11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасха в ветхом завете

Пасха в ветхом завете

Пасха или пасочка?

1. Праздник, установленный Богом.
Ветхозаветная Пасха — это один из Ветхозаветных праздников, или фестивалей, который был установлен Самим Богом:

    Левит 23:1-5 «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня«. Левит 23: 37 «Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даете Господу«.

2. История праздника:

Предыстория этого праздника описывается в книге Исход с 3 по 10 главы. Эти главы описывают то, как Господь призвал Моисея вернуться в Египет и вывести оттуда народ Израилев, который находился там в рабстве на протяжении 400 лет. Знакомое для всех название этой истории — «10 египетских казней».
Фараон отказался отпустить евреев в пустыню для праздника, как велел Господь. За это Господь начал насылать на Египет казнь за казнью. После первого отказа, Господь превратил всю воду в реках и других источниках в кровь. После второго отказа фараона Господь поразил всю землю египетскую жабами. После третьего отказа фараона Господь наслал на Египет мошек. После четвёртого — пёсьими мухами (оводами). После пятого — Господь наслал на Египет моровую язву, так что вымер весь скор в земле египетской. Но и это не смягчило сердце фараона, и он продолжал упорствовать. Тогда Господь наслал воспаление с нарывами на всё живое в Египте. Седьмой казнью Египта был град, который побил не только людей и скот, которые были в полях, но и все растения, включая деревья. Но даже после этого сердце фараона не смягчилось, и он продолжал противиться Богу и не хотел отпустить народ Израилев из Египта. Тогда Господь наслал на Египет саранчу, которая пожрала то, что не побил град. Но фараон и тогда не отпусти народ Божий в пустыню, и Господь наслал на Египет густую тьму, которая не рассеивалась в течение трёх дней, в то время, как в домах израильтян было светло. Но это ещё больше ожесточило сердце фараона и он наотрез отказался отпустить евреев из Египта.

Десятой казнью была смерть египетских первенцев. Ангел Господень прошел мимо домов Израильтян, но поразил семьи египтян: убил всех первенцев от человека до скота. В живых лишь остались первенцы израильтян, которые поверили и послушались указаний, данных Моисею Господом Богом, и закололи пасхального агнца (ягнёнка), а кровью его помазали косяки дверей своих домов. Ночью Ангел Господень прошёл мимо их домов, но поразил дома египтян. Это и есть история Ветхозаветной Пасхи. Она подробно описана в книге Исход с 11 по 14 главы. Обратимся лишь к одному отрывку:
Исход 11:4-7 Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.
После этого фараон отпустил евреев из Египта. И не просто отпустил, а прогнал их, чтобы Господь не поразил Египет ещё больше.

В 15-й главе книги Исход описана песнь хвалы Господу, которую воспел Моисей после чудесного выхода из Египта: Исход 15:1-21.

3. Атрибуты Ветхозаветной Пасхи

В 12 главе книги Исход мы читаем, что Господь повелел делать Своему народу во избежание смерти их первенцев:

Исход 12:3-13 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую
.

Итак, каковы были атрибуты Пасхи Господней Ветхого Завета?
А. Агнец мужеского пола без порока.
Б. Кровь агнца на косяках и перекладине дверей.
В. Пресный хлеб (без дрожжей).
Г. Горькие травы.
Д. Есть нужно было с поспешностью.

4. Что же есть Ветхозаветная Пасха Господня?

В Исходе 12:11 говорится: «это — Пасха Господня«. Что же такое Пасха?
Русское слово «Пасха» произошло от Арамейского «пасха» и Еврейского «песах», что означает: «пройти мимо» или «миновать».
Именно это и произошло в ту ночь, когда Ангел Господень миновал дома израильтян, но поразил дома египтян. Так Господь вывел Свой народ из египетского рабства. Посему Он заповедал евреям помнить этот день во все века и отмечать его, как один из самых главных праздников Ветхого Завета:

Исход 13:3-16 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве.
И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих.
И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.
И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, — отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.
И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта
.

Предлагаем вашему вниманию следующие статьи о Пасхе:

Пасха ветхозаветная

Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) ( Втор. XVI, 2–6 , Исх. XII, 3–20 , Лев. XXIII, 5–8 , Чис. XXVIII, 16–25 ) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).

Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил ( Исх. XII, 2–27 ). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа ( Мф. XXVII, 15 ).

Читать еще:  Рассказы о пасхе

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лк. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Ин. XIII, 11 ).

Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Мф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. XXVI, 26–28 , Лк. XXII, 19 ).

Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Мф. XXVI, 30–35 , Мк. XIV, 26–31 , Лк. XXII, 31–38 , Ин. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

Моисей. Ветхозаветная Пасха

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история — Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Текст хорошего издания Евангелия обязательно сопровождается так называемыми параллельными местами — ссылками на книги Ветхого Завета. Они свидетельствуют о том, что многие эпизоды Священной истории Ветхого Завета воспринимались в Новом Завете как события прообразовательные, символические и связанные с событиями христианской истории.

Другими словами, Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она оказывается наполненной символами, прообразами и предсказаниями.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели — ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Итак, Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает “взятый из воды” (Исх. 2. 10).

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются “песьими мухами” (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом “Песах”, что в переводе означает “прохождение”, ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, — праздник избавления Израиля из египетского плена.

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, — говорит Христос (Мф. 5. 17). В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. “Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”, — сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении II века, поэме святого Мелитона Сардийского “О Пасхе” Христос говорит о Себе: “Я — Пасха спасения, Я — Агнец, закланный за вас, Я — искупление ваше, Я — жизнь ваша, Я — воскресение ваше, Я — свет ваш, Я — спасение ваше”.

Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от “тьмы и сени смертной” (Иов. 10. 21).

Что такое:: история праздника Пасха

Пасха для верующих людей — очень важный праздник, который возвышается над другими торжествами. Это главный день в году, ведь жизнь победила смерть. Иисус после воскресения приветствовал людей одним словом: «Радуйтесь!». Мы привыкли воспринимать смерть как трагедию, беду, а Христос показал людям, что после смерти есть настоящий триумф жизни!

Традиция праздновать Пасху пришла к нам из глубокой древности, из времен Ветхого Завета. Еврейский народ еще за долгое время до Рождества Христова был рабом египетского фараона, который отвергал все просьбы об освобождении. Однако потом нахождение в рабстве для евреев стало настоящей пыткой: власти Египта начали умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков.

Читать еще:  Сколько муки на литр молока

Освобождения своего родного народа добивался пророк Моисей. На египетскую землю обрушились «Десять египетских казней». Все люди, кроме евреев, страдали от различных напастей. А Господь через пророка Моисея обратился к еврейскому народу с тем, чтобы каждая семья заколола агнца (молодого ягненка), запекла его и полностью съела. Кровью же животного нужно было помазать дверной косяк дома, тем самым совершив защитный обряд. По преданию, ангел, который умерщвлял первенцев египтян, не тронул еврейский народ.

После всего этого фараон Египта освободил всех евреев от рабства. Именно с этого момента израильтяне отмечают праздник Пасхи как праздник освобождения из рабства.

Праздник Пасхи по Ветхому Завету

Пасха праздновалась семь дней. Само слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что значит — проходить (в значении избавлять, освобождать). В эту неделю весь верующий иудейский народ находился в Иерусалиме. Праздник сопровождался употреблением в пищу пресного хлеба, который назывался маца. Это дало второе название празднику Пасхи — Праздник Опресноков. Согласно обряду, который Бог передал через Моисея, каждая семья на Пасху должна была съесть агнца. Молодой ягненок был своеобразным символом Пасхи. Кроме того, в пищу необходимо было употреблять горькие травы, кашу, приготовленную из фруктов и орехов и выпить 4 бокала вина. Было принято, чтобы за общим столом отец семейства рассказывал историю освобождения еврейского народа от египетского фараона.

Пасха по Новому Завету

Праздник Пасхи теряет свой старозаветный смысл после прихода Иисуса. По Новому Завету Пасха — это праздник Воскресения Христа. Сегодня невозможно точно вычислить то, какого числа воскрес Иисус. Согласно Евангелию, Иисуса распяли 14 числа весеннего месяца Нисана (который соответствует марту-апрелю), а воскресение его произошло 16 числа того же месяца в первый день после субботы. Этот день позже назвали «воскресением».

Во 2-3 веке было принято решение торжественно праздновать Пасху один раз в году, а не каждое воскресение. Уже в 4 веке церковь постановила, что Пасха будет праздноваться в первый по счету весенний воскресный день (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая по нашему календарю). Светлый праздник Пасхи — главное торжество для верующих, это символ победы жизни над смертью.

О том, как праздновать Пасху

К этому празднику нужно готовиться заранее: соблюдать строгий пост, который длится семь недель. Любой пост — это время, когда люди должны быть открыты для покаяния и нравственного, духовного очищения.

Начало пасхального торжества — это богослужение. Верующие стремятся к причастию. По окончании пасхальных песнопений принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и слышать в ответ: «Воистину Воскресе!». Такое приветствие получило название «христосование».

Пасху празднуют на протяжении сорока дней. Эта цифра отнюдь не случайна: именно в течение сорока дней воскресший Христос являлся своим любимым ученикам, а на последний сороковой день вознесся на небеса. Первая неделя Пасхи — самая праздничная, самая торжественная. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, христосуются, дарят пасхальные куличи и яйца.

Почему же на Пасху стало традицией красить яйца? Мария Магдалина, которая прибыла в Рим, подарила императору Тиберию яйцо (более дорогой подарок она не могла себе позволить), поприветствовала его словами: «Христос воскресе!» и объяснила, что Иисус воскрес, восстал из своего гроба, как и цыпленок, который когда-то появится из яйца.

Тиберий не воспринял эти слова серьезно и спросил: «Как мертвый может воскреснуть? Это все равно, что яйцо превратится сейчас из белого в красное!». И на глазах у них скорлупа яйца, которое принесла Мария Магдалина, окрасилась в алый цвет, олицетворяя собой кровь, пролитую Христом во имя спасения народа. В праздник Пасхи нужно не только веселиться, но и помогать нуждающимся, заниматься благотворительностью, приносить пожертвования.

В чем же значение этого светлого праздника?

Иисус принес в жертву себя для того, чтобы спасти все человечество от неминуемой гибели. Причем говорится не о смерти физической, ведь люди умирали, умирают и буду умирать по разным причинам, а о смерти духовной. И благодаря Великому Воскресению Иисуса Христа биологическая смерть — это не прекращение всего живого, не замкнутый круг, а, наоборот, выход из тупика. За гранью смерти — долгожданная встреча с Богом. Ад и рай после смерти — это не конкретные места, а лишь состояние человека, который встретился с Христом.

Значение Пасхи по Новому Завету очень хорошо отражено в иконографии. Для нас привычной является икона, на которой изображен Иисус в белых одеждах, вознесшийся над своим гробом. Вплоть до 16 века люди не знали икону с таким изображением. На традиционной иконе изображался Иисус Христос, который выводит из ада первых людей на земле — Адама и Еву.

Пасха в Ветхом Завете

Мы все любим светлый праздник Пасхи, радуемся, как дети, возгласам священника, отвечаем на них дружно. Любим крашеные яйца и куличи. Но то что этот праздник пришел к нам еще до Нашей эры мало кто знает.

Что означает слово «Пасха»

На самом деле этот праздник существовал еще во времена Ветхого Завета. Слово «Пасха» в переводе с иврита означает – «исход». Это – еврейский праздник, установленный еще пророком Моисеем задолго до пришествия в мир Христа. Это – один из древних ветхозаветных пророков, выполнивший великую миссию спасения евреев.

Моисей пришел тогда, когда еврейский народ находился в бедственном положении в Египте. Они переехали туда во времена голода, Иосиф – сын Авраама помог им в этом. Его братья продали в рабство по причине зависти – отец любил его больше других одиннадцати сыновей. Но это печальное событие послужило на пользу евреям – Иосиф стал в Египте уважаемым человеком. При дворе фараона любили его и уважали благодаря его уникальным способностям и уму. Поэтому его семью приняли в Египте с почестями.

При каких обстоятельствах был установлен этот праздник

Однако по прошествии многих лет евреев стало слишком много. Египтянам это не нравилось, они стали их притеснять. Заставляли их работать на тяжелых работах по строительству пирамид. Евреи надрывались и гибли, кроме того их также избивали надсмотрщики.

Потом фараон издал приказ уничтожать всех родившихся младенцев мужского пола. Но Моисея от казни всё-таки спасла мама, пустив в корзине по реке. На счастье, как раз в это время дочь фараона пошла купаться в ту реку и заметила младенца. Она взяла его во дворец и воспитала.

Моисей вырос, и настало время исполнения возложенной на него Богом миссии. Ему явился Сам Господь в горящем кусте (прообраз Божьей Матери) и велел вывести еврейский народ из Египта.

Он пошел к фараону и изложил свою просьбу. Тот не сразу выполнил ее, много раз обещал и отказывал. За это Египет был поражаем различными бедствиями.

На страну одна за другой были наведены страшные казни:

  1. Реки превращались в кровь.
  2. На поля находили тучи жаб.
  3. Людей поедали мошки, комары и другие кровососущие в огромном количестве.
  4. Появление новых насекомых – песьих мух.
  5. Скот стал умирать поголовно.
  6. Людей поражали различные язвы.
  7. Гром и огненный град.
  8. Саранча в огромном количестве поедала плоды.
  9. Темнота в течение нескольких суток.
  10. Умирали в семьях старшие дети.

Последняя казнь оказалась самой страшной. У фараона умер сын, и он издал повеление отпустить евреев.

Как празднуют Пасху евреи

Господь предупредил Моисея, что так будет, велел заранее собраться, испечь опресноки (хлебы на бездрожжевом тесте) и взять их с собой. Также Господь велел выходить ночью, идти очень быстро. Потому что фараон передумает, когда они отправятся в дорогу, и пошлет воинов с целью их догнать.

Накануне Бог велел еврейским семьям заколоть агнца (ягненка), а его кровью сделать пометку на дверях своего дома. Это был знак для Ангела смерти, чтобы он обошел их дом и не забрал первенца. Агнец этот должен быть без скверны, однолетний. Убивать его надо было, не сломав его костей. Евреи ели этого агнца и радовались, что избавились от смерти и что вскоре им придется покинуть Египет. Этот агнец и стал прообразом Христа – на кресте воины не стали перебивать Его ноги, а проткнули в ребро копьем. Об этом свидетельствует евангелист Иоанн Богослов .

До сих пор евреи на праздник Пасхи вспоминают исход своих предков из Египта, радуются, едят опресноки и заколают пасхального агнца. О такой трапезе упоминается в Евангелии, когда ученики готовились совершить Пасхальный ужин, который превратился в Тайную вечерю .

Евреи после исхода сорока лет бродили по пустыне в поисках обетованной земли. Моисей дал им Божии заповеди, по его молитве евреям была дана пища (манна небесная) и вода из камня.

Пасха и исход евреев из Египта

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Урок№15. Пасха и её значение в Новом Завете.

Значение Пасхи в Новом Завете (1Кор.5:7)

ПАСХУ отмечают сегодня по-разному: кто-то видит в ней сдобные красивые куличи, крашеные яйца и воскресение Христа; кто-то ест пресный хлеб, пьёт красное вино и вспоминает смерть Христа; а кто-то просто смотрит на пресный хлеб и красное вино, не решаясь принимать их. Могут ли повеления для одного и того же Библейского события — ПАСХИ — быть такими разными?

Конечно же ясно, что — нет. Поскольку понятие «Пасха» — Библейское — выясним из самой Библии, как и зачем отмечать это событие, что это нам даёт и, чем опасно неправильное отношение к этому событию – для тех, кто, имея возможность узнать всё о порядке проведения Пасхи из Библии – не делает этого до сих пор..

Подробно историю этого события 3,5 тысячелетней давности описывает книга Исход 12 глава. Кратко она выглядит так: ПАСХА — это непорочный агнец (ягнёнок), испеченный на огне 14 нисана (этот месяц по велению Бога стал первым месяцем еврейского календаря, а ранее он назывался «авив», Втор. 16:1; Есф.3:7; Исх.12:2; 13:4).

Пасхального ягнёнка, тщательно отобранного из стада, следовало взять по семьям 10 нисана и до 14 нисана подготавливать его к жертвоприношению: несколько дней его баловали всем семейством, с ним играли, за ним ухаживали и хорошо кормили . А после — его следовало заколоть для того, чтобы ни один ребёнок-первенец в Израиле не умер (Исх.12:3-6).

Конечно, это не могло не задевать чувств членов каждой семьи в Израиле. Глядя на смерть ягнёнка, к которому семья привыкала за 5 дней, народ имел возможность задуматься над тем, как же велика ценность этого пасхального ягнёнка, которого пришлось убить ради сохранения жизни своим первенцам.

Читать еще:  Тропарь пасхи слушать

Итак, ягнёнка, испечённого на огне, надо было спешно есть с пресным хлебом и горькой травой – перед тем, как ночью сбегать из Египта: горькие травы впоследствии напоминали Израилю о горечи пребывания в рабстве Египта; о том, как тяжело им там было (Быт:15:13,14; Исх.12:8-14; Марк 14:12).

Кровь же ягнёнка использовалась особо: ею израильтяне должны были помазать косяки дверей своих жилищ. Кто не помажет – того «посетит» смерть. Так Иегова помогал Израилю навсегда запомнить, что за жизнь своих первенцев и благополучие народа в целом — пасхальный агнец «расплачивался» ценой своей жизни (ценой пролития своей крови).

Видя пометки косяков, ангел-губитель, а с ним — и смерть, шедшая казнью в Египет, — проходили мимо домов Израиля (Бог действует через ангелов, 2Цар.24:16). В результате- все первенцы Израиля оставались живы. Поэтому, в память об этом событии Иегова назвал день жертвенной смерти агнца — Пасхой, означающей «пройти мимо».

Так кровь агнца спасла первенцев Израиля, «заставив смерть» пройти мимо их домов в Египте. Через эти действия, выполняемые израильтянами по указу Иеговы, Бог как бы «купил» в собственность для Себя всех первенцев Израиля, расплатившись с ангелом-губителем — кровью агнца (образно, отдав «смерти» вместо каждого первенца – Своего ягнёнка: ведь животные – это Его творение и собственность, Исх.12:12, 21б, 22-24; Числ.3:13).

Заметим: остальное общество Израиля не пострадало бы от суда Иеговы над богами Египта. Однако, ради искупленных от смерти первенцев — от Египетского рабства смогли освободиться не только первенцы, но и все остальные израильтяне: Богу нужна была среда Своего народа для того, чтобы она могла «производить» Ему первенцев. Но тогда Израиль не знал о предназначении первенцев:

зачем Иегове нужны были первенцы- стало известно позже: когда Он заменил их на верное колено Левия , выяснилось, что первенцы нужны были Ему для Своего храма (Исх.32:26). Левитам было поручено очищать народ Бога от греха — через храмовое служение Иегове, что давало Израилю возможность приближаться к Богу, далёкому от нечистых (Чис.8:14-19; Пр.15:29).

Нетрудно догадаться, что все эти события происходили не просто так: они были прообразами на далёкое будущее (Евр.10:1). Иисусу Христу надлежало стать пасхальным ягнёнком или Пасхой — для народа Иеговы эры Нового Завета, чтобы «купить» для небесного храма Бога — духовных «первенцев» и, ради их появления в эре Н.З. — освободить от рабства греха весь будущий потенциальный народ Иеговы (1Кор.5:7; 6:20; Откр.14:4; Ин.8:34,36; Рим.6:22).

А пока что Израилю было показано, что Пасха – это наиважнейшее событие в их жизни: в память о Пасхе Бог сделал месяц нисан — первым в году (Исх.12:2; Втор.16:1). Но Пасха не только спасла жизнь первенцам Израиля. Она была важна и ещё по одной причине:

если бы не событие Пасхи – весь народ Израиля, который должен был бы обеспечивать Иегову «первенцами», не смог бы стать участником завета с Иеговой, и Ветхий Завет не был бы заключён. Почему?

Для заключения завета с Богом ВЕСЬ народ Израиля, от которого ожидались первенцы, должен был бы стать свободным: Иегова не стал бы заключать Завет с рабами другого духовного господина — фараона Египетского, которому Египет поклонялся как своему богу (Мтф.6:24).

Так же самое применимо и для заключения Нового Завета с новым будущим народом, «производящим духовных первенцев» — Иегова сначала при помощи Пасхи – Иисуса — освободил всех Своих будущих служителей от рабства греха (Рим.6:22). А уже со свободными, прошедшими через водное крещение — стало возможно и Новый Завет заключить (его действие проявилось на 50й день после Пасхи, Деян.2:1-4).

Итак, древняя Пасха, освободив потомков Иакова/Израиля из рабства Египта, проложила им путь к заключению Ветхого Завета с Иеговой (на 50й день после выхода из рабства Египта, Исх.16:1; 19:1). Также Пасха дала возможность обрести им свою буквальную землю обетованную, возделывать её и получать два сбора урожая: ранний (пшеницу в начале лета) и поздний (всё остальное — осенью, Исх.23:16; 34:22).

Точно так же, и новая Пасха – Иисус Христос – проложила новому народу Иеговы путь к заключению Нового Завета и обретению духовной «нивы» Иеговы. А, благодаря сеянию на Земле слова Бога, Пасха Н.З. (Иисус Христос) дала возможность собрать в итоге два духовных урожая во славу Иеговы: 144000 священников для небес и великое множество праведных жителей Земли — для вечности Иеговы (Откр.7 гл.; 20:6; 21:3,4, см. видео 1.55).

Как Пасху отмечали в В.З.? Пасха древности, открывшая «двери» Ветхому Завету с Иеговой, должна была отмечаться до прихода Христа с целью воспоминания о ценности спасающей крови древней Пасхи (заколотого ягнёнка, Исх.12:26,27) — для того, чтобы достигшим времён Христа, понять смыл ценности «спасительной крови» бОльшего Агнца-Пасхи- Иисуса Христа, открывающего «двери» Новому Завету Иеговы с новым народом: христианами (1Кор.5:7).

Важность Пасхи для человечества в эре Нового Завета Иегова подчеркнул позже ещё и тем, что из всех праздников В.З.-ного поклонения — для служителей Н.З. Он оставил только Пасху, ставшую Вечерей или ужином, посвящённым памяти жертвенной смерти Иисуса Христа (1Кор.11:23-25). Все остальные религиозные праздники В.З. были Им отменены (Римл.10:4).

Как Пасху отмечали в Израиле? Хотя Пасхой были искуплены только первенцы — ВСЁ общество народа Иеговы древности без исключения, как помазанное священство, так и остальной Израиль, и обрезанные пришельцы – обязаны были вкушать пасхального агнца, использовать его кровь и есть пресный хлеб, иначе они были бы истреблены из народа Иеговы (Исх.12:47-49, Числа 9:9-14).

Осквернённым нечаянно какой-нибудь нечистотой разрешалось перенести день Пасхи на месяц, но НЕ разрешалось НЕ отмечать этот день (Числа 9:10,11). Поэтому и Иисус Христос отмечал Пасху, как и все иудеи – в ночь 14 нисана вместе со своими друзьями, которые на тот момент ещё не были крещены святым духом, они приняли его позже: после воскресения Иисуса (Ин. 15:15; 20:22; Деян.2:1-4).

До этого Иисус разъяснил, какие условия должны соблюстись для того, чтобы ученики его получили возможность креститься святым духом: святой дух не мог излиться свыше на учеников Христа — ПРИ ЖИЗНИ Иисуса. Он мог быть послан от Иеговы — только после его жертвенной смерти и воскресения (Ин.7:39; 14:16; 16:7).

То есть, на пасхальном ужине, когда Иисус объяснял, как ученики должны будут отмечать этот день после его жертвенной смерти — за столом сидел крещённый святым духом Иисус (о чём говорил Иоанн -Креститель в Ин. 1:31-34) — и те его ученики, кто на тот момент ещё не был крещён святым духом (это стоит учесть всем, кто научен отказываться от принятия символов Вечери, считая, что это должны делать только христиане, крещённые святым духом).

Иисус, отмечая Пасху В.З. с учениками, пользовался имевшимся на столе красным вином и обязательным пресным хлебом: кроме Пасхи, совершённой в Египте, израильтяне не были больше обязаны мазать косяки своих дверей кровью агнца. Однако помнить о его спасительной силе крови во все роды – они были обязаны, этой цели служило красное вино на столах иудеев (Исх.12:23-27; Марк 14:12; 22-25).

Следовательно, ещё с древности о крови пасхального агнца израильтянам напоминал цвет красного виноградного вина, которое Иисус пил со своими учениками за ужином 14 нисана. А кровь пасхальной жертвы, как и кровь любой жертвы Иегове, — со времени действия Моисеева Закона использовалась только священниками и строго для жертвенника (для освящения Израиля, Левит 17: 11).

Теперь выясним, как сам Иисус Христос заповедал нам, христианам, отмечать событие Пасхи 14 нисана? Это поможет выяснить, как правильно отмечать событие Пасхи – вне зависимости от того, какие традиции сложились в нашей местности.

Иисус, ужиная с учениками в ночь 14 нисана, преломил пресный хлеб и сказал: ешьте, это — тело мое, за вас ломимое (погибающее); взял и чашу с вином, сказав: пейте её, это — моя кровь, проливаемая за вас ради Нового Завета и для освобождения вас от грехов. Делайте так — в память о том, что я сделал для вас (1Кор.11:23-25; Мтф.26:26-28).

Поэтому день Пасхи 14 нисана для всех учеников Христа — это день памяти жертвенной смерти Иисуса. Это — и радость обретения свободы от рабства греха, дарованной нам кровью Христа; и горечь воспоминания о том, через какие страдания добровольно прошёл непорочный Иисус Христос — ради нашего освобождения.

Итак: отмечать новую Пасху по заповеди Н.З., как и во времена В.З. — должен ВЕСЬ народ Иеговы, посвящённый Ему (прошедший через водное крещение, как помазанники, так и нет). 14 нисана после захода солнца — это вечеря/ужин, посвящённый памяти жертвы Христа — с принятием от символов его тела и крови (пресного хлеба и красного вина) и размышлением о значении этого события для всех участников Н.З. с Богом (1Кор.11:23-26).

Пресный хлеб – это символ непорочности Иисуса Христа (закваска для события Пасхи– это символ порока; 1Петра 2:22; 1Кор.5:7,8).
А красное виноградное вино (тоже без закваски, сухое) – это символ крови (жертвенной смерти) Иисуса, погибшего ради того, чтобы те, кто посвящает свою жизнь Иегове, имели возможность вступить с Ним в Н.З., а в итоге — спастись от греха и смерти и обрести жизнь вечную в мире Бога (Римл.6:22; Марк 10:29,30).

Теперь, когда вы узнали, как Иисус заповедал отмечать событие новой Пасхи — сами решайте, утром или вечером вам следует отмечать Пасху; вкушать ли вам сдобный заквашенный красивый кулич с крашеными яйцами — или пресный хлеб; вспоминать ли при этом воскресение Христа или его смерть; смотреть ли на то, как мимо вас проносят пресный хлеб и вино – или вкушать их.

А мы схематично подытожим сведения о значении Пасхи (Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа) – для каждого жителя Земли, желающего обрести небесного Отца и жизнь вечную в Его новом мире – с учётом знаний из предыдущих уроков №12, 13, 14 о заключении трёх Заветов Бога (Ветхого, Нового и Завета на Царство):

У кого-то может возникнуть вопрос: если Пасхой-Христом искуплены от смерти для небесного храма Иеговы только «первенцы» (144000) – как же тогда земные жители обретут вечную жизнь? Ответ на этот вопрос будет дан после следующего видео/урока, где мы покажем значение принятия от символов для каждого служителя Иеговы – независимо от того, небесная у него надежда или земная.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector