9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повесть временных лет о ярославе мудром

Повесть временных лет о ярославе мудром

любил книги и, много их переписав,

положил в церкви святой Софии,

Повесть временных лет.

Л етописи рассказывают, что после крещения Владимир переменился: его уже не прельщали дальние походы и кровавые подвиги, он чинно сидел на троне в Киеве, занимался государственными делами, строил церкви и раздавал милостыню беднякам. Правда, он по-прежнему любил пиры и по воскресеньям созывал на угощение всю дружину и всех «нарочитых мужей» — память об этих пирах надолго сохранилась в былинах:

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкова князя у Владимира,

Заводился почётен пир,

На всех князей-то его, на бояр его,

На русских-то могучих богатырей.

Пировали на том пиру Илья Муромец и Добрыня Никитич, и Алёша Попович — все знаменитые богатыри, охранявшие южные рубежи от наездов печенегов, стоявшие заставами «во чистом поле». Они сражались с ордами «Калин-царя, идолища проклятого», с «Соловьём-разбойником Одихмантьевичем», с «Змеем да Горынычем и с сыном его Тугарином Змеевичем и иныя Змея Поганыя». Владимир ставил на границах степи крепости и города, посылал туда дружины во главе со своими сыновьями — у него было 12 сыновей, которым он дал уделы на окраинах. После смерти Владимира в 1015 году между его сыновьями вспыхнула усобица, и захвативший власть в Киеве Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава: он хотел истребить всех соперников и самовластно царствовать на Руси. Однако правивший в Новгороде Ярослав выступил против Святополка с городским ополчением и наёмной варяжской дружиной. Святополк был разбит и обратился за помощью к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму; поляки заняли Киев и вернули княжение Святополку — но после их ухода ему пришлось снова бежать от ярославовой дружины.

Ярослав стал «великим князем», владевшим почти всей Русской землёй — кроме черниговщины, где до 1035 года правил его брат Мстислав. Новый «великий князь» был непохож на своих воинственных предков-варягов — это был христианский государь, предпочитавший войне дела духовные и гражданские. Он был очень набожен, много молился и по ночам читал святую Библию; он был первым образованным государём на Руси и мог поспорить с учёными греками о вере и о правилах христианского правления. Первым начинанием Ярослава было утверждение закона — он повелел собрать русские законы и опубликовать «Русскую правду» — писаный законодательный кодекс, по которому судили бы княжеские наместники.

«Русская правда» оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени — независимо от желаний христианского князя Ярослава. Первое место в этом обществе занимали бояре — главы старых дружинных родов, потомки варягов, пришедших вместе с Рорихом и Хельги. Бояре жили в обширных укреплённых усадьбах с высокими деревянными башнями — эти усадьбы занимали целые кварталы в городах, и в них обитали десятки и сотни людей: младшие родственники, рабы-холопы, слуги, ремесленники, наложницы. У бояр были собственные небольшие дружины и свои корабли, которые каждой весной отправлялись в Константинополь, наполненные рабами, мехами, мёдом и воском. Князья давали боярам право на сбор дани с сёл или платили за службу серебром и шкурками куниц, «кунами», использовавшимися на Руси вместо денег. Среди бояр было много знатных викингов, херсиров и бондов, приходивших на Русь со своими «людьми», — они нанимались в дружину к князьям или отправлялись дальше, в Константинополь, служить «императору ромеев». Те, что оставались на Руси, брали славянских жён, и их потомки со временем становились славянами — так же, как стали славянами потомки Рориха.

Князья были вождями боярской дружины и жили с ней одной жизнью, вместе с дружиной пировали и вместе с ней «думу думали». Вместе с дружиной они ходили в походы и собирали дань с крестьян-смердов. Все государства, рождённые завоеваниями, были похожи друг на друга, везде были бояре-патриции, порабощённые холопы-клиенты и сохранившие свободу, но платившие дань плебеи-смерды. По «Русской правде» жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба-холопа — в 5 гривен; это была цена двух лошадей. Так же как общество франков или англосаксов, русское общество было основано на силе и угнетении — и если кто-то и возвышал голос в защиту справедливости, то это были священники и монахи. Монахи давали убежище беглым холопам и раздавали милостыню бедным, вдовам, сиротам. Священники старались наставлять князей в христианской вере, в милосердии и любви — и князья склонялись перед ликом Господа, как склонились Людовик Святой и Ярослав Мудрый.

Ярослав был великим христианским государем, свято верившим в бога, почитавшим монахов, милосердным к бедным, просветителем, строителем и заступником Руси. Он разгромил печенегов — так, что они больше не показывались на Руси; он построил каменные стены Киева с Золотыми Воротами; он строил монастыри и церкви, создавал школы и библиотеки. Он собрал множество книгописцев и посадил их переводить греческие книги — «и написали они много книг, по которым верующие люди учатся». Самым великим творением Ярослава была Святая София Киевская — главный храм и символ древней Руси. В те времена Европа ещё была страной варваров, и приезжавшие в Киев западные монахи и рыцари дивились великолепию огромного храма. В Европе и на Руси тогда не умели строить больших каменных зданий — храм был построен приглашёнными князем греческими мастерами, бравшими образец с величественных храмов Константинополя. Греки создали украшавшие стены фрески и мозаики — огромные залитые струящимся сверху светом фигуры Богоматери, ангелов и великого князя — строителя Святой Софии.

Весь смысл деятельности Ярослава состоял в перенимании греческой культуры — в МОДЕРНИЗАЦИИ варварской Руси по образцу самой цивилизованной страны тогдашнего мира. При Ярославе на Руси появилась греческая мода и греческие обычаи, в «Русской правде» появились греческие законы, а новорождённым стали давать христианские имена: Иоанн (Иван) или Иаков (Яков). Ярослав старался прильнуть к мудрости греков — ведь Святая София означает Святая мудрость — и остался в памяти потомков с прозвищем Мудрого. «Ярослав же тот, как мы сказали, любил книги и, много их, переписав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил он её золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом. И увеличилось число священников и людей верующих, и радовался Ярослав, видя множество церквей и верующих, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми верующими. «

Повесть временных лет о ярославе мудром

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 588 531
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 458

В истории Древней (Киевской) Руси многие русские князья оставили заметный след. Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, среди них по праву занимает ведущее место. Он, продолжив дело своего отца Владимира Великого, собрал воедино отпавшие после его смерти земли, восстановил территорию государства, укрепил государственный аппарат, заложил основы судебной системы, провел очень значительные культурные преобразования. При нем Киевская Русь стала крупнейшим государством Европы. Все это дало основание историкам утверждать, что время правления Ярослава Мудрого (1019 (20) – 1054) – это время наивысшего расцвета Киевской Руси.

Ярослав был человеком, сумевшим преодолеть собственные недостатки. Не обладая большой физической силой, характерной для многих князей того времени, он показал себя смелым воином и бесстрашно вел войска в сражения. Родившись в языческой среде, Ярослав стал истинным христианином. Отодвинутый историей на задворки, будучи лишь четвертым сыном Владимира, Ярослав сумел пробиться к великокняжескому столу и сохранить его в течение почти тридцати пяти лет. При этом он был одним из образованнейших людей своего времени.

«Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал править»

Далекое прошлое русской, а в настоящее время и украинской, истории вызывало раньше и продолжает сегодня вызывать многочисленные споры, порождает разнообразные, порой диаметрально противоположные точки зрения и выводы. И это вполне закономерно. Первые летописи на Руси начали составлять в Киеве и Новгороде, предположительно с конца X – начала XI столетия. А дошедшие до нас летописи, включающие материал этих ранних свидетельств, датируются концом XIV–XVI столетием. Естественно, за это время на Руси утекло много воды, произошло много событий, изменивших конфигурацию государственных границ. Понятно, что летописцы, писавшие в поздние времена, видоизменяли тексты, вносили свои правки и дополнения. Вспомним пушкинского монаха Пимена, который трудился в тиши монастыря. И труд этот был нелегким, об этом говорит и монах из Нижегородского княжества Лаврентий: «Радуется купец прикуп сотворив, и кормчий в отишье пристав, и странник в отечество свое пришед; так же радуется и книжный списатель, дошед конца книгам. Тако ж и аз худый, недостойный и многогрешный раб Божий Лаврентий мних… А ныне, господа отцы и братья, оже ея [если] где описал, или переписал, или не дописал, чтите [читайте], исправляя Бога деля [ради Бога], а не кляните, занеже [так как] книги ветхи, а ум молод, не дошел». Это единственная сохранившаяся летопись, у которой имеется конкретный автор. А начинается она с «Повести временных лет», написанной еще в начале XII столетия в Киеве монахом Нестором: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

Автор «Повести» начинает свое повествование рассказом о том, как разделена была земля между сыновьями Ноя. «По потопе [после потопа] трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные… Дунай, Днестр, Кавказские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы…» Далее автор рассказывает о племенах славян, которые в будущем составят Русское государство. «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне (жили в среднем Поднепровье. Здесь основан Киев), древляне (рядом с полянами, вдоль реки Припять), новгородцы, полочане (на территории современной Беларуси), дреговичи и радимичи (верхнее течение Днепра), северяне (современная Черниговская и часть Сумской области), бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, платящие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета, живущее в северных странах». Таким образом, летопись свидетельствует о том, что на этой стадии у славян существовали государственные образования, поскольку они собирали дань с соседних племен. Затем автор характеризует быт и нравы славянских племен: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах…»

Рассказывая о нраве и быте славян, летописец не забыл упомянуть и о том, что «жили они на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Здесь же помещен рассказ о возникновении на землях полян города Киева: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне узвоз Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев… и были те мужи мудры и смыслены…» Затем автор приводит другую легенду, вероятно, распространенную в его время: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: “На перевоз на Киев”». Но эту версию он отбрасывает, говоря: «Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил». Умер Кий, как и его братья и сестра, в Киеве.

Читать еще:  Пасха в 2013 году

После смерти Кия и его братьев, по версии русского летописца, в жизни восточных славян наступает черная полоса. Мимо Киева проходят то болгары, то обры, то угры [венгры]. На княжества восточных славян нападают кочевники – хазары. В Новгородской земле хозяйничают норманны – варяги [жители северных стран]. Летописец пишет: «Варяги из-за морья взимали дань с чуди и со славен, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

Восточные славяне воюют друг с другом. Борьба происходит и внутри каждого княжения. Особенно остро она разгорелась на северо-западе, среди племен, живших около озера Ильмень. «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, – пишет летописец, – и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «…поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти [прозывались]. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…» Было это в 862 г. «Через два же года «умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Ярослав Мудрый

Краткая биография Ярослава Мудрого (978 – 1054)

Период единовластного правления Киевской Русью: с 1036 года по 1054 год.

Родители Ярослава Владимировича:
— Владимир Великий, князь Киевский, христианской церковью причисленный к лику святых за крещение Киевской Руси;
— Рогнеда, дочь Рогволода, князя Полоцкого.

Большинство историков придерживаются версии, что Ярослав Владимирович появился на свет в 978 году. Но многие исследователи древних рукописей сомневаются в точности принятого года рождения. Как доказательства, приводятся сведения из летописей о том, что киевский князь Владимир вступил в брак с княжной Рогнедой в 980 году, а Ярослав был их третьим ребенком.

Путь к единовластному правлению Киевской Русью

В летописи «Повесть временных лет» упоминается, что в 988 году Владимир Святославович даровал Ярославу в правление ростовское княжество. На его землях малолетний правитель набирался опыта под присмотром воеводы и наставника Буды.

Первым свершением князя стало основание Ярославля, города-крепости на берегу Волги. По преданию, как-то проплывая по реке из Новгорода в Ростов, молодой Ярослав на стоянке сразился с медведем. Князь топором убил зверя, и на том месте приказал построить кремль, названный Ярославским. Укрепление, защищенное от врагов крутыми берегами двух рек и глубоким оврагом, со временем превратилось в большой город Ярославль с гербом, украшенным изображением медведя.

В 1010 году умер новгородский князь Вышеслав. По велению Владимира Великого правление вторым по значимости русским городом (после Киева) перешло к Ярославу. В древних рукописях обнаружено мало сведений о его деятельности в Новгороде. Подробно описывается лишь противостояние с отцом, князем Владимиром.

Правитель Руси на склоне лет не скрывал намерений передать киевский трон ростовскому князю Борису, своему младшему сыну. Ярослав не примирился с тем, что отец нарушил законы наследования и в 1014 году не заплатил ежегодную дань столице. Владимир Великий разгневался и собрался воевать с непокорным сыном. Для защиты Новгорода князь Ярослав нанял варяжских воинов.

Но судьба распорядилась по-своему. Владимир Святославович заболел, а киевское войско во главе с князем Борисом отправилось воевать с печенегами, в очередной раз вторгшимся на земли Киевской Руси. В Новгороде бесчинствовали оставшиеся не у дел толпы варяг. Разъяренные горожане взбунтовались и за ночь истребили наемное войско. Месть новгородского правителя была жестокой. Знатных жителей города пригласили в княжеский двор, где и казнили.

1015 год стал переломным в судьбе Ярослава Владимировича, началом пути к киевскому престолу. В середине июля скончался Владимир Великий. Киевляне освободили из заключения его сына Святополка, обвиняемого в заговоре, и провозгласили своим правителем. Новый князь, чтобы удержать трон, лишил жизни троих братьев — Бориса, Глеба и Святослава. О смерти отца и событиях в столице Руси Ярослав Владимирович узнал из письма сестры Предславы и рассудил, что междоусобной войны не миновать. Он покаялся перед подданными, попросил у них поддержки и собрал войско, как из новгородских дружинников, так и нанятых варяг.

В 1016 году дружины двух братьев-противников встретились недалеко от Чернигова, под Любичем. Ярослав Владимирович выиграл битву и занял в Киев. Но король Польши Болеслав, пришедший на помощь зятю Святополку в 1018 году, на реке Буг разгромил дружину и варяжских союзников князя. Победитель решил сохранить за собой киевский трон. Однако киевляне дали отпор опустошающим город чужестранцам и вынудили Болеслава покинуть русскую землю.

Первая жена князя Ярослава Анна, сестра и другие родственники оказались в плену у поляков. Об их дальнейшей судьбе в летописях не упоминается. Подавленный князь Ярослав возвратился в верный Новгород. Но подданные еще раз выручили своего правителя. Горожане снарядили новое войско и уговорили князя возглавить поход на Киев. Святополк в 1019 году проиграл сражение на речке Альте и навсегда покинул Русь. На киевский трон вступил князь Ярослав.

Междоусобные войны вспыхивали на древнерусских землях и при правлении Ярослава Владимировича. В 1020 году началась война с его племянником, князем полоцким Брячиславом Изяславичем, разорившим Новгород. Через год киевский князь одолел противника возле речки Судомы и добился заключения мирного договора.

В 1024 году на земле черниговского княжества, под Лиственом, дружина Ярослава Владимировича уступила в битве с войском его брата, тмутараканского князя Мстислава Владимировича. Сложилась тупиковая ситуация: князь Ярослав возвратился в надежный Новгород, но князь Мстислав тоже не смог удержать киевский трон. Горожане отвергли нового правителя, и он обосновался в Чернигове. Приемлемое для обоих решение братья приняли в 1026 году. Древнерусские земли делились по Днепру: территории на западной стороне от реки перешли под правление князя Ярослава, а восточные отошли князю Мстиславу. Договор соблюдался 10 лет.

Ярослав Владимирович — единовластный князь Киевской Руси

Мстислав Владимирович внезапно скончался в 1036 году. Русские княжества (не считая полоцкого) объединил под единовластным правлением князь Ярослав. Приход к власти ознаменовался сокрушительным разгромом печенегов, постоянно нападающих на русские поселения. Годы пребывания на киевском троне Ярослава Мудрого признаны и летописцами, и современными историками, как период процветания Древней Руси.

Направленность внешней политики великого князя Киевского

Ярослав Владимирович добивался усиления влияния Киевской Руси на международные отношения, возобновления и укрепления западных границ, поддержания дружественных отношений с сопредельными странами. Намеченные цели достигались путем проведения военных кампаний и заключения браков с представителями правящих дворов Европы и Византии.

За время княжения в Ростове, Новгороде и Киеве Ярослав положил начало городам:
— Юрьев Русский (Белая Церковь) возле Киева;
— Новгород-Северский неподалеку от Чернигова;
— Корсунь (Корсунь-Шевченковский) на реке Рось;
— Треполь (Триполье) на Днепре, недалеко от Киева;
— Юрьев (Тарту) на территории современной Эстонии;
— Ярославль на берегах Волги;
— Ярослав (Ярославль) в Польше.

Первые военные действия князь Ярослав проводил как самостоятельно, так и общими силами с братом Мстиславом:
— в 1029 году дружины киевского и черниговского князей освободили Тмутаракань (крепость на Таманском полуострове, входившую в состав Древней Руси) от племени ясов;
— в 1030 году князь Ярослав с дружиной предпринял два удачных похода: подчинил прибалтийское племя чудь и отвоевал в поляков город Белз;
— в 1031 году братья объединили силы и вторглись в Польшу, завоевали новые земли и присоединили к киевским землям города Червен и Перемышль.

Став единовластным правителем Киевской Руси Ярослав Владимирович продолжал защищать, расширять и укреплять ее территорию:
— в 1036 состоялась победная битва дружины киевского князя с печенегами, осаждавшими столицу Руси;
— в 1038 году с успехом закончился поход русского войска против прибалтийского племени ятвягов, обеспечивший Киеву выход к Балтийскому морю;
— в 1042 году киевская дружина под началом сына князя Владимира Ярославовича покорила финское племя ямь.

С 1041 по 1047 год проводилась «мазовецкая» кампания — походы с целью завоевания западных земель и поддержки Казимира I, короля Польши. Тогда же вступили в брачный союз Казимир I и сестра Ярослава Мария (королева Добронега), а также сын киевского князя Изяслава и сестра польского короля Гертруда.

С 1043 по 1046 год Киевская Русь проводила военные действия против Византии. Войско возглавлял сын князя Ярослава Владимир. Причины разногласий историками достоверно не установлены, но сражения проводились с переменным успехом и на море и на суше. Мирный договор государства подписали в 1046 году. Укрепило его заключение брака между сыном Ярослава Всеволодом и представительницей династии Мономахов.

Династические браки в то время во многом определяли политику государств. Еще в 1019 году князь Ярослав взял в жены шведскую принцессу Ингигерду (Ирину). Брак позволил русскому правителю обрести союзника, авторитетного на севере Европы короля Швеции Олава Шетконунга.

Высокий авторитет Ярослава Мудрого на международной арене подтверждает заключение выгодных для государства династических союзов:
— супругами стали старшая дочь Анастасия Ярославна и король Венгрии Андраш I;
— вступили в брак Елизавета Ярославна и Харальд Суровый, король Норвегии;
— младшая дочь Анна Ярославна стала женой правителя Франции Генриха I и матерью будущего французского короля Филиппа I.

Внутригосударственные преобразования Ярослава Мудрого

В годы единовластного правления Ярослава Владимировича Древнерусское государство достигло вершин развития: строились укрепления и города, поддерживались и налаживались новые связи со странами Европы и Византией, укреплялось христианство. Киевская Русь стала территориально неделимым, экономически мощным правовым государством со своей церковью и культурой.

В период княжения Ярослава Мудрого в Киеве построены:
— Софийский собор, возведенный на месте битвы 1036 года с печенегами;
— Георгиевский мужской монастырь и церковь во имя Георгия Победоносца, защитника князя;
— женский монастырь и церковь святой Ирины Македонской (во имя покровительницы княгини Ингигерды);
— Киево-Печерский монастырь;
— Золотые ворота с каменной надвратной церковью Благовещения.
Новгород дополнился собором Святой Софии и Свято-Юрьев монастырем.

Ярослав Владимирович разработал два первых сборника законов Киевской Руси:
— «Русскую правду», свод нормативных актов, ставший основой правовой культуры и судопроизводства в государстве, устанавливающий гражданские правоотношения, определяющий наказания за уголовные преступления и сохранявший актуальность до XV—XVI веков;
— «Церковный устав», регулирующий общественные отношения, причисленные к церковной компетенции.

Ярослав Мудрый добивался независимости Киевской митрополии от Византийской православной церкви. До его правления все митрополиты Руси назначались Константинополем. В 1051 году собрание епископов поддержало предложение киевского князя, и митрополитом в Киеве стал русский епископ Илларион. Церковь усилила свои позиции в государстве, канонизировала первых русских святых.

Князь Ярослав непосредственно причастен к становлению просветительства и древнерусской культуры. Правитель Руси заботился о составлении летописей, переводе на древнерусский язык и переписывании византийских церковных сочинений, философских, юридических и исторических книг. Работы выполнялись выпускниками киевской и новгородской духовных школ. Рукописи и государственные документы хранились в библиотеке при Софийском соборе.

Правитель Киевской Руси незадолго до смерти поделил княжества между своими сыновьями, а в завещании призвал детей любить и уважать друг друга, не воевать между собой. Период княжения Ярослава Владимировича ознаменовался ростом международного авторитета Киевской Руси, превращением отдельных феодально-племенных княжеств в единое, развитое для своего времени государство, заставившее считаться с собой древнейшие страны Европы. Мудрым князя Ярослава назвали в XIX веке историки и исследователи его жизни.

Ярослав Мудрый скончался в Вышгороде 20 февраля 1054 года. Похороны состоялись в киевском Софийском соборе. Прах князя Ярослава покоился в саркофаге, вывезенном из византийского Херсонеса его отцом, князем Владимиром.

В 1936 году гробница вскрывалась. Из Киева останки перевозили в Ленинградский Институт антропологии и этнографии АН СССР. Опытные научные сотрудники подтвердили, что в саркофаге покоилось тело князя Ярослава. М.М. Герасимов, известный антрополог и скульптор восстановил облик Ярослава Мудрого.

Украинские ученые в 2009 году открыли саркофаг, чтобы провести анализ ДНК и дать окончательный ответ на вопрос, кем был князь: представителем славян или скандинавских народов. Но в гробнице обнаружили только женские кости. В ходе разбирательств появилась версия, что во время отступления немцев в 1943 году останки князя вывезли из Киева. Предполагается, что в настоящее время прах Ярослава Мудрого находится в США.

Читать еще:  Пасхальные украшения для дома

Мудрейший из князей

20 февраля, согласно летописной датировке, исполняется 965 лет со дня смерти одного из самых почитаемых древнерусских князей – Ярослава Мудрого, сына крестителя Руси Владимира Святославовича.

Ярослав Мудрый прожил долгую жизнь и правил в стольном граде Киеве без малого 40 лет – с 1016 по 1054 годы (первый период с 1016 по 1018 гг. и второй – 1019-1054 гг.). За это время он снискал славу крупнейшего государственного деятеля и полководца, сплотил разрозненные племена в единую Русь, основал многие города, при нём в Киеве и Новгороде были заложены величественные храмы святой Софии.


В.П. Верещагин. Великий Князь Ярослав I Мудрый. Источник: https://информа.рус/

Начало правления

Летопись повествует о рождении Ярослава в 978 году, это означает, что умер он на 76-м году жизни. По другим версиям, князь появился на свет между 983 и 986 годами. Он был третьим сыном Владимира Святославовича от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода. Отец посадил юного Ярослава на княжение в Ростов. С его именем связывают основание в 1010 году на берегу Волги города, который получил название Ярославль. В 1011 году отец выделяет сыну княжение в Новгороде.

В 1014 году Ярослав решил показать свой независимый характер и решил не платить ежегодный урок (дань) Киеву в размере 2000 гривен. Всё это вызвало гнев у Владимира, и он даже собирался вразумить сына походом на Новгород, но не успел, вскоре заболел и в июле 1015 года умер.

К власти в Киеве пришёл старший брат Ярослава Святополк, учинивший расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в русскую историю под именем Окаянного. Ярослав включился в борьбу с Киевом. Осенью 1016 года встретились два войска. У Любеча на Днепре Ярослав разбил войско Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. Ярослав вступил в Киев. Надо отметить, что Ярослава активно поддержали новгородцы, и этот союз продержался долгое время. Именно новгородцам Ярослав выдал «Древнейшую Правду», правовой кодекс преимущественно уголовных и процессуальных норм, явившийся ранней частью Русской правды. Правление Ярослава в Киеве в тот раз было недолгим.


И.Я. Билибин. Святые Борис и Глеб на корабле. Источник: https://ru.wikipedia.org

Амбициозный польский князь Болеслав помог своему союзнику Святополку в августе 1018 года захватить Киев. Однако власть Святополку не досталась, Болеслав решил сам закрепиться в Киеве. Бесчинства поляков вскоре привели к тому, что восставшие горожане выбили их из города, и Святополк лишился всякой военной помощи. Весной 1019 года Ярослав при поддержке новгородцев собрал новое войско и вновь отправился на Киев. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал и умер по дороге в Польшу.

С той поры Ярослав окончательно стал великим князем и в том же 1019 году женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Шётконунга. Молодая жена в качестве подарка мужа по случаю бракосочетания получила Ладогу с прилегающими землями, после чего эти земли получили название Ингерманландии (земли Ингигерды).


А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда.
Источник: https://ru.wikipedia.org

Полководец

Правление Ярослава Владимировича в Киеве было исполнено военных тревог и угроз. Приходилось постоянно отражать нападения как иноземных захватчиков, так и собственных родственников из дома Рюриковичей. Победа доставалась мудрому правителю не только военным путем, но и хитростью, дипломатией, ловким умением использовать ошибки противника. Ярослав активно укреплял древнерусскую государственность и продолжал внешнюю политику своего отца Владимира и деда Святослава. Дальновидный хозяин киевского стола успешно скреплял военные победы с династическими браками своих дочерей с норвежским, венгерским и французским монархами (О последней истории в 1970-е годы был снят увлекательный советский фильм «Ярославна, королева Франции»).

Но воевать всё-таки приходилось, ведь по-другому в те далёкие времена практически невозможно было усилить авторитет княжеской власти.

В 1020 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич решил позаимствовать у дяди часть новгородских земель. Ему удалось взять Новгород, ограбить его и увести в плен часть жителей. Узнав, что Ярослав приближается к городу, нападавший покинул его, был настигнут грозным дядей на реке Судоме. Ярослав разбил войска племянника и освободил пленных, после чего с родственником замирился, отдав ему в удел Витебск.

Много неудобств доставил Ярославу и его младший брат Мстислав Владимирович Тмутараканский. Несколько лет они противостояли друг другу. Дело доходило до боевых столкновений: Мстислав захватил Чернигов и левобережье Днепра, а в 1024 году под Лиственом (возле Чернигова) победил войско Ярослава и перенёс свою столицу в Чернигов. Мстислав направил послов к Ярославу и предложил разделить земли по Днепру и прекратить войны. «Садись в своём Киеве, ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона». Уже в 1029 году Ярослав помог Мстиславу, совершил поход против племени ясов и выгнал их из Тмутаракани. Всё кончилось замирением.


И.Я. Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. Источник: http://cdbvizit.ru

В 1030 году Ярослав утвердил свою власть на берегах Чудского озера и основал город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). В том же году он отвоевал у поляков Перемышль и Червен, которые были захвачены Болеславом Храбрым ещё в 1018 году.

Войска Ярослава совершили также успешные походы на племена ятвягов и литовские племена. Самое большое впечатление на современников произвели решительные действия против печенегов. В 1036 году он нанёс им решительное поражение под Киевом и избавил русские земли от набегов этих кочевников.

В 1043 году русские рати под предводительством сына Ярослава Владимира ходили походом на Византию. Поход не увенчался решительной победой, но в порядке замирения в 1046 году другой сын Ярослава Всеволод стал законным супругом византийской принцессы. В этом браке родился Владимир Мономах – внук Константина IX Мономаха.

Внутренние дела

Великий князь киевский Ярослав вошёл в историю и как неутомимый строитель, и как князь, укрепивший русскую христианскую культуру. Летописец писал о нём: «Вера христианская нача плодиться и расширяться». Мудрый правитель не только воевал с Византией, но и приглашал оттуда умелых мастеров. Именно они создали на Руси новые храмы, самым знаменитым из них стал величественный собор святой Софии в Киеве. Ярослав основывал монастыри, много сделал для организации церкви и упрочения христианской веры на русских землях.

Отдельно можно сказать о развитии образования при Ярославе Мудром. Именно при нём в Новгороде была открыта вторая самая большая школа (первая в Киеве), а в Софийском соборе была создана библиотека. Князья древней Руси были образованными людьми. Князь Святослав, сын Ярослава, все кладовые заполнил книгами, отец Владимира Мономаха Всеволод владел пятью языками, Владимир Мономах остался для нас писателем. В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».


О. Гальчинська. Библиотека Ярослава Мудрого. Источник: https://информа.рус

При Ярославе Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы, во многом – соперником Константинополя. Вокруг Киева были воздвигнуты каменные стены, в ту же великолепную эпоху построены Золотые ворота.

«Мать городов русских» активно развивала торговые и дипломатические связи со многими европейскими странами, а члены великокняжеского семейства Ярослава породнились со многими королевскими династиями Европы. Браки детей Ярослава продолжились и в следующем поколении. Например, внучка Ярослава Евпраксия Всеволодовна стала женой германского императора Генриха IV.

Русская Правда

Ярослав Мудрый отметился в истории еще одним важным делом. Именно при нём был написан первый свод законов государства, названный Русской Правдой. Учёные до сих пор спорят о времени её происхождения. Большинство из них связывает её с так называемой Древнейшей Правдой (первая часть краткой редакции) с именем Ярослав Мудрого (Правда Ярослава). А время появления Древнейшей Правды датируют как 30-е годы XI века – 1054 год.


А.Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Источник: http://cdbvizit.ru

Князь продолжил начинания своего отца Владимира Святославовича, который также изъявлял намерения ввести в государстве цивилизованные обычаи и создать законы, устанавливавшие справедливость и порядок. Таковым сводом законов и стала так называемая Правда Ярослава Уже после смерти Ярослава сыновья его вносили дополнения и правки, так появилась Правда Ярославичей. Закон действовал, судьи (как светские княжеские, так и церковные) руководствовались им. Сам Ярослав Мудрый говорил: «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте». Действие разработанного при Ярославе законодательства, в которое с течением времени вносились изменения, продлилось до конца XV века, когда в 1497 году был подготовлен новый свод законов – Судебник Ивана III.

Начало раздробленности

К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. После смерти выдающегося правителя в соответствии с завещанием его сыновья разделили земли между собой. Но наследовать Киев могли только три старших брата – Изяслав, Святослав и Всеволод по очереди. Такой порядок замещения княжеских столов историки назвали «лиственничным». Братья перемещались из своих городов в старшие – и до Киева. После смерти последнего брата в Киеве должен править старший сын старшего брата. Вроде всё понятно, но братья стали спорить с племянниками. Споры переросли в неприязнь и вражду.

Это отразилось на других сторонах жизни: оседание бояр и князей на земли (окняжение земель), натуральный характер производства. Феодальная раздробленность – это не изобретение Древней Руси. Большинство стран прошли такой период. Да, раздробленность несла в себе и опасность, и новые возможности для внутреннего развития. Раздробленность не разрушила сложившуюся древнерусскую народность. Духовная жизнь сохранила общие черты и единство стилей. Росли и строились города, развивалась торговля, появлялись новые пути сообщения.


В. Нагорнов. Ярослав Мудрый и сыновья. Источник: https://информа.рус

Почти 20 лет братья придерживались отцовского наказа, беспокоились о государстве, вместе выступали против внешних врагов. Но идиллия закончилась в 1073 году. Святослав Ярославич изгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, пожелав стать единоличным правителем. С той поры между братьями и их потомками начались постоянные раздоры и борьба за власть. Всё это случилось не только вследствие естественных для средневековья властных амбиций, но во многом из-за несовершенства созданной Ярославом удельной системы.

Последствия раздробленности в виде внутренних усобиц Русь почувствовала очень скоро, а в 1237-1241 годах этой слабостью государственного устройства воспользовались монгольские завоеватели. Для нового объединения русских земель понадобилось почти три столетия.

Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому правителю, установленного в Ярославле.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Хотя при Ярославе Русь пережила «золотой век», сам князь не был главным претендентом на киевский престол.

Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами XVI века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке — его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.

Читать еще:  Святая пасха открытки

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же, из-за долго бездействия, распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те, в свою очередь, пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно «Окаянному», однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича — победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе — учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.

Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море, в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат, Святополк, умер по дороге к своему тестю.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения трёх князей стали характерной чертой того времени — пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до XV века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Ярослав Мудрый. Историческая дилогия (134 стр.)

Невзирая на преклонные годы и болезнь (в последнее время его все чаще стала одолевать грудная жаба) Ярослав Владимирович продолжал заниматься государственными и православными делами.

Зимой, после Рождества Христова, он выехал в Вышгород, дабы поклониться в храме Бориса и Глеба мощам святых братьев. Его сопровождал митрополит Илларион. Покидая храм, Ярослав Владимирович вдруг вспомнился свой удивительный сон, когда он нес на Голгофу тяжкий крест, а затем встретился с Богом. Навсегда врезались в память недосказанные слова Господа: «Остаток же дней своих…».

«Что же ты хотел изречь мне, Спаситель? Что. Может, я мало воздвиг монастырей, соборов и храмов, мало тщился о христианской вере. Нет, кажись, не о том помышлял молвить Господь».

Летописцы уже сказали свое слово, что при отце Владимире имело место крещение, а при сыне его — надлежащее наставление в вере, находя ее в священных книгах. Именно при Ярославе духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства полагало грамотность, учение книгам. Он, Ярослав, собрал много писцов, кои переводили книги с греческого на славянский, и переписали тысячи богослужебных книг. А для книг нужны были храмы и грамотные священники, кои могли учить народ неграмотный.

И Ярослав неустанно возводил храмы по городам и по селам, ставил при них русских священников, предписывая им учить прихожан православному христианству.

Еще несколько лет назад, Ярослав Владимирович пригласил Иллариона и молвил:

— Задумал я, владыка, составить первый русский летописный Свод, в кой вошли бы деяния всех великих русских князей, не забывая ратных побед Владимира и Святослава.

— И славных дел Ярослава, — подчеркнул Илларион.

— Честный, правдивый Свод, без всяких изукрасов, коими охотно занимаются придворные летописцы. Сам буду выверять каждую строку, ибо Свод сей должен послужить грядущим поколениям — и в назиданье, и для добрых дел.

— То великий труд, сын мой.

— Ведаю. Но сей труд зело надобен Руси. Ты уж со всем тщанием порадей мне, владыка… И другое хочу молвить. Надлежит нам как можно больше обучить грамоте людей русских.

— Справедливо, сын мой. Ты уже много преуспел в оном важном деле. Твоим попечением открыты духовные училища, и ныне каждый новый книжник будет преумножать русскую словесность.

— Истинно, владыка. Семя, упавшее в добрую землю, никогда не погибнет и принесет плоды сторицей. А посему нам много еще надо потрудиться…

Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, кой стремится в дальние страны за завоеваниями, славой и добычей. Он был более «князем-нарядником» и строителем державы, восславив Русь величественными храмами, неприступными крепостями и новыми городами. Он много потрудился для процветания и просвещения Руси, и во славу Господа.

И все же великий князь долго и мучительно раздумывал над последними словами Спасителя. И, наконец, сознание Ярослава Владимировича озарилось чудесным божественным светом:

Держава! Пока он жив, она могуча и едина. Но что станет после его кончины? Не повториться ли судьба святой Руси, когда началась жестокая междоусобная замятня между сыновьями великих князей Святослава и Владимира? Русь захлебнулась от обильной крови, ослабла, рассыпалась на волости. Распрей тотчас воспользовались печенеги, половцы, варяги и ляхи. Начали точить свои мечи византийцы и немцы… Господи милостивый, сколь же труда пришлось приложить, дабы вновь превратить обескровленную Русь в могучую державу! А посему надо «остаток дней своих» провести в беседах с сыновьями, наследниками великой Руси, дабы стали они продолжателями славных дел. Вот на что намекал Спаситель.

И Ярослав Владимирович созвал сыновей, дабы благоразумным наставлением предварить между ними всякие раздоры:

— Скоро не будет меня на свете. Вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и добросердечно боготворить друг друга. Ведайте, сыны, что междоусобие, горестное лично для вас, погубит славу и величие державы, созданной великими трудами наших отцов и дедов. Только мир и согласие утвердят могущество святой Руси…

Сумеречным утром, 19 февраля 1053 года, в первую субботу поста святого Федора, Ярослав Владимирович почувствовал себя совсем худо. В изнеможенных глазах его вдруг предстали раздольная величавая Волга, крутояр с Рубленым градом, увенчанным золочеными куполами дивных храмов, кузнец Будан у пылающего горна и сына его на стремительно мчавшемся коне с огненным мечом.

А затем Ярослав Владимирович увидел Березиню и Святослава, и он тихо вымолвил любимые имена вслух, а когда над ним склонился Илларион, Ярослав Мудрый произнес последние слова:

— Запомни, владыка… Русь может смело полагаться на великое и прекрасное грядущее, ибо оно предрешено Божьим Промыслом…

Сын Всеволод и владыка обрядили тело Ярослава, возложили на сани и повезли в Киев в сопровождении попов, певшие положенные песнопения. Доставили к храму святой Софии и положили в мраморный гроб.

«И плакал по нем весь народ».

ЭПИЛОГ

Ярослав Мудрый, самый образованный князь не только Древней Руси, но и феодального государства, первый русский князь-реформатор, блестящий знаток и просветитель христианской религии, основоположник Ростово-Суздальской Руси, стал первооткрывателем многих грандиозных творений.

В 1037–1039 годах под его началом был составлен Первый Летописный Свод. На основе его, а затем Второго и Третьего Сводов, монахом Нестором была написана «Повесть временных лет», дошедшая до нас уже переделанной в редакциях 1116 и 1118 годов.

Ярослав воплотил в жизнь свою давнюю мечту, превратив деревянную крепость Новгорода в каменную. «Ходил великий князь Ярослав Владимирович на Литву; а на весну заложил Новгород и сделал на Софийской стороне град каменный».

При Ярославе строится самая мощная каменная крепость Древней Руси — Верхний Город (Город Ярослава) в Киеве. Необычен вал крепости. Основу его составляла деревянная конструкция из дубовых срубов. Размеры их исключительно велики. Внутри срубы делились на клети: вдоль на две, а поперек — шесть. Таким образом, каждый сруб состоял из двенадцати клетей, доверху заполненных лесом. В высоту вал достигал 12 метров. В строительстве вала участвовало несколько тысяч человек.

Одновременно с валом и рвом были сооружены из кирпича-плинфы трое ворот, обеспечивающие надежную защиту самых уязвимых мест в системе городских укреплений. Главные ворота получили название Золотых Ворот — с надвратной церковью Благовещения, богато украшенной мозаикой и фресками.

Это была мощная башня с проездом, имевшем ширину более шести метров и высоту около семи с половиной метров. На высоте около пяти метров размещался боевой настил.

Город Ярослава в Киеве — прекрасный пример неизмеримо возросших возможностей раннефеодального русского государства в целенаправленном строительстве конструктивно совершенных и чрезвычайно трудоемких по сравнению с предшествующим временем укреплений.

В 1037 году Ярослав Мудрый заложил в Киеве 13-ти купольный шедевр архитектуры — каменный Софийский собор, украсив его золотом, серебром, мусией и драгоценными сосудами. Величественный собор возводился Ярославом как главный храм всей Русской державы; этим объясняются его большие размеры и исключительная пышность оформления. Софийский собор — грандиозное здание, демонстрирующий мощь и величие сложившегося молодого государства.

Неподалеку от собора Ярослав построил еще три храма, два из которых известны по названиям — церкви Георгия и Ирины.

Через восемь лет был основан диковинный собор Святой Софии в Новгороде.

В 1051 году великий князь основал знаменитую Киево-Печерскую лавру, и в том же году, вопреки патриарху Константинополя, первым русским митрополитом стал иерей из Берестова, Илларион. Во все епархии были поставлены епископами русские священнослужители, что означало крупнейшую церковную победу Ярослава. «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться… Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Ярослав же засеял книжными словами сердца верующих людей… Многие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, поелику им поручено это богом. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христианских, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector