0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха с 1900 года

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха с 1900 года

для семьи и школы

Таблица сопоставления дат Православной и Католической Пасхи

на 2014 — 2099 годы.

2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2019 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

Читать еще:  Пасха крючком схемы и описание

2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст.

2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст.

2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст.

2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Читать еще:  Пасха в 2018 году число

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы

Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.

В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):

Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:

Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2019 ;

Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;

Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2019 ;

Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;

День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2019 .

Кириопасха

Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.

Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.

Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *

Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:

Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),

где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).

* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи

Читать еще:  Что можно сделать из вареных яиц

Комментарии и предложения

Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):

Предложить версию, добавить комментарий.

НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА

  • ПОИСК НА САЙТЕ


A B C 2 home . ru

Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото

Л ента Новостей:

Наши предложения

ВИДЕО

ТАМАДА

Информация

  • 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
  • 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
  • 08 февраля 2020 – День российской науки
  • 08 февраля 2020 – День военного топографа
  • 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
  • 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
  • 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
  • 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
  • 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
  • 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
    (День воина-интернационалиста)
  • 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
  • 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
  • 23 февраля 2020День Защитника Отечества
  • 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
  • 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
  • 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
  • 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
  • 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
  • 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
  • 08 марта 2020 – Международный Женский День
  • 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
  • 10 марта 2020 – День архивов
  • 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
  • 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
  • 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
  • 18 марта 2020 – День налоговой полиции
  • 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
  • 23 марта 2020 – День метеоролога
  • 25 марта 2020 – День работников культуры России
  • 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
  • 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России

Солнце и зодиак

с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ
Знаки зодиака, 2020

Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.

Царские визиты в Москву на празднование Пасхи в 1900 и 1903 годах

Ко времени Страстной седмицы в дневнике Великого князя становится всё меньше светских, внешних тем, почти на каждой странице цитируется тропарь дня: «Се, Жених грядет в полунощи…» в Великий Понедельник; «Егда славнии ученицы…» в Великую Среду («Как я люблю эту церковную песнь… Боже, сохрани и благослови меня!» – отмечает Великий князь); «Благообразный Иосиф…» в Великую Пятницу («Я ужасно люблю этот напев…»). В Великий четверг, вечером, великокняжеская чета слушает в храме 12 Страстных Евангелий, в Великую Пятницу участвует в выносе и погребении плащаницы. О своём состоянии на Страстной седмице Великий князь замечает, признаваясь в усталости: «лучше молчать и переносить всё с терпением»/1/.

Шествие Императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь 2 апреля 1900 года

Большинство служб Сергий Александрович посещал вместе со своими воспитанниками – племянниками Великим князем Дмитрием Павловичем и Великой княжной Марией Павловной. В своём дневнике он пишет: «… в 11 ч. с детьми к обедне. Молился тепло, хотя конечно возня, которую не люблю на Страстной!»/2/.

В первую же свою Пасху, будучи на посту московского генерал-губернатора, Великий князь присутствовал на пасхальной заутрени в Успенском Соборе Кремля вместе с лицами своей Свиты. Это произвело хорошее впечатление на церковную Москву, так как его предшественник князь Долгорукий встречал обычно Пасху у себя и никогда не бывал в этот день в Успенском Соборе/3/.

В 1900 году впервые на празднование Пасхи в Москву приезжает царская семья. Прибыв на Страстной седмице, Император с супругой ежедневно посещают богослужения в древних Кремлёвских храмах, причащаются Святых Христовых Тайн вместе со своими детьми. 3 апреля они, вместе с Сергием Александровичем и Елизаветой Фёдоровной, присутствовали на службе мироварения, совершаемой московским митрополитом в Великий Четверг, осматривали Кремлёвские церкви и Благовещенский собор с ризницей. «В 7 ч. пошли к вечерней службе в крошечной церкви Воздвижения Креста; все образа в ней сшиты царевнами»/4/, – пишет Николай II в дневнике. «Цари остались очень довольны»/5/, – вторит ему Великий князь в письме брату Павлу. Во время этого визита царская семья проводит большинство обедов и ужинов в тесном кругу, вчетвером с великокняжеской четой. Вместе с Сергием Александровичем Государь осматривает предполагаемое место установки памятника Императору Александру III у Храма Христа Спасителя.

В письме к сестре Ксении Николай II отмечает: «…могу тебя уверить, что теперь только я понял, что значит говеть. Аликс вполне разделяет мои чувства, это меня глубоко радует. Мы ходим утром и вечером в разные церкви внутри теремов; службы в этих старых храмах производят чарующее впечатление. В особенности нам понравилась одна крошечная – Воздвижения Креста … сюда мы ходим каждый вечер одни, с дядей Сергеем и Эллой…»/6/ . Сергий Александрович стал для Императрицы гидом в этих экскурсиях по Кремлёвским церквям, по воспоминаниям современников, он прекрасно знал историю древнего города и все его памятники искусства.

В ночь на Великую Субботу всероссийский царь и царица пошли вместе с великокняжеской четой на вынос и погребение плащаницы в Успенский собор, где смешались с народной толпой. «Это было что-то удивительное – никто их не ждал – фурор громадный – общий народный восторг, ибо они стояли с народом в соборе и с народом же ходили кругом собора»/7/, ­вспоминает Сергий Александрович. Потухшую во время крестного хода свечу, Царь зажёг у шедшего рядом с ним крестьянина, что особо было отмечено окружающими.

Днём царская семья красила пасхальные яйца, вместе с Великим князем и его супругой. Ровно в полночь Николай II в парадном преображенском мундире и Александра Фёдоровна в шитом золотом белом русском платье и жемчужном кокошнике присутствовали вместе с Великим князем в дворцовом Верхоспасском соборе на пасхальной заутрене. Елизавета Фёдоровна и все дамы также были в русских платьях.

Приём в Колонном зале Российского благородного собрания, 1900 год

На Светлой седмице было дано множество балов и приёмов, многие из которых устраивались генерал-губернатором. Также Николай II и Александра Фёдоровна посещали различные благотворительные учреждения, паломничали в московские монастыри, Троице-Сергиеву Лавру. Так завершился великий праздник Пасхи, впервые за полвека прошедший в Москве в присутствии царской семьи. По единодушным воспоминаниям, императорская семья испытала подлинное молитвенное единение со своим народом, почерпнула новые силы на несение креста царского служения России.

Московскому генерал-губернатору был пожалован для ношения на груди на Андреевской ленте украшенный бриллиантами портрет Императора Николая II. Благодарственный императорский рескрипт Сергию Александровичу и москвичам выражал убеждение в заслугах Великого князя по управлению Москвой и царскую любовь к её жителям. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в письме вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне отмечает: «Наши сердца слишком переполнены впечатлениями этих трёх недель и благодарностью Богу за то, как всё хорошо прошло…»/8/.

Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, проведённые в 1900 году в Москве, настолько запали царской семье в душу, что в 1903 году они вновь посещают Первопрестольную в этот период. Великий князь пишет в дневнике: «… Завтра цари – да благословит Господь их приезд и пребывание. »/9/.

Москва приветствует царскую семью с неизменным ликованием. Государь с семьёй посещал великопостные службы в кремлёвских церквях, осматривал подробно Архангельский и Благовещенский соборы. Вместе с великокняжеской четой и их воспитанниками – Великим князем Дмитрием Павловичем и Великой княжной Марией Павловной – цари осматривали Чудов монастырь, посетили ризницу и церковь Архангела Михаила, где был замучен св. Патриарх Гермоген (в 1913 году на прославлении сщмч. Патриарха Гермогена присутствовала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна).

Царская и великокняжеская семьи традиционно участвовали в богослужениях Страстной Седмицы, выносе плащаницы, Пасхальном богослужении в кремлёвском Верхоспасском соборе, а также на служении Пасхальной вечерни в домовой церкви генерал-губернаторского дворца. После вечерни состоялся торжественный обед, а затем они вышли на балкон, где увидели, как пишет Николай II в дневнике, что «… громадная толпа занимала всю площадь перед домом. Она целый вечер стояла там и всё время кричала «ура!»/10/. По описанию Великого князя «… было десятка два тысяч – ужас; фурор неподражаемый»/11/.

Вновь последовали различные праздничные мероприятия и обеды, христосование с представителями всех сословий и военных чинов. В Большом театре был дан сборный спектакль в пользу Иверской общины сестёр милосердия, почётными попечителями и покровителями которой состояла великокняжеская чета. Через несколько дней Великая княгиня Елизавета Фёдоровна отдельно показала Императрице Александре Фёдоровне свою Иверскую общину. Литургию в храме общины служил святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Императрица беседовала с о. Иоанном, обошла отделения больницы, останавливаясь у каждой больной/12/.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна, Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна с воспитанниками — Великой княжной Марией Павловной и Великим князем Дмитрием Павловичем. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. 1903 год

Император с семьёй и великокняжеская чета с воспитанниками посетили подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Воссозданная по образцу иерусалимской пещера Гроба Господня произвела на Императора, никогда не бывавшего в Святой Земле, глубокое впечатление.

Затем в Москве были осмотрены собор Василия Блаженного, Страстной и Новоспасский монастыри. В Новоспасском монастыре спускались в склеп первых бояр Романовых, который, как заметил Николай II «… теперь украшен новою церковью и вообще содержится в значительно лучшем виде, чем прежде»/13/ (в 1995 году в этот склеп будут торжественно перенесены останки мученически погибшего в Москве Великого князя Сергия Александровича…).

По итогам визита в Москву, в 1903 году Государь Николай II своим рескриптом объявил московскому генерал-губернатору Великому князю Сергию Александровичу «сердечную признательность за неусыпные и плодотворные труды на благо первопрестольной столицы и за образцовый в ней порядок»/14/.

/1/ Москва – Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Каталог выставки. М.: Фонд ЕСПО, Союз Дизайн, 2016. С. 139.

/2/ ГАРФ. Ф. 648. Оп.1. Д. 39. л. 48.

/3/ Великий Князь Сергей Александрович Романов: биографические материалы./ Сост. И. Плотникова. Кн. 4: 1884–1994. М.: Изд. Новоспасский монастырь, 2011. С. 294.

/4/ Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884–1909 гг.) / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. – СПб.: Алетейя, 2009. С. 495.

/5/ ГАРФ. Ф. 644. Оп.1. Д. 216. л. 3об.

/6/ Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884–1909 гг.) / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. — СПб.: Алетейя, 2009. С. 496-497.

/8/ Письма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны». М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы (сост. Т. В. Коршунова, Е. Н. Панкратова, О. С. Трофимова), 2011. С. 68.

/9/ ГАРФ. Ф. 648. Оп.1. Д. 39. л. 46.

/10/ Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884–1909 гг.) / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. – СПб.: Алетейя, 2009. С. 638.

/11/ ГАРФ. Ф. 648. Оп.1. Д. 39. л. 51.

/12/ Воспоминания В. Ф. Джунковского. ГАРФ. Ф. 826. Оп.1. Д. 45. л. 339.

/13/ Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884–1909 гг.) / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. – СПб.: Алетейя, 2009. С. 641.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector