1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха совпала с благовещением

Благовещенье и Пасха в один день: приметы и традиции

Пасха выпадает на воскресенье любого числа, но господственной, то есть, посвященной только Господу, бывает только КириоПасха. Она случается, если два великих Праздника совпадают. Они празднуются церковью одновременно, и называется этот совместный праздник – Кириопасха, от греческого Кириос – Господь.

Этимология названия и древние предания

Священники утверждают, что подобное совпадение бывает только 12 раз за 532 года, и это очень редкое и знаковое событие, которое предусматривает проведение особого богослужения, посвященного обоим праздникам сразу.

В переводе с греческого, это название означает Господня или Истинная Пасха. По Юлианскому календарю Благовещение празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Этому дню всегда придавалось особое значение. Два древних предания утверждают, что именно в этот день был распят и страдал на кресте Господь Иисус Христос (Новозаветный Агнец), или наоборот, в этот день он воскрес (по некоторым источникам, начиная от Юлия Африкана).

Обратите внимание! Ранние христиане были убеждены, что именно 25 марта было днем начала сотворения мира.

Пасха – это светлое воскресение Господа Иисуса Христа, а Благовещение – один из 12 главных праздников христианского церковного календаря. Когда происходит такое совпадение, это не только становится особым праздником и требует необычного Богослужения, но и считается предвестником знаковых событий.

В этом столетии Кириопасха ожидается только в 2075 году. Это день трудный и для священников, и для церковного причта, потому что исполнять приходится и пасхальное богослужения и Службу, посвященную Пресвятой Богородице. Особо оговоренной церемонии для такого случая не разработано.

Факт! В последний раз такое совпадение (событие) пришлось на 1991 год, когда распался Советский Союз.

В церковных поверьях по такому празднику нет никаких особых примет, кроме того, что в этом году совершится важное событие. Даты совпадают часто, из-за того, что одни праздники привязаны к Пасхе, которая вычисляется по еврейской традиции (а еврейская, в свою очередь, высчитывается по лунному календарю), а другие – привязаны к календарным датам.

В этом году совпадают Благовещение и Великая Суббота. По одним канонам, в Благовещение разрешается рыба, вино и постное масло, по другим – в Великую Субботу рекомендуется строгий пост или минимальное сухоядение.

Народные приметы

Любая Пасха, с каким бы праздником она ни совпадала – это день, относительно которого существует много примет. Народ свято чтил свои обычаи, верил в такие приметы и соблюдал раз и навсегда заведенный порядок. Куличи и яйца – это глубокие символы, поэтому к ним относится и большая часть верований.



Важно!
Считалось, что можно привлечь богатство и благоденствие, если съесть рано утром кусок домашнего кулича. А если нет – можно накликать на себя беду и болезни.

Вот некоторые приметы:

• встретив рассвет в этот день, можно обрести счастье;
• перекрестившись освященным яйцом – снять порчу и дурной глаз.
Прилетевшая в это утро на окно, птица считалась душой умершего, которая хочет пообщаться с родственниками.

Совет! Покормите на Пасху птиц – народ считал, что такой поступок избавляет от минувших невзгод и болезней. Так же следует поступать и с бродячими животными, которые пришли к дому – тогда это принесет и радость, и богатство.

Пасха совпала с благовещением

«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430—1432, Прадо. На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения

Праздник Благовещения – это не только день, когда пришла благая весть от Архангела Деве Марии.

Праздник Благовещения – это, прежде всего, тайна Боговоплощения , которая в богослужении проходит на фоне ветхозаветных пророчеств и образов Богородицы: лестницы Иакова, Купины неопалимой, Горы мысленной, руна Гедеона и т.д..

Момент Боговоплощения совпадает с моментом,когда Дева Мария слышит архангельскую Благую весть, поэтому Боговоплощение и Благовещение слиты в празднике в единое целое.

Однако разные акценты на том или на ином моменте дают себя знать в названии праздника. Так в русской православной церкви он все-таки считается Богородичным и служится в голубых одеждах , а полное название праздника звучит так:

«Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

На западе праздник считается Господским и называется

«Благовещение Господа Иисуса Христа».

Богословами в празднике особо подчеркивается момент унижения Сына Божия по любви к людям, Его нисхождение с Небес ради того, чтобы человек мог спастись и стать богом по благодати. Праздник Благовещения — это первый день творения нового мира, начало искупления рода человеческого, почитаемый в народе третьим по важности после Пасхи и Рождества Христова. Его называют также Благовещенским новым годом (не зря новый год раньше начинался в марте) или второй Пасхой.

В церкви этот праздник относится к числу двенадцати самых важных, но продолжительность его празднования очень короткая, т.к., чаще всего Благовещение приходится на Великий Пост . Продолжительность праздника зависит от того, когда случается Благовещение: до или после Лазаревой субботы (день перед Вербным воскресением). Если до Лазаревой, то три дня (один день – перед праздником, один – сам праздник и один — отдание праздника). Если после, то два дня.

Но бывает, что Благовещение падает на Страстную седмицу или совпадает с Пасхой, тогда он все равно празднуется, но длится всего один день. Праздник, совпадающий с Пасхой, называется Кириопасхой, что в переводе означает Господственная Пасха. Это случается очень редко, один раз в несколько десятков лет. Так в XX веке это случалось только два раза в 1912 и 1991 годах.

В новом XXI веке Кириопасха тоже будет дважды в 2075 и 2086 годах, а потом уже только в XXII веке — 2159 году. Совпадение двух величайших праздников не случайно: в древности считалось, что Иисус Христос воскрес именно в день Благовещения в 31 году от РХ, по другим данным именно в этот день Он был распят.

Особого смысла, кроме уже указанного, православие такому совпадению не придает, но в народном сознании оно означает, что год, в который происходит совпадение, особый и должно произойти событие чрезвычайной важности. Так, например, Кириопасха 1991 года совпала с крушением СССР.

Поскольку содержание праздника Благовещения с богословской точки зрения очень насыщенно и многозначно, в древние времена праздник имел разные названия:

зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

Устоявшееся название праздника «Благовещение» относится приблизительно к VII веку и торжественное празднование этого дня было установлено тоже довольно поздно – в VI веке императором Византии Юстинианом. Дата празднования определена обратным отсчетом – от 25 декабря. О самом событии, которое вспоминается в этот день, написано только у

евангелиста Луки (Лк.: 1, 26-38).

Евангелист фактически написал биографию Девы Марии, с которой, по преданию, был лично знаком и написал с Нее несколько икон, например, икону Божьей Матери Владимирскую. Согласно Евангелию от Луки, в шестой месяц от зачатия Елизаветой, сродницей Марии, Иоанна Крестителя, был послан в Назарет Архангел Гавриил. Благовестник должен был сообщить Ей о решении Предвечного совета об избрании Ее в качестве сосуда, в который должен вселиться Сын Бога Всевышнего.

Архангел, недавно узнавший о решении Совета, который держался в тайне даже от ангелов, вступает в дом Марии с опаской, размышляя в себе: «Как в Вышних непостижимый Бог от Девы может родиться? Как Он, имеющий престолом Небо, а подножием землю, может вместиться в девичью утробу?»

И он долго стоит, не решаясь поприветствовать Деву. Так о событии праздника рассказывает Богослужение. Рассказ полон нежности и радости, он построен на диалоге Девы Марии и Архангела. Удивительное Богослужение, поэтическое и трогательное!

Архангел Гавриил после некоторого раздумья исполняет волю Троического Совета и говорит Пречистой: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, родиши Сына превечного от Отца». Он ждет Ее реакции, потому что теперь только от Ее ответа будет зависеть, как дальше будут развиваться события. Бог хочет добровольного согласия человека на свое спасение. Но Она испугалась и медлит, потому что знает, что зло может быть в разных обличьях, как, например, в раю в момент соблазнения Евы змием.

Видя ее ужас и смятение, он говорит спокойно и ласково: «Не удивляйся, Мария, странному моему образу, не ужасайся, потому что я Архангел. Я знаю, что некогда змей прельстил Еву, но сейчас я благовествую Тебе радость: и пребудешь нетленной, и родишь Господа».

И Мария вновь удивляется: «Безмужняя Я есть и как рожу Сына? Кто видел бессеменное рождение?» и архангел Гавриил говорит, как это произойдет: «Нет, не так это будет, но Дух Святой осенит Тебя зиждительною силою и совершит сие. Но ты останешься Девой и в Рождестве и по Рождеству».

А Она снова не верит: «Я знаю, что Моя праматерь Ева, приняв разум змия, была изгнана от Божественной пищи, поэтому Я боюсь странного твоего приветствия и стыжусь твоего поползновения». Но архангел успокаивает Ее: «Что меня боишься, я сам больше Тебя боюсь? Что передо мной благоговеешь, я сам больше благоговею перед Тобой?»

Так шел диалог между человеком и ангелом, исполненный естественных человеческих эмоций, сомнений, удивлений, радости, пока Отроковица не сказала архангелу: «Радости пришел ты благовестник и будет Мне по глаголу твоему, да вселится Бог в Меня».

Когда читаешь этот изумительный диалог, чувствуешь тонкую нежность и благоговение с обеих сторон, чувствуешь, как постепенно начинают они понимать друг друга, как мало-помалу проходит страх с обеих сторон. Если кто-то сможет найти Минею от 25 марта (по ст.ст.), почитайте, почувствуйте всю гамму этих чувств.

Но кроме евангельского отрывка, существуют апокрифы: протоевангелие от Иоанна и Евангелие от псевдо-Матфея, в которых событие излагается несколько пространно. В них говорится, что прежде Благовещения, произошло предблаговещение у колодца.

Читать еще:  Пасхальный рассказ в русской литературе

Случилось это так:Богородица пошла с кувшином за водой к колодцу и вдруг раздался голос: «Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире».

Испугавшись, Дева Мария, бросила кувшин и убежала домой. Здесь Она села за работу — прясть завесу, которая в соответствии с этими же апокрифами, досталась Ей по жребию. И тут явился перед Ней красивый юноша, который снова повторил те же слова. И Она снова была удивлена и испугана. И только когда он Ее успокоил и объяснил, как произойдет зачатие, Она сказала со смирением:

«Я — раба Господа, да будет Мне по слову твоему».

Так апокрифы показывают, как постепенно Мария свыкалась с этой мыслью и только хорошо ее уяснив, согласилась. Предание (евангелие от псевдо-Матфея) также сообщает, что Пречистая в момент известия, читала книгу пророка Исайи, в которой говорилось о том, что Дева зачнет в чреве своем. Эта сцена особенно часто встречается в картинах западноевропейских художников (см. заглавную картинку к тексту).

Икона «Устюжское Благовещение» XII век

Сказание о предблаговещении у колодца, о чтение книги и прядении завесы Иерусалимского храма нашло отражение в иконографии праздника. Существуют иконы Благовещения у колодца, Благовещения с книгой, но больше всего икон Благовещения с пряжей. Это три типа благовещенских икон.

Праздник дал начало строительству на Руси множества Благовещенских храмов и монастырей. Всем известны, например, Благовещенский Кремлевский собор в Москве, Благовещенский Кремлевский собор в Казани, срубленный в три дня по приказу Ивана Грозного в 1552 г., Благовещенский женский монастырь в г. Киржач, основанный Сергием Радонежским в 1358 г., Благовещенский женский монастырь в г. Бежецке, основанный священником-юродивым Петром Томаницким , о котором писали раньше, и т.д..

Благовещение значительно повлияло на роспись крестово-купольных храмов. Образ Благовещения можно увидеть на восточных столбах у входа в алтарную часть на границе между алтарем и основной частью храма – наосом. Слева – архангел Гавриил, справа – Богородица.

Сцена Благовещения всегда присутствует на царских вратах , через которые священник выносит Святые Дары для причащения прихожан, т.к. Благовещением открывается дверь в Царство Небесное. Оно дословно означает то же, что и Евангелие – Благая весть.

В русских православных храмах Благовещение обычно изображается на самом верху створок царских врат. Богослужение и песнопения праздника очень красивые: приветственные слова архангела Гавриила, с которыми он обратился к Деве Марии, стали тропарем, который поется в православных храмах почти на всех вечерних службах.

В католичестве эти слова известны по песне Шуберта «Аве Мария». Кондак праздника Благовещения «Взбранной Воеводе победительная» взят из Акафиста Богородице, которым мы и заканчиваем рассказ.

Благовещенские страхи

Накануне праздника Благовещения протоиерей Андрей Ефанов – об умении просто радоваться.

Случись это сейчас, вряд ли бы православный народ охватила паника. Посмотрели бы в Интернете, обсудили бы на форумах и успокоились. Но тогда, в далеком уже 1991 году, праздник радости, помноженный надвое, вызывал у большинства панический страх. Еще бы – Пасха совпала с Благовещением!

Протоиерей Андрей Ефанов

Такого не было на памяти даже древних старушек, еле-еле добиравшихся до храма. Ходили слухи о конце света, первые самиздатовские листовки (потом они превратились в газеты и продолжали пугать прихожан) подливали масла в огонь, в общем, ожидание праздников вместо радости вызывало ужас.

Наверное, именно Кириопасха 1991 года стала точкой отсчета для массового апокалиптического настроения. В некоторой степени это настроение до сих пор остается для части верующих в качестве доминанты их религиозного сознания. Хотя, конечно, массовая истерия постепенно сошла на нет.

Последним сильным всплеском, мне кажется, был 2000 год. Помню, как один молодой монах абсолютно серьезно говорил мне, что обязательно постарается рукоположиться в 1999 году, потому как хиротонии третьего тысячелетия будут недействительны. И правда – рукоположился. Именно рукоположился, на коленях упрашивая архиерея о хиротонии.

Сердце владыки — не камень, сдался под напором монашеского рвения. Да и что оставалось делать, все равно бы пришлось рано или поздно рукоположить постриженика известного духовника, живущего на приходе и неспособного к монастырской жизни. Что с ним еще делать?

Успел монах получить «правильную» хиротонию, да не впрок она ему стала. Скитался с прихода на приход, не находя себе места, затем сменил несколько епархий. Нигде не ужился, вернулся на свою родину на Украину, но уже не стал проситься в штат епархии, живет в окружении группки столь же экзальтированных последовательниц, почитает «старчиков» и «святыньки», распространяет диски против ИНН и про Славика Чебаркульского.

Думается мне, что это наш грех – в праздниках и знамениях видеть всегда что-то злое. В каждом знамении нам видится что-то плохое. Кириопасха – к кончине мира, комета 1997 года – к трагедиям, мироточат иконы – слезы святых перед бедствиями.

Александр Мурашко. Благовещение

Если бы Пречистая Дева была бы подобна нам, она бы не стала слушать Архангела. Сразу бы сказала ему: «Знаю, знаю, нас ждут беды и несчастья».

Но Приснодева была иной. Она смиренно выслушала Архангелькое благовестие и покорно приняла на Себя тот груз, который не под силу молодой девушке. Она уповала на то, что Тот, кто избрал Ее на особое служение, даст и силы перенести все.

Поэтому праздник Благовещения – это не только радость о «главизне нашего спасения», но и урок всем нам, как нужно доверять Богу. Ведь только Он знает, что полезно для нас. А раз так – значит, исполнимся доверия к Нему.

Господь ведет нас непростым и нелегким путем, но это спасительный путь. Любая другая дорога приведет нас к погибели. Повторим же в этот день вместе с Пречистой: «Се, мы рабы Твои, Господи, да будет нам по слову Твоему».

В этом году Благовещение совпало с Лазаревой субботой. В один день мы отмечаем начало земного пути Спасителя и завершение этого пути. Воскрешением Лазаря Господь окончил свою земную миссию. Завтра Он войдет в Иерусалим, идя на вольные страдания ради нашего спасения. Это уже совсем другая часть Его земной жизни, предельно сопряженная с Крестом и избавлением нас от рабства вечной смерти.

А пока Господь лишь возвращает к земной жизни своего ученика. Возвращает для того, чтобы Лазарь мог послужить Господу, став епископом. Так и каждого из нас, верующих, Господь воскрешает от смерти вечной ради служения Ему.

Так послужим Господу с ревностью святых, потому что только то служение угодно Богу, которое сопряжено с безграничным упованием на Господа и является самым важным делом нашей жизни!

Благовещение накануне Пасхи: в чём особенность праздника

Благовещение всегда празднуется в пост и иногда совпадает с Пасхой Христовой. В 2018 году этот праздник приходится на субботу 7 апреля, накануне Пасхи. О значении Благовещения рассказывает протоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка:

Благовещение — это благая весть Архангела Гавриила о том, что Деве Марии суждено стать Матерью Бога. Это событие сложно переоценить. Многие святые отцы пишут, что в истории человечества не было более важной новости, чем известие Архангела, которое он принес Марии. «Радуйся, Господь с Тобою!» — такими словами Гавриил приветствует Матерь Божию, а вместе с ней и всё человечество. Связь с Богом, утраченная после грехопадения, будет восстановлена в воплощении Христа.

Отец Максим считает, что встречать праздник Благовещения лучше всего в храме, участвуя в богослужении, в таинстве Евхаристии (Причащения). В праздник Благовещения в России по обычаю выпускают голубей, в знак свободы человека от греха.

Правда ли, что на Благовещение нельзя работать?

Немало народных примет связано с Благовещением. По поверью, Благовещение – самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (якобы грешников в этот день, как и на Пасху, не мучают). Считается, что на Благовещение грешно выполнять любые работы. Старожилы сёл Белгородчины про этот день говорят так:

Девка косы не плетёт;
Птица гнезда не вьёт;
Печи не топят;
Горячего ничего не готовят;
Кукушка без гнезда осталась за то, что на Благовещение завила;
Крота Бог потому ослепил, что на Благовещение копал;
Благовещение – птиц на волю отпущенье;
Как Благовещение проведешь — так и весь год.

Однако в реальности никто не запрещает работать на Благовещение. Дело не в том, что нужно целый день сидеть без дела, а в том, что лучше сходить с родными и близкими в храм, помолиться, посвятить день вере. От некоторых людей можно услышать, что в праздник запрещено мыться, но, по мнению священников, это домыслы и суеверия.

По погоде в этот день наши предки предугадывали, каким будет год, а соответственно, и урожай. «На Благовещенье дождь – родится рожь», «если пошел дождик, то будет «грибной год», «случался мороз – не жди ранней весны и впереди еще 40 утренников», «если день ясный и сухой, то предполагают жаркое лето и пожары».

Что можно есть в этот праздник?

В этот день облегчается пост. Если праздник совпал со средой или пятницей, разрешалось есть рыбу и растительное масло. Однако в этом году Благовещение выпадает на Страстную субботу (или Страстную седмидцу), а потому рыбу есть нельзя, можно — овощи и фрукты, каши, хлеб, грибы. Пишут, что в этот день разрешается выпить вина, однако это направлено не на веселье, а на укрепление организма после длительной молитвы. Ведь служба в Страстную субботу долгая, а до этого молитвенные дни, связанные со Страстной неделей, не говоря уже про последующую ночную Пасхальную Заутреню.

Читать еще:  Пасха в 2017 году какого числа

На праздник повсеместно выпекали благовещенские «просвиры», которые освящали в церкви. Придя домой, одну такую «просвиру» меловские хозяйки, к примеру, клали сначала под божницу, а потом в кадку или в закром с зерном. Сея яровину, обязательно брали «просвиру», привязав ее к сеялке. По всей вероятности, так старались оградить себя от всех невзгод и заручиться поддержкой сил природы на добрый урожай.

В ряде сел Белгородчины хозяйки выпекали аналогичные маленькие пресные (пшеничная мука, вода, соль) булочки, именуемые «проскурками». В одну из них обязательно клали монетку. Кому такая «проскурка» доставалась, тот «обрекал себя на здоровье и богатство» на весь год.

В статье использован материал научной статьи:
М.С. Жиров, О.Я. Жирова. Народный календарь весенне-летнего периода в контексте полевых исследований (на материале Белгородской области) // Наука. Искусство. Культура. Экспериментальные и прикладные исследования — Выпуск 2(6). – 2015. – С. 168-185.

Благовещение в канун Пасхи Христовой — вопросы и ответы

Благовещение Пресвятой Богородицы — один из важнейших христианских праздников. Его название означает «благая весть»: в этот день случилось событие, положившее начало евангельской истории. Благовещение всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. В 2018 году Благовещение совпадает с днем Страстной субботы.

Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост.

Искать мистическое значение в том, что Благовещение выпало на Страстную субботу, не стоит. Светлое Христово Воскресение может выпасть на любой день года в период с 4 апреля по 8 мая. При ранней Пасхе Благовещение может выпасть как на Страстную, так и на Светлую седмицы, и это значит лишь, что богослужение в этот день будет иметь свои особенности, связанные с двойным значением этого дня.

Что можно есть, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, то можно есть овощи, фрукты, грибы, каши, хлеб, но нельзя есть рыбу. Монастырский устав предполагает в этот день воздержание от пищи с растительным маслом, но от современного человека не требуется неукоснительного следования правилам поста, установленным для монахов в прошлых веках. В Страстную субботу православные обычно придерживаются привычного для них великопостного рациона.

Благовещение – это один из двух дней Великого поста, когда на трапезе разрешается рыба. Но в случае совпадения его с днями Страстной седмицы, трапеза в этот день не праздничная и рыбу не едят.

По уставу в Великую субботу монахам разрешалось выпить немного вина. Но такое послабление было дано не для веселья и развлечения, а для укрепления сил после долгой молитвы: служба Великой субботы длинная, ей предшествуют очень насыщенные богослужебными событиями дни Страстной недели, а впереди ночная Пасхальная Заутреня.

Можно ли есть рыбу, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Есть рыбу в Благовещение, если оно выпадает на Страстную субботу, нельзя.

Страстная суббота – это последний день перед наступлением главного христианского праздника – Пасхи, последний день Великого поста. Обычно в этот день в храмах уже освящают праздничную трапезу – крашеные яйца, куличи, пасхи. Но все это будет стоять нетронутым до наступления Пасхи, и лишь после богослужения и причастия верующие начнут разговляться, то есть после длительного поста позволят себе скоромное угощение.

Обычно в двунадесятые праздники – Благовещение (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи) во время Великого поста разрешается украсить свой стол рыбными блюдами. Исключением является лишь тот случай, когда Благовещение празднуется на Страстной седмице. Во все дни последней перед Пасхой недели положено соблюдать строгий пост. А потому даже в Благовещение есть рыбу не дозволяется.

Но такое ограничение в один из важнейших православных праздников воспринимается верующими легко, потому что Благовещение, выпавшее на Страстную субботу, наполнено и ожиданием окончания поста, в том числе, но главное – предчувствием Пасхальной Радости.

Можно ли печь куличи в Благовещение?

Печь куличи в Благовещение можно, но важно, чтобы бытовые хлопоты не заняли место богослужения.

В церковные праздники для христианина важно проживать вместе со всей Церковью события, которым посвящен этот день церковного календаря. Именно поэтому существует мнение, что в церковные праздники нельзя работать, заниматься хозяйством, печь, убирать, мыть посуду. На самом деле, никаких таких запретов не существует, Церковь лишь призывает своих чад не пропускать праздничные богослужения или, если на самом деле нет возможности побывать в храме, молиться и читать Евангелие дома.

На богослужении в храме в Благовещение вспоминается, как Дева Мария приняла известие о том, что Она станет Матерью Самого Сына Божия. Вероятно, у Нее тоже были какие-то хозяйственные хлопоты, но вот перед Ней явился Архангел и сообщил весть, которая поменяла ход человеческой истории. Значение этой новости столь велико, что и через две тысячи лет мы не можем не обратить на нее внимания, занявшись своими бытовыми делами.

Куличи можно купить или испечь заранее. Многие верующие люди стараются сделать это в начале Страстной недели, чтобы иметь возможность бывать на всех главных богослужениях, начиная с Великого четверга. Ведь общую церковную молитву вряд ли можно заменить чем-то другим.

Вопрос, можно ли печь куличи в Благовещение, возникает нечасто, а только тогда, когда Благовещение выпадает на последние предпасхальные дни.

В 2018 году Благовещение совпало со Страстной субботой – также важнейшим днем церковного календаря. Обычно в Великую субботу в храмах освящают куличи, но забота о праздничной трапезе никак не должна стать центральной темой этого дня, в который, как гласит песнопение, «молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом», потому что Сам Господь погребен. В первую очередь в Великую субботу надо постараться прийти в храм на утреннее богослужение.

Если какие-то семейные и острые личные обстоятельства мешают это сделать (маленькие дети, серьезная болезнь), то стоит почитать дома молитвы этого дня, Евангелие и, например, паремии Великой субботы. И стараться хранить себя в этот день от всякой суеты.

Можно ли готовить пасхи в Благовещение?

Готовить пасхи в Благовещение можно. Часто говорят, что в этот праздник вообще запрещено что-либо делать: «в Благовещение птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Но на самом деле, церковный праздник должен быть посвящен не безделью, а Богу. Верующему человеку нужно найти время на то, чтобы побывать в храме, помолиться, и уже потом заниматься прочими делами.

Обычно последняя перед Пасхой неделя очень непростая для хозяек. С четверга по субботу Страстной седмицы богослужебная жизнь очень насыщена, и каждая служба важна и неповторима. Но и подготовка праздничного стола отнимает немало времени. Хозяйке нужно постараться заранее распланировать посещение храма и хозяйственные дела, чтобы все успеть, не в ущерб молитве. И приготовлением пасх и куличей обычно приходится заниматься между службами. Или делать это в первые дни Страстной неделе.

В 2018 году Благовещение выпало на Страстную субботу. Обычно в этот день куличи и пасхи уже готовы, а яйца покрашены. В последний перед Пасхой день в храмах после очень важного утреннего богослужения уже освящают праздничную трапезу. Хотя может так случиться, что готовка была отложена до самого последнего момента, но и тогда она не должна заменить в этот день молитву. Тем более, что сразу два важнейших события, одно из которых находится в самом начале земного пути Христа, а другое – в его конце, вспоминаются 7 апреля 2018 года – и чудесное зачатие Иисуса Христа, и Его погребение и сошествие во ад.

Пасхой обычно называют творожное блюдо, приготовление которого занимает не один день. Поэтому, если хозяйка готовит пасху по традиционному рецепту, то успеть сделать ее в последний момент вряд ли получится. Но нужно помнить, что смысл Пасхи вовсе не в том, есть ли на столе творожная пасха и пышный кулич. Это лишь атрибуты праздника, а смысл его в Великой Радости о том, что Христос Воскрес и тем самым даровал каждому из нас Спасение.

КИРИОПАСХА

[слав. от греч. τὸ κύριον πάσχα — «истинная Пасха»], принятое в правосл. традиции наименование христ. праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю.

Читать еще:  Что нельзя делать перед пасхой

Смысл понятия «Кириопасха»

Поскольку 25 марта празднуется Благовещение Пресв. Богородицы, К. обычно определяется как совпадение Пасхи и Благовещения (соответственно в правосл. Церквах, перешедших после 1923 на новый календарь, такого совпадения быть не может, поскольку самая ранняя возможная Пасха по «новоюлианскому» календарю — 4 апр.). Однако смысл самого слова «Кириопасха» заключается не в совпадении праздников Воскресения Христова и Благовещения, а в том, что древняя церковная традиция полагает, что историческое событие воскресения (или же распятия) Господа Иисуса Христа состоялось именно 25 марта по юлианскому календарю.

Уже в III в. Тертуллиан ( Tertull. Adv. Iud. 8) и Ипполит (обычно отождествляемый с Ипполитом Римским), автор комментария на Книгу прор. Даниила ( Hipp. In Dan. IV 23-24), утверждали, что Христос был распят 25 марта; об этом же пишет и блж. Августин, еп. Гиппонский ( Aug. De civ. Dei. XVIII 54). Из этого отождествления следует, что Христос воскрес 27 марта. Именно так полагал и автор ошибочно приписываемого свт. Иоанну Златоусту Пасхального слова (7-е, согласно позднейшей нумерации), составленного в 387 г.: Пасху, выпадающую на 27 марта, он называет «истинной и верной» (ἀληθίνον κα κύριον πάσχα — PG. 59. Col. 751). Это 1-е известное упоминание выражения «Кириопасха».

Впрочем, на христианском Востоке под влиянием александрийской хронологической традиции гораздо шире распространилось мнение, что 25 марта было днем не распятия, а воскресения Спасителя. Об этом можно судить уже на основании хронологии Юлия Африкана († ок. 240) (см.: Кузенков П. В. Христианские хронологические системы и их отражение в византийской хронографии (От раннехристианских писателей до Георгия Синкелла и Феофана Исповедника): Дис. / ИВИ РАН. М., 2006. С. 117-118); то же и в других древних хронологиях: Анатолия Лаодикийского († ок. 282), Андрея Византийского (ок. 350), в Александрийской хронике Анниана (не ранее 412) и зависящих от последней хронологических системах (Там же. С. 207, 213, 238-239). Как заметил свящ. Д. Лебедев, александрийской пасхалии придерживался и автор приписываемого свт. Иоанну Златоусту 7-го Пасхального слова, причем он не учел, что, согласно александрийской пасхалии, ни в один год правления рим. имп. Тиберия Пасха не могла совпасть с 27 марта ( Лебедев Д., свящ. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? // БВ. 1905. Т. 2. № 5. С. 118-128), следов., его утверждение о К. 27 марта противоречиво.

Важно отметить, что в древних христ. пасхалистических трудах воскресенье, попадающее на 25 марта, обладает особой мистической символикой. Уже некий анонимный пасхалист (Псевдо-Киприан) в 243 г. считал, что в этот день Бог приступил к творению мира и произошло воплощение Спасителя (т. е. Благовещение) (см.: Кузенков. С. 134). В хронологии Андрея Византийского (хотя не исключено, что еще раньше — в хронологиях Анатолия Лаодикийского или даже Юлия Африкана) устанавливается своеобразная мистическая последовательность воплощения Спасителя и Его воскресения, к-рые произошли в один и тот же день — в воскресенье 25 марта, а пятница 23 марта, истолковывается как день сотворения первозданного Адама и распятия «нового Адама» — Христа (см.: Там же. С. 213). Поэтому весьма вероятно, что само установление праздника Благовещения 25 марта связано как раз с тем, что этот день — К. Согласно Александрийской хронике Анниана, воскресенье 25 марта сочетает в себе 3 ключевых события мировой истории: начало творения мира, воплощение Спасителя и Его воскресение (см.: Там же. С. 238).

Согласно александрийской пасхалии, К. празднуется 12 раз в течение каждого великого индиктиона (532-летний период, по прошествии к-рого все даты пасхалии повторяются вновь), т. е. 1, 2, максимум 3 раза в столетие. Впрочем, визант. канонист иером. Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» (1335) прилагает название «Кириопасха» не ко всякой Пасхе (Οὐκ ἀε δὲ κύριον γίνεται Πάσχα. — «Однако же не всегда бывает истинной Пасха. » — см.: PG. 145. Col. 73), совпадающей с 25 марта, но лишь к той, которая приходится на 15-й день лунного месяца (т. е. на следующий день после иудейской пасхи),- в таком случае К. празднуется лишь 4 раза в 532 года. В XX в. К. была в 1912 г. (для Церквей, перешедших на «новоюлианский» календарь, это была последняя К. в истории) и в 1991 г., в XXI в. К. будет отмечаться в 2075 и 2086 гг.

Богослужение на К.

В греч. богослужебных книгах термин «Кириопасха» фиксируется с XIV-XV вв. (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 195, 269), а в славянских — лишь в пореформенных печатных изданиях (напр.: Устав. М., 1695. Л. 322), хотя в рукописях XIV-XVII вв. и дониконовских печатных книгах греч. «Κύριον πάσχα/ὅ ἐστ κύριον πάσχα» могло передаваться как « » (см.: Миркович. Типикон. Л. 101а) или «[ ] » (напр., см.: РГБ. Троиц. № 259, 1-я пол. XV в. Л. 187; Устав. М., 1633. Л. 111).

С т. зр. церковного устава богослужение на К. представляет собой соединение последований праздников Пасхи и Благовещения. Так, в К-поле в IX-XII вв., согласно указаниям Типикона Великой ц., на К. сразу после окончания утрени в храме Св. Софии певцы начинали петь тропарь Благовещения и совершался крестный ход (лития) в Халкопратийский храм. Там читались Апостол и Евангелие, и процессия возвращалась в храм Св. Софии для совершения пасхальной литургии, а один из священников оставался в Халкопратийском храме и служил литургию с песнопениями в честь Благовещения ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 256-259). Правила такого соединения содержатся в благовещенских главах, подробно разработанных уже в различных Типиконах студийской традиции и оттуда перешедших в Иерусалимский устав.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно отражающем традиции к-польского Студийского мон-ря IX-X вв. ( Пентковский. Типикон. С. 339-340), соединены последования Пасхи и Благовещения: на вечерне Великой субботы поются стихиры и читаются паремии обоих праздников; на Светлой заутрене к песнопениям Пасхи прибавлены канон и проч. песнопения Благовещения, а также по 6-й песни канона — Евангелие Благовещения; на литургии песнопения — пасхальные, но Апостол и Евангелие — обоих праздников, причем пасхальное Евангелие читается игуменом монастыря в алтаре, а Благовещения — диаконом на амвоне.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. к-польского мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиссы, восходящем к литургической практике М. Азии, но оказавшем большое влияние на богослужение мн. обителей К-поля и Византии в целом, а также отчасти славянских стран, предложены несколько вариантов службы в пасхальные ночь и утро (чин вечерни и литургии Великой субботы везде один и тот же, с соединением текстов 2 праздников). Первый близок к описанному в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 441-442), причем составитель Евергетидского Типикона приписывает его текст патриарху К-польскому Антонию (вероятно, Антонию III Студиту, † 983). Второй вариант предполагает, что при наличии в мон-ре храма во имя Пресв. Богородицы там могут совершаться утреня и литургия только в честь Благовещения, тогда как в основном соборе мон-ря Светлая заутреня и литургия должны совершаться полностью по пасхальному чину, без к.-л. прибавлений (Там же. С. 442). Наконец, 3-й вариант, отражающий практику монастырей в области г. Олимп, заключается в совершении благовещенской утрени от начала до конца, затем — пасхальной, а литургия должна совершаться параллельно: в главном алтаре — пасхальная, в приделе — благовещенская (Там же. С. 443).

К последнему варианту близки указания зап. редакций Студийского устава: афонского Георгия Мтацминдели Типикона, сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 259-260), и южноитал. греч. уставов, начиная с Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 142-143): во всех этих памятниках предписано совершать 2 утрени подряд, благовещенскую и пасхальную, но литургия — только одна, с чтениями обоих праздников.

В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних рукописных (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 205-207) и вплоть до современных, последования Пасхи и Благовещения на К. соединяются по типу, близкому к зафиксированному в Студийско-Алексиевском и Евергетидском (по 1-му варианту) Типиконах: на вечерне Великой субботы соединены стихиры воскресные, Великой субботы и Благовещения, паремии — 1-я Великой субботы, затем — 5 Благовещения и оставшиеся 14 Великой субботы. На «пасхальной полунощнице» (т. е. паннихис, сохранившейся со студийских времен) — 2 канона: Благовещения и Великой субботы (аналогичное указание имелось уже в Евергетидском Типиконе). На Светлой заутрене также 2 канона: Пасхи (на 8) и Благовещения (на 8), с пением в конце каждой песни ирмоса Пасхи, затем ирмоса Благовещения и, наконец, катавасии — снова Пасхи. Кондак и икос Пасхи исполняются по 3-й песни канона, а Благовещения — по 6-й, после чего поется прокимен и читается Евангелие Благовещения, а затем идут обычные «Воскресение Христово видевше» и проч.; стихиры обоих праздников также соединены. Интересная особенность Светлой заутрени на К., согласно богослужебному уставу, заключается в том, что на ней должны читаться оба Пасхальных слова свт. Григория Богослова: одно — по 3-й песни канона, другое — по 6-й (между икосом и прокимном), тогда как на Светлой заутрене в обычные годы, когда К. нет, должно читаться только второе из них. На Божественной литургии песнопения Пасхи и Благовещения соединены, чтение Апостола и Евангелий — также обоих праздников, но с той разницей, что пасхальное Евангелие читается по особому чину (с повторениями и ударами в колокол) многими священнослужителями, в алтаре и в храме, а благовещенское — по обычному, только одним стоящим на амвоне диаконом и без сопровождения колокольными ударами (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: Т. 1. Л. 283 об.- 285).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector