0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в 2023 году

Когда Пасха в 2020-2025 году у православных и католиков

Даты Пасхи 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годов (Православные и Католические)

Пасха 2020-2025: какого числа будет Пасха у православных и католиков в России и других странах? Даты Пасхи 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годов (православные и католические)

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать, когда будет праздноваться Пасха в 2020 году у православных и католиков в России и не только в этот год. Также можно узнать даты Пасхи не только в 2020 году, но также и даты праздника вплоть до 2025 года.

Пасха – одинаково значимый день в любой религии, но в этой статье мы ознакомимся более детально с обычаями и традициями праздника Пасхи у православных христиан, а также немного узнаем и о католической Пасхе.

Пасхальные куличи

Как высчитывается дата праздника Пасхи

Христианская Пасха — производная еврейского праздника Песах (на арамейском Писха, из которого это слово попало в греческий язык). У иудеев солнечно-лунный календарь, Песах начинают праздновать 14 числа весеннего месяца ниссан и празднуют на протяжении 7 дней. Христиане, высчитывая «свою Пасху», руководствуются 4 принципами:

  • празднуется после весеннего равноденствия;
  • не в один день с иудеями;
  • после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
  • после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.

Обычно это сдвигает православную Пасху на 1 неделю относительно Песаха. У православных весеннее равноденствие считается 21 марта, у католиков и протестантов эта дата точнее привязана к астрономической, поэтому возникает сдвиг (иногда очень значительный), а иногда даты совпадают. Но некоторые вышеназванные пункты иногда нарушаются. Есть даже формулы вычисления даты Пасхи, но в них не так просто разобраться. Поэтому лучше просто воспользоваться календарем, где указаны даты праздника.

Когда Пасха в 2020-2025 годах у православных и католиков

В соответствии с церковным предписанием нынешняя дата православной Пасхи высчитывается так: день, идущий за днем весеннего равноденствия и первым весенним полнолунием. Пасха должна состоятся не ранее, чем через неделю после иудейского праздника и непременно в воскресенье.

Светлое Христово Воскресение не имеет постоянной даты и является переходящим праздником. Пасха традиционно празднуют после завершения Великого поста. В 2020 году пост у православных христиан заканчивается 18 апреля, а Пасха приходится на 19 число. У католиков же праздник начнется на неделю раньше, 12 апреля 2020 года.

Ниже можно ознакомиться с датами праздника Пасхи у православных и католиков на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 года.

Даты праздника Пасхи у православных и католиков на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 года

Православная Пасха 2020 год — 28 апреля
Католическая Пасха 2020 год — 21 апреля

Православная Пасха 2021 год — 2 мая
Католическая Пасха 2021 год — 4 апреля

Православная Пасха 2022 год — 24 апреля
Католическая Пасха 2022 год — 17 апреля

Православная Пасха 2023 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2023 год — 9 апреля

Православная Пасха 2024 год — 5 мая
Католическая Пасха 2024 год — 31 марта

Православная Пасха 2025 год — 20 апреля
Католическая Пасха 2025 год — 20 апреля

В течение 7 недель Великого поста верующие люди очищаются, уделяют много времени молитве и покаянию, ведут особый образ жизни. 19 апреля 2020 года для православных христиан все запреты Великого поста закончатся, и люди смогут принимать пищу все продукты, которые им захочется.

Когда наступает праздник Светлого Христова Воскресения люди приветствуют друг друга фразой «Христос Воскрес», а отвечают — «Воистину Воскрес». Праздник длится 40 дней, в которые приветствие должно быть неизменным, однако сейчас большинство людей придерживаются этой традиции лишь несколько первых дней празднования.

Святой праздник Пасха – это важнейшее событие для каждого христианина. К этому дню готовятся не один день, соблюдают правила поста и готовят вкуснейшие праздничные куличи.

Пасха в 2023 году

для семьи и школы

Таблица сопоставления дат Православной и Католической Пасхи

на 2014 — 2099 годы.

2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2019 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.

2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.

2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.

2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.

2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст.

2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.

2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.

2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст.

2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.

2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.

2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.

2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.

2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.

2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.

2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.

2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.

2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.

2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст.

2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.

2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.

2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.

2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.

2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.

2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.

Читать еще:  Солнце играет на пасху

2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.

2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.

2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.

2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.

2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.

2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.

2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.

2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.

2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.

Пасха в 2020 году

Пасха в 2020 году отмечается 19 апреля. Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Пасха – переходящее событие. Ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

История праздника

По приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти – распятии на кресте. Его распяли на горе Голгофе на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Спасителя неизвестна. Это произошло в пятницу, в период с 26 года н.э. по 36 год н.э. После смерти Иисуса обвили плащаницей и положили в гроб (каменную пещеру) до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Жены-мироносицы пришли к гробу. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела в ней, который известил их о воскресении Христа.

Название «Пасха» праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. Песах у иудеев посвящен Исходу – освобождению израильтян от четырехвекового рабства под гнетом египетских фараонов. Эти события описаны в Ветхом Завете.

Традиции и обряды праздника

Пасха – главный праздник христианства. В этот день в храмах проводится торжественное богослужение. Оно начинается до полуночи. Сначала служится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Духовенство поет в алтаре праздничную стихиру. Затем церковнослужитель совершает крестный ход – обход храма под колокольный звон. В руках он держит фонарь с горящей свечой внутри. За ним следуют представители духовенства с церковными реликвиями. Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утреня. Неотъемлемыми частями Пасхальной службы являются Пасхальные часы и Литургия Иоанна Златоуста.

Во многих храмах в этот день прихожанам дозволяется звонить в колокола. Любой желающий в сопровождении духовенства может подняться на колокольницу и попробовать себя в роли звонаря.

В Светлое Христово Воскресение в церквях освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца (крашенки, писанки) и другие угощения, приготовленные к праздничному столу. Люди кладут в плетеную корзину продукты, накрывают их красивым полотенцем и идут в храмы святить. Также на Пасху в церквях освящается артос – квасной хлеб. Его раздают верующим для хранения дома в течение года. Артос принимают натощак при болезнях.

Задание на сегодня: Испеките свой домашний кулич
Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней. У каждой хозяйки есть свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.

Издавна кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Сегодня же существует множество рецептов праздничного кулича: с выпечкой и без выпечки, с мукой и без муки, традиционно украшенный глазурью и с декором из всевозможных элементов. Неизменным остается лишь одно — готовить паски нужно со светлыми мыслями, вкладывая в них всю свою любовь.

Испеките свой домашний и по-особенному ароматный кулич и поделитесь рецептом.

Один из атрибутов праздника – цветы. Люди освещают на службах живые или искусственные букеты. Затем приносят их домой, ставят перед иконами, украшают ими праздничный стол.

На Пасху люди приветствуют друг друга фразой: «Христос воскрес!», на что полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

В семьях существует традиция измерять силу путем разбивания пасхальных яиц. Тот член семьи, который разобьет все яйца и останется с целым, считается самым сильным.

В этот день принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, устраивать гуляния, развлечения. В некоторых регионах этот праздник носит название «Зеленые святки», на которых люди поют обрядовые песни, поздравляют близких, ходят по домам, восхваляют хозяина и желают благополучия.

Многие верят, что на Пасху открываются небеса. Поэтому совершают в этот день магические обряды. Молодые девушки проводят привороты на любимых мужчин и гадают на суженого. Народные целители считают, что период пасхальных праздников – лучший момент для исцеления от болезней.

Пасхальный стол

Пасхе передует Великий сорокадневный пост, во время которого постящиеся воздерживаются от алкоголя и пищи животного происхождения. В Светлое Христово Воскресение начинается разговение. Верующим разрешается употреблять скоромную пищу, красное вино. Хозяйки накануне готовят праздничные угощения. Традиционными блюдами являются: холодец, домашние колбасы, сало, запеченный молодой поросенок, гусь, фаршированный яблоками, пироги с мясной и сырной начинками. На праздничной трапезе центральное место занимают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Яйца окрашивают искусственными или природными красителями, наносят на них рисунки и пасхальные приветствия. Традиционным цветом является красный.

Хозяйки застилают праздничный стол новой белой скатертью, с вышивкой на пасхальную тему. В центре размещают блюдо с самой большой и красивой пасхой и яйцами вокруг. На стол ставят цветы и зажигают свечи. Начинать трапезу необходимо с продуктов, освященных в церкви.

Благодатный огонь

В Великую субботу накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня. Храм был построен на горе Голгофе, где был распят Иисус и на месте гроба Господня – каменной пещере, где он был погребен.

Огонь выносят на богослужении из Кувуклии – часовни внутри храма. Греческий Патриарх передает его другим патриархам, после чего он распространяется по храму. Ежегодно в церемонии участвуют более 15 тысяч прихожан, которые держат в руках связки из 33 свечей – символ лет жизни Христа. Служба в храме Воскресения транслируется во многих странах мира.

Из Иерусалима Благодатный огонь передается в другие государства. В 1992 году, после 80-летнего перерыва, он был доставлен в Москву. С того времени ежегодно самолетом Благодатный огонь передается в столицу России и распространяется по другим городам страны.

Что нельзя делать на Пасху

На Пасху христианам запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйки стараются накануне завершить все приготовления на кухне, чтобы в день праздника быть свободными от домашних хлопот. В этот день не рекомендуется грустить, ходить хмурым, грубить, ругаться с близкими людьми, жадничать. В Светлое Воскресение Христово нельзя отказывать в милостыне или помощи нуждающимся.

Приметы и поверья

  • Если к Пасхе растает весь снег, то в этом году будет хороший урожай.
  • Если в праздник накормить уличных птиц хлебными крошками, то весь год будет сопутствовать удача и богатство.
  • Если удастся увидеть пасхальный рассвет, то следует ожидать удачу в делах.
  • У хозяйки, которая испечет удачный пасхальный хлеб, в доме будет достаток и благополучие.
  • После службы в храме необходимо на удачу затушить свечу. Потухшая во время службы свеча является плохим предвестником.

Пасха – великий православный праздник. В этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. Люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими.

Поздравления

С Пасхой вас искренне я поздравляю,
Света в душе вам сегодня желаю.
Молитвы очистят пусть душу и дом,
Поселится радость и счастье пусть в нем.

Захочется всем чуть добрее пусть стать,
Придет в каждый дом тогда благодать,
Здоровье, достаток и даже богатство,
И станет любовь самым лучшим лекарством.

Вот и Пасха святая пришла,
Мы вас искренне с ней поздравляем.
Мира, счастья, любви и тепла
В этот радостный день вам желаем.

Пусть Господь сохранит вас от бед,
Ангел вам пусть в делах помогает.
Пусть всегда добрых помыслов свет
Жизни путь ярко вам освещает.

Пасха 2023 какого числа Православная, день Пасхи в России, дата

Православная Пасха, как и Католическая, переходящий церковный праздник, не имеет четкой даты, например в 2023 году число Пасхи припадает на 16 и 9 апреля соответственно. То есть 9 апреля отпразднуют Католическую Пасху католики, а затем 16 апреля православные христиане , в том числе россияне. На следующий год дата Православной Пасхи будет совсем другая, не 16 апреля как в 2023 году, а праздновать ее православные христиане будут в другое число, а в какое именно вы узнаете в предлагаемых далее таблицах, которые мы специально подготовили для вас.

Читать еще:  Пасха и песах

Светлая и Великая Пасха 2023 года — праздник Церкви и христиан

Для православных христиан России и всего мира Православная Пасха, Светлое Христово Воскресенье, самый важный церковный праздник и день 2023 года, который по своей значимости превосходит любой из существующих в Церкви. Все мы, как истинно верующие, так и кто пока только на пути к вере, с особой теплотой относимся к Православной Пасхе, которая в светлый день Воскресения Христа становится общим для всех праздником, а фразы «Христос Воскресе» — «Воистину Воскресе» слышны повсюду.

Когда Православная Пасха в 2023 году, какого числа празднуют Пасху в России, Светлое Христово Воскресенье христиане и католики?

Чтобы понять, когда Православная Пасха в 2023 году, какого числа Светлое Христово Воскресенье, о Дне Воскресения Христа, сейчас православным христианам достаточно заглянуть в любой источник информации и они легко узнают о любой нужной им информации. Но так было не всегда, когда-то Пасху праздновали разные Церкви и в разные сроки , а об этой истории мы расскажем, как точно о том как определяют день проведения Пасхи в том или ином году, к чему привязываются и от чего отталкиваются расчетчики.

Православная Пасха в 2023 году — 16 апреля

Католическая Пасха в 2023 году — 9 апреля

Святая Православная Пасха 2023, какие праздники связаны с Пасхой?

Торжественный христианский праздник Православная Пасха 2023 года, будет праздноваться в апреле 16 числа, а является Светлое Христово Воскресенье самым главным праздником и переходящим в церковной иерархии праздничных дней. Православную, как Католическую или Еврейскую Пасху, празднуют ежегодно и она считается переходящим (подвижны) и в зависимости от разных факторов церковным праздником.

От даты проведения Православной Пасхи, когда именно будет, какого числа в 2023 году Светлое Христово Воскресенье, зависят и переходящие (подвижные) по срокам проведения православные праздники, как Красная Горка, а также Пятидесятница, или Святая Троица, которая как понятно из ее первого названия, празднуется на пятидесятый день после проведения Пасхи.

Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим) — отмечается (в шестую неделю Великого Поста) в воскресенье и за неделю до Великой Пасхи. В этот день и за несколько дней до своей казни, Иисус Христос въехал на ослике в Иерусалим, где его встречал восторженный народ, который устлал ему путь пальмовыми ветвями, восклицал — «осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! «.

Слово «осана» в те времена означало — хвалебный возглас, торжественное и молитвенное восклицание.

Вознесение Господне — отмечается примерно на 40 (сороковой) день после Великой Пасхи и всегда приходится на четверг. Символизирует же собой Вознесение Господне — праздник Иисуса Христа, Открытые Небеса и возможность каждого искупить свои грехи. Именно Вознесение Господне дает людям веру в то, что их смерть это не конец пути, а лишь его начало, переход нашей души в другой, безгрешный мир.

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

Читать еще:  Пасха католическая и православная в 2020 году

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector