0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха у иудеев

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Иудейская пасха

Пе́сах (ивр. פֶּסַח ‎, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох; арам. פִּסְחָא , Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.

Содержание

Тора запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ ‎, «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).

Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма массы еврейского народа поднимались в Иерусалим.

В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.

Название праздника

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח ‎, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
  3. Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

История праздника

Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Хаме́ц (ивр. חמץ ‎, ‘заквашенное’, ‘квасное’). Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.

Ликвидация хамеца

Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.

Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).

Продажа хамеца

«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец» (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно.

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.

В восточноевропейских местечках евреи, которые часто содержали кабаки, продавали весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние просто зайдут в их погреба и выпьют всю водку на законных основаниях, что те часто и делали.

Формальный поиск хамецаБдикат хамец»)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ — аль биур хамец), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамецаБиур хамец»)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).

Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использущие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Читать еще:  Пасхальный фестиваль гергиева

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию [1] , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. [2] Ягнёнок должен был быть зажарен [3] и съеден вместе с мацой и маро́ром [4] . Нельзя было ломать у жертвы кости. [5] До утра от жертвы не должно было ничего остаться. [6]

Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Хаггады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне [7] , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.

Праздничная неделя

Отсчёт дней Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.

Следует отметить, что пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.

Еврейская пасха или Песах 2019: суть и традиции иудейского праздника

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2020 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Читать еще:  Поделки из макарон к пасхе пошаговое фото

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Христианская Пасха и еврейский Песах — одно и тоже?

В это воскресенье православные христиане будут отмечать праздник Пасхи – Воскресения Христова. Для истинно верующих это главнейший день в году, самое главное событие в истории человечества, а для большинства номинально православных – повод покрасить яйца, испечь куличи и главное – съесть их!

Слово «пасха» пришло в большинство европейских языков из иврита, где «пасах» означало «миновал». Согласно ветхозаветной легенде об Исходе евреев из Египта, Бог Израиля миновал дома евреев, убив только первенцев египтян. Однако отмечают евреи не массовое убийство младенцев, а желанный исход из Египетского царства. У христиан же значение слова изменилось, «песах» стал означать «переход от смерти к жизни, от земли к небу», в общем, «воскресение».

Песах — один из трёх «праздников паломничества» («Шлошет ха-регалим»). В древности иудеи в эти торжественные дни стремились к Иерусалимскому храму до его разрушения в 70-ом году нашей эры. Сейчас его культовое место занимает Стена Плача. Тора (Пятекнижие Моисея) запрещает иудеям в течение праздника употреблять хлеб и все квасные продукты — хамец . Вместо это Закон Моисея повелевает есть мацу (опресноки). Поэтому до начала праздничной недели в домах начинается поиск хамеца и генеральная уборка, чтобы ни одной крошечки квасного хлеба не осталось в доме иудея. Найденный хамец можно продать неиудею или сжечь.

Накануне праздника утром начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении израильских первенцев во время легендарной десятой казни египетской. Правда, в реальности многие постятся лишь до завершения утренней молитвы в синагоге. По традиции, тот, кто примет участие в торжественной трапезе в синагоге освобождается от поста.

Седер — иудейский пасхальный вечер

В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу: необходимо выпить четыре чаши кошерного вина или виноградного сока. Седер завершается афикоманом — куском мацы, который отламывают в начале ужина. Афикоман съедают перед питьем третьей чаши — чаши «искупления». Во время существования Храма в Песах приносили в жертву ягненка и каждая семья должна была отведать его в ночь перед праздником. Ягненка зажаривали и съедали до утра вместе с мацой и горькими травами.

Но после уничтожения Второго Храма жертвы перестали приноситься, поэтому предание о жертвенном животном (ивр. «корбан-песах») рассказывают на пасхальном застолье. А на блюде лежит «зроа» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые, правда, никто не ест, они лишь напоминание о былой храмовой жертве. Христос — новый жертвенный агнец Христианская Пасха связана с Песахом лишь символически. Иудейская жертва пасхального ягнёнка в христианском богословии была заменена на крестную жертву Иисуса Христа.

Во время пасхального седера -Тайной вечери — Иисус уподобил себя пасхальному агнцу и произнес: «примите, ешьте: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), «которое за вас предается» (Лк. 22, 19). А затем причитав традиционное благословение над вином (киддуш), называл его своей кровью. «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27—28). Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Тайная вечеря стала прототипом христианского обряда евхаристии (причастия). Хотя христиане и заменили ягненка на Иисуса, иудеи не приняли это новшества, да и самого Христа отвергли и в качестве человека-мессии и тем более в качестве Сына Божьего или Бога.

К Пасхе готовились во время всей Страстной недели. Вначале украшался дом, готовилась праздничная одежда и собирали побольше дров и корма для скота впрок. На Чистый четверг до рассвета необходимо было искупаться, согласно поверьям, в этот день вода была священной и целебной.

После купаний женщины начинали готовить пасхальные куличи, а дети раскрашивали яйца. Мужчины же в это время готовили подарки для своих чад и жен. Вечером народ шел в церковь на службу Страстям Христовым. Там зажигали свечу и пытались донести ее до дома. В Страстную пятницу люди не занимались делами, не веселились и не смеялись, а лишь скорбели по мучениям Христа. В Великую субботу хозяйки готовили обширный праздничный стол, чтобы всех накормить и напоить. В субботу люди надевали все белое и шли на Пасхальное Богослужение.

После службы и освящения куличей христиане шли на кладбище и исполняли языческий обряд — христосовались с покойниками, а на могилы клали кусок освященного кулича.

После кладбища православные возвращались домой и садились за праздничный стол. Всю неделю они звали домой множество гостей и сами с радостью ходили в гости, христосовались и участвовали в торжественных богослужениях. Также следовало в эти дни посетить приюты, больницы и богадельни с подарками и угощениями. Дети, как и на Рождество, ходили по домам, где им дарили яйца, куличи и сладости. Празднование Пасхи длилось 40 дней – ровно столько, сколько Христос пребывал на грешной земле после своего воскрешения.

Иудейский праздник Песах: история и традиции

Песах — самый древний из иудейских праздников, связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название «песах» с тем, что Бог «прошел» (на иврите — «пасах») мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы»; Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.

В 2013 году праздник Песах начинается с заходом солнца 25 марта. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 25 марта, а пользоваться им как-либо разрешено еще в течение одного солнечного часа.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. На всех принадлежащих еврею территориях собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться и в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду. Если хамец не удалось продать или уничтожить, и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер («порядок»), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Читать еще:  Совпадение пасхи католической и православной

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды — символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо, а также вино — символ веселья и радости.

В ходе трапезы евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме!».

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются «обычными днями праздника» и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Еврейская пасха: какого числа, история, традиции и запреты праздника, занимательные факты

Еврейская пасха является самым древним и значительным иудейским праздником. Она всегда выпадает на весну, как и православная пасха, но посвящена другим событиям и имеет свои особые традиции. Поговорим о них подробнее, чтобы лучше понять уникальность этого народа.

История праздника

В чем суть еврейской пасхи? Считается, что в эти дни более 3 тыс. лет назад иудеи смогли покинуть Египет, где провели в рабстве более 200 лет. Сопровождалось это многочисленными чудесами, описанными в Торе. С тех пор началась история еврейской нации.

Название праздника произошло от слова «песах» («прошедший мимо»). Вождь Моисей просил фараона отпустить его угнетаемый народ, но не встретил понимания. Тогда Бог наслал на египтян 9 «казней». Сначала воды Нила стали кровавыми, затем дома атаковали полчища жаб, мух и оводов, начался мор скота, не затронувший евреев. Тела египтян покрылись язвами, огненный град уничтожал их дома, а саранча — урожай. Густая тьма три дня покрывала все вокруг, сковывая движения людей. Чтобы избавиться от обрушившихся бед, фараон давал обещание освободить евреев, но каждый раз отказывался исполнять его.

Десятая кара была самой суровой. Ангел смерти забрал всех первенцев у египтян, начиная с фараона. Евреям накануне страшной ночи было велено заколоть годовалого ягненка, съесть его с горькими травами, а кровью животного пометить дверь. Смерть проходила мимо их домов. После последней кары фараон разрешил египетскому народу уйти. Через три дня за ними была послана погоня. Бог снова спас беглецов, приказав морю расступиться перед ними. Египтяне погибли в сомкнувшихся водах. Так евреи обрели свободу.

Дата празднования

Тайная вечеря перед казнью Иисуса Христа, на которой он уподобил себя принесенному в жертву ягненку, пришлась как раз на первый день еврейской пасхи. Какого числа отмечается этот праздник? Он начинается в 14-й день нисана, первого месяца по библейскому (лунному) календарю. По григорианскому исчислению это соответствует весенним месяцам (март или апрель).

Праздник на территории Израиля продолжается 7 дней. Первый и последний становятся официальными выходными. Также на этот период приходятся школьные каникулы. В других странах, где проживают еврейские диаспоры, пасху отмечают 8 дней.

Запреты

Бог запретил людям работать в первый и последний день еврейской пасхи. Какого числа она не отмечается и на какие дни недели выпадает при этом не учитывается. В середине праздничной недели разрешалось выполнять только самые необходимые дела, которые нельзя отложить на более поздний срок.

Строгие ограничения касаются пищи. В доме не должно быть продуктов, которые приготовлены путем брожения или с использованием закваски. Сюда относятся различные хлебобулочные изделия, макароны, ликеры, пиво, квас, некоторые виды консервов. Такие продукты называют «хамец» («квасное»).

Связан запрет с тем, что древние евреи, торопясь покинуть Египет, не стали дожидаться, пока тесто поднимется. С собой они взяли только пресные лепешки («маца»). Перед праздником проводится генеральная уборка. Когда начинается еврейская пасха, в доме не должно оставаться ни крошки хамеца. Все уничтожается.

Накануне праздника глава семьи лично обходит дом с горящей свечой. Свет во время ритуала гасится. Задача мужчины: найти остатки хамеца. Чтобы усилия не оказались напрасны, 10 кусочков хлеба прячутся в разных местах. Их необходимо пером смести в деревянную ложку и сжечь следующим утром.

Праздничный стол

На еврейскую пасху принято готовить много блюд. Подаются они на посуде, специально припасенной для этих целей. В нее никогда не кладут хамец.

Символическими продуктами являются:

  • Зроа. Это жареная баранина или куриная ножка на кости. Блюдо заменило ягненка, которого еврейские семьи долго приносили в жертву, вспоминая о побеге из Египта.
  • Маца, или пшеничные пресные лепешки.
  • Марор. Так называют горькую зелень: хрен, листья салата, базилик. Она напоминает о горечи рабства.
  • Карпас. Это весенние овощи, символизирующие возрождение. Их макают в соленую воду, напоминающую о пролитых евреями слезах.
  • Бейца, или крутое яйцо. После варки оно становится твердым, как и характер евреев, вынесших все испытания.
  • Харосет, сладкая смесь из орехов, изюма, тертого яблока, красного вина и корицы. Своим цветом она похожа на глину, из которой рабы строили города для египтян.

Подается к столу и красное вино. Каждый присутствующий обязан выпить 4 бокала в память о 4 обещаниях, которые Бог дал евреям. Детям наливают виноградный сок. Пятый бокал ставят для пророка Илии.

Начало еврейской пасхи

Праздник отмечают вечером, после наступления сумерек. С утра первенцы в еврейских семьях должны держать пост. За маленьких детей это делает отец. Так люди выражают благодарность Богу, который пощадил еврейских первенцев во время «десятой казни».

Вечером зажигаются свечи и начинается пасхальная трапеза — седер (в переводе «порядок»). Его основная цель — познакомить детей с историей своего народа. За столом собирается вся семья, также могут приглашаться неимущие. Порядок трапезы был разработан в Средние века и включает в себя следующие элементы:

  1. Кадэш — произнесение благословения.
  2. Урхац — ритуальное омовение рук.
  3. Карпас, когда овощи окунают в соленую воду.
  4. Яхац, или деление маццы надвое. Одну половину откладывают, и дети стараются выкрасть ее.
  5. Маггид (повествование). Младший ребенок задает вопросы о еврейской пасхе. В качестве ответа зачитывается «аггада» — легенда об исходе из Египта.
  6. Рахца — омовение рук перед поеданием маци.
  7. Моци — слова благословения.
  8. Маца — поедание пресной лепешки.
  9. Марор — вкушение тертого хрена и горькой зелени.
  10. Корэх — мацу едят вместе с зеленью.
  11. Шулхан-арух — праздничная трапеза.
  12. Цафун — дети возвращают в обмен на подарки украденную половину мацы. Она съедается.
  13. Барех — благодарственная молитва.
  14. Халлел — чтение псалмов, восхваляющих пророка Илию.
  15. Нирца — завершение обряда распитием вина.

После трапезы собравшиеся долго не расходятся, вспоминая об исходе евреев и распевая песни.

Пасхальная неделя

Утром следующего дня читается «Молитва о росе», которая знаменует приход весны. Традиции еврейской пасхи связаны с паломничеством. Люди отправляются на экскурсии, совершают длительные прогулки, воспроизводя древнее хождение по пустыне.

В последний день вспоминают чудесный переход евреев через расступившиеся море. В синагогах читают соответствующий отрывок из Торы. Многие израильтяне отправляются к водоему, чтобы на его берегу спеть «Песнь на море». Вечером в домах вновь зажигаются праздничные свечи, и семья собирается за одним столом.

Интересные факты

Евреи — особая нация, которая всегда найдет выход из сложной ситуации. Вот несколько примеров этому:

  • Хамац перед пасхой нужно ликвидировать. Дорогостоящее спиртное евреи приносят раввину, которые за символическую цену продает его людям других национальностей. После праздников хамац выкупают.
  • От пасхального поста освобождаются первенцы, принимающие участие в трапезе, посвященной радостному событию. Поэтому в синагоге к этому дню заканчивают изучать раздел Талмуда и после утренней молитвы собираются за столом.

Еврейская пасха — очень древний праздник свободы и обновления, с которого началась когда-то история этого народа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector