80 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в музыке русских композиторов

Реферат по теме Пасха в музыкальных произведениях

МОУ «Пектубаевская СОШ»

Реферат по теме

Пасха в музыкальных произведениях

Проект «В поисках

истины и красоты»

декабрь 2009 год

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, со — радование – есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите».

И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

«Сам Бог говорил над моим ухом», — свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признавший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.

Если представить историю музыки как ряд великих имен, то посреди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно – музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библия). Бах, Моцарт, Бетховен, Верди, Шуберт, Брамс; В России – Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский – Корсаков, Рахманинов…

Духовная музыка, ее темы, образы, возвышенность ее звучания была и остается источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки. Церковные песнопения, первоначально одноголосные, без имени авторов, явились как свидетельства боговдохновенности храмового пения, заключающие в себе отзвук небесной гармонии. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытывали во время богослужения, слушая пение церковного хора.

Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства; и как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первоисточника, все же в лучших образцах музыки несет память о некогда осенившем ее отблеске неземной красоты.

Православная служба проходит в храме ежедневно, и каждый верующий посещает ее с особой радостью. Выдающийся философ А.Ф. Лосев писал об этом так: «Человек живет радостью… Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло мою душу… Для того чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, вера в возможность этого настроения, то есть нужна религия. Сомневайтесь сколько хотите, но веруйте».

И если радость приносило каждое богослужение, то еще более радостными были православные праздники – Рождество, Святки, Масленица, и особенно Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Праздник Пасхи составляет сердце Православия, а вместе и живое свидетельство его полноты и истинности.

Послушайте одно из пасхальных песнопений – великолепное «Ангел вопияше», написанное П.Чайковским. Музыка песнопения пронизана особой духовной энергией, отличавшей церковные песнопения пасхального цикла.

В ряду музыкальных сочинений, посвященных празднику Пасхи, особое место занимает увертюра Н.Римского – Корсакова «Светлый праздник». Сам замысел этого произведения уникален в истории русской музыки. Увертюра начинается с древнерусского распева стихиры «Да воскреснет Бог», также используются пасхальные песнопения «Ангел вопияше» и «Христос воскресе из мертвых». В музыке слышны «трубный торжественный архангельский глас», «пение хора», «быстрое дьячковское чтение» (выражения самого Римского — Корсакова). В центре композиции увертюры – медленный литургический речитатив тромбона соло, соответствующий высшему моменту службы – торжественному чтению евангельского благовестия от Иоанн.

Не случайно, что в наши дни возвращение к самым дорогим отечественным традициям происходит именно в музыке, которая всегда умела выразить полноту и истинность православной веры. Музыка чистая, высокая, пробуждающая к свету, несущая мир и покой, приходя к людям в тяжелые и смутные времена, она уже одним свои появлением как будто подтверждает слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы».

Светлый Праздник. Православная музыка сегодня

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня

Долгожданным, светлым и радостным праздником была на Руси Пасха — Светлое Христово Воскресение. Долгожданным праздник был ещё и потому, что ему предшествовал долгий — семинедельный — Великий Пост.

В это время изменялся домашний уклад, готовилась только особая, постная пища; изменялся и порядок церковных служб, и характер песнопений — по большей части скорбных, покаянных. По-иному звонили и колокола: постный благовест был, по определению И. Шмелева, зовущим, жалостным, словно плачущим по грешной душе. Так люди готовились к Пасхе: очищали тело и душу, молились и каялись в грехах.

Но вот приходила Пасха — с радостью, со звоном колоколов, с подарками, разноцветными крашеными яичками.

Пасха — весенний праздник, солнечный, по-особенному радостный. Светла и торжественна Пасхальная служба в церкви. Вот как описывает её о. Сергий Булгаков в своей книге «Православие»: «Воскресение Христово есть праздник всего христианского мира, но нигде оно не является таким светлым и таким небесным, как в Православии, и нигде оно. не празднуется так, как в России, на русской земле, вместе с нежной и прозрачной, светлой и торжествующей весной. Пасхальная ночь с ее ликующей радостью уносит нас в жизнь будущего века, в новую радость, радостей радость навеки. Перед полуночью собираются в храм верующие, чтобы проститься с плащаницей, которая уносится из середины храма перед пасхальной заутреней.

В полночь, по удару колокола, отверзаются главные врата алтаря, и священнослужители со всеми свечами движутся среди моря огней — и в руках у верующих и перед всеми иконами — с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все выходят крестным ходом из храма под звон колоколов; по обхождении храма, процессия останавливается перед запертыми дверями храма, который уподобляется запечатанному гробу, от которого камень отвалит св. Ангел. Наконец, храм отверзается, и в него входят священнослужители с ликующим пением: «Христос воскресе из мёртвых». Камень отваливается от душ, они увидели воскресение Христово.

И начинается пасхальная заутреня, вся состоящая из пения пасхального канона, ликующая, скачущая, исполненная божественного веселия, и когда она пролетает, священнослужители выходят приветствовать народ, чтобы дать и принять пасхальное целование, христосоваться. Все целуют друг друга с приветственными словами: «Христос воскресе-воистину воскресе» .

Праздник Пасхи составляет сердце Православия, а вместе и живое свидетельство его полноты и истинности».

К сочинению церковной музыки Чайковский впервые обратился в 1878 году. Взяться за эту работу его побудила неудовлетворённость состоянием русского богослужебного пения в то время. «. Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки, — писал он. – В этом отношении у композитора огромное и ещё едва тронутое поле деятельности…»

Основными чертами церковной музыки, по мнению Чайковского, должны быть простота, ясность, сдержанность выражения и в то же время душевная теплота, благоговение, искренность чувства.

Чайковский написал полные, музыкально завершённые циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882). Кроме того, им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст «Ангел вопияше».

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошёл Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нём. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег…

Послушайте одно из пасхальных песнопений – великолепное «Ангел вопияше», написанное П. Чайковским. Музыка песнопения пронизана особой духовной энергией, отличавшей церковные песнопения пасхального цикла.

В ряду музыкальных сочинений, посвящённых празднику Пасхи, особое место занимает увертюра Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Сам замысел этого произведения уникален в истории русской музыки.

Увертюра начинается с древнерусского распева стихиры «Да воскреснет Бог», также используются пасхальные песнопения «Ангел вопияше» и «Христос воскрес из мёртвых». В музыке слышны «трубный торжественный архангельский глас», «пение хора», «быстрое дьячковское чтение» (выражения самого Римского-Корсакова). В центре композиции увертюры — медленный литургический речитатив тромбона sоlо, соответствующий высшему моменту службы — торжественному чтению евангельского благовестия от Иоанна.

На пятидесятый день после Пасхи отмечали Троицу (Пятидесятницу). Праздник Пятидесятницы на Руси связан с «русальной неделей», которая по-другому называлась «зелёными святками».

«Святая Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублёва и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима.

Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, ещё при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства.

Андрей Рублёв жил в нелёгкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнёта Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар ещё раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни учёные считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублёв и создал своё лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Читать еще:  Читать белая ворона наталия сухинина

Ветхозаветная Троица была символом единения. Ещё в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трёх ангелов.

На Троицу срубленными молодыми берёзками, ветками клёна, липы, дуба, рябины украшали дома, ворота, колодцы, из зелени плели венки. Согласно народным поверьям, в это время на земле появляются русалки — души умерших детей и девушек.

Образы русалок популярны в русских сказках, в произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя. По поэме Пушкина «Русалка» написана одноименная опера А. Даргомыжского, по повести Н. Гоголя «Майская ночь» — опера Н. Римского-Корсакова.

Обращаясь к великому русскому искусству, мы видим, что всё оно насквозь пронизано мыслями и образами православия, в которых нашло отражение всё, что связано с идеями русской святости. В особенности это относится к музыке, по природе своей тяготеющей к возвышенному, далёкому от суеты: ведь не случайно в древние времена «пение» и «богослужение» воспринимались как синонимы.

С течением веков в музыке возникла традиция, значительно ответвившаяся от своего праистока; данная традиция образовала обширную и многообразную область светской музыки.

Музыка светская — в отличие от церковной — это оперы и симфонии, сонаты и инструментальные концерты, романсы и песни с их разнообразием тем, образов, средств музыкальной выразительности. Однако вплоть до ХХ века практически ни один композитор не оставил без внимания драгоценную и святую для каждого музыканта сокровищницу музыки духовной.

Что побуждало композиторов снова и снова, как к вечному источнику, обращаться к старым молитвенным напевам? Может быть, то, что они были для каждого музыканта, как и для любого другого человека, частью их жизни? А может быть, в них они искали источник созвучий для своих «светских» произведений, лучшие образцы которых также несли отблеск небесной гармонии?

Ведь совсем не случайно шедевры искусства почти никогда не являлись отражением злободневных, текущих событий современности, а обращались к вечным темам, к главным вопросам, во все времена волнующим людей.

Духовная музыка в послереволюционной России надолго ушла из композиторского творчества. Однако отзвуки её можно найти во многих произведениях советских композиторов — С. Прокофьева, Г. Свиридова, Н. Сидельникова.

В последние десятилетия произошёл перелом: композиторы всё чаще обращаются к духовной музыке – древнейшему пласту отечественной культуры, словно спеша соединить разорванную связь времён, сохранить то ценное, что содержали в себе творения наших великих предков. Диалог с прошлым начинает звучать во множестве произведений, поднимающих темы любви к отеческим святыням, к людям, к древнему творчеству, к народному мастерству. Эти темы переплетаются и получают новое звучание в современной музыке, как будто пробудившейся, открывшейся навстречу духовно-возвышенным традициям, прошедшим сквозь толщу веков.

Среди сочинений, воплощающих идею нетленной красоты таких традиций,- хоровая композиция Р. Щедрина «Запечатленный ангел». Созданная по повести замечательного русского писателя Н. Лескова, она музыкальными средствами воссоздаёт поэтическую идею произведения Лескова, выраженную в словах самого писателя: «Принесите нам сюда запечатленного ангела, мы ему молебствовать хотим, и он один нас исцелит».

На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).

Хоровая музыка «Запечатленный Ангел» была написана, как заметил Родион Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии.

Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, мальчишеского голоса и свирели и выдержан в духе литургических традиций А. Гречанинова и С. Рахманинова. Сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма, включающую мелодику знаменного типа, народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона.

Послушайте фрагмент из этого произведения, созданного в наши дни, но так внимательно и вдумчиво сохраняющего традиции музыкальной сдержанности и возвышенности, простоты и одновременно глубины. Не являясь строго канонической музыкой, «Запечатленный ангел» тем не менее стоит в ряду тех произведений, которые несут душе покой и мир. Такова огромная просветляющая сила духовной музыки, соприкосновение с которой преобразует стиль даже самой «светской» музыки.

Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов есть свидетельство той неодолимой силы, какую всегда имела и продолжает иметь над душами людей светлая и высокая православная вера. Никакие запреты, никакие гонения не смогли загасить этот животворящий свет. И, наверное, не случайно, что в наши дни возвращение к самым дорогим отечественным традициям происходит именно в музыке, которая всегда умела выразить полноту и истинность православной веры. Музыка чистая, высокая, пробуждающая к свету, несущая мир и покой, приходя к людям в тяжёлые и смутные времена, она уже одним своим появлением как будто подтверждает слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы».

Вопросы и задания:

  1. Найдите и запишите в Дневнике стихотворение о колоколах, колокольном звоне.
  2. Как ты думаете, хранит ли облик современных городов память о том, что православная вера была частью жизни всех людей? Что ещё вы могли бы привести как свидетельство огромной роли православия в жизни и искусстве России?
  3. Как вы понимаете слова из стихотворения «Рождественская звезда» Б. Пастернака: «Все шалости фей, все дела чародеев, все ёлки на свете, все сны детворы»? Чем близок и дорог вам праздник Рождества?
  4. Как вы думаете, почему именно в музыке происходит сегодня возрождение традиций православия?
  5. В Дневнике нарисуйте открытку к праздник у Пасхи. Назовите произведения мировой художественной культуры, связанные с изображением Пасхи.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 20 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Увертюра Светлый праздник , mp3;
Чайковский. Ангел вопияше , mp3;
Щедрин. Запечатленный ангел, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

5 пасхальных шедевров классической музыки

И. С. Бах (1685–1750). «Пасхальная оратория» (BWV 249)

Значительная часть произведений И. С. Баха связана с христианскими праздниками. Но если его «Рождественская оратория» достаточно широко известна, то «Пасхальная оратория» для многих остается в тени. Текст для нее написал К. Ф. Хенрици, перу которого принадлежат также тексты «Страстей по Матфею», «Кофейной кантаты» и множества других ораториальных сочинений Баха. Открывается оратория ликующими возгласами медных духовых, сразу же настраивающими слушателей на праздничный лад. Следом за вступительной инструментальной частью начинается музыкальное действо, участниками которого стали апостолы и жены-мироносицы. «Идем, побежим со всех ног, чтобы достигнуть пещеры, в которой Иисус погребен, — поют они. — Наполним радостью и ликованием сердца, ибо Спаситель наш воскрес!» В другом переводе начальные слова этого номера звучат так: «Идём, спешим, бежим! Веселыми ногами достигнем гроба, где лежал Иисус!»* Вся оратория пронизана этим призывом — возрадоваться воскресению Христа и бежать к Нему. Бежать веселыми ногами…

Г. Ф. Гендель (1685–1759). Оратория «Мессия». Часть II. Сцена 2: «Смерть и воскресение Христа»

Первое исполнение оратории «Мессия» было приурочено к Пасхе 1741 года. И настроение этого произведения именно пасхальное, хотя сейчас оно чаще исполняется на Рождество. Оратория состоит из трех частей и повествует о Спасителе мира, начиная с ветхозаветных пророчеств и заканчивая Вторым пришествием. Сцена «Смерть и воскресение Христа» состоит из небольшого речитатива и арии, которые могут исполняться тенором или сопрано. Новозаветные события автор здесь раскрывает через ветхозаветные тексты: слова речитатива и арии взяты им из пророчества Исайи и 15-го псалма.

Речитатив «He was cut off out of the land of the living»
Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь [Ис 53:8]

Ария «But Thou didst not leave His soul in hell»
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тлении [Пс 15:10]

Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908). «Светлый праздник. Воскресная увертюра на темы из Обихода»

Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог…»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор:

«И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым.
«Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами.
«Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном»

Г. Малер (1860–1911). Симфония № 2. «Воскресение»

Австрийский композитор Густав Малер, в отличие от Римского-Корсакова, не дает слушателям подробной программы своей Второй симфонии. Однако по названию, текстам хоровых частей и из обрывочных высказываний Малера можно легко понять замысел автора. Масштабная пятичастная симфония — это размышление о смысле человеческой жизни, о его смерти и грядущем воскресении. Для хорового финала симфонии композитор использовал стихи Ф. Г. Клопштока и собственный текст. В нем звучит надежда на то, что жизнь человеческая проходит не напрасно, на то, что мы будем жить вечно. Малер воспевает победу Спасителя над смертью: «О, смерть! Всепобеждающая! Теперь ты побеждена. »

С. В. Рахманинов (1873–1943). «Светлый праздник» из Cюиты № 1 для двух фортепиано

Изначально Первая сюита Рахманинова для двух фортепиано носила название «Фантазия (картины)». Сюита состоит из четырех частей — картин, написанных звуками. Завершающая сюиту часть носит название «Светлый праздник». Композитор предпослал ей эпиграф из стихотворения А. Хомякова:

«И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…»

И действительно, в последней части сюиты два рояля словно превращаются в колокольни, — настолько достоверно они передают радостный перезвон Пасхального воскресенья.

– Перевод игумена Петра (Мещеринова)

Презентация к уроку музыки «Пасха» (история)

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Выбранный для просмотра документ Мультимедийный проект.doc

Учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №52»

Автор проекта: Мирчев Сергей, 9 «Б» класс

Научный руководитель: Аншукова Наталья Владимировна (учитель музыки и МХК)

Номинация: Пасхальная тема на занятии

Мультимедийный проект посвящён Светлому Празднику Пасхи.

Автор проекта рассказывает об истории появления этого праздника и народных традициях его празднования. На протяжении всего проекта автор старается показать значимость и неизменность этого праздника.

В качестве музыкального сопровождения в проект включены: пасхальный колокольный звон и музыка русского композитора конца 19 – 1-ой половины 20 вв. Сергея Васильевича Рахманинова (фрагмент сюиты «Светлый праздник»).

Мультимедийный проект включает 15 слайдов.

Выбранный для просмотра документ Пасха конкурс.ppt

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Именно такими словами приветствуют друг друга православные христиане в праздник Пасхи, который издревле называли «Праздник праздников, Торжество торжеств»

Па́сха (с еврейского «прохождение мимо») в христианстве, также Воскресе́ние Христо́во — древнейший христианский праздник, важнейший праздник богослужебного года.

Приветствие Архангела Гавриила, обращенное к Богоматери уже во утрие дня Воскресения Христова. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).

Пасха (Пе́сах) у евреев празднуется в честь Исхода из Египта.

Израильтяне пребывали в египетском плену 400 лет. Условия жизни израильтян до Исхода, были крайне тяжёлыми. Из-за роста численности израильтян, фараон дал повеление — сначала тайно, а потом открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян.

В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей. Он был чудом спасён от гибели, потому, что младенцем был положен в просмолённую его матерью Иохаведой (Йохевед) корзину, которая по водам Нила попала в руки дочери фараона Батьи. Пуссен Н. — Нахождение Моисея

Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновлённого сына дочери фараона. Однажды, в порыве негодования, Моисей убивает египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. За это ему грозила смертная казнь.

Моисей бежал из Египта на гористый, Синайский полуостров, в Мидьян, где в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь. Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и поставить их на служение Богу.

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса (10 казней египетских), для убеждения фараона и его приближённых в божественности его требования. 10 казней египетских: Наказание кровью Казнь лягушками Нашествие мошек Наказание пёсьими мухами Мор скота Язвы и нарывы Гром, молнии и огненный град Нашествие саранчи Необычная темнота Смерть первенцев

В память об этих событиях в Пасху предписывалось в Иерусалиме ритуальное заклание однолетнего ягнёнка, которого следовало испечь на огне, и съесть за ночь, полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу.

Дата празднования — первое воскресение после полнолуния после 21 марта 2011 — 24 апреля 2012 — 15 апреля 2013 — 5 мая 2014 — 20 апреля 2015 -12 апреля 2016 -1 мая 2017 -16 апреля 2018 — 8 апреля 2020 — 28 апреля 2020 -19 апреля

Празднование начиналось ночью или рано утром богослужения в церквях, семейные застолья, народные гулянья.

Традиции Пасхи — освящение крашеных яиц и куличей. На Западе — подарки, поиск яиц детьми.

Библия для детей. – М.: Даръ, 2007 Бухтоярова А. Библия для детей. — М.: Художественная литература, 1991 http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=2873 http://www.agnivek.ru/joomlas/newsy/mir/klmata.html 5. http://ru.wikipedia.org/ 6. http://www.eleven.co.il/ 7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ 8. http://www.rodon.org/ 9. http://meotis.livejournal.com/ 10. http://www.fb2book.com/ 11. http://www.pravda.rv.ua/ Литература и интернет-источники:

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Аншукова Наталья Владимировна
  • Написать
  • 572
  • 02.06.2017

Номер материала: ДБ-524470

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 02.06.2017
  • 646
  • 02.06.2017
  • 694
  • 02.06.2017
  • 649
  • 02.06.2017
  • 544
  • 02.06.2017
  • 252
  • 02.06.2017
  • 595
  • 02.06.2017
  • 578

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Пасха в музыке русских композиторов

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, колокольчики, треугольник, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные.

История создания

Тем же летом 1888 года, когда была сочинена «Шехеразада», Римский-Корсаков работал над сочинением совершенно иного плана — увертюрой «Светлый праздник». Относительно точного времени сочинения есть неясности: сам композитор пишет, что окончил ее летом. Однако на рукописи стоят странные даты: «Начато 25 июля, конч. 20 марта (?) 1888 г.» По-видимому, дата окончания указана ошибочно, так как и по номеру опуса и по постоянному упоминанию после «Шехеразады», это сочинение было следующим, т.е. написанным после 26 июля 1888 года, когда была закончена сюита.

В «Летописи» композитор дает подробную характеристику своей музыки: «Довольно длинное медленное вступление «Воскресной увертюры» на тему «Да воскреснет Бог», чередующуюся с церковной темой «Ангел вопияше», представлялось мне в начале своем как бы пророчеством древнего Исайи о воскресении Христа. Мрачные краски Andante lugubre казались рисующими Святую гробницу, воссиявшую неизреченным светом в миг Воскресения, при переходе к Allegro увертюры. Начало Allegro «да бегут от лица Его ненавидящие» вело к праздничному настроению православной церковной службы в Христову заутреню; трубный торжественный архангельский глас сменялся звуковоспроизведением радостного, почти что плясового колокольного звона, сменяющегося то быстрым дьячковским чтением, то условным напевом чтения священником евангельского благовестия. Обиходная тема «Христос воскресе», представляя как бы побочную партию увертюры, являлась среди трубного гласа и колокольного звона, образуя также и торжественную коду. Таким образом, в увертюре соединились воспоминания о древнем пророчестве, о евангельском повествовании и общая картина пасхальной службы с ее «Языческим веселием». Скакание и плясание библейского царя Давида перед ковчегом разве не выражает собой настроения одинакового порядка с настроением идоло- жертвенной пляски? Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная инструментальная музыка? Разве трясущиеся бороды попов и дьячков в белых ризах и стихарях, поющих в темпе allegro vivo: «пасха красная» и т.д. не переносит воображение в языческие времена? А все эти пасхи, куличи, зажженные свечи. Как все это далеко от учения Христа! Вот эту-то легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера страстной субботы к какому-то необузданному языческо-религиозному веселию утра Светлого Воскресения мне хотелось воспроизвести в моей увертюре» («Летопись»).

Воскресная увертюра, посвященная памяти Мусоргского и Бородина, была впервые исполнена в Петербургском зале Дворянского собрания 3 (15) декабря 1888 года, в третьем из Русских симфонических концертов под управлением автора. В качестве приложения к партитуре композитор первоначально хотел дать программу в стихотворной форме, которую просил написать графа Голенищева-Кутузова, однако представленные стихи его не удовлетворили. В итоге программа была составлена самим Римским-Корсаковым. Она состоит из трех частей. Первая — два стиха из псалма LXVII царя Давида:

«Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его».

«Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия».

Вторая — начало XVI главы Евангелия от Марка: «По прошествии Субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти — помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» И взглянувши видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись. Он же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назареянина распятого; Он воскрес.»

Третья часть программы, составленная самим композитором: «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым.

«Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами.

«Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном».

«Разумеется, моих взглядов и моего понимания «Светлого праздника» в программе этой я не объяснял, предоставив говорить за меня звукам, — пишет Римский-Корсаков в «Летописи». — Вероятно, звуки эти говорят до некоторой степени о моих чувствах и мыслях. »

Музыка

Увертюра открывается медленным вступлением, в котором хором деревянных духовых инструментов скандируется напев пасхальной стихиры «Да воскреснет Бог». После каденции скрипки соло, также у солирующей скрипки, вступает знаменный распев «Ангел вопияше». Повторяется тема пасхальной стихиры, теперь в звучании тромбонов, и после новой, флейтовой каденции, вновь появляется второй напев, легко, прозрачно оркестрованный тремоло скрипок в высочайшем регистре и фигурациями арфы и флейты. После замирающих хроматических пассажей арф начинается основной раздел увертюры — Allegro — темой, преобразованной из первой вступительной, затем напев «Да воскреснет» звучит в первоначальном виде. Развитие доходит до мощного, празднично ликующего tutti. Но стихает звучность в нисходящем движении скрипок, и с колокольным перезвоном (аккорды деревянных духовых и арфы, поддержанные тремоло альтов) тихо вступает знаменный распев «Христос воскресе». Его завершают аккорды валторн и тромбонов, постепенно сходящие с фортиссимо до пиано. Тихой имитацией колокольного звона начинается средний эпизод (разработка), в котором появляются грозные речитативы трубы, тромбона (на теме «Да воскреснет»). Но все более мощно разворачивается картина радости. Полная ликования кода построена на теме «Христос воскресе», звучащей подобно торжествующему гимну.

Не только тема, но и сам замысел «Воскресной увертюры на темы из Обихода» (первое авторское название «Светлого праздника») уникален в русской симфонической литературе. Конечно, и до и после Римского-Корсакова композиторы включали в свои партитуры темы церковных песнопений, однако лишь как локальные эпизоды; Римский-Корсаков, положив обряд в основу симфонической концепции, выстроил на этих темах целостную картину. Вторым лейттематическим элементом сочинения является колокольность: и в раскрытии «сферы звонности» (Б. В. Асафьев) композитор нашел свой путь, ведущий от набата «Псковитянки» к «малиновому звону» китежских колоколов: в «Светлом празднике» — не звоны вообще, а звоны разных моментов пасхальной заутрени, и притом не любого храма, а тихвинского Успенского монастыря, запомнившиеся с детских лет.

Несомненно, идея увертюры на обиходные темы связана с деятельностью Римского-Корсакова в Придворной певческой капелле: только обширный, каждодневный слуховой опыт в сочетании с детскими впечатлениями мог привести к рождению столь новой и столь почвенной музыки. Часто цитируются те строки из «Летописи», в которых композитор говорит об отражении в партитуре «легендарной и языческой стороны» празднования Пасхи в России. Стоит обратить внимание и на другие факты. Римский-Корсаков не был удовлетворен стихотворной программой к партитуре, написанной по его заказу А. А. Голенищевым-Кутузовым, и предпослал сочинению собственное вступление, составленное из фрагментов подлинных текстов Ветхого и Нового Заветов.

Дело было, конечно, не в качестве стихов, а в диссонировании современных поэтических форм, современного «городского» мироощущения тем образам и чувствам, которые он хотел воплотить. Отсюда и слушательское непонимание. «. Чтобы хотя сколько-нибудь оценить мою увертюру, — писал Римский-Корсаков, — необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает . ». Это высказывание раскрывает суть главного образа «Светлого праздника» — образа народной веры.

Композитор указал на три подлинных напева, взятых им в качестве основных тем увертюры: стихиру Пасхи «Да воскреснет Бог» (знаменного роспева), задостойник Пасхи «Ангел вопияше» (греческого роспева), тропарь «Христос воскресе из мертвых» (знаменный).

На чередовании первых двух тем построено вступление, где суровой древностью звучащее Lento mistico (тема стихиры) воплощает ветхозаветное пророчество Исайи о рождении Мессии, «мрачные краски» Andante lugubre при переходе к быстрому разделу «рисуют святую гробницу, воссиявшую неизреченным светом в миг воскресения», а тема задостойника, богородичного песнопения, связывается с образом жен-мироносиц, которые «зело заутра приидоша на гроб, возсиявшу солнцу» и «вошедше во гроб, видеша юношу седяща в десных, одеяна во одежду белу, и ужасошася» (стихи из Евангелия от Марка, приведенные Римским-Корсаковым в его программе). Во вступлении же появляется тема «неизреченного света» — каденции солирующих скрипки, флейты и кларнета, из которых постепенно вырастают праздничные звоны. Точнее, звонные попевки постоянно присутствуют в многослойной ткани партитуры, то сопровождая «трубный торжественный архангельский глас», «пение хора», «быстрое дьячковское чтение», то разрастаясь в захватывающий все звуковое пространство мощный перезвон.

Начало Allegro, главная партия увертюры, соответствует, по указанию композитора, второй строке стихиры: «Да бегут от лица Его ненавидящии Его», но во всех быстрых разделах увертюры явственно слышны также попевки центрального песнопения пасхальной заутрени — канона Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие», а главное, здесь прекрасно передана из глубины веков идущая традиция исполнения этого канона в необычайно для православной службы быстром, почти плясовом движении: «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящии Его» (из программы), а верующие празднуют праздник праздников и торжество торжеств, уподобляясь древнему царю Давиду, «скакавшему и игравшему» перед ковчегом Завета.

Развитие припева канона, пасхального тропаря «Христос воскресе», вместе с мотивами «света» и звонами, образует побочную партию и коду увертюры. В центре же композиции — медленный «литургический речитатив» тромбона solo, соответствующий главному моменту службы, торжественному чтению евангельского благовестия от Иоанна: «Вначале бе Слово. », а в контексте сочинения связывающий медленное вступление — предвестие праздника с его сутью — исполнением древних пророчеств.

В связи с воплощением в симфонической форме столь необычной для нее образности, причем не в чисто картинной или повествовательной, а в «синтезирующей», «разработочной» модификации этой формы, естественно встает вопрос, в какой мере она может быть сочетаема с формами древних роспевов без ущерба для их своеобразия. Задача композитора была особенно сложной еще и потому, что он не пошел, например, по пути, избранному (несколькими годами ранее) Чайковским в его торжественной увертюре «1812 год», где обиходный роспев цитируется в нужных моментах симфонического действия целиком и варьируется лишь колористически.

В «Воскресной увертюре» темы именно разрабатываются, в определенном смысле она — не только картина праздника, но и симфоническое действо. По-видимому, органичность этого сочинения — в опоре на инструментальные попевки звона и на «звонность», заложенную в темах пасхальных песнопений, на их краткие попевки, которые легче укладываются в традиционные схемы «композиторского письма», чем длинные линии больших роспевов.

Некоторая заданность структуры в «Воскресной увертюре» — при всех грандиозных достоинствах этой партитуры — все же ощущается; она будет полностью преодолена в свободных строфических формах «Китежа».

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector