0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха третьего рима

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

Священный Синод констатировал антицерковный характер изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима»

Участники состоявшегося 15 апреля в Москве под председательством Святейшего Патриарха Алексия заседания Священного Синода имели суждение о деятельности изданий «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской обл.).

Члены Священного Синода констатировали, что деятельность изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» является вредной для Церкви, вносит в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение (см журнал № 32).

Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.

Епархиальным Преосвященным, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей поручено взять под ответственный контроль выполнение этого постановления.

Справка

Газета «Дух христианина» издается группой частных лиц и зарегистрирована в г. Москве. Распространяется в некоторых светских и околоцерковных торговых учреждениях. Делались попытки бесплатной раздачи газеты верующим около православных храмов и монастырей.

Газета никогда не имела благословения Священноначалия Русской Православной Церкви; епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербская Православная Церковь), на благословение которого ссылались издатели газеты, 14 января 2004 года отозвал свое благословение газете «Дух христианина». Епископ Артемий заявил, что ранее данное им благословение на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косове и Метохии, было представлено как общая поддержка всех материалов газеты по самым различным проблемам. Эти материалы, пишет Владыка Артемий, «я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Священному Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви».

В газете содержатся материалы, неверно описывающие различные события церковной жизни и диалога Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. Это делается даже в тех случаях, когда Церковью давались неоднократно разъяснялись вопросы, вызывавшие недоумения. В материалах издания пропагандировалась негативная оценка процесса воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью, а также отвергалось общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Тем самым проповедовалось разделение Церкви. «Дух христианина» также размещает тексты, уничижительно говорящие о церковной иерархии, лицах некоторых национальностей, государственных руководителях России. Ряду церковных и государственных деятелей бросаются ложные, бездоказательные обвинения, не подтвержденные церковным или светским судом. Радикальное неприятие современной российской государственности сочетается в газете с «предсказанием» общественных нестроений, в ходе которых якобы будут уничтожены неугодные авторам газеты лица.

Газета «Пасха Третьего Рима» издается заштатным диаконом Владимиром Борзуновым, оставившим церковное служение и проживающим в г. Выксе Нижегородской области. Данное издание ссылается на благословение епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Ипполита (Хилько), бывшего Хустского и Виноградовского, давать которое эти Преосвященные вне своих епархий не имели права. В недопустимом для православного христианина тоне, с употреблением ложных сведений, издание описывает некоторые события церковной жизни, диалог Церкви с обществом, инославным и нехристианским миром, решения церковного Священноначалия. Несмотря на предельно ясно выраженную позицию Церкви по ряду вопросов, поднимаемых в газете, эта позиция подвергается в ней не только критике, но и прямому искажению.

Деятельность указанных изданий неоднократно критиковалась в церковных средствах массовой информации. В итоговом документе секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» XVI Рождественских образовательных чтений, в частности, говорится: «Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима» и др. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности. Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми «пензенскими сидельцами»».

Пресс-служба Московской Патриархии

Пасха третьего рима

БЛАГОЧИНЫМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

В исполнение решения Святейшего Синода, настоящим довожу до вашего сведения: содержание журнала № 32 заседания от 15.04.08 о деятельности изданий «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской обл.).

Газета «Дух христианина» издается группой частных лиц и зарегистрирована в г. Москве. Распространяется в некоторых светских и околоцерковных торговых учреждениях. Делались попытки бесплатной раздачи газеты верующим около православных храмов и монастырей.

Газета никогда не имела благословения Священноначалия Русской Православной Церкви; епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербская Православная Церковь), на благословение которого ссылались издатели газеты, 14 января 2004 г. отозвал свое благословение газете «Дух христианина». Епископ Артемий заявил, что ранее данное им благословение на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косове и Метохии, было представлено как общая поддержка им всех материалов газеты по самым различным проблемам. Эти материалы, пишет Владыка Артемий, «я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Священному Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви». В газете содержатся материалы, неверно описывающие различные события церковной жизни и диалога Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. Это делается даже в тех случаях, когда Церковью неоднократно разъяснялись вопросы, вызывавшие недоумения. В материалах издания пропагандировалась негативная оценка процесса воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью, а также отвергалось общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Тем самым проповедовалось разделение Церкви. «Дух христианина» также размещает тексты, уничижительно говорящие о церковной иерархии, лицах некоторых национальностей, государственных руководителях России. Ряду церковных и государственных деятелей бросаются ложные, бездоказательные обвинения, не подтвержденные церковным или светским судом. Радикальное неприятие современной российской государственности сочетается в газете с «предсказанием» общественных нестроений, в ходе которых якобы будут уничтожены неугодные авторам газеты лица.

Газета «Пасха Третьего Рима» издается заштатным диаконом Владимиром Борзуновым, оставившим церковное служение и проживающим в г. Выксе Нижегородской области. Данное издание ссылается на благословение епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Ипполита (Хилько), бывшего Хустского и Виноградовского, давать которое эти Преосвященные вне своих епархий не имели права. В недопустимом для православного христианина тоне, с употреблением ложных сведений, издание описывает некоторые события церковной жизни, диалог Церкви с обществом, инославным и нехристианским миром, решения церковного Священноначалия. Несмотря на предельно ясно выраженную позицию Церкви по ряду вопросов, поднимаемых в газете, эта позиция подвергается в ней не только критике, но и прямому искажению.

Деятельность указанных изданий неоднократно критиковалась в церковных средствах массовой информации. В итоговом документе секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» XVI Рождественских образовательных чтений, в частности, говорится: «Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести „Дух христианина“, „Пасха Третьего Рима“ и др. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности. Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми „пензенскими сидельцами“».

  1. Констатировать, что деятельность изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» является вредной для Церкви, вносит в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение.
  2. Считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.
  3. Епархиальным Преосвященным, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей взять под ответственный контроль выполнение этого постановления.

Прошу благочинных взять под свой контроль неукоснительное соблюдение данного решения.

Священный Синод констатировал антицерковный характер изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима»

(Сайт Нижегородской епархии — Татьяна Фалина) Участники состоявшегося 15 апреля в Москве под председательством Святейшего Патриарха Алексия заседания Священного Синода обсуждали издания «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской области).

Члены Священного Синода констатировали, что издания «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» являются вредными для Церкви, вносят в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение. Согласно материалам Журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви №32 от 15 апреля 2008 года, Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.

Епархиальным Преосвященным, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей поручено взять под ответственный контроль выполнение этого постановления.

Как сообщил благочинный Выксунского округа Нижегородской епархии архимандрит Кирилл (Покровский), газету «Пасха Третьего Рима» издает диакон Владимир Борзунов, который был отправлен за штат около десяти лет назад и с тех пор никакого отношения к деятельности Русской Православной Церкви не имеет, находясь при этом в постоянной оппозиции к ней.

«Мы неоднократно пытались говорить с этим человеком, но он отказывается от любого диалога, не идет на контакт, все больше ударяясь в раскол, — рассказывает отец Кирилл. – Не надеясь на его адекватность, мы действуем другими путями. Активно распространяем на территории Выксунского благочиния официальные церковные издания: журнал «Фома», газету «Нижегородские епархиальные ведомости», газеты нашего благочиния».

Отец Кирилл подчеркнул важность просветительской деятельности для профилактики расколов и возникновения лжеучений.

Газета «Дух христианина» издается группой частных лиц и зарегистрирована в г. Москве. Распространяется в некоторых светских и околоцерковных торговых учреждениях. Делались попытки бесплатной раздачи газеты верующим около православных храмов и монастырей.

Газета никогда не имела благословения Священноначалия Русской Православной Церкви; епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербская Православная Церковь), на благословение которого ссылались издатели газеты, 14 января 2004 г. отозвал свое благословение газете «Дух христианина». Епископ Артемий заявил, что ранее данное им благословение на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косове и Метохии, было представлено как общая поддержка им всех материалов газеты по самым различным проблемам. Эти материалы, пишет Владыка Артемий, «я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Священному Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви».

В газете содержатся материалы, неверно описывающие различные события церковной жизни и диалога Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. Это делается даже в тех случаях, когда Церковью неоднократно разъяснялись вопросы, вызывавшие недоумения. В материалах издания пропагандировалась негативная оценка процесса воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью, а также отвергалось общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Тем самым проповедовалось разделение Церкви. «Дух христианина» также размещает тексты, уничижительно говорящие о церковной иерархии, лицах некоторых национальностей, государственных руководителях России. Ряду церковных и государственных деятелей бросаются ложные, бездоказательные обвинения, не подтвержденные церковным или светским судом. Радикальное неприятие современной российской государственности сочетается в газете с «предсказанием» общественных нестроений, в ходе которых якобы будут уничтожены неугодные авторам газеты лица.

Газета «Пасха Третьего Рима» издается заштатным диаконом Владимиром Борзуновым, оставившим церковное служение и проживающим в г. Выкса Нижегородской области. Данное издание ссылается на благословение епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Ипполита (Хилько), бывшего Хустского и Виноградовского, давать которое эти Преосвященные вне своих епархий не имели права. В недопустимом для православного христианина тоне, с употреблением ложных сведений, издание описывает некоторые события церковной жизни, диалог Церкви с обществом, инославным и нехристианским миром, решения церковного Священноначалия. Несмотря на предельно ясно выраженную позицию Церкви по ряду вопросов, поднимаемых в газете, эта позиция подвергается в ней не только критике, но и прямому искажению.

Деятельность указанных изданий неоднократно критиковалась в церковных средствах массовой информации. В итоговом документе секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» XVI Рождественских образовательных чтений, в частности, говорится: «Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести »Дух христианина», »Пасха Третьего Рима» и др. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности. Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми »пензенскими сидельцами»».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Священный Синод констатировал антицерковный характер изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима»

(Сайт Нижегородской епархии — Татьяна Фалина) Участники состоявшегося 15 апреля в Москве под председательством Святейшего Патриарха Алексия заседания Священного Синода обсуждали издания «Дух христианина» (г. Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса Нижегородской области).

Члены Священного Синода констатировали, что издания «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» являются вредными для Церкви, вносят в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение. Согласно материалам Журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви №32 от 15 апреля 2008 года, Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках.

Епархиальным Преосвященным, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей поручено взять под ответственный контроль выполнение этого постановления.

Как сообщил благочинный Выксунского округа Нижегородской епархии архимандрит Кирилл (Покровский), газету «Пасха Третьего Рима» издает диакон Владимир Борзунов, который был отправлен за штат около десяти лет назад и с тех пор никакого отношения к деятельности Русской Православной Церкви не имеет, находясь при этом в постоянной оппозиции к ней.

«Мы неоднократно пытались говорить с этим человеком, но он отказывается от любого диалога, не идет на контакт, все больше ударяясь в раскол, — рассказывает отец Кирилл. – Не надеясь на его адекватность, мы действуем другими путями. Активно распространяем на территории Выксунского благочиния официальные церковные издания: журнал «Фома», газету «Нижегородские епархиальные ведомости», газеты нашего благочиния».

Отец Кирилл подчеркнул важность просветительской деятельности для профилактики расколов и возникновения лжеучений.

Газета «Дух христианина» издается группой частных лиц и зарегистрирована в г. Москве. Распространяется в некоторых светских и околоцерковных торговых учреждениях. Делались попытки бесплатной раздачи газеты верующим около православных храмов и монастырей.

Газета никогда не имела благословения Священноначалия Русской Православной Церкви; епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербская Православная Церковь), на благословение которого ссылались издатели газеты, 14 января 2004 г. отозвал свое благословение газете «Дух христианина». Епископ Артемий заявил, что ранее данное им благословение на публикацию статей, описывающих тяжелое положение в сербском крае Косове и Метохии, было представлено как общая поддержка им всех материалов газеты по самым различным проблемам. Эти материалы, пишет Владыка Артемий, «я никогда не был в состоянии контролировать, почему их и не поддерживал. По моим сведениям, некоторые из этих статей были враждебны в отношении к Священному Синоду Русской Православной Церкви и к некоторым уважаемым мной архиереям Русской Православной Церкви».

В газете содержатся материалы, неверно описывающие различные события церковной жизни и диалога Русской Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями. Это делается даже в тех случаях, когда Церковью неоднократно разъяснялись вопросы, вызывавшие недоумения. В материалах издания пропагандировалась негативная оценка процесса воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью, а также отвергалось общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Тем самым проповедовалось разделение Церкви. «Дух христианина» также размещает тексты, уничижительно говорящие о церковной иерархии, лицах некоторых национальностей, государственных руководителях России. Ряду церковных и государственных деятелей бросаются ложные, бездоказательные обвинения, не подтвержденные церковным или светским судом. Радикальное неприятие современной российской государственности сочетается в газете с «предсказанием» общественных нестроений, в ходе которых якобы будут уничтожены неугодные авторам газеты лица.

Газета «Пасха Третьего Рима» издается заштатным диаконом Владимиром Борзуновым, оставившим церковное служение и проживающим в г. Выкса Нижегородской области. Данное издание ссылается на благословение епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Ипполита (Хилько), бывшего Хустского и Виноградовского, давать которое эти Преосвященные вне своих епархий не имели права. В недопустимом для православного христианина тоне, с употреблением ложных сведений, издание описывает некоторые события церковной жизни, диалог Церкви с обществом, инославным и нехристианским миром, решения церковного Священноначалия. Несмотря на предельно ясно выраженную позицию Церкви по ряду вопросов, поднимаемых в газете, эта позиция подвергается в ней не только критике, но и прямому искажению.

Деятельность указанных изданий неоднократно критиковалась в церковных средствах массовой информации. В итоговом документе секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» XVI Рождественских образовательных чтений, в частности, говорится: «Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести »Дух христианина», »Пасха Третьего Рима» и др. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности. Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми »пензенскими сидельцами»».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Издания, выходящие по благословению епископа Диомида, запрещены к продаже

На заседании Священного Синода Русской православной церкви, состоявшемся накануне в Москве было принято решение, осуждающее деятельность двух ультраконсервативных православных газет – «Дух христианина» (Москва) и «Пасха Третьего Рима» (Выкса, Нижегородская область).

Оба издания выходят по благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Деятельность газет признана «вредной для Церкви, вносящей в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение». Синод постановил «считать невозможным» их распространение в храмах, монастырях, церковных лавках и на православных книжных ярмарках, сообщает «Независимая газета».

Напомним, что епископ Диомид не раз выступал в своих посланиях с критикой в адрес Патриарха Алексия II и священноначалия Русской православной церкви. В свою очередь Московский Патриархат неоднократно и резко осуждал вольнодумствующего иерарха, отмечая, что он в своих посланиях сознательно вводит в заблуждение верующих и попирает церковные каноны.

Редактор «Пасхи Третьего Рима», заштатный дьякон Владимир Борзунов, сообщил НГ, что постановление Синода «еще не читал». Попытки связаться с редакцией «Духа христианина» успехом не увенчались. Оба издания имеют собственные сайты и активно распространяют через всемирную сеть свои материалы. Сейчас в интернете можно обнаружить статьи под такими заголовками: «Выполняя указания мирового правительства, Путин готовит расчленение России?», «Единая Россия» правит под прикрытием языческих богов?», «День памяти жертв иудейского террора».

Изъять газеты из книжных лавок несложно. Но вряд ли РПЦ сможет заблокировать выход этих изданий в интернете, замечает НГ. Ни одна из двух опальных газет не издается на Чукотке. Епископ Диомид, согласно каноническим правилам РПЦ, не имел права благословлять какие-либо издания вне вверенной его заботам епархии. Другое дело, что «чукотский владыка» за последний год из рядового архиерея превратился в символ православного ультраконсерватизма всероссийского масштаба.

Своим решением Синод показал, что взгляды, выражаемые Диомидом, не разделяет, но самого его тем не менее пока вывел из-под удара. Даже в справке, приложенной к журналу № 32 заседания Синода, не говорится, что епископ Диомид «благословил» издания, но указывается что газета «Пасха Третьего Рима» «ссылается» на его благословение.

В конце февраля прошлого года епископ Диомид обратился с открытым письмом ко «всем верным чадам Русской православной церкви». Он осудил сотрудничество РПЦ с действующей «безбожной» властью, взаимодействие с другими религиями и конфессиями, ИНН, призвал иерархов к покаянию. Резонанс в СМИ вышел значительный. Тем не менее за год на заседаниях Синода «казус Диомида» не обсуждался ни разу. На ковер строптивого иерарха так и не вызывали. Однако епископу Диомиду придется вскоре явиться в столицу.

Синод постановил провести с 24 по 29 июня в Москве Архиерейский Собор. На него приглашены все епархиальные архиереи. Неприезд Диомида был бы явным демаршем. Основной темой Собора станет единство Церкви, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Иерархи также обсудят вопрос об образовании Церковного суда. Синодалы также «имели суждение» о праздновании 1020-летия Крещения Руси. Было решено провести торжества одновременно с Архиерейским Собором.

Между тем Патриарх Алексий II, похоже, решил возглавить торжества в Украине. В минувший понедельник на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным он сказал: «Надо подумать о посещении, потому что с 1997 года я в Украине не был, не приглашали». Окончательно вопрос о визите в Украину пока не решен – на заседании Синода Алексий II лишь сообщил о беседе в Кремле и приглашении, полученном от президента Украины Виктора Ющенко.

Визит Алексия II в Киев чреват скандалом. Вероятно, самопровозглашенный Киевский патриархат также получит приглашение принять участие в торжествах. Ющенко, лелеющий мечту о единой Поместной украинской церкви, неоднократно демонстрировал непонимание того, почему представители Московского и Киевского патриархатов не желают пожимать друг другу руки. Напомним, что визит Алексия II в Украину в 1990 году окончился потасовкой патриаршей охраны с националистами, которые бросались под колеса автомобиля Патриарха и скандировали: «Геть московского попа!»

В овраге нет жизни

Российская газета: Отец Андрей, сидельцы вышли из пещеры.

Диакон Андрей Кураев: Вместо того чтобы хлопать в ладоши: «Как хорошо, что они оттуда вышли!», хорошо бы поинтересоваться, в том числе и в церковных структурах, какова профилактика подобных инцидентов. Ведь осталось немало центров, которые будут регулярно людей в такие овраги рекрутировать. Синод недавно похоронил два издания — «Дух христианина» и «Пасха третьего Рима». Но есть еще подобные, типа «Русского вестника», специализирующиеся на том, чтобы пугать людей концом света. А пензенских «закопанцев» как истинных исповедников веры могут начать на руках передавать из монастыря в монастырь — из Владимирской области в Почаевскую лавру, чтобы они делились опытом борьбы с глобализацией.

РГ: Две женщины умерли в пещере за время сидения, причем одна, увлеченная рассказами о конце света, запостилась до смерти: не повод ли это для правового разбирательства?

Кураев: Я не эксперт в вопросах права, и тут надо быть осторожным, потому что сидельцы и им сочувствующие мгновенно используют ситуацию: ага, нас преследуют. В Интернете полно сайтов в защиту пензенских «закопанцев», самые разные силы в самых разных интересах раскручивают эту историю.

РГ: Видя заботу власти о подземных жителях и снабжении их всем необходимым, отчаявшиеся от более насущных, чем конец света, забот люди начинают с юмором комментировать: «Быть сумасшедшим выгоднее, чем нормальным».

Кураев: Владимир Даль, автор великого Словаря живого великорусского языка, будучи чиновником МВД, однажды оказался в командировке с заданием исследовать эмидемию кликушества в селах Центральной России. Его вывод по результатам исследования: лучшее средство — плетка. Русская женщина, обычно в селе забитая, едва начинала кричать: «В меня бес вселился!», «На меня порчу навели!» — тут же становилась объектом первоочередного внимания — первой к чаше с Причастием подводят, под ручки держат и т.д. А если вместо этого плетку употребить, считал Даль, соблазн пресечется, и эпидемии кликушества закончатся. Сейчас у нас, кстати, тоже возможна такая эпидемия.

РГ: Что обнаруживает эта история? Я насчитала минимум пять явленией — от тоски по святости и спасительности до склонности к пустосвятству и недостатку культуры не только церковной, но и светской, недостатку авторитета священников, чуждости сознанию многих, уверенных, что в мобильниках живут бесы электронной цивилизации. Что бы вы добавили?

Кураев: Я два дня назад был в Почаевской лавре на Западной Украине с Юрием Шевчуком, лидером «ДДТ». И вот лишь он достал фотоаппарат, чтобы снять прекрасный храм, тут же рядом какая-то кликуша завопила: «Спрячь фотоаппарат, вся электроника от антихриста. » На каждом углу раздаются листовки, что ИНН — печать антихриста. А когда ребята-семинаристы попросили, чтобы я с ними встретился и прочитал лекцию, начальство запретило. Потому что наша позиция по ИНН не совпадает. По-моему, дело в слишком далеко зашедшем попустительстве такого рода мракобесным настроениям в церковной среде.

РГ: А что можно сделать-то с ними?

Кураев: Приложить элементарное просветительское усилие. Решением Синода ввести в семинариях обязательные уроки с антиИННистской направленностью. Ведь есть Послание Синода, Послание Патриарха на эту тему, надо провести уроки, разъясняющие их. Мою книгу «Христианство на пределе истории», посвященную этой теме, почему-то ни одно издательство за время пензенской истории не предложило переиздать.

Нам не хватает внутрицерковного диалога. Очень многие действия церковной власти — даже справедливые и уместные — оказываются недостаточно информационно поддержанными. И люди все время слышат худшие из возможных интерпретаций.

— Сюжетов по ТВ про пензенский овраг было избыточно. Мне казалось, об этом можно было бы говорить поменьше, но с глубокими профессиональными комментариями — почему это происходит. Эта же история вписана в более широкий психо-социальный контекст: почему люди выбирают разные формы ухода из жизни и склоняются к девиантному поведению. Это замуровывание себя в подземелье соотносимо с наркоманией, алкоголизмом и другими формами девиантного поведения. Надо искать ответы на эти вопросы, а не создавать из таких событий шоу.

Как помочь таким людям, как и тем, кто попадает в иные, более привычные формы зависимости: секты, наркотики. Наряду, наверное, с необходимым физическим лечением и психологической помощью нужно думать о ресоциализации этих людей. Их надо постепенно, медленно обучать каким-то профессиям, вовлекать в жизнь, в социум. Но и социум при этом должен быть дружественным. Сказать им: «Иди на завод и делай табуретки» — очень грубая форма социализации. Им нужны «коммунные» формы бытия и труда. Как в психотерапевтических коммунах или монастырях. Но, поскольку они отчуждаются от традиционной Церкви, может быть, нужны нейтральные, деидеологизированные коммуны. Но у нас пока такого института нет.

Вмешиваться в историю с гибелью двух женщин сложно, это все очень тонкие материи. Во времена популизма и упрощения всего на свете трудно вообразить себе разбирательство, которое не обрастет вульгарными интерпретациями и не превратится в танец на костях.

Я считаю, что в этой истории прежде всего проявилось такое явление, как отчуждение, причем в самой ужасной форме.

Читать еще:  Праздники после пасхи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector