0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхалия 20 века

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы

Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.

В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):

Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:

Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2019 ;

Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;

Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2019 ;

Читать еще:  Что приготовить из вареных куриных яиц

Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;

День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2019 .

Кириопасха

Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.

Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.

Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *

Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:

Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),

где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).

* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи

Комментарии и предложения

Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):

Предложить версию, добавить комментарий.

НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА

  • ПОИСК НА САЙТЕ


A B C 2 home . ru

Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото

Л ента Новостей:

Наши предложения

ВИДЕО

ТАМАДА

Информация

  • 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
  • 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
  • 08 февраля 2020 – День российской науки
  • 08 февраля 2020 – День военного топографа
  • 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
  • 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
  • 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
  • 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
  • 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
  • 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
    (День воина-интернационалиста)
  • 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
  • 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
  • 23 февраля 2020День Защитника Отечества
  • 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
  • 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
  • 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
  • 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
  • 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
  • 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
  • 08 марта 2020 – Международный Женский День
  • 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
  • 10 марта 2020 – День архивов
  • 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
  • 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
  • 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
  • 18 марта 2020 – День налоговой полиции
  • 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
  • 23 марта 2020 – День метеоролога
  • 25 марта 2020 – День работников культуры России
  • 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
  • 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России

Солнце и зодиак

с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ
Знаки зодиака, 2020

Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.

Пасхалия 20 века

Здесь же лишь, помимо всего прочего, будет дополнительно обращено внимание на последнюю правку пасхальных таблиц примерно в 15-м веке.

Одно из самых ярких свидетельств правки пасхальных таблиц – это размещение «скачка Луны» после 16-го года девятнадцатилетнего цикла.

«Скачок Луны» – это поправка в расписании «лунного течения», которая раз в 19 лет сдвигает дату полнолуния в следующем году не на 11 дней, а на 12. Тем самым она компенсирует набежавшую ошибку. Каждый, кто детально разберется с устройством 19-летнего лунного цикла, поймет, что «скачок Луны» может располагаться только после года с «кругом Луне 19». И нигде больше! Более того, если его разместить там, где положено, о нем и знать никто не узнает, поскольку с года с «кругом Луне 1» начнется новый цикл с повторением тех же самых дат, что и в предыдущем цикле.

Сдвиг «скачка Луны», скорее всего, произошел еще в древности (хотя, разумеется, нельзя исключить и более поздние времена). Вероятно, он был связан с изменением взглядов на возраст Спасителя в год Воскресения. Это привело к построению новой Библейской хронологии. Скорее всего, такие хронологии менялись несколько раз (очень возможно, что разные хронологии существовали в разных местах одновременно), и точно восстановить последовательность изменений не представляется возможным. В любой, посвященной календарям и хронологиям литературе упоминаются различные «эры» (Александрийская, Константинопольская и т.д.).

Около 1409-го года, когда начался новый Великий Индиктион, пасхальные таблицы однозначно правились, поскольку даты мартовских полнолуний 15-го века соответствуют «основаниям» и «епактам» пасхальных таблиц. Если бы исправления не было, то реальные полнолуния имели бы серьезные отклонения от табличных. За время предыдущего Великого Индиктиона накопилась бы существенная ошибка.

«1409-й год» в данном случае – весьма условная дата. Правка пасхальных таблиц вполне могла произойти и позже (при заключении Ферраро-Флорентийской унии, например). Могла произойти и ранее.

Могла произойти правка и около 1492-го года. Тогда ждали конца света (поскольку наступало 7000-е лето), и исторические источники свидетельствуют о том, что даты Пасхи дальше 1492-го года не рассчитывали.

Пасхальные таблицы могли правиться и несколько раз за 15-й век.

Для тех, кто сомневается в том, что пасхальные таблицы были исправлены около 1409-го года, приводим соответствия полнолуний, вычисленных по «епактам» и «основаниям» ныне существующих пасхальных таблиц (по их современному истолкованию), и реальных полнолуний начала 15-го века (то есть: раз «епакта» – это 20-й день Луны, значит, табличное полнолуние наступит на 6 дней раньше):

«Круг Луне» «Епакта» Табличное Реальное
полнолуние полнолуние

1 7 1-е марта 2-е марта 1409 г.

2 26 20-е марта 21-е марта 1410 г.
3 15 9-е марта 10-е марта 1411 г.

4 4 28-е марта 28-е марта 1412г.

5 23 17-е марта 18-е марта 1413 г.

6 12 6-е марта 7-е марта 1414 г.

7 1 25-е марта 26-е марта 1415 г.

8 20 14-е марта 14-е марта 1416 г.

9 9 3-е марта 4-е марта 1417 г.

10 28 22-е марта 23-е марта 1418 г.

11 17 11-е марта 12-е марта 1419 г.

12 6 30-е марта 30-е марта 1420 г.

13 25 19-е марта 19-е марта 1421 г.

14 14 8-е марта 9-е марта 1422 г.

15 3 27-е марта 27-е марта 1423 г.

16 22 16-е марта 16-е марта 1424 г.

17 10 4-е марта 5-е марта 1425 г.

18 29 23-е марта 24-е марта 1426 г.

19 18 12-е марта 13-е марта 1427 г.

Расчет реальных полнолуний проводился по таблицам Н.И.Идельсона, дающим достаточно точный результат (с ошибкой до 0,5 суток). Видно, что пасхальные таблицы отражают реальное «лунное течение» 15-го века. Более того, реальные полнолуния часто наступают позже табличных. Такого никогда бы не произошло, если бы «основания» и «епакты» были унаследованы от предыдущего Великого Индиктиона.

То, что «основания» — это «возраст» Луны на 1-е марта, а «епакта» — это число марта, на которое выпадает 20-й день Луны, подтверждается и расписанием «Лунного течения» из «Ока Церковного» (лист 1174 на обороте).

Например, для «круга Луне 1» («основание 14», «епакта 7») в «Оке Церковном» обозначено полнолуние 1-го марта. Поскольку полнолуние – это 14-й день Луны, то «возраст» Луны на 1-е марта будет 14 дней, а это и есть «основание 14». Через 6 дней после полнолуния наступит 20-й день Луны. Раз полнолуние 1-го марта (14-й день), то 20-й день будет 7-го марта, а это и есть «епакта 7».

А для «круга Луне 2» («основание 25», «епакта 26») в «Оке Церковном» обозначено полнолуние 20-го марта. Соответственно, 1-й день Луны будет 7-го марта, 30-й день Луны будет 6-го марта, а 1-го марта будет 25-й день Луны. То есть «возраст» Луны на 1-е марта будет 25 дней, а это и есть «основание 25». Через 6 дней после полнолуния наступит 20-й день Луны. Раз полнолуние 20-го марта (14-й день), то 20-й день будет 26-го марта, а это и есть «епакта 26 ».

Еще одним свидетельством исправления пасхальных таблиц являются сохранившиеся с древних времен таблицы, именуемые «рука Дамаскинова» (или «рука Богословля»).

Вот пример такой таблицы из «Ока Церковного» 17-го века :

Эти иллюстрации показывают способ расчета даты Христианской Пасхи по «кругам Солнцу» и «кругам Луне». Когда-то такие таблицы действительно использовали для счета, используя человеческие руки и размещая числа на сгибах, фалангах и концах пальцев.

Правая «рука» содержит так называемые «фаски жидом». В чисто техническом смысле «фаска жидом» – это дата, первое воскресение после которой является Христианской Пасхой. «Фаска» дублирует «исправную букву». «Исправная буква» обозначает дату на день позже «фаски».

Даты «фаски» (славянскими цифрами) на «руке» расположены следующим образом.

Даты относятся к марту и апрелю. Даты с 21 по 30 – это числа марта. Даты с 1 по 18 – это числа апреля. Порядок расположения следующий: строки идут, начиная с нижней, а колонки, начиная «от большого пальца» (справа налево).

То есть даты «фасок» идут в следующем порядке: 2, 22, 10, 30, 18, 7, 27, 15, 4, 24, 12, 1, 21, 9, 29, 17, 5, 25, 13.

На рукописной таблице из канонника никаких дополнительных пометок нет. На таблице из «Ока Церковного» помещены пояснительные пометки. Маленькими буквами «м» и «а» обозначены март и апрель. Красными числами от 1 до 19 обозначены соответствующие «фаскам» «круги Луне» (на черно-белой иллюстрации они выглядят серыми).

Левая «рука» содержит «вруцелеты» от 1 до 7, соответствующие «кругам Солнцу» от 1 до 28.

Расположены «вруцелеты» на «руке» следующим образом.

Счет тоже идет «от большого пальца» (в данном случае слева направо). Но здесь уже присутствует странное усложнение. Вместо того, чтобы начать считать снизу с первой позиции слева (что полностью соответствовало бы как здравому смыслу, так и правой таблице), счет начинается со второй позиции третьей строки сверху! Потом переходит на вторую строку сверху, потом на самую верхнюю, потом переходит на самую нижнюю, с нижней на вторую и т.д..

Чтобы не ошибиться, на «руке» из «Ока Церковного» рядом с «вруцелетами» проставлены (красным цветом) соответствующие «круги Солнцу».

Объяснение этой странности может быть только одно. В первоначальном варианте счет начинался (как и положено) с нижней строки.

«Вруцелеты» шли в полном соответствии с високосными годами. То есть таблица соответствия «кругов Солнцу» «вруцелетам» выглядела так.

Нынешняя же таблица выглядит так.

По ней получается, что не четвертый год «от Сотворения Мира» был високосным, а третий! С богословской точки зрения – это полная нелепица.

Разумеется, известно объяснение этого несоответствия. Оно состоит в том, что год, дескать, начинается по Юлианскому календарю в январе. Поэтому, начиная года с марта, всё равно надо считать високосы с января. Объяснение это очень сомнительное.

Можно также усомниться и в том, что год после Юлианской реформы начинался с января. Консулы действительно вступали в должность в январе. Но современные президенты, например, вступают в свои должности в разное время года. И никто из-за этого «новый год» не переносит. Дополнительные дни (и месяцы) в календарях обычно вставляются в конце года. В Юлианском календаре это делается в феврале. Не надо также забывать о том, что слова «сентябрь», «октябрь», «ноябрь» и «декабрь» в латинском языке – это не имена, а порядковые номера (седьмой, восьмой, девятый и десятый). Почему же двенадцатый месяц должен именоваться десятым? Да и древнерусский (и византийский) год, начинавшийся с марта, тоже игнорировать нельзя.

Читать еще:  Сообщение о пасхе 5 класс

Сдвиг «кругов Солнцу» относительно цикла смены «вруцелет» понадобился для того, чтобы можно было сдвинуть и «круги Луне». А «круги Луне» явно сдвигались (как было показано выше). И на три года (это видно по «скачку Луны»). И на неизвестное число лет «около 1409 года» (для приведения в соответствие реальных лунных фаз с «основаниями» и «епактами»).

Но «сдвинуть» только «круги Луне» и не тронуть «круги Солнцу» невозможно. Из-за сложного цикличного взаимодействия этих величин при изменении только одной из них сразу рухнет вся хронология.

Например, лето 7519-е (2011-й год) имеет «круг Солнцу 15», «круг Луне 14» и «индикт 4». Если увеличить «круг Луне» всего на 1 и получить «круг Луне 15», то мы попадем в другую эпоху. «Круг Солнцу 15», «круг Луне 15» и «индикт 4» соответствуют 3739-му лету от Сотворения Мира. То есть 1770-му году «до нашей эры»!

Поэтому «исправляя» и «уточняя» «круг Луне» текущего года исправители неизбежно вынуждены были править и «круг Солнцу», чтобы получить близкое (точно такое же получить невозможно) к текущему новое «уточненное» значение лета от Сотворения Мира. Скорее всего, именно пасхальными реформами объясняются расхождения в датах одних и тех же событий в различных летописях.

Пасхалия

На странице используются обозначения:

♈ — равноденствие
☺ — полнолуние
† — пасха

В хронологии, а значит и в истории астрономии, расчет пасхи играет важную роль. Поэтому пасхалиям уделена специальная страница.

Да и вообще, интересно.

Что такое пасха?

Пасха — христианский праздник. Пасха — праздник воскресения Христа.

Когда празднуется пасха?

Ответ очень прост:

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В чем же подвох? Почему определить дату пасхи так сложно? Почему дата пасхи в православном календаре и календаре католиков обычно не совпадают?

В определении пасхи три есть три термина: весна, полнолуние и воскресенье. С каждым из них придется разобраться.

Как возник праздник пасхи?

О жизни Иисуса Христа сообщают нам Евангелия. Из них известно, что в одну из весен в начале 30-х годов первого века новой эры Иисус пришел в Иерусалим на празднование ежегодного праздника песах. По наущению недоброжелателей Он был схвачен властями и подвергнут мучительной казни — распятию на кресте. Казнь была совершена в день празднования песаха. После смерти Иисуса Его тело было снято с креста, погребено в искусственной пещере, как принято по традиции, а по прошествии двух дней Христос воскрес.

Воскресение Христа отмечают христианские церкви, празднуя пасху.

Придерживаясь описанного событийного ряда и имея в образце иудейскую практику, святые отцы церкви решили поставить исчисление даты одного из главных церковных праздников на твердую историко-астрономическую ногу. Поскольку символика иудейского песаха и христианской пасхи особенно в раннем христианстве была тесно связана, точкой опоры для основателей новых календарно-религиозных традиций оказался именно этот весенний праздник.

Что такое песах? Когда празднуется песах?

Песах — иудейский праздник: праздник исхода евреев из египетского рабства. Песах наступает 14 нисана и празднуется в течение недели.

Еврейский календарь основан на лунном цикле и является, собственно, лунно-солнечным календарем. Каждый месяц начинается с новолуния (точнее, неомении — первой вечерней видимости молодого серпика новой луны, на что дальше мы не будем обращать специального внимания). В частности, месяц нисан — первый весенний месяц, он начинается в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. Таким образом, песах празднуется в первое полнолуние (точнее, через один-два дня после полнолуния) после равноденствия.

Значит, Иисус был распят сразу после полнолуния. (Кстати говоря, по ходу дела мы разоблачили сюжеты пары фильмов, где смерть Христа на кресте сопровождается затмением солнца: солнечное затмение может произойти только в новолуние, то есть за две или через две недели после песаха!) Воскрес же Он в воскресенье (через два дня, хотя песах и дни недели вообще-то ни как не связаны).

Итак, теперь ясно, почему пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

И все было бы очень просто. Но ни равноденствие, ни полнолуние не наблюдаются священнослужителями, чтобы определить дату пасхи. Они ими вычисляются, строятся пасхалии. И пасхалии вычисляются достаточно сложно. Нужно обратить внимания на три вопроса: когда наступает равноденствие? когда наступает полнолуние? когда наступает воскресенье?

Когда наступает равноденствие?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В церковных календарях весеннее равноденствие всегда наступает 21 марта . Всегда. По определению.

Астрономически это неверно: равноденствие часто приходится на 20 марта и иногда даже на 19, но при расчетах пасхалий равноденствие всегда 21 марта.

К сожалению, христианская церковь имеет два одновременно действующих календаря: так называемый «старый» или юлианский и «новый» или григорианский. Григорианским календарем пользуется подавляющее большинство христиан: католики, протестанты, многие православные. Юлианским календарем пользуются православные, в частности Русская православная церковь, остающаяся основным препятствием на переходе к единому использованию григорианского календаря.

Не вдаваясь в детали различия «старого» и «нового» календарей (что само по себе интересная тема), констатирую: в настоящее время они расходятся на 13 дней.

Это в частности означает, что 21 марта, равноденствие по григоринаскому календарю — это только 8 марта по юлианскому и до равноденствия еще далеко. Если полнолуние произойдет 21, 22, 23, 24… марта, то католики его «засчитают» за весеннее, а православные будут ждать следующего. 25, 26, 27….31 марта не годятся. 1 и 2 апреля — тоже. Только 3 апреля наступит «равноденствие консерваторов», после которого (или в самый этот день) нужно ждать полнолуния.

Как праздновали Пасху в начале XX века

24 апреля православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху. Сегодня у вас есть возможность окунуться в атмосферу пасхального празднования начала XX века , прочитав отрывки еще не оконченных воспоминаний барнаульского старожила Анатолия Васильевича Шестакова.

Занимательный вид

К Пасхе готовились задолго , уделяя особое внимание заготовке праздничной пищи. Хозяек особо занимала длительная выпечка куличей и так называемых баб из отменно сдобного теста , да еще под глазурью, для чего становились нужными особая мука , бело-желтая крупчатка , сахарная пудра , цветной мак , изюм и разнообразные пряности: корица , гвоздика , ваниль , мускатный орех. Подготавливалось мясо для пирога и горячих блюд , были непременными жареный гусь или заяц ( зайчатины в продаже было много), нередко молочный поросенок. В разнообразии еды находили место и рыбные блюда , скажем , фаршированная щука.

Обязательно извлекали праздничную посуду , старались придать столу занимательный вид. Помнится , даже сливочное масло подавалось на стол в виде желтого курчавого барашка , а яйца — обязательно покрашенными в несколько цветов.

Роспись яиц и бабок

Мать вовлекала всю ребятню в хлопотную , но интересную художественную работу. В течение двух-трех недель мы под ее наблюдением рисовали на бумаге карандашом и красками подарочные картинки для вручения их бабушке , дедушке и прочим родичам. Разрешалось делать перерисовки , но более поощрялось собственное творчество. Мне это очень нравилось , а взрослые находили во мне какие-то положительные задатки.

Все участвовали в затейливой росписи яиц. Для этого занятия , рассчитанного на несколько дней , отбирались наиболее крупные яйца , выискивались или выдумывались сюжеты рисунков , готовились краски и кисти. Я , например , впервые познакомился за этим занятием со свойствами хорошей сухой китайской туши. Ее приходилось сначала растирать на блюдце. Яйца тщательно мылись , просушивались , затем из них с отменной осторожностью выдували белок и желток через отверстия , проделанные толстой иглой. Пустое яйцо становилось легким , но обращаться с ним было еще труднее. Начиналась медленная , требующая большого терпения и умения разрисовка. В меру изобретательности и фантазии яйцо можно было украсить большими цветными буквами «Х.В.» ( «Христос Воскресе!») или словом «Пасха». На эллипсе яйца можно было нанести пейзажный рисунок или шутливое изображение птиц и животных. Сначала карандашом , потом химическим карандашом или тушью , наконец , прибегнуть к акварели. Часто рисовались ангелы , цветы или сказочные образы. С помощью цветной бумаги , ваты , кудели , клея , ниток овал яйца мог быть обращен в лицо китайца , косоглазого и желтолицого , в рожицу веселого клоуна или голову господина в цилиндре. Работа требовала выдумки , немалой осмотрительности и юмористического отношения к задуманному. Окрашенные и разрисованные яйца развешивались на видных местах , дарились и порою сохранялись долго. А сколь приятно было заслужить похвалу со стороны родителей , любимых родичей или гостей дома!

Мальчишкам еще больше забот доставляло крашение бабок* и приготовление их большого числа к сезону уличных игрищ. Мощные «панки» — битки — нужные для меткого и сильного боя , заливали свинцом или баббитом. Умение делать это являлось предметом мальчишеской гордости. Крашеные бабки в игре ценились значительно выше.

Без лицемерия

Мать была религиозна , но избегала посещения церкви , хотя церковь была от нашей улицы довольно близка. Бело-голубая , двухкупольная , с высокой колокольней. Мать верила в Бога «дома». Мне кажется , что она всегда не доверяла житейской искренности священников. И этому было немало оснований.

Отец , обладая талантом певца и регента , часто бывал в среде духовенства , имел в ней много поклонников и знакомых. Видимо , не раз размышлял о принятии духовного сана. Но он постоянно говорил , что в этой среде много лицемеров , стяжателей и карьеристов , что в ней разительно проявляются бытовая нечистоплотность и бесчестность. Для матери понятие честности было буквально священным. Она жила в атмосфере семейной , домашней религиозности.

По настоянию матери , а порою и отца церковь иногда посещали мы , мальчишки. Давалось поручение купить свечки или просфоры. Мы проникались внешней серьезностью , но часто соблазнялись возможностью забраться на колокольню ( заманчиво посмотреть город с высоты , полюбоваться голубями , населявшими церковные чердаки), а еще чаще — поиграть в бабки на просторах церковной ограды.

* Бабки — старинная русская национальная игра типа игры в городки , только вместо городков и бит использовались суставные кости домашней скотины. Участники по очереди старались выбить из кона специальной битой , утяжеленной свинцом , как можно больше бабок.

Анатолий Шестаков:

Верилось , что умолять кого-то всесильного нужно , что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность.

Перед иконой Богородицы

Помню , в те годы в родительской спальне стояла семейная реликвия — икона Божией Матери. За рамой иконы , под стеклом , хранились украшенные серебряной фольгой белые восковые свечи и искусно сделанные из воска веточки вербы , предназначенные для головного свадебного убора. Все это — от дня венчания матери.

Глядя на матово мерцающую икону , подчиняясь подсказкам мамы , я торопливо читал «Богородице Дево , радуйся» и «Отче наш». Смысл молитв для меня был темен , я сбивался и с придыханием повторял за матерью трудные слова , но таинственность и обязательность вечернего ритуала действовали строго наставительно и умиротворенно. Верилось , что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность. Отступали , меркли все тревоги прожитого дня , все мальчишеские обиды. Воспоминания о дивных минутах общения с матерью перед иконой Богородицы с младенцем и в сегодняшние совсем стариковские года , право , волнующе дороги мне.

Справка

Анатолий Шестаков родился в январе 1914 года. Он пережил две мировые войны , революцию , сиротство , голод , разруху , сталинизм , «оттепель», застой , перестройку. Принимал участие в войне с Японией , служил в Маньчжурии , в 15 лет стал работать в начальной сельской школе. Ушел на пенсию с должности доцента кафедры всеобщей истории АлтГУ. Талантливый исследователь , он и сейчас занимается научной работой , пишет стихи и книги для детей.

Пасхалия

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Пасхалия — собрание правил, на основании которых вычисляется день празднования Пасхи. На основании предписаний, изложенных в книге Исход, а также лунно-солнечного календаря, окончательно принятого евреями в эпоху второго храма, еврейская Пасха празднуется 15 числа месяца нисана (см. Календарь). Таким образом, у евреев праздник Пасхи является неподвижным. В современном еврейском календаре месяцы уже не устанавливаются, как это было в древности, непосредственным наблюдением лунных фаз, но определяются по циклу. Так как начало каждого месяца совпадает с некоторым, в сущности, фиктивным новолунием (молед), то пятнадцатый день совпадает с полнолунием. Месяц нисан всего ближе подходит к нашему марту, поэтому постановление о еврейской пасхе можно формулировать так, что она празднуется в первое весеннее полнолуние, вычисленное по известным предписаниям. За исходный пункт еврейского летоисчисления принят так называемый молед создания, или молед месяца тишри первого года, имевший место, по исчислениям евреев, в 3761 году до христианской эры, 7 октября, в 5 часов, 204 хлаким (хлак 1/1080 доля часа) после шести часов вечера под меридианом Иерусалима, или, по нашему делению дня, 6 октября, в 11 часов 11 минут вечера. Согласно мнению некоторых раввинов, этот молед наступил в год перед творением, когда, по выражению книги Бытия (I, 2), господствовала thohu webohu. Поэтому еврейскими хронологами этот молед называется moled thohu. За промежуток времени между двумя новолуниями принято 29 дней 12 часов 793 хлаким, что представляет Гиппархово определение синодического месяца Луны. О распределении месяцев и различных видах годов у евреев — см. Календарь. Так как все изменения происходят в первой половине года, от тишри до нисана, то число дней, протекающих от Пасхи до нового года, всегда равно 163, и поэтому безразлично вычислять день Пасхи или 1 тишри следующего года. Подробные правила вычислений изложены в книге Моисея Маймонида «Kiddusch hachodesch». Следующие замечательные по простоте правила для вычисления дня еврейской пасхи в Юлианском году даны знаменитым математиком Гауссом без доказательства в «Monatliche Correspondenz» (изд. Цаха — Zach) за 1802 г. Доказаны эти правила Cysa de Cresy в «Записках Туринской академии наук» (1818). Пусть В есть число года христианского летоисчисления, т. е.

Читать еще:  Тема урока пасха опк 4 класс

где А число года еврейского летоисчисления. Назовем остаток от деления 12В + 12 на 19 через a; остаток от деления В на 4 через b. Составим величину:

М + m = 20,0955877 + 1,5542418а + 0,25b — 0,00317779 4B,

где М целое число, а m правильная дробь. Наконец, найдем остаток с от деления величины

на 7. Тогда: 1) если с = 2 или 4, или 6, то еврейская Пасха празднуется М + 1 марта (или, что то же, М — 30 апреля) старого стиля; 2) если с = 1, притом a > 6 и кроме того m > 0,63287037, то Пасха будет иметь место М + 2 марта; 3) если зараз с = 0, a > 11 и m > 0,89772376, то день Пасхи будет. M + l марта; 4) во всех остальных случаях Пасха празднуется М марта. Отступления, изложенные в первых трех правилах, носят названия Adu, Gatrad, Batuthakpad, смысл их изъяснен в Талмуде. Вследствие сказанного выше, 1 тишри следующего года наступит Р + 10 августа или Р — 21 сентября, где Р день Пасхи в марте. Вообще говоря, достаточно вычислять с точностью до второго десятичного знака. Более точное вычисление необходимо только в чрезвычайно редких сомнительных случаях.

Пример: если В = 1897, то a = 14, b = 1, М + m = 36,04, т. е. М = 36, m = 0,04; c = 0. День Пасхи: 36 марта или 5 апреля старого стиля. Новый год наступил 15 сентября. Еврейская Пасха будет:

Относительно установления праздника Пасхи христианской, дня первоначального ее празднования, а также споров волновавших древние Церкви по поводу этого вопроса см. Пасха. Нужно полагать, что уже в третьем веке благодаря трудам Александрийской церкви, считавшейся наиболее ученой, выработаны были правила, подтвержденные никейским и антиохийским соборами и сохранившиеся в полной силе до нашего времени. Именно: праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него. За день весеннего равноденствия принято было 21 марта. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни Юлианского года. Таких циклов употреблялось несколько. Сохранились пасхальные правила еп. Ипполита, которые построены были на шестнадцатилетнем цикле. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь (еп. Евсевий?) ввела наиболее точный 19-летний цикл, открытый афинянином Метоном и употреблявшийся еще в календаре греков. Так как Александрийской церкви поручено было соборами следить за правильностью празднования дня Пасхи, то она в конце IV в. вступила в жаркий спор с Римом, указывая на допущенные неправильности, вследствие принятого там 84-летнего цикла. С тех пор 19-летний Метонов цикл вошел понемногу в употребление и в западных церквах, но окончательно утвердился только благодаря трудам Дионисия Малого. Вследствие принятых правил необходимо знать на каждый год воскресные дни в марте и день пасхального полнолуния. Воскресные дни определяются из того положения, что в году, предшествующем христианской эре (високосном), который иногда неправильно называется нулевым годом нашего летоисчисления, воскресенья падали на 7, 14, 21, 28 марта; далее, в каждый простой год, состоящий из 52 недель и 1 дня, воскресенья отступают по числам на единицу, в високосном же, состоящем из 52 недель и 2 дней, на две единицы. Лунный цикл Meтона заключает в себе 19 Юлианских лет в 366,25 дней и почти 235 синодических месяцев Луны в 29,53059 дней Разность между этими двумя периодами равна 0,0613 дня. Лунные месяцы в этом цикле состоят поочередно из 30 и 29 дней, причем, когда Юлианский год содержит 13 новолуний, то в конце его вставляется добавочный месяц в 30 дней, в конце же последнего, девятнадцатого года цикла — месяц в 29 дней. При этом распределении февраль всегда считается в 28 дней (постоянный календарь), так что лунный месяц, в который приходится 25 февраля, вставной день високосного года, в действительности, увеличивается на один день. Так как январь и февраль составляют 59 дней, то отсюда следует, что одни и те же цикловые фазы Луны придутся на одни и те же числа января и марта. Древние наблюдали собственно не новолуние, но первое появление молодой Луны; промежуток времени между этим появлением и полнолунием приблизительно равен 13 дням, и потому в П. полнолуние определяется из новолуния прибавкой 13 дней. Пасхальное полнолуние носит название пасхального предела. За первый год цикла Александрийская церковь приняла так называемую эру Диоклетиана (285 по Р. Хр.), когда пасхальное новолуние приходилось 23 марта, а первое новолуние года 23 января; на этот же день по Метонову циклу придется новолуние в году, предшествовавшем христианской эре. Этот год принят за исходный Дионисием Малым. Число, показывающее место какого-нибудь года в цикле, называется золотым числом. Происхождение этого названия спорно. Евреи, употреблявшие тоже цикл Метона, принимали его начало на три года позже, чем Александрийская церковь и Дионисий, причем в этом передвинутом цикле новолуние в начальном году падает на 1 января. Этот цикл, под названием пасхального круга Луны, употребляется в П. православной церкви. Для отличия Дионисий называет один из этих циклов (еврейский) ciclus lanaris, другой ciclus decemnovennalis. Указанное превышение 19 Юлианских лет над 235 синодическими месяцами обуславливает отставание новолуний, вычисленных по циклу Метона, от действительных, астрономических. Каждые 31 0 лет накопляется один день. К нашему времени эта разность составляет более пяти дней, напр. пасхальное новолуние 1897 г., вычисленное по циклу, было 27 марта, между тем астрономическое 21 марта вечером. Из всех практических формул, предложенных для вычисления дня Пасхи, на основании вышеприведенных правил, безусловно простейшие и удобнейшие принадлежат Гауссу. Они состоят в следующем. Назовем через a остаток от деления числа года на 19, через b остаток от деления его на 4, и через с от деления на 7. Далее, остаток от деления величины 19а + 15 на 30 назовем d, и остаток от деления 2b + 4c + 6d + 6 на 7 пусть будет е. День Пасхи будет 22 + d + e марта, или, что то же самое, d + е — 9 апреля. В этих семи строчках заключается полная П. Юлианского календаря, принятого Православной Церковью.

Пример: для 1897 г. a = 16, b = 1, с = 0, d = 19, е = 3, день Пасхи 13 апреля. Из выражения 22 + d + е марта видно, что самая ранняя Пасха (при d = e = 0) может наступить 22 марта; это ясно и из смысла правил. С другой стороны, наибольшее значение для е равно шести, и из решения неопределенного уравнения следует, что вследствие условия a меньше 19, d не может быть равным 29, а только достигать 28. Поэтому самая поздняя Пасха бывает 25 апреля. Правила празднования дня Пасхи иногда перефразируются следующим образом: Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после полнолуния, которое случится не ранее 19 марта, причем день полнолуния определяется по пасхальному кругу Луны согласно церковным предписаниям; если отысканное таким образом мартовское полнолуние случится ранее 19 марта, то Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после следующего полнолуния, которое будет через 30 дней, в апреле; в обоих случаях, если полнолуние падет на Пятницу, Субботу или Воскресенье — Пасху должно праздновать через неделю — в следующее Воскресенье. В этом виде правила формулированы проф. Савичем. Они совпадают с вышеприведенными.

При введении в 1582 г. календаря Григорианского основные правила для вычисления дня Пасхи остались те же. Но вследствие произведенных в календаре перемен день Пасхи, вообще говоря, не совпадает с вычисленным по Юлианскому календарю. Нужно заметить, что в Григорианском календаре не соблюдено то правило, что христианская Пасха празднуется после еврейской: иногда она совпадает с еврейской, иногда же приходится на лунацию раньше. В 1582 г. были откинуты десять дней (см. Календарь) и, кроме того, постановлено, чтобы года, которыми кончаются столетия, не считались високосными, если только число протекших столетий не делится на четыре; при этом, однако, как в том, так и в другом случае, порядок дней недели остается без изменения. Отсюда следует, что воскресные дни будут совпадать с другими числами месяцев, чем в Юлианском календаре. Ко времени введения Григорианского календаря фазы Луны, вычисляемые по циклу, запаздывали уже на три дня против действительных, поэтому папская комиссия, во главе с Алоизием Лилием, постановила передвинуть лунный цикл на три дня и, кроме того, для избежания накопления ошибки на будущее время, вместо золотых чисел ввести круг эпакт. Эпактой (έπαγειν — прибавлять) называется рост Луны 1 января, т. е. время, протекшее от последнего новолуния предшествовавшего года, как следствие избытка солнечного года над лунным, состоящим из 354 дней. В юлианском календаре римской эпактой называется рост Луны 1 января, вычисленный в том предположении, что в начальном году лунного цикла, или при золотом числе нуль, новолуние падает на 1 января, как это происходит в еврейском цикле Луны. При реформе календаря, вследствие перестановки лунного цикла и пропуска десяти дней, новолуние первого года в лунном цикле перешло с 23 января на 30, а предыдущее упало на 31 декабря; поэтому эпакта первого года в цикле 1. Эпакты последующих годов получаются прибавкой каждый раз 11 пропусканием чисел кратных 30. Для возвращения к эпакте 1, при переходе к новому циклу, требуется прибавить 12; это называлось saltus epactae или saltus lunae. С целью избежания новых погрешностей Лилий ввел поправки эпакт. Одна из них называется солнечным уравнением и происходит от выбрасывания трех високосных дней в течение 400 лет и потому каждый раз уменьшает эпакту (уменьшает число дней, протекших от новолуния). Вторая носит название лунного уравнения и имеет целью исправлять невязку 19 юлианских лет с 235 синодическими месяцами Луны; она прибавляется 8 раз в 2500 лет и каждый раз увеличивает эпакту, так как по циклу Метона фазы Луны запаздывают. Обе эти поправки придаются к эпактам в годы, которыми заканчиваются столетия. Таким образом, в 1700 г., когда в первый раз пришлось исправить за солнечное уравнение, григорианские эпакты уменьшились на единицу; в 1800 г. приложены обе поправки и эпакты не изменились; в 1900 г. снова эпакты уменьшатся на единицу и затем останутся без изменения до 2200 г., так как в 2000 г. не будет приложена ни одна поправка, а в 2100 г. обе. Ввиду вышесказанного необходимо следует, что практические формулы для вычисления дня Пасхи в Григорианском календаре должны быть значительно сложнее, чем в Юлианском. Тем не менее, Гаусс представил их в следующей изящной форме. Пусть остатки от деления числа года на 19, на 4 и на 7 будут соответственно a, b и с; остаток от деления величины 19а + М на 30 будет d, и остаток от деления величины 2b + 4с + 6d + N на 7 будет е. Тогда Пасха наступит 22 + d + е марта или d + e — 9 апреля, нового стиля. Величины же М и N вычисляются следующим образом. Пусть k есть число веков в данном году, p частное от деления 13 + 8k на 25, и q частное от деления k на 4. Тогда М определится как остаток от деления 15 + k — p — q на 30, и N как остаток от деления 4 + k — q на 7. Здесь нужно иметь в виду, однако, два исключения, именно: когда при d = 29 вычисление дает для дня Пасхи 26 апреля, нужно взять вместо этого числа 19 апреля и когда, при d = 28, получим для дня Пасхи 25 апреля, притом a > 10, то нужно принимать 18 апреля. Называя через h частное от деления a на 11 и через f частное от деления d + h на 29, кроме того, обозначая d — f через d 1 и считая е 1 остатком от деления 2b + 4c + 6d 1 + N на 7, получим формулу для дня Пасхи: 22 + d 1 + e 1 марта, которая не требует уже никаких исключений.

Пример: для 1897 г. a = 16, b = 1, с = 0, k = 18, p = 6, q = 4, M = 23, N = 4, d = 27, e = 0. День Пасхи 18 апреля (нового стиля). Каждая из величин М и N постоянна, по крайней мере, в течение целого столетия, и потому удобнее их предвычислить заранее. Их значения будут:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector