3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха третьего рима газета читать

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Священный Синод констатировал антицерковный характер изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима»

Участники состоявшегося 15 апреля в Москве под председательством Святейшего Патриарха Алексия заседания Священного Синода имели суждение о деятельности изданий «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской обл.).

Члены Священного Синода констатировали, что деятельность изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» является вредной для Церкви, вносит в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение (см журнал № 32).

Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.

Епархиальным Преосвященным, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей поручено взять под ответственный контроль выполнение этого постановления.

Справка

Газета «Дух христианина» издается группой частных лиц и зарегистрирована в г. Москве. Распространяется в некоторых светских и околоцерковных торговых учреждениях. Делались попытки бесплатной раздачи газеты верующим около православных храмов и монастырей.

Газета никогда не имела благословения Священноначалия Русской Православной Церкви; епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербская Православная Церковь), на благословение которого ссылались издатели газеты, 14 января 2004 года отозвал свое благословение газете «Дух христианина». Епископ Артемий заявил, что ранее данное им благословение на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косове и Метохии, было представлено как общая поддержка всех материалов газеты по самым различным проблемам. Эти материалы, пишет Владыка Артемий, «я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Священному Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви».

В газете содержатся материалы, неверно описывающие различные события церковной жизни и диалога Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. Это делается даже в тех случаях, когда Церковью давались неоднократно разъяснялись вопросы, вызывавшие недоумения. В материалах издания пропагандировалась негативная оценка процесса воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью, а также отвергалось общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Тем самым проповедовалось разделение Церкви. «Дух христианина» также размещает тексты, уничижительно говорящие о церковной иерархии, лицах некоторых национальностей, государственных руководителях России. Ряду церковных и государственных деятелей бросаются ложные, бездоказательные обвинения, не подтвержденные церковным или светским судом. Радикальное неприятие современной российской государственности сочетается в газете с «предсказанием» общественных нестроений, в ходе которых якобы будут уничтожены неугодные авторам газеты лица.

Газета «Пасха Третьего Рима» издается заштатным диаконом Владимиром Борзуновым, оставившим церковное служение и проживающим в г. Выксе Нижегородской области. Данное издание ссылается на благословение епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Ипполита (Хилько), бывшего Хустского и Виноградовского, давать которое эти Преосвященные вне своих епархий не имели права. В недопустимом для православного христианина тоне, с употреблением ложных сведений, издание описывает некоторые события церковной жизни, диалог Церкви с обществом, инославным и нехристианским миром, решения церковного Священноначалия. Несмотря на предельно ясно выраженную позицию Церкви по ряду вопросов, поднимаемых в газете, эта позиция подвергается в ней не только критике, но и прямому искажению.

Деятельность указанных изданий неоднократно критиковалась в церковных средствах массовой информации. В итоговом документе секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» XVI Рождественских образовательных чтений, в частности, говорится: «Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима» и др. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности. Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми «пензенскими сидельцами»».

Пресс-служба Московской Патриархии

Странное Единоверие

Когда люди с разными взглядами собираются в одном и том же месте, на одном и том же мероприятии, это может случиться по множеству причин. Митинг в поддержку здорового образа жизни может объединить верующих и атеистов, консерваторов и либералов. Потому что проблемы сохранения здоровья идеологически вполне нейтральны. Когда ваши враги пытаются омрачить вашу радость, совсем не приходится удивляться. Чего ж ещё ждать от них? Но когда люди, декларирующие свою церковность и верность традиции, в церковный праздник собираются на мероприятие отстоящее от церковной традиции как небо от земли, поневоле начинаешь недоумевать и спрашивать себя, что за аллегория? И иногда даже представить себе не можешь, какие открытия ждут тебя, когда, ухватившись за ниточку, размотаешь весь клубок.

Черная Пасха в Третьем Риме

Каждый, кто следит за политической жизнью в России, даже если он не православного вероисповедания, вспомнит Пасху прошлого, 2007-го, года. Тогда, в день Светлого Христова Воскресения одна из площадей Столицы окрасилась в чёрный цвет. Шедшим мимо прохожим открывалась удивительная картина.

Представьте. Триумфальная площадь, на которую как будто легла ожившая тень трепещущих от резкого ветра вороха чёрных знамён. Плакаты-растяжки «Слава опричнине!», «Наш сапог свят», «Мёртвый вставай!». Над этим всем возвышается чёрная тряпичная загородка, какая бывает в кукольном театре; из-за неё несколько угрюмых бородачей поют что-то невнятное. Позже окажется, что это была «стихера «Грозного Ангела» — гимн России 17 века» авторства «самого Ивана Грозного»[1] . Но даже участники митинга не разбирают слов, спрашивая друг у друга: «на иврите что ли поют?» Ощущение фантасмагории усиливается от нависающего над всем этим гиганского рекламного плаката Dolce&Gabbana[2] , изображающим гламурную прелестницу.

Это так называемый «Имперский Марш», организованный ЕСМ, то есть Евразийским Союзом Молодёжи – юным авангардом Международного Евразийского Движения (МЕД) Александра Гельевича Дугина. Дугин сам на трибуне, говорит речь[3] , где вспоминает святого равноапостольного Императора Константина Великого и увиденное им в небесах знамение Креста и слова «Сим победиши!» Однако, ни одного изображения креста на площади нет. Вместо него повсюду жёлтые «звёзды абсолютной экспансии» — символы ЕСМ, — на чёрных как смоль полотнищах. Евразийцы празднуют Пасху.

Даже по отдельным фотографиям видно, насколько происходящее по своей форме, по эстетике противоречит главному христианскому празднику. Как совместить виденное с тем, что А.Г. Дугин именующийся евразийцем и философом-традиционалистом по его собственным словам видит Евразийство как «обращение к корням, к пространству, ко Христу и к Троице». «Мы, русские», заявляет он, и потому «не отделимы от нашей истории и традиции. Мы православные. » [4] Поэтому было бы логичным ожидать, что основанное и руководимые им Международное Евразийское Движение с его «младшим братом» ЕСМ[5] , должны бы в своих действиях хотя бы внешне соответствовать Русской национальной традиции. Но подобная «Чёрная Пасха» — это нечто предельно далёкое от традиций, бытовавших в нашем народе.

Представляется, что здесь мы наблюдаем иллюстрацию Евангельской максимы: «от избытка сердца уста глаголют» (Мф.12:34). Христианска риторика, «православно-имперские» лозунги не могут скрыть антихристианской сущности, когда дело доходит до плодов, по которым нам велено узнавать «их». И это касается даже такого плода, как полуторочасовая публичная акция.

Хотя для автора уже многое ясно, он приглашает читателя вместе совершить расследование, ознакомиться с фактами и сделать выводы самостоятельно.

Итак, трибуна странного митинга собрала довольно различных людей. «Православные: старообрядцы, новообрядцы, единоверцы — все вместе, в едином строю, в единой связке ради общего дела»[6] . Прежде всего нам интересны те, кто декларируют свою принадлежность к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Таких в числе ораторов было трое. Это Илья Бражников, редактор Интернет-портала ‘Правая ру’, Владимир Карпец, постоянный автор того же сайта и уже упомянутый нами философ и геополитик, лидер международного Евразийского Движения Александр Дугин. А также открывший митинг «Воскресения в Третьем Риме»[7] игумен Кирилл Сахаров настоятель храма святителя Николы на Берсеневке[8] . Исключим из рассмотрения известного телеведущего Михаила Леонтьева, бывшего в роли «свадебного генерала» и стоявшего с красноречивым недоумением на лице, будто говоря «угораздило же меня сюда попасть!»

Дугин Александр Гельевич не только руководитель Международного евразийского движения, но и член президиума Всемирного русского народного собора[9] , плодовитый писатель и публицист, теоретик современного евразийства, доктор философских наук, активный прихожанин Михайловской слободы[10] .

Карпец Владимiр Игоревич – писатель, сценарист, преподаватель, кандидат юридических наук (МГИМО), «активный прихожанин и член Приходского совета Единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской Слободе, автор многочисленных статей в единоверческой газете «Правда Православия», чьи труды в этом церковном издании недавно были удостоены Патриаршего Диплома за третье место в номинации «Призвание» Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»[11] .

Бражников Илья Леонидович — один из создателей и главный редактор сетевого издания – православно-аналитического сайта «Правая.Ру», руководитель одноименного православно-политического проекта. Прихожанин храма Успения Божией Матери в Путинках, сотрудник приходской газеты Успенские листки». Преподает в Московском Государственном Педагогическом Университете и Российском Православном Университете им. ап. Иоанна Богослова. Кандидат филологических наук, доцент[12] .

Уважаемые, заслуженные люди. Что же их объединяет помимо, естественно, озабоченности судьбами Отечества и Евразии? Есть одна тема – Единоверие. Двое из трёх просто прихожане одного Единоверческого прихода. По запросу в Яндексе на все три фамилии в числе первых выпадает ссылка о Конференции «100-летие издания Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» и его последствия для Единоверия и Старообрядчества», прошедшей в той же Михайловской слободе 29 мая 2005 года, где все трое выступали с докладами[13] . Включая и И.Л. Бражникова, доклад которого «Cовременный смысл Единоверия» , оформлены в виде статьи и по сию пору висит на руководимом И.Л. Бражниковым сайте «Правая.ру»[15] . Да и к слову сказать, упомянутый игумен Кирилл по словам В.И. Карпца «не являясь ни старообрядцем, ни даже формальным единоверцем, давно практикует у себя в храме древний чин, восстанавливает дораскольный уклад жизни, епитимийную практику и даже наонное пение»[16] .

Для понимания дальнейшего нужно сказать о собственно церковном понимании раскола, выраженном в Священом Предании.

Раскол и единоверие

Святитель Игнатий Брянчанинов разъясняет церковное учение:

«Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах — уже ересь. Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства — очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Когда же, напротив того, христианин к вере холоден и ее наружные обряды совершает с небрежением, то этим удаляет от себя Бога, Который желает, чтоб Его служители служили Ему со страхом и трепетом, и делается безбожником и еретиком»[17] .

Все святые отцы безусловно осуждают раскол, не оставляя возможности для каких бы то ни было оправданий.

Cвященномученик Иларион (Троицкий):
«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией» (Письмо Р. Гардинеру),
«знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть» (О жизни в Церкви) [18] .

Читать еще:  Тропарь пасхи на грузинском языке

Блаженный Августин:
«мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней» (О символе веры, Х)[19] .

По их согласным словам раскол – тягчайший грех и погибельное дело, не смываемое и мученической кровью. Так священномученик Киприан Карфагенский пишет:

« «. хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени , пятно их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником , кто не находится в Церкви; не может достигнуть Царства , кто оставляет Церковь» «Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией: хотя бы они, быв преданы , сгорели в пламени. или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям, однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство, — не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния»[20] .

Отпадение в раскол некоторой части церковного народа, произошедшее в XVII веке в связи с реформой патр. Никона, есть безусловно скорбная страница в истории России и Русской Церкви. Отношение к Церкви Божией различных «толков» и «согласий» свт. Игнатий Брянчанинов характеризует так:

«Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви и церкви, находящиеся в ведомстве главных священников (бывших обер-священников). Первые отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства, а вторые не имеют над собою епископа, вопреки церковным правилам. К образованию первых послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют; а к образованию вторых послужило протестантское направление некоторых частных лиц. В первых церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, а во вторых избыток вольности, доходящий до крайнего небрежения и холодности.
Прочие раскольники в России должны быть признаны вместе и еретиками; они отвергли Таинства Церкви, заменив их своими чудовищными изобретениями; они уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они совершенно отреклись от Церкви»[21] .

Единоверие – это как раз средство, учрежденное Русской Церковью для уврачевания раскола. Для облегчения возвращения в единственно спасительное лоно Православной Церкви, входящим под омофор православных архиеерев было позволено сохранять обрядовые особенности, служить по «старым книгам» и т.п. В 1800 году в соответствии с обращением отдельных старообрядческих лидеров и благоволению Императора Павлом на базе тех из раскольнических общин, которые в своём отпадении от Церкви наименьшей степени уклонились от правой веры, были созданы «единоверческие приходы».

О смысле и значение единоверия можно судить также по разъяснению епископского собрания в Казани 1885 года: «Православие и единоверие — одна Церковь; поэтому, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется; а, с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, что единоверие заключается только в союзе с Православной Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол»[22] .

Третий Рим

История одной идеи

К онцепцию «Третьего Рима» сегодня нередко поминают политики, журналисты, общественные деятели, говоря: еще в XVI веке было очевидно, что именно России предначертано стать господствующей мировой державой, что имперские притязания Москвы вполне оправдываются особой миссией наследницы Рима и Константинополя. Но о чем на самом деле говорил автор концепции «Третьего Рима» старец Филофей? Действительно ли концепция дает России моральный карт-бланш на политическую и военную экспансию? Кто и как использовал идеи Филофея в русской истории? Об этом наш разговор с Ниной Васильевной СИНИЦЫНОЙ — доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции» [1] .

— Нина Васильевна, для начала — личный вопрос. Вы как историк специализируетесь на теме Третьего Рима. А почему именно на ней? С чего начался Ваш интерес к этому?

— Тридцать лет назад — в 1981 году началась работа международного научного сообщества, которое именует себя «Международным семинаром исторических исследований „От Рима к Третьему Риму“». Основали его профессора Римского университета П. Каталано и П. Синискалько, чтобы исследовать развитие и распространение римской идеи. Заседания проходили ежегодно в Риме, а многие — также и в Москве, в Институте российской истории РАН. Я принимала участие в работе Семинара с 1982 года. В самом начале участниками была ясно осознана потребность в новом издании документов, текстов «Филофеева цикла» с изложением идеи Третьего Рима, и я принимала активное участие в подготовке этого издания. Кстати сказать, Семинар начал свою работу в разгар холодной войны, когда нашу страну на Западе многие представляли Империей Зла, — и Семинар способствовал преодолению такого стереотипа, разрабатывая собственную методику исследования империи и имперской идеи, с преобладанием юридического и филологического подхода. Чем лучше разные народы знают чужое прошлое — тем лучше складываются их отношения в настоящем.

— Давайте, прежде чем погрузиться в прошлое, поговорим о настоящем. Существуют ли в современном массовом сознании какие-то ложные стереотипы вокруг идеи Третьего Рима?

— К сожалению, существуют. Ярчайшее тому подтверждение — это сравнительно недавняя передача на телеканале «Культура», специально посвященная Третьему Риму [2] . Там присутствовали достаточно серьезные авторитетные ученые, добросовестно излагавшие предмет, — но другие участники транслировали разного рода штампы и попросту очевидные ошибки. А ведь эта программа явно выше массового уровня.

— А давайте все-таки попробуем перечислить эти штампы.

— Штамп самый главный, самый распространенный и самый неприятный — это убеждение, будто концепция Москвы как Третьего Рима была концепцией политической, даже внешнеполитической, то есть она якобы оправдывала претензии русских государей едва ли не на мировое господство. В уже упомянутой передаче один из выступавших вспомнил карту древней Римской империи на одной из площадей Рима, неподалеку от Капитолия. Это вертикальная стена, на которой разными цветами рельефно изображены последовательные завоевания Римской империи. На самом деле, если реально искать в «первом» Риме то, что предвозвещало «третий», находилось в историософском соприкосновении с ним, то это будет не карта роста Римской империи, а совсем другой римский памятник. На Капитолийском холме, слева от здания Капитолия (если смотреть снизу) стоит церковь Санта Мария ин Арачели. Она была основана в VI веке на месте, где, согласно легенде, император Август получил пророчество одной из сивилл [3] : когда она говорила, императору явилось чудо, небесное явление Богородицы с Младенцем на руках. В основе этой легенды был текст Евангелия от Луки (Лк 2:9), рассказывающий о том, как двигалось в Вифлеем Святое Семейство, чтобы принять участие в объявленной Августом переписи населения. Именно этот образ из царства «первого» Рима вдохновил старца Филофея, когда он писал о «третьем», о чем я еще скажу. Один из моих докладов в Риме, повторенный потом в Москве, был посвящен проблеме «Две парадигмы императора Августа», вызвавший интерес разных слушателей. Речь шла об Августе — создателе империи, властелине вселенной, и об Августе, царство которого почтил Своим Рождением в его пределах Спаситель, где свершилось Воплощение Слова.

Возвращаясь к штампам в интерпретации Третьего Рима, следует сказать и о том, что возникшая в XVI веке концепция Третьего Рима якобы была тщательно и подробно разработанной доктриной, неким «программным документом», охватывающим все стороны жизни. Разновидность этого штампа имеет прямо противоположный смысл: «учения» Филофея вовсе и не было, он написал всего две-три строчки, известные всем («два Рима пали. »). Так утверждать могут лишь те, кто его посланий не читал. Величественные построения Филофея — айсберг, точнее, его видимая часть. А подводная, глубинная основа — его знание священных и святоотеческих текстов разных веков. Но он открыл нам лишь свои выводы из них, расположив их на верхушке айсберга.

Весьма распространен и третий штамп — о значении брака Ивана III с Софьей Палеолог и о теме «византийского наследия» в идее Третьего Рима, а более точно — о подмене «третьего Рима» «вторым Константинополем», о чем тоже речь впереди.

Конец истории

— Так что же было на самом деле? Когда, зачем и почему старец Филофей выдвинул эту концепцию?

— На вопрос «когда» ответить проще всего. Здесь тот редкий случай, когда можно назвать точную дату. Существует послание старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, написанное около 1523—1524 года и адресованное великокняжескому дьяку в Пскове, Мисюрю Мунехину. Это был представитель центральной власти в Пскове, присоединенном незадолго до этого. А непосредственным поводом к написанию послания стали распространявшиеся тогда астрологические предсказания о якобы предстоящем в 1524 году новом всемирном потопе — точнее, о предстоящем глобальном изменении («пременении»), которое было истолковано как потоп.

Предсказание это пришло на Русь с Запада, оно было напечатано в астрологическом альманахе, изданном в Венеции в конце XV века и многократно переиздававшемся. Ужас охватил города Европы, а наиболее предприимчивые даже начали строить ковчеги. Эти предсказания пришли и на Русь, внеся беспокойство в церковные и правительственные круги. Естественно, требовалось их опровергнуть. Два образованнейших человека того времени, афонский монах Максим Грек и псковский монах Филофей писали такие опровержения. Но каждый — по-своему.

Максим Грек подошел к проблеме с богословских позиций. Он противопоставил астрологическому детерминизму тезис о свободе воли человека и о Божественном Промысле, который направляет всю жизнь человечества. Это не оставляет места влиянию небесных тел. Судьба человека определяется его свободным выбором, а не планетами и звездами.

Старец Филофей строил опровержение иначе. Он тоже коснулся темы звезд, но отмел ее небрежным замечанием: «Сия вся кощуны суть и басни». Главное он видел в причинах тех изменений, что происходят в истории стран и народов. Свершилось главное «изменение»: к Руси перешла функция неразрушимого христианского Ромейского (Римского) [4] царства. Царства, которое возникло в эпоху Августа, во времена земной жизни Спасителя, и потому новых глобальных перемен не будет.

Его построение находится в русле средневековых эсхатологических учений, предстает как историософия того времени, вовлекающая в свою орбиту разнообразные события и факты Священной и мировой истории. Он произнес пророчество о будущем России, перевел «стрелки» и направил в ее сторону гораздо более древнее пророчество, восходящее к ветхозаветным текстам, о Римской-Ромейской империи как последней империи, которой предстоит существовать до скончания мира. Факт ее существования является гарантом продолжения земной истории человечества, длительности исторического времени до «исполнения сроков». Вероятно, ему было известно толкование святителя Иоанна Златоуста, который так комментировал известное место из Второго послания к фессалоникийцам апостола Павла об «удерживающем» (2 Фес 2:7): «Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, потому что пока будут бояться этого государства, никто не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, воцарится беззаконие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую власть».

По логике этого толкования, Римско-Ромейское царство служит залогом нерушимости, не допускающим того глобального «изменения, пременения и преиначения», о котором говорит астрологическое предсказание. Филофей производит операцию переименования «царства нашего государя» в Ромейское царство, исходя из факта падения и «старого», и «нового» Рима.

Ромейское царство трижды упомянуто в послании 1523—1524 гг., и это — его ключевые фрагменты.

В первый раз говорится о неразрушимости царства: «Ромейское царство неразрушимо, ибо Господь записался в римскую власть». Это утверждение основано на том же тексте Евангелия от Луки (Лк 2:1—5), что и упомянутая ранее легенда о чудесном явлении Богородицы с Младенцем императору Августу. Христианский автор VI века Козьма Индикоплов в толковании этих стихов пишет о том, что Римская империя выполнила роль «слуги Христова строения». По словам участников римского Семинара К. Пицакиса и Г. Подскальского, «Ромейское царство», упомянутое у Козьмы Индикоплова, «представляет собой то нисходящее с небес вечное царство, которое мистически заключается в лоне языческой империи и приходит вместе с ней», «царство, имеющее тот же возраст, что и Христос».

Читать еще:  Сколько празднуется пасха

Во второй раз Ромейское царство упомянуто, когда отвергаются претензии «латинян» на римско-ромейское имя; «падение» первого («старого») Рима у него означает не военно-политические события V века, захваты Рима варварами, но «отпадение» от истинной веры в результате разделения церквей в IX—X веках (1054 год был лишь завершением этого процесса). Действительно, претензии Западной империи на наследование древнего римского имени, соперничество с Константинополем по поводу того, какой император будет именоваться римским, началось с коронации Карла Великого в 800 году «римским императором» (столицей его стал Ахен). Римско-средиземноморский вектор был повернут на север. Византия продолжала именовать себя «империей ромеев». Ее «падение» 1453 года, по Филофею, тоже явление не столько военной, сколько духовно-конфессиональной сферы: катастрофа была Божьей карой за предательство веры на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1439 годов.

Третье упоминание Ромейского царства появляется в ключевых словах послания как характеристика «царства нашего государя».

— А сохранился ли оригинал послания Филофея, написанный его рукой?

— К сожалению, нет. Оригиналы сочинений ни Филофея, ни Максима Грека неизвестны — есть лишь сочинения, которые преподобный Максим правил своей рукой. Это касается большинства источников XVI—XVII веков — они сохранились благодаря усилиям переписчиков. Поэтому всегда необходимо исследовать, насколько авторитетна та или иная рукописная копия, насколько близка она к оригиналу.

Так вот, с посланием старца Филофея все непросто. Его научная публикация, состоявшаяся в 1901 году, основана на вторичной рукописи, где фрагмент текста о переименовании России в Ромейское царство был искажен. Такое же вторичное чтение сохранила и публикация в «Памятниках литературы Древней Руси». Впоследствии удалось найти более ранний и точный вариант: « мала некая словеса изречем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостолнейшаго государя нашего, иже во всеи поднебеснеи единого христианом царя и броздодержателя святых Божиих престол святыя вселенскиа апостольскиа Церкве Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти». В более поздних рукописях термин «Ромейское» заменен словом «Росийское»; в других рукописях, наоборот, производится расширительная контаминация: « и снидошася во едино царство Российского государства, по пророческим книгам то и есть, рече, Ромейское царство Российския держава московского государя и всеа великия Росия, два убо Рима, рече, падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Эти же мысли, в перефразированном виде, изложены и в послании великому князю, написанном вскоре после послания дьяку Мунехину.

Совершенно очевидно, что «Третий Рим» — это не только и даже не столько Москва, сколько царство, держава, функция которой — служить гарантом длительности земной истории человечества. Эта функция возникает не как претензия, а как результат конкретной исторической ситуации, естественно сложившихся условий: потери политической независимости всеми православными славянскими и балканскими царствами, падения Византии, «отпадения» первого («великого», «ветхого») Рима.

А функция, предназначение православного царя — заботиться о православных христианах, оберегая Церковь и обеспечивая внешние условия для благочестивой жизни.

Мы уже говорили о том, что построения Филофея — это айсберг, автор афористически формулирует свои выводы, а механизм их получения остается как бы за кадром. Это разнообразные священные и святоотеческие тексты, события священной и мировой истории. Так, он упомянул «пророческие книги».

Alib.ru > Пасха Третьего Рима. | Газеты, журналы (Цена: 450 руб.)

Вы выбрали купить:

Пасха Третьего Рима. № 1591-1592 главный редактор диакон Владимир Борзунов Выкса, Нижегородская обл. 2014г. 8 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 450 руб.
Состояние: отличное

Бланк заказа:

До отправки заказа проверьте правильность своего e-mail.
Если в течение суток вы не получите подтверждения своего заказа от Алиба, скорее всего вы написали его неправильно

До заказа прочитайте описание продавца!

По ссылке в описании книги можно заказать книгу прямо на сайте!

petvp предлагает купить книги (449):

Газеты, журналы

(29 кн. Сортировка: по дате поступления, по алфавиту)

К единству! 6(123) ноябрь-декабрь Москва 2018г. 50с. мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 150 руб. Купить
две статьи об Афоне П. Троицкий. Обет Богу. Об афонской Казанской иконе, диакон Петр Пахомов . Заступник русских о Н.П. Игнатьеве
Состояние: отличное

К единству! 5(116) октябрь-ноябрь Москва 2017г. 48с. мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 150 руб. Купить
Возращение в Крым, исторический собор, православие в Кениии, русофобия
Состояние: отличное

Московский университет. 1 сентября Москва 1978г. 4 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 200 руб. Купить
Состояние: отличное

День 2-8 августа №31 (59). Газета духовной оппозиции 1992г. 6 мягкий переплет, А2
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 800 руб. Купить
Состояние: хорошее

Любимый президент. Главный редактор Нестеров В.Н Москва 2006г. 4 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

Евпатий Коловрат. №32 июнь 2004 Газета для русских людей С.-Петербург 2004г. 16с. мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 700 руб. Купить
Всероссийское движение русское национальное единство
Состояние: отличное

Земщина. №5 (106) Русская Православная Опричная Грамота Москва 2003г. 8 мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: хорошее

Рубеж. №36 Издание Русского Общенационального Союза июль 2002 Москва 2002г. 4 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 600 руб. Купить
Состояние: хорошее

Пасха Третьего Рима. № 1593-1594 диакон Владимир Борзунов Выкса, Нижегородская обл. 2014г. 8 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: отличное

На страже православия. №2 (4) Специальный Выпуск Учредитель Общероссийсское движение `За право жить без ИНН` Санкт-Петербург 2004г. 8 мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
На первой странице: `По благославению нескольких старцев`
Состояние: отличное

Русь Православная. №7-8 Санкт-Петербург 2004г. 8 мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 550 руб. Купить
Состояние: отличное

Царский путь. №5 (12) 2004 Нижний Новгород 2004г. 8 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

Пасха Третьего Рима. № 1591-1592 главный редактор диакон Владимир Борзунов Выкса, Нижегородская обл. 2014г. 8 мягкий переплет, А3
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: отличное

Литературная учеба. Литературно-критический и общественно-политический журнал Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ. М. Молодая гвардия 1989г. 192с. мягкий переплет, увеличеннй формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 80 руб. Купить
№№ 2,3, 4,5
Состояние: удовлетворительное

Литературная учеба. Литературно-критический и общественно-политический журнал Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ. М. Молодая гвардия 1991г. 192с. мягкий переплет, увеличеннй формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 80 руб. Купить
№№ 1,2,3,5,6
Состояние: хорошее

Литературная учеба. Литературно-критический и общественно-политический журнал Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ. М. Молодая гвардия 1990г. 192с. мягкий переплет, увеличеннй формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 80 руб. Купить
№№ 2,3, 4,5
Состояние: хорошее

Первый и Последний. 1 2002; 4, 11 2003; 7 2004;№1, Москва 2008г. 50с. мягкий переплет, обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 700 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

За Русь Святую. Информационный бюллетень по антиглобализационным проблемам 2001, №2 Спб Общественное движение `За право жить без ИНН` 2001г. 112с. мягкий переплет, обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

За Русь Святую. Информационный бюллетень по антиглобализационным проблемам 2001, №1 Спб Общественное движение `За право жить без ИНН` 2001г. 160с. мягкий переплет, обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

За Русь Святую. Информационный бюллетень по антиглобализационным проблемам 2001, №3 Спб Общественное движение `За право жить без ИНН` 2001г. 112с. мягкий переплет, обычный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: очень хорошее

Слобода. Вестник рыбинского викариатства, выпуск 3/2011 Рыбинск 2011г. 44с. мягкий переплет, увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: отличное

К единству! 5 2014 Журнал международного общественного Фонда единства православных народов Москва 2016г. 48с. твердый переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 150 руб. Купить
Состояние: отличное

К единству! 2(107) 2016 Журнал международного общественного Фонда единства православных народов Москва 2016г. 48с. А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 150 руб. Купить
к 800-летию преставления Шоты Руставели
Состояние: отличное

К единству! 3(108) 2016 Журнал международного общественного Фонда единства православных народов Москва 2016г. 48с. А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 150 руб. Купить
Основная тема номера- празднование 1000-летия русского монашества на Афоне
Состояние: отличное

Русский общенациональный журнал июль-август 2007. издательский дом славянка главный редактор Тимченко С.В. Москва 2007г. 112с. мягкий переплет, увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 300 руб. Купить
тема номера русскость — наше все
Состояние: отличное

Антология предательства. альманах `Православие или смерть` № 17 Москва 2001г. 106с. мягкий переплет, А4
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Публицистический альманах о церкви. О проблеме ИНН в Церкви и отношении к ней иерархии
Состояние: отличное

Русский общенациональный журнал май-июнь 2007. издательский дом славянка главный редактор Тимченко С.В. Москва 2007г. 112с. мягкий переплет, увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 300 руб. Купить
тема номера великая победа
Состояние: отличное

Русский общенациональный журнал март-апрель 2007. издательский дом славянка главный редактор Тимченко С.В. Москва 2007г. 112с. мягкий переплет, увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 300 руб. Купить
тема номера Георгий Свиридов — феномен русского гения
Состояние: отличное

Русский общенациональный журнал ноябрь-декабрь 2007. издательский дом славянка главный редактор Тимченко С.В. Москва 2007г. 112с. мягкий переплет, увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — petvp, Москва.) Цена: 300 руб. Купить
тема номера Я- русский или россиянин?
Состояние: отличное

Благодатный Огонь крестообразно освятит Третий Рим

Телеканал «Царьград» организует принесение одной из величайших христианских святынь из Иерусалима в пять православных храмов Москвы: Востока, Севера, Запада, Юга и Центра столицы

Телеканал «Царьград» организует принесение одной из величайших христианских святынь из Иерусалима в пять православных храмов Москвы: Востока, Севера, Запада, Юга и Центра столицы

Москва, Первопрестольный град Русской Церкви, город сорока сороков православных церквей, вновь будет освящен святым светом Благодатного Огня. Великого чуда, веками совершающегося в канун Светлого Христова Воскресения, Великую Субботу, в иерусалимском Храме Гроба Господня. Том самом месте, где без малого два тысячелетия назад был погребен, а затем воскрес наш Спаситель.

Сама церемония схождения Благодатного Огня неоднократно описывалась, в том числе и на страницах «Царьграда». Однако особенно ценны свидетельства тех, кто лично наблюдал это чудо. И не просто наблюдал, но побывал этот самый момент в Святая святых – Кувуклии Храма Гроба Господня, где Иерусалимский Патриарх и совершает молитву, по которой мы получаем эту святыню. Так, относительно недавно отошедший ко Господу русский архиепископ Гавриил Стеблюченко в одном из своих интервью вспоминал схождение Благодатного Огня полувековой давности:

Когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным Огнём, мы не стали от него зажигать, а быстро. нырнули в Кувуклию Гроба Господня. И увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жёг, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи. Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнём. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и всё. «

В те времена, когда будущий владыка, а тогда еще совсем молодой иеродиакон Гавриил был секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, большинство русских людей даже не знало об этой великой святыне. Конечно, это было связано и с десятилетиями большевистского безбожия, и тем, что советские люди не имели возможности свободно отправиться в Святой град Иерусалим. Конечно, и сегодня для большинства русских людей подобная поездка непроста, но в последние годы появилась возможность доставлять Благодатный Огонь самолетом со Святой земли в разные страны и города Православного мира.

Читать еще:  Пасха в россии картинки

В принесении этой великой святыни в Москву уже не первый год подряд самое непосредственное, живое участие принимает телеканал «Царьград». В 2018 году мы приняли решение доставить Святой свет, предвещающий Светлое Христово Воскресение, в пять храмов столицы. Церкви были выбраны по нескольким основаниям. Во-первых, они символически образуют Крест Господень: с Востока на Запад и Севера на Юг Третьего Рима.

Во-вторых, две церкви имеют отношение к московской программе строительства новых храмов: Торжества Православия в Алтуфьеве и Святителя Киприана Московского в Чертанове. Первый был освящен совсем недавно, а второй еще строится, однако верующие уже давно молятся во временной церкви. Как известно, верующим густонаселенных окраин российской столицы катастрофически не хватает мест для соборной молитвы, и именно поэтому нам бы очень хотелось, что радость от принесения Благодатного Огня в Алтуфьево и Чертаново послужила тому, чтобы в этих и других районах Москвы возродилась полнокровная церковная жизнь.

То же самое можно сказать и еще об одном столичном храме, куда будет доставлена святыня – величественной церкви Великомученика Димитрия Солунского поселка Восточный, храме, поистине получившем второе рождение. Так, в советское лихолетье одноименная церковь этого же поселка была закрыта и перестроена до неузнаваемости, превращена в клуб водопроводной станции. И только шесть десятилетий спустя, в 1996 году, храм удалось возродить по старым чертежам на новом месте.

Еще одна церковь входит в число красивейших храмов Северо-Запада Москвы – Преображенский храм в Тушине. Эта церковь, ставшая преемницей закрытого в непростом для Русского Православия XVIII веке Сходненского Спасо-Преображенского монастыря, была возведена в конце XIX столетия. Однако уже несколько десятилетий спустя Преображенский храм претерпел закрытие и разорение. Первый настоятель этой церкви после ее возрождения в 90-х годах века прошлого – протоиерей Феодор Соколов – трагически погиб в автокатастрофе в 2000 году. Но то трогательное благоговение, с которым многие православные относятся к его памяти сегодня, наглядно демонстрирует, что для настоящего христианина смерть – не повод для уныния, не трагедия, а малая Пасха.

И наконец, пятый храм, куда мы принесем Благодатный Огонь – это церковь Святой мученицы Татианы, уникальная святыня самого центра столицы, домовый храм Московского университета. Настоятель этого храма, протоиерей Владимир Вигилянский, является духовником телеканала «Царьград», а потому с Татьяниным храмом нас связывают особые отношения. В преддверии Пасхальной заутрени тысячи верующих в этих храмах смогут поклониться Благодатному Огню, возжечь от него свои свечи и вместе с ними встретить главные слова Пасхального приветствия. Благой вести, которая вот уже почти два тысячелетия ежегодно снова и снова заставляет ликовать сердца всех христиан: «Христос Воскресе!»

Напомним, Благодатный Огонь прибудет 7 апреля после 22:00 по московскому времени в следующие храмы столицы:

1) Запад: Храм Преображения Господня в Тушине. Адрес: Москва, Волоколамское ш., 128

2) Север: Храм Торжества Православия в Алтуфьеве. Адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 77

3) Восток: Храм великомученика Димитрия Солунского в Восточном. Адрес: Москва, поселок Восточный, Главная улица, 1А

4) Юг: Храм Святителя Киприана Московского в Чертанове. Адрес: Москва, ул. Красного Маяка, вл. 19

5) Центр: Храм мученицы Татианы при МГУ. Адрес: Москва, Моховая улица, д. 9с2

Третий Рим (35 стр.)

Хотелось бы подчеркнуть, дорогой читатель, что Второй Рим в средневековых источниках разных стран назывался по-разному: Иерусалимом, Троей, Византией. Существовали и другие названия Второго Рима.

Любопытно, что имя «второй» проступает в самом названии «Византия», которое когда-то могло означать BIS-ANTIK, т. е. «Второй Древний» (Рим). Здесь bis означает повтор, второй. «Первым Древним», как мы уже говорили, был Рим в Египте.

Эта империя включала в себя территории современной Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, Египта и всю Северную А’рику, Болгарию и Балканский полуостров с архипелагом, Малую Азию, Сирию, Русь. Тогда это были фемы-провинции единого имперского центра. Каждая фема являлась по существу самостоятельным государственным образованием, но возглавлялась византийским наместником (королем, царем, князем). Эти домены являлись вассалами Царьграда на Босфоре. Одним из признаков вассального подчинения – выплата дани Царыграду.

Государственной религией империи с XI в. становится христианство. Византийская или, как ее еще называли, Ромейская империя являлась единственной мощной империей той эпохи.

РОЖДЕНИЕ И РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА

Главное религиозное событие XI в. – появление Иисуса Христа, его жизнь и распятие. Уважаемый читатель не ослышался – Иисус Христос родился в XI в., если хотите точнее, то в 1053 г. Эта дата была получена в результате математического анализа астрономических данных, указанных в библейских рассказах о рождении и распятии Христа.

Переосмысление даты рождения и распятия Иисуса Христа никак не может задевать чувства верующих и не затрагивает догматы христианства. Это, естественно, никак не затрагивает и факт существования Иисуса. Это вопрос науки хронологии, а не религии.

Но прежде чем мы поговорим о дате рождения Христа, хотелось бы отметить, что первоначальной формой религий было христианство. Традиционно считается, что каждая хронологическая эпоха имела свои собственные религиозные культы, разделенные столетиями и тысячелетиями. Историками и этнографами XIX в. была проведена огромная работа по сравнительному изучению всемирных религий и культов. Выяснилось, что между религиями, отделенными друг от друга сотнями и тысячами лет, существует неестественно большое число параллелей, иногда даже поразительных совпадений.

Этот факт породил многочисленные теории влияний, заимствований. Но все они покоятся исключительно на традиционной хронологии. Новая хронология пересматривает прежнюю точку зрения на развитие и формирование религий. Рассмотрим некоторые типичные примеры параллелей религий.

«Кельтический памятник», открытый в 1771 г., считается традиционно изображением языческого дохристианского бога лесов у галлов. Однако над головой этого бога отчетливо вырезано ESUS. Историки вынуждены признать, что это – дохристианский «бог Иисус».

Известный специалист по сравнительной истории религий Л. Древе придал большое значение мифологическим параллелям между христианством и язычеством. Он отмечает, что кто не видит общеизвестного родства пасхальной истории Евангелий с мифами и культовыми обрядами религии Лттиса-Адониса-Озириса и т. д., кто утверждает, что в мифах об Аттисе и Адонисе «совершенно не фигурирует» погребение и воскресение, кто надеется доказать отличие смерти Иисуса от рода смерти его малоазиатских родственников, кто в Марии Магдалине и других Мариях, стоявших у креста и гроба Спасителя, не могут узнать индийскую, малоазиатскую и египетскую богиню-мать Майю, Мариамму, Мариталу… Марианну… Мандану – мать «мессии» Кира, «Великую матерь» Пессинунту, скорбную Семирамиду, Мариам, Мерриду, Мирру, Майру (Меру) и Майю – тот пусть не суется в религиозно-исторические вопросы.

А. Древе приводит много параллелей, отождествляющих христианское святое семейство с другими святыми семействами малоазиатских богов, отделенных якобы от начала нашей эры многими столетиями. Фоменко и Носовский подчеркивают, что все эти параллели указывают просто на одновременность этих культов, разнящихся только национальными особенностями их мест локализации.

Например, в Риме главное святилище Митры находилось в Ватикане, на месте нынешнего собора Святого Петра. Митра-Аттис носил здесь имя «папы-отца». «Отцом» (отец – отец отцов) называется также верховный жрец этого бога, как «святым отцом» до сих пор еще именуется Римский Папа.

Митраизм, как и христианство, обладает: учением о чистилище, употреблением кропильницы, обычаем креститься, т. е. совершать крестное знамение. Полностью совпадают обрядные формы публичных служб, совершение литургии, употребление гостии, причастной облатки, просфоры и т. д. Культ Митры и культ Христа практически неотличимы, и различие между ними в несколько сотен лет присутствует только в традиционной хронологии.

С христианским средневековым культом практически совпадает смешанный культ египетской богини Изиды, поклонники которой имели свои заутрени, обедни и вечерни, удивительно напоминающие соответствующие католические, частично даже православные богослужения. Историк религии Н. Румянцев писал: «Это совпадение молитв египетского богослужения с христианской ектенией слишком большое и разительное, чтобы оно могло быть случайным».

Классической «страной крестов» считается Древний Египет. Такие же христианские кресты распространены в древней Индии, Месопотамии, Персии. Огромное количество египетских изображений богов содержат анаграмму Христа.

Резюмируя свое исследование, Н. Румянцев писал: «Перед нами прошел целый ряд страдающих, умирающих и воскресающих богов Древнего мира, мы видели их мифы, знакомились с посвященными им праздниками, обрядами и т. п. Но, несмотря на то что у них разные имена, своеобразны мифы, различны родина или арена деятельности, все же невольно чувствуется, что в основе их всех лежит что-то одно, что-то общее. Этим общим была идея христианства».

Когда же родился Иисус Христос? Для выяснения этого вопроса мы должны прежде всего выяснить дату первого Вселенского собора. Согласно традиционной истории, в 325 г. н. э. состоялся первый Вселенский собор в Никее (Никея – город в Вифинии, в Малой Азии). По окончании собора император издал окружную грамоту, в которой убеждал единодушно исповедовать установленную на соборе веру. Там был принят и утвержден церковный календарь. В дальнейшем этому календарю, называемому пасхалией, церковь всегда придавала очень большое значение.

Церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря – это обычный юлианский календарь вместе с приписанными к числам этого календаря неподвижными праздниками. Неподвижными в том смысле, что они приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца. Подвижная же часть церковного календаря определяет изменяющиеся год от года сроки Пасхи в числах юлианского календаря, а также счет церковных недель и отсчитываемые от Пасхи подвижные праздники.

Таким образом, в пасхальных таблицах упоминалась не только Пасха, но и другие праздники. Вот их полный перечень:

память Георгия Победоносца (23 апреля стар, ст.);

память Иоанна Богослова (8 мая стар.ст.);

день Петра и Павла (29 июня стар.ст.);

а также следующие мартовские праздники: память св. Евдокии – начало мартовского года (1 марта стар, ст.), память 40 севастийских мучеников (9 марта стар, ст.) и память Алексея человека Божия (17 марта стар. ст). Остальные праздники в пасхалии в то время (XVI-XVII в.) не упоминались.

Очевидно, что это были главные христианские праздники времен первого Вселенского собора, когда утверждали пасхалию.

Рождество Христово и Благовещение и сегодня являются наиболее чтимыми после Пасхи христианскими праздниками, поэтому их присутствие в коротком списке основных праздников неудивительно. Но на третьем месте в числе важнейших праздников стоит праздник памяти Георгия Победоносца! Сегодня мало кто из верующих знает об этом важнейшем христианском празднике и почитает его. А зря. Георгий Победоносец, как мы увидим в дальнейшем, основатель Великой Русской империи – Третьего Рима! Но об этом позднее, а сейчас для нас важно, что якобы в III в. методика расчета дат Пасхи уже была надежно разработана. Начиная с IV в. н. э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем, а важнейший из них – Пасху (и сопутствующий ей цикл постов и «переходных» праздников) – с лунно-солнечным календарем.

На Никейском соборе было запрещено праздновать Пасху одновременно с иудеями. Известный специалист начала XX в., автор авторитетных «Лекций по истории древней церкви», профессор В.В. Болотов писал: «Никейский собор определил: праздновать Пасху в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, т. е. того месяца, полнолуние (14-я луна) которого или совпадает со днем весеннего равноденствия, или бывает после этого дня».

Вопрос о «сочетании» лунного календаря с солнечным (юлианским) встал воистину «во весь рост» перед христианскими богословами во II в. н. э., когда начала складываться христианская традиция празднования Пасхи. Они составили расписание фаз («возраста») Луны по календарным месяцам 19-летнего цикла. Другими словами, был построен своеобразный «вечный календарь», в котором для каждого года 19-летнего цикла новолуния были сопоставлены с конкретными датами календарных месяцев.

Эта таблица и использовалась на протяжении многих сотен лет как для расчетов дат Пасхи, так и для датировки событий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector