0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему на пасху нельзя ходить на кладбище

Можно ли ходить на кладбище на пасху

Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».

Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни

Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.

Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.

Почему не следует на Пасху поминать усопших

Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.

Когда следует поминать усопших

В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.

Идти на погост после празднования Пасхи

Если интересуются, в день Пасхи ходят ли на кладбище, ответ – лучше это сделать после окончания Светлой седмицы. На следующий после нее вторник ( на девятые сутки), празднуется Радоница. Надо найти время и прибраться на могилках заранее, в понедельник. Радоница — праздник, когда живые делятся с мертвыми радостью и благой вестью о воскресении Господа. В этот праздник необходимо навещать усопших, верующими признается факт, что Христос победил смерть. Этот праздник призывает христиан не печалиться о смерти родных и близких, а радоваться их рождению для вечной жизни. На Радоницу принято опять совершать заупокойное поминовение, которое не проводилось после наступления Пасхи, служить панихиду, и ездить на кладбище. Там нужно отслужить заупокойную литию ( особый молитвенный чин) на могиле близких.

Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.

Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста

Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.

Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.

Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:

  • Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, головы должны быть накрыты платками или шарфиками;
  • Мужчины должны быть в брюках, одежде, прикрывающей плечи, без головного убора;
  • Приходить в храмы (на кладбища) с животными;
  • Вести себя вызывающе;
  • Недопустима громкая музыка, сквернословие, распитие алкоголя и курение.

Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники

В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.

Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.

Можно ли на Пасху ходить на кладбище

В нашей стране принято в самый первый день Пасхи ходить на кладбище. И хотя эта традиция появилась относительно недавно, многие приходят в недоумение, когда слышат утверждение, что посещать кладбище в самый светлый христианский праздник не просто запрещено.

Это даже является большим грехом. Любой священник на вопрос «Можно ли ходить на кладбище в Пасху?» даст отрицательный ответ. Но откуда же появилась эта традиция и почему люди, даже зная об этом запрете, продолжают его нарушать? Об этом речь пойдёт далее.

Пасха – светлый праздник

О том, что кладбище – это не то место, которое подходит для посещения в Пасху, может самостоятельно догадаться любой православный человек. И не обязательно спрашивать об этом священнослужителей. Достаточно просто принять во внимание основное предназначение и главную суть этого праздника. Пасха празднуется в честь победы жизни над смертью.

В этот день нужно радоваться жизни и не думать о смерти: ни о той, которая уже наступила, ни, тем более, о будущей. Поскольку Воскрешение Иисуса – это самое радостное событие, нельзя грустить и впадать в уныние.

Христос воскрес, доказав тем самым, что нет никакой смерти, а существует только переход в Царствие Небесное, в жизнь вечную. Светлые праздничные пасхальные дни нужно проводить со своими близкими: не мёртвыми, а живыми.

Как появилась традиция?

Традиции ходить на кладбище в пасхальный день нет в западных христианских странах. Она сложилась только в СНГ. И причина тому – это, конечно, советская власть.

Запрет религии

В эпоху социализма любая религия была запрещена. Это, конечно, касалось и христианства. Все последователи Ленина были уверены не только в бессмысленности, но и во вреде религиозных обычаев. Мол, они тормозят развитие общества.

Но всё же, глубоко верующие люди, не взирая ни на какие запреты, всячески старались продолжить соблюдение христианских обычаев. Однако, бороться с советской антирелигиозной властью было трудно. Религиозные обряды приходилось проводить украдкой, так, чтобы какой-нибудь представитель власти не заметил.

Это становилось делать всё труднее, по мере того, как закрывались церкви. Передавать знания новым поколениям также становилось сложно. Людям некуда было обратиться за советом, касающимся церковных православных обычаев.

В результате, всем христианам, которые хоть как-то старались сохранять традиции, приходилось делать это так, как они умеют.

Самый светлый праздник – Пасху, конечно, никто за эти десятилетия не забыл. Но вот только знания о многих его традициях были утрачены.

Люди, которые хотели праздновать Пасху, но понимали, что существует запрет, старались в этот день уединиться, уйти в какое-нибудь такое место, где можно было бы спокойно провести своё время, не боясь, что будет написана жалоба.

И в качестве этого места выбирали, конечно, кладбище. Здесь можно было разделить свою радость с усопшими. Такая неправильная традиция посещать кладбище в Пасху сохранилась и по сей день, даже, несмотря на то, что запрет на религию был снят вот уже почти три десятилетия назад.

Другая версия

Существует и другая версия происхождения традиции посещать кладбище в пасхальный день. Согласной ей, крестьяне, проживающие в сельской местности, ещё даже в XVI веке поминали усопших на Пасху, приходя для этого на кладбище. Но это опять-таки было нарушением церковных традиций. И связано оно было опять же с властью.

Дело в том, что в те времена дороги, соединяющие мелкие населённые пункты, были очень плохими. А в большинстве случаев их вовсе не было. Храмы возводились обычно рядом с кладбищем. Сельским жителям, желающим посетить пасхальную Литургию, приходилось преодолевать сотни и тысячи вёрст, чтобы попасть в храм.

Повторять такое нелёгкое и долгое путешествие мало кому хотелось. Поэтому, дабы не возвращаться сюда через 10 дней, то есть на Радуницу, многие сразу же после церковной пасхальной службы отправлялись к могилам и поздравляли с праздником усопших, оставляя несколько крашеных яиц.

Традиция сегодня

Сегодня нет необходимости скрываться от власти тем, кто искренне верит в Бога и желает соблюдать православные традиции. Никто не запрещает людям быть последователем христианства или любой другой религии. Более того, у каждого есть возможность почитать религиозные книги или обратиться за советами к священникам.

Обо всех существующих христианских традициях, в том числе и о пасхальных, легко можно узнать из многочисленных источников. И о том, что в самый светлый праздник нужно ходить на кладбище, не говорится ни в одном из них.
Сегодня все священники призывают к восстановлению церковных традиций. Лучший способ отпраздновать Пасху – провести этот день в храме, воспевая и восхваляя воскресшего Иисуса.

Читать еще:  Пасха видео для детей

А если всё-таки пойти на кладбище?

Если говорить точнее, то Церковь запрещает не само посещение кладбища, а то состояние, в которое обычно впадает человек, придя на место погребения усопших. Невозможно ходить возле могил без скорби. Поэтому наслаждаться праздником не получится.

Посещение кладбища в светлый праздник – это не грех. Но Православная Церковь в любом случае не будет это одобрять.

День Пасхи должен быть радостным. Не нужно омрачать его скорбью. Это может негативно отразиться на состоянии в течение всего последующего года.

Когда можно посещать кладбище?

Пасха – это не просто самый радостный и светлый праздник. Он ещё и самый большой, самый длительный. Вся неделя, которая наступает сразу после завершения Великого поста, является праздничной. И, следовательно, не стоит посещать кладбище ни на второй, ни на третий дни. Не нужно этого делать и на следующие выходные.

Радуница

В Православном календаре есть специальный день, который предназначен как раз для того, чтобы верующие могли поделиться с усопшими радостной вестью о Воскрешении Христа. И день этот – вторник. По сути, он является десятым днём Пасхи. Называется он – Радоница. Другое его название – Радуница.

Во многих странах он даже является официальным выходным. В 2020 году Радуница будет отмечаться 7 мая. Вот именно в этот день и следует посещать кладбище. Но при этом важно соблюдать правила. Не стоит нести с собой еду и алкогольные напитки.

И тем более нельзя выпивать возле могилы, как это делают многие. Вместо этого рекомендуется взять с собой молитвослов, чтобы можно было прочитать молитвы об усопших. Можно также принести крашеное яйцо – главный символ Пасхи и вечной жизни.

Посещение кладбища перед Пасхой

Ходить на кладбище не рекомендуется не только в дни Пасхи, но и перед ними, а именно – во второй половине Великого поста. Последний день перед Пасхой, в который можно прийти на кладбище – это поминальная суббота. В этом году она выпадает на 6 апреля. Верующие могут прийти на могилы усопших близких и навести на них порядок.

Пасха, которая отмечалась ещё задолго до рождения Иисуса Христа, всегда была светлым и радостным праздником. А когда с этим днём совпало Воскрешение Христово, он стал самым значимым в христианском календаре.

Верующие, которые почти 50 дней строго соблюдали пост, с наступлением Пасхи должны радоваться и не предаваться мрачным мыслям. А кладбище – это точно не то место, где можно радоваться. Лучше всего пасхальные дни проводить со своими близкими или в храме.

Можно ли ходить на Пасху на кладбище и откуда взялась эта традиция

Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.

— Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?

— Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.

— Почему же люди идут туда?

— Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.

— Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?

— Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.

— Откуда пошла традиция красить яйца?

— Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.

— Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?

— Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.

— Вы упомянули о семье…

— Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.

— А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.

— Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.

Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?

— Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?

— Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.

— Становиться лучше, чище, добрее.

— В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.

— С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?

— Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?

— Конечно.

— Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.

Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя

Иллюстрация: Поленка Тарасевич

2 взгляда, можно ли ходить на кладбище в Пасху

Можно ли на Пасху ходить на кладбище: анализ пасхальных традиций + взгляд на вопрос со стороны религии + чем обусловлено появление традиции + правильная трактовка вопроса и ответа + пошаговая инструкция посещения кладбища на Пасху.

Пасха – несомненно великий и значимый день в жизни каждого христианина, однако он по-прежнему окутан большим количеством споров относительно традиций его празднования.

Одним из основных вопросов остается следующий: можно ли ходить на кладбище на Пасху? Давайте выясним это прямо сейчас.

Пасхальное воскресенье: что принято делать в этот день?

Пасха – переходной праздник. Это значит, что каждый год христиане встречают его в разное время. Единственным неизменным остается день торжества – воскресенье.

Согласно истории, в ночь с субботы на воскресенье Иисус Христос, который прежде был распят на кресте и похоронен, воскрес. Сперва он спустился в ад, чтобы забрать оттуда души мирных людей, а затем отправился с ними в рай.

Главный праздник всех христиан – это Пасхальное Воскресение

Именно по этой причине каждый год все христиане отмечают этот Великий день. Традиции празднования Пасхи весьма разнообразны, и полны не только особенных правил, но и множества запретов.

К примеру, в Пасху запрещается ругаться, позволять себе нецензурные высказывания, а также любой физический труд. В этот Светлый праздник нельзя работать ни в поле, ни дома. Также запрещается охота и рукоделие.

На Пасху принято освящать куличи и крашенки, поздравлять друг друга с праздником и ходить в гости.

Как раз в Пасхальное воскресенье заканчивается продолжительный пост, а значит, люди, соблюдавшие его, могут позволить себе различные угощения.

Также в этот день многие отправляются на кладбище, чтобы проведать умерших родных и близких.

Но здесь возникает вопрос, а можно ли на Пасху ходить на кладбище? Ведь, с одной стороны, религия не говорит о том, что в этот день обязательно посещение кладбища. Но, с другой стороны, многие семьи годами придерживаются такой традиции.

Читать еще:  Праздник пасхи в 2020 году

Кто же прав в этом вопросе: религия или традиции?

Можно ли в Пасху ходить на кладбище: что говорит по этому поводу религия?

Однако священнослужители говорят, что поход на кладбище на Пасху – пусть и небольшой, но грех. Почему?

Дело в том, что праздник Пасхи мы отмечаем не только потому, что тело Христа воскресло. Это событие таит в себе и другие важные предположения.

Таким образом, Пасха является действительно великим торжеством, которое вселяет надежду на то, что все люди после смерти попадут в рай, а затем – смогут снова стать большой семьей.

Ввиду этого, священнослужители настроены категорично против походов на кладбище в день Пасхи по двум причинам:

  1. Пасха – праздник радостный, и он не предполагает грусти и скорби. В этот день много лет назад душа спасителя наконец обрела покой, и это повод веселиться и прославлять имя Господа.
  2. Светлое воскресенье – не только привычное для всех торжество. Это тот день, который доказал, что жизнь одержала победу над смертью, а добро – над злом. Стало быть, поэтому идти на кладбище, где все говорит о смерти, нельзя.

Священнослужители говорят, что каждый человек, который в день Пасхи пожалует на кладбище, может почувствовать себя, будто «не на своем месте». Это связано с тем, что этот день не предназначен для скорби, наоборот – он ей противостоит.

Но в Библии не говорится о том, что это грех, поэтому совет духовенства таков: от похождений на кладбище в Светлое Пасхальное воскресенье лучше воздержаться.

Пасха символизирует победу жизни над смертью

Но, как быть, если близкий человек умер недавно, и его могилу непременно нужно посетить в этот день? Можно ли тогда ходить на кладбище в Пасху?

Говорят, если человек умер накануне Пасхи или в само Светлое воскресенье, значит, вы получили знак о том, что этот гражданин был особенным, и ему выпала особая честь покинуть мирскую жизнь в такие дни.

Конечно, в церкви вам не откажут от проведения ритуала похорон, и раз уж так сложилось, никто не запретит вам в этот день пойти на кладбище. Тем более, если это не ваш далекий знакомый, а близкий и родной человек.

Правда, в посещении кладбища при таких обстоятельствах есть одна особенность. Даже если вы намерены туда пойти, помните, что скорбеть и оплакивать умершего в это день нельзя. На Пасху нужно разделить с усопшим человеком радость этого великого дня.

История из жизни о том, стоит ли идти на кладбище в Пасхальный день

Ее семья сильно переживала по поводу того, что на Пасху не принято ходить на кладбище, а посетить умершего нужно было как раз в этот день. Они на всякий случай спросили у священника, как поступить.

Он ответил, что нет прямого запрета на посещение умерших, просто стоит вести себя сдержанно, и не горевать, ведь этот праздник очень особенный, он не предполагает скорби.

А вот, что касается обряда приносить еду на кладбище к покойному, то тут священнослужитель был категоричен. Мол, это языческие отголоски, и наша религия не предполагает таких обрядов.

Откуда возникла традиция ходить на кладбище на Пасху, и можно ли было это делать раньше?

Как вы понимаете, раньше вопросом о том, можно ли посещать кладбище на большой праздник, никто не задавался. Более того, люди повсеместно шли помянуть родных в этот день, и ни о каком запрете речь не шла.

Откуда тогда возникла традиция? Существует 2 распространенных версии.

Сегодня трудно сказать, что именно стало причиной возникновения традиции, но ее присутствие в жизни людей неоспоримо.

И что важно, если взглянуть на ситуацию иначе, то станет понятно, что запрета на посещение кладбища в день Пасхи на самом деле нет.

Смотрим под другим углом: можно ли все-таки ходить на Пасху на кладбище?

Что такое Пасха? Думаю, многие из вас уверены, что Пасха – это один день, воскресенье, когда все люди чтут факт того, что Иисус Христос воскрес.

Правильна ли эта трактовка? На самом деле, нет. И вот, почему: все дело в том, что Пасхой называется не один день, и даже не неделя. Пасха – это промежуток времени, который равен 40 дням. Пасха начинается в Светлое Великое воскресенье и заканчивается в день Вознесения.

Выходит, что, говоря о Пасхе, вы подразумеваете не один день, а более одного месяца. Можно ли пойти на кладбище на протяжении этого периода? Разумеется, можно, и даже нужно, в специально отведенный для этого день.

Второй вторник после Пасхи – как раз тот день, когда людям нужно обязательно посетить кладбище и проведать умерших родных. Это 9-й день после Пасхального воскресенья, который называется Радоница.

Обратите внимание: слово «Радоница» расшифровывается, как радость. Стало быть, и в этот день с умершими близкими нужно поделиться радостью от Светлого праздника Пасхи.

Так что, если и Радоница – это Пасха, то и пойти на кладбище в Паху можно, но не на 1-й день, а на 9-й. Так будет правильнее.

Радоница – специально отведенный день для поминания родных

Нужно ли идти на Пасху на кладбище?

Как провести Радоницу: пошаговая инструкция

Если религия говорит вам о необходимости пойти на кладбище в определенный день, это не значит, что вы должны отправиться туда прямо из дому. Существуют определенные правила проведения такого дня.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (142)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (36)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (13)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (5)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (127)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • О России (16)
  • Стихи о танцах (13)
  • Женский образ (7)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище?

Когда люди посещают кладбище на Пасху происходит, прежде всего, разрыв с церковной традицией. Пасха – самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль. На кладбище же по церковному уставу принято ходить на Радоницу. Это день особого поминовения умерших и совершается он на 9 день после Пасхи.

На Радоницу вся Церковь молится за усопших, священник вынимает за них частицу, поминает их во время заупокойной ектении, на панихиде. Частица за усопших опускается в Чашу со словами: “Отмый, Господи, грехи поминашася зде кровью Твоею честною и молитвами святых Твоих”. Святой Семион Солунский говорил, что частица, которая вынимается за усопшего во время литургийного жертвоприношения, соединяет его с Богом.

Для чего же люди ездят на кладбище? Зачастую это связано не с молитвенным порывом. На кладбище не для молитвы ездят, а, скорее, чтобы отдать дань уважения, вспомнить людей. Молитва не самое главное в этом действии. Церковь же говорит, что все, что у нас осталось для наших усопших сродников, это наша молитва за них. Она приносит несомненную пользу не только тем, за кого мы молимся, но и нам самим, тем, кто эту молитву совершает. Поэтому если человек приходит на кладбище на Пасху, но пренебрегает основной службой, участием в Литургии, в панихиде на Радоницу, он, прежде всего, лишает своих близких той радости, того соединения со Христом, которое могло бы произойти, если бы он следовал специально отведённому Церковью дню для уместного поминовения.

игумен Хризостом (Елисеев)

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, —
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы — они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители —
В этот день они видят ХРИСТА !

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

На Пасху православному христианину подобает быть на службе в храме. Для посещения кладбища в пасхальный период (от самого Воскресения и до праздника Вознесения) Церковь выделила специальный день – Радоницу. Это день особого поминовения усопших и совершается он на 9 день после Пасхи. В этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках.

Почему до Радоницы не стоит посещать кладбище?

Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница.

Читать еще:  Праздники перед пасхой

Никакой пользы от того, что вы придёте на кладбище в день Пасхи, не будет. В этот день нужно прославлять Господа, радоваться Его Воскресению и победе над смертью. Более благоразумном было бы прийти на кладбище именно на Радоницу, чтобы там отслужить панихиду и помолиться о своих умерших родственниках.

протоиерей Андрей Юревич

Когда ходят на кладбище после Пасхи?

Традиционно на кладбище после Пасхи ходят на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи).

Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница.

В этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках.

Само слово Радоница созвучно слову «радость». Продолжается самый главный христианский праздник – Пасха, все вокруг радуются Воскресению Христа и Его победе над смертью. И поэтому мы, поминая в этот день своих близких в молитвах, должны, прежде всего, порадоваться вместе с ними о Воскресшем Спасителе, который сошёл в ад и вывел оттуда праведников.

священник Алексей Алексеев

Первое поминовение усопших после Пасхи в Церкви происходит во вторник после Светлой пасхальной седмицы. Это богослужение называется Радоница и совершается на Фоминой неделе. Традиция это русская. У православных Ближнего Востока и в Греции она отсутствует. Радоница созвучна со словом радость. Она занимает особое место в числе годичных церковных праздников.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Наше реальное участие в этой службе, наше общение с усопшими (ведь когда мы молимся – это тоже форма нашего общения) есть выражение того, что и после смерти они не перестают быть членами Церкви. Они всегда с нами в Церкви того Бога, который не есть Бог мертвых, а есть Бог живых.

Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. И Церковь призывает, чтобы эта победа стала победой каждого из нас. Радость праздника Воскресения вытесняет всякую печаль и скорбь. Даже если мы возьмём богослужебный устав, то человека, который умер на Пасху, хоронят по особому Пасхальному чину.

Существующий же обычай посещать кладбище в сам день Пасхи противоречит традиции Русской Церкви. Если люди предпочитают посещать кладбище на Пасху, а Радоница для них остаётся в стороне, то они выпадают из церковного общения, они, по сути дела, лишаются участия в соборной церковной молитве, а их усопшие сродники не получают всей полноты церковного поминовения.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector