов. На разные части сфероидальной Земли по-разному действуют силы притяжения от Солнца и Луны. В результате при одновременном вращении Земли и движении ее вокруг Солнца ось вращения Земли описывает конус около перпендикуляра к плоскости орбиты. Из-за прецессии точка весеннего равноденствия перемещается вдоль эклиптики к западу, т. е. навстречу видимому движению Солнца.

Несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство еще в 19 веке. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем:

а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными;

б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления;

в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную.

Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, что еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». В 1923 г. Константинопольская Церковь ввела новоюлианский календарь. Календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 – 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). 11 Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Читать еще:  Сценарий пасхального спектакля

Прежде всего, переход на григорианский календарь (именно о нем речь идет в письме) означает разрушение той пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века. Наш отечественный ученый-астроном профессор Е.А.Предтеченский писал: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». (Предтеченский Е. «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи».СПб., 1892, с. 3-4).

Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Пасха и лунный календарь

Пасха в христианской религии является древнейшим и очень значимым праздником. От нее зависят другие многочисленные празднования, которые входят в Пасхальный круг. Появление Пасхи приурочено к великому событию — Воскресению Иисуса Христа. Точной даты у данного праздника нет, она рассчитывается каждый год и отмечается в разных числах.

Пасхальный календарь

Для расчета алгоритма, по которому исчисляют число и месяц Пасхи, используют специальную систему — пасхалию. У православных и католиков применяют различные пасхалии для определения даты этого великого дня. В связи с применением у каждой церкви своего пасхального календаря, возникает разница в числах:

  1. Католики применяют григорианскую пасхалию, которая исчисляется по григорианскому календарю. Дата дня весеннего равноденствия — 03 числа 04 месяца.
  2. Православные ведут исчисления для александрийской пасхалии по юлианскому календарю. Весной день равноденствия наступает 21 числа 03 месяца.

В 20-21веках, в пасхалии православных используется более поздний показатель полнолуния (различие примерно в 4 дня) в отличие от астрономического. Это произошло из-за накопленной погрешности.

Пасха по Лунному календарю

Празднование этого великого дня происходит весной, а точно исчисляется пасха по лунному календарю. Рассмотрим подробнее как рассчитать пасху по лунному календарю.

Узнать число этого праздника не просто. Главным критерием расчетов является следующая информация: празднование назначается на воскресенье весны, наступающее за днем с полной луной.

Для того чтобы узнать как рассчитывается Пасха по лунному календарю, необходимо учесть основные признаки:

  1. Календарные показатели солнечной системы (обороты Земли по отношению к Солнцу).
  2. Вычисление календарных данных лунной системы (обороты Луны по отношению к Земле).
  3. Постоянный неизменный день недели празднования — воскресенье.

В случае наступления полной луны ранее 21 числа 03 месяца, пасхальным полнолунием будет являться следующее за ним. А при его попадании на воскресенье, праздник наступит в следующее воскресенье.

В связи с использованием различного пасхального календаря Православной и Католической церковью, даты праздника у них будут разниться. Число и месяц православной Пасхи изначально исчислялся в соответствии с регламентированным сводом правил.

В их содержании отражается следующее: праздник не должен быть назначен на более раннюю дату, чем дата празднования иудейской Пасхи и в один день с ней. При этом в них не отражено каким образом ведется исчисления с технической стороны.

После окончательного разделения двух церквей в 1054г., православные правила вычисления даты Пасхи по лунному календарю отразились в «Синтагмах» Матфея Властаря.

Также существует 4 главных постановления, касаемые католической Пасхи (два из них из неписаного предания):

  1. Празднование происходит весной после дня равноденствия.
  2. Число не назначается на дату иудейского празднования.
  3. Исчисления производятся не только по окончанию равноденствия, но и по завершению полнолуния, наступившего за ним.
  4. Дата назначается после полнолуния в первое воскресение.

Но из-за того что в 1582г. папа ГригорийXIII ввел обновленную Пасхалию, произошли изменения во всем календаре. В связи с этим дата католического празднования может выпасть на одно и то же время с иудейским и часто наступает ранее чем в православии.

Почему Пасха каждый год в разные дни

Изначально, число празднования Христианской Пасхи имело прямую зависимость от Песаха (Пасха иудеев). Еврейский народ, зашедший в Египет в 18 веке прошлой эры, был радушно принят государством. Но после смены правления их поработили и стали эксплуатировать. И только в середине 13 века прошлой эры им удалось покинуть страну. С того времени Исход начал праздноваться иудеями в Песах.

В ту же дату, через многочисленные столетия, случилось распятие Иисуса Христа. Это произошло 14 нисана в полнолуние, по прошествие весеннего равноденствия. По наступлению 3 дня с даты этого события, Иисус Христос воскрес.

До 4 века празднование происходило в двух датах: кто-то причислял его к 14 нисану, в честь Исхода, а некоторые отмечали уже после 14 числа в воскресенье. В 325г. было принято решение о назначении даты Пасхи после иудейской. А в 1054г. разъединение народов послужило образованию отдельной Церкви католиков, которая с 1582г. начала использовать для вычисления пасхальных дней григорианский календарь. В то время как Православная продолжала пользоваться юлианским.

Как высчитывается дата

В 325г. был утвержден свод правил, по которым вычисляется дата празднования. В них сказано, что назначение даты выпадет на воскресенье весны, наступающее за днем с полной луной после равноденствия. При этом иудейское празднование должно пройти раньше.

В связи с этим, Пасха не может быть назначена ранее 04.04 и позднее 08.05. по обновленному стилю. Исчисление даты производится довольно-таки сложно. Обычно вычисления проводила Александрийская церковь, которая умела наиболее точно определить даты с полной луной. Затем она сообщала итоги другим церквям.

Как определить дату Пасхи

Помимо вычисления числа празднования по лунному календарю, существует более простой математический метод Карла Гаусса. Используя следующие формулы, можно рассчитать дату на необходимый год.

Для того, чтобы начать расчеты возьмем три числа: 19, 4, 7. Далее нужно год празднования поделить на каждое из этих чисел. Для удобства первому результату присвоим букву 《А》, следующему — 《Б》, и последнему — 《В》. Далее производим следующее действие: (19×А+15)÷30, к итогу этого примера присвоим букву 《Г》. Следующее уравнение — (2×Б+4×В+6×Г+6)÷7, присвоим его результату букву 《Д》.

Даты Рождества, Пасхи и юлианский календарь

. Деление продолжительности года на продолжительность дня дает результат, составляющий бесконечное число цифр в десятичной дроби после запятой. Так, один год (время, требуемое для полного обращения Земли вокруг солнца) составляет 365, 2421875 … дней.

. Юлианский календарь использует год из 365 дней, следовательно, слишком короткий по отношению к длительности полного оборота Земли вокруг солнца. Для корректировки быстрого отклонения, которое вытекает отсюда, предусмотрен один год из 366 дней каждые четыре года
(високосный год, включающий один дополнительный день 29 февраля). Следовательно, средняя продолжительность юлианского года равна 365, 25 дням. Отсюда она немного более длинная по отношению к идеалу (365, 2421875… дней). Этот излишек вызывает отклонение, приблизительно равное 3 дням в 4 столетия. Это означает, что если в заданном годе весеннее равноденствие падает на 21 марта, то 4 века спустя это равноденствие будет наблюдаться 18 марта, а не 21-го.

Чтобы равноденствие оставалось фиксированным 21 марта, григорианский календарь постарался исправить прогрессирующее отклонение юлианского, а именно, упраздняя три дня каждые четыре столетия. Он достигает это тем решением, что годы, числа которых оканчиваются двумя нолями, будут являться високосными лишь в том случае, если число, составленное предыдущими цифрами, делится на четыре. Так, например, годы 1700, 1800, 1900 были високосными согласно юлианскому календарю, но не григорианскому, ибо 17, 18, 19 не делятся на четыре. Годы 1600 и 2000 были високосными в обоих календарях, поскольку 16 и 20 делимы на 4. В будущем, отклонение в один дополнительный день произойдет в 2100 году, который будет високосным в юлианском календаре и не будет таковым в григорианском. Надо сознавать, что 25 декабря (дата Рождества) юлианского календаря тогда больше не будет приходиться на 7 января, как теперь, но на 8-е (следующего года) по григорианскому календарю.

Читать еще:  Что символизирует крестный ход

Вводя эту хитрую поправку, григорианский календарь достигает значительного сокращения отклонения календаря, ибо в среднем продолжительность года по этому календарю достигает 365,2425 дней, что значительно более близко к ее астрономическому значению (365, 2421875 … дней), но по-прежнему немного превышает ее. Эта разница, накапливаясь, производит отклонение в один день в течение приблизительно 3300 лет, и это для нас означает, что данный календарь может считаться прекрасно соответствующим астрономическим данным.

. Рождество Христово отмечается 25 декабря, так как изначально в юлианском календаре день зимнего солнцестояния был зафиксирован 25 декабря (не без ошибки по отношению к действительности). Как мы увидим дальше, на первом вселенском соборе было констатировано, что равноденствие падает на 21 марта, а не на 25-е (и следовательно солнцестояние приходится на 21 декабря, а не на 25-е). Именно 21 марта служит для исчисления даты Пасхи. Но никто в то время не считал полезным проверить подобным же образом дату Рождества. И последовала небольшая «аномалия» в соответствии между датой Пасхи и датой праздника Благовещения. Известно, что Благовещение празднуется 9 месяцами ранее Рождества, то есть 25 марта. И только потому, что Рождество остается фиксированным на 25 декабря, Благовещение иногда оказывается празднуемым в день Пасхи или даже тремя днями позже, ибо, как мы увидим, Пасха может случаться только после 21 марта. (В 2010 году, например, Благовещение праздновалось в среду пасхальной седмицы). Если Рождество было бы перенесено на реальное зимнее солнцестояние, 21 декабря, эти послепасхальные обстоятельства никогда бы не могли случаться. Но Церковь приняла эти легкие несоответствия, создав специальные службы для тех лет, когда Пасха празднуется между 22 и 25 марта.

. Праздник Пасхи связан с историческими событиями, страданиями и воскресением Христа, которые, согласно Евангелиям, произошли в момент еврейской Пасхи, Пасхи ветхозаветной. Первые христиане старались праздновать Пасху в этот точный момент года. Между тем еврейская Пасха (песах), отмечающая исход еврейского народа из Египта, совершается 15 Нисана (день, который начинается вечером 14-го, чем объясняется то, когда в некоторых случаях говорят, что Пасха празднуется 14 Нисана). Евреи употребляли лунный календарь, и 15-е число их месяцев было днем полнолуния, середины лунного месяца. Тем не менее, они регулярно привязывали свои подвижные месяцы к солнцу, то есть к временам года. Месяц Нисан был тот, полнолуние которого следовало сразу же после весеннего равноденствия. Так, согласно ясным, хотя отчасти непрямым, указаниям Библии, именно в день первого полнолуния, следующий за весенним равноденствием, должна праздноваться Пасха.

В первые времена христианства, если и праздновали повсюду Воскресение Христово, дата этого праздника не была еще хорошо закреплена и даже давала повод для диспутов, иногда весьма оживленных. Одни, заботясь об исторической точности, праздновали в один и тот же день, что и иудеи. Другие в воскресенье, следовавшее после еврейской Пасхи. Этот конфликт был урегулирован довольно быстро в пользу второго решения. Но оставалась проблема: надо ли было ждать, когда евреи определят дату своей Пасхи, и устанавливать христианскую Пасху в следующее воскресенье, или скорее надо было определять дату последней независимо от того, как это делали евреи. Важность этого вопроса происходила из-за того, что в то время евреи часто ошибались в исчислении их даты и праздновали свою Пасху во время полнолуния, которое в действительности предшествовало равноденствию, а не в то полнолуние, которое следовало после него.

Именно эта проблема была резко обозначена на первом Вселенском соборе (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968). Обозначена в смысле полной автономии христиан по отношению к их современникам-иудеям в установлении даты Пасхи. Точный текст этого решения не сохранился. Но мы имеем 7-е апостольское правило, говорящее: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Этот канон не запрещает праздновать Пасху с иудеями после равноденствия. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Огицкого, уже цитированную). Там не говорится также, что надо праздновать Пасху после иудеев. Канон рассматривает скорее тех, кто хотели праздновать Пасху, не основываясь на предписаниях Моисеева закона для определения воскресения Пасхи, но опираясь на вычисления евреев, их современников, даже если подсчеты их были ошибочными и приводили к празднованию Пасхи в полнолуние, предшествующее равноденствию.

. Таким образом, решение собора состояло в полном освобождении христиан от всякого подчинения выбору их современников иудеев. Письмо, посланное епископам императором Константином, не имевшем возможность участвовать в соборе, свидетельствует об этом. В этом письме император радуется о достигнутом согласии, но также и о том, что евреи не смогут более думать, что без их решения христиане будут неспособны установить собственную дату Пасхи.

. Александрийская пасхалия основывается на предположении, что весеннее равноденствие падает всегда на 21 марта по юлианскому календарю, что уже давно не является таким случаем, так же, впрочем, как и на других приближениях. Из этого вытекает, что эти вычисления нас вводят в последовательность циклов, которые не следуют совершенной внутренней логике, но которые все больше и больше удаляют от той космической реальности, которую они предполагали отражать.

Таким образом, дата Пасхи, которая изначально рассматривалась связанной с весенним равноденствием, будет отклоняться все больше в течение будущих лет и столетий. Если будут и дальше держаться за современную практику, Пасха будет праздноваться все позже весной, затем летом, осенью и т.д.

Некоторые православные, в частности, традиционалисты, но скорее формалисты, нисколько не обеспокоены этим. Ныне, говорят они, Пасха прекрасно празднуется осенью теми, кто живет в Австралии. Этот аргумент подобен софизму, ибо они забывают, что Пасха относится к историческому событию, которое произошло не только в определенное время года, но в совершенно конкретном месте земного шара, которое есть Иерусалим. Следовательно, важно в данном случае именно иерусалимское пасхальное полнолуние, а не австралийское или какое угодно другое.

Часто эти самые православные считают, что стоит лучше следовать тому, что было решено когда-то, не вникая ни в причины и цели эти решений, принятых тогда, ни в последствия их применения сегодня, ведущие ко все большему удалению от постановлений первого собора. Верно то, что многие из этих людей по-настоящему не размышляли над этим вопросом, но искренне думают, что не следовать Александрийской пасхалии в дальнейшем значит предать православную веру. Как часто почитание формы превалирует над почитанием сути!

. В XVI веке папа Римский, Григорий XIII, ввел новый календарь именно для возвращения Пасхи на то место, которое ей было предназначено первым Вселенским собором. В то время, когда жил этот папа, было установлено, что юлианский календарь запаздывал уже на 10 дней по отношению к астрономической реальности, как уже было показано ранее.

К несчастью, отношения между Римской церковью и восточными патриархами были в то время очень напряженными, и многие из православных считали, что реформа была направлена против них, так что их реакции были крайне негативными. С того времени, солидная партия за юлианский календарь и против григорианского календаря существует в православной Церкви. Доводы этой партии, однако, не видятся убедительными для всех. Русский профессор В. Болотов, на которого в данном случае ссылаются как на авторитета, защищал старый стиль главным образом по причине его «крайней простоты». Но именно эта самая крайняя простота вызывает отклонения по отношению к явлениям солнечным и лунным, которые гораздо более сложны и следование которым всякий традиционный календарь нарушает. Другие отмечают, что юлианский календарь был в употреблении во времена самого Христа, что одно уже придает ему вечную ценность. Конечно, этот календарь был используем во времена Христа у римских оккупантов, но сам Христос жил строго по еврейскому календарю той эпохи, о чем свидетельствуют Евангелия, и юлианский календарь Ему был полностью чужд в прямом смысле этого слова. Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector