10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие ру пасха ветхозаветная

Пасха ветхозаветная

Про новозаветную Пасху смотрите статью «Что такое Пасха Господня?» — http://www.proza.ru/2014/10/02/903

Ветхий завет – кладезь пророчеств о всех событиях, которые должны произойти во время Нового завета. По сути своей ветхозаветное время является лишь предвестником грандиозных событий, когда на землю придет Иисус Христос, который есть Всемогущий Бог в человеческой плоти. Если до Его прихода Богом Отцом был дан Закон Моисея для людей принадлежащих физическому миру, живущим на земле, которая в духовном мире находится в поднебесье (см. подробнее «Мертвые для Бога» — http://www.proza.ru/2014/06/13/1769), то сейчас людям дан Новый Завет (всего две заповеди любви — Матф. 22:36-40, в расширенной интерпретации — Матф. 5:19-7:29). Новый Завет – это Закон Иисуса Христа для людей принадлежащих Царству Божьему и временно живущих на земле (см. подробнее «Рождение свыше» — http://www.proza.ru/2014/06/18/395).

Все события и Закон Божий в ветхозаветное время отображали физическую жизнь людей не принадлежащих Царству Божьему и согрешить можно было только после физического действия (греховные мысли не считались Богом за грех). Но в наше время мы уже грешим не только физически, но и в мыслях до совершения физического действия. Как только в мыслях допустили грех, то совершили преступление в духовном мире, т.к. Новый Завет дан для людей, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ Царству Божьему, находящемуся в ДУХОВНОМ МИРЕ (см. подробнее «Рождение свыше» — http://www.proza.ru/2014/06/18/395).

Поэтому ветхозаветное время названо в Библии «Детством человечества»:

Итак, ветхозаветная Пасха – это прообраз того, что будет в Новом Завете, т.е. как справлять праздник Пасхи, что это такое, и как себя вести людям, принадлежащим Богу.

В ветхозаветное время закалывали ягненка (пасху) и ели его всей семьей. Так справляли праздник Пасхи. И это был только прообраз истинной и настоящей Пасхи новозаветного времени (про новозаветную Пасху смотрите статью «Что такое Пасха Господня?» — http://www.proza.ru/2014/10/02/903).

Сейчас мы подробно разберем ветхозаветную Пасху и посмотрим, что означают символы (прообразы) ветхозаветной Пасхи для нас жителей новозаветного времени:

Исх.12:
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний ;
возьмите его от овец, или от коз,

6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца :

тогда пусть ЗАКОЛЕТ его все собрание общества Израильского вечером ,

с ПРЕСНЫМ хлебом и с ГОРЬКИМИ [травами] пусть съедят его ;

9 не ешьте от него НЕДОПЕЧЕННОГО, или сваренного в ВОДЕ, но ешьте ИСПЕЧЕННОЕ на огне ,

голову с ногами
и внутренностями ;

10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне .

11 Ешьте же его ТАК

пусть будут чресла ваши ПРЕПОЯСАНЫ ,

и ПОСОХИ ваши в РУКАХ ваших ,

и ешьте его с ПОСПЕШНОСТЬЮ:

это — Пасха Господня .

12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и ПОРАЖУ всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу СУД. Я Господь .

13 И будет у вас кровь знамением на домах где вы находитесь, ,

и увижу кровь и ПРОЙДУ МИМО вас наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов УЧАСТЬ в озере, горящем огнем и серою. Это СМЕРТЬ ВТОРАЯ» .

и НЕ БУДЕТ между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую .

15 СЕМЬ дней ешьте ПРЕСНЫЙ хлеб; с самого первого дня уничтожьте КВАСНОЕ в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та ИСТРЕБЛЕНА будет из среды Израиля .

16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте ОПРЕСНОКИ, ибо в сей самый день Я ВЫВЕЛ ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление ВЕЧНОЕ .

18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте ПРЕСНЫЙ хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца ;

19 семь дней
не должно быть ЗАКВАСКИ в домах ваших, ибо кто будет ЕСТЬ КВАСНОЕ , душа та истреблена будет из общества Израилевых
— пришлец ли то, или природный житель земли той .

20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб .

Моисей. Ветхозаветная Пасха

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история — Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Текст хорошего издания Евангелия обязательно сопровождается так называемыми параллельными местами — ссылками на книги Ветхого Завета. Они свидетельствуют о том, что многие эпизоды Священной истории Ветхого Завета воспринимались в Новом Завете как события прообразовательные, символические и связанные с событиями христианской истории.

Другими словами, Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она оказывается наполненной символами, прообразами и предсказаниями.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели — ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Итак, Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает “взятый из воды” (Исх. 2. 10).

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются “песьими мухами” (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом “Песах”, что в переводе означает “прохождение”, ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, — праздник избавления Израиля из египетского плена.

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, — говорит Христос (Мф. 5. 17). В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. “Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”, — сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении II века, поэме святого Мелитона Сардийского “О Пасхе” Христос говорит о Себе: “Я — Пасха спасения, Я — Агнец, закланный за вас, Я — искупление ваше, Я — жизнь ваша, Я — воскресение ваше, Я — свет ваш, Я — спасение ваше”.

Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от “тьмы и сени смертной” (Иов. 10. 21).

Пасха ветхозаветная

Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) ( Втор. XVI, 2–6 , Исх. XII, 3–20 , Лев. XXIII, 5–8 , Чис. XXVIII, 16–25 ) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).

Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил ( Исх. XII, 2–27 ). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа ( Мф. XXVII, 15 ).

Читать еще:  Текст пасху радостно встречаем

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лк. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Ин. XIII, 11 ).

Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Мф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. XXVI, 26–28 , Лк. XXII, 19 ).

Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Мф. XXVI, 30–35 , Мк. XIV, 26–31 , Лк. XXII, 31–38 , Ин. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
«Христос воскрес из мертвых,
поправ смертью смерть
и даровав жизнь умершим».

Тропарь праздника

Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы праздника Святой Пасхи

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

«Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость».

Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

«Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою».

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

«Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение».

Евангелие от Иоанна

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Святой Григорий Богослов

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Читать еще:  Пасха в 2018 году какого числа

Святой Амвросий Медиоланский

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Святитель Иоанн Златоуст

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Православие ру пасха ветхозаветная

Ветхозаветная Пасха

Лучше всего историю праздника Пасхи прочитать в первоисточнике: Библии. Она записана в книге « Исход». Праздник этот связан с выходом евреев из Египта. Много лет евреи были в рабстве у египтян , но вот Господь решил вывести Свой народ оттуда и поселить в другой земле. Египетский фараон не захотел отпускать евреев — ведь они были рабочей силой и строили ему города. Господь наслал казни на Египет ( превращение воды в кровь , град , жабы , саранча и т.д.). Но фараон все равно не отпускал еврейский народ. И тогда Моисей объявил фараону о последнем , самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев. Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны. Когда Господь навел эту казнь на Египет , евреи вышли оттуда. В Библии написано об этом так:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской , говоря: Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам , по агнцу на семейство; а если семейство так мало , что не съест агнца , то пусть возьмет с соседом своим , ближайшим к дому своему , по числу душ: по той мере , сколько каждый съест , расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока , мужеского пола , однолетний; возьмите его от овец , или от коз , и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером , и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах , где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь , испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны , обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших , и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской , от человека до скота , и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах , где вы находитесь , и увижу кровь и пройду мимо вас , и не будет между вами язвы губительной , когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен , и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его». ( Исход 12:1-14)

Евpейское слово пэсах означает в Библии , с одной стороны , пpаздник Пасхи , а с дpугой — пpаздничную жеpтву , пасхального агнца. Это слово является пpоизводным от глагола , пеpвоначально означавшего « хpомать», а затем получившего смысл « пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев , Он не затронул дома евреев , «перескочил» через них ( Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.

Новозаветная Пасха

Иисуса Христа распяли в канун Пасхи ( Иоанна 19:14). И с тех пор праздник Пасхи приобрел новое значение. Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец ( 1 Коp 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших ( 1 Коp 15:20,23). И если в Ветхом завете ангел смерти проходил мимо домов , косяки которых были помазаны кровью агнца , то в наше время Бог не будет судить тех , кто принимает жертву Иисуса Христа. Иисус — агнец Божий. В Ветхом завете кровь агнца давала жизнь первенцам евреев , которые помазали косяки дверей его кровью. В Новом завете мы читаем , что « кровь Иисуса Христа . очищает нас от всякого греха» ( 1 Иоанна 1:7). «Ибо так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего Единородного , дабы всякий верующий в Него , не погиб , но имел жизнь вечную». ( Иоан.3:16)

Почему Пасха празднуется в разное время?

Закон Моисея точно определяет время празднования ветхозаветной Пасхи , которую в христианстве заняла Пасха новозаветная. По ветхозаветному закону Пасха должна совершаться в ночь с 14 на 15 число месяца нисана , соответствующего теперешнему марту , в какой бы день недели это число ни случилось по древнееврейскому счислению. Этот день приходится приблизительно на время около весеннего равноденствия.

Некоторые восточные церкви , по примеру евреев , праздновали свою христианскую Пасху также в это число , в какой бы день недели она ни приходилась , и с этого числа прекращали пост. Празднование , впрочем , совершалось в христианском смысле; означенные церкви в 14-й день нисана совершали торжество в воспоминание крестной смерти Спасителя и называли его Пасхой крестной , а затем , через день , праздновали Пасху Воскресения , но опять в какой бы день недели она не приходилась. Другие церкви , держались другого обычая; они праздновали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана , а Пасху или годичную память Воскресения Христова в первый затем воскресный день , и с этого , а не с другого какого дня , прекращали пост. Таким образом , в одних церквах Пасха праздновалась по числам , почему , естественно , не совпадала с воскресным днем , в других , напротив , по дням , отчего приходилась в день недели воскресный , в который праздновалось Воскресение Христово.

«Пасхалические споры» продолжались долго. В III и в начале IV века они нашли свое отражение в постановлениях Первого Никейского Вселенского Собора 325 г. Было решено праздновать ее во всех Церквах единовременно: в первый воскресный день за весенним полнолунием. Пасха христианская по принятым соборным правилам обязательно следует после еврейской.

Итак , время празднования Пасхи определяется по лунному календарю , при этом учитывается ряд особенностей: Пасха празднуется после Пасхи еврейской , в первый воскресный день после весеннего полнолуния , которое будет или в самый день воскресного равноденствия , или непосредственно после него , но не ранее весеннего равноденствия.

Почему в разных странах Пасху празднуют в разные дни?

На сегодняшний день в христианстве существуют две даты празднования Пасхи. На Западе , а также в странах , где исторически сложилось большее влияние Католической церкви , Пасха отмечается раньше , тогда как в странах с доминирующим влиянием Православной церкви этот праздник отмечается позже. Итак , почему же Пасха , празднуется в разное время различными церквами?

Все дело в календаре или летоисчислении. Гай Юлий Цезарь , римский император , в 46 году до Рождества Христова , сделал реформу. Было принято в году 365 дней , а через 3 года на четвёртый год 366 дней. Этот день добавлялся к февралю месяцу. День приходилось добавлять , чтобы исчисление времени соответствовало обращению Земли вокруг Солнца.

Итак , был введён Юлианский календарь , или солнечный год. И параллельно существовало исчисление по лунному календарю. Это продолжалось до 325 года. В 325 году на Никейском соборе епископов для всего христианского мира был введён Юлианский календарь. В честь Юлия Цезаря был назван месяц июль. В честь императора Августа месяц август. Юлианское летоисчисление существует до сих пор в Православной церкви. Его принято называть старым стилем.

Весеннее равноденствие выпадало на 21 марта , и от этого дня определяли Пасху. Но неточность человеческих исчислений вскоре сказалась снова. По календарю наступало 11 марта , а фактически было уже весеннее равноденствие , т.е. 21 марта. Опять была сделана реформа. Римский Папа Григорий XIII создал комиссию для реформы. Год сделали состоящим из 365 дней , 49 минут , 16 секунд. Итак , в 1582 году был принят Григорианский календарь. Это летоисчисление называют новым стилем.

В разных странах он был введён в разное время. В тех странах , где доминировали католики , календарь был введён в 1582 году. В России новый стиль , или Григорианский календарь , был введён в 1918 году. Православная Церковь яростно выступала против нового стиля. Дело доходило до восстания и кровопролития. Тем не менее , параллельно продолжали существовать два летоисчисления , два календаря: Юлианский и Григорианский. Расхождение между ними было следующим: 1582 год — разница в 10 суток , XVIII век — разница в 11 суток , XIX век — разница в 12 суток. И , наконец , XX век — разница в 13 суток. Таким образом , на сегодняшний день Православная церковь сохраняет старый стиль , или Юлианский календарь , а весь остальной мир живёт по новому стилю , или по Григорианскому календарю.

Формула вычисления даты Пасхи остаётся прежней. День Воскресения Господа празднуется при наступлении весеннего равноденствия , в первое воскресение после полнолуния. Таким образом , Пасха не может быть ранее 22 марта и позднее 25 апреля по старому стилю.

Читать еще:  Поделки из подставки для яиц

Пасхальные традиции

Считается , что яйцо — символ жизни , а красный цвет , в который оно окрашено , означает кровь Иисуса Христа. В России и в некоторых других странах на Пасху принято красить яйца и печь куличи. Но в Библии нет таких повелений. Пусть пасхальные традиции и обычаи не затмевают суть праздника — воскресение Христова и нашу надежду на жизнь вечную!

Пасха – путь к обожению

— В книге Бытия говорится, что после грехопадения первых людей Господь сделал Адаму и жене его кожаные одежды. Существует толкование, что Господь совершил для этого первое жертвоприношение. Насколько оно верно?

— В Библии этого нет. Это одно из иудейских толкований: Господь совершил жертвоприношение, после которого дал Адаму и Еве кожаные одежды. Это чисто иудейское толкование для оправдания вечности жертв животных как таковых. Тут уже нет речи о заместительной жертве Христа, потому что, если есть вечные жертвы животных, то Христос, как Жертва живая, не нужен вообще. Кроме того, это противоречит святоотеческому пониманию, согласно которому кожаные ризы – это наша плоть. Человек обладает плотью, которая не отличается от плоти животных. Вот это и есть те самые кожаные ризы, а совсем не то, что говорит об этом фарисейское толкование.

Библейский взгляд на жертвы совсем другой. Во-первых, приношение всех этих жертв люди сами придумали, – это было следствием грехопадения – они хотели кого-то вместо себя пожертвовать. А потом Господь научает людей, которые приносили жертвы всяческим идолам, приносить их Себе. Даже если взять Синайское законодательство, там такие же жертвоприношения, как были у всех народов, но с одним отличием – их приносят не разным богам, а одному Единому Богу. Более того, только те жертвенные животные, которые назывались «чистыми» и приносились в жертву, допускались в пищу народу Божию. То есть, то, чем язычники «кормили» своих богов, теперь давалось в пищу народу Божию, потому и говорилось, что «вы будете у Меня народом священников и царством святых».

– Если такова история возникновения жертвоприношения, хотелось бы понять, для чего Бог повелевает человеку приносить Ему жертвы животных?

– Прежде всего, надо определить, что такое жертва? «Жертва Богу – дух сокрушен». Единственная жертва, которой хочет от человека Господь, это исправление собственной жизни: «Милости хочу, а не жертвы». Что такое милость? Это не заповедь, не закон. Милость превозносится над судом. Милость имеет место тогда, когда человеку хочется помочь кому-то. Это то, о чём говорил пророк Иеремия: когда будет новый закон, уже не будут говорить друг другу «давай научим тебя закону», потому что закон будет написан в сердце. У человека так будет переменено его сознание, что он будет совершать добрые дела не потому, что закон так велит, а потому что у самого человека будет такое состояние, при котором делание добра, того, что праведно, будет для него внутренней потребностью. Вот это и есть та жертва, о которой говорится: «Милости хочу, а не жертвы».

Жертвы языческих народов имеют внешний характер (они никак не связаны с обновлением человека). Они строились по принципу: «Я тебе даю, чтоб ты мне дал» (есть такая римская поговорка). Языческая жертва может прикрываться любой религиозной формой: христианством, исламом, иудейством, чем угодно. Язычество в том и заключается, что мы здесь, в нашем мире обустраиваемся, а для того, чтобы наладить отношения с богами, с небом, жертвы – самый простой способ. Народы, ставшие христианскими, христианское мировоззрение часто пытались «подверстать» под свое, в сущности, языческое мировоззрение: «Я Тебе, Господи, дам что-нибудь – свечку поставлю, десятину заплачу, а Ты уж взамен дай мне здоровья, денег и прочая, прочая».

Жертва же, которую ждет от нас Бог, — это изменение нашего ума, сердца. А жертвой это называется потому, что человеку приходится жертвовать собственными привычками, привязанностями. Ведь легче отказаться от жертвенного барана, чем от какой-то греховной привычки.

– Если уже в Ветхом Завете присутствует такое понимание жертвы Богу, как «дух сокрушен», почему большая часть приносимых людьми жертв была связана с убийством животных, пролитием крови? Причем в таких количествах, что у ветхозаветных священников руки, в прямом смысле слова, были по локоть в крови. Почему такое несоответствие словам Бога?

– Господь не требовал от людей кровавых жертв. Будучи язычниками, их приносили сами люди. Синайское законодательство появилось в конце человеческой истории, которая насчитывает десятки тысяч лет. Люди уже испытали все, что можно испытать: почитайте какие-нибудь шумерские или вавилонские памятники, и вы увидите, что люди уже попробовали все социальные устройства. И демократия была, и даже коммунизм шумеры в свое время пытались строить, и все у них развалилось так же, как у нас. Государства были крошечные, таких запасов, как в Российской империи, накоплено не было, но все закончилось так же смешно, как и у нас. Например, чтобы получить на группу рабочих из пяти человек зерно и прочее, чтобы их прокормить, нужно было писать несколько — не бумажек, а клинописных табличек, и в разных местах их заверять. И заверяющих было больше, чем этих рабочих.

Не только разные социальные устройства, но и все виды религиозных предпочтений уже были испробованы. Закон Моисеев – это напоминание о самом важном. Так же, как и Христос уже ничего нового не сказал, а только напомнил о самых важных вещах. Даже когда Он говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга», и сразу начинает цитировать не просто отрывок из Священного Писания, а такой, который Его слушатели каждый день трижды читали в качестве молитвы. То есть, это, в сущности, такая горькая ирония: «Я вам даю новую заповедь – ту, которую вы читаете каждый день, но “новая” она потому что вы даже не попытались ее исполнить».

Так что эти кровавые жертвы человечество давным-давно придумало для успокоения своей совести: я богам даю, они мне прощают и что-нибудь здесь дают. А Господь как раз повелел то, что приносили языческим богам, приносить Ему. А потом отучил и от этого. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает Синайское законодательство и Иерусалимский храм с методом, который в его время использовался для лечения больного алкоголизмом. Человека держали дома, давали ему вино, смешанное с водой. С каждым разом количество вина уменьшалось, а потом и саму стекляшку разбивали, чтобы человек даже к ней не тянулся. Приводя этот пример, Иоанн Златоуст говорит: люди навыкли к языческим приношениям, а Господь повелевает приносить их Себе: форма жертв та же, а смысл – уже совсем другой. А потом, чтобы и на ум не приходило, разрушает саму скляницу, то есть разрушает Иерусалим и Храм Иерусалимский. Но изначально это повеление приносить жертвы не идолам, а Богу имело воспитательное значение. Господь разрешал их приносить, но при этом, через пророков, неоднократно напоминал, что не жертвы животных Ему нужны. Через пророка Исайю Бог спрашивает: разве Я вас просил приносить эти жертвы? Разве вы приносили их Мне в пустыне? Не нужна Мне эта кровь. Все это возжжение и курение отвратительно для Меня. Или пророк Иеремия говорит: вы приносите жертвоприношения и при этом грешите. Зачем тогда это приношение?

– Есть ли какая-то связь между этими кровавыми жертвами, которые люди приносили Богу, и жертвой Христа, которую Он принес за нас на Кресте?

– Связь, конечно, есть. Мало того, что все ветхозаветные жертвы воспитательно заместили жертвы языческие, — при этом они ещё были прообразом Жертвы Христовой в очень многих своих особенностях. Потому что и язычники, принося свои жертвы, понимали, что человек своими делами спастись не может, он должен пожертвовать чем-то, принести вместо себя животное, потому что наказание за грех – смерть. А вот пришел Мессия, и Его жертва упразднила все ветхозаветные жертвы, прообразовывавшие Жертву Христову.

— Каким же образом нас, живущих сейчас, спасает Жертва Христова, принесенная много веков назад?

— Дело в том, что в Богочеловеке Христе соединяется божественное и человеческое Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был, Христе, со Отцем и Духом…». Ведь человеческая природа смертью разрывается на тело и душу. Душа Христа во аде проповедует прежде умершим и выводит их, а тело – «во гробе плотски». Христос — Богочеловек, то есть у Него божественное и человеческое естество соединены неслитно и нераздельно. И в момент смерти Его душа и тело, разрываясь между собою, оставались соединенными с божественной природой. Поэтому по естеству своему они должны опять соединиться. Они и соединяются во Христе и Господь воскресает.

Невозможно было держать во аде Начальника жизни, Того, Кто положил начало этой жизни. И поэтому Христос – Первенец умерших, и приобщаясь Его Тела и Крови, мы, естественно, получаем залог жизни вечной. Потому что ведь Тело и Кровь Христовы – это Тело и Кровь Богочеловека. Становясь с Ним одним естеством мы тем самым получаем залог повторного соединения нашей души и тела по смерти, то есть воскресения.

Мы воскреснем не потому, что мы хорошие или плохие, делали добрых дел больше или меньше – у человека всегда злых дел значительно больше, чем добрых. Святитель Иоанн Златоуст говорит в своем Пасхальном слове, что Господь и намерения приветствует, потому что главное – направление человеческой воли, а сделано все равно будет значительно меньше того, чего хотелось бы.

Есть такая притча. Корабль подходит к берегу, матросы говорят капитану: «Надо увольнительную». Капитан отвечает: «У нас только один день, поэтому смотрите, кого к третьим склянкам не будет, ничего не знаю, поднимаем паруса и уходим. Берег людоедов, сами с ними разбирайтесь». К третьей склянке никого нет. Все валяются – кто на пристани, кто по улочкам застрял. «Что же делать, — говорит капитан, — я же обещал никого не ждать – слово капитана дал». А старпом ему говорит: «Очень просто. Давай смотреть: если кто головой лежит к кораблю, значит шёл, и не дошёл, — тех грузим на корабль. А остальные пусть валяются». Так что, главное, когда умрем, лежать головой к кораблю, а не к таверне.

— Христос именуется в церковных песнопениях: «Новая Пасха», «Пасха нетления». А что означает само слово «пасха»?

— Пасха – изначально древний пастушеский праздник. Этот праздник был еще до Исхода, до плена египетского. В конце зимы все, кто выжил, участвовали в празднике пасхи, празднике прохождения через зиму. Люди праздновали то, что они пережили эту зиму с её холодом и голодом. Но составной частью этого праздника было принесение в жертву своим богам первенцев, то есть, всех перворожденных мужского пола – и животных, и детей.

В свою очередь, ветхозаветная Пасха, по повелению Божию, была наполнена иным, спасающим смыслом. Теперь Пасха праздновалась не просто потому, что люди пережили зиму и спаслись от голода и смерти, а потому, что они пережили рабство в плену египетском и выжили, спаслись от фараона, и первенцы израильские не подверглись смерти.

Что касается жертвоприношений, Господь повелел посвящать Себе первенцев и животных, и людей. Животных нужно было приносить в жертву, а первенцы мужского пола посвящались для служения в скинии. Потом, когда священство первенцев было заменено священством левитским, первенцев стали выкупать. В книгах Второзакония, в Исходе, в Левите неоднократно повторяется это повеление. К примеру, в праздник Сретения вспоминается событие, когда Христос, как Первенец, был принесен в Храм для выкупа.

И потом уже эта ветхозаветная Пасха — праздник прохождения от смерти к жизни — прообразовала новозаветную, грядущую Пасху, когда Господь избавляет не от временного только рабства конкретное поколение людей, живших во время Исхода, но избавляет всех людей от вечного рабства греху и диаволу.

Христианин не только хочет спасения, но он и может спастись, потому что вне Христа спасения быть не может. Теперь уже все люди равны этим спасенным во время бегства из Египта первенцам. Когда устанавливалась ветхозаветная Пасха, говорилось, что ветхозаветный Израиль – это первенец, и все народы воспоследуют за ним. И теперь Господь всех людей, которые желают быть с Ним, а не с диаволом, избавляет от «работы вражия», как воспевает Церковь в праздник Воздвижения Креста Господня, и усваивает их Себе.

И, как первенцы изо всех народов, все христиане соучаствуют в Воскресении Христа. Пасха – самый главный праздник, поскольку это праздник избавления от греха, смерти, рабства диаволу, бессмысленности временного жития, когда каждое поколение повторяет ошибки предыдущего. Теперь, соединяясь со Христом, мы воскресаем к жизни вечной. Вся история человечества не бессмысленна. Все имеет свой смысл. И весь смысл, в конечном итоге, как раз и заключается в восстановлении человечества даже не в первозданном состоянии, которое изначально было хорошим, а в лучшем, воскресшем. Поэтому Пасха – праздник обожения, через которое каждый человек и человечество вообще достигает смысла своего существования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector