1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхальный фестиваль гергиева

О фестивале

Московский Пасхальный фестиваль

(2002–2018 гг.)

Этот крупнейший музыкальный форум России ежегодно собирает сотни тысяч слушателей. Созданный в 2002 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева и Правительства Москвы, Московский Пасхальный фестиваль сразу завоевал любовь публики. В 2003 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина Фестиваль стал всероссийским.

С первых дней проведения Московского Пасхального фестиваля были определены его социальные приоритеты – благотворительность, образование и просветительство, – которые реализуются во всех четырех крупных фестивальных блоках: симфонической, камерной, хоровой программах и звонильной неделе.

Этот крупнейший музыкальный форум России ежегодно собирает сотни тысяч слушателей. Созданный в 2002 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева и Правительства Москвы, Московский Пасхальный фестиваль сразу завоевал любовь публики. В 2003 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина Фестиваль стал всероссийским.

С первых дней проведения Московского Пасхального фестиваля были определены его социальные приоритеты – благотворительность, образование и просветительство, – которые реализуются в четырех крупных программах Фестиваля: симфонической, камерной, хоровой и звонильной.

За годы существования Московского Пасхального фестиваля в нем приняли участие несколько тысяч исполнителей со всего мира, среди которых и артисты мировой величины, и молодые таланты – лауреаты Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Фестивальную афишу украшали имена звезд мировой оперы: Анна Нетребко, Рене Папе, Натали Дессей, Владимир Галузин, Альбина Шагимуратова, Брин Терфель, Ферруччо Фурланетто, Нина Штемме, Ильдар и Аскар Абдразаковы, а также Ольга Бородина, Михаил Петренко, Татьяна Сержан, Евгений Никитин, Юлия Маточкина, Лариса Дядькова, Лариса Гоголевская, Владислав Сулимский, Трофимов, Роман Бурденко, Александр Михайлов, Дмитрий Григорьев, Анастасия Калагина и многие другие солисты Мариинского театра. На Фестивале выступали пианисты Денис Мацуев, Нельсон Фрейре, Михаил Плетнёв, Ланг Ланг, Владимир Фельцман, Александр Торадзе, Ефим Бронфман, Бехзод Абдураимов, Олли Мустонен, Алексей Володин, Даниил Трифонов, Сон Чжин Чо, Сергей Бабаян, Абисал Гергиев, скрипачи Пинхас Цукерман, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктория Муллова, Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос, Даниэль Лозакович, Алена Баева, Кристоф Барати, Лоренц Настурика-Гершовичи, Роман Симович, Ольга, Волкова, Станислав Измаилов, альтисты Юрий Башмет и Юрий Афонькин, виолончелисты Миша Майский, Мари-Элизабет Хэккер, Марио Брунелло, Сергей Ролдугин, Аманда Форсайт, Александр Бузлов, арфистка Софья Кипрская и многие-многие другие музыканты и коллективы.

География Фестиваля расширяется с каждым годом.

На сегодняшний день, Фестиваль охватил 145 городов России и 5 стран –

это симфоническая, хоровая, камерная и звонильная программы.

Симфоническая программа охватила к 2018 году 69 городов России и 5 стран: Москву, Санкт-Петербург, Альметьевск, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Беломорск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Вологду, Воронеж, Воткинск, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Калугу, Кемерово, Кисловодск, Кострому, Клин, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магнитогорск, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Новочеркасск, Омск, Орёл, Оренбург, Пензу, Псков, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самару, Саранск, Саратов, Североморск, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Стрежевой, Сургут, Тверь, Тольятти, Томск, Тулу, Тюмень, Уфу, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Хабаровск, Челябинск, Череповец, Якутск и Ярославль, а также Киев (Украина), Астану и Алматы (Казахстан), Минск (Республика Беларусь), Вильнюс (Литва) и Ереван (Армения).

Хоровая программа охватила к 2018 году 67 городов от побережья Черного моря, города-героя Новороссийска, и до крайнего северо-востока России, центра Чукотского автономного округа, города Анадырь. Благодаря содействию Русской Православной Церкви концерты духовной хоровой музыки проводятся в действующих храмах. Активное участие в хоровой программе принимают коллективы ближнего и дальнего зарубежья.

С первых дней проведения Фестиваль возрождает интерес широкой аудитории к искусству Пасхального звона, ежегодно привлекая в Москву лучших российских и зарубежных звонарей. В 2002 году впервые с 1917 года в историческом центре Москвы были возрождены вереницы колокольных звонов – от храма к храму.

К 2018 году звонильная программа охватила более 100 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Великого Новгорода, Звенигорода, Истры, Коломны, Раменского, Ржева, Ростова Великого, Старицы и Соловецких островов.

Артисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, возглавляемой Ларисой Гергиевой, объехали к 2018 году в рамках камерной программы фестиваля 54 города по всей стране – от Благовещенска и Якутска до Мурманска, Гаджиево и Салехарда. А в 2017 году концерты камерной программы с огромным успехом впервые прошли в Республике Крым: Ялте, Симферополе и городе-герое Севастополе.

Благотворительные концерты Московского Пасхального фестиваля в домах ветеранов, городских больницах, домах ребенка дают возможность услышать выступления мировых звезд тем, кто не может прийти в концертные залы. Концерты проводятся также в детских музыкальных школах. Кроме того, программы Фестиваля регулярно включают акции для студентов и преподавателей в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. А с 2014 года в рамках сотрудничества Московского Пасхального фестиваля с Министерством обороны Российской Федерации благотворительные концерты для военнослужащих и членов их семей проходят в домах офицеров, воинских частях, военных училищах и Центральном академическом театре Российской Армии. Кульминация благотворительной программы Московского Пасхального фестиваля – общедоступный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в День Победы на Поклонной горе в Москве, который ежегодно собирает около 300 тысяч слушателей.

12 тысяч километров музыки

По словам Валерия Гергиева, творчество двух колоссальных фигур в истории русской музыки — Мусоргского и Римского-Корсакова — не достаточно хорошо известно в мире: «Только что на сцене Ла Скала прошли семь спектаклей «Хованщины» — великой русской оперы, с которой в Милане почти не знакомы. И еще меньше знают в мире творчество Римского-Корсакова. Мы сегодня исполняем на сценах Мариинского театра все его оперные партитуры, малоизвестные даже в России — в том числе, «Боярыню Веру Шелогу», «Сервилию», «Пана воеводу» и другие. Конечно, кому-то эта идея исполнять все его оперные партитуры может нравиться, кому-то — нет. Но еще хуже вообще не знать эту музыку».

На Пасхальном фестивале запланировано исполнение опер Мусоргского и Римского-Корсакова. А в преддверии фестиваля, 23 апреля Гергиев исполнит в Концертном зале «Зарядье» «Младу» Римского-Корсакова, не звучавшую в Москве со времен постановки Бориса Покровского в Большом театре (1988). Прелюдией к пасхальной теме станет и «Парсифаль» Вагнера, традиционно исполняющийся в Германии и Австрии в пасхальные дни. Гергиев привезет его в «Зарядье» 4 апреля.

Между тем, по словам вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец, «нынешний Пасхальный фестиваль будет стремительным: откроется 28 апреля и продлится всего 16 дней. Но даже за этот короткий срок оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым успеют дать концерты в 22 городах России. Во многих концертах будут принимать участие детские хоры».

Маршрут Пасхального поезда протянется на 12000 км — через Казань — в Сибирь, потом на Волгу, в Москву, где 9 мая состоится традиционный благотворительный концерт Мариинского оркестра на Поклонной горе с участием Дениса Мацуева. Затем поезд отправится на юг — к Курску, и через Смоленск вернется в Москву. 12 мая Гергиев завершит программу фестиваля на сцене зала «Зарядье»: прозвучит московская премьера новой партитуры Родиона Щедрина «Месса поминовения» и его «Поэтория» (1968) — концерт для поэта и женского голоса на стихи Андрея Вознесенского. Сам Родион Щедрин отправится с Мариинским оркестром в Тулу — город, связанный с родом композитора.

По словам представителя РЖД, маршрут Пасхального фестиваля пройдет в этом году по 16 железным дорогам (это половина российских железных дорог). Уже готовы расписание и сам состав из 17 вагонов, который станет «домом» для артистов Мариинки на 16 дней. В маршрутах нынешнего фестиваля будут участвовать также приглашенные музыканты, в том числе — лауреаты конкурсов Чайковского. Сводная афиша фестиваля состоит, как всегда, из четырех программ: симфонической, камерной, хоровой и звонильной. Впервые колокольные звоны Московского Пасхального фестиваля зазвучат в этом году в соборах Хельсинки и Риги.

Читать еще:  Тильда пасхальный кролик

Одной из коллизий, опосредованно связанной с региональным опытом Пасхального фестиваля, стал в этом году новый проект, который по словам вице-премьера Ольги Голодец, разработан по поручению президента РФ.

— На карте страны создаются четыре новых центра — точки нового роста, развития российского искусства: Владивосток, Севастополь, Калининград и Кемерово. Задан проект создать в этих городах Театры оперы и балета с полным образовательным циклом: хореографическое училище (либо филиал), филиалы Центральной музыкальной школы, где будут преподавать педагоги ЦМШ (отбор детей уже проводится), Высшая школа музыкального и театрального искусства, филиалы крупнейших музеев: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Через несколько лет эти города должны стать центрами, где создаются и воспроизводятся лучшие образцы российского искусства.

Открытие XVIII Московского Пасхального фестиваля состоится 28 апреля в Большом зале консерватории. На следующий день Симфонический оркестр Мариинского театра отправится в Пасхальный тур, который пройдет по городам: Москва, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Рязань, Курск, Тула, Брянск, Смоленск.

В Хоровой программе в этом году примут участие хоры из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Республики Беларусь, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

В Камерной программе — выступления солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, открытые репетиции, мастер-классы. Концерты пройдут в Тихвине, Пскове, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плесе, Ишимбае, Звездном Городке.

В Звонильной программе примут участие более 40 звонарей из России. Концерты колокольной музыки состоятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии — Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеэнранта.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Биография

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году – его художественным руководителем-директором (приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой).

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Модеста Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Петра Чайковского, в 1991-м – 100-летию Сергея Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Николая Римского-Корсакова. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017 года – во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия — Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение on-line трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня он почетный дирижер этого коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Читать еще:  Храм из макарон своими руками пошагово

XVIII Московский пасхальный фестиваль пройдет с 27 апреля по 12 мая

Москва, 2 апреля 2020 г.

1 апреля 2020 года в Белом зале Мэрии Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная XVIII Московскому Пасхальному фестивалю, сообщает Патриархия.ru.

В мероприятии приняли участие художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля В.А. Гергиев, заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, представители генеральных спонсоров и информационных партнеров фестиваля.

XVIII Московский пасхальный фестиваль пройдет с 27 апреля по 12 мая.

«В этом году фестиваль стремительный, потому что Пасха приходится на конец апреля. Фестиваль продлится всего 16 дней», — сказала заместитель председателя Правительства России. О.Ю. Голодец, подчеркнув, что Московский пасхальный фестиваль стал «гимном русской музыке», пропагандирующим высочайший уровень исполнительского искусства.

Ожидается, что зрительская аудитория с учетом трансляции выступлений превысит 10 миллионов человек.

Священник Александр Волков сообщил, что Предстоятель Русской Православной Церкви благословил проведение фестиваля. «Патриарх очень высоко оценивает заслуги Валерия Абисаловича (Гергиева — прим. ред.) по продвижению русской культуры и устройству этого огромного культурного действа на всю страну. В этом смысле очень важно, что это культурное событие проходит в таком плотном взаимодействии с Церковью, большая часть программ проходит на церковных площадках, в храмах. Хоровая и звонильная программы неразрывным образом связаны с русской церковной культурой», — сказал руководитель Патриаршей пресс-службы.

Торжественное открытие фестиваля по традиции пройдет в Большом зале Московской консерватории в праздник Пасхи — 28 апреля. В этот день художественный руководитель фестиваля, дирижер В.А. Гергиев и симфонический оркестр возглавляемого им Мариинского театра выступят дважды. 9 мая, в День Победы, они дадут общедоступный концерт на Поклонной горе, а затем выйдут на сцену зала «Зарядье». Закрытие фестиваля также пройдет на этой столичной площадке.

Коллектив под управлением В.А. Гергиева выступит в Казани, Перми, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Томске, Новосибирске, Сургуте, Тюмени, Набережных Челнах, Альметьевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Владимире, Воронеже, Рязани, Курске, Туле, Брянске и Смоленске. Участниками симфонической программы станут также солисты и хор, Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра.

В преддверие XVI Конкурса им. Чайковского в фестивале примут участие лауреаты прошлых лет. «Для нас совершенно особенным является тот факт, что этот Пасхальный фестиваль проходит в преддверие конкурса Чайковского. Он будет яркой увертюрой к конкурсу», — заметила О.Ю. Голодец.

Как отметил В.А. Гергиев, XVIII Московский Пасхальный фестиваль продолжит традицию посвящения концертов юбилеям композиторов: восемнадцатый сезон пройдет под знаком 175-летия Николая Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Мусоргского. «Серьезное и даже почти неподъемное начинание уже легло на плечи коллектива два-три месяца назад: мы решили исполнить все оперы Римского-Корсакова. Это не безумие, опер — 15, некоторые идут по 4,5 часа. У нас огромные творческие ресурсы, и молодежь должна входить в новый репертуар», — рассказал дирижер.

Камерная программа при участии Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Л.А. Гергиевой впервые пройдет в Ишимбае (Башкирия) и подмосковном Звездном городке. В рамках хоровой программы форума дадут концерты коллективы из Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Греции, Литвы, России, Чехии, Эстонии и Швеции.

В звонильной программе выступят более 40 профессиональных звонарей из российских городов, а также из Белоруссии, Латвии и Германии, расширится география участников.

В рамках благотворительной программы десятки симфонических, хоровых и камерных концертов пройдут в образовательных, военных и социально-реабилитационных учреждениях.

С подробной программой можно будет ознакомиться на сайте фестиваля.

27 апреля – 12 мая 2020 года

2 мая 2020 года в рамках Камерной программы Московского Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоится концерт солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра «Мировые оперные шедевры. Русские романсы и песни».

В камерной программе XVIII Московского Пасхального фестиваля – выступления ведущих солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Концертные программы включат в себя арии и дуэты из мировых оперных шедевров, известные вокальные сочинения, русские романсы, песни военных лет. Художественный руководитель Академии Лариса Гергиева проведет серию вокальных мастер-классов. Выступления пройдут в Тихвине, Пскове, Сестрорецке, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плёсе. Впервые в гастрольном маршруте участников камерной программы появятся Ишимбай и Звездный Городок.

С 27 апреля по 12 мая 2020 года пройдет XVIII Московский Пасхальный фестиваль. Он состоится при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За 17 лет фестиваль стал одним из крупнейших и самых ожидаемых событий в культурной жизни России. Это не только ежегодный праздник музыки для миллионов россиян, но и настоящий мост дружбы между разными странами – участниками фестиваля.

В Год театра Московский Пасхальный фестиваль своей обширной географией и насыщенными программами – симфонической, хоровой, камерной и звонильной – вновь намерен подтвердить высочайший статус музыкального события мирового уровня. Неизменными остаются главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность и патриотизм.

Сохранится традиция посвящения фестиваля юбилеям композиторов: 18-й сезон пройдет под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Сочинения этих величайших российских композиторов прозвучат в Москве и в регионах страны.

Торжественное открытие XVIII Московского Пасхального фестиваля состоится 28 апреля, в день светлой Пасхи, в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пройдут в 15:00 и в 19:00.

XVIII Московский Пасхальный фестиваль в этом году не ставит рекорд продолжительности (он продлится 16 дней), но коллектив оркестра Мариинского театра по-прежнему ждет насыщенный и стремительный маршрут: Москва, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Рязань, Курск, Тула, Брянск, Смоленск.

Участники симфонической программы: Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солисты и хор Мариинского театра, Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра, выдающиеся музыканты современности. В преддверии XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского в форуме примут участие лауреаты прошлых лет.

9 мая, в День великой Победы, в Москве, на Поклонной горе, пройдет ежегодная общедоступная акция – концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (13:00). В этот же день музыканты выступят на сцене Московского концертного зала «Зарядье» (19:00). Затем коллектив продолжит гастролировать по регионам России, чтобы 12 мая вернуться в Москву, где на сцене зала «Зарядье» состоится закрытие фестиваля (20:00).

Ежегодно Московский Пасхальный фестиваль знакомит своих гостей с богатейшими традициями и разнообразием мировой культуры хорового исполнительства. 18-й фестиваль вновь станет центром притяжения лучших российских и зарубежных хоровых коллективов. Среди участников – коллективы из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Республики Беларусь, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

Торжественное открытие хоровой программы состоится 29 апреля в Москве, в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. В открытии программы примут участие Московский синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова и Хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве – исполнителей также ждут в Вязьме, Раменском, Твери, Егорьевске, Муроме, Коломне, Ростове Великом, Зарайске, Электростали, Сергиевом Посаде, Александрове, Серпухове, Туле, Дмитрове.

Среди участников хоровой программы: Патриарший хор храма Христа Спасителя (Москва), Хор Сретенской духовной семинарии (Москва), Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Московский синодальный хор, Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова (Москва), Камерный хор «Древнерусский распев» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия Оркестра им. Н. П. Осипова» (Москва), Государственный академический Московский областной хор им. А. Д. Кожевникова, Хор мальчиков и юношей хорового училища им. А. В. Свешникова (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Камерный хор «Нижний Новгород», Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора, Хор «Ваня Монева» (София, Болгария), Вокальный ансамбль «Акусто» (Каунас, Литва), Эстонский национальный мужской хор (Таллин), Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» (Лунд), Хор девочек «Про Музыка» (Ньиредьхаза, Венгрия), Пражский филармонический детский хор (Чехия), Детский хор «Кантилена» (Патры, Греция).

Читать еще:  Храм в кадашах сайт

К хоровой программе Московского Пасхального фестиваля вновь присоединится Приморская сцена Мариинского театра, где 2 мая в 19:00 пройдет большой хоровой концерт с участием Сводного хора Приморской митрополии, Симфонического оркестра и Хора Приморской сцены Мариинского театра. Дирижер – Павел Смелков.

В этом году отмечает свой 10-летний юбилей детский Пасхальный хоровой фестиваль православной музыки «Русь певчая», проходящий в усадьбе Коломенское в Москве. На протяжении всего своего существования он входит в хоровую программу Московского Пасхального фестиваля. Это доброе сотрудничество продолжится и в нынешнем году. Фестиваль «Русь певчая» адресован, прежде всего, детской и юношеской аудитории, его участники – юные хоровые коллективы из детских музыкальных школ.

В этом году в проведении пасхальных звонов примут участие более 40 профессиональных звонарей из России: Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Сергиева Посада, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода, Пскова, Самары, Великого Новгорода, Петрозаводска, Анапы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Томска, а также из Республики Беларусь (Минск, Калинковичи), Латвии (Рига), Германии (Марбург).

В рамках звонильной программы фестиваля состоится не менее 40 концертов колокольной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии: Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеэнранте. Все выступления по традиции носят общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих звонильную программу Московского Пасхального фестиваля.

В 2020 году звонильная программа продолжает расширять свою географию: добавятся по три новых храма-участника в Пскове, Калуге, Хельсинки и Риге. Общедоступные концерты колокольной музыки пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов монастырь и Сокольники в Москве, Музей-заповедник «Коломенское», а также собор Успения в Звенигороде и Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, кафедральный собор Великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе, кафедральный собор Рождества Христова в Риге, Успенский кафедральный собор в Хельсинки.

В рамках благотворительной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля состоятся десятки симфонических, хоровых и камерных концертов в образовательных, военных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и регионов России. Также будет представлена полностью общедоступная звонильная программа.

Кульминацией благотворительной программы фестиваля станет традиционный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на Поклонной горе 9 мая, в День великой Победы, который ежегодно собирает порядка 300 тысяч слушателей.

«Пасхальный фестиваль» Валерия Гергиева: жизнь героев

В Казани в очередной раз побывали оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев. Визит состоялся в рамках Московского Пасхального фестиваля. Маэстро традиционно дал два концерта в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева, один из которых благотворительный. Подробности — в материале «Реального времени».

«Залы переполнены»

В этом году Московский Пасхальный фестиваль, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев, проходит в 17 раз. Он, по сути, охватывает всю Россию, поэтому, возможно, стоит убрать слово «Московский», заменив его на «Всероссийский». Проходит фест по благословению Святейшего Патриарха, тем не менее являясь событием светским. Помимо симфонической, в рамках фестиваля есть хоровая и звонильные программы.

В этом году спецпоезд, которым перемещаются оркестр Мариинского театра, солисты и сам маэстро Гергиев по стране, побывает в 34 городах и даст 43 концерта. В Татарстане оркестр Мариинки услышат, помимо Казани, в Набережных Челнах и Альметьевске. Кроме российских слушателей, на Пасхальном фестивале побывают и жители Поднебесной — концерты в рамках феста пройдут и в Китае. Завершится фестиваль традиционно 9 мая концертом на Поклонной горе.

Во время небольшого пресс-подхода на центральном вокзале Казани, куда прибыл спецпоезд с участниками фестиваля, Валерий Гергиев отметил, что с Казанью его связывают прочные творческие отношения, столица Татарстана — это тот город, в котором уделяют внимание культуре, здесь прекрасно работают и оперный театр, и симфонический оркестр. Что касается концертов Пасхального фестиваля, то Гергиеву отрадно, что залы бывают полными и среди зрителей много молодежи.

Первый вчерашний концерт в БКЗ был благотворительным, по желанию маэстро, на нем присутствовали студенты и преподаватели творческих вузов, учащиеся музыкальных школ и их педагоги. Вечерний концерт, билеты на который были в кассах города, собрал аншлаг.

Под знаком Рихарда Штрауса

Вечерний концерт задержался на полчаса. После долгожданного третьего звонка публика очень быстро заняла места. Над сценой обращал на себя внимание баннер красного пасхального цвета, середину которого украшало изображение пасхального яйца. Следует отметить, что концерты Пасхального фестиваля в Татарстане проходят при поддержке президента республики Рустама Минниханова.

Начался концерт Альпийской симфонией Рихарда Штрауса, в которой словно сошлись и благоговение перед суровой и прекрасной природой Альп, и радость от возможности видеть это прекрасное творение Всевышнего.

Начался концерт Альпийской симфонией Рихарда Штрауса

Музыка вела нас по горным тропам, дух замирал от величественных вершин, радовался просторам альпийских лугов и словно омывался чистейшими горными родниками. Когда отзвучали последние такты симфонии, Валерий Гергиев был неподвижен, словно еще не покинул это красивейшее место на Земле — Альпы. Зал тоже был безмолвен, будто боясь вспугнуть воцарившую тишину. По прошествии нескольких десятков секунд, маэстро обернулся к залу, и публика разразилась аплодисментами.

Завершился концерт так же сочинением Рихарда Штрауса — казанцы услышали симфоническую поэму «Жизнь героя». Оба произведения Рихарда Штрауса, как отметил маэстро, не столь часто исполняются.

Розы для Альбины Шагимуратовой

Украшением Пасхального концерта и сюрпризом для публики стало участие в программе заслуженной артистки России, народной артистки Татарстана, лауреата Госпремии им. Г. Тукая, солистки ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля, успешно выступающей на лучших сценах мира, Альбины Шагимуратовой.

Украшением Пасхального концерта стало участие в программе Альбины Шагимуратовой

Еще утром ее участие в концерте было под вопросом — Альбина была не совсем здорова, тем не менее решила принять участие в программе. Она и открыла второе отделение концерта. Свое выступление Шагимуратова, вышедшая на сцену в строгом и элегантном черном платье с кружевными рукавами, начала арией Донны Анны из моцартовского «Дон Жуана», строго и лирично исполнив ее.

Второе произведение, исполненное певицей, — речитатив и ария Виолетты из «Травиаты» Верди. Сложнейшее произведение певица исполнила безукоризненно, с большой долей трагизма, который требует эта партия. После исполнения арии к певице буквально выстроилась очередь почитателей ее таланта, желающих вручить букеты алых и белых роз.

В завершение концерта в Казани Валерий Гергиев получил награду — за заслуги перед церковью митрополит Казанский и Татарстанский Феофан наградил маэстро епархиальной медалью Казанской иконы Богородицы первой степени. Чартерный поезд снова отправился в путь — сегодня концерты Пасхального фестиваля пройдут уже в Тюмени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector