0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздник исхода из египта

Песах 2019: когда отмечается, история и традиции, заповеди и запреты, маца и вино

Евреи всего мира готовятся отметить главный иудейский праздник Песах, который празднуется в память исхода евреев из Египта. Это событие является основополагающим в иудаизме и расценивается как начало создания еврейского государства.

Название праздника

Название главного еврейского праздника напоминает слово Пасха. Это неспроста — христианская Пасха тесно связана с иудейским праздником. Еврейскую Пасху традиционно называют Песах, или Пейсах (такой вариант названия принят у восточноевропейских, в том числе у российских евреев).

Слово «песах» имеет несколько значений. По одной из версий оно означает «перепрыгнуть», то есть в более широком смысле — перейти из рабского состояния к свободе. Также есть вариант происхождения названия от ивритского слова «пасах», что в переводе означает — «миновал», «прошел мимо». Бог, согласно преданию, во время «казней египетских» миновал еврейские дома, и погибли только египетские первенцы.

Когда отмечается Песах в 2020 году

Песах начинается на 14-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение семи дней в Израиле и в течение восьми дней за пределами еврейского государства. Чтобы не усложнять, сразу переведем в современный календарь.

Праздник будет отмечаться с вечера пятницы, 19 апреля, до вечера, субботы, 27 апреля.

Самая главная часть праздника — первый седер — состоится вечером 19 апреля. Первым днем Песаха официально считается 20 апреля.

В Израиле первый и последний день Песаха являются выходными, согласно религиозным правилам работа в эти дни категорически запрещена, время следует посвятить отдыху и молитве.

Все остальные дни Песаха считаются так называемым полупраздником, поэтому многие государственные учреждения Израиля закрыты, а светские израильтяне массово уезжают в короткие отпуска.

История исхода

Песах отмечается в память избавления евреев из египетского рабства и обретения ими свободы. Событиям праздника посвящена Книга Исход (Вторая книга Моисея). Это важнейшая часть Торы (Пятикнижия), Ветхого завета и всей Библии.

Книга Исхода рассказывает, что евреи 400 лет были рабами в Египте, пока их по божьей воле не вывел оттуда Моисей (Моше). Однако египетский фараон отказывался отпустить евреев. Бог в ответ наслал на Египет «десять казней». Только после десятой казни (гибели первенцев) фараон согласился отпустить евреев на свободу, однако потом передумал и кинулся в погоню.

Всевышний, однако, спас иудеев, повелев водам Красного моря расступиться и дать беглецам пройти. Преследовавшее Моисея фараоново войско при этом погибло.

Через три месяца перехода по пустыне иудеи достигли горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. Оттуда путники направились в Ханаан (Землю обетованную) и, достигнув ее границ, выслали вперед двенадцать разведчиков. Десять из них вернулись и поделились своими сомнениями о возможности завоевания этой земли. Всевышний наказал иудеев за сомнения и ропот: он обрек их 40 лет скитаться по пустыне, чтобы за это время родилось поколение, которое никогда не знало рабства.

Сорок лет спустя после исхода из Египта иудеи вышли к берегу Иордана, там Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина. Рассказ об исходе является фундаментальным в иудаизме, это событие, согласно Торе, является основополагающим в формировании евреев как свободного народа, обретшего свою страну.

Песах: традиции, заповеди и запреты

Традиции Песаха очень древние, считается, что они сохранились со времен исхода из Египта почти без изменения. Строгое исполнение всех правил и традиций праздника — это заповедь, которая тщательно соблюдается.

Среди главных атрибутов Песаха — маца (опресноки, которые готовят по строго определенным правилам), которая заменяет на всю праздничную неделю хлеб, а также вино, которое имеет символическое значение. К символам Песаха относится также горькая зелень, символизирующая горечь рабства, и некоторые другие продукты.

Все правила Песаха изложены в Агаде — сборнике молитв и текстов, связанных с исходом. Особое внимание в Агаде уделено правилам и порядку проведения самой важной части праздника — первого седера («седер» на иврите — это «порядок», последовательность действий, которая строго регламентирована).

Перед началом праздника верующие проводят тщательную уборку всего дома, изгоняя даже намеки на хамец (квасное — продукты и напитки, полученные с помощью брожения). Считается, что эта традиция идет со времен исхода, когда евреи так торопились покинуть Египет, что взяли с собой не успевшее забродить тесто. Из этого теста они по дороге пекли мацу — сухие пресные лепешки, «хлеб свободы».

Изгнание и даже сжигание (сегодня, как правило, символическое) хамеца — это символ избавления от греховного, всего, что мешает следовать божьим заповедям.

Хамец можно не только выбросить, но и продать, в том числе символически. После окончания праздника его так же символически выкупают обратно, делается это и в Израиле, в том числе так поступают со всеми хлебными запасами страны.

Заповеди Песаха столь же важны, как и запреты. Наличие на праздничном столе мацы и горькой зелени (марора) — символа горечи египетского плена — это одна из заповедей. К заповедям относится чтение пасхальной Агады, рассказ об исходе с ритуальными вопросами и ответами, а также правило выпивать за праздничным столом не менее четырех бокалов вина или виноградного сока и некоторые другие ритуалы.

Из других обрядовых блюд на Песах упоминают зероа — пропеченное мясо с косточкой, бейцу — крутое яйцо, карпас — съедобную зелень, а также харосет — смесь из тертых яблок, вина, орехов и корицы. Каждое из этих блюд имеет символическое значение, связанное с историей исхода.

Связь Песаха с Пасхой

Песах и христианская Пасха тесно связаны. Согласно христианскому учению, Иисус вошел в Иерусалим как раз накануне Песаха. Все события Страстной недели так или иначе связаны с отмечанием этого иудейского праздника (Тайная вечеря — это, собственно, первый седер).

Католическая Пасха (которая в этом году отмечается 21 апреля) календарно не привязана к Песаху, в отличие от православной. Православные церкви, живущие по юлианскому календарю, как правило (бывают редкие исключения), отмечают Пасху ровно через неделю после Песаха. Так будет и в этом году: Страстная неделя у православных начнется 22 апреля, а Пасха будет отмечаться сразу после окончания Песаха — 28 апреля.

Еврейская пасха или Песах 2019: суть и традиции иудейского праздника

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2020 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Читать еще:  Пасха христова фото

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Иудейский праздник Песах: история и традиции

Песах — самый древний из иудейских праздников, связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

Читать еще:  Поделки с детьми к пасхе

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название «песах» с тем, что Бог «прошел» (на иврите — «пасах») мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы»; Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.

В 2013 году праздник Песах начинается с заходом солнца 25 марта. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 25 марта, а пользоваться им как-либо разрешено еще в течение одного солнечного часа.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. На всех принадлежащих еврею территориях собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться и в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду. Если хамец не удалось продать или уничтожить, и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер («порядок»), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды — символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо, а также вино — символ веселья и радости.

В ходе трапезы евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме!».

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются «обычными днями праздника» и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Христианская Пасха и еврейский Песах — одно и тоже?

В это воскресенье православные христиане будут отмечать праздник Пасхи – Воскресения Христова. Для истинно верующих это главнейший день в году, самое главное событие в истории человечества, а для большинства номинально православных – повод покрасить яйца, испечь куличи и главное – съесть их!

Слово «пасха» пришло в большинство европейских языков из иврита, где «пасах» означало «миновал». Согласно ветхозаветной легенде об Исходе евреев из Египта, Бог Израиля миновал дома евреев, убив только первенцев египтян. Однако отмечают евреи не массовое убийство младенцев, а желанный исход из Египетского царства. У христиан же значение слова изменилось, «песах» стал означать «переход от смерти к жизни, от земли к небу», в общем, «воскресение».

Песах — один из трёх «праздников паломничества» («Шлошет ха-регалим»). В древности иудеи в эти торжественные дни стремились к Иерусалимскому храму до его разрушения в 70-ом году нашей эры. Сейчас его культовое место занимает Стена Плача. Тора (Пятекнижие Моисея) запрещает иудеям в течение праздника употреблять хлеб и все квасные продукты — хамец . Вместо это Закон Моисея повелевает есть мацу (опресноки). Поэтому до начала праздничной недели в домах начинается поиск хамеца и генеральная уборка, чтобы ни одной крошечки квасного хлеба не осталось в доме иудея. Найденный хамец можно продать неиудею или сжечь.

Накануне праздника утром начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении израильских первенцев во время легендарной десятой казни египетской. Правда, в реальности многие постятся лишь до завершения утренней молитвы в синагоге. По традиции, тот, кто примет участие в торжественной трапезе в синагоге освобождается от поста.

Седер — иудейский пасхальный вечер

В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу: необходимо выпить четыре чаши кошерного вина или виноградного сока. Седер завершается афикоманом — куском мацы, который отламывают в начале ужина. Афикоман съедают перед питьем третьей чаши — чаши «искупления». Во время существования Храма в Песах приносили в жертву ягненка и каждая семья должна была отведать его в ночь перед праздником. Ягненка зажаривали и съедали до утра вместе с мацой и горькими травами.

Но после уничтожения Второго Храма жертвы перестали приноситься, поэтому предание о жертвенном животном (ивр. «корбан-песах») рассказывают на пасхальном застолье. А на блюде лежит «зроа» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые, правда, никто не ест, они лишь напоминание о былой храмовой жертве. Христос — новый жертвенный агнец Христианская Пасха связана с Песахом лишь символически. Иудейская жертва пасхального ягнёнка в христианском богословии была заменена на крестную жертву Иисуса Христа.

Читать еще:  Поделки на пасху своими руками на конкурс

Во время пасхального седера -Тайной вечери — Иисус уподобил себя пасхальному агнцу и произнес: «примите, ешьте: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), «которое за вас предается» (Лк. 22, 19). А затем причитав традиционное благословение над вином (киддуш), называл его своей кровью. «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27—28). Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Тайная вечеря стала прототипом христианского обряда евхаристии (причастия). Хотя христиане и заменили ягненка на Иисуса, иудеи не приняли это новшества, да и самого Христа отвергли и в качестве человека-мессии и тем более в качестве Сына Божьего или Бога.

К Пасхе готовились во время всей Страстной недели. Вначале украшался дом, готовилась праздничная одежда и собирали побольше дров и корма для скота впрок. На Чистый четверг до рассвета необходимо было искупаться, согласно поверьям, в этот день вода была священной и целебной.

После купаний женщины начинали готовить пасхальные куличи, а дети раскрашивали яйца. Мужчины же в это время готовили подарки для своих чад и жен. Вечером народ шел в церковь на службу Страстям Христовым. Там зажигали свечу и пытались донести ее до дома. В Страстную пятницу люди не занимались делами, не веселились и не смеялись, а лишь скорбели по мучениям Христа. В Великую субботу хозяйки готовили обширный праздничный стол, чтобы всех накормить и напоить. В субботу люди надевали все белое и шли на Пасхальное Богослужение.

После службы и освящения куличей христиане шли на кладбище и исполняли языческий обряд — христосовались с покойниками, а на могилы клали кусок освященного кулича.

После кладбища православные возвращались домой и садились за праздничный стол. Всю неделю они звали домой множество гостей и сами с радостью ходили в гости, христосовались и участвовали в торжественных богослужениях. Также следовало в эти дни посетить приюты, больницы и богадельни с подарками и угощениями. Дети, как и на Рождество, ходили по домам, где им дарили яйца, куличи и сладости. Празднование Пасхи длилось 40 дней – ровно столько, сколько Христос пребывал на грешной земле после своего воскрешения.

Песах

ПЕ́САХ ( פֶּסַח ; по-арамейски פִּסְחָא , писха ; по-гречески и по-русски — Пасха), весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня — в диаспоре) — праздничные в полном смысле ( иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни — хол ха-мо‘эд (`праздничные будни`) — работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал ( пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма, не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй ( Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг ха-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

В книге Иехошуа бин Нуна говорится, что израильтяне, войдя в Эрец-Исраэль, праздновали Песах в Гилгале (ИбН. 5:9–10). В Хроник книге рассказывается о праздновании Песаха в Иерусалиме в царствование Хизкияху (II Хр. 30:1–21) и Иошияху (II Хр. 35:1–18). Иосиф Флавий сообщает, что в 65 г. н. э. в Иерусалим на жертвоприношение пасхальных агнцев в Храме прибыло не менее трех миллионов человек (Война 2:280); такая же цифра приводится в Талмуде (Псах. 64б). С разрушением Второго храма (70 г. н. э.) жертвоприношение агнца прекратилось, в то время как другие пасхальные обряды сохранялись. Самаритяне, культовый центр которых находится на горе Гризим, до сегодняшнего дня приносят там в жертву пасхального агнца.

Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой ночи называются седер (буквально `порядок`), полнее — седер Песах ; главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об исходе из Египта. В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной хаггаде.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (хаг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе ( тал ) и полностью — Халлел (в странах рассеяния Халлел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха — до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней; в последний день Песаха читается Хазкарат нешамот. Этот день принято связывать с переходом через Красное море. В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы ( хаг ха-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане — в постоянных домах. После произведенной царем Иошияху централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского. Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

О порядке пасхальной трапезы, традиционных пасхальных блюдах и особых видах столовой утвари см. Седер.

Песах наряду с Суккот и Шаву‘от — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, Песах в Библии не связан с земледелием, талмудическая традиция установила, что приношение омера (плодов первой весенней жатвы) должно совершаться на второй день Песаха. В современной литературе на иврите Песах принято называть хаг ха-авив (`праздник весны`). В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в киббуцах. Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.

Возвращение народа из галута на историческую родину после Катастрофы и восстановление еврейской государственности воспринимается в Израиле как повторение решающих событий ранней еврейской истории, и в этом аспекте Песах как праздник освобождения приобретает особо актуальное значение (см. Исход).

В христианстве Песах — Пасха получает новое осмысление, связанное с Иисусом. Это единственный христианский праздник, сохранивший связь с лунным еврейским календарем (см. также Иудействующие).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector