3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхалия 1800 2100

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасхалия западных христиан и каноны Православной Церкви

Прообразом христианской Пасхи, праздника Воскресения Господа Иисуса Христа, была ветхозаветная Пасха (см. Исх. 12:1-11, Лев. 23:5, Числ. 28:16, Втор. 16:1). Праздновалась она в ночь с 14 на 15 число месяца авива (или нисана), первого из месяцев иудейского лунно-солнечного календаря. Всего в году было то 12, то 13 лунных месяцев, тринадцатый месяц время от времени вставлялся таким образом, чтобы авив оставался весенним месяцем. Четких календарных указаний (например, в какие годы вставлять дополнительный месяц) в Ветхом Завете не содержится, поэтому дата Пасхи определялась исходя из наличного лунно-солнечного календаря.

Когда христиане стали праздновать новозаветную Пасху, зависимость ее от лунных месяцев сохранилась. Обусловлено это было как преемственностью по отношению к Пасхе ветхозаветной, так и тем, что в Новом Завете нет указаний на дату Воскресения Христова по солнечному (юлианскому) календарю. Церковное предание также не содержит однозначных сведений об этой дате. Поэтому для нужд пасхалии составлялись специальные лунно-солнечные календари, которые ни для каких других целей не применялись.

К началу IV в. в христианском мире употреблялись три пасхалии. Первая из них, александрийская, основывалась на 19-летнем александрийском лунном цикле и была наиболее распространена. Вторая, основанная на 84-летнем лунном цикле, применялась Римской Церковью. Наконец, третья, основанная на 19-летнем сирийском лунном цикле, применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии. Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух в следующем смысле. В Риме и Александрии жили по солнечному календарю, а лунно-солнечный применялся лишь для расчета Пасхи. Иное дело в Сирии – там лунно-солнечный календарь испокон веков был общенародным календарем, который сохранил свое значение и после введения официального солнечного (юлианского). В этом сирийском календаре (наследнике вавилонского) был месяц нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно естественно было праздновать Пасху в первый воскресный день после 14 нисана своего календаря.

Читать еще:  Пасха русский праздник

По сирийскому календарю Пасха дважды в течение 19 лет праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому. Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с тем, который к тому времени стали использовать для расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения выдающийся русский церковный историк В.В. Болотов (1853-1900) видел в следующем: «Когда разрушен был иудейский храм, для иудеев сделались практически безразличны некоторые подробности их древней календарной практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев (т.е. вставки дополнительных месяцев – А.Ч.), которой держались сирские селения, в которой они жили». Аналогичное мнение высказывает современный американский специалист в области хронологии Э. Бикерман: «современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями».

Обусловленное довольно случайными, внешними обстоятельствами совпадение сирийского и иудейского календарей привело к неприятной ситуации: сирийские протопасхиты (т.е. «празднующие Пасху раньше») как бы невольно совершали Пасху в одно время с иудеями, а не с прочими христианами.

В 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее принял решение относительно дня празднования Пасхи, осудив сирийскую пасхалию. Текст постановления Никейского Собора до нас не дошел (по мнению В.В. Болотова, не исключено, что ограничились устным соглашением). Однако представление о нем мы можем получить, рассмотрев 1-е правило состоявшегося позднее Антиохийского Поместного Собора. Вот текст этого правила: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству.»

Сделаем два важных замечания. Во-первых, кроме требования не праздновать Пасху с иудеями каноны Православной Церкви содержат еще одно: не праздновать ее ранее весеннего равноденствия (см. 7-е правило св. апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина.»). Этими двумя требованиями, по существу, исчерпываются канонические требования к пасхалии. Хотя, надо отметить, в 7-м правиле Антиохийского Собора неявно содержится еще одно: нельзя отделяться («особитися») от общепринятой пасхалии. Если таковой нет (напомним, что во времена Никейского Собора кроме осужденной сирийской были еще две пасхалии – александрийская и римская), то весьма желательно стремиться к единству. Св. император Константин явно выразил это соображение в письме из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе: «Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день… ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения».

Во-вторых, подчеркнем следующее: осуждение пасхалии протопасхитов вовсе не означало отвержения сирийского лунного цикла как такового. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть Типикон – круги Луны там указаны в соответствии с ним. Можно также вспомнить, что на основании того же сирийского лунного цикла определен счет лет «от сотворения мира», по сей день принятый в Русской Церкви (а до 1700 г. по Р.Х. – и в Российском государстве).

Что имели в виду отцы Никейского и Антиохийского Соборов, запрещая праздновать Пасху «с иудеями»? На этот счет существуют различные точки зрения.

Первая точка зрения (традиционная). Авторитетные византийские толкователи канонов Иоанн Зонара (XII в.), Феодор Вальсамон (XII в) и Матфей Властарь (XIV в.) считали, что каноны запрещают праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше их. По слову авторитетнейшего современного канониста прот. В. Цыпина, именно с таким смыслом соборное постановление о пасхалии вошли в жизнь Церкви.

Если исходить из традиционной точки зрения, то пасхалия западных христиан является очевидным нарушением канонов, поскольку католическая Пасха время от времени совпадает с иудейской, а иногда бывает раньше нее.

Вторая точка зрения («критическая»). В наше время некоторые православные авторы (еп. Петр (Л`Юилье), проф. прот. Л. Воронов, проф. Д. Огицкий) подвергают сомнению традиционное толкование. Основным аргументом является следующий: известно, что и после Никейского собора Церковь неоднократно праздновала Пасху в один день с иудеями. Совпадения прекратились лишь в конце VIII в. (по той причине, что календарный иудейский год в среднем несколько короче юлианского, поэтому православная Пасха медленно смещается вперед относительно иудейской). Поэтому, по мнению вышеуказанных авторов, Зонара и другие канонисты допустили ошибку, неправильно истолковав каноны и сделав «неправомочные выводы из современных им фактических данных пасхалии» (проф. Д. Огицкий), т е. из того обстоятельства, что начиная с IX в православная Пасха всегда совершалась позже иудейской.

Действительно, аргумент серьезный – если постановление Никейского Собора запрещало праздновать Пасху в один день с иудеями, то как могло быть так, чтобы Церковь не раз его нарушала?

Можно выдвинуть такое соображение: отцы Никейского Собора предвидели грядущее расхождение Пасх в конце VIII в., допуская до тех пор редкие случайные совпадения (из этого исходит, например, А.Н. Зелинский). Однако такое объяснение вряд ли можно считать приемлемым. Отцы Никейского Собора не все были богословами, не все в тонкостях разбирались в пасхалических расчетах, однако они были епископами, т. е. пастырями церковного народа. И если они приняли постановление о Пасхе, то это постановление было предназначено в первую очередь для их паствы, а не только для христиан 9-го и последующих веков.

Что касается истинного смысла канонов, то сторонники «критической» точки зрения формулируют его следующим образом: праздновать Пасху с иудеями означает «при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов» (проф. Д. Огицкий). Рассмотрим, насколько правомерно такое толкование.

Известно, что решения Никейского и Антиохийского Соборов были в первую очередь направлены против практики сирийских христиан-протопасхитов. Поэтому «критическое» толкование можно было бы считать правомерным в том случае, если бы протопасхиты действительно «держались иудейской пасхалии». Однако, как мы отмечали выше, сирийские христиане всего лишь совершали Пасху в соответствии со своим народным лунно-солнечным календарем, которым они пользовались и в быту, а до этого пользовались их предки, за много столетий до Рождества Христова (а может быть и до того, как праотец Авраам покинул халдейский город Ур).

Таким образом, вряд ли правомерно обвинять сирийских христиан в следовании иудейской практике, каковое обвинение следует из «критической» точки зрения. На самом деле имело место «случайное» совпадение календарных систем (подобно тому, как сейчас Пасха западных христиан время от времени «случайно» совпадает с иудейской). Тем не менее, с точки зрения канонов Церкви даже такое совпадение является недопустимым.

Третья точка зрения (разделяемая автором данной статьи). Еще раз вспомним ситуацию, сложившуюся в Сирии в начале IV в. по Р.Х. Местные христиане праздновали Пасху по своему традиционному лунному циклу, который совпадал с еврейским. Поэтому Пасха сирийских христиан каждый год совпадала с иудейской (иногда была в тот же день, иногда – с разницей в несколько дней). Это порождало соблазны, и отцы Никейского собора принимают решение осудить следование сирийскому лунному циклу. По нашему мнению, буквальный смысл выражения «с иудеями» означал именно это – вычисление Пасхи по тому же лунному циклу, по которому вычисляют его иудеи. Что касается догматического и пастырского смысла соборного решения, то его весьма удачная формулировка содержится в толковании на 7-е апостольское правило крупнейшего сербского канониста еп. Никодима (Милаша): «для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собою ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями».

(В этом весьма важном для наших рассмотрений различении буквального и догматического смысла канона мы опираемся на авторитет прот. В. Цыпина: «в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни».)

С течением времени ситуация с празднованием Пасхи существенно изменилась в двух аспектах.

Во-первых, лунно-солнечный календарь вышел из бытового употребления сирийских христиан (по-видимому, это произошло в связи с мусульманскими завоеваниями). Это привело к тому, что буквальный смысл решения Никейского собора перестал быть адекватным догматическому смыслу. Действительно, если сирийский лунный цикл полностью вышел из бытового употребления христиан, то и запрет пользоваться им для расчета православной Пасхи потерял всякий смысл – желающих нарушить этот запрет не только не было, но, можно сказать, и не могло быть.

Во-вторых, как отмечалось выше, православная Пасха стала по календарно-астрономическим причинам праздноваться всегда после иудейской. Если в начале IV в. для «разведения» христианской и иудейской Пасх требовалось несовпадение лунных циклов, то с конца VIII в. стала возможной более простая, но в то же время вполне адекватная догматическому смыслу формулировка Зонары: «Надо, чтобы их (т.е. иудеев – А.Ч.) непраздничный праздник совершался сначала, а затем уже праздновалась наша Пасха».

После соборного осуждения практики протопасхитов далеко не сразу удалось привести в согласие пасхалию Римской Церкви с александрийской пасхалией, которой следовали остальные поместные Церкви. Однако в VI в. это наконец произошло – Римская Церковь приняла александрийскую пасхалию. Общехристианское единство в праздновании Пасхи сохранялось до 1582 г., когда оно было нарушено папой Григорием XIII, который ввел в Католической церкви григорианский календарь и новую пасхалию. Как мы уже отмечали, в соответствии с григорианской пасхалией католики нередко празднуют Пасху в один день с иудеями, причем с течением времени эти совпадения будут учащаться – григорианский год в среднем несколько короче иудейского. Папа Григорий счел возможным проигнорировать канонические правила о непраздновании пасхи с иудеями, а взамен достиг довольно точного следования фазам луны.

По нашему мнению, однако, возвращение к александрийской пасхалии не является для западных христиан чем-то невозможным – ведь они применяли ее на протяжении тысячелетия. Прецедент имеется: напомним, что в VI в. Рим отказался от своей традиционной пасхалии и принял александрийскую.

Что касается Православной Церкви, то она не может принять пасхалию, не соответствующую канонам и постановлению Никейского Собора. По справедливому замечанию прот. Ливерия Воронова, «попытка установить… единую новую практику ценой пожертвования «никейскими решениями», по всей вероятности, не столько помогла бы устранить «внешний» соблазн видимой христианской разделенности, сколько способствовала бы возникновению гораздо худшего «внутреннего» соблазна, связанного с появлением новых церковных разделений».

Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы

Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.

В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Читать еще:  Служба в пасхальную ночь

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):

Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:

Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2019 ;

Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;

Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2019 ;

Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;

День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2019 .

Кириопасха

Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.

Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.

Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *

Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:

Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),

где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).

* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи

Комментарии и предложения

Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):

Предложить версию, добавить комментарий.

НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА

  • ПОИСК НА САЙТЕ


A B C 2 home . ru

Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото

Л ента Новостей:

Наши предложения

ВИДЕО

ТАМАДА

Информация

  • 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
  • 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
  • 08 февраля 2020 – День российской науки
  • 08 февраля 2020 – День военного топографа
  • 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
  • 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
  • 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
  • 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
  • 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
  • 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
    (День воина-интернационалиста)
  • 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
  • 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
  • 23 февраля 2020День Защитника Отечества
  • 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
  • 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
  • 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
  • 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
  • 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
  • 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
  • 08 марта 2020 – Международный Женский День
  • 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
  • 10 марта 2020 – День архивов
  • 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
  • 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
  • 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
  • 18 марта 2020 – День налоговой полиции
  • 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
  • 23 марта 2020 – День метеоролога
  • 25 марта 2020 – День работников культуры России
  • 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
  • 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России

Солнце и зодиак

с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ
Знаки зодиака, 2020

Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.

Пасхалия

На странице используются обозначения:

♈ — равноденствие
☺ — полнолуние
† — пасха

В хронологии, а значит и в истории астрономии, расчет пасхи играет важную роль. Поэтому пасхалиям уделена специальная страница.

Да и вообще, интересно.

Что такое пасха?

Пасха — христианский праздник. Пасха — праздник воскресения Христа.

Когда празднуется пасха?

Ответ очень прост:

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В чем же подвох? Почему определить дату пасхи так сложно? Почему дата пасхи в православном календаре и календаре католиков обычно не совпадают?

В определении пасхи три есть три термина: весна, полнолуние и воскресенье. С каждым из них придется разобраться.

Как возник праздник пасхи?

О жизни Иисуса Христа сообщают нам Евангелия. Из них известно, что в одну из весен в начале 30-х годов первого века новой эры Иисус пришел в Иерусалим на празднование ежегодного праздника песах. По наущению недоброжелателей Он был схвачен властями и подвергнут мучительной казни — распятию на кресте. Казнь была совершена в день празднования песаха. После смерти Иисуса Его тело было снято с креста, погребено в искусственной пещере, как принято по традиции, а по прошествии двух дней Христос воскрес.

Воскресение Христа отмечают христианские церкви, празднуя пасху.

Придерживаясь описанного событийного ряда и имея в образце иудейскую практику, святые отцы церкви решили поставить исчисление даты одного из главных церковных праздников на твердую историко-астрономическую ногу. Поскольку символика иудейского песаха и христианской пасхи особенно в раннем христианстве была тесно связана, точкой опоры для основателей новых календарно-религиозных традиций оказался именно этот весенний праздник.

Что такое песах? Когда празднуется песах?

Песах — иудейский праздник: праздник исхода евреев из египетского рабства. Песах наступает 14 нисана и празднуется в течение недели.

Еврейский календарь основан на лунном цикле и является, собственно, лунно-солнечным календарем. Каждый месяц начинается с новолуния (точнее, неомении — первой вечерней видимости молодого серпика новой луны, на что дальше мы не будем обращать специального внимания). В частности, месяц нисан — первый весенний месяц, он начинается в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. Таким образом, песах празднуется в первое полнолуние (точнее, через один-два дня после полнолуния) после равноденствия.

Значит, Иисус был распят сразу после полнолуния. (Кстати говоря, по ходу дела мы разоблачили сюжеты пары фильмов, где смерть Христа на кресте сопровождается затмением солнца: солнечное затмение может произойти только в новолуние, то есть за две или через две недели после песаха!) Воскрес же Он в воскресенье (через два дня, хотя песах и дни недели вообще-то ни как не связаны).

Итак, теперь ясно, почему пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

И все было бы очень просто. Но ни равноденствие, ни полнолуние не наблюдаются священнослужителями, чтобы определить дату пасхи. Они ими вычисляются, строятся пасхалии. И пасхалии вычисляются достаточно сложно. Нужно обратить внимания на три вопроса: когда наступает равноденствие? когда наступает полнолуние? когда наступает воскресенье?

Когда наступает равноденствие?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В церковных календарях весеннее равноденствие всегда наступает 21 марта . Всегда. По определению.

Астрономически это неверно: равноденствие часто приходится на 20 марта и иногда даже на 19, но при расчетах пасхалий равноденствие всегда 21 марта.

К сожалению, христианская церковь имеет два одновременно действующих календаря: так называемый «старый» или юлианский и «новый» или григорианский. Григорианским календарем пользуется подавляющее большинство христиан: католики, протестанты, многие православные. Юлианским календарем пользуются православные, в частности Русская православная церковь, остающаяся основным препятствием на переходе к единому использованию григорианского календаря.

Не вдаваясь в детали различия «старого» и «нового» календарей (что само по себе интересная тема), констатирую: в настоящее время они расходятся на 13 дней.

Это в частности означает, что 21 марта, равноденствие по григоринаскому календарю — это только 8 марта по юлианскому и до равноденствия еще далеко. Если полнолуние произойдет 21, 22, 23, 24… марта, то католики его «засчитают» за весеннее, а православные будут ждать следующего. 25, 26, 27….31 марта не годятся. 1 и 2 апреля — тоже. Только 3 апреля наступит «равноденствие консерваторов», после которого (или в самый этот день) нужно ждать полнолуния.

Основание пасхалии

11 Февраль 2011

Индиктион — это великий пасхальный круг в 532 года.

С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к Пасхалии, — это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.

Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются.

Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место.

Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни.

Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным , который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 году, все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца).

Читать еще:  Расчет православной пасхи

Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случились 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта ‘ 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРИ определении дня Пасхи эпакта не имеет значения.

Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования св. Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Нарушение этих соборных постановлений с времени празднования св. Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Римской церкви папой Григорием ХIII, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому календарю.

Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что.церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырьмя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году.

Пасхалия. Юлианский и Григорианский календарь.Время празднования Пасхи. Основание пасхалии

Пасхалия (краткие сведения)
Юлианский и григорианский календари

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть
таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на
весь так называемый великий Индиктион — период времени в 532 года, в котором все
календарные вычисления начинаются с первого года. Там в девяти столбцах стоят
цифры: в первой графе — годы от Адама, то есть от сотворения мира, во второй
графе — от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны,
вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
В древние времена величину года измеряли двенадцатью лунными месяцами. Весь
лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца,
египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.
В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего
летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел
ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года
называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными
Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на Первом Вселенском Соборе юлианский
календарь был положен в основание пасхальных вычислений.
Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать
в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил
считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний
день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29
суток. Год этот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется
високосным годом.
Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта
незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в
течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория
XIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее
время отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от
каждых 400 лет по 3 дня, то есть в продолжение четырех столетий аннулировать три
високосных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским)
стилем достигла примерно 13 дней.

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено
строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви
праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели,
что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме
и других Церквях Пасха праздновалась же не в одно время с иудеями, а после
полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье.
Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском
Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и
постановлено: «Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день
за полнолунием».
Основание Пасхалии
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири,
встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг
луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион — это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался
пятнадцатый Индиктион. Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к
Пасхалии — это пятнадцатилетний период сбора податей у римлян, разделявшийся на
3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312
году в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную
свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую
хронологию и в наши летописи.
Кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все дни недели
возвращаются на те же числа месяцев.
Простой год содержит в себе 52 недели и 1 день, а високосный — 52 недели и 2
дня, поэтому дни недели не приходятся на одни и те же числа месяцев, а каждый
год изменяются.
Если бы все годы были простые, то каждый день недели приходился бы на то же
число месяца через 7 лет, то есть пока лишний день не обошел бы всю неделю и не
возвратился бы на свое место.
Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то
сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосных, чтобы этот лишний день мог
составлять неделю, то есть обойти все дни недели.
Итак, чтобы все дни недели возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти
семи простым годам и семи високосным, то есть семилетний цикл должен повторится
четырежды. В результате получается 28-летний цикл.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: Аз, Буки,
Веди, Глаголь, Добро, Есть, Жизнь, обозначающие последовательно семь целых чисел
от 1 до 7 и соответствующие дням недели. Буквы располагаются, так, что «Аз»
соответствует первому воскресенью первого года творения, и все воскресные дни
этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта
месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта
месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква — это и есть
вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице.
Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето — 3. Это значит,
что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых
стоит буква 3, будут приходиться на воскресные дни. Точно также в 1956 году все
числа месяцеслова, около которых стоит буква «Глаголь», будут падать на
воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начитается с марта
месяца).
Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым
числом эта разность полагается в 11 дней. Накапливаясь с каждым годом, эта
разность, по истечении 19 лет совершает так называемый круг луны.

Кругом луны называется девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы
луны приходятся в те же числа, на которые они выпадали 19 лет назад. Число,
обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым числом.
Основание есть число, показывающее возраст луны к первому марта, например, 1957
год имеет основание 11, то есть к 1 марта 1957 года луна будет иметь возраст 11
дней.
Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда
основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21. Это делается
для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта
или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым
оканчивается еврейская Пасха. При определении дня Пасхи эпакта не имеет
значения.
Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки,
соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним
пределами Пасхи, то есть между 4 апреля и 8 мая. Ключевые буквы указывают, на
сколько дней Пасха удалена от 3 апреля и служит как для определения самой Пасхи,
так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования
Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную
Пасху должно праздновать:
1) после иудейской;
2) в воскресный день;
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое
наступит после весеннего равноденствия;
4) если в то же воскресенье выпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха
должна праздноваться в следующее за ним воскресенье.
Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически
предписаны следующими правилами:
7 и 70 Апостольские правила;
определение I Вселенского собора;

18.Вечернее богослужение (Девятый час.Вечерня.Очерк исторического развития вечернего богослужения.Краткое объяснение священнодействий и песнопений вседневной вечерни. Великая вечерня. Малое повечерие.

В состав церковного богослужения входят: вечерня, повечерие,полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой и час девятый. В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Священного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×