3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхальные старинные открытки

shurov_oleg

Олег Шуров

100 дореволюционных пасхальных открыток

Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.


Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева

Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.

“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным

Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, — множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.




















Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:












Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:

























Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…
























Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, — отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Что хорошо видно на первых двух открытках.















Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:



Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:











На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.

И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:

Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.

30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

  • Tomas Kinkade (13)
  • В мире животных (182)
  • Весна (83)
  • ВИДЕО (507)
  • Выпечка (1938)
  • ***Блины (183)
  • ***Булочки,ватрушки, плюшки. (140)
  • ***Кексы (93)
  • ***Куличи и Пасха (184)
  • ***Печенье (167)
  • ***Пироги. Шарлотки. Запеканки. (332)
  • ***Пирожки (117)
  • ***Рулеты (103)
  • ***Хлеб. (77)
  • Вязание(спицами,крючком) (992)
  • Дамский журнал (279)
  • Дачный участок (1055)
  • *Баклажаны (6)
  • *Капуста (8)
  • *Картофель (2)
  • *Клубника (12)
  • *Огурцы (15)
  • *Перцы (9)
  • *Томаты (30)
  • *Цветы (цветочные клумбы) (350)
  • День Победы (116)
  • Для детей (255)
  • Домашние заготовки (рецепты) (475)
  • Друзья! (79)
  • Женщина (205)
  • Журнал *Здоровье* (333)
  • Звезды экрана (188)
  • Звенящие кедры России (142)
  • Зима (97)
  • Картинки(картины,иллюстрации,живопись) (3135)
  • Клипарт (640)
  • Кнопочки переходы для ЛиРу (18)
  • Комнатное цветоводство (39)
  • Кошкин мир (84)
  • Куклы (194)
  • Кулинария(разные рецепты) (2984)
  • ***Вареники. Пельмени. Манты. Хинкали. (50)
  • ***Все из курицы (212)
  • ***Все из рыбы (222)
  • ***Готовим сыр (разное) (14)
  • ***для Нового Года и Рождества (210)
  • ***Запеканки (58)
  • ***Каши(разное) (19)
  • ***Кулинарные (кухонные)хитрости (33)
  • ***Напитки (Квас. Соки. ) (145)
  • ***Первые блюда (170)
  • ***Постные блюда (203)
  • ***Салаты (352)
  • ***Сало (15)
  • ***Сладости (91)
  • ***Соусы (19)
  • Легенды, притчи, афоризмы. (66)
  • Лето (50)
  • Маски(клипарт) (15)
  • Мир путешествий (911)
  • Музыка (353)
  • Натюрморты (315)
  • Новогодняя страничка (339)
  • Осень (132)
  • Открытки (120)
  • Пасха (97)
  • Пасхальные рецепты (62)
  • Праздники (349)
  • Программы для ПК. (309)
  • Птичий мир (110)
  • Разделители в PNG (8)
  • Рамочки (323)
  • Рамки для фото(PNG) (25)
  • Религия (96)
  • Рождество (70)
  • Рукоделие (332)
  • Своими руками (или сделай сам) (197)
  • Скрап набор (629)
  • Стихотворное (162)
  • Танцы народов мира (18)
  • Торты(кулинария) (561)
  • Уроки иностранного. (8)
  • Уроки ФШ (151)
  • Уют в доме (146)
  • Фарфор (антиквариат) (136)
  • Фоны, схемы для Дн. (102)
  • Фотокартинки (138)
  • Цветы (162)
  • Шьем сами (162)
  • Эзотерика (59)
  • Это важно! (51)
  • Это интересно (867)

Музыка

Всегда под рукой

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Старинные пасхальные открытки по сюжетам художницы Елизаветы Бем.

Христос Воскрес! Опять святая

Настала Пасха. И златая

Глава столицы засияла,

И на душе милее стало:

Сегодня ярче светит солнце,

Сильнее ветер бьет в оконце,

И крик несётся до небес:

Христос воистину Воскрес!

В начале XX в. множество открыток с новогодними и зимними сюжетами было издано по оригиналам известной художницы Елизаветы Меркурьевны Бем (1843 — 1914) . Елизавета Бем в 1857 — 1864 гг. училась в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую закончила с серебряной медалью.

Читать еще:  Пасха в чехии 2019

Открытка на Пасху: История пасхальных открыток (+ ФОТО)

Открытки на Пасху

Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток (картинок) несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Когда появились первые «открытые письма», точно сказать невозможно. Некоторые историки утверждают, что подобные послания отправляли еще в Древнем Египте. Непосредственными предшественницами современных открыток были гравированные карточки, изобретенные французским гравером Демезоном в 70-е годы XVIII века. Новшество популярностью не пользовалось, поскольку пересылка по почте приветствий и поздравлений с текстом, который мог прочитать любой, считалась нескромной. А вот в России подобные гравированные карточки прижились, хотя общественной почте их не доверяли.

«Почтовое» хождение открытки получили лишь спустя столетие, в 1870 г. и снова во Франции – в военное время в армии не хватало бумаги для писем. С легкой руки книгопродавца Леона Бенардо почтовую бумагу стали заменять кусочками картона. На одной стороне писали адрес, а другая предназначалась для письма. Некоторые солдаты делали на картонках рисунки. Вдохновившись этим, Бенардо украсил адресную сторону открытки патриотической виньеткой и выпустил первую французскую открытку. По другим данным, первую иллюстрированную открытку выпустил книготорговец Шварц из Ольденбурга. В 1874 г. был установлен единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм, который в 1925 г. заменили на новый — 105 х 150 мм.

Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, затем начали выпускать цветные и фото-открытки. Писать что-либо, кроме адреса, на оборотной стороне открытки было запрещено. В результате отправителю невольно приходилось портить изображение. В 1904 г. появились открытки, на оборотной стороне которых было выделено место для письма.

Изображения на открытках были самыми разнообразными по тематике, но самыми распространенными стали поздравительные открытки, в том числе и с религиозными праздниками. В России по числу отправлений, безусловно, лидировали пасхальные и рождественские открытки, а также открытки с поздравлениями ко Дню Ангела.

Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.

Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.

После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей и фотографий соборов.

Традиция пасхальной открытки

В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».

Рождение открытки

Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы — карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки.

Читать еще:  Пасхальные поделки своими руками

Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.

Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой.

Первая коллекция пасхальных открыток

Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.

Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.

Открыточная лихорадка в дореволюционной России

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.

Пасхальная открытка в изгнании

Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».

Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.

Читать еще:  Сообщение на тему пасха праздник

Винтажные открытки к Пасхе сделанные в России — часть 1

С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что первые отечественные иллюстрированные открытки к Пасхе 1898 года: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство — без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма — неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем — каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток к Пасхе сделанные Общиной, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские «писанки» — расписные пасхальные яйца.

Винтажные открытки к Пасхе сделанные в России — часть 1

Светлое Христово Воскресение — торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Полноцветные открытки к Пасхе выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига) — с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также «Гранберг» (Стокгольм).

Вообще в Европе производили огромное количество почтовых открыток к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фото-открытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
В короткий промежуток 1914 — 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.

Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 — 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные блюда или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки 1900 — 1910-х годов…

Открытки Пасха

Пасхальные открытки несомненный атрибут самого большого религиозного праздника в году. Поздравления и картинки с Пасхой появляются на всех площадках и сайтах, ведь именно Пасха Христова так любима и важна для всех верующих. Пасха это семейный праздник, где большие застолья, счастливые втсречи и улыбки — несомненный атрибут события. А чтобы поздравить как можно больше близких и друзей, анимационные картинки с Пасхой подходят как нельзя кстати. Отправляйте их по электронное почте или в социальные сети, это бесплатно! Искренний знак внимания — прикольная открытка поднимет настроение и порадует каждого получателя. Мы сердечно поздравляем всех пользователей со светлым праздником Пасхи 2019, и желаем добрых и веселых праздников вместе с ОткрыткиОК!

Случилось чудо из чудес, ведь знают все — Христос Воскрес

Христос воскрес, светлая Пасха

С праздником Светлой Пасхи

Случилось чудо из чудес — Христос воскрес

Поздравление С праздником Пасхи

Православная пасха, светлый праздник

Светлой Пасхи поздравление

С праздником Православной Пасхи

В светлый праздник Воскресенья пусть добро царит в семье

Пасхальное поздравление для тебя

С праздником Великой Пасхи

Счастливой Пасхи, мир вам и вашему дому

Добра, любви на Пасху я желаю, Христос воскрес и остается с нами

Счастливой пасхи вам друзья

Красивое поздравление тебе в день Пасхи

С праздником светлой Пасхи, желаю вам любви

Праздника в мире нету светлей, поздравим вас с Пасхой скорей

Всем желаю сказки в этот праздник Пасхи

С великой Пасхой, это символ Христа

Пускай пасхальным светлым днем к вам радость повернется

Пусть Пасха принесет тепло, удачу и достаток

С Пасхой тебя поздравляю, добра тебе и твоему дому

Поздравляю с Пасхой, желаю вам согласие во всем

С праздником Пасхи поздравляю, Христос воскрес

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector