0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная пасха 4 класс

Доклад на тему Пасха для 4 класса по плану, как составить?

1) Когда празднуется пасха (в текущем году: число месяц)

2)Что празднуется в этот день?(в этот день празднуется праздник Пасха , в этот день люди. )

3)что означает этот праздник?

Праздник Пасха в каждом году празднуют не одно и то же в то и то же время. Это церковный, христианский праздник. Дату этого праздника можно посмотреть по церковному календарю. Но вообще-то он празднуется после Великого поста. А поститься христиане начинают после Масленицы. Хотя масленица считается языческим праздником. Но тем не менее две этих противоречивых даты взаимосвязаны между собой. От Масленицы до Пасхи должно пройти 56 дней.

Пасха — это самый интересный, оригинальный православный праздник в России, не только для детей, но и для взрослых.

Перед Пасхой, в страстную неделя, хозяйки проводят генеральную уборку дома, моют окна после зимы.

Все люди знают (даже неверующие) что в этот день воскрес Иисус Христос и доказал, что он является Сыном Божьим. На Пасху принято печь вкусные, сдобные куличи и раскрашивать яйца в разные цвета и даже расписывать их узорами. Верующие люди ходят в церковь, в ночь с субботы на воскресенье и освещают там праздничные пироги и яички. Вокруг церковного храма проводится крестный ход.

В воскресенье, люди собираются за праздничным столом, на нем обязательно должны присутствовать куличи и пасхальные яички. Почему именно их дарят верующим? Яйца считаются символом жизни.

В Пасху все верующие люди говорят друг другу Христос воскрес и отвечают Воистину воскрес. Они обмениваются при этом ритуале праздничными яичками. Почему именно их дарят верующие? Яйца считаются символом жизни. Ведь Пасха — это праздник воскрешения и новой жизни.

Следующая неделя, за Пасхой, называется Красной Горкой. В нее принято совершать добрые дела и помогать бедным.

План доклада о Пасхе для 4 класса:

  1. Описание праздника Пасхи;
  2. Приготовление к празднику;
  3. Символы праздника;
  4. Неделя после Пасхи.

Сообщение о Пасхе для 4 класса:

Праздник пасхи — это один из главных праздников для православных христиан по всему миру. У него нет конкретной даты и он устанавливается церковью, при этом всегда выпадает на воскресенье. Пасха — древний праздник, по библейской легенде в этот день произошло воскресение Христа после распятия, через которое были искуплены грехи человечества. Для верующих это символ освобождения людей от грехов. У каждой страны свои традиции празднования Пасхи. Обычно верующие воскресным утром идут в церковь с куличами, крашенными яйцами и другими продуктами, которые потом освящают. После этого верующие всей семьей садятся за праздничный стол.

К Пасхе принято готовиться заранее, в чистый четверг наводят порядок в жилище, красят яйца и готовят куличи и пасхи. Неделя перед Пасхой называется Страстной, в течении этой недели верующие соблюдают пост. Нельзя употреблять пищу животного происхождения, так же считается что в пятницу есть вообще нельзя.

Один из самых главных символов пасхи — яйцо, оно соотноситься с источником жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят. При дарении принято говорить «Христос воскрес». Есть два типа яиц — крашенки (яйца разных цветов) и писанки (расписные яйца). Дарить яйца на Пасху принято только в России.

В этот праздник в православных церквях звонят колокола. После праздника, следующая неделя продолжает праздноваться верующими людьми. В течении недели люди угощают родственников блинами и другими вкусными блюдами и совершают добрые дела, помогая людям. По церковному поверью эта неделя называется «Красная горка». Считается, что во все эти дни бог прощает грехи, которые совершили люди.

Презентация по теме «Пасха» Основы православной культуры 4 класс

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воскресенье – не только день недели Что такое Пасха Как празднуют Пасху

Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля! Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! (Апполон Майков)

После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес Воскресение – день возобновления жизни КРЕС жить сиять сверкать

Иисус – спаситель Иисус пошёл на крест ради спасения людей. Для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену смерти. Однажды они воскреснут, как Христос.

Особое торжество В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается Пасха Христова (пасха – «переход», «избавление»)

Встреча Пасхи Крестный ход: священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма и поют радостные пасхальные гимны

Пасхальный гимн «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» – «Христос воскрес из мёртвых, победив своею смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь»

Пасхальное приветствие На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем – «христосоваются» «Христос воскресе!» – «Во истину воскресе!»

Главный подарок Пасхальное яйцо – символ воскресного праздника

Пир на весь мир! После длительного поста на Пасху – пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, а так же куличи (сладкий хлеб похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника – Пасха Во многих храмах в первые 7 дней открыт доступ на колокольню, и любой человек может подняться и позвонить в колокола.

Обычаи Все, следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу, посещение больных, стариков, угостить всех пасхальным куличом, развеять их одиночество)

Рефлексия Мне было интересно Было неинтересно Было не очень интересно

Спасибо, за урок!

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Презентация предназначена для обучающихся 4 класса. Используется при изучении темы «Пасха» модуля Основы православной культуры. Целью данной презентации является приобщение младших школьников к истокам русской культуры, воспитания любви к культуре своего народа, его традициям. Данная презентация разработана на основе материала учебника «Основы православной культуры» А.В. Кураев. Яркость и наглядность презентации способстуют более быстрому и глубокому восприятию обучающимися учебного материала по теме «Пасха» Кроме того неотемлемой частью презентации является конспект урока по теме «Пасха»

  • Потехина Светлана Сергеевна
  • Написать
  • 10532
  • 10.12.2014

Номер материала: 182319

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 10.12.2014
  • 1053
  • 10.12.2014
  • 516
  • 10.12.2014
  • 916
  • 10.12.2014
  • 869
  • 10.12.2014
  • 1571
  • 10.12.2014
  • 760
  • 10.12.2014
  • 2072

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Пасха» (4 класс)

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Конспект урока по основам православной культуры,

подготовленный учителем начальных классов МБОУ»Мирновская школа№1″Вакуленко Светланой Михайловной

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль : «Основы православной культуры»

Формирование у школьников представления о воскресении Христа как возобновлении жизни.

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

2)Объяснить детям, что воскресенье в православии не просто день недели, а Воскресение- день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.

3)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

4) Выстроить на материале урока межпредметные связи.

-учащиеся узнают о том, что такое Пасха, о том, что Иисус Христос пошёл на крест ради спасения людей;

— учащиеся задумаются над знакомыми словами в другом мировоззренческом контексте ( пост, воскресенье, Пасха);

— учащиеся систематизируют свои знания о праздновании Пасхи.

Основные термины и понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост, пасхальное яйцо, кулич, Иисус Христос.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами,учебник «Основы православной культуры», рисунки пасхальных яиц, карандаши.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

II. Повторение, обобщение. Организация ценностно-смыслового диалога:

— Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с православной культурой. Вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

Давайте попробуем составить синквейн .

— Итак, вспомните тему прошлого урока. Выразите её одним существительным.(межпредметные связи).

2. Господний, восьмиконечный (истинный, животворящий).

3. 3 глагола, а помогут нам наводящие вопросы:

1) Господь соединил обычное человеческое тело и человеческую душу в Своём Сыне Иисусе Христе. Значит, что сделал Сын Божий? Вочеловечился.

2)Что сделали с Ним Понтий Пилат и толпа?

Читать еще:  Пасхальная салфетка филейное вязание схема

3)Как Христос вернулся к жизни?

— Главная причина, побудившая Сына Божия придти в мир?

Его любовь и сострадание к погибающим людям.

III. Введение в тему урока:

1.Подготовка к восприятию нового материала.

— Ребята, я прочитаю отрывок из книги И.С.Шмелёва»Лето Господне»,а вы внимательно послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.

« Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

-Дети, о каком празднике идёт речь?

-Это светлый праздник Пасхи!

-Какая тема нашего урока?

( Пишу на доске тему»Пасха».(слайд 1)

-Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне- Пасхе.

-Что вы знаете об этом празднике?

2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по изучаемой теме.

— Я предлагаю обсудить и написать на бумаге слова, которые относятся к празднику Пасха. Затем прикрепить их на магнитную доску . (ассоциативный куст)

«Иисус Христос» « Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»)

3. Работа по новой теме.

— Ребята, а что же это за праздник – Пасха? (слайд2)

Пасха — Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей.(слайд3)

Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. (слайд4)

Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел. (слайд5)

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. (слайд6)

Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.

Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. (слайд7)

Ученик 1: День наступал, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица.

Пришли взглянуть — гроб опустел. (слайд8)

Ученик 2: И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» и воскрес! (слайд9)

Ученик3: Бегут. молчат. признать не смеют,

Что смерти нет, что — будет час,

Их гробы тоже опустеют,

Пожаром неба осветясь!(слайд10)

Работа по учебнику.

-А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 42 и прочитайте самостоятельно это стихотворение:

— Каким настроением пронизано стихотворение?

— Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.

— Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”! (Карточка)

— Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его.

— “Воистину воскресе!”. (Карточка)

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье) (слайд10)

Воскресенье — седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

— Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение” (Карточка)

— Что означает слово воскресение? (Мнение)

— Обратимся за ответом к страницам учебника (стр 39, абз. 2, 4) — читать (слайд11)

— Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Мнение) Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. (Карточка) (слайд12)

— От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Мнение) — обращение к стр 40 (3 абз) (. Действительно, Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром.) (слайд13)

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

5.Продолжение работы с текстом.

Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.41-44)

ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;

2) Ответить на вопросы:

— Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (слайд14)

— Какие основные традиции этого праздника? (слайд15, 16)

— С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

1 группа (На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце.

Старики расчёсывали волосы с пожеланием,чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть.

Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот.

Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)(слайд17)

— Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями. 2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

2 группа:(Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.) (слайд18)

— Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.

3 группа показывает рисунки пасхальных яиц. (слайд19)

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

IV . Подведение итогов урока.

— Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России . Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (слайд20)

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (слайд21)

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (слайд22)

4. В чем состоит христианский пост? (слайд23)

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? (слайд24)

— На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.) (слайд25)

* На уроке я работал активно/пассивно

* Своей работой на уроке я доволен/не доволен

* Урок для меня показался коротким/длинным

* За урок я не устал/устал

* Моё настроение улучшилось/стало хуже

* Материал урока мне был понятен/не понятен(слайд26)

-. Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, ни зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах . Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес! (слайд27)

3. Задание на дом(на выбор):

1)Написать маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.

2)Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравления с праздником Пасхи.

Разработка урока «Основы православной культуры» Пасха
методическая разработка (4 класс) по теме

Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока : п ополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Образовательные : познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

У частвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Методические рекомендации к проведению урока «Пасха» в модуле

«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

Уровень подготовки обучающихся 4 класса .

К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Читать еще:  Пасхальный канон ноты

Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ», заинтересованность к самообразованию по темам курса, владение различными образовательными технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

Выявление рисков и путей их преодоления .

РИСКИ при проведении урока

ПУТИ их преодоления

Большой объём информации

Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

Определить временные рамки каждого этапа

Задания базового и повышенного уровней .

Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень – самостоятельная работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой поисковой деятельности.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.

-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

-А сейчас сядем все на свои места.

2. Подготовка к восприятию темы.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .

-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни. по-мни. Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же. как же Он допустил.

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

— Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

— Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

Поздравляю с праздником,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

-О каком празднике идет речь?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

— Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Чтение поэтических отрывков.

3.Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа

— История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

— Что означает слово воскресение?

— Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

— Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

— Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.( обобщение)

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

— Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

-Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

-Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

— Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

— Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

— Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Пасха в моей семье. Пасха 4 класс.

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы. 1

Пасха в моей семье. Пасха 4 класс.

Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, кто не знал бы о таком Великом православном празднике – о Пасхе. И даже те, кто не ходит в этот день в храм, всё равно красят яички, пекут или покупают куличи. Все в этот день говорят друг другу вместо «Здравствуйте» «Христос Воскрес!», а отвечают «Воистину Воскрес!».

А мне хотелось бы рассказать о другом дне, тоже важном. Он бывает за сорок дней до Пасхи. Это Прощеное воскресенье. А в народе этот день называют Масленицей. Так удивительно совпали два праздника. Раньше я думал, что это единый такой праздник, на котором мы «объедаемся» блинами и просим у всех прощения за это. А потом с удивлением узнал, что в один праздник соединились два: языческий и Христианский. Традиция встречать весну блинами давняя. Люди радовались солнышку и теплу и приветствовали весну блинами, ведь блин круглый, как солнышко. А зиму старались прогнать, поэтому и сжигали фигуру на шесте. Масленица длилась неделю, каждый день имел своё название. Блины пекли самые разные.

А православная традиция другая. За 40 дней до Пасхи начинается Великий пост – самый строгий. А перед ним и бывает Сыропустная неделя. Она так смешно называется. Учитель нам объяснила, что это означает: допускается есть молочные продукты. Это как бы подготовка к посту. Воскресенье перед постом величают Прощёным воскресеньем. Потому что люди просят в этот день друг у друга прощения. За то, что обидели словом или делом, вольно или невольно. А в ответ надо говорить: «Бог простит, и я прощаю».

Мне нравится такая традиция. Я думаю, что надо не стесняться и не забывать просить прощение. У мамы с папой, у бабушки, у брата, у одноклассников. Если ты забыл когда-то попросить прощения, то это самое подходящее время. Люди добрые, радостные в этот день и обязательно простят, даже если ты их обидел когда-то.

В этом году мы с семьёй, как обычно, ходили на Масленицу. Она была около «Олимпа». День был солнечный, замечательный. Мы ели блины, пили чай, смотрели спортивные соревнования. Дети помладше катались на карусели. Было весело, хорошо. И у всех знакомых, кого мы встречали, мы просили прощение. И у нас тоже просили прощение.

Моисеев Артём 4-А кл.

Пасха в моей семье.

Светлая Пасха – самый великий и большой праздник для верующих христиан, праздник очищения и обновления. Пасха в моей семье – праздник особый. К светлому празднику Пасхи моя семья относится трепетно, и мы стараемся соблюдать все традиции. К этому празднику готовимся заранее. Нужно соблюдать Великий пост, но не только тем, что бы кушать постную пищу, но самое главное – духовное очищение: нельзя ругаться, думать плохо о людях, делать плохие поступки. Моя бабушка говорит: «Мы должны простить всех и просить прощения у других».

На Пасху принято печь куличи, красить яйца, готовить творожную пасху. Моя мама пасхальные куличи начинает печь в «чистый четверг». Но есть куличи можно только в воскресенье, после того как их осветят в церкви. Куличи моей мамочки получаются самые румяные, ароматные и необыкновенно вкусные! В субботу красим яйца. Яйцо стало символом Пасхи, ведь в нем зарождается жизнь .Мы с мамой всегда красим яйца вместе. Это я люблю больше всего. Вот где у нас проявляется фантазия! Сначала мы окрашиваем яйца в яркие цвета, а потом делаем на них узоры, украшаем наклейками. Все яйца у нас получаются нарядные, не похожие друг на друга. А бабушка у нас красит яйца в луковой шелухе. Сейчас мало кто так делает.

Пасха – это праздник, который объединяет и сближает всю семью. Мы отмечаем его с огромным торжеством и радостью. Обычно в этот день наша семья собирается у бабушки за праздничным столом. Все поздравляют друг друга с праздником: «Христос Воскрес!», «Воистину Воскрес!». Дарим друг другу пасхальные яйца и куличи, пробуем угощения, играем в игры. Какой же это все-таки семейный праздник – день Светлой Пасхи! Он сближает всех родственников, дарит хорошее настроение. Как хорошо встречать праздники в кругу семьи, когда все вместе радуются и веселятся!

Читать еще:  Пасха во сне

Все праздники, каждый по своему, хороши, но я могу точно сказать, что праздник Светлой Пасхи мой самый любимый. Я считаю, что это самый светлый

и добрый праздник, который учит нас думать о своих поступках, учит любить друг друга и помогать ближним.

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector