2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

По юлианскому календарю пасха

Юлианский календарь (старый стиль) и Пасха

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию (см. Еврейский календарь), поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365¼ суток.

Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365¼ суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, — 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;

Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;

Март (Martius) в честь бога Марса

Апрель (Aprilis) от латинского apеrire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

Май (Maius) в честь богини Майи;

Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;

Квинтилис (Quintilis) пятый;

Секстилис (Sextilis) шестой;

Сентябрь (September) седьмой;

Октябрь (October) восьмой;

Ноябрь (November) девятый;

Декабрь (December) десятый.

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом — в значительной простоте.

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника — Пасхи и связанных с нею подвижных праздников.

Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день — 14 нисана по еврейскому лунному календарю.

Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно.

В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.

Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом.

Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно.

К примеру, если плавающие даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет.

Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца.

Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи плавает, как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля.

Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл — недели (лат. Hebdomada, или Septimana — седмица). Недельный цикл христиане заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х.

Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для определения Шаббата Субботы — каждого седьмого дня календарного года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе евреев из Египта.

Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий — Воскресению Христову (отсюда и его русское название воскресенье) и сошествию Святого Духа на Апостолов.

С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться субботним (греч. Sabbaton, или Sabbata — отсюда русское суббота) в память о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа.

За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник, четверг, пятница).

Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных откуда впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Читать еще:  Праздник пасха как празднуют

Как определяется дата православной Пасхи: история и современность

Православная Пасха является «праздников праздником, торжеством из торжеств» для нашей Церкви. От нее зависит ряд других дат церковного календаря: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, которые образуют так называемый Пасхальный круг. Эти праздники называются переходящими. От чего зависит дата главного христианского праздника и как она вычисляется, мы расскажем в этой статье.

Еврейский Песах

Традиция отмечать Пасху восходит еще к ветхозаветным временам. Только тогда она имела другой смысл и значение, да и название звучало несколько иначе. Еврейский Песах переводится как «миновать, проходить мимо» и связан с событиями избавления израильского народа от порабощения Египтом.

Обычай ежегодно вспоминать и чтить Исход еврейского народа из рабства установил Сам Бог через пророка Моисея. Из Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон, но исполнить, тоже принимал участие в этом празднике — после иудейской Пасхи Он и был распят.

Дата празднования Песаха приходилась на период с 14 по 21 число месяца нисана, что приблизительно соответствует нашему марту. Этот месяц был первым в еврейском календаре, ориентиром для определения его начала служил момент созревания колосьев. После разрушения Иерусалима этот ориентир был утрачен, поэтому иудеям пришлось перейти на лунный календарь.

Пасхальный спор

После Воскресения Иисуса Христа, как свидетельствуют историки, первые христиане вначале особым постом отмечали «Пасху крестную», которая по времени совпадала с еврейской. Она продолжалась до следующего воскресенья, в которое отмечалась уже «Пасха радостная», или воскресная.

Со временем второе празднование стало главным, уже ко II столетию оно обретает значение ежегодного главного торжества для всех христиан. Большинство верующих отмечало Воскресение Христово в следующее воскресенье после еврейского Песаха. Но не все.

Христиане Ассирии пользовались собственным календарем. Церкви Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, придерживались иудейского обычая. Празднование Пасхи у них всегда приходилось на 14 день нисана, за что их еще прозвали четыренадесятниками, или квадродециманами.

Наиболее распространенными среди всех верующих были Александрийские пасхалии. Западный мир отмечал Пасху в следующее воскресенье после еврейской, последнюю определяя как полнолуние после дня весеннего равноденствия.

Такая разница в определении даты празднования главного события, от которого зависели многие другие даты, не могла не вносить сумятицу в церковную жизнь, в результате чего возникли так называемые «пасхальные споры». Решить их был призван I Вселенский собор, который прошел в 325 году в Никее.

Постановление Вселенского собора

Вселенский собор единогласно постановил отмечать Воскресение Господне всем поместным церквям в один день. Что касается самой даты, то это правило звучало следующим образом:

Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния

Под весенним полнолунием подразумевается то, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Таким образом, дата определяется из соотношения лунного (полнолуние) и солнечного (день весеннего равноденствия) календарей — на основе солнечно-лунного календаря. Этот принцип и по сей день применяется при вычислении даты православной Пасхи.

Было также согласовано время самого праздника. Собор установил время празднования «в средние часы ночи», что в целом сохраняется и сегодня.

Кроме того, Собор строго запретил совершать праздник «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Историки, правда, свидетельствуют, что часть малоазийцев не отказалась от своей традиции, за что была отлучена от Церкви как «иудействующие» еретики.

В основу исчисления постановили взять Александрийские пасхалии как наиболее простые и удобные. К этому времени как в западных, так и в восточных церквях крестная и воскресная Пасхи уже были объединены. Празднование первой из них длилось неделю до воскресенья (соответствует нашей Страстной седмице), второй — неделю после воскресенья (современная Светлая седмица).

Однако название Пасхи для обозначения именно — и только — Воскресения Христова закрепилось в христианском мире лишь в V веке. Тогда же этот день получил название «праздника праздников», или «царя дней», и постепенно стал центром богослужебного круга.

Проблема календарных стилей

И все было бы хорошо, мы бы так и отмечали главный праздник со всем христианским миром в один день, если бы с тех пор ничего не изменилось. Но изменения произошли. И связаны они с именем папы Григория XIII. В 1582 году он ввел новый календарный стиль, впоследствии названный его именем — григорианский (или «новый стиль»).

С чем это было связано? Все с тем же желанием упорядочить Пасхалии, внести в них большую точность. И здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить, что же до этого было не так.

Дело в том, что до этого времени весь европейский мир жил по юлианскому календарю. Его в 46 году до Рождества Христова составил император Юлий Цезарь по египетскому образцу. В основе этого календаря лежит солнечно-лунная система, по которой год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического.

Из-за несоразмерности солнечного и лунного циклов день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад. Сразу скажем, что и сегодня время празднования православной Пасхи определяется по юлианскому (старому) стилю.

Недовольная этим Римско-католическая церковь провела реформу и ввела свой календарь, основанный исключительно на солнечной системе отсчета. Так она хотела сделать дату праздника фиксированной. Летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стала дата 21 марта.

Сегодня большая часть поместных православных церквей, за исключением Автономной Финской, дату празднования Воскресения Господня определяет по юлианскому календарю. В то же время другие праздники, не привязанные к этой светлой дате (как например, Рождество Христово), многие церкви отмечают по новому стилю. Разница между ними сегодня составляет 13 дней.

Пасха православная и католическая — чья правильнее?

Закономерно возникает вопрос: какой же стиль для определения дня Христова Воскресения лучше? Справедливости ради нужно сказать, что с астрономической точки зрения григорианский календарь, конечно, точнее. Если лишний день по юлианскому летоисчислению появляется через каждые 128 лет, то согласно григорианскому стилю он возникнет только через 3200 лет.

Однако с точки зрения хронологии Евангельских событий новый стиль уступает старому. Это связано с тем, что по григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской. Иногда она совершается даже раньше, как получилось и в этом, 2016 году: католическое Воскресение Христово пришлось на 27 марта, еврейское торжество начинается только с 22 апреля. В нашей Церкви Пасха 2016 года выпадает на 1 мая.

Поскольку Сын Божий Иисус Христос воскрес после еврейского Песаха, то и празднование этого события не может совершаться раньше — это нонсенс. Именно поэтому его запретил Вселенский собор вплоть до анафемы. О том же гласит и седьмое апостольское правило:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина

Это объясняет, почему Православная Церковь не отказывается от старого стиля. Еще одним неоспоримым фактом истинности этой традиции исчисления является то, что Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня сходит именно в день празднования по юлианскому стилю.

Почти в половине случаев католический Светлый праздник Воскресения бывает раньше православного. Приблизительно в 30 процентах случаев они совпадают, что мы будем наблюдать в следующем 2017 году 16 апреля. Обычно разница между двумя традициями празднования составляет более месяца.

Дата православной Пасхи колеблется в пределах с 22 марта по 25 апреля 4 апреля по 8 мая по новому стилю). Если она выпадает на 7 апреля (совпадает с праздником Благовещения), ее называют Кириопасхой (Господней Пасхой).

Новые попытки реформации

Уже в XX веке неоднократно предпринимались попытки привести к единообразию празднования главного христианского торжества. В 1923 году на Всеправославном конгрессе Константинопольским патриархом Мелетием IV была предпринята попытка ввести новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским до 2800 года.

Хотя восточные церкви не поддержали эту идею, спустя год на этот календарь все же перешла Румынская Церковь. Еще позже Антиохийская, Константинопольская, Элладская, Александрийская и ряд других православных церквей под влиянием того же Мелетия тоже перешли на новоюлианский стиль.

В Москве в 1948 году на Совещании Церквей было принято решение, что православная Пасха и все привязанные к ней переходящие праздники должны вычисляться по юлианскому календарю, а непереходящие праздники — по тому, который принят в данной поместной церкви. Полностью юлианским календарем сегодня пользуются лишь Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская православные Церкви, а также Святая гора Афон.

В 1997 году Всемирный совет церквей в Сирийском городе Алеппо предложил зафиксировать дату «торжества торжеств» в солнечном календаре или утвердить одну Пасхалию для всех христиан. Но эта реформа не была поддержана всеми участниками Совета.

Подробнее о разнице между григорианским и юлианским календарями можно узнать из видео:

Новоюлианский календарь?

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

Читать еще:  Пасха в 2018 году число

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия – система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

— его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

— его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Даты Рождества, Пасхи и юлианский календарь

. Деление продолжительности года на продолжительность дня дает результат, составляющий бесконечное число цифр в десятичной дроби после запятой. Так, один год (время, требуемое для полного обращения Земли вокруг солнца) составляет 365, 2421875 … дней.

. Юлианский календарь использует год из 365 дней, следовательно, слишком короткий по отношению к длительности полного оборота Земли вокруг солнца. Для корректировки быстрого отклонения, которое вытекает отсюда, предусмотрен один год из 366 дней каждые четыре года
(високосный год, включающий один дополнительный день 29 февраля). Следовательно, средняя продолжительность юлианского года равна 365, 25 дням. Отсюда она немного более длинная по отношению к идеалу (365, 2421875… дней). Этот излишек вызывает отклонение, приблизительно равное 3 дням в 4 столетия. Это означает, что если в заданном годе весеннее равноденствие падает на 21 марта, то 4 века спустя это равноденствие будет наблюдаться 18 марта, а не 21-го.

Чтобы равноденствие оставалось фиксированным 21 марта, григорианский календарь постарался исправить прогрессирующее отклонение юлианского, а именно, упраздняя три дня каждые четыре столетия. Он достигает это тем решением, что годы, числа которых оканчиваются двумя нолями, будут являться високосными лишь в том случае, если число, составленное предыдущими цифрами, делится на четыре. Так, например, годы 1700, 1800, 1900 были високосными согласно юлианскому календарю, но не григорианскому, ибо 17, 18, 19 не делятся на четыре. Годы 1600 и 2000 были високосными в обоих календарях, поскольку 16 и 20 делимы на 4. В будущем, отклонение в один дополнительный день произойдет в 2100 году, который будет високосным в юлианском календаре и не будет таковым в григорианском. Надо сознавать, что 25 декабря (дата Рождества) юлианского календаря тогда больше не будет приходиться на 7 января, как теперь, но на 8-е (следующего года) по григорианскому календарю.

Вводя эту хитрую поправку, григорианский календарь достигает значительного сокращения отклонения календаря, ибо в среднем продолжительность года по этому календарю достигает 365,2425 дней, что значительно более близко к ее астрономическому значению (365, 2421875 … дней), но по-прежнему немного превышает ее. Эта разница, накапливаясь, производит отклонение в один день в течение приблизительно 3300 лет, и это для нас означает, что данный календарь может считаться прекрасно соответствующим астрономическим данным.

. Рождество Христово отмечается 25 декабря, так как изначально в юлианском календаре день зимнего солнцестояния был зафиксирован 25 декабря (не без ошибки по отношению к действительности). Как мы увидим дальше, на первом вселенском соборе было констатировано, что равноденствие падает на 21 марта, а не на 25-е (и следовательно солнцестояние приходится на 21 декабря, а не на 25-е). Именно 21 марта служит для исчисления даты Пасхи. Но никто в то время не считал полезным проверить подобным же образом дату Рождества. И последовала небольшая «аномалия» в соответствии между датой Пасхи и датой праздника Благовещения. Известно, что Благовещение празднуется 9 месяцами ранее Рождества, то есть 25 марта. И только потому, что Рождество остается фиксированным на 25 декабря, Благовещение иногда оказывается празднуемым в день Пасхи или даже тремя днями позже, ибо, как мы увидим, Пасха может случаться только после 21 марта. (В 2010 году, например, Благовещение праздновалось в среду пасхальной седмицы). Если Рождество было бы перенесено на реальное зимнее солнцестояние, 21 декабря, эти послепасхальные обстоятельства никогда бы не могли случаться. Но Церковь приняла эти легкие несоответствия, создав специальные службы для тех лет, когда Пасха празднуется между 22 и 25 марта.

. Праздник Пасхи связан с историческими событиями, страданиями и воскресением Христа, которые, согласно Евангелиям, произошли в момент еврейской Пасхи, Пасхи ветхозаветной. Первые христиане старались праздновать Пасху в этот точный момент года. Между тем еврейская Пасха (песах), отмечающая исход еврейского народа из Египта, совершается 15 Нисана (день, который начинается вечером 14-го, чем объясняется то, когда в некоторых случаях говорят, что Пасха празднуется 14 Нисана). Евреи употребляли лунный календарь, и 15-е число их месяцев было днем полнолуния, середины лунного месяца. Тем не менее, они регулярно привязывали свои подвижные месяцы к солнцу, то есть к временам года. Месяц Нисан был тот, полнолуние которого следовало сразу же после весеннего равноденствия. Так, согласно ясным, хотя отчасти непрямым, указаниям Библии, именно в день первого полнолуния, следующий за весенним равноденствием, должна праздноваться Пасха.

В первые времена христианства, если и праздновали повсюду Воскресение Христово, дата этого праздника не была еще хорошо закреплена и даже давала повод для диспутов, иногда весьма оживленных. Одни, заботясь об исторической точности, праздновали в один и тот же день, что и иудеи. Другие в воскресенье, следовавшее после еврейской Пасхи. Этот конфликт был урегулирован довольно быстро в пользу второго решения. Но оставалась проблема: надо ли было ждать, когда евреи определят дату своей Пасхи, и устанавливать христианскую Пасху в следующее воскресенье, или скорее надо было определять дату последней независимо от того, как это делали евреи. Важность этого вопроса происходила из-за того, что в то время евреи часто ошибались в исчислении их даты и праздновали свою Пасху во время полнолуния, которое в действительности предшествовало равноденствию, а не в то полнолуние, которое следовало после него.

Именно эта проблема была резко обозначена на первом Вселенском соборе (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968). Обозначена в смысле полной автономии христиан по отношению к их современникам-иудеям в установлении даты Пасхи. Точный текст этого решения не сохранился. Но мы имеем 7-е апостольское правило, говорящее: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Этот канон не запрещает праздновать Пасху с иудеями после равноденствия. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Огицкого, уже цитированную). Там не говорится также, что надо праздновать Пасху после иудеев. Канон рассматривает скорее тех, кто хотели праздновать Пасху, не основываясь на предписаниях Моисеева закона для определения воскресения Пасхи, но опираясь на вычисления евреев, их современников, даже если подсчеты их были ошибочными и приводили к празднованию Пасхи в полнолуние, предшествующее равноденствию.

. Таким образом, решение собора состояло в полном освобождении христиан от всякого подчинения выбору их современников иудеев. Письмо, посланное епископам императором Константином, не имевшем возможность участвовать в соборе, свидетельствует об этом. В этом письме император радуется о достигнутом согласии, но также и о том, что евреи не смогут более думать, что без их решения христиане будут неспособны установить собственную дату Пасхи.

. Александрийская пасхалия основывается на предположении, что весеннее равноденствие падает всегда на 21 марта по юлианскому календарю, что уже давно не является таким случаем, так же, впрочем, как и на других приближениях. Из этого вытекает, что эти вычисления нас вводят в последовательность циклов, которые не следуют совершенной внутренней логике, но которые все больше и больше удаляют от той космической реальности, которую они предполагали отражать.

Таким образом, дата Пасхи, которая изначально рассматривалась связанной с весенним равноденствием, будет отклоняться все больше в течение будущих лет и столетий. Если будут и дальше держаться за современную практику, Пасха будет праздноваться все позже весной, затем летом, осенью и т.д.

Некоторые православные, в частности, традиционалисты, но скорее формалисты, нисколько не обеспокоены этим. Ныне, говорят они, Пасха прекрасно празднуется осенью теми, кто живет в Австралии. Этот аргумент подобен софизму, ибо они забывают, что Пасха относится к историческому событию, которое произошло не только в определенное время года, но в совершенно конкретном месте земного шара, которое есть Иерусалим. Следовательно, важно в данном случае именно иерусалимское пасхальное полнолуние, а не австралийское или какое угодно другое.

Часто эти самые православные считают, что стоит лучше следовать тому, что было решено когда-то, не вникая ни в причины и цели эти решений, принятых тогда, ни в последствия их применения сегодня, ведущие ко все большему удалению от постановлений первого собора. Верно то, что многие из этих людей по-настоящему не размышляли над этим вопросом, но искренне думают, что не следовать Александрийской пасхалии в дальнейшем значит предать православную веру. Как часто почитание формы превалирует над почитанием сути!

. В XVI веке папа Римский, Григорий XIII, ввел новый календарь именно для возвращения Пасхи на то место, которое ей было предназначено первым Вселенским собором. В то время, когда жил этот папа, было установлено, что юлианский календарь запаздывал уже на 10 дней по отношению к астрономической реальности, как уже было показано ранее.

К несчастью, отношения между Римской церковью и восточными патриархами были в то время очень напряженными, и многие из православных считали, что реформа была направлена против них, так что их реакции были крайне негативными. С того времени, солидная партия за юлианский календарь и против григорианского календаря существует в православной Церкви. Доводы этой партии, однако, не видятся убедительными для всех. Русский профессор В. Болотов, на которого в данном случае ссылаются как на авторитета, защищал старый стиль главным образом по причине его «крайней простоты». Но именно эта самая крайняя простота вызывает отклонения по отношению к явлениям солнечным и лунным, которые гораздо более сложны и следование которым всякий традиционный календарь нарушает. Другие отмечают, что юлианский календарь был в употреблении во времена самого Христа, что одно уже придает ему вечную ценность. Конечно, этот календарь был используем во времена Христа у римских оккупантов, но сам Христос жил строго по еврейскому календарю той эпохи, о чем свидетельствуют Евангелия, и юлианский календарь Ему был полностью чужд в прямом смысле этого слова. Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа.

Читать еще:  Поделки на пасху 2018 своими руками

По юлианскому календарю пасха

Константинопольскій Соборъ 1583 г. о новомъ стилѣ.

Кто не слѣдуетъ обычаямъ Церкви и тому, какъ приказали семь святыхъ Вселенскихъ соборовъ о святой Пасхѣ и мѣсяцесловѣ и добре законоположили намъ слѣдовать а желаетъ слѣдовать григоріанской пасхаліи и мѣсяцеслову, тотъ съ безбожными астрономами противодѣйствуетъ всѣмъ опредѣленіямъ св. соборовъ и хочетъ ихъ измѣнить и ослабить — да будетъ анаѳема, отлученъ отъ Церкви Христовой и собранія вѣрныхъ. Вы же, православные и благочестивые христіане, пребывайте въ томъ, въ чемъ научились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую вѣру и исповѣданіе. Хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Христосъ помогъ вамъ и молитвы нашей мѣрности да будутъ со всѣми вами. Аминь. († Константинопольскій патріархъ Іеремія II. — † Александрійскій патріархъ Сильвестръ. — † Іерусалимскій патріархъ Софроній и прочіе архіереи собора, бывшаго 20 ноября 1583 г).

П. П. Бутурлинъ († 1876 г.)
О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря.

Н амъ часто случалось слышать слѣдующій вопросъ: «если, въ настоящемъ [XIX] столѣтіи, числа юліанскаго календаря отстаютъ отъ чиселъ григоріанскаго 12-ю днями, то отчего празднованія св. пасхи, по этимъ двумъ календарямъ, иногда совпадаютъ въ одинъ день, а иногда пасха по юліанскому календарю бываетъ позже пасхи по календарю григоріанскому 7-ю, 28-ю и даже 35-ю днями?»

З адающіе такой вопросъ не знаютъ, или забыли, что григоріанское преобразованіе календаря состояло не только въ увеличеніи чиселъ юліанскихъ нѣсколькими днями, для приведенія навсегда весенняго равноденствія на 21-е марта, какъ оно было во времена I Никейскаго собора; но кромѣ того, оно измѣнило и начала, по которымъ опредѣлялось число новолунія.

Д ля яснаго рѣшенія этаго вопроса, мы считаемъ нужнымъ представить прежде нѣсколько понятій о ветхозавѣтной пасхѣ у іудеевъ, потомъ христіанской пасхѣ по юліанскому календарю, и наконецъ о преобразованіи календаря папою Григоріемъ XIII.

П о повелѣнію Божію, данному Моисею, іудеи праздновали пасху [1] въ 14-й день своего мѣсяца низана, который былъ первымъ мѣсяцемъ ихъ года [2].

Г одъ начинался въ день новолунія, ближайшаго къ весеннему равноденствію. Въ это время астрономическая наука была еще въ /с. 2/ младенчествѣ, и потому не знали способа опредѣленія числа для видовъ луны. Такое опредѣленіе потребовало бы сложныхъ вычисленій, не для многихъ доступныхъ, — и потому евреи воспользовались наблюденіемъ аѳинскаго астронома Меѳона, который, за 434 года до Рождества Христова нашелъ, что, послѣ каждаго 19-ти лѣтняго періода, виды луны приходятъ весьма приблизительно на тѣ же числа года. И этотъ 19-ти лѣтній періодъ, называемый луннымъ кругомъ, служилъ имъ для опредѣленія начала ихъ года.

П ервые христіане, произшедшіе отъ іудеевъ, удержали ихъ способъ времясчисленія; — и одни изъ христіанъ, желая подражать Іисусу Христу, совершавшему пасху, назначили для этого праздника 15-е число мѣсяца низана [3]. Другіе, находя приличнѣе праздновать новозавѣтную пасху въ день воспоминанія воскресшаго Спасителя, т. е. воскресенія, — избрали для этого празднества первое воскресеніе, слѣдующее за еврейской пасхой. Отсюда возникло между различными христіанскими Церквами нѣкоторое разногласіе относительно времени празднованія пасхи. Это разногласіе устранилъ I вселенскій соборъ, бывшій въ Никеѣ, опредѣливъ, чтобъ всѣ христіане праздновали св. пасху въ одинъ день, именно въ первое воскресеніе послѣ весенняго полнолунія [4].

Т акъ какъ этотъ вопросъ касался астрономіи, а астрономическія познанія были наиболѣе развиты въ Александріи — въ Египтѣ, то отцы никейскаго собора поручили александрійской Церкви составить правила для опредѣленія числа св. пасхи. Позже, въ VI столѣтіи, эти правила были развиты и доведены до той полноты, въ которой нынѣ находятся, Маркомъ Авреліемъ Кассіодоромъ калабрійскимъ монахомъ.

Т акъ какъ евреи слѣдовали лунному году, то могло случиться, что ихъ 15-е число низана бывало ранѣе весенняго равноденствія, и потому, VII правиломъ постановленій Апостольскихъ, осуждаются празднующіе пасху вмѣстѣ съ іудеями, — прежде весенняго равноденствія.

В ъ то время, когда были составлены правила для вычисленія дня св. пасхи, предвареніе равноденствія было еще неизвѣстно, и весеннее равноденствіе приходилось 21 марта и было принято за постоянное число, ранѣе котораго случавшееся полнолуніе не считалось пасхальнымъ, т. е. могущимъ непосредственно опредѣлять число св. /с. 3/ пасхи, и въ этомъ случаѣ должно было переходить къ слѣдующему полнолунію, 30-ю днями позже, которое обыкновенно бываетъ въ апрѣлѣ.

С ъ другой стороны, извѣстно было, что въ третьемъ году по Рождествѣ Христовомъ полнолуніе было 1-го марта; или, что возрастъ луны въ этотъ день былъ 14. Зная, что, что чрезъ каждые 19 лѣтъ, полнолуніе возвращается приблизительно на тѣ же числа, и что каждый годъ оно отстаетъ почти на 11-ть дней, противъ чиселъ предыдущаго года, легко можно вычислить, на каждый данный годъ, возрастъ луны 1-го марта. Вычитая этотъ возрастъ изъ 30-ти (полнаго луннаго мѣсяца), найдемъ число новолунія въ мартѣ; прибавивъ къ нему 14, отчисляемъ число полнолунія. Если это число не ранѣе 21 марта и если извѣстно, какому дню недѣди оно соотвѣтствуетъ; то легко можно найти число слѣдующаго воскресенія, или праздника пасхи. Сверхъ того, Маркъ Аврелій Кассіодоръ, замѣтивъ, что въ его время въ каждомъ году луннаго круга полнолунія случаются тремя днями позже противъ полнолуній времени никейскаго собора, положилъ правиломъ, что для согласованія съ полнолуніемъ IV вѣка должно прибавлять 3 къ числу пасхальнаго полнолунія, при опредѣленіи по немъ числа св. пасхи. Таково было общее правило, которому слѣдовали всѣ христіанскія Церкви до 1582 года.

В ъ этомъ году папа Григорій XIII и его совѣтннки нашли, что весеннее равноденствіе случается уже не 21, а 11 марта, и что, чрезъ каждые 19 лѣтъ, виды луны приходятся не точно на тѣже числа; поэтому и положили, для достиженія невозможной астрономической вѣрности (ибо времена обращенія луны и земли не соизмѣримы между собою), — прибавить 10 къ числамъ года, начиная съ 5 октября 1582 г., и увеличивать единицею это число десяти, чрезъ каждые 400 лѣтъ, рѣшивь, что послѣдній годъ каждаго столѣтія будетъ считаться высокоснымъ, когда его вѣковыя цифры будутъ дѣлиться на 4 безъ остатка. Притомъ преобразователи календаря нашли, что возрастъ луны къ 1 марту, называемый также эпактою, вычисляемый по лунному кругу Меѳона, слишкомъ великъ, и требуетъ поправки вычитаніемъ изъ него 10 единицъ въ 1582 году: и потому положили, что надо увеличивать эту поправку единицею въ послѣдній годъ каждаго столѣтія, за исключеніемъ высокосныхъ годовъ, что было названо скачкомъ впередъ (proemtosis), и убавлять ее также единицею каждые 300 лѣтъ, назвавъ эту послѣднюю поправку скачкомъ назадъ (metemtosis). Въ силу этихъ распоряженій, въ настоящемъ [XIX] столѣтіи по григоріанскому кален /с. 4/ дарю, числа юліанскаго увеличиваются 12, а юліанскій возрастъ луны убавляется 11 единицами.

В отъ почему въ наши времена — такъ какъ возрастъ луны уменьшается 11 единицами, мартовское полнолуніе случается 11 днями позже; и по причинѣ трехъ дней, прибавляемыхъ къ юліанскому полнолунію — для согласованія его съ полнолуніемъ 4 вѣка, григоріанское пасхальное полнолуніе считается 8 днями позже юліанскаго; но григоріанское число полнолунія соотвѣтствуетъ юліанскому числу 12 единицами меньшему. Итакъ, григоріанское полнолуніе бываетъ на самомъ дѣлѣ 4 днями раньше юліанскаго. Если въ этомъ случаѣ оба полнолунія приходятся на одной недѣлѣ, то пасха празднуется въ слѣдующее воскресенье, т. е. въ одинъ день по обоимъ календарямъ. Если же полнолуніе приходится на различныхъ недѣляхъ, такъ что между ними есть воскресенье, то въ это воскресенье бываетъ григоріанская пасха, а юліанская празднуется въ слѣдующее воскресенье, стало быть 7 днями позже. Если юліанское полнолуніе случается прежде 21 марта, то оно бываетъ пасхальнымъ, относится на 30 дней и бываетъ, слѣдственно, 24 днями позже григоріанскаго полнолунія. Если этотъ день юліанскаго полнолунія бываетъ въ субботу, то юліанская пасха празднуется на другой день, т. е. 35 днями позже григоріанскаго полнолунія. Это послѣднее полнолуніе бываетъ тогда непремѣнно въ воскресенье, и пасха празднуется въ слѣдующее воскресенье, чрезъ 7 дней, т. е. 28 днями раньше юліанской пасхи. Не трудно замѣтить, что во всѣхъ прочихъ случаяхъ, когда одно полнолуніе 4 днями раньше другаго, и юліанское приходится въ какой-нибудь другой день недѣли, кромѣ субботы, юліанская пасха бываетъ 35 днями позже григоріанской.

Д олжно замѣтить, что самое раннее юліанское пасхальное полнолуніе бываетъ при 13 годахъ луннаго круга и случается 21 марта. Въ эти же года григоріанское полнолуніе приходится 29 марта, соотвѣтствующаго юліанскому 17 марта. Слѣдственно, никогда юліанская пасха не можетъ быть ранѣе григоріанской.

Т еперь представимъ примѣръ отысканія числа пасхи, въ примѣненіи его къ настоящему 1867 году. Текущій лунный кругъ начался въ 1865 году; слѣдственно, 1867 есть въ немъ третій годъ, т. е. прошло три года съ того времени, какъ полнолуніе было 1 марта, или какъ возрастъ луны 1 марта былъ 14. Такъ какъ каждый годъ виды луны случаются почти 11 днями позже чиселъ видовъ луны предыдущаго года, то возрастъ луны въ 1867 г. будетъ къ 1 марта 6; вычитая это число изъ 30, мы найдемъ 24 число мартовскаго новолунія; прибавляя къ 24 14 для полнолунія и добавочные 3 дня, для согласованія его съ полнолуніями IV вѣка, мы найдемъ для пасхальнаго полнолунія 41 марта, т. е. 10 апрѣля. Съ другой стороны, не трудно найдти, что 1867 годъ есть 11 въ солнечномъ кругѣ, или 28 лѣтнемъ періодѣ, и что, слѣдственно, 1 апрѣля будетъ въ субботу. Если 1 апрѣля въ субботу, то и 8 будетъ въ субботу, а 10 въ понедѣльникъ, слѣдственно, пасха будетъ праздноваться въ слѣдующее воскресеніе, чрезъ 6 дней, т. е. 16 апрѣля.

П о григоріанскому календарю возрастъ луны 1 марта должно уменьшить на 11, и онъ будетъ слѣдственно 25 [6]. Вычитая 25 изъ 30, мы получимъ 5 — число новолунія [7], и прибавивъ къ нему еще 14, найдемъ число полнолунія 19. Такъ какъ это полнолуніе /с. 6/ случается прежде 21, то оно не считается пасхальнымъ, а переносится на слѣдующее 30 днями позже, 49 марта т. е. 18 апрѣля. Если по юліанскому календарю 1 апрѣля въ субботу, то по григоріанскому оно въ понедѣльникъ, и 18 апрѣля въ четвергъ, пасха будетъ въ слѣдующее воскресенье, чрезъ 3 дня, 21 апрѣля, — соотвѣтствующаго юліанскому 9 апрѣля, т. е. григоріанская пасха будетъ 7 днями раньше юліанской.

Примѣчанія:
[1] Слово пасха взято съ еврейскаго пасахъ, и значитъ прехожденіе, или минованіе, — въ память того, что въ ночь, послѣ которой евреи должны были выдти изъ Египта, ангелъ Господень, умерщвлявшій всѣхъ первенцовъ египетскихъ, проходилъ мимо жилищъ іудейскихъ, — потому что двери этихъ домовъ были окроплены кровью пасхальнаго агнца.
[2] Исхода 12-я глава, ст. 18. Числъ глава 9-я, ст. 2-й и 3-й.
[3] По этой причинѣ они были впослѣдствіи названы Quarto-decimani.
[4] S. Athanas. lib. de Nicæn. Sinodi decretis. Eusebius lib. 3 de vita Constantini, cap. 17, ch. 19. S-t. Epiphanius Haeres. 70, ch. Theodoritus lib. 1. cap. 10.
[5] Такъ какъ нельзя вычитать 11 изъ 6, то къ 6 прибавляются 30 дней предшествующаго луннаго мѣсяца и 11 вычитается изъ 6 — 30, т. е. 36.
[6] Новое доказательство неточности григоріанскаго вычисленія, ибо истинное новолуніе было 6 марта, такъ какъ въ этотъ день случилось затмѣніе солнца, а извѣстно, что такое затмѣніе можетъ быть только при новолуніи.
[7] Протестанты XVII вѣка приняли григоріанское преобразованіе, для избѣжанія разногласія съ народами римско-католическаго вѣроисповѣданія въ приложеніи календаря къ гражданскому быту и изъ равнодушія къ опредѣленіямъ вселенскаго собора.

Источникъ: П. Бутурлинъ. О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря. // «Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, издаваемый Протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ Типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — Апрѣль. — С. 1-6. [5-я пагин.]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector