0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздники зависящие от пасхи

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ

Переходящие празднования Православной Церкви празднуются в разные числа календаря в зависимости от празднования Пасхи или же от дня недели и месяца [1]

Зависящие от Пасхи

Cедмицы подготовительные к Великому посту

Зависящие от дня недели и месяца

  • Неделя по Богоявлении (после 6 января) — Святой семьи Василия Великого (Греч.), мцц. дев Неоллины, Домнины и Парфены Эдесских (XIV; Греч.), св. Иосифа Нового, Каппадокийского (ок. 1869)
  • Ближайшая неделя к 25 января — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Неделя с 18 по 24 марта — Собор Фтиотидских святых (Греч.)
  • Неделя после дня равноапп. Кирилла и Мефодия (11 мая) — Собор Карпаторосских святых
  • Суббота между 25 и 31 мая — Собор Беотийских святых (Греч.) [24]
  • 1-я неделя июня — Собор Холмских и Подляшских мучеников
  • Неделя после 27 июня — прмчч. Липсийских Неофита Аморгского (1558), Ионы Леросского (1561), Неофит Фасосского (1609), Ионы Нисиросского (1635) и Парфения (1696) [25]
  • Неделя после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — Собор Тверских Святых, прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских
  • 2-я пятница после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — прп. Антония Леохновского (местн. в Леохново) [26]
  • Неделя с 1 по 7 июля — Собор Критских святых (Греч. [27])
  • Неделя перед днём празднования Смоленской иконы Божией Матери (28 июля) — Собор Смоленских святых
  • Неделя с 13 по 19 июля — свт. Иоанна Мессинийского (V; Греч. [28])
  • Последняя суббота июля — Залесской иконы Божией Матери (Польск.); Мученики Старопухальские (+ 1946; Польск.)
  • Неделя после Преображения Господня (6 августа) — Собор Валаамских святых
  • Неделя с 16 по 22 августа — Иконы Божией Матери «Прибавление ума» (XVII); Собор Левкадийских святых (Греч. [29])
  • Неделя перед 18 августа — Собор Кемеровских (Кузбасских) святых
  • Неделя перед 26 августа — Собор Московских святых
  • Неделя между 25 августа и 31 августа — Собор Эвританских святых (Греч. [30])
  • Ближайшая неделя к 31 августа — Собор Саратовских святых
  • Неделя после 3 сентября — Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
  • Неделя перед 6 сентября — свв. блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских[31].
  • 2-я неделя сентября — Собор Нижегородских святых
  • Неделя перед Крестовоздвижением (14 сентября) — Новомучеников Малоазийской катастрофы (Греч.)
  • Неделя с 15 по 21 сентября — Собор Фессалийских святых (Греч. [32])
  • Неделя после 17 сентября (1-я неделя октября н. ст.) — Собор Кипрских святых (Греч., Кипр.) [33]
  • Неделя после 28 сентября — прп. Гертруды Нивельской (659; Зап.)
  • 1-я неделя октября — икон Божией Матери Теребовлянской (Львов.) и «Вурлиотисса» (Греч.)
  • Неделя после 2 октября — блгвв. кнн. Михаила Тверского и Анны Кашинской (Твер.)
  • 2-я неделя октября — Собор Лимассольских святых (Греч. [34])
  • 1-я неделю ноября — воспоминание чуда свт. Спиридона Тримифунтского — вторичного спасения Корфу от чумы в 1673 году (Греч.), Собор Ларисских святых[35])
  • Неделя после 14 ноября — св. семьи Григория Паламы (Греч.)
  • Неделя с 23 по 29 ноября — Собор Ахайских святых (Греч. [36])
  • Неделя между 24 и 30 ноября — Собор Агийских святых (Греч. [37])
  • Предпоследняя неделя перед Рождеством — Неделя святых праотец
  • Последняя неделя перед Рождеством — Неделя святых отец

Использованные материалы

  • Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам.,Свято-Покровский Хотьковский монастырь,1998, с.21.
  • Православный церковный календарь, изд-во Московской Патриархии РПЦ.
  • Страница месяцеслова Казанской епархии:
    • http://www.kazan.eparhia.ru/gitiysvytih/pershie/
  • «Указатель чудотворных и чтимых икон Божией Матери», Православный церковный календарь на 2006 г., Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви:
    • http://www.bogoslovy.ru/ikony_data.htm
  • Шестаков, Андрей, «Святые Элладской Церкви», портал Православие.ру, 14 января 2002:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39982.htm
  • Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 453-479.

[1] Ниже отсчет по седмицам приводится с понедельника по неделю (воскресенье) до Пасхи, с недели (воскресенья) по понедельник после Пасхи.

[2] Избранные жития святых. Том 1, Апрель День шестой. Ссылка 521 — «Св. Вриенна, Иерия и Фомаида прославляются Церковью в Сырную субботу; св. Феврония кроме того славится 25 июня». «Кроме того» — следовательно, она также славится в Сырную Субботу. См. свт. Филарет (Гумилевский). Избранные жития святых. Том 1 — https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/izbrannye-z. 521 .

Читать еще:  Флаг острова пасхи

[3] «Β΄ ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – ΣΥΝΑΞΙΣ ΛΑΚΩΝΩΝ ΑΓΙΩΝ», страница официального сайта Митрополии Монемвасийской и Спартанской, http://www.immspartis.gr/?p=18434 ; «Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/6351/saint.aspx .

[5] «Иконы Афона: Акафистная» // Сайт Издательского дома «Святая гора» — http://agionoros.ru/docs/704.html .

[6] Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра / Святыни Лавры / Чтимые иконы (Празднование в честь иконы в субботу 5-й седмицы Великого поста) — https://lavra.ua/shrine_category/chtimye-ikony/ .

[7] «Σύναξη της Παναγίας «Ἄξιον Ἐστί» (ή ἐν τῷ «Ἀδειν»)», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4142/saint.aspx .

[8] «Άγιοι Χριστόδουλος και Αναστασία και οι συν αυτοίς Νεομάρτυρες», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/1906/saint.aspx

[9] «Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου: γνωστοί Άγιοι και κύριες εορτές της Μονής» — http://www.diakonima.gr/2010/11/18/ιερά-μεγίστη-μονή-βατοπα. στ/ .

[10] «Σύναξη της Παναγίας Φοβεράς Προστασίας στην Ιερά Μονή Κουτλουμουσίου Αγίου Όρους» — http://www.saint.gr/4358/saint.aspx

[11] «Празднование в Дионисиате совершается в субботу Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста) и вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). «Акафистная Афонская икона Пресвятой Богородицы Святая Гора Афон» Сайт Паломнические поездки «Иоаннов родник» https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-1407/ , «Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная» — Дионисиат,» Сайт Go-Athos (Сервис для паломников на Святую Гору «АФОН») — https://qps.ru/wZlfy .

[12] «Όσιος Νίκανδρος ο Σιναΐτης ο εκ Καστελορίζου», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4183/saint.aspx .

[13] Ιερά Μητρόπολις Θεσσαλονίκης (Αγιολογία / Τοπικοί Άγιο) — официальный сайт Фессалоникийской митрополии ΣΑΒΒΑΣ ὁ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΥΣ, ὅσιος (Τετάρτη τῆς Διακαινησίμου) http://www.imth.gr/default.aspx?lang=el-GR&loc=1&&page=147&saintid=129 .

[15] Σύναξη πάντων των εν Λαγκαδά Αγίων http://www.saint.gr/285/saint.aspx Εορτάζει 14 ημέρες μετά το Άγιο Πάσχα.

[18] «Священний Синод прославив чудотворну ікону Богородиці «Знамення» Вілійську — чудеса, розповіді очевидців (відео)», новость на официальном сайте Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, https://news.church.ua/2019/12/07/svyashhennij-sinod-proslav. 451 .

[24] Список по справке «Σύναξη των Βοιωτών Αγίων», Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) http://www.saint.gr/4073/saint.aspx — (Εορτάζει το Σάββατο μεταξύ 25 και 31 Μαΐου εκάστου έτους).

[25] «Ορθόδοξος Συναξαριστής» («Православный месяцеслов»): «Αγιος Νεοφυτος Ο Αμοργινος Ο Οσιομαρτυρας (1558), Αγιος Ιωνας Ο Λεριος Ο Οσιομαρτυρας (1561), Αγιος Νεοφυτος Ο Φαζος Ο Οσιομαρτυρας (1609), Αγιος Ιωνας Ο Νισυριος Ο Οσιομαρτυρας (1635), Αγιος Παρθενιος Ο Οσιομαρτυρας (1696)» — http://www.saint.gr/3424/saint.aspx ; Заседание Священного Синода 7 мая 2003 года: https://mospat.ru/archive/2003/05/sr305263/ 10 июля — по н. ст., «как это установлено в Константинопольской Православной Церкви», т. е. 27 июня ст. ст.: Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/mes1/jun29.html

[26] Память перенесения мощей в 1620 году.

[31] Память перенесения мощей в 1992 году.

[33] Празднование приурочено ко Дню Независимости Кипра, отмечаемого 1 октября н. ст.

Переходящие праздники

Переходящие праздники (также подвижные праздники) — праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (гражданского) календаря, то есть праздники, даты которых для каждого церковного года свои. Даты большинства из них определяются в зависимости от дня Пасхи. Даты некоторых переходящих праздников зависят от дня недели непереходящего праздника Рождества Христова (25 декабря (7 января)).

Содержание

Переходящие праздники Пасхального круга

В этом разделе в хронологическом порядке перечисляются основные праздники Пасхального круга, в хронологическом порядке.

Подготовительный период к Великому посту

  • Неделя [1] о Закхее-мытаре;
  • Неделя о мытаре и фарисее, начало пения Триоди постной;
  • Неделя о блудном сыне;
  • Вселенская родительская суббота (суббота перед Неделей о Страшном Суде);
  • Неделя о Страшном cуде (мясопустная);
  • Седмица сырная (масленица);
  • Неделя сыропустная (Прощёное воскресенье). Воспоминание Адамова изгнания.

Великий пост

  • Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия;
  • Неделя 2-я Великого поста, свт.Григория Паламы, архиеп.Солунского;
  • Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная;
  • Неделя 4-я Великого поста, прп.Иоанна Лествичника;
  • Неделя 5-я Великого поста, прп.Марии Египетской;
  • Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста);
  • Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье);

Страстная седмица

  • Великий Понедельник. Воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, а также проклятие Иисусом бесплодной смоковницы;
  • Великий Вторник. Воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, притчи: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах, о талантах;
  • Великая Среда. Воспоминание предательства Иудой Искариотом своего Учителя;
  • Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери;
  • Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа;
  • Великая Суббота. Сошествие Христа во ад.

Светлое Христово Воскресение, Пасха

С этого дня начинается пение Триоди цветной

Период Пятидесятницы

  • Светлая седмица;
  • Неделя 2-я по Пасхе [2] (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы;
  • Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе);
  • Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц;
  • Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном;
  • Преполовение Пятидесятницы (25-й день по Пасхе, то есть окончание половины периода Пятидесятницы, всегда среда);
  • Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне;
  • Неделя 6-я по Пасхе, о слепом;
  • Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, всегда четверг);
  • Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцевПервого Вселенского Собора;
  • Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей);
  • Пятидесятница (День Святой Троицы) (50-й день по Пасхе, всегда воскресенье — 8-я Неделя по Пасхе). В этот и последующий день воспоминается сошествие Святого Духа на Апостолов;
  • День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице).

Петров пост

  • Неделя 1-я по Пятидесятнице [3] , или Неделя Всех святых (заговенье на Петров пост), окончание пения Триоди цветной;
  • Неделя 2-я по Пятидесятнице, или Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших;

Переходящие дни памяти отдельных святых, соборов святых и чтимых икон Богородицы

Дни памяти святых [4]

  • Преподобного Пахомия Кенского (16 в.). Суббота по Богоявлении;
  • Преподобного Шио Мгвимского (5-6 вв.). Четверг сырной седмицы;
  • Великомученика Феодора Тирона. Суббота 1-й седмицы Великого поста;
  • Праведного Иосифа Аримафейского и Никодима. Неделя 3-я по Пасхе (жен-мироносиц);
  • Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1209/1213). Неделя 3-я по Пасхе;
  • Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230). Неделя 4-я по Пасхе;
  • Праведной Тавифы Иоппийской (1 в.). Неделя 4-я по Пасхе;
  • Преподобного Додо Давидо-Гареджийского (596 г., Грузия). Среда по Вознесении Господнем;
  • Преподобного Давида Гареджийского (6-7 вв., Грузия). Четверг по Вознесении Господнем;
  • Преподобного Варлаама Хутынского (1192). 1-я пятница Петрова поста;
  • Преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. 1-е воскресенье после 27 июня (10 июля);
  • Преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских (16 в.). 1-е воскресенье после 29 июня (12 июля).

Дни памяти соборов святых [4]

  • Собор святых новомучеников и исповедников Российских. 1-е воскресенье после 25 января (7 февраля), или 25 января (7 февраля), если это воскресный день;
  • Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Суббота сырной седмицы;
  • Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Неделя 2-я Великого поста;
  • Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских 17 в. (груз.). Вторник Светлой седмицы;
  • Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся. Среда Светлой седмицы;
  • Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. 4-я суббота по Пасхе;
  • Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (17 в., Грузия). В день Вознесения Господня;
  • Всех святых, в земле Российской просиявших. Неделя 2-я по Пятидесятнице;
  • Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Неделя 2-я по Пятидесятнице;
  • Собор мучеников Холмских и Подляшских. 1-е воскресенье после 19 мая (1 июня);
  • Празднование в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Новгородских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Белорусских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Псковских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Санкт-Петербургских святых. Неделя 3-я по Пятидесятнице;
  • Собор Ивановских святых. Неделя 4-я по Пятидесятнице;
  • Собор преподобных отцов Псково-Печерских. Неделя 4-я по Пятидесятнице;
  • Собор Тверских святых. 1-е воскресенье после 29 июня (12 июля);
  • Память святых отцов шести Вселенских Соборов. 10-я Неделя по Пятидесятнице.
  • Память святых отцов седьмого Вселенского Собора. Ближайшее воскресенье к 11 октября (по ст. стилю).

Переходящие праздники, связанные с Рождеством Христовым:

  • Неделя свв. Праотцев. Воскресенье 2-й седмицы до Рождества Христова;
  • Неделя свв. Отцев. Воскресенье 1-й седмицы до Рождества Христова.

Дни памяти чтимых икон Богородицы [4]

  • Кипрской иконы Божией Матери, в с. Стромынь Московской области. Неделя 1-я Великого поста;
  • Иверской иконы Божией Матери. Вторник Светлой седмицы;
  • Шуйской иконы Божией Матери. Вторник Светлой седмицы;
  • Касперовской иконы Божией Матери. Среда Светлой седмицы;
  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Пятница Светлой седмицы;
  • Моздокской и Дубенской-Красногорской (17 в.) икон Божией Матери. В день Преполовения Пятидесятницы;
  • Челнской и Псково-Печерской («Умиление») иконы Божией Матери. Неделя 7-я по Пасхе;
  • Тупичевской и Кипрской коны Божией Матери. В День Святого Духа, понедельник;
  • Икон Божией Матери Корецкой (1622) и «Споручница грешных». Четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице;
  • Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена». Неделя Всех святых.
  • Икон Божией Матери Табынской и «Знамение» Курская Коренная. 9-я пятница по Пасхе (это 1-я пятница Петрова поста);
  • Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери. 1-е воскресенье после 18 июня (1 июля).

См. также

Примечания

  1. Здесь и далее слово «Неделя» означает воскресенье.
  2. Счёт Недель от Пасхи ведётся с самой Пасхи. Пасхальное воскресенье — это 1-я Неделя по Пасхе.
  3. Счёт Недель от дня Пятидесятницы начинается со следующего воскресенья после Пятидесятницы.
  4. 123 Указаны только переходящие, в хронологическом порядке.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Переходящие праздники» в других словарях:

Переходящие праздники — ♦ (ENG movable feasts) праздники христианского церковного года, чья датировка зависит от дня Пасхи. Среди прочих таковыми являются: Пепельная среда, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Троица … Вестминстерский словарь теологических терминов

Праздники Русской православной церкви — Большинство Праздников Русской Православной Церкви общие с другими Церквями, но есть и особенные, например Покров Пресвятой Богородицы или Собор всех святых в земле Российской просиявших. Подразделяются по значимости празднуемого события и… … Википедия

Праздники христианские — (Церковные / Литургические) ♦ (ENG feasts, Christian (ecclesiastical/liturgical) дни церковного календаря, соотносящиеся с важными событиями в жизни Христа, святых и христиан. Воскресение Иисуса Христа празднуется по воскресеньям.… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Праздники Православной церкви — В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

ПРАЗДНИКИ БИБЛЕЙСКИЕ — К ним относятся П. ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные с событиями и лицами свящ. истории. 1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы… … Библиологический словарь

Праздники и посты — Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым). К двунадесятым праздникам относятся: Вход… … Энциклопедия русского быта XIX века

Подвижные праздники — Переходящие праздники (также подвижные праздники) праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (гражданского) календаря. Определяются в зависимости от Пасхи, которая празднуется по лунно солнечному… … Википедия

Православные праздники — Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия

Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

Читать еще:  Слово кирилла туровского на антипасху

Непереходящие праздники — (также неподвижные праздники) церковные праздники с неподвижными датами по солнечному календарю. Двунадесятые непереходящие праздники: 8 (21) сентября Рождество Богородицы, 14 (27) сентября Воздвижение Креста Господня, 21 ноября (4 декабря)… … Википедия

Церковные праздники : даты , объяснения и традиции

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники

Двунадесятые праздники известны каждому православному человеку, при этом высоко почитаются им. Некоторые ошибочно приписывают к этим праздником Воскресение Господне. Но Пасха стоит ступенью выше по важности, выделяясь в отдельную категорию (торжества из торжеств).

Как несложно догадаться по названию, в категории двунадесятых – 12 Великих православных праздников. Они делятся на две подкатегории: Господские и Богородичные. Господские праздники посвящены почитанию важнейших вех из жизни Иисуса Христа, соответственно, Богородичные являются праздниками почитания Девы Марии. Кроме того, различают также переходящие и непереходящие. Эта классификация основывается на датах празднеств. Знать даты и особенности обрядности в эти дни должен любой истинно верующий православный человек.

Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

  • Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

  • Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

  • День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

В 2018 году даты этих трех событий следующие:

Вербное воскресенье – 1 апреля

Вознесение – 17 мая

Троица – 27 мая

В 2020 году Пасха будет поздней, соответственно, праздники также сильно сместятся в календаре:

Вербное воскресенье – 21 апреля

Вознесение – 6 июня

Троица – 16 июня

В 2020 году в календаре отмечаем следующие даты:

Вербное воскресенье – 12 апреля

Вознесение – 28 мая

Троица – 7 июня

Непереходящие двунадесятые праздники

Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.

Господские непереходящие даты

  • Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.

По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.

  • Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.
Читать еще:  Что обозначает праздник пасха

Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.

На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).

  • Преображение Господне свершилось 19 августа.

Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.

  • Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.

Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.

Богородичные двунадесятые праздники

  • 15 февраля – Сретение.

На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.

  • Благовещение – 7 апреля.

В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.

  • Рождество Богородицы – 21 сентября.

В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.

Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.

Богослужение двунадесятых праздников

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.

Православный календарь с праздниками на 2020 год

Церковные православные праздники разделяют на великие, средние и малые. Великие же, в свою очередь, также подразделяются на три группы. Во-первых, это Святая Пасха, праздник праздников для всех христиан всего мира; Пасха, показывающая нам, что Христос воистину воскрес, явив тем самым непреложное торжество Православия. Во-вторых и в-третьих, это праздники двунадесятые, непереходящие и переходящие.

Двунадесятые праздники — это годичный цикл из 12-ти («двунадесять») торжеств, часть из которых всегда отмечают в одни и те же даты (непереходящие), а другая часть — зависят от дня празднования Пасхи.

По иной классификации эти праздники делятся на Господские и Богородичные.

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.

Сплошные седмицы — недели, в которых нет постов в среду и в пятницу — в 2020 году:

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 9февраля
  • Суббота мясопустная – 22 февраля
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14марта
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21марта
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая
  • Радоница – 28 апреля
  • Суббота Троицкая – 6 июня
  • Суббота Димитриевская – 7ноября

И для примера приведу цитату протоиерея Игоря Фомина, который объясняет, с каким светским праздником можно сравнить двунадесятое торжество.

— День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла, — считает отец Игорь. — Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Когда человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру.

По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна были людьми весьма благочестивыми. Жили они в достатке, но не кичились им, а за все благодарили Бога и раздавали милостыню. Одно огорчало Иоакима и Анну — они были бездетны, хоть и в годах. Окружающие судили их: якобы бесплодие — это наказание за какие-то страшные грехи. Как-то раз Иоаким принес дары в храм, но был жестоко высмеян присутствующими. «Как ты можешь, мол, приходить сюда, если ты бесплоден».

Иоаким настолько был огорчен, что ушел в пустыню, где беспрестанно молился и постился. Анна же оставалась в доме и тоже молилась, искренне считая себя виновницей их бездетности.

И когда в сердцах обоих супругов от горя не осталось ни капли гордыни и тщеславия, Господь явил им Свою милость. Ангел Божий явился сначала Анне, а потом и Иоакиму, сказав, что их молитвы услышаны и они родят ребенка, которого будет славить весь мир.

Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево, /
радость возвести всей вселенней: /
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
и разрушив клятву, даде благословение, /
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Иерусалим. 326 год от Рождества Христова. В этом году византийская царица Елена, будучи в преклонном возрасте, но абсолютно ясном уме, отправилась в Палестину, чтобы найти место захоронения Креста Господня, на котором он был распят. Стоит ли говорить, что сия реликвия и по сей день имеет величайшую ценность у христиан.

Что любопытно, царице удалось отыскать одного пожилого человека, который указал на некую заваленную мусором пещеру под языческим храмом. Очевидно, спустя 293 года в тех местах люди из уст в уста передавали друг другу историю страшного распятия Христа и чтили его святость. Елена велела раскопать пещеру и обнаружила там три креста, а рядом табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Какой из этих крестов — Христов?

Сильна была вера царицы и сопровождающего ее патриарха Макария. Они стали прикладывать эти кресты к болящей женщине, в надежде, что Господь явит чудо исцеления через животворящую силу Своего Креста. Так и произошло. Болящие исцелялись, мертвые воскресали.

Когда от сомнений не осталось и следа, патриарх Макарий трижды поднял (воздвиг) Крест на возвышении, а народ, прознавший о Великом Чуде, кланялся святыне.

Тропарь праздника:

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм. Так они выполнили обет, который дали Богу, молясь о том, чтобы Он дал им ребенка.

Этот день был особенным в жизни маленькой девочки. В доме Иоакима собрались многочисленные родственники, друзья, соседи. Все дружно наблюдали за тем, как родители облачают дитё в нарядные одежды. После вся с песнями и зажженными свечами устремились к храму.

В святой обители трехлетнюю девочку ждали священники во главе с первосвященником. Ребенку предстояло взойти по 15-ти высоким ступеням. По легенде, Мария легко взобралась на них, словно ей помогал сам Господь. К удивлению присутствующих, первосвященник взял малышку за руку и ввел ее самое святое место в храме, так и называемое Святое святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника и только раз в году.

По свидетельству историка Иосифа Флавия, Дева Мария, скорее всего, жила в одном из помещений, предназначенных для благочестивых дев, рукодельничала и молилась Богу. Но в то же время свидетельств, как росла девочка, не осталось. В Евангелии одно из первых упоминаний Богородицы связано с явлением Ей Архангела Гавриила. Но это уже совсем другая история.

Тропарь праздника:

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector