0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в иерусалиме

Схождение Благодатного огня

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Схождение Благодатного огня 2020 в Иерусалиме

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, в Иерусалим приезжают десятки тысяч паломников. И еще миллионы людей по всему миру следят за видеотрансляцией службы по телевизорам или в сети. Для православных это главный символ Воскрешения Христа, знак жизни и связи Бога и людей. «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — сказал восставший из мертвых Иисус своей пастве, и залогом этого обета для верующих как раз и служит загорающийся каждый год небесный огонь. Если же однажды этого чуда не произойдет, мир, согласно церковному преданию, ждет скорый конец.

Лампады с Благодатным огнем развозят в разные уголки мира, в том числе и в Россию. В Москве с ним проходит пасхальная служба в Храме Христа Спасителя.

История

Считается, что первым свидетелем чуда схождения Благодатного огня стал апостол Петр. По преданию, он узнал о Воскрешении Христа и отправился к его гробнице. На месте, где лежало тело Спасителя, апостол увидел неземной свет, освещающий Гроб Господень.

О явлении божественного света письменные источники упоминают с IV века, в том числе католические и мусульманские авторы. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет монах.

Церковную службу в Иерусалиме, на которой к верующим сходит Благодатный огонь, миллионы раз описывали многочисленные очевидцы. Рассказывали они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят на церемонии. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами на улице сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает — огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.

Вместе с тем, божественное происхождение огня много раз пытались оспорить и объяснить с точки зрения физики. Но на все доводы скептиков верующими приводятся контраргументы. Кстати, температуру Благодатного огня даже измеряли несколько раз — чтобы понять, почему он поначалу не обжигает. Выяснилось, что сразу после возникновения температура у пламени — 40 градусов по Цельсию, а уже через 15 минут — за 300 градусов. Научного толкования этому явлению пока не нашлось.

Когда и где сходит

Чудо сошествия Благодатного огня происходит в самом известном храме Иерусалима, Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня. Считается, что он построен именно на месте погребения и последующего воскрешения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню — Кувуклию. Она возведена над пещерой, где как раз и лежало тело Иисуса.

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Сколько именно придется ждать сошествия Благодатного огня, не в силах сказать никто — это может быть и пять минут, и несколько часов.

В этом году православная Пасха выпадает на 19 апреля. Значит, Великая суббота придется на 17-е число, именно в этот день в Иерусалиме и произойдет схождение Благодатного огня.

Церемония

Участие в службе принимают священники нескольких православных конфессий: Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Возглавляет литанию (богослужение) Иерусалимский Патриарх. Начинается она с Крестного хода, иерархи движутся к Кувуклии через все знаковые места храма, ее саму обходят трижды. Накануне Кувуклию проверяют и запечатывают — и, что интересно, ключи от нее хранятся в мусульманской семье.

Внутрь заходят Иерусалимский Патриарх и Армянский Архимандрит. Причем оба у порога разоблачаются от одеяний и остаются только в одних подрясниках. Это делается для того, чтобы все присутствующие могли убедиться — они не имеют при себе спичек или зажигалки, одним словом, ничего, что могло бы зажечь огонь. Когда они оказываются в гробнице, дверь в нее запечатывают — с этого момента начинается всеобщая молитва о даровании Благодатного огня.

К самому Гробу Господню подходит только Иерусалимский Патриарх, он один всегда остается свидетелем самого момента сошествия огня. Армянский Архимандрит все время молитвы остается в Пределе Ангела, за стеной.

В гробнице находится лампада и 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа). Из Кувуклии патриарх Иерусалима выносит их уже горящими. Присутствующие в храме передают Благодатный огонь друг другу, зажигают от него свои свечи и лампады. В разные страны частицу святыни привозят специальные авиарейсами, и в аэропортах огонь из Иерусалима встречают целые делегации верующих.

Можно ли попасть на службу схождения Благодатного огня паломникам

Храм Гроба Господня вмещает в себя десять тысяч человек, однако желающих увидеть чудо своими глазами или хотя бы присутствовать рядом с ним, конечно, намного больше. Во время службы в Великую субботу народ собирается и на площади перед Храмом, и на соседних улицах.

Меры по обеспечению безопасности Крестного хода и верующих иерусалимская полиция начинает принимать еще в пятницу: постепенно перекрываются улицы, вводят ограничения на движение. Никаких «билетов» на службу купить, естественно, нельзя. Вход в Старый город строго контролируется, чтобы не допустить давки, на пути к святыне установлены несколько кордонов. Попасть в сам храм можно главным образом в составе делегаций от стран или вместе с официальной паломнической группой по специальному заранее заказанному пропуску.

В Россию много лет Благодатный огонь привозит Фонд Андрея Первозванного. Глава его Попечительского совета Владимир Якунин доставляет лампаду в храм Христа Спасителя, где служит в праздничную ночь Патриарх Кирилл. А все желающие могут встретить в субботу вечером огонь во «Внуково» или забрать его частицу в течение недели в московском офисе Фонда Андрея Первозванного.

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит каждый год в Великую субботу в канун празднования главного христианского праздника – Воскресения Христова (Пасхи).

Читать еще:  Поделки из макарон к пасхе пошаговое фото

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

Схождение Благодатного огня: как происходит ежегодное чудо

Что такое Благодатный огонь?

Благодатный огонь (иногда его называют Святым светом) — это особый огонь, который сходит в храме Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме во время ежегодного богослужения в Великую субботу (суббота перед праздником Пасхи, в этом году — 30 апреля).

С чего все началось?

Христиане верят, что первым свидетелем схождения Благодатного огня был апостол Петр: он узнал о воскрешении Иисуса Христа, поспешил к гробнице, где был погребен Христос, и увидел свет. Благодатный огонь сходит каждый год перед праздником Пасхи на протяжении уже более двух тысяч лет.

Самые ранние упоминания об этом явлении встречаются у церковнослужителей, историков и паломников IV века. Однако в них содержатся описания и более ранних схождений огня.


Фото Associated Press, Dan Balilty

Интересно, что в средние века об этом рассказывали так: лампады, висящие над Гробом Христа, зажигались сами, в этот момент никого из священников или прихожан в часовне не было. Патриарх и народ иногда находились даже за пределами храма.

Кроме того, верующие считают, что появление огня в Великую субботу — земное свидетельство воскрешения Иисуса Христа.

Читать еще:  Поделка из макарон к пасхе
Где и когда происходит схождение Благодатного огня?

Схождение огня происходит ежегодно в субботу перед праздником Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме. Внутри этого храма на месте погребения Иисуса Христа построена особая часовня — кувуклия. В ней находится два небольших помещения: сам Гроб Господень и придел Ангела. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христа.

Как сегодня происходит схождение Благодатного огня?

Многочисленные паломники со всего мира с вечера Великой пятницы начинают собираться в храме Воскресения и его пределах. Территорию храма и прилегающую площадь заполняет 70-тысячная толпа.

Около 10 утра в Великую субботу священнослужители гасят свечи и лампады во всем храме Воскресения. В самой кувуклии, на камне гроба Христа, где и должно произойти так называемое чудо схождения огня, ставят лампаду с маслом, но без огня. После этого полиция убеждается в отсутствии в кувуклии источников огня, и ключник закрывает и запечатывает вход особой печатью, называемой кустодия.


Фото Associated Press, Dan Balilty

Через некоторое время после опечатывания кувуклии в храм входит молодежь греческого патриархата, которая кричит и громко просит Всевышнего даровать людям Благодатный огонь.

Примерно через полчаса после этого звонит колокол, и духовенство идет крестным ходом по всему храму, троекратно обходя кувуклию.

После крестного хода патриарх Иерусалимский снимает праздничное облачение, заходит в кувуклию, с которой снимают печати. За ним идет один из армянских архиереев, который несет незажженные свечи для последующей передачи огня народу.

Когда патриарх и архиерей оказывается внутри часовни, двери ее закрывают, патриарх около гроба Христа начинает молиться Всевышнему о послании Благодатного огня.


Фото Associated Press, Dan Balilty

Христиане верят, что после этого происходит чудо схождения огня, а свечи и лампады в кувуклии загораются сами. Это видят только патриарх Иерусалима и армянский архиерей. После этого они выносят огонь ожидающему народу.

Что символизирует Благодатный огонь?

Верующие считают, что Благодатный огонь символизирует присутствие и воскрешение Иисуса Христа. Есть убеждение, что если огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет означать наступление скорого конца света.

Церемония схождения Благодатного огня транслируется в прямом эфире во многих странах мира, в том числе и в России. А сам Благодатный огонь в страну доставляют на самолете, и затем священнослужители распространяют его по всем храмам страны.

Смотрите прямую трансляцию схождения Благодатного огня 30 апреля в 13:45 на НТВ

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

На­доб­но вы­ри­со­вы­вать на мяг­ком юном серд­це Слад­чай­шее имя, све­то­зар­ную мо­ли­тов­ку: Гос­по­ди, Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную. Вот тог­да-то бу­дет верх ра­дос­тей, бес­ко­неч­ное ве­се­лие. Тог­да, ког­да т.е. ут­вер­дит­ся в серд­це Ии­сус, не за­хо­чешь ни Ри­ма, ни Ие­ру­са­ли­ма. Ибо Сам Царь со все­пе­тою Сво­ею Ма­те­рию и все­ми Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми при­дут са­ми к те­бе и бу­дут жить у те­бя. Аз и Отец к не­му при­идем и оби­тель у не­го сот­во­рим (ср.: Ин. 14, 23).

оптинские
книги

Расписание Богослужений

февраль ← →

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Пасха в Иерусалиме из воспоминаний о. Леонида (Кавелина)

С отрудник второй Русской Духовной миссии в Иерусалиме оптинский иеромонах Леонид (Кавелин) в своих воспоминаниях «Великий Пост во святом граде Иерусалиме», опубликованных в 1863 году в журнале «Душеполезное чтение», описывал, как встречали Пасху в Иерусалиме в 1858 году. В течение Великого поста мы знакомили читателей сайта с отрывками из воспоминаний о. Леонида, приурочив их к главным христианским праздникам. Продолжаем этот цикл публикацией воспоминаний о. Леонида о празднике праздников и торжества из торжеств – Пасхе Христовой.

Архимандрит Леонид (Кавелин)
(Позднейшая фотография, сделанная
в бытность его наместником
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Как отмечал отец Леонид: «Один из красноречивых западных паломников справедливо заметил, что по Святой земле надобно путешествовать с Библею в руках и с Евангелием в сердце. Нам видится, что между большинством западных туристов и русских богомольцев именно та разница, что первые точно все почти путешествуют с Библиею в руках, а наши, хотя и без Библии, но с Евангелием в сердце (само собою разумеется, что в том и другом случае бывает не без исключений). К числу различий между теми и другими принадлежит, между прочим, и то, что на Востоке даже римско-католические монахи путешествуют с оружием в руках, а наши паломники из отставных солдат, не покидая своего военного костюма, не боятся ходить везде с палочкою в руках и обезоруживают смельчаков одною своею кажущеюся беспечностью, основанною в большем числе случаев на той вере, что нет ничего в мире тверже креста и безопаснее Распятого» 1 .

В 1859 году к Пасхе приехал в Иерусалим вожделенный гость, – сам Иерусалимский патриарх блаженный Кирилл 1 , и его присутствие усугубило торжество светоносного дня. Он сам служил пасхальную утреню и литургию. Облачение соответствовало своим великолепием сану и дню. В обедне на нем был саккос, шитый по белому глазету золотом и жемчугом, и на сослужащих архиереях также одеяние белого глазета, шитое золотом; у иереев облачение тоже одинаковое с золотистыми цветами, по белому атласу; у иеродиаконов на стихарях по белому полю шелковые разноцветные цветы и букеты из цветных лент по боковым разрезам. На патриархе была богатая митра с золотою оправою. Изображения четырех евангелистов финифтяные, высокой работы (русской), в оправе из драгоценных камней, бриллиантовые ветви с изумрудными оконечностями (оправа венской работы). Эта митра ценится в 156000 пиастров (около 8000 рублей сер.). Для умовения рук подавалась драгоценная умывальница серебряная позолоченная, искусной работы, украшенною эмалью, и золоченое блюдо, на дне коего рельефное изображение Воскресения Господня, – матовое серебряное, венской работы.

Патриарх Иерусалимский Феофил III в крестном ходу к храму Гроба Господня

По окончании крестного хода вокруг кувуклии и возглашении радостной вести Воскресения, я остался с греческим архимандритом и иеромонахом у Гроба Господня, для служения литургии. Большая часть русских богомольцев и иерусалимский консул 1 , также остались у часовни, в надежде слышать пасхальную службу на родном языке. Желание их исполнилось. Служил архимандрит Виссарион 1 , знающий по-русски (он жил долгое время в Москве на Иерусалимском подворье). Во время проскомидии пели канон, и я успел даже прочесть красноречивое слово святого Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив», – которое у нас составляет необходимую принадлежность пасхального служения. Небольшому хору певчих помогали все присутствующие. Мы кончили службу, когда в Великой церкви лишь готовились к выносу Св. Даров; я прошел через алтарь прямо в ризницу, откуда видно было служение. Пасхальное евангелие читали на семи языках: греческом, славянском, арабском, грузинском, молдавском, латинском и турецком. На горнем месте читал сам патриарх, на престоле преосвященный Мелетий 1 , а в царских дверях русский архиерей 1 . Вы знаете, что одно из главных отличий патриаршего служения состоит в том, что он сам преподает Св. Тело и Кровь Христову архиереям, как архиереи священникам. В час по полудню была торжественная вечерня в храме Воскресения, по чину, описанному выше, а после вечерни патриарх и владыки христосовались с народом, который при сем случае целует у них руку.

В заключение скажу, что литургия на гробе Господнем в первый день Пасхи остается для меня до сих пор самым приятным воспоминанием из 16-ти месячного пребывания моего во Святом Граде. Тяжело было мне расстаться со Святым Гробом, «источником нашего Воскресения». В Св. Граде я имел скорби, а по возвращении в свое отечество потерпел тяжелые для сердца потери, но всех этих скорбей я не могу сравнить с тою невыразимою тоскою, которая наполняла мою душу, когда я в последний раз пришел проститься с Святым Гробом. Ничто не в силах изгладить из памяти моей этой минуты: «забвена буди десница моя, аще забуду тебе, Иерусалиме, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С. 12–13.

Кирилл II – с 1845 по о 1872 гг. Патриарх Иерусалимский и всей Палестины, много сделал для укрепления Православия на Святой Земле, открывая храмы и богословские школы. Активно сотрудничал с членами Русской духовной миссии. В 1872 г. отказался подписать постановление Константинопольского собора, объявившего схизму Болгарской церкви, в результате чего был низложен с патриаршего престола греческим большинством Иерусалимского Синода. Находился в ссылке на о. Халки (Мраморное море), где жил на русскую пенсию. В 1875 г был полностью реабилитирован.

Доргобужинов Владимир Ипполитович (1858–1887). После создания русского консульства в Иерусалиме в 1858 г. исполнял должность управляющего русским консульством в Иерусалиме (1858–1860). Впоследствии тайный советник, губернатор Костромской губернии (1866–1878). В Донесении В.И. Доргобужинова поверенному в делах при Порте Оттоманской князю Лобанову-Ростовскому от 14/26 апреля 1859 г. отмечалось: «Патриарх Иерусалимский приехал в Иерусалим в ночь с четверга на пятницу Страстной недели. В четверг перед вечером мне дали знать о приближении Его Блаженства к Святому Граду, и я счел уместным выехать к нему навстречу с моими драгоманами, но в сумерки вернулись в город, не дождавшись приезда Блаженнейшего, прибывшего в город в двенадцатом только часу ночи. На другой день утром я был у него с визитом. А в ночь с субботы на Светлое Воскресенье, сговорившись с греческим яффским вице-консулом, отправились мы в мундирах в Патриархию, откуда и сопутствовали Его Блаженству до храма Святого Гроба. Раннюю обедню, начавшуюся ровно в полночь в Кувуклии, служили по-русски греческий архимандрит Виссарион с членом Миссии нашей, иеромонахом Леонидом, и русскими дьяконами и клиром. Позднюю же, в храме Воскресения, отправлял Блаженнейший Кирилл соборно, с высокопреосвященным наместником Мелетием, преосвященным Кириллом. Епископом Мелитопольским, и тремя греческими архиереями. По окончании поздней обедни я и г. Куццурель проводили Его Блаженство в Патриархию, где и разговливались. В час же пополудни мы снова отправились в мундирах в Патриархию, куда вскоре прибыл и г. начальник Русской Духовной Миссии. По облачении духовенства в патриарших покоях шествие двинулось во храм Святого Гроба, где отслужена была вечерня Его Блаженством соборно и откуда мы снова проводили Патриарха домой. (См.: Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 3 т. / Сост. Н.Н. Лисовой. М.: Индрик, 2015. Т. 1. С 347).

Читать еще:  Что надо делать в пасху

Виссарион, архимандрит, настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1839–1852 гг.).

Митрополит Мелетий (1786–1868) много лет был духовником русских паломников, которые называли его «святый Петр». Архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1865–1894), отмечал: «Он умел привлечь к себе и благородных и простородных высокою, апостольскою кротостью обращения, неизменным спокойствием духа, светлым взглядом на жизнь, совершенно простым, искренним и ласковым словом и отрадно действовавшим на приближавшихся к нему постоянным благодушием, переходившим нередко в добрую и любезную шутливость. Большинство слушавших его принимали слова его за слова пророка или святого человека, вдохновляемого Богом. Когда не было в Иерусалиме ни Миссии русской, ни консульства, преосвященный Мелетий, можно сказать, был все для русских» // См.: Антонин (Капустин), архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 371–372.

Кирилл (Наумов; 1823–1866), епископ Мелитопольский, руководитель второй Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1857–1863). Подробнее о нем см.: Ф.И. Титов, священник. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Очерк из истории сношений России с православным Востоком. Киев, 1902.

Пасха в Иерусалиме

Мы с друзьями (такими же, как я, россиянами — старожилами Израиля) оказались в Старом городе в воскресенье, 11 апреля. В Пасху!
Добраться до места оказалось нелегко. Пришлось продираться через непроницаемый заслон: полицейские перекрыли все подступы к Старому городу и не впускали в его стены ни один автомобиль.
Покружив по центру Иерусалима, мы припарковались на небольшой площадке неподалеку от Яффских ворот и двинули к цели пешком.
Рядом с Яффскими воротами нас уже ждали: улыбчивый араб предлагал израильтянам и гостям страны прокатиться на верблюде. Двугорбое животное смиренно лежало на отполированных камнях, будто дожидаясь, когда же на него взгромоздится очередной искатель острых ощущений.
— А сфотографироваться на фоне верблюда можно? — поинтересовался один из моих спутников.
— Пожалуйста! — произнес укротитель. — Давай десять шекелей!
— За что платим?! — удивилась я.
— Экзотика, мадам! Старый город. Здесь даже воздух особый!
В этом дрессировщик верблюда прав: аура Старого города настолько энергетична, чиста и прозрачна, что, оказавшись в его стенах, испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения. Кажется, что за спиной выросли крылья и ты вот-вот воспаришь в бездонное синее небо.
— Сопроводить вас до Храма Гроба Господня? — предлагает по-английски рослый араб-христианин. — Через полчаса начнется богослужение.
— Спасибо, вы очень любезны, но дорогу к Храму мы найдем самостоятельно.
— Сюда! — командует муж моей подруги, добровольно взваливший на себя обязанности гида.
В мгновение ока мы оказываемся на арабском рынке. Узкая, вымощенная скользкими камнями улочка спускается вниз.
— Are you from Germany? (Вы приехали из Германии?) — бросается ко мне владелец сувенирной лавки. — Глядите: серебряные украшения ручной работы. Недорого: всего десять долларов за серьги.
— В другой раз, спасибо!
— Значит, и вы тоже приехали на Пасху.
Только сейчас я поняла, что сегодня большинство гостей Старого города — иностранцы, прибывшие в Израиль с одной-единственной целью: вознести молитву в самом священном для христиан месте.
И действительно, пробиться в Храм Гроба Господня оказалось делом непростым: все подходы к этому величественному сооружению плотно забиты людьми. Повсюду звучит русская речь. Молодые священнослужители в черных рясах, монахини с прекрасными лицами — одухотворенными, отрешенными. Группа верующих гречанок. Головы покрыты косынками, на глазах — слезы радости и умиления.
Храм Гроба Господня носит еще и другое название: Храм Воскресения Христова! Это — самая главная из всех христианских святынь: именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Иисус Христос, а также и Гроб Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе.
В этом храме также расположено много других святынь, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя.
Начало строительства храма относится к 326 году, ко времени посещения Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 году. В 336 г. храм посетили участники собора в Тире, он был украшен и освящен.
13 сентября 614 года в период нашествия персов Храм подвергся разрушениям. Но в 626-629 годах Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил на Голгофе Святой Крест. В том же 629 году игумен монастыря св. Феодосия Модест заново воздвиг храм Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом овладели арабы-мусульмане.
Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой охранной грамотой, выданной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому Патриарху Софронию.
Строительные работы в храме Воскресения Христова проводились вплоть до XIX века, что и определило его своеобразный облик. У входа в храм находится знаменитая колонна с трещиной от Благодатного Огня, сошедшего сюда, когда Православной Церкви не было позволено служить на Пасху в Кувуклии.
Сейчас рядом с этой колонной застыли в благоговейном молчании две женщины, явно приехавшие из России. В руках одной из них — крестик. Другая припала губами к прохладе камня, как будто пытаясь впитать в себя его мощную энергию.
На протяжении двух тысячелетий православные христиане встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово в храме Гроба Господня, где был погребен, а затем воскрес Христос. И каждый раз на Пасху все, кто находится в этом месте, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.
В 2003 году впервые Благодатный Огонь из Иерусалима был доставлен в Москву, в Храм Христа Спасителя к началу Пасхального богослужения. Для его транспортировки, по рекомендации Международного Олимпийского Комитета, были предоставлены уникальные контейнеры, изначально созданные для перевозки олимпийского огня. Огонь был также передан в храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Беларуси, Молдовы, Сербии и многих других стран.
10 апреля этого года, накануне нашей поездки в Иерусалим, документальные кадры, снятые в Храме Гроба Господня во время литании, показывали по российскому телевидению. Тем не менее, никакой прямой репортаж не может передать атмосферы, царящей в этих древних стенах.
А вообще, как выразился один экскурсовод, Храм этот не что иное, как «машина времени». Фантастичность его устройства поражает. Храм строился в разные времена, различными народами, здесь можно пройти по эпохам и тысячелетиям — в буквальном смысле. Вот мы стоим на дохристианских камнях, где отдыхали римские солдаты (сохранилась ниша, отделяющая нас от Нового времени). Вот Узы Христа — два отверстия в каменном полу, куда перед Казнью, при водружении Креста на Голгофу, вдевали ноги Его и закрепляли колодкой. А вот мы уже в переходе от Уз — это четвертый век нашей эры. А еще через несколько шагов — камни крестоносцев.
И так, за одну минуту, можно одолеть целое тысячелетие!
За главным входом перед странником предстает Камень Помазания — простая, чуть выщербленная временем плита, заключенная в мрамор и озаряемая сверху лампадами. Сворачиваем направо и поднимаемся по крутой каменной лестнице, ведущей на вершину горы Голгофы.
Прежде, в годы московской юности, Голгофа представлялась мне настоящей горой, а не каменным валуном, выступившим из земли.
И вот мы наверху. Все здесь сияет золотым убранством — лампады, иконы, росписи, мозаика. Под толстым стеклом — основание камня, куда был водружен Крест.
Мы на самой высокой вершине мира — вершине духовности!
— Роберт, сделай, пожалуйста, снимок на память! — шепчет своему мужу по-английски дородная дама.
— А это дозволено?
— Все вокруг только и делают, что фотографируют.
Вот серебряный диск, указующий место, куда был водружен Крест на скале. Трещина в основании Креста расколола Голгофу. Мы видим эту продольную трещину, спускаясь по лестнице от Распятия. Теперь перед нами — шагах в двадцати — Камень Помазания, куда положили Тело Его по снятии с Креста. Здесь Иосиф Аримафейский умастил Его, напитал благовониями и маслами Плащаницу.
Слегка шероховатый Камень — одно из четырех мест на всей земле, где без участия священника совершается таинство освящения. Проходя мимо, вижу припадающих к Камню паломников из всех стран. Кто просто целует Камень, кто освящает на нем крестики.

Наконец мы вошли под главный, гигантский купол Храма, окруженный колоннадами, нишами, балконными переходами, и приближаемся к самому святому месту на земле — Гробу Господню. Над ним, в центре Храма, возвышается каменная ротонда, по-гречески Кувуклия, а по-русски — Часовня.
Сегодня к ней выстроилась длиннющая очередь. Каждый паломник терпеливо дожидается возможности войти в маленькую пещеру, метра два в длину и метра полтора в ширину. Великолепные лампады, иконы покрывают стены пещеры и потолок, нависая над плитой Гроба Господня. А сама плита, расколотая надвое, розоватого цвета. Над ней, в нише, ставят свечи. Здесь надо побыть наедине с собой, в благоговейном молчании и молитве, но сегодня Пасха — и народ все прибывает.
Ровно в пять часов вечера у нас над головой разносится мелодичный перезвон колоколов. По Храму заструился ни с чем не сравнимый аромат. Зазвучали голоса священников, читающих молитву на разных языках: греческом, русском, армянском.
Мы вышли во двор.
— Как тебя зовут? — донесся до нас голос священника.
— Ирина.
— И откуда ты приехала?
— Из Москвы, святой отец! В будущем году снова встречу Пасху в Иерусалиме.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector