1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в русской культуре

Традиции и обычаи Пасхи

Пасха — самый важный день в церковном календаре, с которым связано множество важных традиций и обычаев. Их важно соблюдать, чтобы изменить жизнь к лучшему и провести счастливо весь год.

Великая Пасха — один из самых радостных дней в церковном календаре, ведь именно это время напоминает верующим о Воскресении Сына Божьего. За столетия существования праздника появилось много важных обычаев, о которых необходимо знать верующим. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам об основных пасхальных традициях. Соблюдая их, вы сможете правильно отметить это светлое событие и привлечь счастье.

Традиции празднования Пасхи

По традиции празднование начинается с пасхальной службы. Если нет возможности посетить церковь, необходимо помолиться дома. Считается, что в это время верующие могут обратиться к святым с любыми просьбами, но лучше всего просить о семейном благополучии, здравии и избавлении от грехов.

В течение дня необходимо использовать специальное пасхальное приветствие. При встрече с человеком необходимо сказать: «Христос Воскрес!». На такое приветствие принято отвечать: «Воистину Воскрес!».

Страстная неделя подходит к концу, завершается и Великий пост. Православные могут вернуться к прежнему рациону. Начинать утреннюю трапезу нужно с освященных крашенных яиц и куличей, но, прежде чем употребить пищу, необходимо произнести молитву.

Освящать пасхальные блюда принято в Великую субботу. В этот день верующие отправляются в храм и берут с собой куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и другие блюда, приготовленные на праздничный стол. Чтобы в течение года беды обходили семью стороной, после службы нужно накормить бедных, попросив помолиться за вашу семью.

Во время Пасхи нужно совершать добрые дела и помогать нуждающимся, и тогда год будет удачным для всей семьи. Необходимо подавать милостыню, оказывать помощь близким, главное — делать это бескорыстно.

В Пасху запрещено грустить, ссориться и оплакивать покойных. Это светлое событие должно сопровождаться радостью, а печаль будет расцениваться как неуважение к празднику. Считается, что тот, кто будет плакать в этот день, будет часто рыдать в течение года.

Важная часть празднования — пасхальная трапеза. В этот день можно пригласить в дом гостей и подать на стол любые блюда, но в центре стола обязательно должны находиться кулич и крашеные яйца. В качестве напитков рекомендуется подавать компоты или кагор. Важно помнить, что Пасха — религиозное событие, и злоупотреблять алкоголем в это время — большой грех.

На Пасху можно дарить близким подарки. В качестве сюрприза можно выбрать любую вещь, но лучше всего дарить крашеные яйца, куличи или вещи, сделанные своими руками. Детям можно дарить сладости и игрушки.

Пасха — время, когда близкие могут объединиться и сказать друг другу теплые слова. Обязательно поблагодарите родных и друзей за их помощь и поддержку, позвоните дальним родственникам, попросите прощения у тех, кого обидели, и простите своих обидчиков. В этом случае гармония будет царить в вашем доме в течение всего года.

Интересные пасхальные обычаи

С празднованием Пасхи связывают много интересных обычаев. Согласно одному из них, в Пасху принято надевать новую одежду, желательно сшитую своими руками. Считается, что если сесть за праздничный стол в новом наряде, то год пройдет удачно, если же на человеке будет старая или испорченная одежда — это к бедности.

В давние времена считали, что на Пасху пробуждается природа. Поэтому в этот день люди стремились привлечь перемены в свою жизнь и проводили различные ритуалы. Чаще всего это касалось девушек и юношей, которые совершали обряды на любовь. Считалось, что если девушка в этот день накормит парня блюдом собственного приготовления, то он обязательно влюбится в нее.

Пасхальное яйцо символизирует жизнь, и, согласно старинному обычаю, в Пасху близкие люди обязательно должны обменяться крашеными яйцами и пожелать друг другу здоровья.

Во время Пасхи каждый желающий может изменить свою жизнь и избавиться от проблем. В этом вам помогут эффективные пасхальные молитвы и обряды на деньги, удачу и любовь. Желаем вам удачи и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Православный праздник Пасха

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Пасхальные гуляния

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Читать еще:  Происхождение слова тайна

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа»

Ирина Голубева
Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа»

воспитание духовности через приобщение дошкольников к традициям Пасхи.

познакомить детей с праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением;

развивать речь, творческие способности детей;

воспитывать уважение к православным традициям русского народа;

И. О. О.: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Словарь: Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки, христосование.

Оборудование и материалы: мультимедийная доска, иллюстрации, разрезные картинки «Храм», карточки «Пасхальный лабиринт», кулич, яйца, силуэты яиц для росписи, гуашь, кисточки, горка для катания яиц, клубок, разрезные картинки, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных и православных праздниках, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, примет.

Ход мероприятия:

Под весёлую музыку дети в русских народных костюмах входят в зал и встают полукругом.

Раздаётся стук в дверь. В зал входит воспитатель в русском народном сарафане.

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

— Расскажите, ребята, какие праздники вы знаете?

(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – славят Христа, на Троицу – воспевают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения).

— А сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике — Светлой Пасхе.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

Позову я всех детишек —

И девчонок, и мальчишек.

Будем петь да играть,

Ребята, хотите побывать в прошлом, посмотреть как раньше праздновали Пасху? Давайте пройдём по весёлым деревенькам и посмотрим, как люди готовились к празднику, какие традиции они соблюдали. А добраться до них нам поможет волшебный клубочек.

Читать еще:  Пасхальные переживания смотреть онлайн

Дети катят клубочек по кругу и в это время на мультимедийном экране, на 1-м слайде появляется изображение первой деревни Бурёнкино. Появляется картинка, где дети украшают пасхальные яйца.

— Ребята, как вы думаете, почему люди красят яйца в красный цвет? (Потому что оно красивое)

Существует предание, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина, ученица Иисуса Христа, императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к императору со словами: «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил её словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С тех пор люди стали дарить друг другу на Пасху красные яйца и говорить при этом: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскрес!».(Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями на экране).

На Руси использовались 2 вида праздничных яиц:

Крашенки — крашеные яйца.

Писанки — расписные яйца.

— Ребята, хотите вместе с жителями этой деревеньки украсить яйца?

Тогда послушайте главное правило: «Работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока расписываете яйцо, думайте о том, для кого оно предназначено, потому что оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка».

Звучат пасхальные мелодии, дети выполняют работу.

Дидактическая игра «Распиши яйцо»

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые и нарядные у вас получились писанки. Давайте сложим их в корзину и оставим для жителей этой деревни. А теперь нам пора отправляться дальше.

Дети берут клубочек и катят дальше.

Итак, следующая деревня — Берёзкино.

На экране появляется иллюстрация, на которой изображены люди, идущие в храм.

— Ребята, посмотрите, куда идут люди этой деревни? (В храм)

— Кому посвящён праздник Пасха? (Иисусу Христу)

Дидактическая игра «Собери храм»

Дети читают стихотворение «Пасха»

Мы пойдём сегодня в храм,

Потому что праздник там.

Все поют: «Христос Воскрес!»

И сияет Божий крест!

Освятим святой водой

Наш куличик золотой.

Засветим свои сердца

И восславим все творца!

Пасха, праздник дорогой,

В дом пришёл и твой, и мой!

Слёзы радости из глаз:

Ведь Христос Воскрес для нас!

Мы пойдём сегодня в храм,

Потому что праздник там.

Все поют: «Христос Воскрес!»

И сияет Божий крест!

Воспитатель:Молодцы ребята! Какие хорошие стихи вы прочитали для жителей деревни Берёзкино.

А что же ждёт нас в следующей деревни? Катите клубок, ребята.

На следующем слайде появляется деревня Простоквашино. Дети видят иллюстрацию, на которой люди дарят друг другу яйца.

Посмотрите, ребята, на Пасху все дарят друг другу крашеные или расписные яйца. Давайте и мы с вами поиграем в игру, похристосоваемся, т. е. обнимемся, поцелуемся и подарим друг другу пасхальные яйца.

Малоподвижная игра «Подари яйцо»

Дети под музыку передают яйцо по кругу. У кого в руках окажется яйцо по окончании музыки, тот выбирает, кому он хочет его подарить. Они обнимаются и водящий дарит яйцо. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Ребята, берите клубочек. Пусть он покажет нам путь в следующую деревню. Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в селе Колокольцево.

На иллюстрации изображены люди, звонящие в колокола. Звучит Пасхальный колокольный звон.

— Послушайте, ребята, во всех церквях торжественно звонят колокола, они разносят радостную весть: «Христос Воскрес!» В Пасхальную неделю все желающие, даже дети, могут зайти на колокольню и звонить в колокола.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Чтобы не погасло,

В колокол звонят:

Убегай скорее вон!

Воспитатель:Устали, ребята? Давайте присядем на травку, послушаем пение птиц, поиграем, поговорим о приметах погоды.

Звучит пение птиц, дети располагаются на ковриках. Воспитатель раздаёт детям карточки с лабиринтом и простые карандаши. Дети самостоятельно пытаются пройти лабиринт.

Дидактическая игра «Пасхальный лабиринт«

Далее дети говорят о приметах.

1-й ребёнок. На Пасху небо ясное, и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.

2-й ребёнок. На Святой дождь — добрая рожь.

3-й ребёнок. На Святой гром — к урожаю.

4-й ребёнок. Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, а если будет пасмурная — лето будет сухое.

Воспитатель: А мы любим хорошую погоду, чтобы солнышко светило, чтобы можно было поиграть, побегать. Вот в деревне Маслёнкино дети любят играть с пасхальными яйцами. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Катание яиц с горки»

Воспитатель:Ну вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Пришла пора нам возвращаться в своё село, в свой детский сад.

Дети берут клубочек и возвращаются обратно в детский сад.

Есть сюрприз у меня

В честь торжественного дня.

Ближе детки подходите,

Да в корзину посмотрите.

Испекла я куличи –

Как вкусны и горячи.

Куличи вы разбирайте,

Пасху дальше отмечайте.

(Показывает корзину с куличами и яйцами).

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Чай пить не дрова рубить!

Во время чаепития воспитатель проводит беседу и задаёт вопросы на закрепление изученнойтемы.

1. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа«;

2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей»;

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

Досуг для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Фотоотчет об экскурсии в библиотеку на мероприятие «Праздники и традиции русского народа» В нашем городе, Можга, есть центр Русской культуры, который находится на базе городской центральной библиотеки имени Н. Байтерякова, который.

Фотоотчет «Зимние праздники. Традиции русского народа» Вот и настало время провожать зиму. И согласно праздничной программе-зиму до ворот проводим мы, а весна уже не за горами. Зимой у нас много.

Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы» Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: • Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Проект «Быт и традиции русского народа» Проект: «Быт и традиции русского народа» Краткосрочный проект во второй младшей группе. Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность: В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Конспект внеклассного занятия «Традиции гостеприимства русского народа» Традиции гостеприимства русского народа Цель: Формирование позитивного отношения к обычаям, фольклору и традициям русского народа. Знакомство.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПАСХУ И О ПАСХЕ

Поэтому античная, гераклическая модель радости подразумевает постоянное превышение горькой скорби над радостью. Пасхальная же радость лежит в основе человеколюбия, поскольку являет собой радость победой Бога, а не личной победой. Гераклическая радость делит людей на винеров и лузеров, победителей радующихся, и неудачников скорбящих.

Пасхальная радость объединяет всех, не разделяет людей, не требует чужой скорби как платы за собственную радость.

Именно поэтому и для светской культуры пасхальная радость так важна, так актуальна – если книга стремится к добру и свету, она не должна окунаться в мрачный гераклизм псевдорадости на чужом горе.

Уже упоминавшийся М.Горький неожиданно всплыл в восторженном очерке С.Шаулова о скоробогатом олигархе ельцинского времени. Рассказав, что ещё до 30 лет этот деятель стал долларовым миллионером, перечислив его виллы, яхты и забавы, Шаулов неожиданно бросает читателям инвективу из М.Горького:

А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!

Не думаю, что сам Горький, сочиняя «Легенду о Марко» предполагал, что его творчество будут использовать апологеты куражливых воров и «умеющих жить» циников. Тем не менее, по великому открытию Н.Добролюбова, писатель очень часто отражает во всем реализме явления, истинного смысла до конца не осознавая. Противопоставив людей, о которых говорят, песни поют людям простым, неприметным на вид, уподобив простых людей «слепым червям», М.Горький внес свою лепту в утверждении гераклической модели радости: не победил, не поверг кого-то на землю, не обогнал кого-то на ристалище – и радоваться тогда нечего!

Но гераклизм русской культуре несвойственен, лучшие писатели России всегда стояли на позициях пасхальной радости, которая отнюдь не слабоумна, но, с другой стороны, и не требует винерского злопыхательства.

Например, Ф. М. Достоевский тему воскресения раскрывает от противного — через тему тления, как раскрытие категорического — или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху.

«Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно — такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт».

И.Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

«— Христос воскре-се из мёртвых…

— Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.

Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.

…сме-ртию смерть… по-пра-ав. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба…»

Читать еще:  Пасха с большой буквы или с маленькой

Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански. Таковы они в произведении «Баргамот и Гараська» Л.Андреева, такими изображает их А. П. Чехов в рассказе на «На страстной неделе»

Ярко пасхальный мотив выступает у Н.С.Лескова в его знаменитой «Фигуре». Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин — «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К.Д.Бальмонт — «Вербы», И.Северянин — «Пасха в Петербурге».

Да и действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Солист группы «ДДТ» Юрий Шевчук продолжает эти традиции классики в своем произведении «Пасха»: «Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

Это значит, что пасхальная радость о Победе Бога жива в лучших образцах русской культуры и сегодня, продолжает звать с собой на внутренний подвиг, в корне отличный от подвигов Геракла, внешних, видных, песенно-былинных, и оттого с неизбежностью отдающих показухой, презрением к «слепым червям», неспособным явно придушить льва или одолеть гидру. Тем, кто, на самом-то деле, снова и снова одерживают вечную победу созидательной любви и всепрощения над саморазрушительными проявлениями ненависти и эгоизма.

Пасха в светской культуре

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного — через тему тления, как раскрытие категорического — или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно — такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

— Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
— Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
— Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, — говорит мне Горкин — как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

— А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
— Уж молчал бы! — презрительно ответил Баргамот. — До свету нализался.
— А у Михаила-архангела звонили?
— Звонили. Тебе-то что?
— Христос, значат, воскрес?
— Ну, воскрес.
— Так позвольте… — Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
— Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… — бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
— Пойдём ко мне разговляться.
— Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
— Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

— Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
— Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

— А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь — скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело — темно.
— Казаки, ваше благородие, винища облопались. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен. зарубить его на месте. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! — Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос. Тебя самого били. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже — понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: — Мы его убьём!
— Что вы. Бог с вами. Нельзя человека убивать!

— Н. С. Лесков. «Фигура»

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву —

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза). [25]

Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин — «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт — «Вербы», И. Северянин — «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов

8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).

8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!

8.3. Современная культура

«ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» — тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

«Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха» [26]

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector