0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха происхождение слова

Значение слова Пасха и история его происхождения

Список ссылок всех БК

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Хотелось ли Вам узнать об истории происхождения слова Пасхи? Давайте узнавать вместе, поскольку это интересно, познавательно будет всем, даже неверующим.

И был Египет. И наступило рабство. И стало горько народу…

Вот начало Пасхи

История Пасхи неразрывно связана с историей израильского народа, которая традиционно исчисляется от Авраама и начала его следования в Землю, Обещанную ему и его потомкам Богом-Создателем неба и земли.

Примерно в 16-17 в. до Р.Х. внук Авраама Иаков с многочисленным, по меркам того времени, семейством — примерно 70 человек — переселяется в Египет, где несколькими годами раньше стал министром при фараоне его сын Иосиф.

Как родственникам своего министра, фараон оказывает большие почести семье Иосифа: разрешает поселиться на плодородных зелёных землях в дельте Нила, где каждый сантиметр, увлажняемый Нилом, на вес золота, разрешает им продолжать заниматься скотоводством, быть пастухами, освобождает их от значительной части налогов. Но такое расположение фараона им обеспечивает ещё и то, что сам фараон происходил из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников).

Всё время правления фараонов ХV династии (Гиксосской) переселенцам жилось не просто хорошо, а даже лучше, чем дома: многие из них получили должности при дворе, стали накапливать капитал.

Но когда к власти пришла ХVІ, а за ней ХVІІ династия фараонов, соперничавших с гиксосской, кабинет министров, естественно, обновился и переселенцы попали в немилость, причём, очень сильную.

За несколько лет из привилегированного общества они стали низшим классом – рабами, которые были отправлены на строительство пирамид, восхищающих нас с вами до сих пор.

Пирамиды служили наглядным утверждением превосходства новой династии.К моральным потрясениям вчерашних любимчиков двора прибавились и физические – строительные работы.

И вот тут они вспомнили о Боге, который говорил с их предком Авраамом, обещал им Землю и свою помощь в трудные времена.

Это так похоже на каждого из нас – вспоминать о Боге, когда становится тяжело, невыносимо тяжко, безвыходно, беспросветно. В ответ на молитвы угнетённого народа, Бог посылает ему Моисея, вождя, который триумфально выведет народ из рабства и отпразднует первую в истории Пасху, точнее, Песах.

Взгляд с другой стороны.

Что же случилось тогда в Египте? Представьте себе ситуацию: новый фараон победил своих предшественников-врагов, получил власть, начал строительство пирамид, как символа своего могущества, всё идёт по плану. И вдруг — рабы взбунтовались, через Моисея заявили, что им нужно уходить в пустыню, чтобы принести какую-то жертву, какому-то, только им известному, богу.

Фараон решает, что они просто мало загружены работой и увеличивает её. Но обещание Бога незыблемо, и Бог начинает посылать на Египет казни, чтобы фараон и египтяне испугались и отпустили рабов. Но фараон, предположительно, Тутмос ІІІ или Аменхотеп ІІ, оказался не из слабонервных, и невозмутимо переживает 9 казней:

  • Первая – все реки и вся вода в Египте превращаются в кровь
  • Вторая – по всей земле Египта распространяются жабы
  • Третья – мошки, которые залетают в глаза, уши и лишают возможности думать о чем-то, кроме того, как от них избавиться
  • Четвёртая – песьи мухи (оводы) они уже не только надоедают, но и больно кусаются и оставляют раны
  • Пятая – умирает весь рогатый скот в Египте
  • Шестая – язвы, кожные болезни на египтянах, в том числе и на самом фараоне
  • Седьмая – град, уничтожающий растения
  • Восьмая – саранча, уничтожающая то, что осталось после града
  • Девятая – тьма на всей земле Египта

После неё фараон дрогнул, но не отпустил народ. Моисей сообщил фараону, что весь Египет ждёт десятая, самая страшная кара – смерть всех первенцев, тех, кто в семье родился первым. В полночь по всему Египту пройдет Ангел — губитель и все первенцы погибнут, это касалось как животных, так и людей.

Например, в семье из четырёх человек, в которой папа, мама, сын – их первый ребёнок и дочь – их второй ребёнок, выживет только младшая дочь. Жуткая перспектива, правда?

Но самое «интересное» — фараон-то, тоже первенец, однако это не остановило его, и все люди Египта понесли утрату близких, фараон остался в живых, чтобы таки отпустить народ.

Но ни одна из казней не коснулась израильского народа и смерть первенцев тоже. Почему?

Потому что Бог сказал им накануне последней казни принести в жертву Агнца, то есть зарезать барашка или ягнёнка и его кровь нанести на косяки дверей своих домов. Ангел – губитель, видя эту кровь, пройдёт мимо и в доме никто не погибнет.

Слово пройти мимо — на иврите – пэсах, что значит миновать, пропустить, переступить — стало центральной мыслью, концепцией Пасхи.

Главная идея Пасхи – избавление от зла, боли, смерти, посредством того, что их понесёт кто-то вместо нас (Агнец), но это произойдёт с нашим активным участием.

Это подчёркивают символы Пасхи и их значение. Среди того, что Бог повелел кушать в день первой Пасхи, были:

  • — принесённый в жертву, Агнец,
  • — горькие травы
  • — пресный хлеб

Что они символизируют, о чём они говорят нам?

Главным символом Пасхи является Агнец, который умирает вместо тех, кого защищает Бог.

Во времена Моисея это было ритуальное животное, которое указывало на Мессию Иисуса Христа, который станет жертвой за всех людей.

Иисус Христос был распят в день еврейской Пасхи, когда должен быть принесен в жертву Агнец.

Сегодня, когда мы празднуем христианскую Пасху – воскресение Иисуса Христа, мы празднуем избавление от зла, смерти, страданий, торжество света, добра, радости в своём сердце.

Под злом подразумевается весь, как мы говорим сегодня, негатив – отрицательные мысли, зависть, сплетни, недовольство, от которых человек начинает зависеть, которые вредят ему.

Если их не остановить, они могут стать причиной расстройств, болезней, моральной деградации, и даже физической смерти.

Чтобы избавиться от зла нужно, во-первых, осознать Бога внутри себя, прочувствовать.

Для этого в пасхальную трапезу включались горькие травы (возможно, это были кинза, чеснок, лук) – символ тяжести и унизительности рабского положения, невыносимости зла, неприятности его последствий, помните запах после чеснока?

Пресный хлеб – это хлеб без дрожжей, символ добра. Почему без дрожжей? Потому что ничего доброго само по себе, как на дрожжах, в человеке вырасти не может.

Чтобы бороться со своими недостатками, нужны сознательные усилия:

  • остановить поток худых мыслей, а то и слов,
  • не полениться, а помочь тому, кто нуждается или просит о помощи,
  • прекратить завидовать кому-то и
  • начать молиться об этом человеке.

Это всегда решение, всегда напряжение с нашей стороны. На это указывало то, что Пасху нужно было есть поспешно, второпях – это символ решения расстаться со злом внутри себя, избавиться от него. А Христос – Агнец, претерпевший боль и наказание за нас – нам в этом поможет, когда мы попросим.

Пасха происхождение слова

Слово «Пасха» пришло к нам из древнегреческого языка, pa/sxa (пасха), будучи, в свою очередь, заимство-вано из древнеев-рейского, где выгля-дит и звучит сле-дующим образом: xaseP (пэсах). Прав-да, некоторые иссле-дователи, полагающие, что христиан-ская Пасха абсолютно не связана с иудейской, высказывают мнение о том, что этимология древнегреческого pa/sxa иная. В древнегреческом языке есть глагол pa/sxw (пасхо), означающий «страдать». 1 Так он переведен, например, в Мф. 16:21 — «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать (pa/sxw) от старейшин и первосвя-щенников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Именно от глагола «страдать», по мнению некоторых, происходит слово «Пасха». При такой интерпретации сама идея Пасхи сводится к страданиям Иисуса Христа. Проблема с этим взглядом, однако, заключается в том, что Новый Завет использует слово (pa/sxa) для обозначения ветхозаветной Пасхи, например Мк. 14:1 — «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи (pa/sxa) и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить». Причем из 29 упоминаний этого слова в ориги-нале Нового Завета только одно (1Кор. 5:7) приближается по значению к традици-онно-христианскому пониманию Пасхи.

Древнееврейское же слово xaseP (пэсах) буквально означает «прохождение мимо». 2 Вот как значение этого слова открывается в Ветхом Завете.

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [месяц выхода из Египта] да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Агнец у вас дожен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо (xasfP) вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу.

Читать еще:  Пасха в разные годы

И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо (xasfP) дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.

Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажите: это пасхальная (xaseP) жертва Господу, Который прошел мимо (xasfP) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. » (Исх. 12:1,2,5-7,12-14,23-27).

Согласно этому отрывку смысл Пасхи заключался в воспоминании и праздновании исторического события — исхода из Египта. Ограничивался ли смысл этим? Энциклопедический Словарь «Всемирная История», равно как и Иллюстрированный Энциклопедический Словарь говорят о том, что в смысл иудейской пасхи также входит «идея ожидания Мессии». Согласно «Московской Пасхальной Агаде», изданной при содействии Российского Еврейского Конгресса, Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Организаций России, во время совершения Пасхи совершается следующая молитва: «Милосердный, надели нас днем, который весь был бы покоем и отдохновением в жизни вечной. Милосердный, надели нас днем вечного блаженства. Милосердный, да сподобимся мы дней Мессианских и будущей вечной жизни. Он — башня спасения Царя Своего и оказывает милость помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки. Тот, кто водворяет мир в высотах своих, да водворит мир среди нас и всех израильтян, и провозгласите Аминь!«.

В разных местах точный текст слов молитвы может выглядеть по-разному, но смысл остается прежним, например: «Когда произносится молитва за скорое избавление, все поднимают руки и, обратив взоры к небу, повторяют вслед за ведущим: «Господь! Пошли нам скорее нашего Машиаха, дай нам мир и счастье и приведи нас в Твой святой город Иерусалим!»» 3 . Или: «И тогда мальчик приступает к рассказу о том, что он (и весь еврейский народ) идет из Иерусалима и что в пути ему довелось претерпеть много лишений и бед. Он говорит, что побывал во многих еврейских общинах, которые встречались ему на пути, и везде евреи бедствуют и страдают, но продолжают твердо верить в грядущее избавление, которое принесет им Машиах. В этот момент все восклицают: «Пусть придет он скорее, в наше время!»» 4

После 70 года н.э. по причине разрушения Иерусалимского храма — центра религиозной жизни иудаизма — соблюдение ветхозаветных предписаний касательно способа соблюдения Пасхи изменилось. Главное изменение касается приготовления и употребления пасхального агнца. Его теперь в пасхальной трапезе нет, предписание Торы не исполняется. В отношении же понимания смысла иудейской Пасхи, два указанных нами мотива — воспоминание выхода из рабства и ожидание Мессии — сохраняются, поскольку первое является частью истории и уже измениться не может, а пришествие Мессии, по мнению традиционного иудаизма, еще не произошло.

Христиане, считая книги Ветхого Завета частью богодухновенного канона Священных Писаний, также видят в Пасхе указанные два мотива: освобождение из рабства и пришествие Мессии. Только значение этих терминов меняется. Освобождение, о котором идет речь, это освобождение от рабства греха и смерти, а пришествие Мессии — это смерть и воскресение Иисуса Христа. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он (Христос) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14,15).

Новый Завет говорит о том, что приносимый по ветхозаветному установлению пасхальный агнец символизировал жертву Иисуса Христа: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Подобно ветхозаветной, новозаветная Пасха также устремляется как в прошлое — жертва Иисуса Христа, так и в будущее — «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26).

Если по вопросу смысла Пасхи среди представителей разных христианских конфессий царит относительное единство мнений, то вот о том, когда ее праздновать, давно уже существуют споры. В истории России, например, в Черниговской губернии возникло направление, принадлежащих к которому называли пасхальниками. Они каждый год праздновали Пасху 23 марта вне зависимости от того, на какой день она приходится.

Действительно, почему дата Пасхи постоянно «прыгает»? Ведь событие смерти и воскресения Христа, которое считается основой праздника, должно было произойти в какой-то конкретный день! Ежегодное поминание умершего, традиционно осуществляемое в России, например, совершается последовательно в один и тот же день — день смерти. Равно и праздники, юбилеи, отмечаются в совершенно определенные дни, соответствующие датам тех или иных событий. Почему же с Пасхой все обстоит иначе?

Вот как на этот вопрос отвечает «Библейская Энциклопедия»: «Споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем Христианам праздновать Пасху в 1 воскресный день после весеннего равноденствия и 1 мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, при чем последнее число бывает иногда в понедельник. По этому праздник Пасхи бывает между 22 марта и 24 апреля».

Упомянутый собор происходил в 325 году н.э. По какой причине шел спор о времени празднования? Ведь все, вроде, должно быть просто — когда умер, тогда и отмечать надо, в то самое число календаря. Проблема заключалась в том, что отмечать Пасху в тот день, когда распяли Христа — значит отмечать ее в один день с евреями, 14 Ниссана. Поскольку 14 Ниссана ассоциировалось с иудаизмом, часть присутствовавших на соборе ратовала за отмежевание. Председательствовавший на соборе император Константин, 12 лет тому назад подписавший Миланский эдикт, согласно которому христианство стало легальной религией, способствовал тому, чтобы принять решение не праздновать Пасху 14 Ниссана.

Но откуда был взят именно такой способ подсчета — после весеннего равноденствия и полнолуния? Еще задолго до появления христианства, в древней Шумерской цивилизации праздновался день, посвященный Таммузу (Думузи, Фаммуз). Этот праздник был сопряжен с инсценировкой древнего мифа, который называется «С великих небес к великим недрам». Согласно этому мифу Таммуз, который считался богом солнца и плодородия, в результате трагической гибели оказывается в преисподней. В связи с этим умирает природа — начинается зима. Его возлюбленная, Истар (Иштар, Астарта), отправляется в преисподнюю, где, находясь в поисках и попытках спасти Таммуза, пребывает 40 дней.

Вот что происходит в это время на земле: «Слушай меня, Ниншубур, внимательно слушай. Как только я скроюсь, из глаз исчезну, жалобным плачем залейся на могильных курганах, в честь мою щеки и тело в кровь исцарапай, уста изорви ногтями. Бей в барабаны, нещадно бей в барабаны пред народом. В клочья порви одежду. «. 5 Этот обычай упоминает и Библия: «И сказал мне: обратись, и увидишь еще больше мерзости, какие они делают. И привел меня ко входу во врата дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе«. (Иез. 8:13,14). Траур по нисшедшему в преисподнюю богу заканчивался радостным торжеством. Истар вызволила Таммуза из ада. Миф сообщает следующее: «Ликующий хор голосов провозгласил: Думузи воскрес! К любви вернулся Думузи!». 6

Этот праздник в честь воскресения бога Таммуза приходился на весну. Когда именно его праздновали? «В междуречье Новый год праздновался в марте. Здесь каждый год 21 марта вслед за весенним равноденствием начинает прибывать вода в реке Тигр, а через две недели в реке Евфрат. Все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день праздничными шествиями, маскарадами, песнями и плясками» (курсив наш). 7 В Вавилоне этот месяц назывался месяцем Таммуза, или месяцем странствий Истар.

Итак, мы выяснили, что праздник в честь воскресения Таммуза совершался после весеннего равноденствия. Был ли он как-то связан с полнолунием? Дело в том, что в Месопотамии использовался лунный календарь, при котором месяц начинался именно после полнолуния. Таким образом и подсчитывался день праздника — после полнолуния и равноденствия.

Этот праздник просуществовал и до эпохи императора Константина. Стремясь сплотить империю, в которой на тот момент значительную часть составляли христиане, Константин предложил компромиссный вариант — праздник в честь воскресения Христа в день, который был привычен для язычников.

Вот почему в Америке до сих пор Пасха называется именем языческого божества — Easter (Истар, Иштар, Астарта), а день праздника «прыгает».

Что означает слово «Пасха», и почему православные и католики отмечают ее в разное время

В переводе с древнееврейского слово «Пасха» означает переход от смерти к жизни . Поначалу так назывался еврейский праздник в память избавления иудейского народа от египетского рабства, позже праздник с таким названием появился и у христиан, только означает он совсем иное – воскрешение Христа после распятия.

Поначалу католики и православные отмечали Пасху вместе, по юлианскому стилю, его установил еще в 46 году до н.э. император Юлий Цезарь. Однако это летоисчисление оказалось недостаточно четким: за каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.

Читать еще:  Старинные открытки с пасхой

В итоге в XVI веке папа римский Григорий XIII заменил юлианский стиль на григорианский, более точный.

Но в России православная церковь оставила прежний стиль, из тех соображений, что жизнь и деяния Христа происходили во времена, когда действовал юлианский календарь. Для православных Пасха – самый главный праздник. А на Западе и в некоторых конфессиях во главу ставят Рождество.

Впрочем, иногда — в 30% случаев — католическая и православная Пасхи совпадают. В 45% католики празднуют на неделю раньше. В 20% разница составляет 5 недель, в 5% — 4 недели. А вот разницы в две и три недели не бывает.

Читайте также

Метательное бесшумное оружие смогут покупать и использовать только охотники или спортсмены

Мы попросили сотрудников Росгвардии ответить на вопросы о поправках в закон

Введут ли в России патенты для дачников

Поправки в Налоговый кодекс, которые в конце января приняла Госдума, вызвали весьма бурную реакцию у владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

«Какое они совершили преступление, а?»: Керченские блокадники жалеют уволенных чиновниц в шубах

В этом году ветеранам, кроме набора продуктов, вручили медали и цветы

«Его похоронили посреди дороги, как собаку»: Внучка ветерана Великой Отечественной войны возмущена тем, как ее деда проводили в последний путь

Оксана Канцерене из Елабуги также рассказала, что им отказывают в выплатах на похороны мужчины

«Город вымер мгновенно»: эвакуированные из Китая в Приморье туристы рассказали, от чего они бежали

Все россияне счастливы, что вернулись домой, но большинство из них после вспышки заболевания лишилось работы [фото, видео, эксклюзив kp.ru]

«Огненная женщина!»: после голливудской фотосессии Поклонская сразила наповал алым платьем в пол

Политик опубликовала очередной модный лук

Сергей Иванов тратит на благотворительность больше 2 миллионов рублей в год

Перечисленные им деньги идут на развитие музеев, поисковое движение и помощь дальневосточным леопардам

«Пытаются сделать из меня овощ»: девушка с 19 татуировками сбежала из детского дома, устав от психиатров

Она уехала за 260 километров от дома и устроилась на работу в кальянную. Ее нашли новосибирские полицейские и вернули педагогам

«Крик души»: девушка, которая призвала топить детей-инвалидов в Нефтеюганске, оправдалась за свои слова

Диана Закутняя рассказала, что дети творили что попало, пока их мамы сидели в телефонах

Какие страны упоминают Бога в Конституции и как

На Западе таких примеров много, а из постсоветских республик — только Украина

Просто придрались: Уволенная глава горсовета Керчи не чувствует своей вины перед блокадниками

После скандала с пирогами и шубами дочери чиновницы подверглись травле

В доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине восстановят исторический облик комнат

Реставраторы обнаружили обои, в окружении которых прошло детство композитора

Семья миллионера Игоря Рыбакова отдаст половину состояния на развитие образования

100 миллионов долларов будут потрачены в течение 10 лет

Поклонская предложила свой вариант упоминания Бога в Конституции

Депутат уверена, что люди не будут возмущаться, если указать Всевышнего в главном законе России

Власти Ленинградской области материально поддерживают предложения населения по развитию региона

В 2020 году по инициативе местных жителей воплощено в жизнь 602 проекта по благоустройству и созданию новых общественных пространств

Как мы искали китайскую заразу на московском «мокром рынке»

Корреспондент «КП» проинспектировала столичные прилавки с мадагаскарскими тараканами и китайскими продавцами

«Я не это имела в виду»: чиновница из Хакасии назвала музыку симфонического оркестра какофонией

Позже она оправдала свою оговорку тем, что не привыкла к публичным выступлениям

МВД предлагает расширить цифровые комбинации для автомобильных номеров в регионах

Автолюбители, которые хотят видеть на своей машине «красивые» номера, получат широкий выбор

Возрастная категория сайта 18+

Значение слова &laquoпасха»

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства — Христа.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. ‏פסח‏‎ — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл»):

Арамейское название праздника, которое звучит как писха, вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascuas (исп.), пасха (рус.) и так далее.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Впрочем толкование смысла этих праздников осталось близким: как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в западном христианстве.

ПА’СХА, и, ж. [др.-евр. pēsah, букв. переход]. 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская п. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пасха

1. религ. главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа и отмечаемый ежегодно в воскресенье после первого полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по н. ст.)

2. религ. то же, что Песах; весенний праздник у евреев, посвящённый легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства

пасха

1. кулин. кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырёхгранной пирамиды ко дню праздника Пасхи (в знач. 1)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова помпезный (прилагательное):

Пасха

ПА́СХА (Светлое Христово Воскресение) — величайший праздник христианского богослуж. календаря, учрежденный в ознаменование спасительного восстания из мертвых Богочеловека Иисуса Христа. Свое название христ. торжество Воскресения заимствует у главного евр. праздника, посвященного ежегодному воспоминанию важнейшего события ветхозаветной истории (13 в. до н. э.), — «исходу» из «Дома рабства», Египта (Исх 12:29—42). Слово П. (Песах — прохождение, пощада) указывает на тот драматический момент ночи, когда Ангел Господень, поражающий Египет (десятая «казнь египетская»), видя кровь пасхального агнца на дверных косяках евр. домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх 12: 11—13). Воспроизводивший ночь исхода (с 14/15 весеннего месяца нисана), он сопровождался особым молитвенным последованием и рассказом о ее событиях, а также ритуальной трапезой, состоявшей из мяса запеченного на огне однолетнего агнца (ягненка или козленка), пресного хлеба и горьких трав (Исх 12: 1—10). Уповая на окончательное спасение, евреи каждую пасхальную ночь ждали явления Мессии.

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от мирового зла — духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской Пасхе и, завершая ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла, тем самым ее упраздняет. «Ветхий» (старый) союз-завет сменяется Новым. Во время своей последней Пасхи (на Тайной вечере) Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда (Ин 1:29, 36; Евр 9—10 глл.). Христос учреждает новую пасхальную трапезу — таинство Евхаристии — и говорит ученикам о своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в к-ром Он есть новый Агнец (Мк 14:22—24), закланный «от создания мира» (Откр 13:8). Поэтому в ритуале ветхозаветной Пасхи раскрываются следующие основные прообразы Голгофской жертвы. Пасхальный агнец евреев был «мужеского пола, без порока» (Исх 12:5) и закалывался во второй половине дня (ближе к вечеру) 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя (Ин 1:14, 31, 42). Указывая далее на то, что римские воины, надзиравшие за казненными, перебили голени у двух разбойников, распятых вместе с Господом, Иоанн пишет: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили ему голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра. Ибо сие произошло, да сбудется писание: “Кость Его да не сокрушится”» (19. 32—34, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из к-рых проходил вдоль хребта, а к др. привязывались передние ноги. Вкушаемые в течение пасхальной недели (с 15 по 21 нисана) пресные хлебы должны были напоминать евр. народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от «порчи квасом египетским» (нравственного растления). В таинственном смысле опресноки указывали на то, что христиане будут очищены Спасителем от «ветхой закваски» — греха и станут праздновать новую Пасху «не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5: 8). Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название «Пасха». «Пасха наша — принесенный в жертву Христос» (1 Кор 5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение замысла Божия о восстановлении падшего человека в его первоначальном достоинстве — его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям. » (Иоанн Златоуст. Беседа на Пасху // Творения. Т. 6. Кн. 1. Пг., 1916, С. 68).

Читать еще:  Пасха в 2021 году когда будет

1 в. христ. истории не оставил свидетельств о существовании годичного праздника Воскресения Христова. Известно лишь о еженедельных праздничных днях: о пятнице — дне поста и скорби и о «воскресном дне» — дне радости и веселия. Эти празднования были более торжеств. весной, когда они условно совпадали с историческими днями смерти и Воскресения Господа. Во 2 в. чествование данных событий сконцентрировалось в два праздника, получивших общее название Пасха: «Пасха Крестная» (таинство Страдания) и «Пасха Воскресная» (таинство Воскресения). Тогда же начались споры о дне празднования Пасхи между Римом, где годичную Пасху праздновали в день воскресный (как в настоящее время), и Малой Азией, где продолжали совершать Пасху 14 нисана (вместе с иудеями), в какой бы день недели это число ни случилось. Разногласия удалось преодолеть лишь в 4 в., причем упорные приверженцы старой традиции, составившие секту «четыренадесятников», были отлучены от Церкви.

Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые «пасхалией». Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14-й луны, к-рая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта. В наст. время эти условия на Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающему от астрономического на 13 дней, а также из-за навязанной визант. канонистами постоянной зависимости сроков христ. Пасхи от Пасхи иудейской — между тем утверждение, «будто. христ. Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно» (Огицкий Д. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211). Каноническими «пасхальными пределами», в рамках к-рых перемещается день Пасхи, являются 22 марта — 25 апреля (реально, в 20 и 21 в., — со смещением на 13 дней: 4 апреля — 8 мая по н. ст.).

День Светлого Христова Воскресения — как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасх. песнопение) требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Пасхальное (ночное) богослужение начинается Полунощницей в храме, переходящей затем в торжеств. крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк 24:1; Ин 20:1) и извещенных о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу священник изображает ангела, отвалившего камень от дверей Гроба. Праздник Пасхи, «возвышающийся над другими праздниками, как солнце над звездами» (Григорий Богослов), продолжается в течение 40 дней — в память 40-дневного пребывания на земле Воскресшего Господа — и завершается торжественным богослужением накануне дня Вознесения.

Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в 16 в. Казань, 1884. С. 224 —237; Зарницкий Я. Об огласительном Слове св. Иоанна Златоуста на св. Пасху // Духовный Вестник. 1896. № 12—13; Орлов Г. Объяснение пасхального богослужения и пасхальных обычаев. М., 1898; Воронов Л., прот. Календарная проблема // Богосл. труды. М., 1971. Сб. 7. С. 170—203; Рубан Ю. И. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 428—451.

Пасха. Христосование. Худ. Б. Кустодиев.1916

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Что означает слово «пасха»?От какого слова оно произошло?И что празднуют христиане на самом деле?

Что такое Пасха и откуда она взялась на самом деле?

Примерно в 4500 году до н.э., Божий народ, евреи, жили в рабстве у египтян. Египет был тогда мировым культурным центром, суперимперией. А евреи — никем.
В какой-то момент Господь решил освободить свой народ из рабства и дать евреям свою собственную страну. Господь призвал человека по имени Моисей и обещал ему, что через него евреи будут освобождены от рабства.

План практического вывода евреев из Египта был таков.
— Моисей приходит к фараону и дружески просит его отпустить народ;
— Бог ожесточает сердце фараона и тот отказывает Моисею;
— После чего Бог создает Египту массу проблем;
— Процедуру повторить).
Проблемы у Египта с каждым разом были все серьезнее. Назывались они Казни Египетские. Господь держал сердце фараона ожесточенным с тем, чтобы продолжать являть над ним Свою славу, показывая, что именно Он — Господь.
Самой страшной казнью стала ночь, когда умерли все дети египтян, все первенцы. А дело было так.

Господь сказал Моисею: «Сегодня ночью я пущу ангела-губителя по земле Египта, и он уничтожит всех первенцев Египта, от животных до людей. А чтобы он не тронул евреев, евреи должны совершить Пасху».
Пасха — это однолетний агнец без порока. Вечером евреи в каждой семье закололи такого ягненка, после чего кровью этого ягненка помазали косяки дверей своих домов.
Ягненка приготовили и съели с пресным хлебом.
А когда ангел-губитель прошел ночью по Египту, он был обязан пройти мимо той двери, на которой была кровь Пасхи.

Исход 12:30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
После этого фараон таки отпустил евреев из Египта. Этот процесс и называется «Исход». Кстати, первая заповедь так и гласит:

Исход 20 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Теперь перенесемся в наше время и посмотрим, как это связано с воскресением Христа.
Тогда Божьим народом, т.е. людьми от Бога и для Бога, были только евреи. Только! Остальные люди и народы — наследники тех, кто решил не слышать Господа. И поэтому Бог выполнил то, о чем предупреждал фараона — отправил губителя уничтожать первенцев.

Однако в какой-то момент, примерно 2000 лет назад, такой расклад перестал Бога устраивать.

Иоанна 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Бог, как всякий грамотный начальник, не отменяет своих указов. Поэтому нужен был Христос, чтобы Он пришел и исполнил все документальные законы и указы Бога. И будучи безгрешным, понес на себе наказание за все грехи мира.
И именно теперь, через веру в Иисуса Христа каждый, а не только евреи, могут иметь спасение и общение с Богом. И попасть на небо.

Иисус Христос пролил за тебя свою кровь на кресте. Он пролил ее! И когда ты верой принимаешь эту жертву как жертву за себя; когда ты веришь в том, что Иисус умер за тебя лично — ты как бы мажешь косяк своего сердца кровью Христа.
Мы есть храм живого Бога, поэтому и аналогия здесь работает — в храме есть двери. Поэтому мы и говорим, что Иисус — наша Пасха.
И увидев на тебе омывающую кровь Христа, губитель обязан пройти мимо.

1 Кор 5:7 . ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Египетские первенцы умерли. А Бог и сегодня не повинен ни в одном горе человеческом. Во всем виноваты люди. Просто устами верующих Иисус предупреждает их. И кто соглашается верующих выслушать и принять верой спасение, кропит двери сердца кровью, защищающей от губителя.

Иисус — твоя Пасха! Поэтому когда ты произносишь «Христос воскрес», то это должно означать, что Он на самом деле воскрес для тебя.
Смерть и воскресение Христа означает смерть для греха и воскресение для новой жизни в Нем, но. только для тех, кто покается и уверует в Него! Так что праздновать Пасху не должны не раскаивавшиеся грешники!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector