2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх гермоген в темнице

Священномученик ЕРМОГЕН, патриарх Московский и всея России, чудотворец (†1612)

Среди святых защитников нашего Отечества священномученик патриарх Ермоген стоит в одном ряду с благоверным князем Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским. Главный подвиг своей жизни – твердое противостояние воцарению над Россией инославного государя, вдохновенную проповедь освобождения страны от иноземных захватчиков – патриарх Ермоген совершил уже в глубокой старости. Свои слова он засвидетельствовал мученической смертью. Это время – самое тяжелое в истории Русской православной церкви, которая была обстоятельствами поставлена почти на край своего существования, оттого и прозвали его – Смутным временем. Господь же в такие времена среди слуг Своих находил тех, кто мог укрепить православный христианский люд, посылая ему надежду и опору в лице самых ревностных и преданных Ему земных служителей.

О первой же поло­вине жизни святого Ермогена дошли до нас лишь отры­вочные сведения. Год его рождения определяется на основании свидетельств поляков, утверждавших, что в 1610 г. им противился только «осьмидесятилетний патриарх». Следовательно – это 1530 год. Есть предположения, что родина его Казань. Происхождение его также остаётся предметом споров. Одни утверждают, что он из рода князей Голициных, другие — из донских казаков, иные — из посадского духовенства. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая.

Именно ему, в 1579 году, тогда ещё пресвитеру Ермолаю, Бог судил стать свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери, и первому «взять от земли» бесценный образ, а затем торжественно, с крестным ходом, внести в храм. В это время 50-летний Гермоген был священником Гостиннодворской церкви в Казани. Позднее, будучи уже Казанским митрополитом, святитель составил письменное «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от неё чудесных исцелениях» . Им же составлены стихиры и каноны в службе на день явления Казанской иконы Божией Матери; проникнутый высоким религиозным вдохновением, известный каждому право­славному человеку тропарь «Заступнице усердная» принадлежит также святому Ермогену.

Вскоре (видимо, после смерти жены) он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Это был нелегкий труд укрепления православия среди населения, которое издревле было мусульманским, и Ермоген мудрым и добродетельным своим наставничеством стремился воспрепятствовать ослаблению веры в краях, где в глубине души люди все-таки сохраняли склонность к исламу. Мечети ставились почти рядом с Казанским монастырем, и это повышало вероятность того, что новообращенные христиане, общаясь со своими мусульманскими знакомыми и близкими, могли отвернуться от христианской веры, что крайне огорчало святителя Ермогена. Святитель Ермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами.

Когда перестраивался Казанский Спасо-Преображенский монастырь – это было в 1595 году, при копании рвов под фундамент нового каменного здания храма были обретены гробы с мощами первых святителей Казанских – Гурия и Варсонофия. Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Останки были помещены самим Ермогеном в ковчеги и представлены для поклонения над землей. Это событие вдохновенно подействовало и на самого святителя, и на присутствовавших при этом, и на всю новообращенную паству! Тогда же митрополит Ермоген составил службу на обретение святых мощей святителей.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру.

В это смутное время у власти стоял самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Он присягнул польскому королю Сигизмунду III в верности и обещал ввести в России католицизм. Но 17 мая 1606 года боярская партия В. Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит, его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен, и пепел его зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел. 25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем.

А уже 3 июля 1606 года, при новом царе Василии Шуйском, митрополит Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра,а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти (православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле)

Шествие на осляти

Избранный на патриаршество в 70-летнем возрасте, в трудную пору Смутного времени, когда России и Русской Церкви угрожала крайняя опасность порабощения и инославного пленения, святитель Ермоген, по словам митрополита Макария (Булгакова) «ревностнее, мужественнее и непоколебимее всех постоял за ту и другую».

С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.

Смерть Лжедмитрия I была известна достоверно только Москве и округе. Русская периферия не имела на этот счет точных сведений, а желание верить в «законного», «прирожденного» царя было очень велико. Хаос смуты продолжался. И в этом хаосе явился новый лжеспаситель — Лжедмитрий II. К нему примкнули князь Григорий Шаховской и ряд других бояр. Был пущен слух, что Димитрий не был убит в Москве, а сумел бежать (вторично «чудесно» спасся). В окружении польских войск, запорожских и донских казаков, множества иного бродячего люда Лжедмитрий II в августе 1607 года появился в пределах России, а 1 июня 1608 года вплотную подошел к Москве, став лагерем в Тушино. К Тушинскому вору, как называли тогда этого самозванца, стали перебегать из Москвы многие бояре.

Не устрашившись ни бесстыдного самозванца Лжедмитрия, ни могущественного польского короля Сигизмунда, святитель Ермоген, перед лицом изменников и врагов Отечества, стал духовным главой всей Русской земли.

Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Когда самозванец Лжедмитрий II подошёл к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал:

«. Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику. Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых. Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога. ».

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.

Гермоген

Патриарх

Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.

После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Читать еще:  Феодор тирон в чем помогает

Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.

Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.

Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.

Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Мартин Казановский первоначально выполнял функцию посла Сигизмунда III, осуществлял связь с польским окружением Лжедмитрия II. В период пребывания в Москве командовал одним из полков, был фигурой самостоятельной и достаточно дерзкой. После освобождения Московского государства Мартин Казановский еще не раз участвовал в походах королевича Владислава против русских. В 1634 году он присутствовал при подписании Поляновского мирного договора между Русским царством и Речью Посполитой, по которому Владислав IV отказался от претензий на русский престол, но Москва подтверждала за поляками захваченные ими в начале XVII века территории.

В 1611 году русское ополчение вступило в Москву, вынудив поляков укрыться в Кремле. Началась осада крепости, которая длилась несколько месяцев. Пытаясь спастись, поляки неоднократно приходили к патриарху и требовали подписать грамоту, которая призывала ополченцев уйти из Москвы. «Боюсь одного Бога», — заметил на это Гермоген, прибавив, что если поляки («литовские люди») покинут Московское государство, то он благословит ополчение отойти, но если останутся, то призовет его «стоять против вас и помереть за православную веру».

Состояние войны с Речью Посполитой, восстания Лжедмитрия II и Ивана Болотникова погрузили страну в состояние хаоса. Царь Василий Шуйский не мог справиться с этими проблемами. Чтобы власть не исчезла вовсе, а ситуацией не воспользовались подошедшие к Москве враги, Боярская дума придала бунту законный статус, а сами бояре во главе с князем Федором Мстиславским образовали временное правительство, которое должно было выбрать нового царя. Они и приняли решение пригласить на царство польского королевича Владислава Сигизмундовича с условием сохранения автономии Московского государства. Этим удалось на время снять внутреннее напряжение, но фактически страна была сдана полякам. В результате польской интервенции представители Семибоярщины стали заложниками, а некоторые, как представленные на картине Борис Лыков и Михаил Салтыков, были вынуждены «обслуживать» интервентов в Кремле.

Гермоген до конца жизни находился в темнице Чудова монастыря. Это мужской монастырь внутри Московского Кремля, основанный в 1365 году. В память о чуде, так гласит предание: Тайдула, мать Джанибека, хана Золотой Орды, исцелилась от слепоты после молитв митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Именно из Чудова монастыря бежал монах Григорий Отрепьев, ставший Лжедмитрием I, а местный игумен Пафнутий был известен своей поддержкой Романовых. В 1930 году Чудов монастырь был разрушен вместе с ценнейшими фресками. С 2014 года обсуждается вопрос о его восстановлении — с таким предложением выступил президент Владимир Путин.

По одной из версий, Гермоген — бывший донской казак, лишь в 50 лет ставший священником. Он был прост и грубоват, достаточно упрям, и его побаивались даже цари. Он присутствовал при избрании на царство Бориса Годунова, оказался в Боярской думе при Лжедмитрии, но поссорился с ним. Горячо поддерживал Василия Шуйского и нехотя согласился признать царствование Владислава Сигизмундовича — при условии, что польские войска покинут Россию. Его обманули, а позже заточили под стражу в Чудов монастырь, где он и умер от голода

«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» П. П. Чистяков, 1860

Автор полотна Павел Чистяков — выходец из простой, но образованной семьи. Юноша, определенно талантливый, смог поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, которую закончил с большой золотой медалью. Картину «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» он написал еще в период обучения и также получил за нее малую золотую медаль.

Гермоген — важный образ для Русской православной церкви и русского искусства в целом. Если церковь почитает его как хранителя веры, мученика, не отказавшегося от православия, как верховного иерарха, на долю которого выпали испытания Смутного времени, то государство — как истинного патриота, который фактически пошел на смерть, отказавшись сотрудничать с захватившими Московское государство поляками. Сегодня этот образ, остававшийся в некотором смысле забытым, вновь взят на вооружение: в 2013 году в Александровском саду был установлен памятник патриарху Гермогену. Случиться это должно было еще в начале XIX века, когда у храма Василия Блаженного поставили памятник Минину и Пожарскому. Предполагалось, что Гермоген будет возвышаться на месте нынешнего Мавзолея. Но этого не случилось.

Картина находится в музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Патриарх Гермоген

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Историческая память… Как это важно – сохранить и передать новым поколениям знания по истории своего Отечества, и постараться сделать так, чтобы потомки помнили героев России и мучеников за Православную веру.

Здравствуйте! С вами — писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о святом патриархе Гермогене и стихотворении Константина Романова «Патриарх Ермоген».

Патриарх Гермоген возглавил Русскую церковь в 1606 году, в один из наиболее трагических периодов русской истории, получивший название Смутное время. Власть в стране переходила из рук в руки, государство грабили и рвали на части всевозможные самозванцы, предатели, польско-шведская интервенция.

Поэт рубежа 19-20 веков Константин Романов подробно описывает события Смутного времени на Руси.

Два самозванца тогда появились:
Гришка Отрепьев и тушинский вор;
Гордо поляки над Русью глумились, —
Был тем глумленьям широкий простор.

В это столь мрачное Смутное время
Час для России последний пробил,
Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя?
Кто ей свободу опять возвратил?

Автор этих строк — великий князь Константин Константинович Романов, внук российского императора Николая Первого – был всесторонне одаренным человеком: талантливый военный, поэт, драматург, музыкант, актер. Свои стихи и пьесы он, представитель царствующего дома Романовых, публиковал под псевдонимом Ка. Эр.

В стихотворении «Патриарх Ермоген» поэт рисует образ патриарха Гермогена, ставшего символом борьбы за независимость Русской земли.

Когда в июне 1608 года Лжедмитрий II подошел к Москве и остановился в селе Тушино, патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете. »

Именно патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов.

Страж Православия, Божий служитель,
Сам Патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель,
Твёрдо за царский престол он стоял.

Видел святитель беду, Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь Православную,
Смело идти на поляков в поход .

Поляки заключили патриарха Гермогена под стражу в Чудовом монастыре на территории Московского Кремля.

Когда русское ополчение под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подошло к Москве, поляки не раз посылали к Патриарху в темницу послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Но Патриарх Гермоген был непреклонен и благословил православных на подвиг освободительной борьбы.

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в темнице, где 17 февраля 1612 года мученически скончался – его уморили голодом.

Умер «печальник», но дело то родное
Крепко росло… Поляки дрожали…
Минин с Пожарским движенье народное
Мощной рукою своей продолжали.

Славен, велик Патриарх Ермоген!
Память в народе о нем нерушима.
Пусть же от смут и несчастных времен
Русь Православная будет хранима!

Финальные строки стихотворения Константин Романова «Патриарх Ермоген» звучат как духовное завещание поэта потомкам, всем нам.

Читать еще:  Сообщение о пасхе кратко

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Патриарх Гермоген

1 марта – день памяти св патриарха Гермогена. Он сыграл огромную роль в событиях Смутного времени. Но парадокс — фигура эта для современного человека практически неизвестная, кроме того, что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении, о нем мало что знают. Мы решили восполнить этот пробел, обратившись к доктору исторических наук Дмитрию ВОЛОДИХИНУ.

Дмитрий Михайлович, что большинству НЕ известно о патриархе Гермогене, что следовало бы знать всякому образованному человеку?

Редко вспоминают о том, сколь прочно судьба патриарха Гермогена была связана с судьбой государя Василия Ивановича. Царь Василий Шуйский скорее вызывает у образованных русских людей нашего времени антипатию, нежели почтение. Между тем патриарх Гермоген был его стойким защитником. Даже когда Василия Шуйского свергли с престола и насильственным образом постригли в монахи, патриарх отверг ложное пострижение и продолжал звать государя мирским именем. Откуда такая преданность?

По разным источникам монарший венец возложил на Василия Ивановича то ли Гермоген в сане митрополита Казанского, то ли Исидор в сане митрополита новгородского. Это шло вразрез с установившимся обычаем, поскольку обряд должен проводить глава Церкви — митрополит, либо, позднее, патриарх Московский. Но его явно не мог вести лжепатриарх Игнатий, пособник свергнутого самозванца. А Церковь поддержала Василия Шуйского, в том числе и Гермоген. И потому князя все-таки возвели на царский престол понимая, пусть и не в полном соответствии с церковными устоями.

Надо полагать, Гермоген видел в затягивании междуцарствия путь к скорейшему торжеству социального хаоса. Видимо, он надеялся восстановить в стране порядок, воспрепятствовать распространению Смуты. А князь Василий Иванович занимал тогда положение своего рода «принца крови». Пресечение старой династии московских Рюриковичей давало ему самые серьезные и вполне «легитимные» права основать новую династию — в силу происхождения. Сделавшись правителем России, он в какой-то степени оправдал упования Гермогена и всей Церкви: если не остановил, то хотя бы притормозил страшную болезнь Смуты. Когда монарх не проявлял должной энергии, наводя в стране порядок, патриарх осуждал его, требовал действовать. В свою очередь, он всячески помогал царю. Однажды сделав выбор, Гермоген твердо придерживался его до конца.

А откуда мы вообще о нем знаем? Помимо церковного предания, существуют ли какие-то исторические источники?

Да, источники существуют. Судьба патриарха Гермогена отразилась в позднем русском летописании. Есть о нем сведения и в сочинениях иностранцев, например, писали о нем греческий архиерей Арсений Елассонский, поляк Маскевич.

Сохранились и документы, связанные с его именем. Их могло бы быть намного больше. Но как раз на период патриаршества святителя Гермогена приходится большой московский пожар 1611 года, а в 1626 году, уже после завершения Смуты, грянул другой, еще страшнее, еще разрушительнее. В огненной стихии погибли архивы целых ведомств. Сильно пострадал и архив Патриаршего дома. Несмотря на это, кое-какие документы сохранились, и ими можно воспользоваться, реконструируя судьбу святителя Гермогена.

Современному светскому человеку патриарх Гермоген известен только как политический деятель, боровшийся с польской интервенцией. А что знают о нем церковные люди? Что он сделал для Церкви и в бытность свою митрополитом Казанским, и, тем более, патриархом Московским и Всея Руси?

Во-первых, Гермоген прославился как великий миссионер. Он стал первым митрополитом Казанским и действовал на не до конца «замиренной» территории. Он строил храмы, читал проповеди, знакомил новокрещеных со Священным Писанием, а когда ситуация требовала, проявлял жесткость. Он способствовал канонизации новых святых, связанных с Казанской землей.

Во-вторых, Гермоген был хорошо известен современникам как духовный писатель. Он писал и редактировал жития святых, создавал богословские сочинения. Его трудами в Москве возродилось книгопечатание, пришедшее было в упадок. Гермоген был большим знатоком церковного пения и проявлял строгость ко всяким певческим уклонениям от старинных традиций. Некоторые специалисты считают, что при нем делались попытки наладить летописное дело, но тут уж, как говорится, обстановка не располагала… В целом же, как говаривали четыреста лет назад, Гермоген был «книжен умом» и любил «словесный виноград».

Какова была политическая позиция патриарха Гермогена в годы Смуты? Кого он поддерживал, против кого выступал? Оставалась ли эта его позиция неизменной?

Политическая позиция его была проста — он стоял на стороне Православия и всегда вел дело к торжеству истинной веры. Так, например, когда после падения Василия Шуйского в боярском правительстве возникла идея отдать русский трон представителю зарубежной династии, например, польскому королевичу Владиславу, Гермоген поставил условие: правителем России может быть только православный человек. И если дело дойдет до Владислава, то ему придется перейти из католичества в православие. Далеко не все готовы были тогда проявить твердость в этом вопросе. Впоследствии король Сигизмунд Третий пожелал стать государем российским вместо сына, Владислава. Ни о каком отказе от католичества он и слышать не хотел. Когда русская знать принялась поддаваться на его требования, патриарх во всеуслышание запретил москвичам целовать крест Сигизмунду. Гермоген и в отношении Марины Мнишек заявлял: прежде перекрестить, а уж потом делать русской царицей! За то подвергся от Лжедмитрия Первого опале.

Кто, когда и с какой мотивировкой заключил патриарха Гермогена под стражу? Какова тут была последовательность событий?

«За приставы» посадили его отнюдь не поляки и не литовцы, а свой же соотечественник Михаил Салтыков — главный пособник интервентов в боярском правительстве. Маленький Иуда, проще говоря. Причин у ареста было две: во-первых, Гермогена обвиняли в том, что он рассылает по отдаленным городам письма, призывающие бороться за веру и против оккупантов. Ему вменили в обязанность сочинить успокоительные послания, но патриарх отказался наотрез. Во-вторых, Гермоген осуждал устройство католического костела на дворе, принадлежавшем когда-то царю Борису Федоровичу.

В чем суть посланий, которые рассылал патриарх Гермоген? Считается, что он в них призывал всех встать на борьбу с польскими оккупантами. Главный ли это мотив, или святителя в первую очередь волновало состояние умов и сердец русских людей?

Сложный вопрос. Проблема прежде всего в том, что историки располагают, по большей части, беглым пересказом Гермогеновых грамот, а не самими текстами.

Вот то, что известно твердо, — по тексту дошедшего до наших дней послания Гермогена. Патриарх требует от провинциальных архиереев рассылать «учительные грамоты» начальствующим людям и в войска: «…чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили». Гермоген просит паству соблюдать телесную и душевную чистоту, благословляет стоять за веру «неподвижно».

Что с ним случилось в заточении? Что известно об обстоятельствах его смерти?

Двор его разогнали, имущество разграбили, а самого подвергли поношениям.

Боярское правительство, очевидно, пытаясь сделать Гермогена более сговорчивым, на время выпустило его из-под стражи и даже разрешило вести богослужение на Вербное воскресенье 1611 года. Но в дальнейшем, пользуясь терминологией XX века, склонить его к «сотрудничеству с оккупантами» не удалось. От него требовали разослать грамоты, призывающие Первое земское ополчение отойти от Москвы. Ему угрожали «злой смертью» в случае несогласия.

Ответ Гермогена известен в летописном пересказе: «Что… вы мне угрожаете, одного Бога я боюсь; если вы пойдете, все литовские люди, из Московского государства, я их благословлю отойти прочь; а если будете стоять… я их благословлю всех против вас стоять и помереть за православную христианскую веру».

В начале 1612 года, по словам летописи, патриарха «уморили голодной смертью».

В чем вообще суть его подвига? О чем говорит сам факт его канонизации? Какой в этом урок для христиан?

Тут, на мой взгляд, все довольно просто. Патриарх Гермоген — фигура, залитая светом, прозрачная, все главные его дела высвечены солнцем, всякое его поучение ясно. Как пастырь духовный, он говорил: следует стоять за веру, не колеблясь. Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины. Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо. И сам он поступал так, как требовал от «словесного стада»: не шатался в истине, терпел муки и отдал жизнь, когда ничего, кроме жизни, у него уже не оставалось. Его и канонизировали в 1913 году как священномученика.

Гермоген — камень веры. Он из тех, кого можно положить в фундамент любого здания, и здание будет стоять прочно.

Иногда жесткую позицию патриарха Гермогена по отношению к польским интервентам считают универсальной моделью взаимоотношения духовной и светской властей и требуют от нынешнего священноначалия вступить в борьбу с нынешней российской властью. Что Вы думаете насчет такого подхода?

Никто не смеет учить Церковь чему-либо. Это Церкви пристало духовно просвещать народ и властителей. Следовательно, не стоит даже обсуждать какую-либо содержательную ошибку подобного утверждения, ошибка тут прежде всего системная: общественный идеал создается Церковью и транслируется обществу в церковном учении, а не берется из общества и приращивается к церковному организму.

Читать еще:  Пасха наша христос заклан за нас

Отражена ли жизнь патриарха Гермогена в культуре? В частности, в популярной исторической и в художественной литературе, в кино? Что еще предстоит сделать?

Да все предстоит сделать. Есть ли биография Гермогена в серии ЖЗЛ? Нет. Есть ли хоть один художественный фильм о Гермогене? Нет. Есть ли широко известная пьеса о Гермогене? Нет. Есть ли знаменитый роман, главным действующим лицом которого является Гермоген? Нет. Ниша — пустует. Тут бы работать, работать и работать…

Справка журнала “Фома”:

Родился в 1530 году. Мирское имя — Ермолай. Подростком ушел в Казань и стал послушником в Спасо-Преображенском монастыре. Первые сведения о нем относятся к 70-м годам XVI века, когда он был священником в Казани. В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии он переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Активно занимался миссионерством среди татар. В 1605 году Лжедмитрий Первый включил его в состав Боярской думы. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия. 3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода в заточении, в Чудовом монастыре. Прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая 1913 года как священномученик. Первый храм в честь нового святого был устроен тогда же в подземелье Чудова монастыря. В советское время —разрушен.

На заставке картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

«Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче»

12 мая 1913 года по прошествии 300 лет от кончины своей, Патриарх Гермоген был прославлен Церковью в лике святых. 17 февраля/2 марта – день памяти священномученика.

Путь к патриаршеству

При рождении младенец получил имя Ермолай. Так назвали его родители, донские казаки, когда он появился на свет примерно в 1530 году.

XVI век в истории России богат на исторические события. Они оказали влияние и на судьбу будущего Патриарха всея Руси, отдавшего свою жизнь на служение Отечеству и Православной Церкви.

Ермолай начал своё служение в Казани приходским священником. Во время чудесного явления Казанской иконы Божьей Матери в 1579 году Ермолай сам «взял от земли» чудесный образ и с крестным ходом доставил его в храм святителя Николая.

В Чудовом монастыре священник Ермолай был пострижен в иноки с именем Гермоген. А в 1587 году стал архимандритом в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Вскоре, 13 мая 1589 года Гермоген был назначен епископом и затем митрополитом Казанским и Астраханским.

Во время своего служения святитель осуществлял активную миссионерскую работу среди татарских мусульман. Ему удалось привести к Православной вере огромное число мусульман и язычников.

Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет.

Патриарх на защите Отечества и Православия

Время было смутное, на Руси творился беспредел, говоря сегодняшним языком. Повсюду совершались убийства и грабежи, беззащитный народ страдал и от своих, и от чужеземных негодяев. Положение простого народа становилось безнадёжным и горьким. Страна была буквально истощена войнами и природными катаклизмами – вспомним засухи в царствование Бориса Годунова.

Патриарху пришлось противостоять изменникам Отечества и Православия, которые стремились ввести на Руси униатство и католичество, а русский народ превратить в рабов.

Пётр Геллер “Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения”

В июне 1608 года к Москве подошёл Лжедмитрий II, он обосновался в Тушино, объявив себя выжившим царевичем Дмитрием, которого зарезали в Угличе. Впоследствии по этой причине самозванец был прозван «тушинским вором». О национальности этого исторического персонажа нет сведений, но известно то, что он всюду возил с собой Талмуд.

Страна на пороге гибели. В Кремле иноверцы служат мессы. Многие священники отступили от Православного учения. Народ страдает и вымирает. Кажется, что никто и ничто не сможет спасти Русь и вразумить обезумевших.

Отнюдь не молодой патриарх, которому за 70 лет, обращается к мятежникам с посланиями с высоты своего духовного опыта и любви к Отечеству и вере отцов. «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…».

Во время страшного голода в Москве, Гермоген приказал открыть для людей житницы Сергиевского монастыря.

Осенью 1608 года огромное полчище польско-литовских интервентов осадило Троице-Сергиеву Лавру. Почти полтора года продолжалась осада обители. Патриарх вдохновлял иноков на оборону и сопротивление захватчикам.

Своими посланиями Гермоген продолжал бороться с ересью и разъяснять простым людям намерения Лжедмитрия, призывал к защите Руси и Православия.

1610 год. Москва занята польскими войсками. Свергнут Царь Василий Шуйский. Очередной самозванец Лжедмитрий убит своими же предателями. Большинство продажных бояр требуют посадить на русский царский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Патриарх Гермоген начинает совершать в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». Он решительно борется с предателями и призывает народ встать на защиту Отечества и веры. Из Казани по благословению первосвятителя Гермогена была перенесена Казанская икона Божией Матери, которая стала главной святыней ополченцев.

За Веру Христову и паству твою душу свою положив

Князья Козьма Минин и Дмитрий Пожарский подняли москвичей на восстание. Поляки подожгли город, захватили Кремль, а патриарха насильно спрятали в Чудовом монастыре.

Сразу после праздника Пасхи в 1611 году ополчение начало осаду Кремля. Осажденные в Кремле поляки стали шантажировать ополченцев казнью патриарха. Посылали к патриарху своих людей, требовавших остановить осаду Кремля ополченцами. Святитель был твёрд:

«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860 г.

Из заточения первосвятитель Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.

После девяти месяцев в тяжком заточении святитель Гермоген мученически скончался от голода и жажды 17 февраля 1612 года.

Смерть священномученика дала новый толчок движению ополченцев. Перед решительной битвой 27 октября 1612 года русское воинство постилось и провело в молитве три дня и три ночи. И после сражения Россия наконец была освобождена от польско-литовских интервентов.

Патриарх Гермоген был погребен в Чудовом монастыре. Через 40 лет после смерти, при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного, были обретены его нетленные мощи. Тело его оказалось не тронутым тлением. В 1654 году его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Во время прославления святого в 1913 году, когда в Кремле повсеместно служились панихиды, от мощей патриарха произошло множество чудесных исцелений.

История поставила патриарха Гермогена в один ряд с Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским. Духовный подвиг этих великих сподвижников сохранил Русь от погибели и рабства.

Патриарх Гермоген был и остаётся образцом неутомимого борца за чистоту Православной веры и учения, за единство Руси, а после прославления в лике святого, стал небесным заступником русского народа и Отечества.

Внимательное и строгое отношение к богослужению первосвятителя способствовало сохранению традиций Православия. Патриарх благословил к изданию Евангелие, Минеи Месячные: сентябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». Святитель Гермоген тщательно следил за точностью текстов.

При нём на русский язык была переведена служба апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти, были изготовлены станки для печати богослужебных книг, построено здание типографии взамен пострадавшего во время пожара 1611 года. Митрополит Гермоген составил службу в честь Казанской иконы Божией Матери и написал «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях».

Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения».

Святитель Гермоген был величайшим проповедником и учителем.

История Русского государства не прекратилась во многом благодаря самоотверженному служению вере отцов русского Патриарха Гермогена. Будем же помнить об этом и чтить память святейшего Патриарха и истинного воина Христова.

Татьяна Соколова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector