1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Побоище пасхального воскресенья

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха — это не просто праздник. Воскресение Христово — это суть христианства , это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» , – обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Пе?сах) значит с еврейского «прехождение, избавление».

Евреи , празднуя ветхозаветную Пасху , вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную , торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы , а сам день Воскресения назван Пасхой .

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари – Пасхалии . Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) , именуемых «пасхальными пределами» и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса — большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).

Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ,то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.

Еще один атрибут пасхального стола — творожная пасха — символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая по пророчеству Апокалипсиса, «новым небом и новой землей». А «горка», форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

Читать еще:  Сообщение о пасхе

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”.

Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная — так называемая малая Пасха , светоносный день воскресения.

Материал подготовили Светлана Финогенова и Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Светлое Христово Воскресение – Пасха Господня

В ночь с 27 на 28 апреля 2020 года все православные христиане празднуют Праздник праздников и Торжество торжеств, радостно возглашая: «Христос Воскресе!»

В ночь с 27 на 28 апреля 2020 года все православные христиане празднуют Праздник праздников и Торжество торжеств, радостно возглашая: «Христос Воскресе!»

«Христос воскресе из мертвых»

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Эти два ключевых Пасхальных песнопения — стихира и тропарь самого главного церковного праздника — знают все православные христиане. Все, кто хотя бы раз в жизни пришёл к Пасхальной заутрене, кто прошёл торжественным крестным ходом вокруг храма в самую светлую ночь в году. «Светлую» не в понимании северных «белых ночей», но озарённую неземным благодатным светом Воскресшего Христа.

Жёны-мироносицы. Фото: www.oopnm.ru

В эти моменты мы не просто находимся в том или ином городе или селе и не просто 28 апреля 2020 года, а вне времени и пространства. Таинственным образом мы пребываем и во Святом граде Иерусалиме в тот самый день, когда ещё никто из учеников Христа не знал о том, что Христос воскрес из мёртвых, но только Ангелы на Небесах славили Его Воскресение. И уже на следующий день об этом узнали святые жёны-мироносицы. Вот как описывает это в Евангелии апостол-евангелист Марк:

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. »

И мы сегодняшние, столь разные и столь одинаковые в своих пасхальных чувствах, в чём-то близким тем святым жёнам, которые первыми узнали о Христовом Воскресении. И если кто-то не соблюдал Великий пост и потому стыдится прийти в храм на Пасхальное богослужение, то ему стоит напомнить слова святителя Иоанна Златоуста, которые читаются во всех православных храмах в эту святую ночь. В этом огласительном поучении великий учитель нашей Церкви говорит, что безо всякого сомнения и опасения этим торжеством должен насладиться каждый, вне зависимости, к какому часу он пришёл:

Воздержаные и нерадивые, день почтите! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя!

«Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»

Весь смысл Пасхи Господней заключён в Победе над смертью. Практически в каждой семье принято красить пасхальные яйца, но не каждый задумывался над символикой этого древнего обычая. А ведь обычное куриное яйцо уже само по себе символизирует гроб и воскресение. Ну а красный цвет, причём неважно — насыщенно-алый от анилиновых красок или оранжево-багровый от луковой шелухи, — это Кровь Распятого Христа. И, конечно, нельзя не вспомнить предание, как святая Мария Магдалина подарила императору Тиберию пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе!». По одной из версий этого предания, яйцо само окрасилось в красный цвет, когда император-язычник усомнился в Чуде Христова Воскресения.

Фото: www.pravoslavie.ru

Именно Крестная смерть Спасителя искупила грехи всех людей. И когда мы видим на иконе Христа, который сходит в ад и спасает оттуда наших прародителей Адама и Еву, то должны понимать весь глубокий смысл этого образа. Ведь даже ветхозаветные праведники из-за грехопадения праотцев до Христова Воскресения находились в аду, и именно Спаситель, «сущим во гробех живот даровав», подарил вечную жизнь всем прежде умершим. И сегодня каждый христианин должен помнить, что никакой смерти нет, что земное умирание — это начало вечной жизни. Наверное, лучше многих других проповедников об этом сказал современник наших дедов и прадедов, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в одной из своих проповедей 1946 года:

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной».

И здесь очень важно помнить, что самое главное, к чему мы должны готовиться всю жизнь, — это спасение наших душ и их соединение с Богом. Именно в этом и заключается не просто ключевой, а единственный смысл земной жизни каждого христианина. Жизни, средоточием которой является сегодняшний Праздник.

Поздравляем православных христиан со Светлым Христовым Воскресением — Пасхой Господней! Христос Воскресе!

Пасхальное восстание ирландского народа

Столетие назад принято считать нестабильным и революционным временем. И касается это не только России. Предреволюционным ирландским событиям минуло уже 100 лет. Тогда в 1916 году вспыхнул известный мятеж в среде ирландских националистов, который продолжался всю Пасхальную неделю. И это выступление вошло в историю под названием – Пасхальное восстание.

Причины

С того момента, как на карте появились два соседних по островам государства Ирландия и Англия вспыхнуло их противостояние. Со временем «зеленые» попали под полный контроль стягов Креста Святого Георгия. И ровно с той же поры началось освободительное движение «кельтов». Раскол поддерживался причастностью к разными христианскими конфессиями, ввиду чего противостояние превращалось в настоящую кровную ненависть.

Периодом максимальной активности ирландцев в области восстановления независимости был XVI-XVII век, и именно та же пора стала самым жестоким разочарование для «славных» парней. Жестокие разгромы со стороны Генриха VIII и Оливера Кромвеля, вкупе с серьезными гонениями католиков по всей Великобритании и Ирландии надолго заставили местные протестные движения понурить головы.

Конец XVIII и начало-середина XIX вв. стали знаковыми для каждого ирландца. Сначала поддержанное французами восстание вольного народа Ирландии обернулось очередных крахом и жестоким подавлением, а затем аграрный кризис на островах вызвал ужасных голод, в течение которого погибло около 1 млн. человек, в том числе и ирландцы. Прибавьте сюда постоянное притеснение по национальному и религиозному принципу, и вы поймете, насколько отчаялось население Ирландии. Как раз в ту пору началась массовая эмиграция жителей острова, главным пристанищем для которых стала Северная Америка. Порядка 30% населения покинуло родину, внутри которой подрастали видные деятели национального и освободительного толка. Именно они стали организаторами протестных действий середины и конца XIX – начала XX вв. Лакмусовой бумажкой стала Первая мировая война, на которую ирландцы массово отказывались призываться со стороны сил Великобритании. Стало быть, обозленная милитаризированная часть ирландцев находилась во взрывоопасном состоянии.

Участники

Уроки прошлого подсказывали ирландским освободительным силам, что действовать в одиночку – откровенный акт суицида. По этой причине шло единение некогда разрозненных и независимых движений:

  • Ирландское республиканское братство (ИРБ)
  • Ирландские добровольцы
  • Ирландская гражданская армия
  • Организация Cumann na mBan

Как только началась мировая война, ИРБ приняли постановление об объявлении войны Великобритании и согласии принять любую помощь от Германии. Май 1915 года – время образования специального Военного комитета внутри Ирландского республиканского братства. Кстати в период Первой мировой Ирландские добровольцы претерпели разделение ввиду поддержки одной их части Британии. Меньшая часть во главе с Патриком Пирсом крепко стояла на сепаратистских позициях.

Параллельно шли переговоры с германскими властями, которые обещали вызволить ирландских пленных и либо переправить их в Ирландию, либо помочь собрать среди них военизированные отряды на стороне Германии. Но главной движущей силой восстания должна была стать поддержка населения, поэтому не зря для общей цели были приглашены марксисты из Ирландской гражданской армии. Датой активной фазы операции была выбрана Пасхальная неделя.

Развитие событий

Первым звонком для ирландской общественности и английского правительства стали маневры Ирландских добровольцев во главе с Патриком Пирсом. На самом деле это была провокация будущих повстанцев, чтобы проверить реакцию своих непримиримых врагов. Это случилось как раз за 3 дня до Пасхи, стало быть, до начала восстания.

Ровно в это же время рухнули все надежды на масштабную поддержку готовящейся операции со стороны Германии. Малое количество выданного оружия и денег повергло в шок ирландцев. Главный переговорщик между Ирландией и Германией Роджер Кейсмент, пребывая в огромном разочаровании, отправился на «зеленый» остров на немецкой подлодке и при высадке был арестован. Налицо начало крушения возложенных надежд. И в довершение всего Британская разведка перехватила сообщения между дипломатическими корпусами США и Германии, в которых обсуждалась поддержка грядущего восстания.

Единственное, чего не знали англичане – это точной даты. Поэтому они тихо и мирно готовились к масштабным арестам ирландской оппозиции, ожидая официальные судебные разрешения. Но к тому моменту вспыхнуло восстание.

Джеймс Конноли

Начало Пасхального восстания

В понедельник 24 апреля 1916 года одновременно силами 1500 Ирландских добровольцев, ИГА и отрядов Джеймса Конноли удалось занять центр Дублина. Центром восстания стал главный почтамт, а основными командующими стали Джеймс Конноли, Патрик Пирс, Том Кларк, Шон Макдермотт, Джозеф Планкетт. Над зданием были подняты национальные ирландские флаги и зачитан документ о создании Республики.

Но дальше начались проблемы. Хоть радикальный протест распространялся по городу, но отсутствие оружия давало о себе знать. Так восставшим не удалось захватить оплоты английских и юнионистских сил: Дублинский замок, Тринити-колледж, Форт в Феникс-парке. Стычки с неподготовленными британскими войсками первое время приносили успех, но вот местное население было настроено не так лояльно к повстанцам, из-за чего революционеры даже открывали огонь на поражение по обычным гражданам.

Во вторник и среду англичане в свойственной для себя неторопливой манере начали подтягивать дополнительные силы к Дублину. В стране было объявлено военное положение. Особо помог британской армии тот факт, что ирландцы не смогли захватить ни портовые зоны, ни вокзалы, что означало отсутствие коммуникации с остальными зонами мятежа, а также возможности подвоза оружия и провианта. И как раз на эти локации стали стягиваться резервы королевской армии, а заодно и артиллерия. Уже к среде в Дублине было 16 000 английских и лояльных им солдат.

Читать еще:  Пасхальная салфетка крючком

Пасхальное восстание: кровавая дорога к свободе

Ровно сто лет назад, 24 апреля 1916 года, в ирландском Дублине вспыхнуло восстание против Великобритании, которая в течение долгих веков осуществляла на «Зелёном острове» колонизаторскую политику. Эти события почти на век вперёд определили судьбу как Ирландии, так и Британии в целом. Что предшествовало Пасхальному восстанию и к каким результатам оно привело?

Борьба, растянувшаяся на века

Свою власть над Ирландией (по крайней мере, над её частью) англичане установили ещё в XII веке. В последующие несколько столетий колонизация ирландских земель усиливалась. В XVII веке, во время гражданской войны в Англии, католики-ирландцы поддержали английских роялистов, которые в итоге проиграли «железнобоким» протестантам, которых возглавлял Оливер Кромвель. Неудивительно, что после окончательной победы в гражданской войне Кромвель пришёл на соседний остров подавлять сопротивление и мстить. Его войска прошлись по «Зелёному острову» буквально огнём и мечом — по разным оценкам, в той войне Ирландия потеряла от 15% до 80% населения.

Неудивительно, что Кромвеля в Ирландии ненавидят до сих пор, а интегрировать ирландских католиков в английское протестантское общество в последующие столетия так и не вышло. Регулярно вспыхивали новые антианглийские восстания, возглавляемые революционными организациями. XIX век стал эпохой расцвета движения фениев — Ирландского Революционного Братства, основанного в США в 1858 году на день Святого Патрика. Рука братства доставала даже до британских военных частей в Канаде, которые время от времени страдали от нападений фениев.

Основным методом борьбы фениев с англичанами во второй половине XIX века стали террористические акты. В 1867 году при попытке освободить товарищей из лондонской тюрьмы фении подорвали от 90 до 250 кг пороха. Взрыв, который было слышно за 40 миль, снёс в тюрьме участок стены, но предупреждённая заранее охрана вывела заключённых на прогулку раньше, чем полагалось — и никто не сбежал. В окрестных домах, повреждённых взрывной волной, погибло 12 лондонцев, ещё больше (до 120) было ранено. С 1883 года на станциях лондонского метро взрывались заряды динамита — к счастью, обычно обходилось без жертв. А 31 мая 1884 года на воздух взлетело даже здание Департамента уголовных расследований — легендарный Скотланд-Ярд. Динамит заложили в уборной, надеясь уничтожить архивы полиции, а заодно начальника Особого Ирландского отдела инспектора Литтлчайлда — злейшего врага борцов за свободу Ирландии. Однако снова, по счастливому для англичан стечению обстоятельств, жертв не случилось.

К началу XX века ребром встал вопрос о гомруле (home rule, самоуправление) Ирландии. С 1800 года Ирландия управлялась законами, принятыми в парламенте Соединённого королевства. С 1867 года даже Канада стала доминионом — а Ирландия всё ещё целиком и полностью зависела от Лондона. Лидеры либералов — например, Уильям Гладстон — не раз пытались умиротворить недовольных путём принятия билля о самоуправлении, но им не хватало голосов. В 1912 году правительство Генри Асквита предприняло очередную попытку внести законопроект — но палата лордов по понятным причинам вновь блокировала его, хотя окончательно остановить продвижение билля уже не могла.

Тем временем, противостояние между протестантами и католиками разворачивалось в самой Ирландии. В Ольстере, на севере острова, протестанты-юнионисты (сторонники единства с Британией), не желая в ближайшем будущем подчиняться католическому большинству, в 1913 году создали свои вооружённые силы, быстро выросшие до десятков тысяч человек. Католики не остались в стороне — так появились Ирландские добровольцы. И те и другие активно покупали на пожертвования оружие в Германии (!). В этом более преуспели юнионисты, под покровом ночи доставив в Ольстер десятки тысяч винтовок и миллионы патронов. Парадокс — юнионисты, лояльные Лондону, с британскими офицерами во главе, всерьёз угрожали восстанием собственному правительству.

Казалось, дело стремительно шло к гражданской войне в Ирландии. Практически все ирландцы и британцы были настолько сосредоточены на проблеме гомруля, что не замечали кризисов в остальном мире. Но тут разразилась мировая война — и на некоторое время все стороны оказались заняты свалившимися на голову событиями, а также дальнейшим выбором.

Коррективы Великой войны

Ирландские мужчины оказались перед непростым выбором: сражаться и умирать «за короля и страну» (т. е. Соединённое Королевство) или продолжать бороться за свободу собственной страны — Ирландии? За первые полгода войны около 50 000 ирландцев выбрали первый путь, пойдя добровольцами на фронт. Ирландская дивизия с честью воевала в Галлиполи.

Однако другая часть ирландцев стремилась оборонять Ирландию — но не помогать Англии против какого-то далёкого врага, к которому ирландцы не имели ни малейших претензий. И если позиция юнионистов была предсказуема, то движение добровольцев раскололось. Меньшинство требовало немедленной передачи власти в руки ирландского правительства, но подавляющее большинство решило, что выступать за самоуправство в текущих условиях нет нужды. Билль о гомруле, хотя и был принят в сентябре 1914 года, оказался отложенным до конца войны.

К концу 1915 года угроза призыва в армию нависла над сельской Ирландией: всемирная бойня требовала всё больше и больше людей. Папа римский призвал свою паству к миру — и епископ о’Дуайер открыто вопрошал, почему крестьяне Коннахта (беднейшей ирландской провинции) должны умирать за Косово. Масла в огонь подливало то, что сыновья богатых протестантов пока ещё не призывались. Тем временем, 10 000 разбросанных по стране королевских ирландских констеблей, «глаз и ушей Дублинского замка» (где размещалась британская администрация), набранных не в Ирландии, выглядели настоящей оккупационной армией. Часть ирландских революционеров надеялась на помощь Германии, но немцы, выражая поддержку на словах, не торопились признавать ирландцев как полноценного союзника.

Восстание начинается

Постепенно в рядах борцов за свободу Ирландии созрела идея захвата и удержания ключевых зданий в центре Дублина — чтобы можно было, опираясь на факт владения сердцем страны, провозгласить её независимость. А спустя несколько дней — с боями отступить из города, если придётся. Однако Дублин разделяла пополам полноводная река Лиффи, что затрудняло оборону зданий одновременно и на южном, и на северном береге.

Лидерство в ирландском восстании взял на себя Джеймс Коннолли — видный социалист и глава небольшой Ирландской гражданской армии. Изучив опыт предшественников — бойцов на баррикадах Парижа XIX века и Москвы 1905 года — он решил, что мотивированные «гражданские революционеры» в городских боях смогут победить регулярные войска. Улицы представлялись ему горными проходами, которые легко оборонять. Впрочем, Коннолли упускал из виду, что улиц в городе гораздо больше. Тем не менее, часть ирландцев надеялась, что англичане, скованные войной, просто не смогут выделить достаточно войск. Свою атаку революционеры замаскировали под манёвры добровольцев.

С самого начала дела у повстанцев пошли не по плану. Германский транспорт с оружием, на который надеялись организаторы восстания, был перехвачен двумя британскими шлюпами и загнан в гавань Корка. Тем временем, из Дублинского замка утекли документы о планируемом превентивном ударе англичан. Лидеры ирландских организаций должны были быть арестованы, важнейшие здания в городе — заняты армейскими патрулями, а жители Дублина — заперты в домах «до особого распоряжения». Эти документы на следующий же день попали в газеты — и вызвали долгожданный для революционеров взрыв возмущения.

Однако заговорщики, стремясь координировать действия отрядов внутри и вне Дублина, выпустили сразу два приказа. Первый приказ отменял на воскресенье, 23 апреля, все парады и шествия в Дублине, второй — назначал начало операции на полдень понедельника. В итоге на местах воцарился хаос, а Пасхальное воскресение, по описаниям очевидцев, стало днём грустного бездействия, несмотря на готовность множества бойцов.

На следующий день смешанные группы добровольцев, часто не до конца вооружённые и не знающие, что им предстоит, всё же заняли некоторые намеченные цели. Оружие повстанцев представляло собой настоящий зоопарк — от современных 7,7- и 9-мм винтовок до Маузеров образца 1871 года и однозарядных карабинов Мартини, не считая револьверов и пистолетов.

Восставшие начали с захвата административных зданий. Порядка 400 бойцов оказались в Главпочтамте Дублина и на улице рядом с ним, ещё 120 — в здании четырёх судов. Был также взят Банк Ирландии и ещё ряд помещений. Поскольку почтамт был хорошо виден издали, на нём вывесили два флага новой республики: зелёно-бело-оранжевый триколор и флаг с традиционной золотой арфой Ирландии на зелёном поле. Впервые за 700 лет над Дублином развевался флаг свободной Ирландии. Там же, у почтамта, Патрик Пирс, один из лидеров повстанцев, провозгласил независимость республики и создание Временного правительства.

Тем временем около полудня 30 восставших атаковали Дублинский замок. Пристрелив безоружного полисмена — единственного, кто стоял на страже замка, бойцы метнули в полудюжину спокойно евших солдат гранату. Хоть она и не взорвалась, защитники во главе с майором Прайсом предусмотрительно отступили. То же самое сделали и нападавшие.

Возможно, повстанцы ожидали немедленного и жёсткого британского ответа — поэтому в ряде случаев вели себя слишком осторожно. Но, по иронии судьбы, силы Короны к полудню понедельника имели в немедленной готовности лишь 400 солдат — из более чем 2000. Однако вскоре англичане отправились от шока. В Дублине был введён военный закон — впервые с XVIII века. Согласно этому закону, любой мужчина, застигнутый в доме, откуда вели огонь, мог считаться мятежником. И трёх захваченных в плен под горячую руку действительно пристрелили.

По железной дороге к англичанам прибывали солдаты, плюс несколько 18-фунтовых орудий и пулемётов. А уже в среду пришла пехотная бригада, посланная из Англии. Теперь превосходство англичан в силах было подавляющим.

Однако на Нортумберлендской дороге батальон, идущий в колонну по четыре, с офицерами впереди, попал под огонь маленькой группы восставших — и солдаты, потеряв офицеров, сгрудились в неподвижную мишень. Только несколько часов спустя, с прибытием свежих подкреплений, англичане смогли продвинуться дальше. Атака в лоб на Маунт Стрит тоже привела к большим потерям — свыше 200 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Солдаты не взяли с собой пулемёты Льюиса, поэтому долго не могли реализовать преимущество в огневой мощи. Но и повстанцы допустили ошибку, почему-то не послав подкреплений своим передовым постам.

Затем англичане пытались всё же выдвинуть вперёд пулемёты — но потерпели неудачу. Зато они выматывали восставших круглосуточным огнём снайперов и импровизированными броневиками, катавшимися взад-вперёд. Надежды на то, что англичане не будут уничтожать свою же собственность, не оправдались. Вместо штыковых атак, которые ожидали оборонявшиеся, англичане медленно сжимали кольцо вокруг захваченных ирландцами зданий, «затопляя» их огнём пулемётов и пушек. Иногда случались и яростные рукопашные схватки. Кинг-стрит была так хорошо укреплена, что англичанам даже с помощью броневиков пришлось пробиваться шаг за шагом, под конец — сражаясь внутри зданий.

Поражение, сравнимое с победой

29 апреля восставшие решили сложить оружие. Имон де Валера, командир 3-го батальона добровольцев, сдался одним из последних — и оказался единственным заметным командиром повстанцев, которого не казнили. 16 лидеров восстания расстреляли.

Англичане потеряли 17 офицеров и 86 нижних чинов убитыми, 46 офицеров и 311 нижних чинов ранеными, 9 человек пропало без вести. Потери повстанцев были примерно вдвое меньше. За ту же неделю боёв одна дивизия на Западном фронте потеряла свыше 500 человек только убитыми. Больше всего погибло мирных жителей — около 260. 3430 ирландцев арестовали, но почти половину вскоре отпустили.

Читать еще:  Пасхальный тропарь христос воскресе

Пасхальное восстание стало водоразделом в отношениях Ирландии и Британии. Комиссия по расследованию констатировала, что управление Ирландией было «ненормально в тихое время и почти неработоспособно во время кризиса». Стало ясно, что так дальше жить нельзя — но здание Британской империи уже дало трещину, и во время войны починить его не успели. Или не смогли. Де Валера в 1921 году был избран президентом Ирландского свободного государства (доминиона Британии). В 1959 (!) году его снова избрали президентом. Один из участников далёкого восстания оставался на посту до 1973 года — неожиданно став старейшим главой государства в мире.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

  • Храмы

Пасха (Светлое Воскресение Христово) — главный православный праздник. В этот день празднуется воскресение Иисуса Христа из мертвых после Его смерти на Кресте.

Иисус был распят на кресте в пятницу и в тот же вечер похоронен Своим тайным учеником Иосифом Аримафейским в гробнице, которую тот готовил для себя. Следующим днем была суббота, во время которой по иудейскому закону ничего было нельзя делать, и все ученики остались дома.

На следующий день рано утром женщины из числа последовательниц Христа отправились к Его гробнице, чтобы по обычаю помазать Его тело благовониями. Но они обнаружили, что гробница пуста. Им явились два ангела в сияющих одеждах и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (от Луки, глава 24, стихи 5—7). Женщины вспомнили слова Спасителя и отправились с радостной вестью к апостолам. На обратной дороге им явился сам воскресший Христос, и они с великой радостью поклонились ему. После этого Христос много раз являлся ученикам, после чего на 40-й день вознесся на небеса к Богу Отцу.

Воскресение Христово — самое важное событие для христиан. По христианскому учению, верующий во Христа и соблюдающий Его заповеди точно так же в конце времен воскреснет для вечной жизни в Царствии Божием.

Пасха празднуется всю Светлую неделю. В эту неделю в храме каждый день идет пасхальная служба, вместо утренних и вечерних молитв дома читаются пасхальные часы. Те, кто причащается на Светлой неделе, вместо обычных молитв перед причащением читают пасхальный канон и пасхальные часы. Поста на Светлой неделе нет даже в среду и пятницу (такие недели, когда нет поста в среду и пятницу, называются сплошными седмицами).

Как проходит богослужение

Незадолго до полуночи во всех храмах проходит полунощница, на которой священник с диаконом с кадилом обходят вокруг плащаницы, поднимают ее и уносят в алтарь.

При приближении полуночи священнослужители становятся в алтаре вокруг престола, молящиеся в храме зажигают свечи.

Начинается утреня. Священнослужители тихо, за закрытыми Царскими вратами, поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Открываются Царские врата, и стихира поется громче. Все выходят на крестный ход.

После крестного хода поется пасхальный канон, на каждой песни священник выходит с кадилом из алтаря и трижды торжественно и громко произносит: «Христос воскресе!», а люди отвечают: «Воистину воскресе!». Эти многочисленные выходы священника символизируют то, как Христос часто являлся Своим ученикам после Воскресения.

Утреня заканчивается, читается огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Во многих храмах сразу после пасхальной утрени поются пасхальные часы и служится литургия. Евангелие на литургии часто читается на нескольких языках: церковнославянском, русском, на тех языках, на которых распространялась апостольская проповедь — древнегреческом и латыни, — и на языках, распространенных в данной местности.

Как проходит крестный ход

Крестный ход — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Священники, хор и молящиеся обходят вокруг храма с пением пасхальной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» под непрерывный звон колоколов.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверями (напротив алтаря, обычно там вход в храм). Колокольный звон прекращается, священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем поются стихиры Пасхи.

Открываются церковные двери, и крестный ход с радостной вестью входит в храм. Это символизирует то, как жены-мироносицы пошли в Иерусалим сообщить о воскресении Христа.

Пасхальная трапеза

В день Пасхи в храме у иконы Спасителя помещается артос. В переводе с древнегреческого языка «артос» значит «хлеб». Это просфора большого размера с изображением креста или Воскресения Христова. Артос символизирует Христа, Который сказал: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (евангелие от Иоанна, глава 6, стих 51). Артос находится в храме всю Светлую седмицу (Пасхальную неделю), а в субботу его разрезают и раздают верующим. Артос употребляется в особых случаях — например, при болезни — и всегда со словами: «Христос воскресе!»

Есть три вида пасхальной пищи: красные яйца, куличи и пасха.

Обычай дарить друг другу на Пасху красные яйца произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла в Рим проповедовать Евангелие, принесла императору Тиверию красное яйцо и начала свою проповедь со слов: «Христос воскрес!». Как из-под неживой скорлупы яйца рождается жизнь, так и Христос воскрес из гроба, и так воскреснут в вечную жизнь все умершие.

Кулич и пасха — это церковно-обрядовая пища. Их освящают и потом едят на Пасху и всю Светлую неделю. Их вкушение соединяет всех верующих в пасхальной радости. Кулич, так же как и артос, символизирует Хлеб жизни — Христа.

Пасха — языческий праздник

В преддверии этого грандиозного «православного» (как его сейчас называют) праздника, я не мог не написать о нем.
В современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения Иесуса и схождения его с креста. В этот день, Распятый спаситель покинул лона своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято печь куличи и пасху, а так же красить яйца.
Лично меня еще в далеком детстве начал интересовать вопрос «почему?». А вы не задумывались? Пасха — языческий праздник или православный? И думаю, многие из вас его тоже задавали, и так и не получили вразумительного ответа. В последствии я даже имел обыкновение перед этим праздником интересоваться у священнослужителей и расспрашивать их об истоке традиции праздновать Пасху именно так, но опять же, я так и не получил ни одного связного ответа, который бы сам себе не противоречил или подтверждал бы символьность события. Вместо этого я просто слышал вольный пересказ нескольких легенд с весьма искаженным в свою пользу смыслом.
Теперь давайте же посмотрим правде в глаза. Хотя, если честно, скажи мне это кто-нибудь лет 5 назад, наверное, я и не поверил бы сам. Но доказательства на лицо, судите сами…
По сути у нас произошло 2 весьма кощунственных события. Первое — это беспочвенная кража исконно славянских праздников пришлой религией. Хотя они и раньше делали подобные вещи, хотябы даже тогда, когда переименовали свою «Правоверную церковь и религию Христа» в Православную, которая на тот момент являлась истинной верой Славян. И именно из-за подмены этих понятий считается, что все мы исконно православные. Да, мы исконно православные, но никак не рабы Иесуса Христа и его правоверной церкви.
Второе событие — это объединение двух весьма древних славянских праздников в один. Что привело к еще большей путанице в понятиях и смыслах.
С Древних времен, как гласят Веды, существовал у славян великий праздник « ПАСХЕТ» (Путь Асами Ходяше Есть Твердо Сотворение), который праздновался в честь завершения 15-ти летнего исхода славяно-арийских родов из Даарии, прародины наших предков (примерная дата 5 апреля, 36 дайлетъ). Легенды и традиции Вед говорят нам об этом событии следующее. 111 812 лет назад Существа кощеи захватили один из спутников Мидгард-Земли (планеты Земля) Луну Лею и устроили на ней свое гнездо. С нее они спускались на Землю и терроризировали народы, населявшие ее. И тогда великий Тарх Даждьбог, покровитель родов Арийских, Уничтожил Луну, и пала она на Землю огненным дождем. Из-за падения обломков Луны на Землю и изменении магнитного воздействия произошло смещение оси вращения Земли, и она начала свои маятниковые колебания. В следствие всего этого и начался Великий потоп (описанный так же и в Библии, но с большим искажением), погрузивший великую Даарию в пучину океанов. Но многие из родов Арийских успели спастись и перейти по каменному перешейку (ерипейским горам) на континент. 15 лет длился этот исход и на 16-е лето был основан великий город Асгард Ирийский(нынешний Омск), и началось великое расселение Ариев по всей Мидгард-Земле.
В честь этого события и появился праздник Пасхет (Пасха), который несет в себе память о происшедшем. С тех пор на Пасхет принято красить яйца и при встрече бить их друг о друга, и тогда разбитое яйцо считалось яйцом кощея (разрушенной Луной Леей), а целое — Даждьбожьим (то есть силой Тарха Даждьбога, разрушившего пристанище кощеев). Само крашение яиц вызвано событиями падения обломков Луны Лейи на Землю, которая как огненный (метеоритный) дождь пролилась на землю и вызвала возмущение в атмосфере сродни северному сиянию (поистине красивое зрелище вызванное весьма трагичным событием. Небо в то время переливалось огнем и красками всего светового спектра). В последствии даже появились сказки про некого злого кощея, который воровал красавиц, жег города и земли и был почти бессмертен, так как истинная смерть его была спрятана в яйце.

Так, с одним праздником разобрались, теперь перейдем ко второму. К сожалению, боюсь без юмора по-крайней мере тех, кто помладше здесь не обойдется, но все же.
Примерно 16 апреля (если переводить на современный календарь) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, наступление весны, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия. Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая. На праздник этот так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог который сейчас называют Пасхой, как символ женского плодородия. И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение. Для Справки: Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом«Кол» (прямой перевод как стержень), женской силы — словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений.
Теперь зная истинный смысл того, что вы каждый год празднуете, вы уже в праве выбирать для себя сами. Либо продолжайте красить яйца в честь Убийства невинного человека….не вкладывая никакого смысла в ваши действия, либо прикоснувшись к корням наших древних предков, вложите истинную суть в это событие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector