0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхалия по годам

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы

Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.

В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2019

Читать еще:  Почему пасха в разные дни

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2019

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2019

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2019

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2019

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2019

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):

Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:

Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2019 ;

Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;

Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2019 ;

Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;

День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2019 .

Кириопасха

Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.

Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.

Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *

Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:

Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),

где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).

* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи

Комментарии и предложения

Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):

Предложить версию, добавить комментарий.

НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА

  • ПОИСК НА САЙТЕ


A B C 2 home . ru

Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото

Л ента Новостей:

Наши предложения

ВИДЕО

ТАМАДА

Информация

  • 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
  • 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
  • 08 февраля 2020 – День российской науки
  • 08 февраля 2020 – День военного топографа
  • 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
  • 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
  • 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
  • 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
  • 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
  • 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
    (День воина-интернационалиста)
  • 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
  • 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
  • 23 февраля 2020День Защитника Отечества
  • 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
  • 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
  • 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
  • 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
  • 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
  • 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
  • 08 марта 2020 – Международный Женский День
  • 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
  • 10 марта 2020 – День архивов
  • 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
  • 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
  • 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
  • 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
  • 18 марта 2020 – День налоговой полиции
  • 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
  • 23 марта 2020 – День метеоролога
  • 25 марта 2020 – День работников культуры России
  • 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
  • 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России

Солнце и зодиак

с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ
Знаки зодиака, 2020

Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.

Пасхалия по годам

Здесь же лишь, помимо всего прочего, будет дополнительно обращено внимание на последнюю правку пасхальных таблиц примерно в 15-м веке.

Одно из самых ярких свидетельств правки пасхальных таблиц – это размещение «скачка Луны» после 16-го года девятнадцатилетнего цикла.

«Скачок Луны» – это поправка в расписании «лунного течения», которая раз в 19 лет сдвигает дату полнолуния в следующем году не на 11 дней, а на 12. Тем самым она компенсирует набежавшую ошибку. Каждый, кто детально разберется с устройством 19-летнего лунного цикла, поймет, что «скачок Луны» может располагаться только после года с «кругом Луне 19». И нигде больше! Более того, если его разместить там, где положено, о нем и знать никто не узнает, поскольку с года с «кругом Луне 1» начнется новый цикл с повторением тех же самых дат, что и в предыдущем цикле.

Сдвиг «скачка Луны», скорее всего, произошел еще в древности (хотя, разумеется, нельзя исключить и более поздние времена). Вероятно, он был связан с изменением взглядов на возраст Спасителя в год Воскресения. Это привело к построению новой Библейской хронологии. Скорее всего, такие хронологии менялись несколько раз (очень возможно, что разные хронологии существовали в разных местах одновременно), и точно восстановить последовательность изменений не представляется возможным. В любой, посвященной календарям и хронологиям литературе упоминаются различные «эры» (Александрийская, Константинопольская и т.д.).

Около 1409-го года, когда начался новый Великий Индиктион, пасхальные таблицы однозначно правились, поскольку даты мартовских полнолуний 15-го века соответствуют «основаниям» и «епактам» пасхальных таблиц. Если бы исправления не было, то реальные полнолуния имели бы серьезные отклонения от табличных. За время предыдущего Великого Индиктиона накопилась бы существенная ошибка.

«1409-й год» в данном случае – весьма условная дата. Правка пасхальных таблиц вполне могла произойти и позже (при заключении Ферраро-Флорентийской унии, например). Могла произойти и ранее.

Могла произойти правка и около 1492-го года. Тогда ждали конца света (поскольку наступало 7000-е лето), и исторические источники свидетельствуют о том, что даты Пасхи дальше 1492-го года не рассчитывали.

Пасхальные таблицы могли правиться и несколько раз за 15-й век.

Для тех, кто сомневается в том, что пасхальные таблицы были исправлены около 1409-го года, приводим соответствия полнолуний, вычисленных по «епактам» и «основаниям» ныне существующих пасхальных таблиц (по их современному истолкованию), и реальных полнолуний начала 15-го века (то есть: раз «епакта» – это 20-й день Луны, значит, табличное полнолуние наступит на 6 дней раньше):

«Круг Луне» «Епакта» Табличное Реальное
полнолуние полнолуние

1 7 1-е марта 2-е марта 1409 г.

2 26 20-е марта 21-е марта 1410 г.
3 15 9-е марта 10-е марта 1411 г.

4 4 28-е марта 28-е марта 1412г.

5 23 17-е марта 18-е марта 1413 г.

6 12 6-е марта 7-е марта 1414 г.

7 1 25-е марта 26-е марта 1415 г.

8 20 14-е марта 14-е марта 1416 г.

9 9 3-е марта 4-е марта 1417 г.

10 28 22-е марта 23-е марта 1418 г.

11 17 11-е марта 12-е марта 1419 г.

12 6 30-е марта 30-е марта 1420 г.

13 25 19-е марта 19-е марта 1421 г.

14 14 8-е марта 9-е марта 1422 г.

15 3 27-е марта 27-е марта 1423 г.

16 22 16-е марта 16-е марта 1424 г.

17 10 4-е марта 5-е марта 1425 г.

18 29 23-е марта 24-е марта 1426 г.

19 18 12-е марта 13-е марта 1427 г.

Расчет реальных полнолуний проводился по таблицам Н.И.Идельсона, дающим достаточно точный результат (с ошибкой до 0,5 суток). Видно, что пасхальные таблицы отражают реальное «лунное течение» 15-го века. Более того, реальные полнолуния часто наступают позже табличных. Такого никогда бы не произошло, если бы «основания» и «епакты» были унаследованы от предыдущего Великого Индиктиона.

То, что «основания» — это «возраст» Луны на 1-е марта, а «епакта» — это число марта, на которое выпадает 20-й день Луны, подтверждается и расписанием «Лунного течения» из «Ока Церковного» (лист 1174 на обороте).

Например, для «круга Луне 1» («основание 14», «епакта 7») в «Оке Церковном» обозначено полнолуние 1-го марта. Поскольку полнолуние – это 14-й день Луны, то «возраст» Луны на 1-е марта будет 14 дней, а это и есть «основание 14». Через 6 дней после полнолуния наступит 20-й день Луны. Раз полнолуние 1-го марта (14-й день), то 20-й день будет 7-го марта, а это и есть «епакта 7».

А для «круга Луне 2» («основание 25», «епакта 26») в «Оке Церковном» обозначено полнолуние 20-го марта. Соответственно, 1-й день Луны будет 7-го марта, 30-й день Луны будет 6-го марта, а 1-го марта будет 25-й день Луны. То есть «возраст» Луны на 1-е марта будет 25 дней, а это и есть «основание 25». Через 6 дней после полнолуния наступит 20-й день Луны. Раз полнолуние 20-го марта (14-й день), то 20-й день будет 26-го марта, а это и есть «епакта 26 ».

Читать еще:  Тропарь праздника пасхи

Еще одним свидетельством исправления пасхальных таблиц являются сохранившиеся с древних времен таблицы, именуемые «рука Дамаскинова» (или «рука Богословля»).

Вот пример такой таблицы из «Ока Церковного» 17-го века :

Эти иллюстрации показывают способ расчета даты Христианской Пасхи по «кругам Солнцу» и «кругам Луне». Когда-то такие таблицы действительно использовали для счета, используя человеческие руки и размещая числа на сгибах, фалангах и концах пальцев.

Правая «рука» содержит так называемые «фаски жидом». В чисто техническом смысле «фаска жидом» – это дата, первое воскресение после которой является Христианской Пасхой. «Фаска» дублирует «исправную букву». «Исправная буква» обозначает дату на день позже «фаски».

Даты «фаски» (славянскими цифрами) на «руке» расположены следующим образом.

Даты относятся к марту и апрелю. Даты с 21 по 30 – это числа марта. Даты с 1 по 18 – это числа апреля. Порядок расположения следующий: строки идут, начиная с нижней, а колонки, начиная «от большого пальца» (справа налево).

То есть даты «фасок» идут в следующем порядке: 2, 22, 10, 30, 18, 7, 27, 15, 4, 24, 12, 1, 21, 9, 29, 17, 5, 25, 13.

На рукописной таблице из канонника никаких дополнительных пометок нет. На таблице из «Ока Церковного» помещены пояснительные пометки. Маленькими буквами «м» и «а» обозначены март и апрель. Красными числами от 1 до 19 обозначены соответствующие «фаскам» «круги Луне» (на черно-белой иллюстрации они выглядят серыми).

Левая «рука» содержит «вруцелеты» от 1 до 7, соответствующие «кругам Солнцу» от 1 до 28.

Расположены «вруцелеты» на «руке» следующим образом.

Счет тоже идет «от большого пальца» (в данном случае слева направо). Но здесь уже присутствует странное усложнение. Вместо того, чтобы начать считать снизу с первой позиции слева (что полностью соответствовало бы как здравому смыслу, так и правой таблице), счет начинается со второй позиции третьей строки сверху! Потом переходит на вторую строку сверху, потом на самую верхнюю, потом переходит на самую нижнюю, с нижней на вторую и т.д..

Чтобы не ошибиться, на «руке» из «Ока Церковного» рядом с «вруцелетами» проставлены (красным цветом) соответствующие «круги Солнцу».

Объяснение этой странности может быть только одно. В первоначальном варианте счет начинался (как и положено) с нижней строки.

«Вруцелеты» шли в полном соответствии с високосными годами. То есть таблица соответствия «кругов Солнцу» «вруцелетам» выглядела так.

Нынешняя же таблица выглядит так.

По ней получается, что не четвертый год «от Сотворения Мира» был високосным, а третий! С богословской точки зрения – это полная нелепица.

Разумеется, известно объяснение этого несоответствия. Оно состоит в том, что год, дескать, начинается по Юлианскому календарю в январе. Поэтому, начиная года с марта, всё равно надо считать високосы с января. Объяснение это очень сомнительное.

Можно также усомниться и в том, что год после Юлианской реформы начинался с января. Консулы действительно вступали в должность в январе. Но современные президенты, например, вступают в свои должности в разное время года. И никто из-за этого «новый год» не переносит. Дополнительные дни (и месяцы) в календарях обычно вставляются в конце года. В Юлианском календаре это делается в феврале. Не надо также забывать о том, что слова «сентябрь», «октябрь», «ноябрь» и «декабрь» в латинском языке – это не имена, а порядковые номера (седьмой, восьмой, девятый и десятый). Почему же двенадцатый месяц должен именоваться десятым? Да и древнерусский (и византийский) год, начинавшийся с марта, тоже игнорировать нельзя.

Сдвиг «кругов Солнцу» относительно цикла смены «вруцелет» понадобился для того, чтобы можно было сдвинуть и «круги Луне». А «круги Луне» явно сдвигались (как было показано выше). И на три года (это видно по «скачку Луны»). И на неизвестное число лет «около 1409 года» (для приведения в соответствие реальных лунных фаз с «основаниями» и «епактами»).

Но «сдвинуть» только «круги Луне» и не тронуть «круги Солнцу» невозможно. Из-за сложного цикличного взаимодействия этих величин при изменении только одной из них сразу рухнет вся хронология.

Например, лето 7519-е (2011-й год) имеет «круг Солнцу 15», «круг Луне 14» и «индикт 4». Если увеличить «круг Луне» всего на 1 и получить «круг Луне 15», то мы попадем в другую эпоху. «Круг Солнцу 15», «круг Луне 15» и «индикт 4» соответствуют 3739-му лету от Сотворения Мира. То есть 1770-му году «до нашей эры»!

Поэтому «исправляя» и «уточняя» «круг Луне» текущего года исправители неизбежно вынуждены были править и «круг Солнцу», чтобы получить близкое (точно такое же получить невозможно) к текущему новое «уточненное» значение лета от Сотворения Мира. Скорее всего, именно пасхальными реформами объясняются расхождения в датах одних и тех же событий в различных летописях.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Пасхалия

На странице используются обозначения:

♈ — равноденствие
☺ — полнолуние
† — пасха

В хронологии, а значит и в истории астрономии, расчет пасхи играет важную роль. Поэтому пасхалиям уделена специальная страница.

Да и вообще, интересно.

Что такое пасха?

Пасха — христианский праздник. Пасха — праздник воскресения Христа.

Когда празднуется пасха?

Ответ очень прост:

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В чем же подвох? Почему определить дату пасхи так сложно? Почему дата пасхи в православном календаре и календаре католиков обычно не совпадают?

В определении пасхи три есть три термина: весна, полнолуние и воскресенье. С каждым из них придется разобраться.

Как возник праздник пасхи?

О жизни Иисуса Христа сообщают нам Евангелия. Из них известно, что в одну из весен в начале 30-х годов первого века новой эры Иисус пришел в Иерусалим на празднование ежегодного праздника песах. По наущению недоброжелателей Он был схвачен властями и подвергнут мучительной казни — распятию на кресте. Казнь была совершена в день празднования песаха. После смерти Иисуса Его тело было снято с креста, погребено в искусственной пещере, как принято по традиции, а по прошествии двух дней Христос воскрес.

Воскресение Христа отмечают христианские церкви, празднуя пасху.

Придерживаясь описанного событийного ряда и имея в образце иудейскую практику, святые отцы церкви решили поставить исчисление даты одного из главных церковных праздников на твердую историко-астрономическую ногу. Поскольку символика иудейского песаха и христианской пасхи особенно в раннем христианстве была тесно связана, точкой опоры для основателей новых календарно-религиозных традиций оказался именно этот весенний праздник.

Что такое песах? Когда празднуется песах?

Песах — иудейский праздник: праздник исхода евреев из египетского рабства. Песах наступает 14 нисана и празднуется в течение недели.

Еврейский календарь основан на лунном цикле и является, собственно, лунно-солнечным календарем. Каждый месяц начинается с новолуния (точнее, неомении — первой вечерней видимости молодого серпика новой луны, на что дальше мы не будем обращать специального внимания). В частности, месяц нисан — первый весенний месяц, он начинается в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. Таким образом, песах празднуется в первое полнолуние (точнее, через один-два дня после полнолуния) после равноденствия.

Читать еще:  Сколько дней отмечается

Значит, Иисус был распят сразу после полнолуния. (Кстати говоря, по ходу дела мы разоблачили сюжеты пары фильмов, где смерть Христа на кресте сопровождается затмением солнца: солнечное затмение может произойти только в новолуние, то есть за две или через две недели после песаха!) Воскрес же Он в воскресенье (через два дня, хотя песах и дни недели вообще-то ни как не связаны).

Итак, теперь ясно, почему пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

И все было бы очень просто. Но ни равноденствие, ни полнолуние не наблюдаются священнослужителями, чтобы определить дату пасхи. Они ими вычисляются, строятся пасхалии. И пасхалии вычисляются достаточно сложно. Нужно обратить внимания на три вопроса: когда наступает равноденствие? когда наступает полнолуние? когда наступает воскресенье?

Когда наступает равноденствие?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В церковных календарях весеннее равноденствие всегда наступает 21 марта . Всегда. По определению.

Астрономически это неверно: равноденствие часто приходится на 20 марта и иногда даже на 19, но при расчетах пасхалий равноденствие всегда 21 марта.

К сожалению, христианская церковь имеет два одновременно действующих календаря: так называемый «старый» или юлианский и «новый» или григорианский. Григорианским календарем пользуется подавляющее большинство христиан: католики, протестанты, многие православные. Юлианским календарем пользуются православные, в частности Русская православная церковь, остающаяся основным препятствием на переходе к единому использованию григорианского календаря.

Не вдаваясь в детали различия «старого» и «нового» календарей (что само по себе интересная тема), констатирую: в настоящее время они расходятся на 13 дней.

Это в частности означает, что 21 марта, равноденствие по григоринаскому календарю — это только 8 марта по юлианскому и до равноденствия еще далеко. Если полнолуние произойдет 21, 22, 23, 24… марта, то католики его «засчитают» за весеннее, а православные будут ждать следующего. 25, 26, 27….31 марта не годятся. 1 и 2 апреля — тоже. Только 3 апреля наступит «равноденствие консерваторов», после которого (или в самый этот день) нужно ждать полнолуния.

Пасхалия 2020 Православный календарь

Даты Прощёного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы в 2020 году:

Каждый год подготовка к светлому Христову Воскресению начинается
с Недели о Закхее-мытаре. Пасхалия – это свод правил для расчёта переходящих
Православных Праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов
тоже называют Пасхалией. В Пасхалии 2020 приведены даты переходящих
Православных Праздников и Памятных Дней:

Неделя мытаря и фарисея – в это воскресенье (в старославянском «неделя» –
это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее»
и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало
Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» – 17.02.2019

Прощёное Воскресенье («Сыропустная Неделя» или Масленица) – Последнее (четвёртое)
воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день Православные Христиане
просят друг у друга прощения. В 2020 году «Прощеное Воскресение» – 10.03.2019

Вербное Воскресенье – Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная
Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье
освящают ветви вербы. В 2020 году «Вербное Воскресение» – 21.04.2019

Пасха – Светлое Христово Воскресенье, главный Православный Праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье – 28.04.2019

Вознесение – Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой
день после Пасхи, приходится на четверг: В 2020 году Вознесение Господа Бога
и Спасителя – 06.06.2019

Троица – День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа),
Двунадесятый Праздник, отмечаемый на Пятидесятый день после Пасхи,
знаменующий Сошествие Святого Духа на Апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы – 16.06.2019

Петров пост – наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля
в День Петра и Павла.

КОНКРЕТНЫЕ УКАЗАНИЯ 2019

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году длится с 11 марта – 27 апреля

Подготовительный период к Великому посту
(с 17 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 10 марта).

• Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10-14) – 17 февраля.
Седмица «сплошная» (не имеющая поста в среду и пятницу).

• Неделя о блудном сыне (Лука 15:11-32) – 24 февраля.

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 2 марта.

• Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Матфей 25:31-46) – 3 марта.

Седмица сырная (масленица), «сплошная» (4 марта – 10 марта).

• Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье
(Матфей 6:14-21) – 10 марта.

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• Чистый понедельник, начало Великого поста – 11 марта.

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг,
11 марта – 14 марта 2019) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный)
канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея
Критского (VIII в.).

• Неделя 1-я Великого поста. «Торжество Православия» – 17 марта 2019.

• Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского
(Солунского) (†1359 г.) – 24 марта 2019.

• Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Марк 8:34–9:1) – 31 марта 2019.

• Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля 2019.

• «Похвала Пресвятой Богородице». Суббота Акафиста – 13 апреля2019.
Это единственный Акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём, его пение
совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста
(реально поётся накануне, в пятницу вечером).

• Неделя 5-я Вел. поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 14 апреля 2019.

• «Мариино стояние» (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью,
с чтением жития преп. Марии Египетской) – 11 апреля 2019, четверг
(реально совершается накануне – 10 апреля, в среду вечером!).

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица в;ий» (в переводе с греческого –
«Седмица Пальмовых Ветвей») – 15 апреля – 20 апреля 2019.

• В пятницу седмицы в;ий, 19 апреля – окончание Святой четырёхдеся;тницы,
то есть, Сорокадневного поста («душепол;зную совершив Четыредеся;тницу…», –
поётся за вечерним богослужением).

• Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря
(Иоанн 11:1-45) – 20 апреля 2019.

• Неделя 6-я, Неде;ля ва;ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная»,
Ве;рбное воскресе;нье (Иоанн 12:1-18), Вход Госпо;день в Иерусали;м – 21 апреля 2019.

2. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА, или Неделя Страданий Господа (22 апреля – 27 апреля 2019)

• Великий Понедельник (22 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф
Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт гл.37.); проклятие
бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении
Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

• Великий Вторник (23 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество
о Страшном суде (Матфей 24:36-26:2).

• Великая Среда (24 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса,
и предательство Иуды (Матфей 26:6-16). Последний раз читают молитва прп. Ефрема
Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются
принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

• Великий Четверг (25 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установление
Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых
Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается
Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение
12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.

• Великая Пятница (26 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые
и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа
Аримафейского. Утром богослужение Царских Часов. Литургии в этот день обычно
не бывает – Жертва принесена на Голгофе. В середине дня служится вечерня чином
выноса Плащаницы. День великой скорби и строгого поста (до выноса Плащаницы
полное неядение).

• Великая Суббота (27 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою
во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (СВ. ТРОИЦА)
После Литургии освящается праздничная трапеза.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 28 апреля 2019

Светлая седмица, сплошная (28 апреля – 4 мая).

Недели после Пасхи

• «КРАСНАЯ ГОРКА» Антипасха (то есть, первая неделя (воскресенье) напротив
Пасхи), или Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19-31) – 5 мая 2019.

РАДОНИЦА (Пасхальное Поминовение Усопших) – 7 мая 2019, вторник.

• Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих
миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников
Христа (Марк 15:43–16:8) – 12 мая 2019.

• Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1-15) – 19 мая 2019.

Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14-30) – 22 мая, среда 2019.

• Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5-42) – 26 мая 2019.

• Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1-38) – 2 июня 2019.

• ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1-12; Лука 24:36-53) – 6 июня 2020 2019.

• Неделя 7-я по Пасхе, Святых Отцов I Вселенского собора – 9 июня 2-10.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 15 июня 2019.

• Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пятидесятница)
(Деяния 2:1-11; Иоанн 7:37-52; 8:12) – 16 июня 2019.

День СВЯТОГО ДУХА («Духов День») – 17 июня 2019, понедельник.

• Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех Вселенских Святых» – 23 июня
2019. Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным
продолжением стал в Русской Традиции Праздник в честь Всех Российских Святых
(установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.).
В конце XX столетия стали появляться Праздники в честь региональных – сначала
Вологодских, а затем и других – Святых.

• «Петров пост» начинается с понедельника – 24 июня 2019

• Неделя 2-я по Пятидесятнице – Праздник «Всех Святых, в Земле Российской просиявших» – 30 июня.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА 2019

Даты указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю)

Великие Праздники: 28 апреля 2020 ; Пасха или СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

7 января ; Рождество Христово
19 января ; Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля ; Сретение Господне
7 апреля ; Благовещение Пресвятой Богородицы
21 апреля ; Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
6 июня ; Вознесение Господне
16 июня ; День Святой Троицы (Пятидесятница)
19 августа ; Преображение Господне
28 августа ; Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября ; Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября ; Воздвижение Креста Господня
4 декабря ; Введение во храм Пресвятой Богородицы

14 января ; Обрезание Господне
7 июля ; Рождество Иоанна Предтечи
12 июля ; Святых апостолов Петра и Павла
11 сентября ; Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября ; Покров Пресвятой Богородицы

Дни особого поминовения усопших:

2 марта ; Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
23 марта ; Суббота 2-й седмицы Великого поста
30 марта ; Суббота 3-й седмицы Великого поста
6 апреля ; Суббота 4-й седмицы Великого поста
7 мая ; Радоница
9 мая ; Поминовение усопших воинов
15 июня ; Суббота Троицкая

Многодневные
11 марта – 27 апреля ; Великий пост
24 июня – 11 июля ; Петров пост (Апостольский)
14 — 27 августа ; Успенский пост
28 ноября – 6 января ; Рождественский пост

Однодневные
18 января ; Крещенский сочельник
11 сентября ; Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября ; Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы – недели, в которых нет поста
в среду и пятницу
7 – 18 января ; Святки
18 – 23 февраля ; Мытаря и фарисея
4 – 10 марта ; Масленица
29 апреля – 4 мая ; Пасхальная Седмица
17 – 23 июня ; Троицкая Седмица

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector